Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Постановление Президента Республики Узбекистан от 28.07.2009 г. N ПП-1166 "О дополнительных мерах по стимулированию увеличения доли долгосрочных кредитов коммерческих банков, направляемых на финансирование инвестиционных проектов"

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

П  Р  Е  З  И  Д  Е  Н  Т  А

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

28.07.2009 г.

N ПП-1166



О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ

ПО СТИМУЛИРОВАНИЮ УВЕЛИЧЕНИЯ ДОЛИ

ДОЛГОСРОЧНЫХ КРЕДИТОВ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ,

НАПРАВЛЯЕМЫХ НА ФИНАНСИРОВАНИЕ

ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ


В целях дальнейшего стимулирования расширения инвестиционной деятельности коммерческих банков, укрепления их ресурсной базы для увеличения объемов финансирования долгосрочных инвестиционных проектов, направленных на модернизацию, техническое и технологическое перевооружение отраслей экономики:


1. Принять к сведению, что в соответствии с принятыми решениями Правительства:

проведена реорганизация структур коммерческих банков, в крупнейших банках созданы департаменты (управления) по координации и мониторингу инвестиционной деятельности, существенно изменены и расширены функции структурных подразделений банков, осуществляющих экспертизу, финансирование и мониторинг реализации инвестиционных проектов;

во всех коммерческих банках введены должности заместителей председателей правлений банков, курирующих вопросы инвестиционной деятельности, на которые по результатам аттестации, проведенной в соответствии с распоряжением Президента Республики Узбекистан от 2 октября 2008 года N Р-3075, назначены руководители, обладающие глубокими знаниями законодательной базы, владеющие необходимыми навыками в области инвестиционного финансирования, отбора и экспертизы инвестиционных проектов;

активизировалась деятельность коммерческих банков по финансовому оздоровлению предприятий-банкротов, принятых на баланс банков, финансированию инвестиционных проектов, направленных на модернизацию, техническое и технологическое перевооружение отраслей экономики. Объем выданных кредитов на срок свыше одного года в структуре общего кредитного портфеля банков составляет более 70 процентов.


2. Считать важнейшими задачами коммерческих банков в области расширения инвестиционной деятельности:

дальнейшее совершенствование кредитной и инвестиционной политики банка и механизмов долгосрочного кредитования инвестиционных проектов по созданию новых производств, модернизации, техническому и технологическому перевооружению предприятий, укрепление на этой основе долгосрочной ресурсной базы банка;

обеспечение тщательного отбора, комплексной оценки и качественной экспертизы инвестиционных проектов на основе глубокого анализа проектной документации, их финансовой окупаемости и рентабельности;

мобилизацию собственных финансовых средств и их эффективное использование на финансирование инвестиционных проектов, обеспечение проведения постоянного мониторинга хода реализации проектов, своевременного и полного возврата вложенных средств;

широкое использование надежных механизмов обеспечения своевременности и полноты возвратности предоставленных кредитов с учетом тщательной оценки рисков, рыночной стоимости залога и других видов обеспечения;

укрепление подразделений банков, осуществляющих инвестиционную деятельность, профессионально подготовленными высококвалифицированными кадрами, кардинальное улучшение качества переподготовки и повышения квалификации специалистов банка по вопросам отбора, экспертизы и реализации инвестиционных проектов.


3. Установить до 1 января 2015 года порядок, в соответствии с которым коммерческие банки уплачивают налог на прибыль по ставкам, дифференцированным в зависимости от доли долгосрочного инвестиционного финансирования в структуре кредитного портфеля, согласно приложению N 1.

Министерству финансов, Центральному банку и Государственному налоговому комитету Республики Узбекистан в месячный срок разработать и утвердить Положение о порядке применения налоговых льгот, предусмотренных настоящим пунктом.

4. Рекомендовать коммерческим банкам ввести в практику предоставление предприятиям и организациям - инициаторам крупных инвестиционных проектов кредитов на финансирование расходов по разработке проектно-сметной документации и проведению экспертизы с последующим их включением, при принятии инвестиционного проекта к реализации, в общую сумму кредита, предоставляемого для финансирования проекта в целом.


5. Возложить на председателей правлений коммерческих банков, рефинансирующих кредиты за счет средств накопительной пенсионной системы для финансирования инвестиционных проектов, персональную ответственность за целевое и эффективное использование средств, своевременность их возврата в полном объеме Народному банку Республики Узбекистан с учетом начисленных процентов, независимо от финансового состояния проектов и предприятий-заемщиков.

При выявлении фактов нецелевого использования коммерческими банками кредитов, выданных за счет средств накопительной пенсионной системы, вся сумма выявленного нецелевого использования подлежит досрочному погашению с применением штрафных санкций.


6. Принять предложение Центрального банка Республики Узбекистан, Ассоциации банков Узбекистана и коммерческих банков по расширению выпуска коммерческими банками долгосрочных облигаций, размещаемых среди юридических лиц в 2009-2010 годах, в объеме не менее 110 млрд. сумов, согласно приложению N 2, для укрепления долгосрочной ресурсной базы банков.


8. Освободить:

юридические лица сроком на пять лет от налогообложения по процентным доходам, полученным от размещения на депозиты и в долговые ценные бумаги коммерческих банков на срок свыше 1 года;

с 1 сентября 2009 года сроком на три года юридические лица, оказывающие услуги по лизингу, от уплаты налога на прибыль и единого налогового платежа по полученным доходам от лизинговых операций.

9. Распространить налоговые льготы, предусмотренные пунктом 2 распоряжения Президента Республики Узбекистан от 19 ноября 2008 года N Р-4010, на предприятия, вновь созданные коммерческими банками, в том числе с участием других инвесторов, имеющих успешный опыт работы в организации и налаживании производства и реализации выпускаемой продукции.


10.

Руководителям коммерческих банков:

в двухмесячный срок принять меры по полному оснащению структурных подразделений банков, осуществляющих экспертизу, финансирование и мониторинг реализации инвестиционных проектов, необходимыми для эффективной работы компьютерной техникой и оборудованием;

проводить на постоянной основе работу по укреплению подразделений банков, ответственных за вопросы инвестиционной деятельности, высококвалифицированными специалистами;

организовать постоянно действующие курсы и практические семинары в регионах по переподготовке и повышению квалификации сотрудников банков, занимающихся вопросами инвестиционной деятельности.


11. Центральному банку Республики Узбекистан совместно с Министерством юстиции и другими заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Постановления.

12. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на первого заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Р.С. Азимова и председателя Центрального банка Республики Узбекистан Ф.М. Муллажанова.



Президент

Республики Узбекистан                                                     И. Каримов






ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Постановлению Президента РУз

от 28.07.2009 г. N ПП-1166



ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ СТАВКИ

по налогам на прибыль в зависимости от доли

долгосрочного инвестиционного финансирования

в структуре кредитного портфеля

   

Доля долгосрочного

инвестиционного финансирования

в структуре кредитного портфеля

   

   

  

    

Льготные ставки налога

на прибыль в коммерческих банках

(в % от действующей ставки)

от 35 до 40%

-

80%

от 40 до 50%

-

75%

свыше 50%

-

70%

        


Примечание. К долгосрочному инвестиционному финансированию относятся инвестиционные кредиты и услуги по лизингу, предоставляемые на срок не менее 3 лет, включая средства, направляемые банками в активы компаний, создаваемых на базе приобретаемых банками производственных предприятий.

К инвестиционным кредитам (лизингу) относятся кредиты (лизинг), предоставленные на цели, предусмотренные статьей 3 Закона Республики Узбекистан "Об инвестиционной деятельности".






ПРИЛОЖЕНИЕ N 2

к Постановлению Президента РУз

от 28.07.2009 г. N ПП-1166



ПРОГНОЗ

выпуска коммерческими банками долгосрочных

облигаций (со сроком обращения не менее 5 лет),

размещаемых среди юридических лиц

в 2009-2010 годах

        


Наименование банка

    

Объем выпуска облигаций

(млрд. сум.)

Национальный банк внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан

35

ГАКБ "Асака"

20

Узбекский акционерный коммерческий промышленно-строительный банк "Узпромстройбанк"

10

АКБ "Агробанк"

5

АКБ "Кишлок курилиш банк"

5

АКБ "Ипотека-банк"

5

АКБ "Хамкорбанк"

5

АКБ "Капиталбанк"

5

Другие банки

20

Итого

110

        


“Народное слово”, 29 июля 2009 г.


"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

2009 г., N 30-31, ст. 343