Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Постановление Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 06.02.1998 г. N 68 "О вопросах, связанных с введением в действие Хозяйственного процессуального кодекса Республики Узбекистан"

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПЛЕНУМА ВЫСШЕГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

06.02.1998 г.

N 68



О ВОПРОСАХ, СВЯЗАННЫХ С ВВЕДЕНИЕМ

В ДЕЙСТВИЕХОЗЯЙСТВЕННОГО

ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН



В связи с введением в действие с 1 января 1998 года Хозяйственного процессуального кодекса Республики Узбекистан (далее ХПК) и возникающими у хозяйственных судов вопросами по его применению Пленум Высшего Хозяйственного суда Республики Узбекистан


ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1) Судам при рассмотрении и разрешении хозяйственных споров необходимо иметь в виду, что нормы Хозяйственного процессуального кодекса применяются по всем делам с 1 января 1998 года, в том числе и не рассмотренным до этой даты.


2) Нормативные акты, касающиеся порядка рассмотрения и разрешения хозяйственных споров между предприятиями, учреждениями, организациями, а также между гражданами, имеющими статус индивидуальных предпринимателей, с 1 января 1998 года действуют в части, не противоречащей новому Хозяйственному процессуальному кодексу Республики Узбекистан. В частности, принятое Кабинетом Министров Республики Узбекистан Постановление от 8 ноября 1996 года № 387 "Об утверждении Положения о порядке обращения взыскания недоимок по налогам и обязательным платежам в бюджет на имущество предприятий и организаций" в части сроков рассмотрения дел этой категории не применяется.

Заявленное налоговыми органами требование об обращении взыскания недоимок по налогам, сборам и обязательным платежам в государственный бюджет на имущество организаций и граждан рассматривается хозяйственным судом по правилам главы 14 ХПК "Судебный приказ". При этом следует иметь в виду, что судья выдает судебный приказ не позднее десяти дней со дня поступления заявления.


3) Хозяйственным судам при принятии исковых заявлений следует иметь в виду, что в соответствии со статьями 23 и 24 ХПК к подведомственности хозяйственного суда законом могут быть отнесены и другие дела, помимо перечисленных в этих статьях.

Однако без внесения Олий Мажлисом в ХПК соответствующих изменений и дополнений не могут быть изъяты из компетенции хозяйственного суда подведомственные ему дела, изменена подсудность и по-другому решены иные процессуальные вопросы.


4) В соответствии со статьей 26 ХПК ограничен перечень категорий дел, непосредственно подлежащих рассмотрению Высшим хозяйственным судом по первой инстанции.

Однако, дела, находящиеся в производстве коллегии по разрешению споров Высшего хозяйственного суда или поступившие в коллегию до 1 января 1998 года, рассматриваются этой коллегией и после 1 января 1998 года. Поэтому указанная коллегия действует впредь до рассмотрения всех дел, находящихся в производстве на 1 января 1998 года.


5) В соответствии с главой 21 ХПК с 1 января 1998 года вводится апелляционная инстанция. Поэтому заявления по проверке законности и обоснованности решений, поданные до 1 января 1998 года и не рассмотренные к этой дате, должны рассматриваться хозяйственными судами, в которых приняты решения, в порядке, предусмотренном главой 21 ХПК, с учетом объема требований, действовавших на момент принятия этих решений.

При невозможности рассмотрения хозяйственным судом апелляции суд обязан по согласованию с Высшим хозяйственным судом направить апелляционную жалобу вместе с делом в другой суд.


6) В соответствии с главой 22 ХПК с 1 января 1998 года вводится кассационная инстанция.

Кассационная жалоба (протест) подается в Высший хозяйственный суд Республики Узбекистан через хозяйственный суд, принявший решение, постановление. При этом хозяйственный суд проверяет основания для возврата кассационной жалобы (протеста), в случае их отсутствия жалоба (протест) не позднее пяти дней со дня ее поступления направляется вместе с делом в Высший хозяйственный суд.

Судья кассационной инстанции о принятии кассационной жалобы (протеста) к производству выносит определение с указанием времени и места рассмотрения дела

Заявления (протесты), поданные в коллегию по проверке законности и обоснованности решений Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан до введения в действие Хозяйственного процессуального кодекса Республики Узбекистан, рассматриваются этой коллегией, которая действует впредь до рассмотрения всех заявлений (протестов), принесенных в нее до 1 января 1998 года.

Впредь до внесения изменений в законодательство, регулирующее ставки и порядок взыскания государственной пошлины, апелляционные и кассационные жалобы оплачиваются государственной пошлиной в размере и порядке, установленном для оплаты заявлений о проверке законности и обоснованности решений хозяйственного суда.


7) Хозяйственным судам не следует возвращать после 1 января 1998 года исковые заявления по мотиву несоблюдения досудебного (претензионного) порядка, кроме заявлений по спорам, для которых такой порядок сохранен.


8) Протокол судебного заседания подлежит составлению при рассмотрении дела во всех инстанциях. Судам следует иметь в виду, что отсутствие протокола или его неподписание председательствующим судебного заседания является основанием для отмены решения и постановления.


9) Судьям хозяйственных судов оказывать гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям, обращающимся в хозяйственный суд за защитой нарушенных прав и законных интересов, необходимую помощь в уяснении требований и положений Хозяйственного процессуального кодекса Республики Узбекистан и настоящего Постановления.