Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Положение об Агентстве по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору (Приложение N 2 к Постановлению КМ РУз от 07.04.2000 г. N 130)

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ПРИЛОЖЕНИЕ N 2

к Постановлению КМ РУз

от 07.04.2000 г. N 130



ПОЛОЖЕНИЕ

об Агентстве по надзору за безопасным ведением

работ в промышленности и горному надзору

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Агентство по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору - ”Саноатконтехназорат” является органом государственного управления, осуществляющим надзор за соблюдением всеми юридическими и физическими лицами на территории Республики Узбекистан требований законодательства и нормативно- технических документов по безопасному ведению работ в промышленности, пользованию и охране недр.

В своей деятельности Агентство по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору (далее Агентство) руководствуется Конституцией и законами Республики Узбекистан, постановлениями Олий Мажлиса, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров, а также иными актами законодательства и настоящим Положением.

Решения Агентства, принятые в пределах своей компетенции по вопросам техники безопасности и технической безопасности подконтрольных объектов, а также использованию и охране недр, являются обязательными для выполнения органами государственного и хозяйственного управления, органами государственной власти на местах, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности.


2. Агентство координирует свою деятельность с Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан, Министерством труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан, Государственным комитетом Республики Узбекистан по охране природы и другими органами государственного управления, взаимодействует и сотрудничает с государственными органами надзора других государств на основе международных соглашений.

Агентство совместно с органами государственного управления республики, по согласовании с Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан, Министерством труда Республики Узбекистан и Государственным комитетом Республики Узбекистан по охране природы организует разработку и утверждение нормативных актов по технике безопасности исполнителей работ и технической безопасности подконтрольных потенциально опасных производств, объектов повышенного риска, использованию и охране недр на месторождениях, переданных в промышленную и опытно-промышленную отработку, переработке и металлургическому переделу минерального сырья, а также по государственному надзору и контролю за их исполнением.

3. Агентство определяет и утверждает по согласованию с соответствующими органами государственного и хозяйственного управления перечни подконтрольных производств (технологий), объектов, оборудования и хозяйствующих субъектов, располагающих этими потенциально опасными производственными и технологическими объектами.



II. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ АГЕНТСТВА


4. Основными задачами Агентства являются:

- организация и осуществление государственного надзора за соблюдением всеми юридическими и физическими лицами на территории Республики Узбекистан требований законодательства и нормативно- технических документов по безопасному ведению работ в промышленности, пользованию и охране недр, переработке и металлургическому переделу минерального сырья, а также геолого-маркшейдерскому обеспечению горных работ;

- разработка и утверждение в установленном порядке нормативных актов по технической безопасности потенциально опасных производств (независимо от организационно-правовой формы собственности);

- оперативное и методическое руководство военизированными горно- спасательными частями Республики Узбекистан.


5. Агентство осуществляет государственный контроль и надзор за:

а) обеспечением безопасности работ в угольной, горнорудной и нерудной, химической, металлургической, нефтегазодобывающей, нефтегазоперерабатываюшей промышленности, в геологоразведочных организациях, на магистральных нефте-, газо- и продуктопроводах, при использовании газа в производственном цикле, на взрыво-, пожароопасных объектах по хранению и переработке зерна (выпуску готовой продукции), при ведении подземного транспортного и гидротехнического строительства, на объектах повышенной опасности в строительстве и других отраслях, имеющих взрыво-, пожароопасные объекты;

б) производством взрывчатых веществ и средств взрываний на предприятиях-изготовителях, хранением, использованием и учетом промышленных взрывчатых материалов, изделий, содержащих источники ионизирующих излучений, а также изготовлением простейших и водосодержащих взрывчатых веществ на предприятиях-потребителях;

в) разработкой, изготовлением и применением оборудования для потенциально опасных промышленных производств;

г) проектированием, строительством, эксплуатацией и ремонтом магистральных газо-, нефте- и продуктопроводов, систем газоснабжения городов и населенных пунктов, а также объектов, связанных с транспортированием, хранением и использованием нефтепродуктов, природного и сжиженного (пропан-бутан) газов;

д) безопасностью работ при строительстве, реконструкции, эксплуатации и ремонте взрыво- и пожароопасных поднадзорных производств и объектов;

е) радиационной безопасностью при транспортировании, хранении, использовании и захоронении, добыче и переработке радиоактивных материалов и руд (по компетенции), эксплуатации ядерных объектов и других объектов, использующих или получающих источники ионизирующих излучений;

ж) разработкой, устройством, изготовлением, монтажом, ремонтом и безопасной эксплуатацией подъемных сооружений, паровых и водогрейных котлов, сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды, а также других подконтрольных Агентству объектов;

и) выполнением условий транзитной перевозки опасных грузов и взрывчатых веществ в соответствии со своей компетенцией;

к) соблюдением требований законодательства о недрах, условий, правил и требований пользования недрами (в части проектирования горнодобывающих предприятий, учета движения и списания запасов полезных ископаемых, нормативов извлечения из недр и при переработке минерального сырья, охраны минеральных и термальных вод от истощения и загрязнения, производства геолого-маркшейдерского обслуживания горных работ);

л) ходом строительства, реконструкции и перевооружения поднадзорных объектов;

м) правильностью отнесения производств к соответствующим категориям по взрывной, взрывопожарной опасности и правильностью перевода производств из одной категории в другую, а также за соответствием применяемого оборудования категории и группе взрывоопасных смесей и классу взрывоопасных зон;

н) разработкой и проведением мероприятий по предупреждению аварий и производственного травматизма на поднадзорных объектах и готовностью предприятий, военизированных горноспасательных частей, подразделений противофонтанной, газоспасательной и аварийно- диспетчерской служб к ликвидации возможных аварий и их последствий, а также согласовывает схемы дислокации указанных подразделений;

о) реализацией научно-технических программ по вопросам технической безопасности.


6. Агентство в соответствии с возложенными задачами выполняет следующие функции:

а) рассматривает и согласовывает в установленном порядке проекты республиканских стандартов и других нормативных документов, содержащих требования по безопасному ведению работ в промышленности, устройству и эксплуатации оборудования, а также использованию и охране недр, переработке и металлургическому переделу минерального сырья;

б) выдает и аннулирует в установленном порядке разрешения на отдельные виды работ, входящие в компетенцию Агентства;

в) определяет технические требования (в части безопасности работ, охраны недр при эксплуатации месторождений полезных ископаемых и сохранения горных выработок, пригодных для использования в народном хозяйстве), подлежащие выполнению пользователями недр при ликвидации и консервации предприятии, объектов по добыче полезных ископаемых;

г) предоставляет горноотводные акты для разработки месторождений полезных ископаемых, а также для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

д) списывает с учета добывающих предприятий добытые и потерянные в процессе добычи запасы полезных ископаемых и выдает заключения на списание запасов, утративших промышленное значение или не подтвердившихся при последующих геологоразведочных работах и разработке месторождений;

е) согласовывает технические проекты горнодобывающих и перерабатывающих предприятий, планы горных работ, в части технических решений по безопасности ведения работ, нормативов потерь и разубоживания полезных ископаемых при добыче и переработке минерального сырья;

ж) утверждает перевод шахт (рудников) из одной категории в другую;

з) регистрирует объекты газового надзора, паровые и водогрейные котлы, сосуды, работающие под давлением, трубопроводы для пара и горячей воды и подъемные сооружения;

и) осуществляет методическое руководство работой служб предприятий эксплуатирующих бытовые газовые приборы в жилых домах и газовое оборудование коммунально-бытовых предприятий, по контролю за техническим состоянием и обеспечением безопасной эксплуатации этих приборов;

к) назначает представителей для участия в составе государственных комиссий по приемке в эксплуатацию подконтрольных предприятий и объектов, осуществляет контроль за соблюдением правил приемки в эксплуатацию этих объектов;

л) проводит экспертизу на соответствие требованиям безопасности проведения работ в промышленности, горном надзоре, охраны недр и научных исследований утвержденным технологиям проектов производств и объектов повышенной опасности;

м) участвует в формировании и согласовании программ научных исследований и подготовки специалистов по вопросам безопасности труда и охраны недр в соответствующих учебных заведениях;

н) устанавливает порядок подготовки персонала поднадзорных объектов и проверки его знаний по вопросам обеспечения безопасного ведения работ и охраны недр на этих объектах;

о) контролирует выполнение пользователями недр решений и заключений, принятых при утверждении запасов Центральной комиссией по запасам полезных ископаемых (ЦКЗ);

п) выделяет своих представителей в состав ЦКЗ Республики Узбекистан;

р) выдает экспертное заключение о возможности применения иностранных технологий в части безопасности производства на объектах, подконтрольных органам Агентства;

с) осуществляет международное сотрудничество в области надзора за безопасным ведением работ в промышленности, горного надзора, атомной энергетики и научных исследований, в установленном порядке поддерживает связи с международными организациями, соответствующими органами надзора других стран по вопросам, входящим в компетенцию Агентства;

т) в соответствии с законодательством выдает заключения и осуществляет контроль при транзите  опасных грузов и взрывчатых веществ.


III. ПРАВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ АГЕНТСТВА


7. Агентству предоставляется право:

а) проводить, в установленном законодательством порядке, обследования предприятий и объектов по вопросам, относящимся к компетенции Агентства, а также привлекать, по согласованию с соответствующими министерствами, ведомствами, предприятиями специалистов для проведения указанных обследований с оплатой командировочных расходов за счет средств Агентства и сохранением заработной платы по месту работы;

б) давать руководителям подконтрольных предприятий и организаций, а также органам государственного и хозяйственного управления, имеющим подконтрольные Агентству объекты, обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений правил и норм по безопасному ведению работ и охране недр;

в) издавать в пределах своей компетенции приказы, постановления, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами на территории Республики Узбекистан, в необходимых случаях Агентство издает постановления совместно или по согласованию с другими заинтересованными министерствами, ведомствами и организациями;

г) приостанавливать работы, которые ведутся с нарушениями правил и норм безопасности и охраны недр, а также выводить людей с рабочих мест, когда создается угроза для их жизни или возникновения аварии, опечатывать места работ или оборудование;

д) привлекать в установленном законодательством порядке к административной ответственности должностных лиц и граждан за нарушение правил, норм и инструкций по безопасному ведению работ и охране недр;

е) организовывать курсы по подготовке персонала для подконтрольных производств, а также курсы по подготовке специалистов на право ответственного ведения горных и взрывных работ, принимать экзамены и выдавать соответствующие удостоверения лицам, подготавливаемым для выполнения особо опасных работ;

ж) проводить проверку знаний правил и норм безопасности, технологических регламентов специалистами и инструкций по охране труда рабочими на подконтрольных объектах; участвовать в проверке знаний правил и норм безопасности и охраны недр у руководителей и инженерно- технических работников подконтрольных предприятий;

з) вносить представления руководителям подконтрольных предприятий и государственных органов управления об освобождении в установленном порядке от занимаемой должности или о лишении на срок до одного года права технического руководства работами лиц, нарушающих требования правил, инструкций и другой нормативно-технической документации по безопасному ведению работ и охране недр;

и) передавать материалы в правоохранительные органы для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности;

к) проводить в установленном порядке техническое расследование обстоятельств и причин аварий, случаев производственного травматизма, утрат взрывчатых материалов, и принимать по результатам расследования обязательные для выполнения решения по вопросам, отнесенным к компетенции Агентства;

л) назначать в случае необходимости проведение министерствами, ведомствами, предприятиями и организациями контрольных испытаний оборудования и материалов, анализов рабочей и окружающей природной среды, независимой экспертизы проектных и проектно-конструкторских решений;

м) проверять на заводах-изготовителях и ремонтных предприятиях соответствие требованиям правил и норм безопасности оборудования для подконтрольных отраслей промышленности, приостанавливать выпуск и запрещать применение в случае несоответствия его требованиям стандартов, правил и норм безопасности и утвержденным проектным решениям;

н) получать в установленном порядке от министерств, ведомств, других органов государственного управления, предприятий всех форм собственности и граждан необходимую информацию по вопросам, относящимся к компетенции Агентства;

о) проверять наличие у должностных лиц и граждан соответствующих документов, дающих право на техническое руководство работами и на их выполнение, а также соблюдение специально установленных требований для работ, связанных с повышенной опасностью;

п) участвовать в создании, реорганизации и ликвидации в установленном порядке предприятий, организаций по оказанию технических, экспертных и других видов услуг по вопросам обеспечения безопасности работ и охраны недр.


8. Работники органов Агентства подлежат обязательному личному страхованию за счет средств республиканского бюджета.

Предприятия, учреждения и организации обязаны обеспечивать инспекторов Агентства служебными помещениями, средствами связи, спецодеждой и защитными средствами, транспортом для выполнения обязанностей. Также предприятия, учреждения и организации обязаны оказывать содействие постоянно дислоцированным инспекторам в выделении жилой площади с коммунальными услугами и телефонной связью, предоставлять места в детских дошкольных и санаторно-курортных учреждениях, решать вопросы медицинского обслуживания и социально-бытового обеспечения.


9. Должностные лица Агентства в соответствии с законодательством несут ответственность за выполнение возложенных задач и осуществление функций, определенных настоящим Положением.



IV. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АГЕНТСТВА


10. Агентство возглавляет Генеральный директор, назначаемый на должность решением Кабинета Министров Республики Узбекистан.

Генеральный директор имеет заместителя, также назначаемого на должность решением Кабинета Министров Республики Узбекистан.

Генеральный директор приравнен по должности к министру Республики Узбекистан, а заместитель - соответственно, заместителям министра.

Генеральный директор Агентства:

- руководит деятельностью Агентства и подведомственных ему органов;

- организует контроль за работой штаба Военизированной горноспасательной части (ВГСЧ) по обеспечению готовности военизированных горноспасательных частей к спасению людей, застигнутых авариями, ликвидации возникающих аварии и выполнению аварийно-технических работ на предприятиях;

- несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Агентство задач  и осуществление функций;

- утверждает штатное расписание аппарата управления Агентства в пределах численности работников и фонда заработной платы, установленных Кабинетом Министров Республики Узбекистан;

- возглавляет Совет фонда безопасности труда и охраны недр;

- утверждает Положение о структурных подразделениях Агентства, кроме Положения о военизированных горноспасательных частях Агентства.


11. В Агентстве образуется коллегия численностью 5 человек в составе Генерального директора Агентства (председатель коллегии), его заместителя по должности, а также других руководящих работников Агентства. Персональный состав коллегии утверждается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Коллегия на своих регулярно проводимых заседаниях рассматривает вопросы совершенствования государственного надзора за безопасным ведением работ, практического руководства подведомственными организациями, проверки выполнения решений, подбора и использования кадров, заслушивает руководителей подведомственных ему организаций по вопросам, входящим в его компетенцию.

Решения коллегии проводятся в жизнь, как правило, приказами Агентства. В случае разногласия между генеральным директором и коллегией генеральный директор проводит в жизнь свое решение, докладывая о возникших разногласиях в Кабинет Министров, члены коллегии, в свою очередь, могут сообщить свое мнение в ту же инстанцию.


12. Для координации работ, связанных с использованием взрывчатых материалов в отраслях экономики, при Агентстве образуется межведомственный совет по взрывному делу, возглавляемый Генеральным директором Агентства.

Персональный состав Межведомственного Совета по взрывному делу и Положение о нем утверждается Генеральным директором Агентства по согласованию с соответствующими министерствами и ведомствами.


13. Функции контроля и надзора, возложенные на Агентство, осуществляются через структурные подразделения Агентства - отраслевые инспекции.

В отдельных случаях приказом Генерального директора могут образовываться постоянно дислоцированные региональные группы государственных инспекторов, возглавляемые главными государственными инспекторами.

Инспекторскому составу и работникам органов Агентства выдается в установленном порядке форменная одежда со знаками различия и удостоверения единого образца.


14. Руководители отраслевых инспекций и региональных групп государственных инспекторов, в том числе начальник ВГСЧ, утверждаются решением коллегии Агентства с последующим назначением на должность приказом Генерального директора Агентства.


15. Агентство организует сеть внештатных инспекторов, работающих по утвержденному Агентством положению и содержащихся за счет средств подконтрольных предприятий и организаций. Внештатные инспектора назначаются на должности руководителями соответствующих предприятий и организаций по представлению Генерального директора Агентства.


16. Текущее содержание Агентства, его подведомственных органов и организаций осуществляется за счет средств Государственного бюджета и обслуживаемых предприятий, а также доходов от собственной деятельности хозрасчетных организаций Агентства.


17. Агентство имеет печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан и своим наименованием.