Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Решение заседания Кабинета Министров Республики Узбекистан от 14.02.2002 г. "Об итогах социально-экономического развития и оценке хода экономических реформ в республике за 2001 год и основных направлениях углубления реформ в 2002 году"

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

РЕШЕНИЕ

ЗАСЕДАНИЯ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

14.02.2002 г.




ОБ ИТОГАХ СОЦИАЛЬНО-

ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

И ОЦЕНКЕ ХОДА ЭКОНОМИЧЕСКИХ

РЕФОРМ В РЕСПУБЛИКЕ ЗА 2001 ГОД

И   ОСНОВНЫХ  НАПРАВЛЕНИЯХ

УГЛУБЛЕНИЯ    РЕФОРМ

В 2002 ГОДУ


1. Кабинет Министров отмечает, что 2001 год явился логическим продолжением, еще одним важнейшим этапом в последовательном проведении избранного курса на углубление реформ в экономике и в обществе в целом.

В экономике четко прослеживалась тенденция поддержания макроэкономической стабильности и роста экономики. ВВП увеличился на 4,5%, промышленное производство - на 8,1%, сельское хозяйство - на 4,5%. Впервые добились роста ВВП против дореформенного уровня 1991 года - 103 процента. Темп роста ВВП на душу населения составил 103,1%, реальные доходы населения увеличились на 16,9%.

Укрепились финансовая сбалансированность экономики и денежная система. Дефицит бюджета составил менее одного процента от ВВП. Уровень наличной денежной эмиссии по году составил 6,5%. Повысился уровень платежной дисциплины, практически отсутствует просроченная дебиторская задолженность по ведущим ведомствам и предприятиям.

Обеспечен прирост внешнеторгового оборота на 3,1 процента, достигнуто положительное сальдо во внешнеторговых операциях, сохранены на прежнем уровне золотовалютные резервы.

Углубились процессы институциональных преобразований, усилилось воздействие на экономику рыночных принципов, механизмов и инструментов.

Активно проводилась политика по дальнейшему углублению структурных преобразований в экономике, реализации программ модернизации и технического перевооружения отраслей и производств, развитию экспортоориентированных производств, широкому привлечению на эти цели иностранных инвестиций.

Ускоренными темпами развивался малый и средний бизнес, доля которого в ВВП составила 24,5%. Положительные изменения произошли в осуществлении реформ в сельском хозяйстве, в других отраслях и секторах экономики.

Радикальные изменения произошли в валютной политике, углубились процессы либерализации внешнеэкономической деятельности. Заложена прочная база для придания динамизма двусторонним отношениям с международными финансовыми организациями.

В то же время проведенные специальные проверки вскрыли грубейшие факты нерационального, бесхозяйственного, хищнического использования природных и минерально-сырьевых ресурсов.

Не принимаются кардинальные меры по сокращению засоленных и заболачиваемых земель, осуществлению необходимых мер по поддержанию ирригационно-мелиоративной сети.

Грубо нарушается земельное законодательство, имеются факты нецелевого использования земель, прежде всего поливной пашни. Немало случаев самовольного захвата и незаконного владения землей. Много примеров бесхозяйственного использования земель по Наманганской, Джизакской, Самаркандской, Сурхандарьинской, Сырдарьинской и Ташкентской областям.

Нерационально, бесконтрольно используется и поливная вода. Допущено снижение коэффициента использования воды в Бухарской, Навоийской, Сурхандарьинской, Наманганской и других областях.

Имеются многочисленные факты неэкономного, бесконтрольного и незаконного использования питьевой воды, газа и других энергетических ресурсов. Абсолютно неудовлетворительно ведется работа по установке приборов учета расхода питьевой воды и оснащению жилого фонда газовыми счетчиками.

Масштабы развития частного сектора не отвечают той роли, какую он призван играть в формировании и развитии рыночной экономики, в повышении ее устойчивости и динамичности.

Слабо ведется работа по привлечению прямых иностранных инвестиций. В 31 районе республики не создано ни одного предприятия с иностранными инвестициями.

Неудовлетворительно выполняются положения Национальной программы по подготовке кадров. Допущено отставание в строительстве и вводе академических лицеев и профессиональных колледжей, особенно в Бухарской, Самаркандской, Сурхандарьинской, Сырдарьинской, Ташкентской, Хорезмской областях и г. Ташкенте. Медленно идет процесс оснащения учебных заведений современным учебным и лабораторным оборудованием, обеспечения новыми учебниками.


2. Определить наиболее важные, ключевые направления дальнейшей либерализации и углубления экономических реформ, на решении которых должны быть сосредоточены усилия и ресурсы в 2002 году:

- обеспечение макроэкономической стабильности экономики, существенное снижение уровня инфляции, проведение жесткой финансовой и кредитной политики;

- дальнейшее углубление структурных преобразований экономики и широкое привлечение иностранных инвестиций;

- последовательное проведение курса по дальнейшей либерализации внешнеэкономической и валютной политики, унификации курса в тесной связи с укреплением платежного баланса, сохранением золотовалютных резервов;

- обеспечение экономного, рационального, бережного использования важнейших материальных и природных ресурсов - пашни, поливной и питьевой воды, топливно-энергетических, минерально-сырьевых и других ресурсов;

- всемерная поддержка и развитие частного сектора экономики как важнейшей и неотъемлемой составляющей рыночных реформ;

- развитие и стимулирование деятельности фермерства как нового типа землевладения и землепользования, как новой формы организации производства и труда в сельском хозяйстве;

- развитие сферы подготовки кадров.


3. Объявить выговор генеральному директору АК “Узтрансгаз” Жулину Н. И., заместителю генерального директора агентства “Узкоммунхизмат” - директору предприятия “Бошкоммунгаз” Баширову С. С., начальнику Узгоснефтегазинспекции Рамазанову Н. С. за допущенные недостатки в вопросах бесперебойного обеспечения потребителей природным газом, отсутствие должного учета в его отпуске и за необеспечение должного контроля по его эффективному использованию в отраслях экономики республики.

Предупредить их, что если по итогам I полугодия 2002 г. не будут приняты действенные меры по устранению указанных недостатков, они будут освобождены от занимаемых должностей и привлечены к ответственности в соответствии с законодательством.

Указать Председателю Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимам областей и г. Ташкента на отсутствие системного подхода в организации учета потребителей ресурсов газа, питьевой воды, электроэнергии, наличие фактов несанкционированного подключения к водопроводным, газовым и электрическим сетям, невыполнение программы установки приборов учета воды и газа.


4. Строго предупредить:

- хокимов Навоийской (Дилов), Наманганской (Джаббаров), Сурхандарьинской (Олимжанов), Сырдарьинской (Исроилов) областей за допущенные недостатки и бесхозяйственное использование орошаемых земель, снижение коэффициента использования поливной воды, нарушения дисциплины водопользования;

- хокимов Каганского (Хаитов), Вабкентского (Эсонов), Караулбазарского (Юлдашев) районов Бухарской области, Папского (Исматуллаев), Мингбулакского (Хайдаров) и Учкурганского (Ахунов) районов Наманганской области, Иштыханского (и. о. хокима Мансуров) и Ургутского (Нуриллаев) районов Самаркандской области за многочисленные факты нецелевого и бесхозяйственного использования земельных ресурсов.

Поручить Председателю Совета Министров Республики Каракалпакстан (Тожиев), хокимам областей рассмотреть на местах каждый факт нерационального использования земельных и водных ресурсов и применить к нарушителям самые жесткие меры ответственности.


5. Отметить неудовлетворительную работу хокимиятов Шафирканского (Рахмонов), Багдадского (Солижонов), Иштыханского (и. о. хокима Мансуров), Берунийского (Жуманиязов) районов, городов Термеза (Чориев), Джизака (Худоеров), Коканда (Ходжаев), а также Акмаль-Икрамовского района г. Ташкента (Махмудов) по созданию условий для развития малого и среднего бизнеса, частного предпринимательства.

Строго предупредить, что по итогам полугодия будет рассмотрен их отчет о принятых мерах по оказанию содействия развитию частнопредпринимательской инициативы, созданию благоприятной сферы для развития частного сектора.


6. В недельный срок создать специальную комиссию Кабинета Министров во главе с первым заместителем Премьер-министра Тулягановым К. Н. по вопросам бережного и эффективного использования природных, минерально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, с включением в ее состав представителей всех заинтересованных министерств и ведомств, хокимиятов, контролирующих служб и прокуратуры.

Комиссии в трехмесячный срок рассмотреть положение дел по соответствующим видам ресурсов, разработать и внести в Кабинет Министров программу ресурсосбережения на период до 2010 года, предусмотрев в ней конкретные меры по:

- широкому внедрению ресурсосберегающих технологий, особенно в мелиорации и ирригации, использованию альтернативных видов топлива;

- внедрению экономического механизма, стимулирующего рациональное использование земельных, водных, топливно-энергетических и других ресурсов, поощрению работников, экономно, бережно и эффективно их использующих, а также развитию рыночных отношений в сфере водопользования;

- усилению ответственности за бесхозяйственное использование природных, минерально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов.

Подготовить проекты соответствующих законодательных актов, предусматривающих создание правовой базы для решения указанных вопросов и внести на рассмотрение Олий Мажлиса.


7. Компании “Узбекнефтегаз” (Сайдахмедову) совместно с агентством “Узкоммунхизмат” обеспечить в 2002 году повсеместно установку современных приборов учета газа на границах раздела газопроводов, принять исчерпывающие меры по наведению должного учета реализуемого потребителям природного газа.


8. Министерству макроэкономики и статистики, Госкомимуществу, Министерству юстиции Республики Узбекистан, Палате товаропроизводителей и предпринимателей Узбекистана совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г. Ташкента в месячный срок внести в Кабинет Министров предложения по:

- укреплению законодательства в части расширения правовой базы развития частного сектора в стране;

- созданию дополнительных правовых и экономических льгот, преференций в этой сфере;

- ускоренному развитию частного сектора и частного предпринимательства в сфере обслуживания;

- развитию традиционных народных промыслов и ремесел на основе прогрессивных технологий, продвижению их продукции на внешние рынки.

Министерству юстиции Республики Узбекистан усилить работу по ограждению субъектов малого и среднего бизнеса, частного предпринимательства от незаконного вмешательства со стороны государственных структур и контролирующих органов, принимать необходимые меры, предусмотренные законодательством.


9. Министерству макроэкономики и статистики, Центральному банку, Министерству сельского и водного хозяйства, Министерству юстиции Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами, коммерческими банками, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей в двухмесячный срок детально проинвентаризировать действующее законодательство, условия деятельности фермерских хозяйств и внести предложения по формированию благоприятных правовых и экономических условий для развития фермерства, обратив особое внимание на:

- усиление защиты интересов фермеров, недопущение незаконного вмешательства в их деятельность со стороны районных хокимиятов, руководителей ширкатов, различных контролирующих органов и структур;

- расширение помощи фермерам по оказанию механизированных услуг, обеспечению их минеральными удобрениями и качественным посевным материалом, оснащению мини-технологиями, улучшение информационного обслуживания, решение вопросов реализации техники на условиях лизинга;

- повышение дисциплины и ответственности при выполнении договорных обязательств со стороны фермеров и организаций, с которыми заключен договор, прежде всего по вопросам своевременной реализации и оплаты за выращенную продукцию;

- расширение доступа фермеров к кредитным ресурсам, повсеместное распространение опыта Ташкентской области по микрокредитованию фермеров и дехканских хозяйств.

В срок до 1 декабря 2002 года детально проанализировать деятельность фермерских хозяйств, созданных на базе расформированных сельскохозяйственных предприятий, и внести в Кабинет Министров предложения на 2003 год по преобразованию там, где целесообразно, низкорентабельных и убыточных ширкатов в фермерские хозяйства.


10. Центральному банку, Министерству финансов, Министерству юстиции Республики Узбекистан в месячный срок разработать и внести в Кабинет Министров предложения по:

- более широкому внедрению в практику предоставления кредитов под залог имущества хозяйствующего субъекта, с переходом, в случае несвоевременности возврата кредита, этого имущества в собственность кредитора;

- установлению жестких мер, гарантирующих своевременный возврат кредитов.

Прокуратуре Республики Узбекистан ввести в практику привлечение руководителей предприятий и организаций к ответственности, вплоть до уголовной, за несвоевременный возврат кредитов.


11. Обратить внимание руководителей комплексов Кабинета Министров, министерств, ведомств, хозяйственных объединений и предприятий, Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов Джизакской, Навоийской, Сурхандарьинской и других областей, г. Ташкента на неудовлетворительную работу, проводимую ими по выполнению принятых программ локализации производств и создания совместных предприятий на базе использования местного сырья и материалов.

Межведомственной рабочей группе по координации создания предприятий с иностранными инвестициями в регионах (Азимов) с участием представителей совместных  предприятий в месячный срок глубоко изучить положение дел по вопросам создания совместных предприятий на базе использования местного сырья и материалов и внести в Кабинет Министров конкретные предложения по стимулированию привлечения иностранных инвестиций, а также повышению результативности деятельности совместных предприятий.

Рассмотреть ход выполнения программ по локализации производств и созданию совместных предприятий на базе использования местного сырья и материалов на заседании Кабинета Министров по итогам первого полугодия 2002 года.


12. Госкомимуществу Республики Узбекистан с участием заинтересованных министерств, ведомств, хозяйственных объединений в двухнедельный срок внести в Кабинет Министров предложения о дополнительных мерах по обеспечению реализации программ разгосударствления и приватизации, активизации работы с привлеченными иностранными финансовыми консультантами.


13. Госкомпечати, Министерству по делам культуры совместно с Госкомимуществом Республики Узбекистан, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г. Ташкента:

- провести проверку состояния организации на местах книжной торговли и деятельности библиотек, их материально-технической базы, осуществления просветительно-пропагандистской работы;

- по результатам проверки в месячный срок внести в Кабинет Министров проект соответствующего решения правительства.


14. Государственному налоговому комитету, Министерству финансов Республики Узбекистан, Узтелерадиокомпании, средствам массовой информации организовать на регулярной основе рубрики телепередач и публикаций, доступно разъясняющих населению виды и механизмы налогообложения, направления использования средств налогоплательщиков на решение социальных проблем и развитие отраслей экономики.


15. Министерству макроэкономики и статистики, Министерству труда и социальной защиты населения и Министерству высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан в двухмесячный срок подготовить и внести на утверждение правительства программу подготовки квалифицированных кадров на период до 2010 года с учетом перспектив развития и структурных преобразований экономики, предусматривающую формирование и максимально эффективное использование интеллектуального потенциала, востребованность молодых людей, заканчивающих учебные заведения.


16. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей, городов и районов, министерствам, ведомствам, хозяйственным объединениям, неправительственным и общественным организациям обеспечить безусловное выполнение положений Программы адресной поддержки социально уязвимых слоев населения на 2002-2003 годы, Государственной программы “Год защиты интересов старшего поколения”, особо обратив внимание на исполнение постановления Кабинета Министров от 25 января 2002 года N 32 “О дополнительных мерах по укреплению здоровья женщин и подрастающего поколения”.

Возложить персональную ответственность за реализацию указанных программ и решений правительства на Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей, городов и районов, соответствующих руководителей министерств, ведомств, хозяйственных объединений, общественных организаций

Ход выполнения указанных программ рассмотреть на заседании Кабинета Министров по итогам I полугодия 2002 года.


17. Контроль за исполнением настоящего протокольного решения возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Султанова У. Т.

Ход выполнения настоящего протокольного решения рассматривать на заседаниях Кабинета Министров ежеквартально и по итогам 2002 года в целом.



Председатель

Кабинета Министров                                    И. Каримов



"Народное слово", 16 февраля 2002 года, N 35 (2857)