Положение о порядке внесения и рассмотрения аттестационных дел и государственной аккредитации учреждений, выполняющих послевузовскую образовательную подготовку (аспирантура и доктарантура) в Государственном комитете Республики Узбекистан по науке и технике (Зарегистрировано МЮ 07.06.1995 г. N 152, утверждено Постановлением ГКНТ 30.05.1995 г. N 13)
УТВЕРЖДЕНО
Постановлением ГКНТ от 30.05.1995 г. N 13,
зарегистрированным МЮ 07.06.1995 г. N 152
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке внесения и рассмотрения аттестационных
дел и государственной аккредитации учреждений,
выполняющих послевузовскую образовательную
подготовку (аспирантура и докторантура)
в Государственном комитете Республики
Узбекистан по науке и технике
1. Аттестация является актом признания соответствия результатов реализации образовательных программ, потенциала конкретного учреждения, выполняющего послевузовскую образовательную подготовку, установленным нормативами и образовательными стандартами.*
2. Аттестация учреждений, выполняющих послевузовскую образовательную подготовку (далее - учреждения) проводится Государственным комитетом Республики Узбекистан по науке и технике (ГКНТ РУз) в соответствии с Законом Республики Узбекистан "Об образовании", Положением об аттестации образовательных учреждений, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 12 августа 1993 года N 406.
3. Настоящее Положение определяет основные нормы, принципы, порядок организации и проведения аттестации учреждений республики, независимо от их ведомственной подчиненности.
4. Аттестация учреждений проводится в целях:
- подтверждения их статуса;
- их государственной аккредитации.
5. ГКНТ РУз осуществляет организационно-методическое руководство, разрабатывает необходимые методические материалы (вопросник, по которому раскрывается деятельность учреждений по подготовке научных и научно-педагогических кадров) для проведения аттестации и государственной аккредитации учреждений и руководства создаваемым при министерствах и ведомствах экспертным группам, на которые возлагается подготовка аттестационных материалов и представление их в ГКНТ РУз (приложение N 1).
I.2. Порядок проведения аттестации
1. Аттестация учреждений проводится периодически, как правило, не реже одного раза в 5 (пять) лет, по графику, утвержденному ГКНТ РУз, или по инициативе учреждения, изложенной в его заявлении.
2. Министерства и ведомства, имеющие в своем подчинении учреждения, по согласованию с ГКНТ РУз создают экспертные группы из числа наиболее квалифицированных специалистов и ученых для изучения деятельности учреждения. Состав экспертной группы, ее председатель утверждаются приказом соответствующего министерства, ведомства.
Экспертная группа на основании результатов изучения состояния дел по вопросам подготовки научных и научно-педагогических кадров на местах (научный потенциал, потребность в докторах и кандидатах наук, материально-техническая база, состав научных консультантов и руководителей, состояние теоретического обучения аспирантов, эффективность подготовки, наличие нормативных документов, социально-бытовых условий для аспирантов и докторантов и др.) составляет справку по прилагаемой форме вопросника (приложение N 1) и заключение с рекомендацией об аттестации, условной аттестации или об отказе в аттестации учреждения по каждой специальности, по которой ведется подготовка.
3. Аттестационные материалы (справка с заключением и рекомендацией экспертной группы) представляются в ГКНТ РУз соответствующими министерствами и ведомствами.
4. По представленным аттестационным материалам ГКНТ РУз принимает постановление, на основании которого учреждение признается:
- аттестованным;
- условно аттестованным (подлежащим переаттестации не позднее оговоренного срока);
- не аттестованным.
5. Учреждение признается:
- аттестованным, если в полной мере решаются задачи, определенные Положением о данном учреждении, уровень подготовки научных и научно-педагогических кадров соответствует государственным стандартам образования, а также образовательный, кадровый, научно-исследовательский и материально-технический потенциал соответствуют ее статусу;
- условно аттестованным, если задачи, определенные Положением о данном учреждении, решаются не полностью, и имеющиеся недостатки могут быть устранены в короткие сроки за счет осуществления практических мер на месте собственными силами или с помощью вышестоящих органов управления образованием, соответствующих ведомств, базовых предприятий, учреждений;
- не аттестованным, если неудовлетворительно решаются основные задачи, определенные Положением о данном учреждении, уровень подготовки научных и научно-педагогических кадров ниже установленных требований, а также образовательный, кадровый, научно-исследовательский, материально-технический потенциал не соответствуют заявленному статусу.
6. В случае признания учреждения неаттестованным принимаются меры по переводу аспирантов и докторантов в другие учреждения на соответствующие или родственные специальности.
В постановлении ГКНТ РУз определяется одно из следующих решений:
- о реорганизации или снижении статуса;
- о частичном или полном приостановлении деятельности учреждений по подготовке научных и научно-педагогических кадров;
- об отказе в аккредитации.
7. Исходя из решения, определенного Постановлением ГКНТ РУз, министерства, ведомства, при которых функционировали неаттестованные учреждения, обязаны в установленном порядке реализовать данное решение в указанные сроки.
8. Процедура проведения аттестации должна быть завершена не более чем в двухмесячный срок со дня подачи заявления или установленной графиком даты.
9. Руководители учреждений или их учредители могут обжаловать результаты аттестации в вышестоящем органе управления образованием или в судебном порядке - для негосударственных учреждений.
1. Настоящее Положение определяет цели, принципы и порядок государственной аккредитации учреждений независимо от их ведомственной подчиненности.
2. Государственная аккредитация учреждений есть акт признания государством соответствия содержания и качества образовательной подготовки научных и научно-педагогических кадров требованиям и критериям государственных стандартов образования для данной специальности.
3. Государственная аккредитация учреждений проводится с целью обеспечения в НИИ, ВУЗах и организациях обязательного, гарантированного уровня подготовки научных и научно-педагогических кадров в соответствии с государственными стандартами образования для учреждений данного профиля и статуса.
4. Государственную аккредитацию учреждений независимо от их ведомственной подчиненности проводит ГКНТ РУз.
5. Основными принципами аккредитации являются государственный подход, объективность и периодичность.
1. Государственная аккредитация осуществляется на основании заявления министерства, ведомства и заключения по итогам их аттестации.
2. Решение о государственной аккредитации принимается постановлением коллегии ГКНТ РУз.
3. Коллегия ГКНТ РУз на основании заключения по итогам аттестации принимает решение:
- о подтверждении статуса или установлении заявленного статуса и выдаче ему удостоверения о государственной аккредитации установленного образца;
- о лишении учреждения статуса аккредитованного или отказе в получении заявленного статуса.
4. Решение об отказе в государственной аккредитации может быть обжаловано в порядке, установленном в пункте 9 раздела 1.2 настоящего Положения.
5. Аккредитованному учреждению выдается удостоверение о государственной аккредитации ГКНТ РУз (приложение N 2).
___________
* До введения государственных стандартов образования аттестация и государственная аккредитация учреждений осуществляется в соответствии с действующими нормативными документами (квалификационные характеристики, учебные планы, программы и т. п.)
ВОПРОСНИК
к справке для проведения аттестации и
государственной аккредитации учреждений,
выполняющих послевузовскую образовательную
подготовку (аспирантура, докторантура)
Государственным комитетом Республики
Узбекистан по науке и технике
Аттестация проводится в соответствии с Законом Республики Узбекистан "Об образовании", Положением и актами, составляющими правовую основу деятельности соответствующих образовательных учреждений, утвержденными постановлением Кабинета Министров от 12 августа 1993 года N 406.
Аттестация образовательного учреждения проводится в целях:
подтверждения его статуса;
его государственной аккредитации.
Аттестация является актом признания соответствия результатов реализации образовательных программ, потенциала конкретного образовательного учреждения установленным государственными образовательными стандартами* и нормативами.
1.1. Наименование вуза, научного учреждения и организации, подразделения, выполняющего подготовку научных и научно-педагогических кадров.
1.2. Основные направления научных исследований.
1.3. Численность научных и научно-педагогических кадров, из них:
1.3.1. Имеют ученую степень доктора наук - ___ (в т.ч. до 30 лет - ___, до 40 - ___, до 50- ___, до 60 и старше - ___). Из общего числа докторов наук осуществляют научное руководство - ___ и докторов наук не осуществляют подготовку научных кадров ___ чел.
1.3.2. Имеют ученую степень кандидата наук - ___ (в т.ч. до 30 лет, до 40 лет -___, до 50 лет -___, до 60 и старше -___). Из общего числа кандидатов наук осуществляют научное руководство - ___ человек, что составляет ___ %.
1.3.3. Имеют ученое звание: действительного члена АН (АСХН) - ___, член-корр. - ___, профессора - ___, доцента - ___, ст.н.с. - ___.
1.3.4. Имеют почетное звание - ___.
1.4. Сведения о специализированных советах по защите диссертаций (кем и когда утвержден, наименование специальности и срок полномочий).
1.5. Сведения о состоянии научной и научно-экспериментальной базы для подготовки докторантов и аспирантов.
1.6. Степень участия докторантов и аспирантов в научных и научно-технических конференциях (издание научных трудов, тезисов докладов и т.д.). Состояние публикаций законченных результатов научных исследований докторантами и аспирантами. Помощь вузов, научных учреждений и организаций в издании монографий, научных трудов докторантов и аспирантов, выпуске авторефератов и оформлении диссертаций.
1.7. Работа кафедр, факультетов, отделов, ученого совета в отборе талантливой молодежи и их роль в подготовке научных и научно-педагогических кадров по приоритетным направлениям науки и техники и разработке перспективных планов подготовки научных кадров.
1.8. Наличие нормативных документов по подготовке научных и научно-педагогических кадров (Номенклатура специальностей, Положение о подготовке научных и научно-педагогических кадров в системе непрерывного образования, учебных программ по вступительным и кандидатским экзаменам и др.).
1.9. Делопроизводство отдела аспирантуры (номенклатура дел, план работы, личные дела докторантов и аспирантов, конкурсные ведомости и протоколы заседания мандатной комиссии, отчеты отдела аспирантуры).
1.10. Социально-бытовые условия для иногородних докторантов и аспирантов.
2.1. Когда, на основании какого решения открыта докторантура (с указанием шифра и наименования специальности) (копия приказа).
2.2. Обеспеченность докторами наук по направлениям докторантуры (с приложением списка докторов наук с указанием шифров специальностей).
2.3. Потребность вуза, научного учреждения, организации, республики в кадрах высшей квалификации по специальности докторантуры (1995-2000 годы).
2.4. Сведения о докторантах по состоянию на время аттестации:
(человек)
Годы |
Принято докторантов |
Выпуск из докторантуры |
||||
план |
факт |
план |
факт |
с защитой или представлением |
в % от общего выпуска |
|
1990 |
||||||
1991 |
||||||
1992 |
||||||
1993 |
||||||
1994 |
||||||
1995 |
2.5. Эффективность (результативность) работы докторантуры (конкурсность приема, утверждение научного консультанта, диссертационной темы, их перспективность и актуальность, проведение аттестации докторантов, качественный состав зачисленных, использование результатов диссертационных исследований, использование кадров высшей квалификации).
2.6. Анализ причин выпуска из докторантуры без представления к защите (привести конкретные примеры) и меры, принимаемые администрацией и учеными советами.
2.7. Роль научного консультанта в качественном и своевременном завершении диссертационных исследований.
2.6. Делопроизводство (см. общий раздел).
3.1. Когда, на основании какого решения открыта аспирантура (с приложением перечня специальностей аспирантуры и копии приказа).
3.2. Обеспеченность докторами и кандидатами наук по направлениям аспирантской подготовки (с приложением списка докторов и кандидатов наук с указанием шифров специальностей), их демографический состав.
3.3. Потребность вуза, научного учреждения, организации, республики в кадрах высшей квалификации по специальностям аспирантской подготовки (1995-2000 годы).
3.4. Сведения об аспирантах по состоянию на время аттестации:
(человек)
Годы |
Принято аспирантов |
Выпуск из аспирантуры |
||||
план |
факт |
план |
факт |
с защитой или представлением |
в % от общего выпуска |
|
1990 |
||||||
1991 |
||||||
1992 |
||||||
1993 |
||||||
1994 |
||||||
1995 |
3.5. Эффективность (результативность) подготовки научных и научно-педагогических кадров через аспирантуру (конкурсность приема, утверждение научного руководителя, диссертационной темы, их актуальность и перспективность, аттестация аспирантов, ее действенность (примеры), использование кадров высшей квалификации).
3.6. Использование результатов диссертационных исследований в народном хозяйстве.
3.7. Анализ выпуска из аспирантуры без защиты, причины и меры, принимаемые администрацией и ученым советом. Сколько работ представлено к защите через год после окончания аспирантуры, через два, три, четыре, пять. Анализ причин с приведением конкретных примеров.
3.8. Выбытие из аспирантуры (с анализом причин).
3.9. Роль научных руководителей в своевременном и качественном завершении диссертационных исследований.
3.10. Делопроизводство (см. общий раздел)
IV. НАУЧНОЕ РУКОВОДСТВО ПОДГОТОВКОЙ
КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ
4.1. Из общего числа докторов наук ___ - осуществляют подготовку научных кадров - ___, что составляет - ___% от общей численности.
4.2. Из общего числа кандидатов наук, имеющих ученое звание доцента (старшего научного сотрудника) - ___ человек осуществляют научное руководство аспирантами, что составляет - ___% от общей численности. Порядок утверждения кандидатов наук на научное руководство.
4.3. Отчеты научных консультантов и руководителей на ученых советах по результатам научного руководства (привести конкретные примеры).
V. РАБОТА С СОИСКАТЕЛЯМИ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ
5.1. Общая численность соискателей на период аттестации.
5.2. Порядок их зачисления. Качественный состав, возрастной аспект.
5.3. Работа с соискателями и эффективность соискательства ученой степени.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РАБОТЫ АСПИРАНТУРЫ И
ДОКТОРАНТУРЫ И РАБОТЫ С СОИСКАТЕЛЯМИ
И СТАЖЕРАМИ
VII. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЭКСПЕРТНОЙ ГРУППЫ
С РЕКОМЕНДАЦИЕЙ ОБ АТТЕСТАЦИИ УЧРЕЖДЕНИЯ,
ВЫПОЛНЯЮЩЕГО ПОСЛЕВУЗОВСКУЮ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ
Подписи членов экспертной группы:
________________/_____________________
________________/_____________________
________________/_____________________
Место печати
__________
* До введения государственных стандартов образования аттестация и государственная аккредитация учреждений, выполняющих послевузовскую образовательную подготовку, осуществляется в соответствии с действующими нормативными документами по подготовке научных и научно-педагогических кадров.
Герб Республики Узбекистан
УДОСТОВЕРЕНИЕ
о государственной аккредитации учреждения
Республики Узбекистан, выполняющего
послевузовскую образовательную
подготовку (аспирантура,
докторантура)
Настоящим удостоверяется, что ____________________________
(наименование учреждения,
__________________________________________________________
выполняющего послевузовскую образовательную подготовку)
в соответствии с Постановлением коллегии Государственного комитета Республики Узбекистан по науке и технике (протокол от "__"________199___ года N _____) аккредитован(а) в Республике Узбекистан с
__________________________________________________________
предоставлением, подтверждением
статуса учреждения, выполняющего послевузовскую образовательную подготовку научных и научно-педагогических кадров через
__________________________________________________________
(аспирантуру, докторантуру)
по специальностям:
__________________________________________________________
(шифр, наименование специальностей)
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Срок действия удостоверения ____________________ со дня выдачи.
"___"___________199 ___ год N ________
Председатель Государственного
комитета Республики Узбекистан
по науке и технике _____________________
Место для гербовой печати