Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Положение об оплате расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилого фонда и коммунальных услуг в городах и населенных пунктах Республики Узбекистан (Утверждено Приказом генерального директора УзА "Узкоммунхизмат" 12.08.2002 г. N 68, зарегистрированным МЮ 13.09.2002 г. N 1173)

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

УТВЕРЖДЕНО

Приказом генерального директора

Агентства "Узкоммунхизмат" от 12.08.2002 г. N 68,

зарегистрированным МЮ

13.09.2002 г. N 1173



ПОЛОЖЕНИЕ

об оплате расходов, связанных с содержанием

и ремонтом жилого фонда, и коммунальных услуг

в городах и населенных пунктах

Республики Узбекистан

Настоящее Положение разработано в соответствии с:

Законами Республики Узбекистан "О товариществах собственников жилья" от 15 апреля 1999 года и "О защите прав потребителей" от 26 апреля 1996 года;

Указом Президента Республики Узбекистан от 17 апреля 2001 года N УП-2832 "О новом этапе углубления экономических реформ в сфере коммунального обслуживания", приложения N 2; 3 (газета "Народное слово", N 76 от 18 апреля 2001 г.);

Указом Президента Республики Узбекистан от 26 февраля 2002 года N УП-3038 "О дополнительных мерах по развитию деятельности товариществ собственников жилья" (газета "Народное слово", N 41 от 27 февраля 2002 г.);

постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 17 июля 1993 года N 363 "О переходе на контрактную (договорную) систему расчетов за обслуживание и содержание жилищного фонда";

постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 4 ноября 1998 года N 462 "О мерах по улучшению расчетов населения за жилищно-коммунальные услуги" (Собрание постановлений Правительства Республики Узбекистан, 1998 г., N 11, ст. 40);

постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 30 июля 1996 года N 271 "Об утверждении нормативных актов в связи с переходом на самоокупаемость жилищно-коммунальных услуг";

постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 27 февраля 1999 года N 92 "Об упорядочении приобретения жилья иностранными гражданами и лицами без гражданства в Республике Узбекистан и въезда для постоянного проживания в г. Ташкенте";

постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 4 октября 1999 года N 454 "Об утверждении Примерного устава товарищества собственников жилья и Примерного положения о порядке передачи жилых домов в управление товариществу собственников жилья и взаимодействия его с органами государственной власти в вопросах содержания и ремонта жилищного фонда" (Собрание постановлений Правительства Республики Узбекистан, 1999 г., N 10, ст. 60);

постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 21 сентября 2000 года N 364 "О мерах по реализации Закона Республики Узбекистан "О естественных монополиях" (Собрание постановлений Правительства Республики Узбекистан, 2001 г., N 9, ст. 61);

постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 18 апреля 2001 года N 178 "О дополнительных мерах по совершенствованию коммунального обслуживания населения" (Собрание постановлений Правительства Республики Узбекистан, 2001 г., N 4, ст. 23);

постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 1 марта 2002 года N 74 "О дополнительных мерах по поддержке товариществ собственников жилья".



ГЛАВА I. ОПЛАТА РАСХОДОВ

ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ

ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ОБЪЕКТОВ

ОБЩЕЙ СОБСТВЕННОСТИ

И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ


1. Жилищный фонд состоит из частного и государственного жилищных фондов.

В частный жилищный фонд входят:

- жилищный фонд, находящийся в собственности граждан (индивидуальные жилые дома, приватизированные, построенные и приобретенные квартиры и дома, квартиры в домах жилищно-строительных и жилищных кооперативов с полностью выплаченным паевым взносом, квартиры и дома, приобретенные в собственность гражданами на иных основаниях, предусмотренных законодательством);

- жилищный фонд, находящийся в собственности хозяйственных товариществ и обществ, кооперативов, общественных объединений, общественных фондов и других негосударственных юридических лиц, построенный или приобретенный за счет их средств на аукционе или на других основаниях, предусмотренных законодательством.

В государственный жилищный фонд входят:

- муниципальный жилищный фонд, находящийся в ведении органов государственной власти на местах, созданный за счет налогов, сборов и других платежей в местный бюджет, а также за счет иных поступлений по основаниям, предусмотренным законодательством;

- ведомственный жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных предприятий, учреждений и организаций;

- коммунальный жилищный фонд целевого назначения, находящийся в ведении органов государственной власти на местах, созданный за счет средств местного бюджета, а также переданный на их баланс из частного, муниципального, ведомственного и жилищного фонда, используемый на условиях найма для социально незащищенных, малообеспеченных категорий граждан без права приватизации.


2. Жилое помещение - помещение, отвечающее установленным санитарным, противопожарным, техническим требованиям, предназначенное для постоянного проживания граждан, а также для использования в установленном порядке в качестве специализированных домов (общежития, дома маневренного жилищного фонда, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов, одиноких престарелых, а также детские дома и дома иного специального назначения).

К жилым помещениям относятся:

- жилые дома;

- квартиры в многоквартирных жилых домах;

- жилые комнаты и иные жилые помещения, находящиеся в других зданиях, предназначенные для проживания.


3. Оплата расходов по обслуживанию и ремонту инженерного оборудования, мест общего пользования и содержанию придомовой территории (далее - эксплуатационные расходы) жилищного фонда производится собственниками жилых помещений многоквартирного дома соразмерно занимаемой ими общей площади в доме, согласно договору между собственниками квартир и жилищно-эксплуатационной организацией или Товариществом собственников жилья на техническое обслуживание квартиры (жилого помещения) и мест общего пользования.

При заключении договора на техническое обслуживание жилого дома с жилищно-эксплуатационной организацией оплата эксплуатационных расходов производится по тарифам, утвержденным Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г.Ташкента.

В Товариществах собственников жилья размеры платежей по эксплуатационным расходам для каждого собственника устанавливаются на основе принятой годовой сметы доходов и расходов,  в соответствии с площадью принадлежащей ему квартиры в общей площади дома, утвержденной решением общего собрания Товарищества собственников жилья (примерный Устав товарищества, утвержденный постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан 4 октября 1999 года N 454).

Наниматели жилых помещений в домах муниципального, ведомственного и коммунального жилищного фонда заключают договор найма с наймодателем или управомоченным им лицом.

Наниматели жилых помещений в домах муниципального и ведомственного жилищного фонда оплату эксплуатационных расходов производят соразмерно занимаемой ими площади по тарифам, утвержденным Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г. Ташкента.

Наниматели жилых помещений в коммунальном жилищном фонде целевого назначения и общежитиях оплату эксплуатационных расходов производят соразмерно занимаемой ими общей площади, в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан.


4. Средства эксплуатационных расходов направляются на покрытие затрат:

- по содержанию домового хозяйства;

- по содержанию обслуживающего персонала;

- по капитальному ремонту;

- по текущему ремонту инженерных коммуникаций и мест общего пользования;

- по амортизационным отчислениям на полное восстановление машин, оборудования, инвентаря и другого имущества;

- по содержанию управленческого персонала.

Эксплуатационные расходы начисляются на общую площадь жилого помещения (квартиры).

Общую площадь жилых помещений (квартиры) определяют как сумму площадей жилых и подсобных помещений, встроенных шкафов, летних помещений, кладовых, ванных комнат, площадь коридоров, согласно КМК 2.07.01-94 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселков". Согласно КМК 2.08.01-94 "Жилые здания" к летним помещениям относятся открытые, полуоткрытые и закрытые помещения, предназначенные главным образом для использования в теплый период года. Они выполняют функции жилых и подсобных помещений. По характеру планировочных и конструктивных решений летние помещения подразделяются на следующие типы: веранды, лоджии, террасы, балконы, различные типы традиционных айванов и крытых двориков.

Площадь летних помещений и холодных кладовых подсчитывается со следующими понижающими коэффициентами:

- остекленных не отапливаемых летних помещений - 0,5;

- частично закрытых террас и балконов - 0,3;

- площадь открытых террас и балконов в расчет не принимается.


5. Наниматели, освободившие свою жилую площадь в связи с осуществлением капитального ремонта жилого помещения в домах муниципального, ведомственного жилищного фонда и коммунального жилищного фонда целевого назначения, освобождаются от оплаты эксплуатационных расходов на время ремонта.

Эксплуатационные расходы после капитального ремонта взимаются со дня письменного уведомления нанимателя о готовности квартиры для проживания.

В период проживания нанимателя в другом жилом помещении в связи с капитальным ремонтом, он вносит плату за эксплуатационные расходы и коммунальные услуги за помещение, предоставленное ему на время капитального ремонта.


6. Параллельно оплате расходов за содержание и ремонт жилищного фонда собственники и наниматели жилых помещений оплачивают стоимость предоставляемых коммунальных услуг.

К оплачиваемым коммунальным услугам относятся: водоснабжение, канализация, центральное отопление, горячее водоснабжение, вывоз бытового мусора, вывоз нечистот из неканализованных домовладений, газоснабжение, электроснабжение.


7. Взимание платы за коммунальные услуги в:

- многоквартирных домах частного жилищного фонда осуществляется Товариществами собственников жилья, жилищно-эксплуатационными организациями, службами Единого заказчика или поставщиками коммунальных услуг по тарифам для населения согласно договору на предоставление коммунальных услуг (по видам) с учетом действующих норм потребления или по показаниям индивидуальных счетчиков;

- муниципальном, ведомственном и коммунальном жилищном фонде осуществляется наймодателем по тарифам для населения согласно договору найма с учетом действующих норм потребления коммунальных услуг или показаниям индивидуальных счетчиков (газ, электроэнергию, горячую и холодную воду). Наймодатели жилых помещений производят оплату непосредственно поставщикам коммунальных услуг;

- индивидуальном жилье частного жилищного фонда осуществляется поставщиками услуг по тарифам для населения согласно договору на предоставление коммунальной услуги, заключенного между собственником жилья и поставщиком коммунальной услуги, с учетом действующих норм потребления коммунальных услуг или показаний индивидуальных счетчиков.

В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 21 сентября 2000 года N 364 тарифы на услуги газоснабжения и электроснабжения устанавливаются Министерством финансов Республики Узбекистан, на услуги водоснабжения, канализации, теплоснабжения и горячего водоснабжения - Министерством финансов Республики Каракалпакстан, управлениями финансов хокимиятов областей и Главного управления финансов г. Ташкента.


8. Годовая сумма оплаты за центральное отопление определяется из расчета продолжительности отопительного сезона. Месячная оплата определена путем равномерного распределения на каждый месяц годовой суммы.

Собственники или наниматели жилья, вселившиеся в дома с центральным отоплением после окончания отопительного сезона, обязаны вносить плату за центральное отопление наравне с остальными собственниками или квартиросъемщиками жилья по установленному тарифу.

Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента устанавливают начало и конец отопительного сезона.

При установлении отопительного сезона менее или более пяти месяцев с потребителями производится соответствующий перерасчет оплаты за пользование газом.


9. Оплата услуг по горячему водоснабжению производится населением ежемесячно по установленным тарифам, при круглосуточной подаче горячей воды.


10. Нормы потребления коммунальных услуг, кроме норм потребления газа и электроэнергии, утверждаются Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г. Ташкента в зависимости от степени благоустройства жилищного фонда. Нормы потребления газа и электроэнергии для населения утверждаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.


11. Оплата услуг по вывозу твердых бытовых отходов, жидких бытовых отходов (где нет канализации) производится по договорным ценам, устанавливаемым законодательством.

Нормы накопления твердых бытовых отходов определяются по жилым домостроениям на 1 чел.  в зависимости от благоустроенности зданий (наличия отопления, газоснабжения, горячего и холодного водоснабжения и канализации).

Количество жидких нечистот определяется исходя из норм накопления и числа жителей, проживающих в неканализованных домовладениях.


12. Ставка оплаты услуг водоснабжения и канализации определяется на 1 человека в месяц исходя из утвержденных тарифов для населения и норм потребления. При наличии измерительных приборов оплата за питьевую воду производится по показаниям прибора учета воды, а за отвод стоков по показаниям прибора учета воды с применением коэффициента 1,3 (учитываются стоки по горячей воде).


13. Плата за содержание и ремонт жилого фонда и предоставляемые коммунальные услуги вносится ежемесячно не позднее десятого числа месяца, следующего за прожитым. Оплата производится через отделения Государственно-коммерческого Народного банка Республики Узбекистан и отделения коммерческих банков, а при отсутствии их в сельской местности  через Государственно-акционерные отделения компании "Узбекистон почтаси".


14. В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 4 октября 1999 года N 454 "Об утверждении Примерного устава товарищества собственников жилья …" члены Товарищества имеют право производить оплату коммунальных услуг и установленных законом налогов на недвижимое имущество через расчетный счет Товарищества, в случае если такое решение принято общим собранием членов Товарищества.


15. При несвоевременном внесении платы за эксплуатационные расходы и коммунальные услуги за каждый день просрочки начисляется пеня в размере 0,5 % от суммы задолженности. Размер пени не должен превышать стоимости оказываемых услуг согласно Закону Республики Узбекистан "О защите прав потребителей".

Пеня не начисляется в случае:

получения денежных средств после указанного срока по вине выплачивающего денежные средства юридического лица, при наличии соответствующего документа.


16. В случае длительной (свыше 12 месяцев) неоплаты коммунальных услуг и расходов по эксплуатации жилья, находящегося на территории Республики Узбекистан, со стороны отсутствующих иностранных граждан, в том числе граждан государств-участников СНГ, и лиц без гражданства, являющихся собственниками этого жилья, по представлению Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и г. Ташкента в установленном порядке на жилье налагается арест для решения вопроса о взыскании задолженности по оплате за коммунальные услуги и расходов по эксплуатации жилья.


17. Отдельным гражданам в соответствии с перечнем льготной категории лиц, утвержденным Указом Президента Республики Узбекистан от 27 марта 2003 года N УП-3227 "О введении с 1 апреля 2003 года компенсационных денежных выплат взамен предоставленных льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг" и в порядке, установленном законодательством, компенсационные денежные выплаты выплачиваются ежемесячно в процентном отношении от минимальной заработной платы, установленной в Республике Узбекистан.

ГЛАВА II. ПЕРЕРАСЧЕТ ОПЛАТЫ

ЗА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ


20. Юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию жилого фонда и предоставляющее коммунальные услуги, производит перерасчет размера оплаты расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилого фонда и коммунальных услуг с момента выявления, но не более чем за календарный год, в случаях:

- допущения арифметической ошибки при расчетах;

- неоказания услуги собственнику или квартиросъемщику жилья.


21. Перерасчет по эксплуатационным расходам и коммунальным услугам производится только инвалидам, участникам войны 1941-1945 годов и приравненным к ним лицам, воинам-интернационалистам и семьям погибших военнослужащих, имеющим льготы, с момента введения в действие соответствующего нормативного акта, если на указанный период они имели право на льготы, независимо от времени представления в управляющую организацию документов, дающих право на льготы, а излишне полученные суммы засчитываются в счет будущих платежей.


22. Перерасчет оплаты по коммунальным услугам в связи с их недопоставкой производится на основании акта, составленного после прекращения оказания услуги более 24 часов собственником или нанимателем жилья и юридическим лицом, осуществляющим поставку коммунальной услуги, с участием представителя органа самоуправления граждан (махаллинский комитет) и Товарищества собственников жилья.

Акт имеет юридическую силу только при наличии подписи собственника жилья или квартиросъемщика, представителя ТСЖ и юридического лица, осуществляющего поставку коммунальных услуг, и представителя органа самоуправления граждан.

В случае отказа от подписи акта юридическим лицом, осуществляющим поставку коммунальных услуг, оно обязано письменно мотивировать причины отказа от подписи данного акта. В противном случае собственник или наниматель жилья вправе прекратить оплату коммунальных услуг до принятия судебного решения.


23. В случае перерыва или отсутствия поставки коммунальных услуг в течение 24 часов составляется акт на основании поданной потребителем заявки, где определяется срок восстановления исполнителем первоначального положения, и на основании этого производится перерасчет за недополученное количество услуг. При неявке исполнителя акт составляется потребителем в присутствии представителей Товарищества собственников жилья и органов самоуправления граждан.


24. На время выезда собственника или квартиросъемщика жилья с членами семьи на срок более одного месяца при предоставлении юридическому лицу, осуществляющему эксплуатацию жилого фонда и поставку коммунальных услуг, соответствующих документов, производится перерасчет оплаты коммунальных услуг при условии представления соответствующих документов:

а) заявление о выезде с указанием срока отсутствия жильца;

б) доверенность (при необходимости) на лицо, осуществляющее присмотр за жилым помещением, с обязательным указанием домашнего адреса его проживания.

В данном случае полной оплате подлежат: эксплуатационные расходы и услуги центрального отопления на весь период отсутствия.

Если в период отсутствия собственника, нанимателя жилья и (или) членов его семьи в жилом помещении будет временно проживающий, то перерасчет вышеперечисленных коммунальных услуг должен производиться на количество временно проживающих, а при наличии измерительных приборов оплата производится по их показаниям.

Если в период отсутствия собственника или нанимателя жилья с членами семьи представителями эксплуатирующей организации или поставщика коммунальных услуг будут выявлены временно проживающие, о проживании которых они не были уведомлены, то производится полный расчет оплаты коммунальных услуг (газо-, водоснабжение, канализация и саночистка).


25. Собственники и наниматели жилья освобождаются от перерасчета за оплаченные авансом коммунальные услуги (на период, не превышающий двенадцати месяцев) в случае увеличения в этот период соответствующих тарифов.



ГЛАВА III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Настоящее Положение согласовано с Министерством финансов Республики Узбекистан, Государственным комитетом Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции.



"Бюллетень нормативных актов министерств, государственных комитетов и ведомств Республики Узбекистан", 2002 г., N 17-18