Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Постановление Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 01.03.1996 г. N 54 "О судебном решении"

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПЛЕНУМА ВЫСШЕГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

01.03.1996 г.

N 54



О СУДЕБНОМ РЕШЕНИИ*


Выполнение стоящих перед хозяйственными судами задач в области совершенствования деятельности по осуществлению правосудия и укреплению законности в экономических отношениях требует, чтобы принимаемые судебные решения полностью соответствовали требованиям закона. Это обязывает судей с особой ответственностью и вниманием относиться к вынесению решений, которые по каждому делу должны быть законными и обоснованными.

Изучение судебной практики показывает, что по большинству дел решения выносятся в соответствии с нормами процессуального и материального права.

Вместе с тем, принимаемые хозяйственными судами решения по конкретным спорам не всегда соответствуют требованиям хозяйственного процессуального законодательства и не дают достаточно убедительного ответа по существу спора. Решения иногда не содержат полного, и объективного анализа фактических обстоятельств дела, собранных по делу доказательств. Во многих решениях нечетко излагаются доводы истца, возражения ответчика. Не раскрывается сущность правоотношений сторон, не дается юридическая квалификация установленных фактов. В отдельных случаях не указывается закон, которым руководствовался суд при разрешении спора по существу. Имеются недостатки и в форме составляемых решений.

В целях устранения указанных недостатков, руководствуясь ст. ст. 42, 46 Закона Республики Узбекистан "О судах", Пленум Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан

ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Обратить внимание хозяйственных судов на то, чтобы выносимые ими акты судебной власти - решения по каждому делу в полной мере соответствовали требованиям хозяйственного процессуального законодательства Республики Узбекистан, были законными и обоснованными.

Судьи выносят решение по своему внутреннему убеждению, руководствуясь законом и основанным на материалах дела правосознанием, в условиях, исключающих постороннее воздействие на них.

Вынесенное решение должно быть глубоко мотивированным, разрешать весь круг вопросов, являющихся предметом иска. Недопустимо уклонение в судебном решении от правовой оценки заявленных сторонами ходатайств и представленных дополнительных доказательств. Нарушение указанных требований закона является основанием для отмены решения в соответствии со ст. 98 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Узбекистан.


2. Решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые надлежит применить к данному спорному правоотношению. Если установлено, что отдельные правила, содержащиеся в подзаконных нормативных актах или договоре, противоречат закону, хозяйственный суд при вынесении решения руководствуется законом.

При отсутствии закона, регулирующего спорное отношение, суд в соответствии с частью 3 ст.1 ХПК применяет законодательство, регулирующее сходные отношения.


3. Решение является обоснованным тогда, когда в нем изложены все имеющие значение для дела обстоятельства и приведены доказательства, подтверждающие выводы о правах и обязанностях сторон. Решение не может быть основано на предположениях об обстоятельствах дела.


Решение должно основываться на доказательствах с учетом требований ст. ст. 30-42 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Узбекистан об их относимости и допустимости, достоверности и достаточности. Средствами доказывания могут быть объяснения представителей сторон и других лиц, письменные и вещественные доказательства, заключение экспертов. В основу судебного решения могут быть положены лишь те доказательства, которые были предметом исследования и оценки суда. Суд не должен давать в решении перечисление доказательств, а обязан кратко изложить их содержание.

Если суд, оценив доказательства, каждое в отдельности и в их совокупности, установит, что те или иные представленные материалы, показания представителей сторон, другие фактические данные не подтверждают обстоятельств, на которые стороны сослались как на обоснование своих требований и возражений, он должен в решении убедительно мотивировать свой вывод об этом.

Никакое доказательство не имеет для суда заранее установленной силы. В случае признания ответчиком иска в решении должна быть дана оценка этому с учетом выясненных в судебном заседании действительных обстоятельств дела.

При ссылке в решении на заключение эксперта должно быть указано, какие факты, имеющие значение для дела, подтверждаются этим заключением. Вывод суда о несогласии с заключением эксперта должен быть убедительно мотивирован в решении по делу.


4. В соответствии с требованиями ст. 80 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Узбекистан о содержании решения хозяйственные суды обязаны четко излагать его вводную, описательную, мотивировочную и резолютивную части, чтобы в дальнейшем не было неясностей и споров при исполнении решения.


4.1. Во вводной части датой принятия решения считается день его оглашения в судебном заседании. Это правило действует и в тех случаях, когда в судебном заседании объявляется только резолютивная часть решения. Поэтому в мотивированном (полном) решении и в резолютивной части, подписанной судьями и объявленной в судебном заседании, проставляется одна и та же дата его принятия.


4.2. Описательная часть решения должна содержать краткое изложение существа искового заявления, а также других объяснений, заявлений и ходатайств лиц, участвующих в деле.


4.3. Мотивировочная часть решения должна содержать фактическое и правовое обоснование выводов хозяйственного суда. Изложение мотивов (соображения, аргументы суда) в тексте решения делает вывод суда понятным и убедительным. Фактическое обоснование решения должно слагаться из суждений суда о фактах основания иска, в том числе встречного иска и иска третьего лица, заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, а также из суждений о фактах, положенных в основание возражений против иска, и других фактах, признанных хозяйственным судом существенными для разрешения данного дела.

В мотивировочной части хозяйственный суд должен дать и правовое обоснование решения. Здесь необходимо указать нормы материального права, которые применил суд при разрешении дела, и нормы процессуального права, которыми он руководствовался. Правомочны ссылки на постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан, содержащие разъяснения по вопросам применения той или иной нормы права.

Если хозяйственный суд не применяет закон или иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле, то должен указать мотивы, на основании которых он не считает возможным применить их при разрешении спора.


4.4. Резолютивная часть решения хозяйственного суда должна содержать выводы об удовлетворении или отказе в удовлетворении каждого заявленного требования. При участии в деле нескольких истцов и ответчиков в решении указывается, как разрешен спор в отношении каждого из них. При полном или частичном удовлетворении первоначального и встречного исков в резолютивной части решения указывается сумма, подлежащая взысканию в результате зачета.

В то же время суд не вправе разрешать вопрос о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

Недопустимо вынесение решений, исполнение которых ставится в зависимость от наступления или ненаступления определенного условия.


5. Согласно части 1 ст.79 Хозяйственного процессуального кодекса при принятии решения по спору хозяйственный суд вправе выходить за пределы исковых требований, если это необходимо для защиты прав и законных интересов организаций и граждан-предпринимателей. В то же время изменение предмета или основания иска по инициативе суда, согласно п.2 ст.23 Хозяйственного процессуального кодекса, возможно лишь с согласия истца, сделанного непосредственно в судебном заседании, при условии, что при этом не были нарушены процессуальные права ответчика и ему была предоставлена судом возможность представления доказательств по новому предмету, основанию иска, а также изложения своих доводов в судебном заседании.


6. При вынесении решений хозяйственным судам соблюдать требования ст.ст.43-48 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Узбекистан о распределении судебных расходов между сторонами, особенно по делам, возбужденным без предварительной оплаты государственной пошлины.


7. В случаях, когда ст. 81 ХПК разрешается объявить только резолютивную часть решения, в судебном заседании должно быть объявлено, когда лица, участвующие в деле, а также их представители смогут ознакомиться с мотивированным решением. Полный текст решения должен быть подготовлен не позднее пяти дней.


8. Судебное решение может быть вынесено только тем судьей /судьями/, который участвовал в судебном разбирательстве. В случае необходимости замены судьи в процессе рассмотрения дела оно рассматривается с самого начала, о чем выносится постановление председателя соответствующего хозяйственного суда или его заместителя. Постановление решения судьей /судьями/, не участвовавшими в разбирательстве дела по существу, является основанием к отмене.


9. Возможность отсрочить или рассрочить исполнение решения, а также изменить способ и порядок его исполнения, предусмотренная статьей 114 Хозяйственного процессуального кодекса, может быть реализована и при вынесении решения, когда это вызывается необходимостью.

Основанием для отсрочки или рассрочки исполнения решения, а также для изменения способа и порядка его исполнения могут быть изменения в имущественном положении ответчика, нахождение банковских документов ответчика в распоряжении проверяющих и контролирующих органов, немедленное обжалование решения суда сторонами (во избежание повторного исполнения решения) и другие заслуживающие внимания обстоятельства. Данное процессуальное действие возбуждается, совершается по заявлению сторон или по инициативе суда, и об этих действиях выносится мотивированное определение. При этом суд может принять меры к обеспечению исполнения решения в порядке, предусмотренном в главе IX Хозяйственного процессуального кодекса Республики Узбекистан.


10. Согласно требованиям ст. 81 Хозяйственного процессуального кодекса, сторонам должен быть четко разъяснен порядок подачи заявления о проверке законности и обоснованности решения. Во избежание нарушения прав сторон на обжалование, судам следует в резолютивной части решения указать порядок и сроки обжалования.


11. В соответствии со ст. ст. 68, 84 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Узбекистан копия решения суда должна быть выслана сторонам и другим лицам, участвующим в деле, не явившимся в судебное заседание, не позднее пяти дней со дня их принятия.


12. Суд, вынесший решение, вправе по своей инициативе или по заявлению лиц, участвующих в деле, принять дополнительное решение в том случае, если по какому-либо требованию, изложенному в исковом заявлении, не было принято решение или не разрешен вопрос о судебных расходах.

Дополнительное решение выносится судом в судебном заседании с соблюдением всех требований судопроизводства, процессуальных прав сторон и иных лиц, участвующих в деле.

Вынесенное дополнительное решение может быть пересмотрено в порядке, установленном для основного решения, по заявлению стороны, протесту прокурора. В таком же порядке обжалуется определение суда об отказе в вынесении дополнительного решения.

Если в основном решении по делу были определены условия распределения между сторонами судебных расходов, но они не соответствуют выводам суда по существу иска, суд не вправе принимать дополнительное решение, дополнять или исправлять состоявшееся решение. Исправление судебной ошибки осуществляется путем пересмотра решения в установленном порядке. В дополнительном решении должны быть приведены мотивы, по которым оно выносится, а в резолютивной части изложены выводы по существу поставленного вопроса и решение принято по заявленному, но не разрешенному судом требованию, либо указаны размеры денежной суммы, присужденной с ответчика в пользу истца, либо вынесено решение о взыскании судебных расходов и др.


13. В соответствии со ст. 86 ХПК судья по заявлению сторон вправе разъяснить решение, не изменяя при этом его содержания, а также по заявлению сторон или по своей инициативе исправить в решении допущенные описки или арифметические ошибки, не затрагивая существа решения. Эти процессуальные действия осуществляются путем вынесения определений.

Суд также вправе разъяснить   решение по ходатайству   органа, на который непосредственно возложено исполнение решения (судебный исполнитель общего суда, банк, ликвидационная комиссия, финансовый орган, налоговая инспекция, обеспечивающая взимание средств в доход государства). Разъяснение решения заключается в более полном и ясном изложении тех частей решения, уяснение которых вызывает затруднения. При этом суд не вправе изменить его содержание и не может касаться тех вопросов, которые не были отражены в судебном решении. Разъяснить решение вправе лишь хозяйственный суд, разрешивший спор. Разъяснение решения не допускается, если решение приведено в исполнение или истек срок, предусмотренный законом для предъявления его к принудительному исполнению и этот срок не восстановлен.

Внесение исправлений в указанный размер взыскиваемых сумм, число, меру присуждаемого имущества допускается только в том случае, если неточность является следствием случайной ошибки в подсчетах или описки, опечатки.


14. Председателям, судебным коллегиям по проверке законности и обоснованности решений хозяйственных судов тщательно проверять соответствие обжалованных решений требованиям закона и принимать меры для своевременного исправления ошибок. Постоянно анализировать причины вынесения незаконных и необоснованных решений, проводить работу по их предупреждению, повышению профессионального мастерства судебных кадров.



*В постановлении ссылки на статьи Хозяйственного процессуального кодекса Республики Узбекистан 1993 года (в старой редакции).