Положение о порядке и правилах создания, внедрения и эксплуатации локальных, ведомственных, региональных и других информационно-вычислительных сетей на территории республики (Зарегистрировано МЮ 31.01.1995 г. N 120, утверждено ГКНТ 30.01.1995 г.)
ЗАРЕГИСТРИРОВАНО
МИНИСТЕРСТВОМ ЮСТИЦИИ
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
31.01.1995 г.
N 120
УТВЕРЖДЕНО
ГОСУДАРСТВЕННЫМ КОМИТЕТОМ
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
ПО НАУКЕ И ТЕХНИКЕ
30.01.1995 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке и правилах создания, внедрения
и эксплуатации локальных, ведомственных,
региональных и других информационно-
вычислительных сетей на территории
республики
1.1 Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Республики Узбекистан “Об информатизации”, Законом Республики Узбекистан “О телекоммуникациях”, постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 8 декабря 1992 года N 570 “Об изменениях в структуре Центрального аппарата Государственного комитета Республики Узбекистан по науке и технике”, распоряжением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 2 декабря 1994 года N 469-Ф и служит для учета информационно-вычислительных систем и сетей, унификации и стандартизации информационных средств, создания единого информационного пространства и обеспечения условий вхождения Республики Узбекистан в мировое информационное сообщество.
1.2 Положение распространяется на информационно-вычислительные сети, создаваемые на предприятиях и организациях Республики независимо от их формы собственности, работающие под управлением единой операционной системы по установленным протоколам обмена, и регламентирует условия их проектирования, ввода в эксплуатацию.
Под локальной понимается информационно-вычислительная сеть (далее - Сеть), взаимосвязывающая через коммуникационную среду электронно-вычислительные машины (ЭВМ), расположенные на ограниченной территории в пределах одного или нескольких сооружений.
Под ведомственной понимается сеть, взаимосвязывающая через коммуникационную среду ЭВМ одного ведомства и имеющая территориальную рассредоточенность.
Под региональной понимается сеть, взаимосвязывающая ЭВМ, расположенные на территории географического региона.
1.3 При разработке Положения использованы стандарты на информационные технологии, действующие на территории Республики Узбекистан (ГОСТЫ 34.201-89, 34.602-89, 34.601-90, 34.603-92, 34.913.3-91, 28.906-91, 24.402-88).
2. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТОВ ИНФОРМАЦИОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ СЕТЕЙ
2.1 Проект Сети является основным документом и состоит, как правило, из технико-экономического обоснования, технического задания, технического проекта и рабочей документации. В разработке проекта предполагается участие организации-заказчика проекта, которая обеспечивает финансирование, и организации-исполнителя, которая выполняет работы по созданию Сети.
При отсутствии предполагаемого исполнителя проекта заказчик может объявить открытый тендер (конкурс).
2.2 Предпроектные работы включают разработку технико- экономического обоснования, формирование требований к Сети, определение количества этапов реализации проекта и перечня проектной документации.
2.3 Техническое задание (ТЗ) на Сеть является основным документом, определяющим требования к Сети. Включаемые в техническое задание требования должны соответствовать современному уровню развития информационных технологий в мире.
2.4 ТЗ должно быть разработано в соответствии с действующими нормативными документами как общегосударственного, так и ведомственного характера. В ТЗ также должны быть конкретно указаны стандарты, согласно которым производится проектирование Сети, и перечень документов (конструкторских и эксплуатационных), в соответствии с которыми реализуется весь проект.
Проектные решения должны соответствовать организационным требованиям к системе, заложенным в ТЗ.
2.5 Технический проект Сети включает комплект документов, содержащих проектные решения по Сети в целом и по ее частям, функциям и необходимым видам обеспечения.
Технический проект должен соответствовать требованиям ТЗ и основываться на современных технических, программных средствах и информационных технологиях.
На основе технического проекта исполнителем по согласованию с заказчиком составляется рабочая документация.
3.1 В проекте должно быть предусмотрено использование лицензионных программных продуктов с обязательным хранением дистрибутивных носителей оригиналов сетевых операционных систем и программных средств, необходимых для функционирования Сети.
3.2 Проектные решения должны отражать следующие системные требования к Сети:
- функциональная полнота и возможность обеспечения заданной технологии обработки данных;
- возможность взаимодействия с другими информационными системами;
- открытость, возможность развития, адаптируемость к языковой среде;
- наличие средств защиты информации от несанкционированного доступа;
- полнота комплекса технических средств, его надежность, условия эксплуатации;
- алгоритмическая и системная полнота выбираемых и разрабатываемых программных средств;
- характеристики и возможности средств связи и телекоммуникаций, их эксплуатационные качества.
3.3. В проекте должны найти отражение вопросы информационной модели системы, архитектуры программного и технического обеспечения, описание системной платформы, вопросы организации и реализации Сети, обучения персонала и поддержки в течение установленного периода.
3.4 Комплекс технических, программных и информационных средств должен быть достаточен для выполнения всех функций Сети.
Проектные решения должны соответствовать функциональным и организационным требованиям к Сети и отдельным ее компонентам, должны быть учтены требования к техническим, программным и информационным средствам.
3.5 Проектные решения должны соответствовать рекомендациям Международного союза по электросвязи (МСЭ) и Эталонной модели протоколов взаимодействия открытых систем (ВОС) Международной организации стандартов (МОС).
При использовании в Сети других протоколов обмена данными рекомендуется предусматривать меры их совместной работы с протоколами ВОС/МОС.
3.6 Надежность Сети, предусмотренная в проекте, должна быть достаточной для достижения установленных целей ее функционирования.
3.7 В проекте должны быть предусмотрены меры защиты технических, программных и информационных средств от неправильного действия обслуживающего персонала и от несанкционированного доступа. Применяемые в Сети методы защиты от несанкционированного доступа должны соответствовать требованиям к защите информации.
При необходимости контроля технических характеристик каналов передачи данных система должна обеспечивать такую возможность.
3.8 Проектом должен быть предусмотрен контроль правильности функционирования Сети и ее диагностирование с указанием места, вида и причины возникновения нарушений в работе.
3.9 Магистральные, городские и другие линии телекоммуникаций общего пользования должны использоваться в Сети в соответствии с требованиями законодательства.
Технические средства (аппаратура передачи данных, оконечные устройства и др.), подключаемые к Сети связи, должны иметь национальные или признанные Узгосстандартом сертификаты соответствия и знаки соответствия других государств.
4. ПОРЯДОК УТВЕРЖДЕНИЯ И СОГЛАСОВАНИЯ ПРОЕКТА
4.1 Утверждение проекта Сети осуществляет заказчик по согласованию с исполнителем.
4.2 Копия утвержденного проекта направляется в соответствии с Постановлением Кабинета Министров РУз N 570 от 08.12.92 г. в Главное управление по информатизации Государственного комитета Республики Узбекистан по науке и технике (ГКНТ) для регистрации и проведения экспертизы.
4.3 Экспертная комиссия рассматривает эффективность разработки проекта, его технический уровень, соответствие проекта целям и задачам создаваемой Сети, а также нормативным документам, рекомендациям МСЭ и стандартам МОС (ISO) с учетом примерного перечня используемых в проекте программных и информационных средств, разрешений на использование каналов связи.
4.4 Экспертиза осуществляется в срок не более 20 дней со дня поступления проектно-сметной документации в ГКНТ РУз.
Должностные лица и эксперты, имеющие доступ к представленной на экспертизу документации, несут за разглашение коммерческой тайны, содержащейся в документации, ответственность в соответствии с действующим законодательством.
4.5 При положительном решении экспертной комиссии и соответствующем заключении ГКНТ заказчик приступает к практической реализации проекта после устранения высказанных замечаний и предложений.
По согласованию между заказчиком и исполнителем в проект могут быть внесены изменения. При внесении в процессе реализации изменений в проект, не влияющих на функциональные характеристики Сети и протоколы обмена данными, повторная экспертиза не обязательна.
В случае отрицательного решения экспертной комиссии повторное рассмотрение проекта производится в общем порядке.
5. ПОРЯДОК ВВОДА В ДЕЙСТВИЕ СЕТИ
5.1 Сеть при вводе в действие должна пройти предварительные испытания, предусмотренные нормативно-техническими документами, для определения ее работоспособности и принятия решения о возможности передачи Сети в опытную эксплуатацию.
5.2 Продолжительность опытной эксплуатации Сети согласовывается между заказчиком и исполнителем.
5.3 Приемочные испытания проводятся для определения возможности ввода Сети в действие. Приемочные испытания могут быть государственными, межведомственными, ведомственными.
Приемочные испытания проводятся государственными, межведомственными или ведомственными приемочными комиссиями, состав которых определяется заказчиком по согласованию с заинтересованными организациями.
5.4 При проведении приемочных испытаний государственных и межведомственных сетей в состав приемочной комиссии включаются представители ГКНТ РУз.
При проведении приемочных испытаний сетей, использующих средства телекоммуникаций общего пользования Узбекского агентства почты и телекоммуникаций или других ведомств и организаций, в состав приемочной комиссии включаются их представители.
5.5 Государственные приемочные испытания проводятся в сетях, создаваемых в государственных органах управления. Межведомственные приемочные испытания проводятся в сетях, объединяющих ЭВМ предприятий и организаций различных ведомств. Ведомственные приемочные испытания проводятся в ведомственных сетях.
5.6 Перед проведением государственных и межведомственных приемочных испытаний необходимо проведение аттестации каналов связи силами заказчика и исполнителя.
5.7 По результатам приемочных испытаний комиссия составляет акт о вводе в действие Сети. Датой ввода Сети в действие считается дата подписания акта приемочной комиссией.
5.8 Соединение ранее разработанных и введенных в эксплуатацию cетей в более крупные cети государственного и межведомственного масштаба осуществляется в соответствии с законодательством.
6.1 Права и обязанности исполнителя и заказчика определяются совместным договором. В договоре также устанавливаются гарантийный срок эксплуатации Сети и мера ответственности за нарушение его положений.
6.2 При несоблюдении требований настоящего Положения в соответствии со статьями 18 и 19 Закона Республики Узбекистан "Об информатизации" и п.3.а Постановления Кабинета Министров РУз от 08.12.92 г. N 570 ГКНТ РУз может рекомендовать заказчику приостановить работы по разработке и введению Сети в эксплуатацию. В связи с этим вся ответственность по реализации проекта и дальнейшему использованию Сети возлагается на заказчика.