Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Положение о требованиях к деятельности рейтинговых агентств на финансовых рынках (Утверждено Постановлением от 17.12.2007 г. МФ N 104, правления ЦБ N 297-В, ЦККФРЦБ при ГКИ N 2007-13, зарегистрированным МЮ 13.02.2008 г. N 1766)

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

УТВЕРЖДЕНО

Постановлением от 17.12.2007 г.

МФ N 104, правления ЦБ N 297-В и

ЦККФРЦБ при ГКИ N 2007-13,

зарегистрированным МЮ

13.02.2008 г. N 1766



ПОЛОЖЕНИЕ

о требованиях к деятельности рейтинговых

агентств на финансовых рынках


Настоящее Положение в соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 27 сентября 2006 года N ПП-475 "О мерах по дальнейшему развитию рынка ценных бумаг" (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2006 г., N 39, ст. 387, N 51-52, ст. 507) устанавливает требования к деятельности рейтинговых агентств на финансовых рынках.



I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. В целях настоящего Положения используются следующие основные понятия:


рейтинговая оценка - мнение рейтингового агентства в виде рейтингового отчета, выраженное в стандартной символьной (числовой и буквенной) форме с соответствующими пояснениями;


рейтинговая деятельность - предпринимательская деятельность рейтингового агентства, направленная на осуществление рейтинговой оценки на финансовых рынках;


рейтинговое агентство - юридическое лицо (коммерческая организация), осуществляющая рейтинговую деятельность;


клиент - юридическое лицо, заключившее с рейтинговым агентством договор на получение рейтинговой оценки в порядке, установленном законодательством.


2. Целью рейтинговой оценки является выражение независимого мнения относительно уровня кредитных и других рисков, а также способности клиента по своевременному и полному выполнению своих обязательств.


3. Объектами рейтинговой оценки являются финансовые показатели клиента, такие как кредитоспособность, платежеспособность, финансовая устойчивость, корпоративное управление, ликвидность ценных бумаг и др.


4. Государственная регистрация рейтинговых агентств в качестве юридических лиц осуществляется в порядке, установленном законодательством.



II. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЙТИНГОВОМУ

АГЕНТСТВУ И РЕЙТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НА ФИНАНСОВЫХ РЫНКАХ


5. Рейтинговые агентства могут создаваться в любой организационно-правовой форме.


6. Рейтинговые агентства должны иметь в наименовании слова "рейтинговое агентство" и указывать в учредительных документах рейтинговую деятельность в качестве основного вида деятельности.


7. Рейтинговое агентство при осуществлении рейтинговой оценки:

основывается на анализе финансовых показателей, включая рентабельность, платежеспособность, финансовую устойчивость, ликвидность, качество активов, поток денежных средств, и другие;

проводит анализ корпоративного управления клиента;

соблюдает требования настоящего Положения и утвержденной им методики рейтинговой оценки;

публикует в течение пяти рабочих дней результаты присвоенной рейтинговой оценки в средствах массовой информации и на сайтах организаторов торгов ценными бумагами, включая любые изменения в ранее присвоенную рейтинговую оценку;

указывает в публикациях, что рейтинговая оценка не содержит рекомендаций по покупке, удержанию или продаже какой-либо ценной бумаги;

обеспечивает конфиденциальность полученной от клиентов информации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;

в своей деятельности не допускает недобросовестную конкуренцию, в том числе путем гарантирования присвоения клиенту более высокого рейтинга по сравнению с другими рейтинговыми агентствами;

обеспечивает сохранность следующих документов на протяжении не менее чем трех лет:

копий договоров, заключенных с клиентами;

присвоенных рейтинговых оценок, а также изменений в ранее присвоенные рейтинговые оценки;

иных документов, обязанность по хранению которых предусмотрена законодательством.


8. Работники рейтингового агентства, вовлеченные в процесс рейтинга и мониторинга, должны иметь высшее образование в сфере финансов, бухгалтерии и экономики, а также иметь стаж работы по одной из указанных специальностей не менее 3-х лет. Для этого рейтинговое агентство разрабатывает политику и процедуры, направленные на обучение и подготовку высококвалифицированных аналитиков, имеющих независимое, объективное и надежное суждение.


9. Рейтинговое агентство должно организовывать команды рейтинговых аналитиков и процессы, обеспечивающие непрерывность и устойчивость рейтингового процесса, и обучение своих аналитиков. В конце каждого календарного года рейтинговое агентство должно публиковать на своем сайте в сети Интернет информацию об учебных программах и программах повышения квалификации, которые были пройдены его аналитиками.


10. Рейтинговые агентства не вправе осуществлять рейтинговую оценку юридических лиц, если:

они являются учредителем (акционером) клиента;

клиент имеет долю в уставном фонде данного рейтингового агентства;

работник рейтингового агентства входит в состав органов управления клиента.


11. Рейтинговое агентство не должно присваивать рейтинги своим ассоциированным или дочерним предприятиям или их ценным бумагам, если руководитель или работники рейтингового агентства одновременно участвуют в органе управления такого предприятия.


12. Работник рейтингового агентства не должен участвовать или каким-либо образом влиять на определение рейтинга клиента, если этот работник:

напрямую либо через аффилированных лиц владеет ценными бумагами, которые выпущены клиентом;

в течение предыдущих шести месяцев являлся работником клиента;

является аффилированным лицом клиента;

имеет имущественные заимствования у клиента.


13. Менеджмент рейтингового агентства при выполнении своих обязанностей должен быть независимым от вмешательства или влияния своих участников (учредителей).


14. Рейтинговое агентство устанавливает и обеспечивает исполнение разработанной политики, контроль и процедуры для обеспечения своей независимости и минимизации эффекта любого возможного конфликта интересов. Вопросы обеспечения независимости, надежности и объективности его деятельности должны быть отражены в установленной политике.


15. Взаимоотношения рейтингового агентства с клиентом регулируются договором о рейтинговой оценке, предусматривающим:

согласие клиента о сотрудничестве с рейтинговым агентством в целях осуществления объективной рейтинговой оценки клиента, включая предоставление клиентом адекватной, достоверной и периодической информации для целей рейтинговой оценки;

согласие клиента о том, что рейтинговое агентство будет проводить периодический мониторинг ценных бумаг и их эмитента, в порядке, установленном настоящим Положением;

обязательство клиента о раскрытии информации обо всех ценных бумагах, которым присвоены рейтинговые оценки другими рейтинговыми агентствами за последние три года;

стоимость рейтинговых услуг;

определение прав и обязанностей каждой из сторон в соответствии с условиями проведения рейтинга;

иные условия, предусмотренные законодательством.



III. МЕТОДОЛОГИЯ РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКИ


16. Каждое рейтинговое агентство должно определить рейтинговую процедуру и разработать собственные методологии присвоения рейтинга, устанавливая соответствующие методики его присвоения в зависимости от отраслевой принадлежности рейтингуемого предприятия, вида и категории (типа) выпущенных им ценных бумаг.


17. Методологии рейтинга должны быть разработаны и приспособлены для каждого вида ценных бумаг или отрасли экономики, к которым они применяются. При необходимости рейтинговое агентство должно включать анализ корпоративного управления в структуру рейтинга для полной оценки влияния на кредитные риски.


18. Рейтинговое агентство должно информировать общественность о новых внедренных инструментах, методиках и символах посредством публикации на своем сайте в сети Интернет соответствующей информации.



IV. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РЕЙТИНГОВОГО

АГЕНТСТВА


19. Рейтинговое агентство вправе:

в соответствии с договором получать от клиента всю необходимую информацию для проведения рейтинговой оценки;

присваивать рейтинг, основываясь на анализе дополнительных показателей, предусмотренных в методике рейтинговой оценки;

отказаться от проведения рейтинга в случаях, если клиент нарушил условия договора;

публиковать полный текст рейтингового отчета в средствах массовой информации.


20. Рейтинговое агентство обязано:

обеспечивать полноту и достоверность рейтинговой оценки;

не распространять недостоверную информацию;

раскрывать информацию в порядке, установленном настоящим Положением и иными актами законодательства;

соблюдать требования настоящего Положения, а также других нормативно-правовых актов.


21. Рейтинговое агентство может иметь иные права и обязанности, установленные законодательством.



V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


22. Лица, виновные в нарушении требований настоящего Положения, несут ответственность в соответствии с законодательством.


23. Настоящее Положение согласовано с Государственным комитетом Республики Узбекистан по демонополизации, поддержке конкуренции и предпринимательства.



"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

2008 г., N 6-7, ст. 32