Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Положение о Государственной службе экстренной медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях Республики Узбекистан (Зарегистрировано МЮ 01.03.1999 г. N 655, утверждено МЗ, МО, МЧС, МВД, ГАЖК "Узбекистон темир йуллари" 29.12.1998 г.)

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ЗАРЕГИСТРИРОВАНО

МИНИСТЕРСТВОМ ЮСТИЦИИ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

01.03.1999 г.

N 655


УТВЕРЖДЕНО

МИНИСТЕРСТВОМ

ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН


МИНИСТЕРСТВОМ

ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

МИНИСТЕРСТВОМ ОБОРОНЫ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН


МИНИСТЕРСТВОМ

ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

ПРАВЛЕНИЕМ ГАЖК

"УЗБЕКИСТОН ТЕМИР ЙУЛЛАРИ"


29.12.1998 г.




ПОЛОЖЕНИЕ

о Государственной службе экстренной

медицинской помощи при чрезвычайных

ситуациях Республики Узбекистан


1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1.1. Настоящее Положение определяет место Государственной Службы экстренной медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях Республики Узбекистан (в дальнейшем по тексту "ГСЭМП при ЧС") в Государственной системе предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (ГСЧС), ее основные задачи, организационную структуру, принципы и организацию работы в чрезвычайных ситуациях (в дальнейшем по тексту "ЧС"), вызванных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями и эпидемиями.


1.2. Деятельность ГСЭМП при ЧС регламентируется Законом от 29 августа 1996 года "Об охране здоровья граждан Республики Узбекистан", постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 23 декабря 1997 года N 558 "О государственной системе предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях Республики Узбекистан".


1.3. ГСЭМП при ЧС является функциональной подсистемой Государственной системы предупреждения и действий в ЧС.

ГСЭМП при ЧС является функционально-административным объединением, включающим: формирования службы экстренной медицинской помощи Министерства здравоохранения Республики Узбекистан, медицинской службы Министерства обороны Республики Узбекистан, а также предназначенные для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС органы управления, учреждения и формирования Министерства внутренних дел Республики Узбекистан, Государственной акционерной железнодорожной компании "Узбекистон темир йуллари" и Национального Общества Красного Полумесяца Республики Узбекистан.

Основные задачи, организация и порядок использования входящих в состав при ЧС органов, учреждений и формирований определяются положениями о них, согласуемыми с Министерством здравоохранения Республики Узбекистан, и утверждаемыми соответствующими ведомственными органами государственного управления.

В интересах комплексного использования всех сил и средств ГСЭМП при ЧС ей передаются в установленном порядке в оперативное подчинение силы и средства других министерств и ведомств, предназначенных для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.

Руководство всеми силами и средствами ГСЭМП при ЧС, участвующими в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, осуществляют специальные органы управления экстренной медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.

Разработка научно-методических основ подготовки ГСЭМП при ЧС, принципов и организации ее работы при ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, организации взаимодействия входящих в нее сил и средств, организация подготовки, усовершенствования, аттестация кадров специалистов ГСЭМП при ЧС организует и проводит Республиканский научный центр экстренной медицины.

Разработка методических основ обучения и подготовки населения к оказанию первой медицинской помощи при ЧС проводят Республиканский научный центр экстренной медицины, Республиканский учебный Центр неотложный медицинской помощи совместно с Национальным комитетом Общества Красного полумесяца и другими заинтересованными ведомствами, министерствами и учреждениями.



2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ЭКСТРЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН


Основными задачами ГСЭМП при ЧС являются:

- организация и осуществление медико-санитарного обеспечения при ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- сбор, обработка, обмен и представление информации медико-санитарного характера в области защиты населения и территории в условиях ЧС;

- обеспечение высокой готовности органов управления, системы связи и оповещения учреждений и формирований ГСЭМП при ЧС к действиям в ЧС;

- участие в прогнозировании социально-гигиенических последствий ЧС и выработке рекомендаций по снижению их отрицательного воздействия на условия жизни населения;

- обеспечение и проведение в республике единой политики, обеспечивающей снижение уровня медико-санитарных последствий ЧС, вызываемых авариями, катастрофами, стихийными бедствиями и эпидемиями, участие в формировании системы экономических, правовых и специальных медицинских мер, а также целевых и научно-технических программ для ее реализации;

- разработка и постоянное совершенствование единой системы медицинского обеспечения населения при возникновении ЧС;

- обеспечение комплексного использования сил и средств ГСЭМП при ЧС;

- обеспечение своевременного оказания пострадавшему населению экстренной догоспитальной и госпитальной медицинской помощи;

- организация и проведение комплекса санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в районах ЧС;

- медицинский контроль за отбором и подготовкой профессиональных контингентов аварийно-спасательных служб;

- сохранение здоровья личного состава спасательных подразделений и ГСЭМП при ЧС, а также населения, участвующего в ликвидации последствий ЧС;

- участие в обучении и подготовке населения и спасателей к оказанию первой медицинской помощи в ЧС совместно с другими заинтересованными министерствами, ведомствами, организациями;

- подготовка и усовершенствование кадров ГСЭМП при ЧС;

- создание и рациональное использование финансовых фондов, медицинских и материально-технических ресурсов, необходимых для обеспечения работ по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;

- осуществление международного сотрудничества в области снижения медико-санитарных последствий ЧС и их ликвидации, оказание помощи зарубежным странам в ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и эпидемий.



3. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ЭКСТРЕННОЙ

МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ

СИТУАЦИЯХ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН


3.1. ГСЭМП при ЧС имеет следующие организационные уровни (Приложение N 1): республиканский и областной (территориальный).


3.2. На республиканском уровне ГСЭМП при ЧС представлена: Республиканским научным центром экстренной медицины, являющимся головным научно-практическим учреждением ГСЭМП при ЧС, входящими в него медицинскими формированиями; медицинским отрядом специального назначения Министерства обороны Республики Узбекистан, предназначенным для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС; специализированные медицинские бригады Центрального военного госпиталя Министерства обороны; специализированные медицинские бригады госпиталя Министерства внутренних дел; медицинскими формированиями постоянной готовности центрального подчинения врачебно-санитарной службы Государственной акционерной железнодорожной компании "Узбекистон темир йуллари".

Основными клиническими базами ГСЭМП при ЧС являются клиники Республиканского научного центра экстренной медицины и его филиалов. В случае необходимости к госпитальному обслуживанию пострадавших в ЧС могут привлекаться другие государственные медицинские учреждения по соответствующим распоряжениям органов управления здравоохранения.

Головной научной базой ГСЭМП при ЧС являются Республиканский научный центр экстренной медицины, его филиалы и подразделения. Научными базами ГСЭМП при ЧС могут быть также другие клиники, научные центры, лаборатории, учреждения соответствующего профиля, независимо от ведомственной принадлежности и характера финансирования; в этих случаях вопрос об участии данных организаций в научных разработках решается по договору о научном сотрудничестве между Республиканским научным центром экстренной медицины и соответствующим учреждением.

Учебно-методическими базами ГСЭМП при ЧС являются Республиканский научный центр экстренной медицины, Республиканский учебный центр по неотложной помощи, кафедра "медицины катастроф" Института усовершенствования врачей.


3.3. На территориальном (областном) уровне ГСЭМП при ЧС представлена: территориальными (областными) филиалами Республиканского научного центра экстренной медицины с входящими в них формированиями, специализированными медицинскими формированиями (военно-медицинских учреждений Министерства обороны, медицинскими формированиями территориальных больниц врачебно-санитарной службы Государственной акционерной железнодорожной компании "Узбекистон темир йуллари", Государственной службы санитарно-эпидемиологического надзора и других министерств и ведомств, расположенных на данной территории.


3.4. На Республиканском и территориальном (областном) уровнях, по заданию соответствующих межведомственных комиссий, для ГСЭМП при ЧС создаются нештатные формирования, предназначенные для участия в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. Основными из них являются:

- на республиканском уровне: бригады экстренной специализированной медицинской помощи (токсикологические, психотерапевтические, инфекционные, детские, хирургические, нейрохирургические, ожоговые, акушерско-гинекологические, трансфузиологические и др.); санитарно-профилактические бригады, специализированные противоэпидемические бригады санитарно-эпидемической службы;

- на территориальном уровне: бригады экстренной медицинской помощи (врачебно-сестринские); бригады экстренной доврачебной помощи; бригады экстренной специализированной медицинской помощи (токсикологические, радиационные психотерапевтические, инфекционные, детские хирургические, радиологические, хирургические, травматологические, нейрохирургические, ожоговые, акушерско-гинекологические, трансфузиологические и др.); санитарно-профилактические бригады, группы эпидемиологической разведки, формирования комитетов Общества Красного полумесяца.

Обеспечение готовности указанных выше формирований к работе возлагается на руководителя учреждения-формирователя; при возникновении ЧС они поступают в оперативное подчинение органов управления ГСЭМП при ЧС соответствующего уровня.


3.5. Для решения научных задач, создания нештатных формирований ГСЭМП при ЧС и подготовки ее кадров на территориальном уровне используются расположенные на данной территории медицинские учебные заведения, лечебно-профилактические и санитарно-противоэпидемические учреждения.


3.6. Республиканский научный центр экстренной медицины и его филиалы, наряду с другими подразделениями, включают в свой состав постоянно действующий диспетчерский пункт, оперативную группу управления со средствами связи, предназначенной для немедленного выдвижения в район ЧС, бригады экстренной специализированной медицинской помощи постоянной готовности.


3.7. Основные задачи организации, порядок действия, финансовое, материально-техническое обеспечение, снабжение медицинским, санитарно-хозяйственным имуществом и медицинским оборудованием Республиканского научного центра экстренной медицины и его филиалов, медицинских отрядов специального назначения, учреждений и специализированных формирований министерств и ведомств, предназначенных для работы в системе ГСЭМП при ЧС, определяются и утверждаются по принадлежности соответствующими органами исполнительной власти.



4. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ЭКСТРЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН


4.1. Руководящим органом ГСЭМП при ЧС является Межведомственная координационная комиссия (Приложение N 2). В ее состав входят: председатель - министр здравоохранения Республики Узбекистан, заместитель председателя - первый заместитель министра здравоохранения Республики Узбекистан, а также заместитель министра здравоохранения по санитарно-эпидемиологическим вопросам, заместитель министра по чрезвычайным ситуациям, директор Республиканского Научного Центра экстренной медицины, начальник главного управления организации медицинской помощи министерства здравоохранения, начальник II управления министерства здравоохранения, начальник управления защиты населения и территорий Министерства по чрезвычайным ситуациям, руководитель медицинского управления Министерства обороны Республики Узбекистан, руководитель медицинского управления Министерства внутренних дел Республики Узбекистан, начальник врачебно-санитарной службы Государственной акционерной железнодорожной компании "Узбекистон темир йуллари", председатель Центрального комитета Национального Общества Красного Полумесяца Узбекистана, председатель Государственной акционерной компания "Уздоридармон", председатель правления Акционерной компании "Узтибтехника", генеральный директор Республиканского производственно-технического объединения "Тибтаъминот".

После принятия начальником Гражданской защиты Республики Узбекистан решения об установлении чрезвычайного режима председатель межведомственной координационной комиссии Республики Узбекистан по согласованию с министром по чрезвычайным ситуациям утверждает окончательный состав комиссии.


4.2. Руководящими органами ГСЭМП при ЧС на территориальном уровне являются территориальные межведомственные координационные комиссии. Их состав определяется органами исполнительной власти Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента по представлению руководителя соответствующего органа управления здравоохранения. В обязательном порядке в них должны входить руководители всех медицинских, медико-санитарных, санитарно-противоэпидемических служб, министерств и ведомств, расположенных на данной территории, руководители территориальных управлений (отделов) по ЧС, руководители филиалов Республиканского научного центра экстренной медицины, территориальные представители медицинской службы Министерства обороны, руководители служб крови, руководители органов обеспечения медицинским имуществом и медицинской техникой.


4.3. Основными типовыми задачами межведомственных координационных комиссий ГСЭМП при ЧС всех уровней являются:


а) решение принципиальных вопросов подготовки и организации работы службы; решения, принимаемые комиссией, обязательны для всех органов, представленных в комиссиях, а также для организаций, действующих в сфере их ведения. По оперативно-тактическим вопросам ГСЭМП руководствуется решениями Министерства по чрезвычайным ситуациям и комиссиями по ЧС;

б) обеспечение постоянной готовности соответствующих звеньев ГСЭМП при ЧС к выполнению возложенных на них задач;

в) решение принципиальных практических вопросов комплексного использования учреждений и формирований различных министерств и ведомств, входящих в ГСЭМП при ЧС, при ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;

г) реализация единой системы подготовки сил и средств ГСЭМП при ЧС, входящих в различные министерства и ведомства;

д) руководство созданием и использованием чрезвычайных резервных фондов, финансовых, медицинских и материально-технических ресурсов;

е) комплексная разработка проблем подготовки и деятельности ГСЭМП при ЧС;

ж) разработка предложений по снижению медико-санитарных последствий ЧС, по экономическому и правовому обеспечению работы личного состава учреждений и формирований ГСЭМП при ЧС.


4.4. Постоянно действующими органами управления ГСЭМП при ЧС являются соответствующие штабы ГСЭМП при ЧС.

На республиканском уровне штаб ГСЭМП при ЧС возглавляет первый заместитель министра здравоохранения. В состав его в обязательном порядке входят: заместитель министра здравоохранения по санитарно-эпидемиологическим вопросам, начальник Главного управления организации медицинской помощи, начальник Главного санитарно-эпидемиологического управления, начальник II-го управления Министерства здравоохранения, заместитель начальника управления защиты населения и территорий, начальник медико-биологического отдела управления защиты населения и территорий Министерства по чрезвычайным ситуациям, заместитель председателя Комитета Национального Общества Красного Полумесяца по ЧС, директор и заместитель директора Республиканского научного центра экстренной медицины, а также специалисты, включаемые в состав штаба его начальником.

На территориальном уровне штабы ГСЭМП при ЧС возглавляют заместители начальников территориальных управлений здравоохранения хокимиятов. В их состав в обязательном порядке входят: заместители начальников территориальных управлений здравоохранения по санитарно-эпидемиологическим вопросам, заместители начальников территориальных управлений здравоохранения по организации медицинской помощи, начальники II-х отделов территориальных управлений здравоохранения, заместители начальников территориальных управлений гражданской защиты и ЧС, директора и заместители директоров территориальных филиалов Республиканского научного центра экстренной медицины, а также специалисты, включаемые в состав штаба его начальником.


4.5. В зависимости от обстановки различают три режима функционирования ГСЭМП при ЧС: повседневной деятельности, повышенной готовности, чрезвычайной ситуации.

На штабы ГСЭМП при ЧС возлагаются:


а) в режиме повседневной деятельности:

- организация наблюдения за состоянием природной среды и обстановкой на потенциально опасных объектах в плане возможного возникновения ЧС;

- планирование мероприятий по снижению медико-санитарных последствий ЧС, повышение уровня защиты населения, принятие участия в организации его обучения правилам оказания медицинской помощи с учетом возможностей для данной территории;

- планирование медицинского обеспечения населения при возникновении ЧС;

- поддержание высокой готовности ГСЭМП при ЧС, совершенствование подготовки ее органов управления, личного состава учреждений и формирований;

- поддержание и укрепление взаимодействия между всеми входящими в ГСЭМП при ЧС на данном уровне органами управления, силами и средствами;

- выполнение мероприятий по созданию, поддержанию, контролю, за хранением и использованием финансовых, медицинских и материально-технических ресурсов, предназначенных для обеспечения работы ГСЭМП при ЧС;

- организация и обеспечение постоянного эффективного функционирования дежурно-диспетчерской службы;

- участие в медицинской подготовке личного состава аварийно-спасательных формирований, предназначенных для работы в очагах;

б) в режиме повышенной готовности:

- организация оповещения и управление силами и средствами ГСЭМП при ЧС данного уровня при введении режима повышенной готовности;

- анализ причин, обусловивших введение режима повышенной готовности, прогнозирование возможного развития медико-санитарной обстановки при возникновении ЧС и подготовка предложений руководителю межведомственной координационной комиссии ГСЭМП при ЧС;

- организация выполнения органами управления, силами и средствами данного уровня ГСЭМП при ЧС мероприятий повышенной готовности, проверка и оказание помощи в их выполнении;

- уточнение планов медико-санитарного обеспечения населения при ЧС;

- усиление мероприятий по защите населения и его подготовке к действиям при возникновении ЧС;

- приведение в готовность сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости в предполагаемый район чрезвычайных ситуаций;

- выполнение, при необходимости проверка готовности к использованию финансовых, медицинских и материально-технических ресурсов;

- уточнение планов взаимодействия с органами управления, учреждениями и организациями других министерств и ведомств, участвующих в обеспечении деятельности ГСЭМП при ЧС;

- усиление дежурно-диспетчерской службы, создание при необходимости дополнительных оперативных групп, их обеспечение транспортными средствами и связью;

в) в режиме чрезвычайной ситуации:

- активный сбор информации об обстановке в районе ЧС, ее оценка и доклад руководителю межведомственной координационной комиссии ГСЭМП при ЧС, выработка предложений по организации медицинского обеспечения пострадавшего населения;

- информация межведомственной координационной комиссии об обстановке и принятых мерах;

- немедленное выдвижение в район ЧС оперативной группы управления, установление постоянной связи с этой группой, органами управления, силами и средствами ГСЭМП при ЧС;

- выдвижение в район ЧС сил и средств ГСЭМП при ЧС данного уровня для проведения работ;

- организация работ по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;

- организация финансового, медицинского и материально-технического обеспечения работ, сил и средств ГСЭМП при ЧС по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;

- организация управления силами и средствами ГСЭМП при ЧС, участвующими в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, а также ведение учета и отчетности;

- обеспечение органов управления и населения информацией о санитарно-эпидемической обстановке в зоне ЧС;

- обобщение опыта работы ГСЭМП при ЧС по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.


4.6. Основным документом управления ГСЭМП при ЧС является "План медико-санитарного обеспечения населения в ЧС". Он разрабатывается соответствующими штабами на всех уровнях ГСЭМП при ЧС, согласовывается с членами межведомственной координационной комиссии ГСЭМП при ЧС, подписывается ее председателем, начальником штаба, и утверждается руководителем исполнительной власти соответствующего звена.

Организационно-методическое руководство планированием медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях осуществляет Министерство здравоохранения и Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан.


4.7. План медико-санитарного обеспечения населения в ЧС должен разрабатываться на основе всесторонней оценки медико-географических и экологических условий, конкретной обстановки на территории (объекта), к которой он относится, расчетной оценки характера и объема медико-санитарных последствий возможной ЧС, наличия и возможностей сил и средств ГСЭМП при ЧС, действующей системы здравоохранения, ведомственных медицинских (медико-санитарных) служб и других факторов, имеющих непосредственное отношение к ликвидации медико-санитарных последствий данной ЧС.


4.8. План медико-санитарного обеспечения населения в ЧС разрабатывается в произвольной форме и состоит обычно из текстовой части, таблиц расчетов, карт (плана) территории, к которой он относится.

Планы медико-санитарного обеспечения населения в ЧС разрабатываются:

- на объектах - применительно к отдельным производственным помещениям и объекту в целом с учетом наиболее вероятной ЧС;

- в городах, областях, Республике Каракалпакстан - применительно к различным ЧС в пределах подведомственной территории;

- на республиканском уровне - применительно к различным ЧС, к ликвидации которых привлекаются силы и средства ГСЭМП при ЧС нескольких регионов.


4.9. План медико-санитарного обеспечения населения в ЧС включает:

- характеристику данной территории (объекта) с учетом вероятности возникновения ЧС;

- медико-географическую характеристику территории;

- характеристику сил и средств ГСЭМП при ЧС на данной территории;

- медико-санитарные последствия наиболее вероятных ЧС: для объекта - применительно к объекту, для Республики Каракалпакстан, областей, районов, городов - применительно к возможным вариантам ЧС на всей подведомственной территории в пределах задач, возложенных на данное территориальное звено;

- систему организации ликвидации медико-санитарных последствий ЧС применительно к каждой наиболее вероятной ЧС (землетрясение различной интенсивности в том или ином сейсмоопасном районе в различное время суток, при химической или радиационной аварии или катастрофе различного масштаба на определенном химически опасном объекте и др.), в том числе:

- расчетную потребность в силах и средствах; перечень сил и средств, привлекаемых к ликвидации медико-санитарных последствий, организация их выдвижения и взаимодействия;

- организацию лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в районах ЧС;

- организацию медицинского снабжения и материально-технического обеспечения;

- организацию системы управления.



5. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ МЕДИКО-САНИТАРНЫХ

ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ


5.1. Ликвидация медико-санитарных последствий ЧС включает проведение в системе аварийно-спасательных и других неотложных работ при возникновении ЧС комплекса лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий по устранению непосредственной опасности для жизни и здоровья людей, создание благоприятных условий для успешного последующего лечения и реабилитации, а также восстановление жизнеобеспечения населения.

Выполнение этих мероприятий является приоритетной задачей Государственной системы предупреждения и действий в ЧС. Это требует от органов управления, учреждений и формирований системы предупреждения и действий Республики Узбекистан в ЧС всех уровней:

- постоянной помощи ГСЭМП при ЧС в повышении ее готовности к работе при возникновении ЧС;

- немедленной информации органов управления ГСЭМП при ЧС о введении режима повышенной готовности чрезвычайного режима, о возникновении ЧС и обстановки в районе ЧС, о результатах разведки и принятых решениях по ее ликвидации;

- обеспечения выдвижения сил и средств ГСЭМП при ЧС в район ЧС;

- создания благоприятных условий для работы сил и средств ГСЭМП при ЧС в районе ЧС; при этом основное внимание должно быть обращено на:

- организацию быстрого розыска пораженных, извлечение их из-под завалов, удаление из очагов пожаров, с местности, зараженной радиоактивными и сильнодействующими ядовитыми веществами; оказание на месте поражения первой медицинской помощи; вынос (вывоз) до пункта сбора пораженных или мест оказания им доврачебной (первой врачебной) помощи; выделение помещений для развертывания медицинских пунктов, расширение коечной емкости лечебно-профилактических учреждений; оказание помощи медицинским формированиям и учреждениям, участвующим в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, в обеспечении их транспортом, продовольствием, водой, электроэнергией, топливом, другими материально-техническими средствами; организация охраны медицинских учреждений и формирований при ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, использование всех находящихся в зоне чрезвычайной ситуации лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических, аптечных учреждений, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.


5.2. ГСЭМП при ЧС организует и участвует в выполнении следующих лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий:


а) лечебно-эвакуационные мероприятия:

- участие (совместно с аварийно-спасательными командами, отрядами и другими формированиями) в оказании пораженным первой медицинской помощи;

- организация медицинской сортировки и оказание пораженным доврачебной и первой врачебной помощи;

- организация и оказание пораженным квалифицированной и специализированной медицинской помощи, создание условий для последующего успешного лечения и реабилитации;

- организация медицинской эвакуации пораженных;

- организация и проведение патологоанатомической и судебной медицинской экспертизы погибших, судебно-медицинского освидетельствования пораженных;

- учет пострадавших и нетранспортабельных больных и координация работ по их эвакуации из зон чрезвычайных ситуаций;

б) санитарно-гигиенические мероприятия:

- организация и проведение оценки состояния территории и определение вредных факторов, воздействующих на здоровье населения и окружающую среду;

- организация санитарно-гигиенических мероприятий по защите персонала аварийных объектов, участников ликвидации последствий аварий;

- организация и участие в санитарном надзоре за условиями размещения населения в районе ЧС, его питанием, водоснабжением, банно-прачечным обслуживанием;

- организация санитарного надзора на гигиенически значимых объектах, обеспечивающих жизнедеятельность населения в районе ЧС;

- медицинский контроль за состоянием здоровья личного состава формирований и учреждений, участвующего в ликвидации последствий ЧС, обеспечение его спецодеждой, средствами защиты и правильным их использованием;

- участие в контроле за санитарным состоянием территории, своевременной ее очисткой, обеззараживанием, надзор за захоронением умерших;

- организационно-разъяснительная работа по режиму и правилам поведения персонала аварийных объектов, участников ликвидации последствий населения в зоне ЧС;

в) противоэпидемические мероприятия:

- своевременное проведение специальной эпидемиологической разведки и эпидемиологического обследования заболевших, с целью установления характера инфекционной патологии; активное раннее выявление инфекционных больных, их изоляция и эвакуация в инфекционные больницы (изоляторы);

- предупреждение заноса инфекционных заболеваний в районе ЧС; выявление лиц, подвергшихся риску заражения, медицинское наблюдение за ними; соблюдение мер, снижающих возможность распространения инфекций, предупреждение выноса инфекционных болезней из районов ЧС; проведение (при необходимости) режимно-организационных мероприятий (обсервации, карантина);

- дезинфекция, дезинсекция, дератизация;

- проведение вакцинации и экстренной химиопрофилактики инфекционной заболеваемости в районах ЧС; проведение санитарно-разъяснительной работы среди населения и разъяснение правил поведения инфекционным больным в зоне катастроф до изоляции и госпитализации.


5.3. В соответствии с принятой Республикой Узбекистан системой предупреждения и действий в ЧС лечебно-эвакуационные, санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия организуются и выполняются силами и средствами территориальных, в том числе ведомственных звеньев ГСЭМП при ЧС, на территории и объектах которых возникли ЧС.

В случаях, когда силы и средства территориальных (ведомственных) звеньев ГСЭМП при ЧС не могут самостоятельно справиться с ликвидацией медико-санитарных последствий ЧС, по их просьбе или по инициативе вышестоящей межведомственной координационной комиссии ГСЭМП при ЧС и решением соответствующих органов исполнительной власти привлекаются силы и средства вышестоящих звеньев ГСЭМП при ЧС, которые могут взять на себя руководство ликвидацией медико-санитарных последствий ЧС или только оказать помощь силами и средствами. Руководство работами по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС вышестоящей службы экстренной медицинской помощи осуществляется и при выходе из строя сил и средств территориальных органов здравоохранения.


5.4. Лечебно-эвакуационные мероприятия при ликвидации медико-санитарных последствий ЧС организуются на основе принципов двухэтапной системы лечения пораженных с эвакуацией их по назначению. В зависимости от вида и масштаба ЧС, количества пораженных и характера поражений у них, наличия сил и средств ГСЭМП при ЧС, состояния территориального и ведомственного здравоохранения, удаления от района ЧС лечебных учреждений госпитального типа, способных выполнить полный объем квалифицированной и мероприятия специализированной медицинской помощи и их возможностей, могут быть приняты (для всего района ЧС, его отдельных секторов и направлений) различные варианты организации лечебно-эвакуационных мероприятий. Основными из них следует считать:

- оказание пораженным до их эвакуации в лечебные учреждения госпитального типа только первой медицинской или доврачебной медицинской помощи;

- оказание пораженным до их эвакуации в лечебные учреждения госпитального типа, кроме первой медицинской или доврачебной, первой врачебной помощи;

-оказание пораженным до их эвакуации в лечебные учреждения госпитального типа, кроме первой, доврачебной, первой врачебной медицинской помощи и неотложных мероприятий квалифицированной и специализированной медицинской помощи.

Во всех случаях до эвакуации пораженных в лечебные учреждения госпитального типа ими должны быть выполнены мероприятия по устранению явлений, непосредственно угрожающих жизни в данный момент, предупреждению различных тяжелых осложнений и обеспечивающие транспортировку без существенного ухудшения их состояния.

Лечебные учреждения госпитального типа, развертываемые ГСЭМП при ЧС для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, а также бригады специализированной медицинской помощи, приданные лечебно-профилактическим учреждениям, как правило, работают до 15 суток; лечение пораженных после этого срока до наступления конечного исхода и реабилитация возлагается на учреждения Министерства здравоохранения республики, другие ведомства и министерства, имеющиеся на данной территории.



6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ФИНАНСОВОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ЭКСТРЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ


6.1. Материально-техническое и финансовое обеспечение органов управления, сил и средств, входящих в ГСЭМП при ЧС, в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайном режиме полностью осуществляются министерствами и ведомствами, их создающими.


6.2. Неснижаемый запас медицинского, санитарно-хозяйственного, специального имущества и оборудования ГСЭМП при ЧС создается на складах, снабженческих организациях ("Уздоридармон", "Тибтехника", "Тибтаъминот").

Резерв, предназначенный для обеспечения оперативной деятельности службы, составляет не менее 50% всего резерва службы и хранится в готовности к немедленной выдаче в складах, аптеках Республиканского научного центра экстренной медицины и его филиалов, лечебно-профилактических учреждениях-формирователях и станциях переливания крови.

Объем накопления резерва определяется в соответствии с табелями оснащения формирований ГСЭМП при ЧС.

Пополнение израсходованного медицинского имущества производится за счет неснижаемого запаса в течение 10 суток с момента представления отчета о его расходовании.

Отгрузку медикаментов и другого медицинского имущества осуществляют по письменному разрешению или телефонограмме руководителя соответствующего центра экстренной медицинской помощи или лица, его замещающего.


6.3. Государственный резерв медицинского, санитарно-хозяйственного, специального имущества и оборудования, необходимого для участия сил и средств ГСЭМП при ЧС в ликвидации медицинских последствий, хранится на соответствующих спецскладах и расходуется по ходатайству межведомственной координационной комиссии ГСЭМП при ЧС.


6.4. Органы снабжения медицинским имуществом Государственной акционерной ассоциации "Уздоридармон", РПТО "Узтибтехника", "Тибтаъминот" осуществляют закладку, хранение, отгрузку и доставку в пункт назначения, учет, контроль и индексацию цен, своевременное освежение медицинского запаса с ранним сроком изготовления и восполнение в случае изъятия части неснижаемого запаса медикаментов или другого медицинского имущества в срок до 1 месяца с момента изъятия.

Выдача медицинского имущества, изъятого после хранения, осуществляется по ценам на день операции. Компенсация расходов, связанных с уценкой освежаемого медицинского имущества, осуществляется за счет республиканского бюджета.


6.5. Контроль за хранением и учетом медицинского, санитарно-хозяйственного, специального имущества и оборудования, предназначенных для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, осуществляют соответствующие органы один раз в год.


6.6. Оплата расходов организаций, привлекаемых к ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, осуществляется за счет органа, принявшего решение об их привлечении к работам.



7. ЮРИДИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА

МЕДРАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ЭКСТРЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ


7.1. Юридическая и социальная защита личного состава ГСЭМП при ЧС, принимающих участие в ликвидации последствий в ЧС, осуществляется в соответствии с действующим законодательством Республики Узбекистан, приказами и инструкциями Министерства здравоохранения.


7.2. Личный состав ГСЭМП при ЧС участвует в ликвидации медико-санитарных последствий межнациональных конфликтов только на добровольных началах (по контракту).


7.3. Оплата работы специалистов формирований и учреждений ГСЭМП при ЧС постоянной готовности (дежурств на дому в нерабочее время, вечернее и ночное время) осуществляется согласно законодательным положениям соответствующих министерств и ведомств.






ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Положению



ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА

Государственной службы экстренной медицинской помощи

при чрезвычайных ситуациях Республики Узбекистан



Республиканский уровень


Штатные формирования


Республиканский научный центр экстренной медицины со специализированными медицинскими бригадами постоянной готовности и бригадами специализированной скорой помощи


Медицинский отряд специального назначения Министерства обороны Республики Узбекистан, предназначенный для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС


Специализированные медицинские бригады постоянной готовности госпиталя Министерства внутренних дел Республики Узбекистан


Медицинские формирования постоянной готовности центрального подчинения врачебно-санитарной службы Государственной акционерной железнодорожной компании "Узбекистон темир йуллари"



Нештатные формирования


Бригады экстренной специализированной медицинской помощи, созданные на базе республиканских лечебных учреждений, клиник медицинских вузов, научно-исследовательских институтов, специализированных центров


Санитарно-профилактический отряд, созданный на базе Республиканской СЭС


Специализированные противоэпидемические бригады, созданные на базе Республиканской противочумной станции


Специализированные медицинские бригады Центрального военного госпиталя Министерства обороны Республики Узбекистан



Территориальный уровень


Штатные формирования


Территориальные филиалы Республиканского научного центра экстренной медицины со специализированными медицинскими бригадами постоянной готовности и бригадами специализированной скорой помощи


Медицинские формирования постоянной готовности при территориальных больницах врачебно-санитарной службы Государственной акционерной железнодорожной компании "Узбекистон темир йуллари"


Бригады скорой и неотложной медицинской помощи


Специализированные бригады неотложной медицинской помощи



Нештатные формирования


Бригады экстренной специализированной медицинской помощи, созданные на базе городских, центральных, районных и межрайонных лечебно-профилактических учреждений


Бригады экстренной специализированной медицинской помощи, созданные на базе областных, многопрофильных городских и специализированных больниц, клиник медицинских вузов областей


Санитарно-профилактические бригады, созданные на базе областных СЭС


Специализированные противоэпидемические бригады, созданные на базе областных противочумных станций


Медицинские бригады военных госпиталей Министерства обороны Республики Узбекистан






ПРИЛОЖЕНИЕ N 2

к Положению



СТРУКТУРА

органов управления Государственной службы экстренной

медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях



Принципиальная схема органов управления государственной службы

экстренной медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях

Республики Узбекистан



На республиканском уровне


Межведомственная координационная комиссия

экстренной медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях

Республики Узбекистан


Председатель комиссии:

-

министр здравоохранения



Заместитель председателя:

-

1-й заместитель министра



Члены комиссии:






-

заместитель министра здравоохранения по санэпидвопросам




-

заместитель министра по чрезвычайным ситуациям




-

директор Республиканского научного центра экстренной медицины




-

начальник управления защиты населения и территорий Министерства по чрезвычайным ситуациям РУз




-

начальник главного управления организации медицинской помощи Министерства здравоохранения РУз




-

начальник II управления Министерства здравоохранения РУз




-

заместитель директора Республиканского научного центра экстренной медицины по чрезвычайным ситуациям




-

Руководитель медицинского управления Министерства внутренних дел РУз




-

начальник врачебно-санитарной службы Государственной акционерной компании "Узбекистон темир йуллари"




-

председатель Центрального комитета Национального общества Красного Полумесяца




-

председатель Государственной акционерной компании "Уздоридармон"




-

председатель правления Акционерной компании "Узтибтехника"




-

генеральный директор "Тибтаъминот"

               


На территориальном уровне


Межведомственная координационная комиссия

экстренной медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях

Республики Каракалпакстан


Председатель комиссии:

-

министр здравоохранения



Заместитель председателя:

-

1-й заместитель министра



Члены комиссии:






-

заместитель министра здравоохранения по санэпидвопросам




-

заместитель министра по чрезвычайным ситуациям




-

директор Каракалпакского филиала Республиканского научного центра экстренной медицины




-

начальник управления защиты населения и территорий Министерства по чрезвычайным ситуациям РУз




-

начальник управления организации медицинской помощи Министерства здравоохранения РК




-

Начальник II управления Министерства здравоохранения РК




-

Представитель территориальной медицинской службы Министерства обороны РУз




-

руководитель медицинской службы Управления внутренних дел РК




-

начальник железнодорожной больницы, г. Нукус




-

председатель Центрального Комитета Национального общества Красного Полумесяца




-

руководитель Нукусского отдела скорой медицинской и неотложной помощи




-

главный врач Республиканской больницы




-

главный врач Республиканской станции переливания крови




-

начальник Республиканского ПО "Доридармон"




-

директор областного предприятия "Тибтехника"




-

начальник Республиканского ПТО "Тибтаъминот"




-

директор автобазы Министерства здравоохранения РК

Межведомственная координационная комиссия

экстренной медицинской помощи при чрезвычайных

ситуациях г. Ташкента

Председатель комиссии:

-

заместитель министра здравоохранения, начальник Главного управления здравоохранения хокимията города



Заместитель председателя:

-

1-й заместитель начальника Главного управления здравоохранения хокимията города



Члены комиссии:






-

начальник Управления по чрезвычайным ситуациям




-

начальник II отдела Главного управления здравоохранения




-

руководители городских филиалов Республиканского научного центра экстренной медицины




-

представитель военно-медицинской службы города




-

руководитель медицинской службы Управления внутренних дел города




-

главный врач железнодорожной больницы, г. Ташкент




-

председатель Ташкентского городского комитета Национального общества Красного Полумесяца




-

главный врач Ташкентской городской санитарно-эпидемиологической станции




-

директор автобазы Главного управления здравоохранения




-

руководитель городского отдела скорой медицинской и неотложной помощи




-

главный врач городской станции переливания крови




-

начальник городского ПО "Доридармон"




-

начальник городского ПТО "Тибтехника"




-

начальник городского ПТО "Тибтаъминот"

  

   

Межведомственная координационная комиссия

экстренной медицинской помощи при чрезвычайных

ситуациях Ташкентской области

Председатель комиссии:

-

начальник Управления здравоохранения хокимията области



Заместитель председателя:

-

1-й заместитель начальника Управления хокимията области



Члены комиссии:





-

главный врач областной санэпидстанции




-

начальник Управления по чрезвычайным ситуациям




-

начальник II-го отдела Управления здравоохранения




-

руководители областных филиалов Республиканского научного центра экстренной медицины




-

представитель военно-медицинской службы




-

председатель областного Комитета общества Красного Полумесяца




-

руководитель областного отдела скорой медицинской и неотложной помощи




-

главный врач областной станции переливания крови




-

начальник областного ПО "Доридармон"




-

начальник областного ПТО "Тибтехника"




-

начальник областного ПТО "Тибтаъминот"




-

директор автобазы Управления здравоохранения

   

Межведомственная координационная комиссия

экстренной медицинской помощи при чрезвычайных

ситуациях областей республики

Председатель комиссии:

-

начальник Управления здравоохранения хокимията области



Заместитель председателя:

-

1-й заместитель Управления здравоохранения хокимията области



Члены комиссии:





-

главный врач областной санэпидстанции




-

начальник областного управления по чрезвычайным ситуациям




-

начальник II-го отдела областного управления здравоохранения




-

руководитель областного филиала Республиканского научного центра экстренной медицины




-

главный врач областной больницы




-

представитель военно-медицинской службы




-

председатель областного комитета Национального общества Красного Полумесяца




-

руководитель областного отдела скорой и неотложной помощи




-

главный врач областной станции переливания крови




-

начальник областного ПО "Доридармон"




-

начальник областного ПТО "Тибтехника"




-

начальник областного ПТО "Тибтаъминот"




-

директор автобазы управления здравоохранения