Положение о Государственном центре тестирования при Кабинете Министров Республики Узбекистан (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 24.06.2004 г. N 293)
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к Постановлению КМ РУз
от 24.06.2004 г. N 293
ПОЛОЖЕНИЕ
о Государственном центре тестирования
при Кабинете Министров Республики
Узбекистан
1. Государственный центр тестирования при Кабинете Министров Республики Узбекистан (далее - Центр) является органом государственного управления.
Центр в своей деятельности подотчетен Кабинету Министров Республики Узбекистан.
2. Центр в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Республики Узбекистан, постановлениями и другими актами Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, а также настоящим Положением.
3. Центр осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими органами государственного управления, органами государственной власти на местах, общественными объединениями и другими организациями.
4. Финансирование деятельности Центра, а также оплата труда работников осуществляются за счет средств государственного бюджета в пределах выделяемых Центру ассигнований, а также других источников, не запрещенных законодательством.
5. Центр является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан и со своим наименованием.
6. Основными задачами Центра являются:
проведение государственной политики в области тестового отбора при приеме в образовательные учреждения республики, контроля за качеством подготовки кадров и объективной оценкой эффективности учебного процесса;
анализ соответствия знаний абитуриентов, учащихся, студентов государственным образовательным стандартам и государственным требованиям Республики Узбекистан;
совершенствование системы поиска и отбора одаренной молодежи;
разработка тестовых материалов, уровень сложности которых соответствует образовательным программам, и проведение на их основе тестовых испытаний абитуриентов, поступающих в образовательные учреждения;
обеспечение объективности, достоверности и справедливости результатов тестирования;
организация проверок и обеспечение контроля за качеством образования и обучения, объективностью оценок тестов и рейтинговых баллов;
организация и проведение аттестации педагогов, профессорско-преподавательского состава и руководящих кадров, занятых в системе непрерывного образования;
организация и проведение аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений, независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности, определение рейтинга образовательных учреждений;
осуществление координации и контроля за деятельностью руководящих органов системы образования и местных хокимиятов по организации и проведению аттестации педагогических кадров и образовательных учреждений;
выполнение функций рабочего органа Комиссии Кабинета Министров по лицензированию деятельности негосударственных образовательных учреждений;
оформление лицензий негосударственным образовательным учреждениям в качестве рабочего органа Комиссии Кабинета Министров по лицензированию деятельности негосударственных образовательных учреждений;
разработка и совершенствование требований и критериев для проведения аттестации педагогов, профессорско-преподавательского состава и руководящих кадров, а также образовательных учреждений;
организация и обеспечение реализации порядка признания и нострификации (установления эквивалентности) документов об образовании, выданных в зарубежных странах;
осуществление экспертизы государственных образовательных стандартов и государственных требований, а также, на их основе, учебных планов и программ по всем видам образования для их утверждения в установленном порядке;
разработка и внедрение в практику системы мониторинга качества подготовки кадров;
осуществление экспертизы при выдаче лицензии (разрешения) на право ведения образовательной деятельности зарубежных образовательных учреждений на территории республики;
развитие международного сотрудничества по вопросам, входящим в компетенцию Центра.
7. Центр для выполнения возложенных на него задач осуществляет следующие функции:
разрабатывает и вносит на утверждение Государственной комиссии по приему в образовательные учреждения Республики Узбекистан предложения к положениям о порядке и правилам приема в образовательные учреждения;
совместно с Министерством высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан разрабатывает критерии оценки результатов тестирования;
разрабатывает тестовые материалы, уровень сложности которых соответствует образовательным программам, и на их основе проводит тестовые испытания абитуриентов, поступающих в образовательные учреждения;
на основе анализа текущей и итоговой оценки знаний учащихся и студентов оценивает объективность тестовых и рейтинговых баллов, качество образования, обучения, учебных планов и программ во всех образовательных учреждениях республики и представляет предложения в Кабинет Министров;
разрабатывает и публикует учебно-методические пособия для лиц, проходящих тестовые испытания;
осуществляет обучение и повышение квалификации лиц, участвующих в подготовке тестовых материалов и организации тестовых испытаний;
на основе изучения мирового опыта совершенствует технологию тестовых испытаний;
оказывает консультативную помощь образовательным и другим учреждениям при разработке и использовании тестовых материалов;
выполняет комплекс мер по сохранению конфиденциальности содержания тестовых материалов, предназначенных для проведения процедуры тестирования;
разрабатывает и утверждает в установленном порядке нормативы оплаты за проведение тестирования по заявкам организаций и учреждений;
обобщает итоги тестовых испытаний в образовательных учреждениях и направляет их заинтересованным министерствам и ведомствам для использования в работе по совершенствованию качества обучения;
устанавливает прямые связи с зарубежными органами управления образованием и организациями, занимающимися вопросами тестирования, осуществляет сотрудничество с ними на основе международных договоров и соглашений Республики Узбекистан;
осуществляет в установленном порядке контроль за выполнением требований Закона Республики Узбекистан "Об образовании", Национальной программы по подготовке кадров и других нормативно-правовых актов об образовании в части, касающейся качества подготовки кадров;
систематически готовит экспертные заключения, отчеты, аналитические и справочные материалы по вопросам состояния аттестации и качества подготовки кадров и направляет их в Кабинет Министров, заинтересованным министерствам и ведомствам в установленном порядке для использования в работе;
составляет и представляет на утверждение в Кабинет Министров графики аттестации педагогов, профессорско-преподавательского состава и руководящих кадров, а также образовательных учреждений;
организует контроль за своевременным устранением выявленных в процессе аттестации недостатков и просчетов;
проставляет апостиль на официальных документах, исходящих из организаций сферы образования и науки;
вносит в установленном порядке необходимые предложения по изменению статуса и направлений образовательных учреждений, а также по привлечению к ответственности лиц, допустивших недостатки в своей деятельности;
проводит экспертизу материалов и подготовку соответствующих заключений по созданию (реорганизации, ликвидации) и пересмотру статуса образовательных учреждений, независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности.
III. ПРАВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЦЕНТРА
8. Для выполнения возложенных на него задач и функций Центр имеет право:
получать от министерств, ведомств, образовательных учреждений сведения и материалы, необходимые для выполнения возложенных на Центр задач;
в пределах своей компетенции приостанавливать действие приказов, распоряжений и иных решений, принятых руководителями образовательных учреждений с нарушением законодательства об образовании;
проводить в установленном порядке проверки качества образования и обучения учащихся и студентов, соответствия учебных планов и программ по всем видам образования в образовательных учреждениях;
оказывать научно-методические и информационно-консалтинговые услуги на договорной основе;
привлекать для решения возложенных на Центр задач ученых, ведущих специалистов-педагогов и зарубежных экспертов, а также создавать специализированные, целевые и временные научно-исследовательские и творческие группы;
устанавливать в пределах своих полномочий связи с министерствами и ведомствами, международными и зарубежными организациями;
участвовать в работе международных конференций, конгрессов, симпозиумов и заседаний по проблемам образования и качества подготовки кадров, а также принимать участие в переговорах по вопросам межгосударственного и межправительственного сотрудничества.
9. Центр несет ответственность за обеспечение качественного приема абитуриентов в вышеуказанные учебные заведения с осуществлением контроля за качеством подготовки специалистов, учебных планов и программ по всем видам образования, объективностью итоговых тестов и рейтинговых оценок в образовательных учреждениях республики.
10. Центр в пределах своих полномочий вправе принимать нормативно-правовые акты, являющиеся обязательными для министерств, государственных комитетов, ведомств, органов местной власти на местах, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан.
Центр вправе в необходимых случаях издавать с другими министерствами, государственными комитетами и ведомствами совместные постановления и иные нормативные акты.
Центр может иметь и иные права в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.
11. Центр несет ответственность за эффективное выполнение возложенных на него задач в установленном законодательством порядке.
IV. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА
12. Центр возглавляет директор, назначаемый и освобождаемый от должности Президентом Республики Узбекистан.
Директор имеет двух заместителей, в том числе заместителя директора - начальника управления по контролю за качеством подготовки кадров, аттестации педагогических кадров и образовательных учреждений.
Директор по статусу приравнивается к первому заместителю министра.
Заместители директора Центра назначаются и освобождаются от должности Кабинетом Министров Республики Узбекистан в установленном порядке.
13. Директор Центра:
издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения работниками Центра и его территориальными представителями;
осуществляет на основе единоначалия общее руководство деятельностью Центра;
утверждает в установленном порядке положения о структурных подразделениях Центра;
принимает решения по вопросам, входящим в компетенцию Центра, и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Центр задач и функций.
Директор осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством.
14. Штаты управления по контролю за качеством подготовки кадров, аттестации педагогических кадров и образовательных учреждений комплектуются преимущественно лицами с ученой степенью, имеющими научно-педагогический стаж и опыт методической работы не менее 5 лет.
15. В Центре образуется Научно-методический совет (далее - Совет) из 15 человек в составе: директора, заместителей директора, руководителей отделов и высококвалифицированных работников Центра. Персональный состав Совета утверждается приказом директора.
Совет рассматривает основные вопросы научного и нормативно-правового обеспечения задач, возложенных на Центр в соответствии с настоящим Положением.
Решения Совета проводятся в жизнь приказами директора.
16. Структура и предельная численность аппарата Центра утверждаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
17. Внесение изменений в настоящее Положение осуществляется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
18. Реорганизация и ликвидация Центра осуществляются в порядке, установленном законодательством.