Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Положение о порядке формирования тарифов и введения предельного уровня рентабельности на коммунальные услуги (Утверждено Постановлением от 19.01.2011 г. МФ N 1, МЭ N 2 и агентства "Узкоммунхизмат" N 01-88, зарегистрированным МЮ 19.02.2011 г. N 2198)

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ПРИЛОЖЕНИЕ

к Постановлению от 19.01.2011 г.

МФ N 1, МЭ N 2

и Агентства "Узкоммунхизмат" N 01-88,

зарегистрированному МЮ

19.02.2011 г. N 2198



ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке формирования тарифов и введения

предельного уровня рентабельности

на коммунальные услуги


Настоящее Положение в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 17 апреля 2001 года N УП-2832 "О новом этапе углубления экономических реформ в сфере коммунального обслуживания" (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2001 г., N 8, ст. 39), постановлением Президента Республики Узбекистан от 11 февраля 2005 года N ПП-5 "О мерах по недопущению необоснованного роста тарифов и повышению ответственности потребителей за своевременные и полные расчеты за коммунальные услуги" (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2005 г., N 5-6, ст. 31), постановлениями Кабинета Министров Республики Узбекистан от 30 июля 1996 года N 271 "Об утверждении нормативных актов в связи с поэтапным переходом на самоокупаемость жилищно-коммунальных услуг", от 5 февраля 1999 года N 54 "Об утверждении Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов" (Собрание постановлений Правительства Республики Узбекистан, 1999 г., N 2, ст. 9), от 18 апреля 2001 года N 178 "О дополнительных мерах по совершенствованию коммунального обслуживания населения" (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2001 г., N 8, ст. 40) и от 28 октября 2010 года N 239 "О мерах по дальнейшему совершенствованию порядка декларирования (утверждения) и установления регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги)" (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2010 г., N 42-43, ст. 364) регулирует порядок определения состава затрат и введения предельного уровня рентабельности при формировании тарифов на коммунальные услуги (водоснабжение, канализация, горячее водоснабжение и центральное отопление), оказываемые организациями - субъектами естественных монополий (далее - организации).



I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Государственное регулирование тарифов на коммунальные услуги, оказываемые организациями, включенными в Государственный реестр субъектов естественных монополий, осуществляется в соответствии с Положением о порядке формирования, декларирования (утверждения) и установления регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) и государственного контроля за их применением, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 28 октября 2010 года N 239, и настоящим Положением.


2. Для утверждения тарифа на оказываемые коммунальные услуги организации обращаются в орган ценового регулирования с заявлением, к которому прилагаются документы, указанные в пункте 21 Положения о порядке формирования, декларирования (утверждения) и установления регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) и государственного контроля за их применением, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 28 октября 2010 года N 239.


3. При определении затрат на производство и реализацию коммунальных услуг, принимаемых в обоснование тарифов, организации руководствуются Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, утвержденным постановлением Кабинета Министров от 5 февраля 1999 года N 54, и другими нормативно-правовыми актами.


4. Тариф на коммунальную услугу, оказываемую организацией, складывается из затрат, включаемых в производственную себестоимость, расходов периода, расходов по финансовой деятельности, расходов по налогам и другим обязательным платежам от прибыли, а также суммы чистой прибыли.

При этом расходы, предусмотренные статьей 147 Налогового кодекса Республики Узбекистан (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2007 г., N 52 (II), за исключением расходов по отчислениям на содержание вышестоящих органов и объединений организаций, не учитываются в затратах при формировании утверждаемого тарифа на коммунальные услуги.


5. Услуги, оказываемые населению по водоснабжению, канализации, горячему водоснабжению и центральному отоплению, включая приобретаемые товариществами частных собственников жилья от лица населения, облагаются налогом на добавленную стоимость по нулевой ставке.


6. В целях стимулирования снижения затрат организаций, поставляющих коммунальные услуги (водоснабжение, канализация, горячее водоснабжение и центральное отопление) при формировании тарифов на эти услуги устанавливается предельный уровень рентабельности (отношение чистой прибыли к производственной себестоимости) в размере не более 10 процентов.


7. Если в предыдущем отчетном периоде организация добилась экономии топливно-энергетических ресурсов, сырья и материалов за счет совершенствования технологических процессов и внедрения современных ресурсосберегающих технологий, при очередном пересмотре регулируемых тарифов до 50 процентов сэкономленных средств учитываются в составе чистой прибыли, а затраты на топливно-энергетические ресурсы, сырье и материалы принимаются с учетом уточненных норм расходов, применяемых в результате внедрения современных ресурсосберегающих технологий.


8. При утверждении или последующем пересмотре тарифов на коммунальные услуги 10 процентов от повышения тарифов покрываются за счет доходов самих организаций, поставляющих коммунальные услуги.


9. В соответствии со статьями 313, 317 и 325-2 Налогового кодекса Республики Узбекистан для организаций тепло- и водоснабжения системы коммунального хозяйства налогооблагаемой базой обязательных отчислений во внебюджетный Пенсионный фонд, Республиканский дорожный фонд и внебюджетный Фонд реконструкции, капитального ремонта и оснащения общеобразовательных школ, профессиональных колледжей, академических лицеев и медицинских учреждений является объем реализации продукции (работ, услуг) за вычетом налога на добавленную стоимость и покупной стоимости соответственно для теплоснабжающих организаций - тепловой энергии и водоснабжающих организаций - воды.


II. РАСЧЕТ ТАРИФОВ НА КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ,

ОКАЗЫВАЕМЫЕ ВОДОПРОВОДНО-КАНАЛИЗАЦИОННЫМИ

И ТЕПЛОСНАБЖАЮЩИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ


§ 1. Услуги водоснабжения и канализации


10. При калькулировании затрат на коммунальные услуги учитывается весь технологический цикл работ, включающий производство и реализацию услуг непосредственно потребителю.

При этом в себестоимость услуг водоснабжения включаются затраты по обслуживанию и ремонту водозаборных сооружений, насосных станций, очистных сооружений, инженерных сетей.


11. Расчеты тарифов производятся отдельно по услугам водопровода и по услугам канализации.


12. При прогнозном калькулировании затрат потери предусматриваются в пределах норм, установленных законодательством.

Материальные затраты водоснабжающей организации определяются исходя из объема поднятой воды и утвержденных норм расхода реагентов (хлор, коагулянты и другие материалы) на очистку 1 куб. м воды.

Затраты на силовую и осветительную энергию рассчитывают в соответствии с объемом поднятой воды по артезианскому и речному водопроводу, удельными нормами расхода электроэнергии, установленной мощностью энергетического оборудования и действующими тарифами на 1 кВт/ч и на 1 кВт установленной мощности.


13. В канализационных организациях материальные затраты (хлор, хлорная известь и другие материалы, применяемые для обеззараживания перед выпуском в водоемы очищенных сточных вод) определяются исходя из объема пропуска и очистки сточных вод. Величина этих затрат определяется путем умножения количества очищенной сточной жидкости на принятые удельные нормы расхода материалов и на стоимость материалов.


14. При оказании услуг водоснабжения и канализации одной организацией калькуляции на услуги водоснабжения и канализации составляются отдельно, при этом косвенные материальные затраты, накладные расходы производственного характера, косвенные затраты на труд, расходы периода и расходы по финансовой деятельности распределяются по этим видам услуг пропорционально к заработной плате производственного персонала.


15. Для расчета размера среднего экономически обоснованного тарифа необходимо определить доходы водопроводно-канализационной организации по объемам отпущенной воды (отведенной сточной жидкости) с учетом всех потребителей услуг, которые складываются из производственной себестоимости услуг за конкретный отчетный период (год) с учетом перспектив развития данной отрасли на ближайший период (год) и предполагаемого влияния внешних факторов (изменение цен на энергоресурсы, материалы, тарифов на перевозки, тарифных ставок и должностных окладов) и необходимой суммы прибыли. Размер среднего экономически обоснованного тарифа определяется по формуле:

      

Тср. тариф = S + Пн (сум), где:


Тср. тариф - средний экономически обоснованный тариф 1 куб. м воды (1 куб. м стока);

S - производственная себестоимость 1 куб. м воды (1 куб. м стока);

Пн - необходимая прибыль, обеспечивающая рентабельную работу водопроводно-канализационных организаций (расходы периода, расходы по финансовой деятельности, расходы по налогам и другим обязательным платежам от прибыли, а также сумма чистой прибыли) в расчете на 1 куб. м воды (1 куб. м стока).

Исчисление суммы чистой прибыли и уровня рентабельности при формировании тарифа производится в соответствии с пунктом 6 настоящего Положения.


17. При утверждении или последующем пересмотре тарифов на услуги водоснабжения и канализации 10 процентов от повышения тарифов покрываются за счет доходов водопроводно-канализационной организации. В этих целях организацией изыскиваются внутренние резервы получения дополнительных доходов или снижения затрат путем составления конкретных мероприятий, направленных на сокращение потерь и расходов, внедрение ресурсосберегающих технологий, совершенствование структуры управления и численности административно-управленческого персонала, и принятия других мер.

При этом полученная организацией дополнительная прибыль в результате экономии топливно-энергетических ресурсов, сырья и материалов путем совершенствования технологических процессов и внедрения современных ресурсосберегающих технологий не подлежит изъятию.

При очередном пересмотре регулируемых тарифов до 50 процентов сэкономленных средств учитываются в составе чистой прибыли, а затраты на топливно-энергетические ресурсы, сырье и материалы принимаются с учетом уточненных норм расходов, применяемых в результате внедрения современных ресурсосберегающих технологий.


18. Сумма оплаты услуг водоснабжения и канализации рассчитывается на 1 человека в месяц исходя из тарифов для населения и норм потребления воды (канализации), установленных Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента в зависимости от степени благоустройства жилищного фонда, а при наличии измерительных приборов оплата производится по их показаниям.



§ 2. Услуги теплоснабжения

(производство и транспортировка тепловой энергии)


19. В состав расходов по производству и транспортировке тепловой энергии входят расходы по выработке тепловой энергии и обслуживанию тепловых сетей, контролю за работой абонентских вводов, автоматических устройств по регулированию температуры, давления и расхода воды.


20. Для расчета тарифа на услуги теплоснабжения для оптовых потребителей необходимо определить доходы теплоснабжающих организаций по объемам отпущенной тепловой энергии с учетом всех потребителей услуг, которые складываются из производственной себестоимости услуг за конкретный отчетный период (год) с учетом перспектив развития данной отрасли на ближайший период (год) и предполагаемого влияния внешних факторов (изменение цен на энергоресурсы, материалы, тарифов на перевозки, тарифных ставок и должностных окладов), нормативного срока продолжительности отопительного сезона (S), необходимой прибыли (Пн) (согласно формуле, приведенной в пункте 15 настоящего Положения).


21. При формировании тарифов на услуги теплоснабжения средства (государственные субсидии), выделяемые из государственного бюджета на проведение капитального ремонта котлового оборудования и тепловых сетей, исключаются из затрат теплоснабжающих организаций.

В соответствии со статьей 129 Налогового кодекса Республики Узбекистан доходы от государственных субсидий не включаются в совокупный доход при налогообложении.

Расходы на проведение капитального ремонта котлового оборудования и тепловых сетей учитываются в составе затрат при формировании тарифов в недостающей части финансовых средств, определенных в соответствии с адресными списками с учетом амортизационных отчислений, средств, выделяемых из бюджета, и других источников финансирования.


22. При формировании тарифов на единицу услуги теплоснабжения косвенные материальные затраты, накладные расходы производственного характера, косвенные затраты на труд, расходы периода и расходы по финансовой деятельности определяются отношением к заработной плате производственного персонала.


23. Исчисление суммы чистой прибыли и уровня рентабельности при формировании тарифа производится в соответствии с пунктом 6 настоящего Положения.


24. При утверждении или последующем пересмотре тарифов на услуги теплоснабжения 10 процентов от повышения тарифов покрываются за счет доходов теплоснабжающей организации. В этих целях организацией изыскиваются внутренние резервы получения дополнительных доходов или снижения затрат путем составления конкретных мероприятий, направленных на сокращение потерь и расходов, внедрение ресурсосберегающих технологий, совершенствование структуры управления и численности административно-управленческого персонала, и принятия других мер.

При этом полученная организацией дополнительная прибыль в результате экономии топливно-энергетических ресурсов, сырья и материалов путем совершенствования технологических процессов и внедрения современных ресурсосберегающих технологий не подлежит изъятию.

При очередном пересмотре регулируемых тарифов до 50 процентов сэкономленных средств учитываются в составе чистой прибыли, а затраты на топливно-энергетические ресурсы, сырье и материалы принимаются с учетом уточненных норм расходов, применяемых в результате внедрения современных ресурсосберегающих технологий.


25. Тарифы для населения устанавливаются:

по услугам центрального отопления - на 1 кв. м отапливаемой площади в месяц;

по горячему водоснабжению при отсутствии приборов учета - на 1 человека в месяц;

при наличии прибора, учитывающего только расход горячей воды, - за 1 куб. м горячей воды;


26. Тарифы для населения на центральное отопление и горячее водоснабжение рассчитываются исходя из:

себестоимости затрат на 1 Гкал тепла;

установленного тарифа для оптовых потребителей;

расчетной тепловой энергии, затраченной на обогрев 1 кв. м отапливаемой площади и на нагрев 1 куб. м воды в Гкал, рассчитанной организацией в соответствии с установленным порядком определения тепловых нагрузок и норм расхода топлива, электроэнергии, теплоэнергии и воды на выработку и транспортировку тепловой энергии, а также норм технологических потерь.

Величина нормативов потребления тепловой энергии на центральное отопление и горячее водоснабжение для населения разрабатывается и утверждается Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г. Ташкента в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 30 июля 1996 года N 271 "Об утверждении нормативных актов в связи с поэтапным переходом на самоокупаемость жилищно-коммунальных услуг".


27. Особенностями определения себестоимости при формировании тарифов являются следующие:

себестоимость услуг организаций теплоснабжения определяется с учетом профилактического обслуживания и ремонта котлового оборудования и тепловых сетей согласно планируемым организационным и техническим мероприятиям по уходу, надзору, обслуживанию и профилактическому ремонту оборудования и тепловых сетей;

при прогнозном калькулировании затрат потери предусматриваются в пределах норм, установленных законодательством;

при реализации тепловой энергии одновременно на центральное отопление и горячее водоснабжение расходы по статьям калькуляции должны исчисляться пропорционально количеству тепловой энергии на центральное отопление и горячее водоснабжение;

материальные затраты на услуги теплоснабжения определяются исходя из норм расхода технической соли или других заменяющих ее материалов в расчете на куб. м горячей воды (теплоносителя) и установленных на них цен;

затраты на силовую и осветительную энергию рассчитываются в соответствии с удельными нормами расхода электроэнергии, установленной мощностью энергетического оборудования и действующими тарифами на 1 кВт/ч и на 1 кВт установленной мощности.


28. Примерный расчет определения тарифов для населения на услуги теплоснабжения приведен в приложении к настоящему Положению.



III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ


29. Настоящее Положение согласовано с Государственным комитетом Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции.






ПРИЛОЖЕНИЕ

к Положению



ПРИМЕРНЫЙ РАСЧЕТ

определения тарифов для населения

на услуги теплоснабжения


1. На центральное отопление на 1 кв. м отапливаемой площади в расчете на месяц

Удельное потребление тепловой энергии на центральное отопление на 1 кв. м отапливаемой площади в месяц - 0,019 Гкал*.

Оптовый тариф (без учета НДС) - 18 000 сум.

Тариф на центральное отопление на 1 кв. м в месяц составляет в среднем:

18 000 сум. х 0,019 = 342 сум.


2. На горячее водоснабжение на 1 человека в месяц при отсутствии приборов учета

Удельное потребление тепловой энергии на горячее водоснабжение на 1 человека в месяц - 0,191 Гкал.

Оптовый тариф (без учета НДС) - 18 000 сум.

Тариф на горячую воду на 1 человека в месяц составляет:

18 000 сум. х 0,191 = 3 438 сум.


3. На 1 куб. м горячей воды для населения при наличии приборов учета

Стоимость 1 Гкал тепловой энергии для всех потребителей составляет 18 000 сум./Гкал (без учета НДС).


Дополнительные данные:

среднегодовая температура горячей воды в подающем трубопроводе - 72,8 градуса °С;

нормативная среднегодовая потеря тепла через изоляцию подающего трубопровода - 73,94 Гкал/ч;

среднегодовой часовой расход воды в подающем трубопроводе - 33 560,0 куб. м/ч (по данным учета на теплоисточнике);

среднегодовая температура исходной воды, подаваемой на теплоисточники - 10,8 градуса °С.

Среднегодовое снижение температуры воды в подающем трубопроводе из-за потерь в окружающую среду:


                  73,94 х 106

Дельта t ------------------ = 2,2°С, где:

                33 560,0 х 103


106 - коэффициент перевода Гкал в Ккал;

103 - коэффициент перевода в кг.


Средняя температура горячей воды, подаваемой населению:

tгв = 72,8° - 2,2° = 70,6°С.


Теплосодержание горячей воды определяется по формуле:

i = 0,001 (70,6 - 10,8°) = 0,0598 (Гкал/куб. м)


Тариф на 1 куб. м горячей воды:

Тгв = 18 000 х 0,0598 = 1 076,4 сум./куб. м.



--------------------------------------------

* Удельное потребление тепла на центральное отопление и горячее водоснабжение рассчитывается для каждого региона (отдельного населенного пункта) в соответствии с Положением о порядке определения тепловых нагрузок и норм расхода топлива, электроэнергии, теплоэнергии и воды на выработку и транспортировку тепловой энергии, а также норм технологических потерь (рег. N 1687 от 7 июня 2007 года).



"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

2011 г., N 7-8, ст. 76