Распоряжение Министерства здравоохранения Республики Узбекистан от 21.07.2006 г. N 882 об утверждении рабочей группы по совершенствованию действующего законодательства в области лекарственных средств и изделий медицинского назначения
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
21.07.2006
N 882
РАСПОРЯЖЕНИЕ
В целях подготовки проектов нормативных документов по совершенствованию законодательства в области лекарственных средств и изделий медицинского назначения:
1) утверждаю рабочую группу по совершенствованию действующего законодательства в области лекарственных средств и изделий медицинского назначения согласно приложению N 2;
2) руководителю рабочей группы (А.М. Хаджибаев):
- разработать и утвердить план мероприятий на 2006-2007 гг.
- в своей работе руководствоваться действующим законодательством Республики Узбекистан и принятыми международными документами, а также принять во внимание резолюцию Совещания по совершенствованию и внедрению национальной политики в области лекарств с участием экспертов ВОЗ и ведущих ученых фармацевтов из стран СНГ (16-17 декабря 2005 г.), согласно приложению N 1;
Контроль за выполнением настоящего Распоряжения возлагаю на первого заместителя министра А.М. Хаджибаева.
Министр Ф.Г. Назиров
Внесено: |
||
Директор ЦПЛСиИМН |
М.Я. Ибрагимова |
|
Согласовано: |
||
Первый заместитель министра |
А.М. Хаджибаев |
|
Начальник Контрольной инспекции |
О.М. Исламова |
|
Главный юрисконсульт |
И.П. Дудукина |
к Распоряжению МЗ РУз
от 21.07.2006 г. N 882
РЕЗОЛЮЦИЯ
Совещания по совершенствованию и
внедрению национальной политики в области
лекарств с участием экспертов ВОЗ и ведущих
ученых-фармацевтов из стран СНГ
(16-17 декабря 2005г.)
Суверенитет Республики Узбекистан и политико-экономический государственный строй привел к принятию ряда законов и программ в системе здравоохранения, таких, как Закон Республики Узбекистан “Об охране здоровья граждан”, который обеспечивает конституционные права населения на получение квалифицированного медицинского обслуживания и социальную защиту, Указ Президента Республики Узбекистан И.А. Каримова “О государственной программе реформирования системы здравоохранения Республики Узбекистан”, имеющий своей целью создание организационных, экономических и правовых условий для повышения качества медицинских услуг, воспитания здорового поколения, приведения системы здравоохранения в соответствие с осуществляемыми в стране преобразованиями.
Основная цель осуществления национальной политики в области лекарственных средств заключается в обеспечении равноправного доступа населения страны к основным лекарствам надлежащего качества по доступным ценам. Это осуществляется путем совершенствования законодательной и нормативной базы в области лекарственных средств, обеспечения качества лекарств и медицинской техники, рационального использования лекарств (отбор основных лекарств, рациональное назначение и применение лекарств, роль врачей и фармацевтов и их взаимодействие), совершенствования медицинского и фармацевтического образования, совершенствования механизмов лекарственного обеспечения (включая вопросы производства, закупок, распределения, хранения и отпуска), совершенствования регулирования фармацевтического рынка.
Формирование политики в области лекарственных средств является сложной задачей, решение которой требует сотрудничества заинтересованных структур, а именно Министерства здравоохранения, работников здравоохранения (врачей и фармацевтов), органов обеспечения качества лекарственных средств (регистрация, лицензирование, инспектирование, контроль качества), представителей учреждений медицинского и фармацевтического образования, структур обеспечения лекарствами (различных форм собственности), промышленности и представителей потребителей, с учетом мнения и интересов других отраслей (министерств финансов, экономики, внутренних дел и т.д.).
Утвержденная в 1999 г. Национальная лекарственная политика Республики Узбекистан явилась, безусловно, прогрессивным шагом в придании веса фармацевтическому сектору как ключевому звену для обеспечения доступности лекарств для населения Узбекистана. Тем не менее, отсутствие разработанных и утвержденных индикаторов мониторинга внедрения Национальной политики и календарного плана действий помешало ее последовательному внедрению, и на настоящий момент нет инструментов, чтобы это осуществить.
|
Заслушав и обсудив доклады и выступления, совещание отмечает, что глобальные изменения последнего времени в сфере экономики, здравоохранения, фармации, информационно-коммуникационных технологий должны способствовать изменениям Национальной лекарственной политики.
Отмечая достижения в этом направлении и с целью создания эффективного механизма разработки, внедрения и мониторинга Национальной лекарственной политики совещание рекомендует:
|
1. Обратиться к руководству Министерства здравоохранения с просьбой назначить лицо из состава руководства Министерства с целью обеспечения общего руководства и координации разработки национальной лекарственной политики с политикой здравоохранения Республики Узбекистан.
2. Ответственность и оперативную организацию деятельности возложить на Центр политики лекарственных средств и изделий медицинского назначения под руководством М. Я. Ибрагимовой.
3. Создать экспертную группу из представителей заинтересованных сторон для пересмотра действующего документа Национальной политики в области лекарственных средств
4. При пересмотре документа учесть рекомендации рабочих групп Совещания (приложение 1) и опыт разработки национальной лекарственной политики других стран региона
5. Для обеспечения эффективного последующего внедрения и мониторинга Национальной лекарственной политики необходимо:
- |
Привлекать к пересмотру документа ведущих специалистов по различным направлениям Национальной лекарственной политики (помимо ключевой экспертной группы) |
- |
В рамках работы экспертной группы разработать проект индикаторов для дальнейшего мониторинга Национальной политики по отдельным направлениям и в целом |
- |
Обсудить и утвердить индикаторы мониторинга отдельных направлений Национальной политики в рамках совещания по запуску пересмотренной лекарственной политики при поддержке и участии ВОЗ |
- |
В рамках совещания по запуску пересмотренной политики также утвердить календарный план действий по внедрению и мониторингу Национальной лекарственной политики |
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к резолюции
Экспертной группе при усовершенствовании документа учесть следующие критерии:
1. В области выбора основных лекарственных средств:
- принятие концепции основных лекарственных средств, которая определяет приоритеты в области обеспечения ЛС в государственном секторе здравоохранения;
- процедуры обновления национального перечня основных лекарственных средств;
2. В области развития системы регламентирования лекарственных средств и изделий медицинского назначения:
- совершенствовать систему регламентирующих документов по государственному контролю качества лекарственных средств в соответствии с законами и подзаконными актами Республики Узбекистан;
- совершенствовать с учетом международной практики единую государственную систему контроля качества, регистрации и сертификации фармацевтической и медицинской продукции;
- с целью обеспечения оперативного и надлежащего контроля за качеством лекарственных средств совершенствовать работу региональных подразделений национального органа регламентирования лекарственных средств;
- в соответствии с требованиями международных стандартов разработать независимую систему контроля безопасности и изучения побочных эффектов лекарственных средств;
- совместно с профессиональными ассоциациями разработать и внедрить в практику международные стандарты по регулированию лекарственного обращения в РУз;
- продолжать практику повышения квалификации специалистов по организации контроля качества и инспектированию производственных предприятий, оптовых и розничных аптечных структур по рекомендациям ВОЗ;
- совместно с ответственными министерствами и ведомствами совершенствовать систему нормативно-правовых актов по предотвращению ввоза, вывоза, распространения и использования нестандартной и фальсифицированной фармацевтической и медицинской продукции.
3. В области инспектирования:
- усовершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность уполномоченной инспекционной службы;
- совершенствование структуры инспектирования производств, оптово-розничной торговли лекарственных средств, с учетом требований международных стандартов;
- с целью достижения международного признания национальных сертификатов GMP организовать подготовку специалистов, осуществляющих инспектирование фармпроизводств в международных центрах подготовки инспекторов.
4. В области лицензирования:
- усовершенствование системы сертификации и лицензирования фармацевтической деятельности для поэтапного внедрения международных стандартов, регламентирующих деятельность импортеров, производителей, оптовиков;
- с целью поэтапного перехода на международные стандарты, повышать требования предъявляемые при лицензировании.
5. В области регулирования гуманитарной помощи:
- в целях обеспечения максимальной пользы для получателей, разработать и усовершенствовать порядок приема гуманитарной помощи в соответствии с законодательными и нормативно-правовыми актами и рекомендациями ВОЗ;
- в целях обеспечения безопасности и эффективности для получателя и пользователя проведение контроля качества в соответствии с международными стандартами и сопроводительными нормативными документами, а также введение системы мониторирования.
6. В области рекламы лекарственных средств:
- совершенствование единой информационной и контролируемой системы в фармацевтическом секторе;
- рекламирование и другая маркетинговая деятельность не должны противоречить законодательству РУз и проводимой политике рационального использования лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
- разработка этических норм для продвижения на рынок лекарственных средств и изделий медицинского назначения в соответствии с рекомендациями ВОЗ;
7. В области рационального использования ЛС:
- усовершенствование деятельности постоянно действующих комиссий лечебно-профилактических учреждений;
- разработка и утверждение больничных формуляров в соответствии с утвержденным списком ОЛС;
- разработка научно-обоснованных клинических рекомендаций для обучения правильному назначению и применению ЛС;
- пропаганда концепции ОЛС, их рационального применения, правил назначения препаратов-дженериков в учебных программах для подготовки медицинских работников;
- организация последипломного образования провизоров (фармацевтов), представление им достоверной и объективной информации о ЛС;
- различные формы обучения пациентов;
- финансовое стимулирование обучения рациональному применению ЛС;
8. В области системы снабжения:
- сочетание государственного и частного секторов в системах снабжения и реализации ЛС;
- совершенствование и обеспечение соблюдения правил надлежащей практики закупок ЛС в государственном секторе;
- публикация информации о ценах на субстанции и готовые ЛС из списка ОЛС для ЛПУ;
- инвентаризационный контроль, разработка нормативных документов по учету и отчетности в больничных аптеках;
- разработка документов по процедуре выявления и изъятия ЛС фальсифицированных, субстандартных и с истекшим сроком годности;
9. В области исследования:
- проведение исследований, способствующих осуществлению контроля и оценки различных аспектов политики в сфере ЛС, являющихся действенным инструментом определения влияния Национальной лекарственной политики на национальную систему здравоохранения и ее обеспечения, изучению экономических аспектов снабжения препаратами и выделению наиболее острых проблем, связанных с назначением и распределением ЛС;
- организовать проведение текущих исследований по изучению доступа ЛС, их качества, рационального использования, состояние гуманитарных поставок;
10. В области развития кадровых ресурсов:
- продолжить развивающиеся интеграционные процессы в системе "образование наука производство" с учетом уровня требований к профессиональной подготовке фармацевтов;
- продолжить работу по динамическому обновлению учебных планов и программ высшего фармацевтического образования, с учетом развивающегося фармацевтического сектора;
- направить усилия на то, чтобы программы фармацевтического образования удовлетворяли установленным минимальным стандартам, следовали принципам самообучения и оценки со стороны;
- совершенствовать и адаптировать к изменившимся условиям систему педагогической составляющей; сосредоточить больше внимания на методике преподавания, чем на содержании курса; главный акцент - на активность студента;
- продолжить работу по созданию современной информационной среды, обеспечивающей овладение преподавателями и студентами новыми обучающими технологиями;
- продолжить участие в разработке региональной стратегии подготовки фармацевтических кадров в контексте общих подходов к укреплению фармацевтического сектора;
- шире привлекать к участию в учебном процессе ведущих ученых и крупных специалистов производства республики;
- продолжить сотрудничество в области образования и научных исследований с ведущими высшими учебными фармацевтическими заведениями СНГ и дальнего зарубежья;
- подготовка кадров и создание команды для работы в государственной службе здравоохранения путем внедрения системы распределения молодых специалистов;
11. Разработать предложения в области совершенствования отечественной фармацевтической отрасли с целью улучшения качества ЛС, расширения ассортимента и увеличения экспорта.
к резолюции
1. Министерство здравоохранения РУз
1.1. Центр политики лекарственных средств и изделий медицинского назначения
1.2. Главное управление лечебно-профилактической помощи
1.3. Главное управление охраны материнства и детства
1.4. Главное управление кадров, науки и учебных заведений
1.5. Главное управление по контролю качества лекарственных средств и медицинской техники
1.6. Главное управление экономики и финансирования
1.7. Главные специалисты Министерства здравоохранения
1.8. Контрольная инспекция Министерства здравоохранения
1.9. Государственный департамент санитарно-эпидемиологического надзора
1.10. Постоянно действующая комиссия Министерства здравоохранения
1.11. Медицинский научный совет
1.12. Лицензионная комиссия
2. Ташкентский фармацевтический институт
3. Ташкентская медицинская академия и медицинские институты
4. Ташкентский институт усовершенствования врачей
5. АК "Дори-дармон"
6. ГАК "Узфармпром"
7. Представители частных производителей
8. Ассоциация врачей Узбекистана
9. Частные оптовые фирмы и аптечные учреждения
10. Ассоциация иностранных фармпроизводителей и представительств
11. Республиканское внешнеэкономическое предприятие "Узмедэкспорт"
12. Научно-исследовательские институты
13. Главный юрисконсульт Минздрава
14. Этический комитет МЗ РУз
к Распоряжению МЗ РУз
от 21.07.2006 г. N 882
СОСТАВ
рабочей группы по совершенствованию
действующего законодательства в области
лекарственных средств и изделий
медицинского назначения
N |
ФИО |
Должность |
1. |
А.М.Хаджибаев |
Первый заместитель министра руководитель группы |
2. |
М.Я.Ибрагимова |
Директор Центра политики лекарственных средств и изделий медицинского назначения секретарь |
Члены |
||
3. |
О.М.Исламова |
Начальник Контрольной инспекции МЗ |
4. |
Б.О.Хошимов |
Начальник Главного управления экономики и финансирования |
5. |
Х.К.Джалилов |
Начальник ГУККЛСиМТ |
6. |
Ш.Х.Хашимов |
Начальник Главного управления лечебно профилактической помощи |
7. |
К.Т.Ядгарова |
Начальник Главного управления по охране материнства и детства |
8. |
С.С.Сайдалиев |
Начальник Государственного департамента санитарно - эпидемиологического надзора |
9. |
Н.Б.Каланов |
Начальник Главного управления развития материально-технической базы |
10. |
Ш.Э.Атаханов |
Начальник Главного управления кадров, науки и учебных заведений |
11. |
М.С.Абдуллаходжаева |
Начальник медицинского научного совета, председатель Этического комитета |
12. |
А.Н.Юнусходжаев |
Ректор Ташкентского фармацевтического института |
13. |
В.А.Шрамков |
Директор РВЭП "Узмедэкспорт" |
14. |
У.С.Салихбаева |
Председатель правления АК "Дори-Дармон" |
15. |
Ш.И.Каримов |
Ректор Ташкентской медицинской академии |
16. |
И.П.Дудукина |
Главный юрисконсульт |
17. |
В.Г.Бондаренко |
ГАК "Узфармпром" |
18. |
З.А.Абдурахимов |
Исполнительный директор Ассоциации врачей Узбекистана |
19. |
Ж.М.Собиров |
Ректор Ташкентского института усовершенствования врачей |
20. |
А.Т.Исхаков |
Председатель Ассоциации иностранных фармацевтических производителей и представительств |
В связи с проведенным совещанием по совершенствованию и внедрению национальной политики в области лекарств с участием экспертов ВОЗ и ведущих ученых фармацевтов из стран СНГ (16-17 декабря 2005 г.), а также с новыми задачами, поставленными перед здравоохранением и реформированием фармацевтического сектора:
1) утвердить резолюцию Совещания по совершенствованию и внедрению национальной политики в области лекарств с участием экспертов ВОЗ и ведущих ученых фармацевтов из стран СНГ (16-17 декабря 2005 г.) согласно приложению N 1;
2) утвердить рабочую группу по совершенствованию действующего документа о Национальной государственной политике в области лекарственных средств и изделий медицинского назначения согласно приложению N 2;
3) рабочей группе - разработать план мероприятий на 2006-2007 гг.
Контроль за выполнением настоящего Распоряжения возложить на первого заместителя министра А.М.Хаджибаева.
Министр Ф.Г. Назиров