Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Решение заседания Кабинета Министров Республики Узбекистан от 07.02.2004 г. "Об итогах социально-экономического развития, оценке хода экономических реформ в 2003 году и основных направлениях дальнейшей либерализации экономики в 2004 году"

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

РЕШЕНИЕ

ЗАСЕДАНИЯ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

07.02.2004 г.




ОБ ИТОГАХ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ,

ОЦЕНКЕ ХОДА ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ

В 2003 ГОДУ И ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ

ДАЛЬНЕЙШЕЙ ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ

ЭКОНОМИКИ В 2004 ГОДУ



1. Кабинет Министров отмечает, что в 2003 году последовательно проводился курс на либерализацию и реформирование экономики, в результате чего:

обеспечены макроэкономическая стабильность и устойчивые темпы роста экономики. ВВП возрос на 4,4%, объемы производства промышленной продукции - на 6,2%, потребительских товаров - на 8,4%, платных услуг - на 7,9%. Инвестиции в основной капитал выросли на 4,5%. Выполнены практически все статьи расходов республиканского и местных бюджетов. Государственный бюджет в 2003 году исполнен с дефицитом 0,4% к ВВП;

последовательно проводился курс на либерализацию бюджетной и налоговой политики. Снижены ставка налога на прибыль с 24 до 20%, отчисления на социальное страхование с 37,3% до 35%, отменены отдельные виды налогов. Уровень фискальных изъятий снизился по сравнению с 2002 г. с 33,2% до 32,5% к ВВП;

целенаправленно осуществлялись меры по ужесточению денежно-кредитной политики, сокращению внебанковского оборота и оптимизации размеров денежной массы. В результате сократилась среднегодовая денежная масса до 10,9% к объему ВВП;

резко сократился уровень инфляции, который в 2003 году составил 3,8% против 21,6% в 2002 году. Возросли реальные доходы населения на 12,3%, депозиты во вкладах в коммерческих банках - на 44%, кредиты, выдаваемые субъектам малого бизнеса и частного предпринимательства, - в 2,3 раза;

обеспечены жесткая денежно-кредитная политика и меры по унификации обменных курсов и либерализации валютной политики. Это позволило обеспечить в 2003 году конвертируемость национальной валюты по текущим операциям и присоединиться к VIII статье Соглашения Международного валютного фонда;

активизировалась внешнеэкономическая деятельность, объем внешнеторгового оборота возрос на 17,3%, объем экспорта - на 24,6%. Достигнуто положительное сальдо во внешнеторговом обороте в размере более 760 млн долларов США;

осуществлялась активная, глубоко продуманная инвестиционная политика. В 2003 году было инвестировано в экономику страны около 2 триллионов сум., что на 4,5% больше, чем в 2002 г. Доля нецентрализованных инвестиций в структуре капитальных вложений по сравнению с 2002 г. возросла с 57% до 63%;

обеспечены конкретные шаги по переходу от формальной к реальной приватизации, совершенствованию ее механизма. В 2003 году реализовано 2015 объектов и пакетов акций, что в 1,6 раза больше, чем в 2002 году. На базе бывшей государственной собственности создано свыше 980 частных предприятий и порядка 400 предприятий других негосударственных форм собственности. Объем поступлений средств от приватизации за год вырос в 1,3 раза, в том числе от продажи имущества иностранным инвесторам - в 3,4 раза;

динамично развивались малый бизнес и частное предпринимательство. Доля малого бизнеса в ВВП достигла 35,5%, удельный вес занятых на предприятиях малого бизнеса составил более 57,0% от общего числа занятых в экономике;

введено 143 академических лицея и профессиональных колледжа на 98,6 тыс. ученических мест, общеобразовательных школ - на 22,1 тыс. ученических мест, сельских врачебных пунктов - на 14,5 тыс. посещений. Повысился уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой и природным газом.

Вместе с тем не все поставленные задачи по реформированию экономики нашли свое полное логическое завершение:

не выполнены задания программ приватизации предприятий, особенно в системе НХК "Узбекнефтегаз", ассоциации "Узавтопром", ХК "Узсельхозмаш-холдинг", ассоциации "Узэлтехсаноат", а также предприятий Джизакской, Сырдарьинской, Ташкентской и Ферганской областей. Слабо организована работа по передаче государственных пакетов акций в доверительное управление профессиональным управляющим компаниям. Излишняя осторожность проявляется при реализации пакетов акций по нулевой стоимости;

медленно осуществляется процесс реформ в капитальном строительстве, не создан эффективный рынок подрядных и проектных работ, неудовлетворительно идет приватизация проектно-изыскательских организаций;

низкой остается договорная дисциплина на селе, не создана действенная система заготовки сельскохозяйственной продукции, производимой фермерскими и дехканскими хозяйствами;

не искоренены административные методы в хозяйственном управлении, в первую очередь сохраняется администрирование в распределении основных видов сырья и материалов, неудовлетворительно организована деятельность товарно-сырьевых бирж, низким остается уровень их оборотов;

не получила должного развития сфера обслуживания и сервиса, низким остается уровень обслуживания сельского населения;

нельзя признать удовлетворительным положение, в котором находятся общеобразовательные школы, и в первую очередь их материальная база.


2.  Руководителям комплексов Кабинета Министров, Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и г.Ташкента, министерствам, ведомствам и хозяйственным объединениям в десятидневный срок критически рассмотреть итоги экономических реформ в регионах, отраслях и секторах экономики, разработать комплекс необходимых мер, обеспечивающих устранение пробелов и недостатков.


3.  Считать главными приоритетами на 2004 год:

развитие начатых экономических реформ в капитальном строительстве, сельском хозяйстве и других отраслях экономики, их последовательное и логическое продолжение;

дальнейшую либерализацию и углубление реформ, поступательное движение на пути укрепления национальной валюты, снижение налогового бремени для хозяйствующих субъектов;

придание новой динамики процессам приватизации, расширение масштабов и доли частного сектора в экономике;

дальнейшее углубление рыночных реформ в сельском хозяйстве, направленных на развитие фермерского движения, укрепление договорной дисциплины, улучшение организации системы заготовки сельскохозяйственной продукции, произведенной фермерскими и дехканскими хозяйствами;

реализацию административной реформы, направленной на резкое сокращение и ограничение присутствия государства в экономике, коренное изменение структуры и системы управления, ликвидацию ненужных звеньев управления;

ликвидацию старой административно-командной, централизованной распределительной системы, переход на рыночные механизмы реализации материальных ресурсов через биржи, аукционы, ярмарочные торги;

стимулирование приоритетного развития малого бизнеса и частного предпринимательства, повышение их роли в развитии экономики, решении проблем занятости и повышения доходов населения;

ускоренное развитие сферы обслуживания и сервиса, особенно на селе;

дальнейшее развитие и укрепление сети общеобразовательных школ, системы общего среднего образования;

осуществление организационных, социально-экономических и духовно-просветительских мероприятий по реализации комплексной Программы "Год доброты и милосердия".


4. Обратить внимание руководителей:

ассоциаций "Узэлтехпром" (Умаров), "Узавтопром" (Парпиев), НХК "Узбекнефтегаз" (Азизов), ХК "Узсельхозмаш-холдинг" (Матчанов), хокими-ятов Джизакской (Яманкулов), Сырдарьинской (Хайдаров) и Ферганской (Атабаев) областей - на непринятие ими действенных мер по реализации государственных активов предприятий, предусмотренных программами приватизации на 2003 год;

ассоциаций "Агромашсервис" (Нишанов), "Узбек ипаги" (Умаров), "Уз-хлопкопром" (Зикриеев), ГАЖК "Узбекистан темир йуллари" (Раматов), ГК "Уздонмахсулот" (Нажмиддинов), Минсельводхоза (Джураев) - на недостаточную работу по доведению уставных фондов акционерных обществ до размеров, установленных законодательством, либо их реорганизации в иные организационно-правовые формы.

Комплексам Кабинета Министров, Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и г.Ташкента совместно с Госкомимуществом Республики Узбекистан в недельный срок проанализировать итоги выполнения заданий по приватизации и реализации государственных активов за 2003 г., разработать и утвердить меры, обеспечивающие полное выполнение заданий программ, установленных на 2003 - 2004 годы с учетом допущенного отставания.


5. Госкомимуществу (Аскаров) Республики Узбекистан совместно с Министерством экономики (Саидова) в месячный срок критически проанализировать и представить в Государственную комиссию по проведению тендерных торгов при продаже государственного имущества иностранным инвесторам на утверждение дополнительный перечень предприятий и объектов, которые в 2004 году целесообразно реализовать по нулевой выкупной стоимости и установить жесткий мониторинг за его исполнением.


6. Обратить внимание Госкомимущества Республики Узбекистан (Аскаров) на недостаточную работу по развитию вторичного рынка ценных бумаг и передаче государственных пакетов акций в доверительное управление управляющим компаниям.

Общеэкономическому комплексу Кабинета Министров (Азимов) совместно с Министерством экономики и Госкомимуществом разработать и внести в Кабинет Министров предложения по созданию реального, активно функционирующего вторичного рынка ценных бумаг, снижению издержек при проведении операций на фондовом рынке, созданию единой системы сбора и распространения информации на рынке ценных бумаг, ускоренному созданию профессиональных управляющих компаний.


7. Премьер-министру (Мирзиёев), Общеэкономическому комплексу (Азимов) совместно со всеми заинтересованными структурами в месячный срок предметно разобраться с положением дел в биржевой торговле и внести конкретные предложения по кардинальному улучшению деятельности товарно-сырьевых бирж.


8.  Министерству экономики (Саидова), Госкомимуществу (Яковлев) Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г.Ташкента обеспечить разработку механизмов и практическое внедрение безлимитного порядка реализации основных видов материально-технических ресурсов через биржевые и ярмарочные механизмы, а также по прямым договорам по средневзвешенным биржевым ценам.


9. Для ускорения реформ в капитальном строительстве Комплексу строительства, промышленности строительных материалов, жилищно-коммунального хозяйства и транспорта Кабинета Министров, Госархи-тектстрою Республики Узбекистан (Тохтаев):

совместно с Госкомимуществом (Аскаров) полностью завершить в 2004 г. процесс приватизации и ликвидации убыточных, экономически несостоятельных подрядных строительных организаций, разгосударствление проектных организаций, создание полноценного рынка подрядных и проектных работ;

повысить уровень и исключить администрирование при проведении конкурсных тендерных торгов по размещению заказов на выполнение строительных и проектных работ;

принять меры по укреплению проектной, сметной и технологической дисциплины в строительстве, полностью обновить в соответствии с требованиями рыночной экономики сметно-нормативную базу и расчеты в капитальном строительстве, имея в виду повышение качества и недопущение искусственного завышения сметной стоимости строительства, завершить создание на местах служб единого бюджетного заказчика;

совместно с Министерством экономики (Азимов), компанией "Узстройматериалы" (Акрамов) в двухмесячный срок разработать и внести в Кабинет Министров новую программу развития производства высокотехнологичных отделочных строительных материалов на отечественных предприятиях, обеспечить строгий контроль за ее выполнением. Министерству экономики (Азимов), Центральному банку (Муллажанов), Министерству финансов (Нурмурадов) Республики Узбекистан до конца I квартала 2004 г. разработать и внедрить рыночные механизмы кредитования подрядных организаций при осуществлении строительства объектов "под ключ".


10.  Кабинету Министров (Мирзиёев) с привлечением всех заинтересованных ведомств в месячный срок детально разобраться с положением дел по организации системы заготовки сельскохозяйственной продукции, произведенной фермерскими и дехканскими хозяйствами, и внести конкретные предложения по ее коренному улучшению.


11.  Министерству юстиции (Палван-заде) Республики Узбекистан взять под особый контроль исполнение договоров, заключенных между фермерскими хозяйствами и организациями, обслуживающими село, особенно договоров на поставку фермерам минеральных удобрений и горюче-смазочных материалов, и принимать самые жесткие меры к виновным лицам.


12.  Республиканской комиссии по административной реформе (Азимов) совместно со всеми заинтересованными министерствами, ведомствами, хокимиятами четко организовать работу по реализации административной реформы, обеспечив контроль за:

пересмотром и переутверждением новых организационных структур и структур центральных аппаратов органов государственного управления и их положений в соответствии с основными принципами административной реформы;

ликвидацией, реорганизацией и переутверждением уставов органов хозяйственного управления, предусматривающих выполнение ими только хозяйственных функций, делегированных им их учредителями;

сокращением численности аппарата управления органов государственного и хозяйственного управления.

О результатах проведенной работы доложить в Кабинет Министров по итогам I квартала 2004 года.


13.  Республиканскому Координационному совету по стимулированию и развитию малого и частного предпринимательства (Азимов) совместно с Палатой товаропроизводителей и предпринимателей Узбекистана (Сабиров), Министерством юстиции (Палван-заде), Агентством "Узстандарт" (Буриев) и другими заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок внести в Кабинет Министров предложения:

о дополнительных мерах по обеспечению гарантий свободы предпринимательской деятельности хозяйствующим субъектам всех форм собственности;

по упрощению и унификации порядка сертификации продукции и услуг, оказываемых субъектами малого предпринимательства, резко сократив число представляемых документов и сроки рассмотрения;

по расширению доступа субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства к кредитным ресурсам, введению для них более привлекательного механизма инвестиционного кредитования и лизинга;

о широкой публикации нормативных и справочных материалов, конкретно разъясняющих права и обязанности предпринимателей, действующие нормы и правила.


14. Общеэкономическому комплексу Кабинета Министров (Азимов) совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г. Ташкента в двухмесячный срок подготовить и внести Программу по ускоренному развитию сферы обслуживания Республики Узбекистан.


15.  По итогам I квартала 2004 г. специально рассмотреть на заседании Кабинета Министров вопрос о развитии системы общеобразовательных школ. Изыскать возможность и подготовить специальную программу по развитию общеобразовательных школ на 2004-2008 годы. Предусмотреть для выполнения этой программы не только бюджетные ассигнования, но и привлечение средств спонсоров.


16.  Комплексам Кабинета Министров, министерствам, ведомствам и хозяйственным объединениям, Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей, г.Ташкента, городов и районов исходя из принятой на 2004 г.  комплексной Программы "Год доброты и милосердия" в месячный срок разработать конкретные организационные, социально-экономические и духовно-просветительские мероприятия, направленные на ее выполнение, и обеспечить строгий контроль за их реализацией.


17.  Агропромышленному комплексу Кабинета Министров, Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей, Минсельводхозу (Джураев), ассоциации "Узагромашсервис" (Нишанов), компании "Узсельхозмаш-холдинг" (Матчанов) до 15 марта 2004 года обеспечить подготовку сельскохозяйственной техники, необходимой для проведения весенне-полевых работ, а до 1 мая т.г. - зерноуборочных комбайнов и кормоуборочной техники.

Минсельводхозу (Джалалов) завершить до начала посевной кампании очистку и ремонт коллекторно-дренажной и оросительной сети, ремонт насосных станций и гидротехнических сооружений.


18. Контроль за выполнением настоящего Решения возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Ш.Мирзиёева.



Председатель

Кабинета Министров                                                   И. Каримов



г.Ташкент