Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Постановление Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 05.01.1993 г. N 11 "О применении законодательства, регулирующего порядок предъявления и рассмотрения претензий"

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПЛЕНУМА ВЫСШЕГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

05.01.1993 г.

N 11




О ПРИМЕНЕНИИ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО

ПОРЯДОК ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ И РАССМОТРЕНИЯ

ПРЕТЕНЗИЙ

В целях обеспечения единообразия судебной практики Пленум Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан, руководствуясь ст. 24 Закона Республики Узбекистан "Об арбитражном суде и порядке рассмотрения хозяйственных споров"*,


ПОСТАНОВЛЯЕТ:


Разъяснить в порядке судебного толкования, что:


1. В соответствии со статьей 93 Закона Республики Узбекистан "Об арбитражном суде и порядке разрешения хозяйственных споров" претензии отправляются заказным или ценным письмом либо вручаются под расписку.

При решении вопроса о соблюдении претензионного порядка следует учитывать, что претензия может быть передана по телеграфу, телетайпу, а также с использованием иных средств связи, обеспечивающих фиксирование ее отправления.

Хозяйственный суд при возбуждении дела должен исходить из того, что доказательством соблюдения истцом претензионного порядка являются прилагаемые к исковому заявлению копия претензии и документ, подтверждающий отправку претензии другой стороне, с четким указанием адреса получателя претензии и штемпеля почты.


2. Документом, подтверждающим отправку претензии заказным письмом, является почтовая квитанция.

За судьей остается право оценки предъявленных доказательств.

При направлении претензии или ответа на нее по телеграфу хозяйственному суду должна быть предъявлена квитанция, выданная органом связи о приеме телеграммы, а если претензия направлялась по телетайпу, телексу - выписка из журнала записей, заверенная истцом.


3. В случае, когда копия претензии или документ, подтверждающий отправку претензии, к исковому заявлению не приложены, хозяйственный суд должен возвратить исковое заявление. Если из предъявленного истцом ответа на претензию можно сделать вывод о соблюдении им претензионного порядка, то отсутствие документа, подтверждающего отправку претензии другой стороне, не может служить основанием для возвращения искового заявления.


4. Если в заседании хозяйственного суда выявляется, что претензия истцом ответчику не направлялась либо иск предъявлен до истечения срока, установленного для ответа на претензию, когда ответ на претензию не дан, иск должен быть оставлен без рассмотрения, при этом следует иметь в виду, что по искам к перевозчикам и органам связи производство по делам в таких случаях должно быть прекращено, если возможность предъявления претензии утрачена. Дело подлежит разрешению по существу в случаях, когда ко дню его рассмотрения дан ответ об отклонении претензии или истек срок, установленный для ответа на претензию, если ответ на нее не дан.


5. При признании претензии, когда в ответ на нее не сообщается о перечислении признанной суммы, заявитель претензии взыскивает эту сумму в установленном статьей 94 Закона порядке путем предъявления в банк распоряжения на ее бесспорное списание. Хозяйственные суды должны отказывать в принятии искового заявления о взыскании таких сумм, а при установлении в заседании, что претензия ответчиком была признана, производство по делу должно быть прекращено.


6. Обращение в банк с распоряжением о списании в бесспорном порядке сумм признанной задолженности в предусмотренных статьей 94 Закона случаях может иметь место при полном и при частичном признании претензии.

В случае частичного отклонения претензии заявитель претензии вправе обратиться в хозяйственный суд с иском о взыскании непризнанной суммы. Если истец предъявил иск о взыскании как признанной, так и непризнанной суммы, хозяйственный суд должен возбудить дело в части непризнанной суммы и разъяснить истцу, что он вправе дать распоряжение банку о списании признанной суммы в бесспорном порядке. При установлении в заседании хозяйственного суда, что претензия ответчиком была частично признана, производство по делу в этой части подлежит прекращению.


7. Установленная статьей 94 Закона ответственность может быть возложена хозяйственным судом на стороны, допустившие нарушение сроков рассмотрения претензий либо оставление претензий без ответа, независимо от обоснованности претензии по существу.

В одном деле ответственность может быть возложена и на истца и на ответчика, а если ответчиков несколько, ответственность возлагается на каждого из них в размере, установленном Законом.


8. Решение о возложении на ответчика ответственности за нарушение срока рассмотрения претензий и оставление претензий без ответа принимается хозяйственным судом в заседании при рассмотрении спора одновременно с принятием решения по делу. Указанная санкция применяется хозяйственным судом независимо от того, когда было допущено нарушение.


9. При вынесении решения о взыскании в доход республиканского бюджета сумм санкций за нарушение сроков рассмотрения претензий, а также оставление претензий без ответа приказы на исполнение решений хозяйственного суда следует направлять в налоговый орган по месту нахождения стороны, с которой производится взыскание.


10. При рассмотрении вопросов, связанных с применением ст. 94 Закона, исходить из того, что эта статья не распространяется на претензии по делам неимущественного характера.


11. Предусмотренные ст. 94 Закона санкции за нарушение сроков рассмотрения претензий и оставление претензий без ответа не должны применяться к предприятиям и организациям транспорта и связи, вытекающие из перевозки грузов и операций по оказанию услуг связи.


12. При ошибочном признании претензий и списании в бесспорном порядке признанной суммы должник вправе на общих основаниях предъявить в хозяйственный суд иск о ее возврате. До предъявления такого иска должна быть заявлена соответствующая претензия.



Председатель

Высшего хозяйственного суда

Республики Узбекистан                        Р.ХАЧАТУРОВ



И.о. секретаря Пленума

Высшего хозяйственного суда

Республики Узбекистан                        И.ФЕДОРОВА




* Далее "Закон"