Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Решение заседания Кабинета Министров Республики Узбекистан от 18.07.2003 г. "Об итогах развития экономики и социальной сферы за I полугодие 2003 года и реализации мер по важнейшим приоритетным направлениям реформ в этих сферах"

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

РЕШЕНИЕ

ЗАСЕДАНИЯ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

18.07.2003 г.




ОБ ИТОГАХ РАЗВИТИЯ

ЭКОНОМИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

ЗА I ПОЛУГОДИЕ 2003 ГОДА И РЕАЛИЗАЦИИ

МЕР ПО ВАЖНЕЙШИМ ПРИОРИТЕТНЫМ

НАПРАВЛЕНИЯМ РЕФОРМ

В ЭТИХ СФЕРАХ



1. Кабинет Министров отмечает, что в первом полугодии 2003 года продолжалась тенденция устойчивого экономического развития, укрепилась макроэкономическая и финансовая стабильность, повысилась платежная дисциплина, усилилась сбалансированность экономики в целом и ее отдельных сфер.

Обеспечен рост ВВП (103,8%), объема производства промышленной (105,5%) и сельскохозяйственной (103,8%) продукции, потребительских товаров (104,0%) и платных услуг (104,4%). Сохранены устойчивые тенденции роста занятости населения - 102,8%. Государственный бюджет исполнен с профицитом в 0,5% к ВВП.

Принимаемые меры по ужесточению денежно-кредитной политики положительно сказываются на темпах инфляции, которая составила в I полугодии 4,2% против 14,4% в 2002 году.

В текущем полугодии совокупный капитал коммерческих банков увеличился на 32%, улучшилась возвратность кредитов. Повысилось доверие к банковской системе - вклады населения на депозитные счета возросли на 44%.

Достигнут существенный прогресс в области дальнейшей либерализации валютной политики, практически достигнута унификация обменных курсов валют, ликвидирована разница в курсах между внебиржевым и параллельным валютными рынками.

В I полугодии 2003 года разгосударствлено и приватизировано 698 предприятий и объектов. Общее поступление средств от приватизации составило 22,5 млрд сум. Обороты вторичного рынка ценных бумаг за полугодие возросли более чем в 1,5 раза.

В текущем году вновь образовано 27,7 тыс. микрофирм, малых и средних предприятий, в результате чего создано 211,4 тыс. новых рабочих мест. Коммерческими банками и внебюджетными фондами на развитие МСБ направлено 104,6 млрд. сум., в том числе 1,7 млрд. сум. под стартовый капитал для начинающих предпринимателей.

В настоящее время на долю малого и среднего предпринимательства приходится 34% ВВП, и в этом секторе трудится 56% всех занятых в экономике.

Положительные сдвиги происходят во внешнеторговой деятельности - внешнеторговый оборот за полугодие вырос почти на 23%, в том числе экспорт - на 41%, экспорт готовой продукции вырос в 1,6 раза. Достигнуто положительное сальдо во внешней торговле в размере 530 млн. долларов США.

Обеспечивается приоритетное развитие фермерских хозяйств. В отчетном периоде на базе 178 убыточных сельскохозяйственных предприятий образовано свыше 11 тыс. фермерских хозяйств. Совершенствуется система расчетов по закупке сельскохозяйственной продукции для государственных нужд и структура управления сельскохозяйственным производством.

Углубились структурные преобразования в экономике за счет привлечения инвестиций. Объем капитальных вложений в экономику вырос на 2,6%. Более 60 процентов всех инвестиций направлено в производственную сферу. За полугодие освоено более 200 млн. долларов США иностранных инвестиций. Размер прямых иностранных инвестиций возрос по сравнению с прошлым годом в 1,9 раза.

В то же время анализ итогов свидетельствует о больших еще не используемых резервах и возможностях, и прежде всего уже созданного производственного потенциала, медленно идут процессы по приватизации, углублению экономических реформ в сельском хозяйстве и капитальном строительстве.

Недостаточными темпами ведется работа по выполнению принятой программы приватизации предприятий. За полугодие в ГАК "Узкимесаноат" приватизировано всего 2 объекта, ГАК "Узбекэнерго" - 3, Агентстве по печати и информации - 4 и Министерстве народного образования - 8 объектов. Медленно проводится эта работа в Наманганской, Самаркандской и Сырдарьинской областях.

Не удовлетворяет положение дел по привлечению иностранных инвестиций в процессы приватизации, прежде всего крупных предприятий системы НХК "Узбекнефтегаз", АК "Узстройматериалы", ГАК "Узкимесаноат", АК "Узтелеком" и многих других.

Допустили отставание от установленных прогнозов производства продукции в рамках программы локализации ассоциация "Узмясомолпром" (21,6%), ГК "Узфармпром" (22,4%), ассоциация "Узхлопкопром" (23,9%), АО ХК "Файз" (40%), компания "Узбекенгилсаноат" (40,3%), агентство "Узкоммунхизмат" (40,5%) и ГАК "Узкимесаноат" (40,9%). Не начата реализация 33 проектов.

Не обеспечили выполнение за I полугодие т.г. прогнозных параметров поступления доходов в местные бюджеты Республика Каракалпакстан, Сырдарьинская, Ферганская и Хорезмская области.

Недостаточно ведется работа по расширению производственной и рыночной инфраструктуры на селе.

Крайне медленно идет реализация экономических реформ в капитальном строительстве - продолжают иметь место нарушения в проведении конкурсных торгов, завышения стоимости строительства, не развивается система по оказанию лизинговых и проектно-инжиниринговых услуг.

По-прежнему в системе управления сохраняются административно-командные методы, бюрократизм, вмешательство в хозяйственную деятельность предприятий. Осуществляется сбор большого числа практически неиспользуемой отчетной информации. Существующая система государственного, отраслевого и территориального управления на всех уровнях становится мощным тормозом на пути проводимых экономических и демократических реформ.


2. Руководителям комплексов Кабинета Министров, Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и г.Ташкента, министерствам, ведомствам и хозяйственным объединениям в декадный срок критически рассмотреть итоги хода реализации экономических реформ за I полугодие в регионах, отраслях и секторах экономики, осуществить комплекс необходимых мер, обеспечивающих реализацию задач, поставленных в докладе Президента Республики Узбекистан И. Каримова и указах Президента Республики Узбекистан по углублению экономических реформ:

от 24 января 2003 г. N УП-3202 "О мерах по кардинальному увеличению доли и значения частного сектора в экономике Узбекистана";

от 24 марта 2003 г. N УП-3226 "О важнейших направлениях углубления реформ в сельском хозяйстве";

от 6 мая 2003 г. N УП-3240 "Об основных направлениях дальнейшего углубления экономических реформ в капитальном строительстве".


3. Специальной правительственной комиссии по мониторингу за реализацией принятых документов по углублению экономических реформ (Р.Азимов и К.Туляганов) еще раз критически проанализировать положение дел по исполнению принятых указов Президента Республики Узбекистан и правительственных решений, принять безотлагательные меры по безусловному выполнению намеченных на 2003 год заданий и параметров. Ежеквартально вносить на заседания Кабинета Министров аналитические материалы о ходе и результатах исполнения указов Президента Республики Узбекистан и правительственных решений по вопросам дальнейшей приватизации, повышения роли частного сектора в экономике, углубления экономических реформ в сельском хозяйстве и капитальном строительстве.


4. Республиканской комиссии по подготовке предложений по углублению административной реформы и совершенствованию структуры управления экономикой (Р.Азимов) исходя из принципиальных положений, изложенных в докладе Президента Республики Узбекистан И.Каримова на заседании Кабинета Министров по итогам экономического и социального развития за I полугодие 2003 года, в месячный срок подготовить конкретную Программу и внести ее на рассмотрение Кабинета Министров.


5. Отметить неудовлетворительную работу Госкомимущества и производственных объединений, указанных в пункте 1 настоящего Протокола, по разгосударствлению, приватизации и реализации государственных активов, внедрению принципов корпоративного управления предприятиями и повышению доли частного сектора в отраслях.

Госкомимуществу (Аскаров) в десятидневный срок разработать механизмы, обеспечивающие внедрение в течение III квартала текущего года гибкой системы реализации государственных активов убыточных и экономически несостоятельных предприятий, поэтапной корректировки стартовой цены, а также обеспечить создание информационной системы по доведению до потенциальных инвесторов сведений об эмитентах, котировках акций, объемах продаж и т.д.

О результатах проведенной работы доложить в Кабинет Министров в октябре 2003 года.


6. Министерству экономики, Госкомимуществу, Комитету по делам об экономической несостоятельности предприятий, Министерству финансов в двухнедельный срок определить и внести в Кабинет Министров перечень государственных низкорентабельных, убыточных и экономически несостоятельных предприятий для их реализации иностранным и отечественным инвесторам по нулевой выкупной цене под конкретные инвестиционные обязательства.


7. Признать неудовлетворительной работу Министерства сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан (Джураев), хокимиятов Кашкадарьинской (Зайниев), Сурхандарьинской (Кадыров) областей по углублению экономических реформ в сельском хозяйстве регионов, ускорению темпов совершенствования производственных отношений на селе и развитию фермерских хозяйств.

Агропромышленному комплексу Кабинета Министров, Министерству сельского и водного хозяйства, Госкомимуществу Республики Узбекистан в кратчайшие сроки завершить организационные преобразования в системе Министерства сельского и водного хозяйства и его территориальных структур, обеспечить укомплектование их достойными кадрами. О проделанной работе доложить в Кабинет Министров.


8. Министерству сельского и водного хозяйства, Министерству экономики, Министерству юстиции:

в десятидневный срок подготовить предложения по внесению изменений и дополнений в действующее законодательство в части совершенствования арендных форм собственности и системы хозяйствования, защиты прав и интересов семейных подрядчиков и фермеров, базирующейся на договорных отношениях;

совместно с Высшим хозяйственным судом в двухмесячный срок критически проанализировать практику применения штрафных санкций по отношению к сельскохозяйственным производителям.


9. Министерству сельского и водного хозяйства (Джалалов) образовать комиссию из числа специалистов соответствующих министерств и ведомств республики и с выездом в Сырдарьинскую и Джизакскую области в месячный срок разработать конкретные меры по улучшению технического состояния коллекторно-дренажной сети и качественной подготовке земель под посевы сельскохозяйственных культур.


10. Министерству финансов Республики Узбекистан совместно со страховыми компаниями в двухмесячный срок разработать с учетом международного опыта меры, способствующие внедрению на селе полноценного спектра страховых услуг для сельхозпроизводителей.


11. Указать Комплексу строительства, промышленности строительных материалов, жилищно-коммунального хозяйства и транспорта Кабинета Министров, Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и г.Ташкента на неудовлетворительный уровень рыночных преобразований в капитальном строительстве, наличие фактов незаконного вмешательства и нарушений процедур организации и проведения конкурсных торгов.

Комплексу строительства, промышленности строительных материалов, жилищно-коммунального хозяйства и транспорта Кабинета Министров (Туляганов) совместно с:

Министерством экономики, Министерством финансов, Госархитектстроем и другими заинтересованными министерствами и ведомствами в недельный срок внести в Кабинет Министров проекты правительственных решений о совершенствовании хозяйственных отношений в капитальном строительстве и об утверждении нового положения и структуры Госархитектстроя;

Госкомимуществом принять неотложные меры по завершению в течение 2003 - 2004 гг. процесса разгосударствления и приватизации строительных организаций с образованием на их базе преимущественно частных и совместных предприятий;

Министерством экономики, Министерством высшего и среднего специального образования в месячный срок внести предложения о создании целостной системы подготовки и переподготовки менеджеров в сфере строительства, соответствующих рыночным требованиям.


12. Указать министру финансов (Нурмуродов), председателю Государственного налогового комитета (Сайфиддинов), руководителям их территориальных структур, Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей за невыполнение в I полугодии т.г. по отдельным областям и источникам прогнозных показателей по доходам республиканского и местных бюджетов. Считать недопустимым невыполнение доходной части бюджета по Республике Каракалпакстан, Сырдарьинской, Ферганской и Хорезмской областям.

Принять к сведению, что решением объединенной коллегии Министерства финансов и Государственного налогового комитета, хокимиятов областей виновные лица - руководители областных и районных налоговых органов были привлечены к строгой ответственности, вплоть до освобождения от занимаемой должности.


13. Министерству экономики Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок провести детальный анализ и внести в Кабинет Министров предложения:

по ликвидации действующей системы распределения лимитируемой и квотируемой продукции и расширению их реализации через биржи, аукционы и другие рыночные механизмы;

о сокращении перечня утверждаемых материальных балансов, сохранив большинство из них как расчетные, необходимые для обоснования основных прогнозных параметров.


14. Считать задачу по пересмотру, сокращению и унификации системы государственной статистической и ведомственной отчетности как важнейший элемент реализации административной реформы.

Государственному комитету по статистике Республики Узбекистан совместно с Министерством экономики, Министерством финансов и другими заинтересованными министерствами и ведомствами в срок до 1 ноября 2003 года:

критически пересмотреть всю отчетную информацию и сохранить только ту отчетность, которая необходима для оперативного управления производством и реализацией, а также для подготовки балансов и других важных аналитических материалов, используемых для разработки текущих и перспективных прогнозов;

принять меры по сокращению ненужной, неиспользуемой отчетности, особое внимание обратив на суть и содержание форм отчетности, исключив те показатели, в которых нет потребности.


15. Комплексам Кабинета Министров, Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и г.Ташкента разработать и реализовать во втором полугодии 2003 года комплекс мер по обеспечению выполнения принятых программ по локализации производства изделий и материалов на базе местного сырья, увеличению собственного производства потребительских товаров за счет дополнительного создания во всех регионах республики предприятий с иностранными инвестициями, специализирующихся на производстве готовой продукции (швейных, трикотажных и кожаных изделий и обуви).

О результатах доложить на заседании Кабинета Министров по итогам 2003 года.


16. Республиканской комиссии по подготовке отраслей экономики республики к работе в осенне-зимний период 2003-2004 года (Туляганов) совместно с заинтересованными министерствами, ведомствами, хозяйственными объединениями, местными органами власти обеспечить:

восполнение допущенного отставания и выполнение в целом графика по капитальному ремонту жилых домов, построенных до 1991 года, и качественную подготовку всего жилого фонда к осенне-зимнему периоду 2003-2004 года;

проведение ежемесячного мониторинга и контроля за выполнением утвержденных мероприятий по подготовке отраслей экономики республики к осенне-зимнему периоду, обратив особое внимание на своевременное осуществление ремонтно-восстановительных работ коммуникационных сетей и заготовку необходимого жидкого и твердого топлива.

О ходе проводимых работ доложить на заседании Кабинета Министров Республики Узбекистан по итогам 9 месяцев 2003 года.


17. Министерству сельского и водного хозяйства, ассоциациям "Узагромашсервис", "Узхлопкопром" совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей, сельских районов осуществить в июле - августе т.г. необходимые организационно-экономические меры по усилению ухода за хлопчатником и подготовке к уборке хлопка-сырца с тем, чтобы завершить до 10 августа т.г. ремонт и подготовку всей материально-технической базы к приемке хлопка-сырца урожая 2003 года.


18. Контроль за исполнением настоящего Протокола возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан У.Султанова.

Ход выполнения рассмотреть на заседании Кабинета Министров по итогам января - сентября 2003 года.



Председатель

Кабинета Министров                                                 И.Каримов



г. Ташкент

"Народное слово", N 149 (3241) за 22 июля 2003 г.