Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Решение заседания Кабинета Министров Республики Узбекистан от 10.02.2006 г. (Протокол N 1) "Об итогах социально-экономического развития в 2005 году и важнейших приоритетах углубления экономических реформ в 2006 году"

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

РЕШЕНИЕ

ЗАСЕДАНИЯ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

10.02.2006 г.

Протокол N 1




ОБ ИТОГАХ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ В 2005 ГОДУ И ВАЖНЕЙШИХ

ПРИОРИТЕТАХ    УГЛУБЛЕНИЯ

ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ

В 2006 ГОДУ



1. Кабинет Министров отмечает, что 2005 год явился важнейшей этапной вехой на пути демократического обновления, углубления рыночных реформ и либерализации экономики в стране.

В экономике Узбекистана в 2005 году имели место следующие качественные сдвиги.


Во-первых, по всем макроэкономическим показателям достигнуты прогнозные параметры, а по многим из них обеспечено значительное повышение. Темпы роста ВВП составили 7%, уровень инфляции - 7,8%, промышленное производство возросло на 7,3%, выпуск потребительских товаров - на 17,7%, сельскохозяйственное производство - на 6,2%. Государственный бюджет исполнен с профицитом 0,1% к ВВП  против ожидаемого дефицита в 1 процент.

Обращает на себя внимание сам факт, что основными источниками, обусловившими устойчивые темпы экономического роста, явились не благоприятные внешние факторы и мировые цены на углеводородное сырье и ресурсы, а в первую очередь результаты глубоко продуманной модели и долгосрочной программы рыночных реформ и модернизации страны.


Во-вторых, происходит системное и последовательное структурное обновление экономики, направленное, в первую очередь, на обеспечение ее макроэкономической сбалансированности, ускоренное развитие сфер, отраслей и производств, призванных стать локомотивами экономического роста в целом, способствуя решению  проблем, связанных с демографическими особенностями, занятостью, увеличением доходов населения и др.

В структуре ВВП доля промышленности возросла в 2005 году до 20,7% против 14% в 2002 году, доля сферы услуг превысила 38,5%. В полтора раза за пять лет выросла доля отраслей коммуникации, транспорта и связи.

Важнейшим следствием осуществляемых реформ и достигнутых результатов в модернизации экономики явился рост объема экспорта продукции в 2005 году на 11,5%, при этом в структуре экспорта более половины объема приходится на долю готовой продукции и услуг. Получено самое высокое за годы независимости положительное сальдо внешнеторгового баланса в размере более 1,3 млрд. долларов США, золотовалютные резервы увеличились в 1,3 раза.


В-третьих, обеспечено расширение и углубление процессов либерализации экономики. В результате принятых мер по облегчению налогового бремени фискальные изъятия в консолидированный бюджет сократились с 37,1% в 2000 году до 32,2% в 2005 году, а изъятия в государственный бюджет  до 22,6%.


В-четвертых, в 2005 году сделан решающий шаг на пути либерализации системы реализации материальных ресурсов и готовой продукции. Сформирован устойчивый рыночный механизм доступа предпринимателей, прежде всего субъектов малого бизнеса, к высоколиквидным материальным ресурсам. Доля биржевой торговли составляет треть всего объема оптового товарооборота против 8,5% в 2000 году.


В-пятых, осуществлен кардинальный поворот в сторону расширения частного сектора, ускоренного развития малого бизнеса, фермерских хозяйств и предпринимательства.

За период с 2000 по 2005 годы в частную собственность реализовано 4660 предприятий и объектов, в том числе в 2005 году - 902.

В 2005 году число объектов малого бизнеса увеличилось на 31,5 тысяч и составило  свыше  310  тысяч,  доля  малого  предпринимательства в ВВП  составила  38,2%.  В  этой  сфере  занято  более  65%  всех  занятых  в экономике. На долю малого бизнеса приходится около 85% вновь создаваемых рабочих мест.

Ускоренное развитие на селе получили фермерские хозяйства как основная структура сельскохозяйственного производства. В них занято свыше 1 млн. человек, ими произведено в 2005 году более 66% хлопка-сырца, свыше 55% зерновых.


В-шестых, обеспечено резкое сокращение вмешательства государственных и контролирующих структур в финансово-хозяйственную деятельность предприятий и существенное расширение экономических свобод и прав хозяйствующих субъектов.

Против  2001  года  количество  проведенных  проверок  сократилось  более  чем  в  2,5  раза.  Количество  ранее  представляемой  хозяйствующими  субъектами  государственной  статистической  отчетности  сократилось  в  целом  в  2  раза,  месячной  отчетности - в  5  раз,  отменены  12  разрешительных  процедур, усилена ответственность за незаконное истребование отчетных данных.

Активизировалась деятельность хозяйственных судов. За 2001-2005 годы количество рассмотренных ими дел возросло в 3,7 раза, в том числе по делам об административных  нарушениях  более чем в 4 раза. При этом большинство рассмотренных дел решается в пользу предпринимателей и хозяйствующих субъектов.


В-седьмых,  в результате проводимых реформ значительно улучшилось социальное положение населения, меняются сознание и менталитет людей. В 2005 году в среднем на 40% возросли заработная плата работников бюджетной сферы,  пенсии,  стипендии  и  пособия.  Реальные  доходы  населения увеличились на 22%.

За счет укрепления частной собственности, стимулирования создания малых предприятий, микрофирм, фермерских хозяйств в стране реально формируется средний класс как основа и опора демократического общества.

Вместе с тем медленными темпами идет процесс реализации государственных активов крупных предприятий. Требуют серьезного пересмотра деятельность Госкомимущества и его органов на местах, а также подходы в вопросах приватизации объектов многих компаний, занимающих монопольное положение на рынке,  таких как ХК "Узсельхозмаш-холдинг", ГАК "Узбекэнерго", ГАЖК "Узбекистон темир йуллари", НХК "Узбекнефтегаз" и другие.

В деятельности хокимиятов и ответственных структур Джизакской, Сырдарьинской, Ташкентской, Кашкадарьинской и Сурхандарьинской областей нет заметных сдвигов в привлечении потенциальных инвесторов с целью модернизации и обновления производства, а также повышения занятости населения. Серьезного улучшения требует финансовое положение многих крупных предприятий и отраслей.

Большие нарекания со стороны хозяйствующих субъектов, представителей малого бизнеса, фермерства и частного предпринимательства вызывает деятельность банков. В банковской системе недостаточно используются современные инструменты по обеспечению сбалансированности денежно-кредитной политики, а также механизмы управления рыночными и монетарными агрегатами.

Из-за низкого уровня ответственности хокимиятов за реализацию реформ в жилищно-коммунальном хозяйстве на местах слабо формируется конкурентный рынок коммунальных услуг. Большинство товариществ собственников жилья все еще не стало объединением подлинных собственников жилья, способным управлять жилищным фондом и своевременно решать насущные требования жильцов. Все еще не создан рынок коммунальных и ремонтных услуг, создающих конкурентную среду по ремонту и обустройству жилья.

Необходимо в корне пересмотреть подходы и практику работы по экономии энергоресурсов, нефтепродуктов и газа.


2. Определить важнейшими приоритетами дальнейшего углубления экономических реформ в 2006 году:

обеспечение устойчиво высоких темпов роста экономики, стабильных и сбалансированных макроэкономических показателей на основе углубления бюджетных и налоговых реформ, упрощения и унификации системы налогообложения и сокращения налогового бремени;

углубление и расширение масштабов структурных реформ и модернизации экономики, создание всех необходимых условий для привлечения иностранных инвестиций;

масштабное расширение сектора частной собственности, укрепление гарантий и формирование благоприятной среды для бизнеса;

обеспечение занятости как важнейшее условие повышения доходов и уровня жизни населения;

всемерное стимулирование экспорта и обеспечение экономии валютных ресурсов, их рациональное и эффективное использование;

углубление реформ в жилищно-коммунальном хозяйстве, повышение эффективности деятельности товариществ собственников жилья, формирование реального рынка ремонтных и коммунальных услуг;

реализацию мер по обеспечению жесткой экономии энергоресурсов, в первую очередь, в энергоемких отраслях  химической, цветной металлургии, электроэнергетике и других.


3. Министерствам, ведомствам, Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и г. Ташкента в декадный срок:

критически проанализировать на расширенных заседаниях итоги  реализации экономических реформ в соответствующих отраслях и сферах экономики;

разработать комплекс необходимых мер, обеспечивающих реализацию приоритетов дальнейшего реформирования и либерализации экономики, определенных на 2006 год, применительно к конкретной отрасли, производству и территории.

Об исполнении настоящего пункта протокольного решения доложить в Кабинет Министров.


4. Центральному банку (Муллажанов), Министерству финансов (Азимов), коммерческим банкам:

совместно с Министерством юстиции (Мустафаев), Госкомдемонополизации (Саидова), Министерством экономики (Розукулов) в двухмесячный срок разработать и внести в Кабинет Министров проект Закона "О микрофинансировании";

в месячный срок внести предложение о создании в I квартале 2006 года специализированного банка с филиалами во всех регионах, предоставляющего широкий спектр услуг по микрокредитованию и микролизингу для субъектов малого бизнеса, фермерства и частного предпринимательства, предусмотрев условия льготного кредитования и механизм обеспечения возвратности выданных средств;

в месячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения о мерах по существенному расширению кредитования населения для приобретения товаров длительного пользования, в первую очередь, отечественного производства.

Премьер-министру Мирзиёеву Ш., Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан (Кадыров Р.) установить действенный контроль за соблюдением законных прав хозяйствующих субъектов и населения - клиентов банков при обслуживании их коммерческими банками, особенно в своевременном получении денежных средств с банковских счетов.


5. Министерству юстиции (Мустафаев), Госкомдемонополизации (Саидова), Торгово-промышленной палате в двухмесячный срок тщательно проинвентаризировать  существующую  систему  регистрации,  получения лицензий и разрешений для ведения бизнеса и внести в Кабинет Министров предложения по:

резкому сокращению перечня выдаваемых лицензий и разрешительных процедур и документов;

переходу преимущественно на уведомительную систему регистрации новых предприятий и организации бизнеса.


6. Отметить недостаточную организацию работ и слабый контроль со стороны заместителя Премьер-министра Султанова У.Т., председателя НХК "Узбекнефтегаз" Азизова А. за исполнением утвержденных параметров разведки и добычи углеводородного сырья.

Заместителю Премьер-министра Султанову У., НХК "Узбекнефтегаз" (Азизов) совместно с Госкомгеологии (Ахмедов), Министерством внешних экономических связей, инвестиций и торговли (Шайхов), Министерством финансов (Азимов), Министерством экономики (Розукулов) осуществить комплекс мер по привлечению иностранных инвестиций для ускоренного и масштабного проведения геологоразведочных работ, направленных на обеспечение опережающего прироста запасов углеводородного сырья.

Заслушать на заседании Кабинета Министров отчет вышеуказанных руководителей о результатах проведенной работы по итогам первого полугодия 2006 года.


7. Министерству экономики (Голышев), Министерству финансов (Азимов), Госкомдемонополизации (Саидова), Совету Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятам областей совместно с Торгово-промышленной палатой в двухмесячный срок:

критически проанализировать состояние развития промышленности в разрезе районов и городов, разработать конкретные программы, рассчитанные до 2010 года, по созданию новых, в первую очередь, мобильных малых и средних  производств с учетом специфики региона, максимальной занятости населения;

обратить особое внимание на создание филиалов крупных предприятий, локализующих производство своей продукции с предоставлением им системы льгот и преференций, включая передачу неиспользуемых помещений по "нулевой" стоимости.


8. Министерству внешних экономических связей, инвестиций и торговли (Шайхов):

совместно с Министерством юстиции (Мустафаев) в месячный срок внести предложения по укреплению правовой базы для более масштабного привлечения иностранных инвестиций, направляемых на создание новых совместных предприятий, модернизацию и технологическое обновление действующих производств;

расширить внедрение на практике новых форм привлечения инвестиций, шире информировать зарубежные деловые круги и потенциальных партнеров об инвестиционных возможностях в отдельных секторах экономики.


9. Указать председателю Госкомимущества (Аскаров) на низкую результативность выполнения возложенных задач по реализации важнейших стратегических направлений приватизации и постприватизационной поддержки предприятий, развития вторичного рынка ценных бумаг, а также повышение на деле эффективности корпоративного управления приватизированными предприятиями, в первую очередь наблюдательных советов.

Заместителю Премьер-министра Голышеву В.А., Госкомимуществу (Аскаров), Министерству финансов (Азимов) и Госкомдемонополизации (Саидова) в  двухмесячный  срок  разработать  и  внести  новую  Программу приватизации на 20062008 годы, обратив особое внимание на:

включение предприятий отраслей естественных монополий, не имеющих стратегического значения;

значительное расширение перечня предприятий и объектов, предлагаемых к реализации по "нулевой" выкупной стоимости с принятием инвестором конкретных инвестиционных обязательств;

пересмотр и внедрение новой эффективной системы предпродажной подготовки каждого предприятия и объекта для реализации на биржевых и внебиржевых торгах;

выработку системного подхода в осуществлении постприватизационного мониторинга, повышение экономической ответственности новых собственников за состояние дел в приватизированных ими предприятиях за выполнение принятых на себя инвестиционных обязательств;

снижение доли государственных пакетов акций в уставных фондах холдинговых и акционерных компаний.


10. Министерству финансов (Азимов), Госкомимуществу (Аскаров), Центру по координации и контролю за функционированием рынка ценных бумаг (Юнусматов) в двухмесячный срок разработать и внести на рассмотрение в Кабинет Министров стратегию развития рынка ценных бумаг, особенно вторичного, предусматривающую развитие конкурентоспособного фондового рынка на ближайшую перспективу, повышение прозрачности реализации акций и объектов на биржевых торгах.


11. Министерству экономики (Розукулов), Министерству финансов (Азимов), Госкомгеодезкадастру (Абдуазизов), Госкомимуществу (Аскаров), Министерству юстиции (Мустафаев), Госкомдемонополизации (Саидова) в месячный срок рассмотреть и внести в Кабинет Министров предложения о:

расширении объектов приватизации за счет предоставления права инвесторам - частным собственникам приватизировать здания и сооружения вместе с земельными участками, на которых они размещены, с оценкой их стоимости строго на основе рыночных подходов;

механизме приватизации земельных участков под индивидуальное жилищное строительство в пределах установленных норм.


12. Министерству финансов (Азимов),  Госкомдемонополизации (Саидова) совместно с Торгово-промышленной палатой, Министерством юстиции (Мустафаев), другими заинтересованными министерствами и ведомствами в срок до 1 апреля 2006 года  проанализировать существующее положение и внести в Кабинет Министров конкретные предложения по:

снижению затрат хозяйствующих субъектов на услуги по кадастровой  оценке собственности, по комиссионным выплатам при реализации недвижимости на бирже недвижимости и аукционах, ставкам государственных пошлин при сделках с имуществом, затратам на получение патентов на изобретения и фирменные наименования;

дальнейшему совершенствованию законодательства, предусматривающие снижение штрафных санкций, налагаемых на субъекты предпринимательства.


13. Кабинету Министров совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г. Ташкента до 15 апреля 2006 года рассмотреть и принять необходимые решения по дальнейшему углублению административной реформы, кардинальному сокращению властных, координирующих и контролирующих полномочий управленческих структур,  дальнейшему сокращению их вмешательства и регламентирования деятельности хозяйствующих субъектов.


14. Министерству юстиции (Мустафаев):

совместно с Верховным судом (Тошматов), Высшим хозяйственным судом Республики Узбекистан (Ишметов) в месячный срок внести предложения по дальнейшему укреплению судебной системы и углублению судебной реформы, направленные на защиту законных прав предпринимателей;

активизировать работу органов юстиции на местах по повышению правового сознания населения, особенно в сельской местности, разъяснению созданных правовых условий по развитию деловой инициативы, созданию собственного бизнеса  как источника устойчивого дохода и стабильной занятости;

на системной основе проводить в регионах республики семинары о системе прав и гарантий, предоставленных субъектам предпринимательства и гражданам, для сотрудников хокимиятов и других органов государственного управления;

ввести в практику представление в Законодательную палату и Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан ежегодного доклада о состоянии исполнения законов в республике, прежде всего органами государственного управления, правоохранительными и контролирующими структурами;

в месячный срок внести предложения по совершенствованию организации деятельности Департамента по исполнению судебных решений, материально-техническому и финансовому обеспечению деятельности судов  при Министерстве юстиции Республики Узбекистан.


15. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей оказывать фермерам практическую помощь в организации  на добровольной основе различных форм кооперации по переработке производимой ими сельскохозяйственной, в первую очередь, животноводческой и плодоовощной продукции, обратив особое внимание на пресечение незаконных действий должностных лиц при их создании.


16. Кабинету Министров (Мирзиёеву Ш.), Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей, городов и районов в месячный срок разработать конкретные меры и механизмы контроля за ходом реализации программ, направленных на повышение уровня занятости населения, в том числе по:

созданию новых микрофирм, развитию семейного бизнеса и малых, частных предприятий, стимулированию системы микрокредитования;

расширению использования надомного труда в кооперации с крупными промышленными предприятиями;

ускоренному развитию трудоемких отраслей легкой и пищевой перерабатывающей промышленности, ориентированных на глубокую переработку местного сырья и выпуск готовой, конкурентоспособной продукции;

развитию сферы услуг и сервиса на период до 2010 года, прежде всего, в сельской местности;

стимулированию увеличения поголовья скота, прежде всего, крупного рогатого скота, в личных подсобных, дехканских и фермерских хозяйствах.

Ход выполнения указанных программ рассматривать на ежеквартально проводимых заседаниях Кабинета Министров и органов государственной власти на местах.


17. Кабинету Министров совместно с соответствующими комитетами Законодательной палаты Олий Мажлиса и Советом  Федерации профсоюзов Узбекистана в двухмесячный срок подготовить предложения по совершенствованию действующего законодательства в части полного и объективного определения категорий  незанятого населения и системы их учета в соответствии с мировой практикой.


18. Министерству внешних экономических связей, инвестиций и торговли (Шайхов) в месячный срок разработать и внести в Кабинет Министров конкретные предложения по  устранению всех препон для экспорта продукции предприятий малого и частного бизнеса на основе проведенного совместно с Госкомдемонополизации (Саидова), Торгово-промышленной палатой детального анализа действующих административных, таможенных, банковских процедур.


19. Премьер-министру Республики Узбекистан Мирзиёеву Ш.М. в двухнедельный срок создать с привлечением международных экспертов специальную рабочую группу по разработке новой редакции Таможенного кодекса в качестве нормативного акта прямого действия, предусматривающего обеспечение прозрачности в администрировании всех таможенных процедур, защиты внутреннего рынка от проникновения контрабандной продукции.


20. Признать работу Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и г. Ташкента по совершенствованию деятельности товариществ собственников жилья неудовлетворительной.

Заместителю Премьер-министра Ханову Н.М., Министерству экономики (Шоабдурахманов), Министерству финансов (Азимов), агентству "Узкоммунхизмат" (Холмухамедов) совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г. Ташкента в двухмесячный срок разработать и принять программу конкретных мер по укреплению товариществ собственников жилья квалифицированными и добросовестными специалистами, предоставлению им в установленном порядке финансовой помощи, ликвидации монополизма и формированию реального рынка ремонтных и коммунальных услуг.

Обеспечить на ежеквартальных итоговых заседаниях Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и г. Ташкента заслушивание отчетов хокимов районов и городов, с учетом критической оценки их работы по оказанию практической помощи товариществам собственников жилья в вопросах эксплуатации жилищного фонда.


21. Кабинету Министров Республики Узбекистан (Мирзиёев), Министерству экономики (Туляганов) совместно с компаниями "Узбекнефтегаз" (Азизов), "Узбекэнерго" (Шоисматов), агентством "Узкоммунхизмат" (Холмухамедов),  другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок разработать и принять Программу конкретных мер по экономному использованию энергоресурсов на 2006-2010 годы, предусмотрев в ней:

внедрение новых прогрессивных технологий извлечения нефти, газа, газового конденсата, их транспортировки и переработки, обеспечивающих значительное снижение потерь и объемов использования на собственные технологические нужды, повышение глубины и качества их переработки;

широкое внедрение во всех отраслях экономики энергосберегающего оборудования, с обеспечением мониторинга реализации отраслевых мер по энергосбережению;

совершенствование правил учета и контроля энергопотребления, жесткий контроль за повсеместной установкой измерительных приборов, обязательную сертификацию энергопотребляющих приборов на соответствие нормативам расхода энергии по международным стандартам;

дальнейшее совершенствование мер по экономическому стимулированию энергосбережения, широкое использование системы финансово-экономических, налоговых рычагов и механизмов;

широкое применение нетрадиционных альтернативных источников энергии.


22. Отметить слабую координацию со стороны Совета Министров  Республики Каракалпакстан (Танирбергенов), хокимиятов Сырдарьинской (Джалалов), Сурхандарьинской (Эшмурадов), Ташкентской (Куччиев), Кашкадарьинской (Зайниев), Ферганской (Нурматов), Хорезмской (Бабаджанов) и Самаркандской областей (Нурмуратов) работ по выполнению программ реструктуризации экономически несостоятельных предприятий коммунального обслуживания, полного охвата договорами потребителей, пользующихся коммунальными услугами.

Заместителю Премьер-министра Ханову Н.М., Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и г.Ташкента:

совместно с Министерством финансов (Азимов) разработать и реализовать меры по кардинальному сокращению дебиторской задолженности поставщиков энергетических ресурсов путем совершенствования механизма расчетов и оптимизации финансовых потоков;

обеспечить строгое и неукоснительное выполнение графиков по установке измерительных приборов учета холодной и горячей воды.


23. Кабинету Министров и Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан (Кадыров Р.) в двухнедельный срок разработать и утвердить мероприятия по предотвращению незаконного подключения хозяйствующих субъектов и граждан к газовым и электрическим сетям, предусмотрев системный надзор за соблюдением установленного порядка подключения и применение к нарушителям и ответственным лицам снабжающих организаций строгих мер ответственности.


24. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей, Минсельводхозу (Исмаилов), ассоциации "Узагромашсервис" (Салихбаев), компании "Узсельхозмаш-холдинг" (Матчанов) до 15 марта 2006 года обеспечить подготовку сельскохозяйственной техники, необходимой для проведения весенне-полевых работ, а до 1 мая - зерноуборочных комбайнов и кормоуборочной техники.

Минсельводхозу (Хамраев) завершить до начала посевной кампании очистку и ремонт коллекторно-дренажной и оросительной сети, ремонт насосных станций и гидротехнических сооружений.

Министерству финансов рассмотреть вопрос оптимизации сроков выделения коммерческим банкам средств Фонда для расчетов за сельскохозяйственную продукцию, закупаемую для государственных нужд, для последующего кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей на проведение подготовительных сельскохозяйственных работ.


25. Контроль за исполнением настоящего протокольного Решения возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Мирзиёева Ш.М.



Президент

Республики Узбекистан                                           И. Каримов



"Народное слово", N 31 (3900) от 15 февраля 2006 года.