Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Постановление Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 28.07.2000 г. N 85 "О задачах хозяйственных судов республики по укреплению законности в экономической сфере и обеспечению правосудия в свете положений речи Президента республики И. А. Каримова на совещании в Кабинете Министров 21 июля 2000 г."

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПЛЕНУМА ВЫСШЕГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

28.07.2000 г.

N 85



О ЗАДАЧАХ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СУДОВ

РЕСПУБЛИКИ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ЗАКОННОСТИ

В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ

ПРАВОСУДИЯ В СВЕТЕ ПОЛОЖЕНИЙ РЕЧИ

ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ И. А. КАРИМОВА

НА СОВЕЩАНИИ В КАБИНЕТЕ МИНИСТРОВ

21 ИЮЛЯ 2000 Г.



Пленум Высшего хозяйственного суда отмечает, что положения выступления Президента Республики Узбекистан И.А. Каримова на первой сессии Олий Мажлиса второго созыва и протокола совещания в Кабинете Министров 11 февраля 2000 г. сыграли важную роль в повышении значимости хозяйственных судов в защите интересов и прав субъектов малого и среднего бизнеса, предпринимателей.

Хозяйственные суды принимают активное участие в развитии и обеспечении законности экономических преобразований, углублении процессов демократизации, становлении рыночных отношений, а также в борьбе с нарушениями прав собственников и препятствиями, возникающими перед предпринимателями, представителями малого и среднего бизнеса.

В течение 6 месяцев текущего года был пересмотрен ряд нормативных документов, относящихся к упорядочению деятельности суда, проведены семинары и научные занятия на различные темы с участием специалистов Германского технического общества, Бременского университета, Российской академии; в учебном центре “Хозяйственное право” проведены краткосрочные учебные семинары и практические занятия с сотрудниками судов данной направленности. Все это является важным фактором усиления деятельности хозяйственных судов.

Количество исковых заявлений от предпринимателей, субъектов хозяйственной деятельности, поступивших в хозяйственные суды в первой половине текущего года, увеличилось на 10%  по сравнению с тем же периодом прошлого года, т.е. поступило 20027 заявлений; количество взысканных долгов увеличилось на 76% или 23 млрд. сумов и составило 53,4 млрд. сумов; из рассмотренных 1166 хозяйственных дел в пользу субъектов малого и среднего бизнеса взыскано 2,8 млрд. сумов; по хозяйствам агропромышленного комплекса в их пользу из 1753 дел возмещено 2,4 млрд. сумов; в пользу дехканских и фермерских хозяйств по 168 делам возмещено 104,9 млн. сумов долгов и нанесенных убытков.

Из 6261 судебных документов на сумму 9,5 млрд. сумов, находящихся в делопроизводстве судебных исполнителей Республиканского хозяйственного суда, полностью обеспечено исполнение 3548 судебных документов на сумму 5,2 млрд. сумов. Это по сравнению с тем же периодом прошлого года больше на 3,2 млрд. сумов или в 1,7 раз, в количественном соотношении - на 774 дела или на 28%. В результате такой работы возрастает вера субъектов хозяйственной деятельности и предпринимателей в правосудие и реальность своей защищенности.

Наряду с этим надо отметить, что в Наманганском, Джизакском, Навоийском, Ташкентском, Хорезмском и Бухарском областных хозяйственных судах имеются случаи, когда исковые заявления не принимались и возвращались, а в Республике Каракалпакстан, Навоийской и Самаркандской областях большое количество дел, принятых в судопроизводство, своевременно не рассматривалось.

В целях оздоровления экономики в условиях рыночных отношений 3225 предприятий и организаций были закрыты и исключены из государственного реестра. В Сурхандарьинской, Бухарской, Кашкадарьинской и Навоийской областях, соответственно, 71, 64, 57 и 52% предприятий были признаны банкротами, их деятельность прекращена и они выведены из государственного реестра .

Уменьшилось количество апелляционных жалоб на решения, принятые хозяйственными судами республики первой инстанции. В Андижанской, Ферганской, Кашкадарьинской областях и городе Ташкенте часть апелляций удовлетворена, при этом решения судов первой инстанции отменены или изменены.

Количество дел, рассмотренных в кассационной инстанции Высшего хозяйственного суда по сравнению с прошлым годом уменьшилось на 4%. Однако в Кашкадарьинской, Андижанской, Самаркандской , Ташкентской и Навоийской областях еще имеют место случаи отмены или изменения судебных документов, принятых в низших инстанциях хозяйственных судов.

Не осуществляются в достаточной степени меры воздействия, отмеченные в Указе Президента Республики Узбекистан от 4 марта 1998 года, по отношению к руководителям, не обеспечивающим четкое исполнение законов в экономической сфере и допускающим недисциплинированность (халатность), в недостаточной степени осуществляющим меры по укреплению законности.

Часть уголовных дел, возбужденных хозяйственными судами Республики Каракалпакстан, г. Ташкента, Джизакской, Сырдарьинской, Навоийской областей, в ходе следствия и суда приостановлены или отменены ввиду отсутствия оснований для их возбуждения. На местах в недостаточной степени ведется практическая работа по повышению профессионального уровня сотрудников, что было указано в Постановлении Пленума Высшего хозяйственного суда №81 от 28 января 2000 года “Об итогах деятельности хозяйственных судов за 1999 год и о задачах, вытекающих из речи Президента Республики Узбекистан И.А. Каримова на первой сессии Олий Мажлиса второго созыва 22 января 2000 года”.

По республике в банковских учреждениях имеются судебные документы за прошлые годы, исполнение которых не осуществлено на 25,1 млрд. сумов, а именно: 24,3 млрд. сумов в пользу взыскивающих, 639,2 млн. сумов - в государственный бюджет, 27,2 млн. сумов - в фонд развития хозяйственных судов. Особенно неблагополучное положение сложилось в Андижанской области, где не обеспечено исполнение 1096 судебных документов на сумму 2,5 млрд. сумов.

В некоторых местах не налажено сотрудничество с биржами по исполнению судебных документов. В Андижанской области из материальных ценностей, которые были выставлены для реализации на биржу по решению областного хозяйственного суда, не распродано 98% на сумму 121,3 млн. сумов.

Из 101 сотрудника хозяйственных судов Республики 19, т.е. 20%, не получили подтверждения своим полномочиям по результатам аттестации, а именно: в Андижанской, Джизакской, Сырдарьинской, Самаркандской областях были освобождены от работы по 3 сотрудника ввиду несоответствия занимаемой должности. Долгое время остаются свободными две вакансии на должность судьи в Наманганской области, а в Джизакской, Сурхандарьинской, Хорезмской областях - по одной.

Такое положение требует серьезного внимания к решению кадровых вопросов, важность которых постоянно подчеркивается главой нашего государства.

За текущие полгода сотрудники хозяйственных судов республики выступили с пропагандой и разъяснением законов, нормативных документов по телевидению, радио и на страницах периодической печати, соответственно, 87, 118 и 108 раз. Но сотрудники хозяйственных судов еще в недостаточной мере используют в этом плане имеющиеся возможности .

Исходя из положений выступления Президента Республики Узбекистан на совещании в Кабинете Министров 21 июля 2000 года и с целью обеспечения полного и качественного исполнения возложенных на хозяйственные суды задач по развитию экономики, углублению рыночных отношений, обеспечению верховенства закона и устранению указанных недостатков, Пленум Высшего хозяйственного суда


ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Задачи хозяйственных судов республики по усилению своей деятельности, повышению эффективности правосудия и улучшению кадровых вопросов, вытекающие из речи Президента Республики Узбекистан И.А. Каримова на совещании Кабинета Министров 21 июля 2000 г., считать практическим руководством к действию.


2. С целью выполнения этих задач председателям судебных составов Высшего хозяйственного суда, начальникам управлений и отделов, председателям хозяйственных судов Республики Каракалпакстан, областей и г.Ташкента необходимо:


2.1. На основании задач, поставленных Национальной программой по подготовке кадров, обеспечить хозяйственные суды республики высококвалифицированными специалистами, осуществить необходимую работу по заполнению имеющихся вакансий;


2.2. Принимать на должность судей из состава резервистов и организовать работу с ними, создать институты наставничества для вновь назначенных и избранных судей, добиться эффективности в этой деятельности, принять необходимые меры по повышению знаний и профессионализма сотрудников;


2.3. Наметить дополнительные меры по укреплению законности в сфере сельского хозяйства, усилить борьбу с нарушениями закона в деле реформирования экономических и аграрных отношений на селе, применять меры воздействия, определенные законом по отношению к лицам, оказывающим сопротивление развитию этих отношений, а также против незаконного вмешательства местных органов управления и хокимиятов в производственные процессы, обеспечить исполнение этих мер, обобщить результаты деятельности в этой сфере и представить информацию до 1 сентября текущего года в Высший хозяйственный суд;


2.4. При рассмотрении исковых заявлений предпринимателей, работающих в фермерских, дехканских хозяйствах и других структурах агропромышленной системы, повысить уровень защиты их интересов и прав;


2.5. Обобщить деятельность хозяйственных судов по решению споров, возникающих в результате невыполнения кредитных обязательств между коммерческими банками и предпринимателями, разработать соответствующие рекомендации;


2.6. Изучить практику разрешения в хозяйственных судах споров, связанных с субъектами предпринимательской деятельности, не имеющими статуса юридического лица, обеспечить защиту их законных интересов;


2.7. Наметить дополнительные меры по повышению эффективности деятельности хозяйственных судов в сфере исполнения принятых судебных документов, уделять особое внимание полному исполнению решений о взимании средств в государственный бюджет;


2.8. Обеспечить в порядке установленном законом, ликвидацию и исключение из государственного реестра предприятий, признанных решением суда банкротами;


2.9. Правоохранительные органы совместно с органами хокимиятов должны наметить на местах меры по практическому закрытию (прекращению деятельности) хозяйствующих субъектов, признанных должниками и не осуществивших расчеты с госбюджетом, обеспечить принятие соответствующих мер воздействия на руководителей органов управления и хокимиятов, допускающих случаи нарушения закона.


3. Поручить отделу обобщения и анализа судебной деятельности (М.Умаров) обобщить на местах случаи отказа приема и возврата исковых заявлений, изучить деятельность двух областных хозяйственных судов в этой сфере и по результатам до 1 ноября текущего года внести свои предложения в Высший хозяйственный суд.


4. Принимать меры воздействия в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 4 марта 1998 г. по отношению к руководителям, не способствующим четкому исполнению законов в экономической сфере, осуществлять меры по укреплению законности.


5. Всем председателям хозяйственных судов указать, что необоснованное и поспешное возбуждение уголовного дела по решенным судебным делам будет рассматриваться как чрезвычайное событие; к судьям, допустившим необоснованное возбуждение уголовного дела, которое в ходе судебного разбирательства отменяется или по которому выносится оправдательный приговор, применять строгие и решительные меры, предусмотренные законом.

На местах изучить все судебные дела за 1999 год и 6 месяцев текущего года, по которым возбужденные уголовные дела были прекращены, проанализировать причины и о результатах представить подробную информацию в Высший хозяйственный суд до 1 сентября текущего года.


6. Ввиду того, что в Андижанском областном хозяйственном суде не приняты необходимые меры, предусмотренные законом, по исполнению судебных документов, особенно относящихся к взысканию средств в бюджет и в фонд развития хозяйственных судов республики, не организовано подчинение законности в сфере принудительной исполнительской деятельности, а также в связи с невыполнением указаний Президиума и руководства Высшего хозяйственного суда в этом направлении, в отношении заместителя председателя Андижанского областного хозяйственного суда, руководителя постоянной рабочей группы Р. Латифжанова необходимо принять дисциплинарные меры.

Возбудить дисциплинарное дело на Р. Латифжанова и представить его на рассмотрение квалификационной коллегии судей Высшего хозяйственного суда.

Обратить внимание председателя областного хозяйственного суда Ф. Шамсутдинова на имеющиеся недостатки, дать трехмесячный срок для их устранения и предупредить, что в случае отсутствия положительных изменений будут приняты строгие меры дисциплинарного воздействия. Поручить ему принятие решительных дисциплинарных мер к Р. Солиеву - старшему судебному исполнителю за недостатки в работе.


7. Поручить отделу по исполнению (С. Зокиров) оказать с выездом в Андижанскую область и в другие хозяйственные суды практическую помощь там, где допускается медлительность в исполнении судебных документов.


8. Одобрить проведение краткосрочных учебных семинаров и практических занятий по повышению знаний и профессионализма сотрудников судов, направленных на осуществление качественного правосудия и повышение эффективности исполнения судебных документов.

Поручить руководителям хозяйственных судов республики применять на местах такую практику с целью повышения знаний и профессионализма сотрудников.


9. Признать целесообразным организацию годичных курсов в Учебном центре Высшего хозяйственного суда и привлечение на них слушателями резервистов на судейскую должность с целью повышения их знаний и профессионализма.


10. Постановление данного Пленума разослать на места, контроль за исполнением возложить на первого заместителя председателя Высшего хозяйственного суда Н.Р. Ахмонова.