Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 16.02.1993 г. N 86 "Об итогах работы отраслей народного хозяйства, исполнении основных параметров бюджета Республики Узбекистан за 1992 год и мерах по развитию экономики республики в 1993 году"

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

КАБИНЕТА МИНИСТРОВ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

16.02.1993 г.

N 86




ОБ ИТОГАХ РАБОТЫ ОТРАСЛЕЙ

НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА, ИСПОЛНЕНИИ

ОСНОВНЫХ     ПАРАМЕТРОВ     БЮДЖЕТА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ЗА 1992 ГОД

И МЕРАХ ПО РАЗВИТИЮ ЭКОНОМИКИ

РЕСПУБЛИКИ В 1993 ГОДУ



В целях закрепления достигнутых в конце истекшего года положительных тенденций по стабилизации производства, углублению экономических реформ, обеспечению исполнения бюджета в установленных параметрах, насыщению потребительского рынка, усилению мер социальной защиты населения Кабинет Министров ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Доклад Госкомпрогнозстата Республики Узбекистан "Об итогах работы отраслей народного хозяйства, исполнении основных параметров бюджета Республики Узбекистан за 1992 год и мерах по развитию экономики республики в 1993 году" принять к сведению и направить министерствам, ведомствам, концернам, ассоциациям, Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимам областей и г. Ташкента для обсуждения и принятия конкретных практически мер.

Отметить, что в докладе Госкомпрогнозстата не в полном объеме дан критический анализ хода реализации экономических реформ в отраслях народного хозяйства республики, дальнейшего совершенствования структуры управления экономикой, не раскрыты особенности преобразований в аграрном секторе и инвестиционной сфере. Не указаны пути обеспечения финансовой стабилизации, оздоровления финансового положения предприятий, нормализации расчетов.


2. Отметить что министерствами, ведомствами, государственными комитетами, корпорациями, концернами, ассоциациями, территориальными органами власти и управления недостаточно активно проводится работа по переводу народного хозяйства республики на рыночные отношения, формированию его инфраструктуры, стабилизации экономики.

Обратить внимание хокимов Джизакской (Турсунов), Самаркандской (Абдурахманов), Сурхандарьинской (Бердиев) областей на недостаточную работу по изысканию резервов пополнения бюджета, предотвращению спада промышленного производства, увеличению выпуска товаров народного потребления и закупок продукции животноводства, обеспечению ими в необходимом количестве населения подведомственных территорий.

Отметить неудовлетворительную работу руководителей Узгосхимконцерна (Мирходжаев), Узгосметконцерна (Максудов), допустивших снижение выпуска жизненно важной для республики продукции, и потребовать от них принятия исчерпывающих мер по стабилизации производства, насыщению внутреннего рынка и расширению экспортного потенциала.


3. Госкомпрогнозстату (Хамидову) совместно с Министерством финансов, Центральным банком, Госкомимуществом, другими министерствами, ведомствами, территориальными органами управления впредь подготовку материалов по итогам работы отраслей народного хозяйства за отчетный период осуществлять на базе глубокого изучения и оценки хода проводимых экономических реформ с выработкой конкретных предложений по обеспечению их дальнейшего поэтапного развития.

При этом исходить из следующих основных пяти принципов:

приоритет экономики над политикой, экономика должна быть деидеологизирована;

главным реформатором является государство. При последовательном осуществлении перехода к рынку нельзя выпускать рычаги государственного регулирования экономики, следует обеспечивать управляемость народным хозяйством;

повсеместно на всех уровнях управления укрепить исполнительскую дисциплину и правопорядок, обеспечивать верховенство Конституции и законов республики;

первостепенное значение имеет создание механизмов социальной защиты населения, особенно его малообеспеченных слоев, усиление адресности оказываемой поддержки;

формирование рыночных отношений осуществляется поэтапно, переход к последующим этапам будет проводиться по мере решения задач текущего периода, что позволит избежать хаоса, преодолевать трудности, сохранять стабильность общественно-политической обстановки.


4. Министерству финансов Республики Узбекистан (Бакибаеву):

совместно с Центральным банком Республики Узбекистан в первом полугодии т.г. проработать вопросы создания механизма финансирования бюджетного дефицита посредством выпуска и реализации, наряду с действующим государственным займом, других долговых обязательств;

по итогам I квартала т.г. совместно с Главным государственным налоговым управлением изучить влияние действующей налоговой системы и предоставленных льгот на стимулирование производства предпринимательской деятельности, оздоровление экономики в целом и к 15 мая т.г. внести предложения в Кабинет Министров;

совместно с министерствами, ведомствами, корпорациями, концернами и ассоциациями до 1 апреля т.г. определить нормативы собственных оборотных средств по отраслям народного хозяйства с учетом обеспечения стабильной производственно-финансовой деятельности предприятий в условиях формирования рыночных отношений, повышения их экономической ответственности за эффективное использование своих финансовых ресурсов;

в недельный срок доработать и внести на утверждение в Кабинет Министров проект положения о порядке установления, изменения цен и тарифов, контроля за их применением, а также проекты положений о порядке декларирования цен предприятиями-монополистами, о Государственном реестре и других нормативных документов по осуществлению антимонопольной деятельности;

совместно с Главным государственным налоговым управлением разработать и внести до 1 марта т.г. в Кабинет Министров проект Закона "О бюджетном устройстве Республики Узбекистан".


5. Рекомендовать Центральному банку Республики Узбекистан (Муллажанову):

совместно с коммерческими банками провести в феврале т.г. зачет взаимной задолженности хозяйственных субъектов Республики Узбекистан с государствами СНГ и другими республиками по состоянию на 1 января 1993 года. Оставшиеся неурегулированными долговые обязательства до 15 апреля т.г. переоформить в виде межправительственного кредита;

совместно с коммерческими банками принять меры по совершенствованию расчетов, включая обеспечение предоплаты при поставках продукции в государства СНГ и другие республики;

совместно с Министерством связи, коммерческими банками, Национальным банком внешнеэкономической деятельности, Узсбербанком в течение первого полугодия разработать и реализовать программу компьютеризации системы банковских учреждений для ускорения расчетных операций и управления денежно-кредитными ресурсами.


6. Главному государственному налоговому управлению (Гатаулину):

совместно с местными органами исполнительной власти, Министерством внутренних дел в соответствии с ранее принятыми решениями Правительства республики осуществить необходимые меры по усилению контроля за полным и своевременным поступлением в бюджет налогов и платежей, выявлении неучтенных налогоплательщиков, перекрытию каналов, позволяющих уклоняться от уплаты налогов;

совместно с Министерством финансов. Госкомпрогнозстатом, Министерством труда, Министерством внутренних дел, другими заинтересованными министерствами, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г. Ташкента в двухмесячный срок подготовить и внести в Кабинет Министров предложения по внедрению системы декларирования доходов;

совместно с Министерством юстиции в месячный срок внести предложения о внесении изменений в законодательство Республики Узбекистан об усилении ответственности юридических и физических лиц за сокрытие получаемых доходов.


7. Агропромышленному комплексу (Джурабекову) совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятами областей рассмотреть вопросы углубления экономической реформы в животноводстве, включая передачу общественного поголовья крупного рогатого скота в коллективную и частную собственность, а также выделения дополнительных льгот для дальнейшего развития дехканских (фермерских) хозяйств. В месячный срок подготовить и внести проекты постановлений Правительства по указанным вопросам.


8. Общеэкономическому комплексу (Хамидову):

в соответствии с достигнутой договоренностью глав государств Центральной Азии 4 января 1993 г. совместно с другими комплексами Кабинета Министров, госассоциацией "Узконтрактторг" и заинтересованными министерствами, ведомствами, концернами и ассоциациями до 15 апреля т.г. проработать для доклада Правительству республики вопросы углубления и развития взаимовыгодных экономических связей, широкой интеграции производства, осуществления согласованной налоговой, ценовой, денежно-кредитной и таможенной политики;

совместно с Министерством внешних экономических связей, Академией наук, ГКНТ, другими министерствами, ведомствами, концернами и ассоциациями, исходя из задач укрепления экономической независимости республики, ее интеграции в мировое сообщество, разработать в первом полугодии 1993 г. и внести на рассмотрение Кабинета Министров специальную программу экспорторасширения на 1993-1994 годы, сориентированную на сокращение импорта, повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции.


9. Министерству труда Республики Узбекистан (Норбаеву):

совместно с Министерством социального обеспечения, Министерством финансов, Госкомпрогнозстатом в течение первого полугодия т.г. подготовить предложения по совершенствованию механизма социальной поддержки населения, усилению целевой направленности оказываемой помощи при предоставлении нуждающимся субсидий, пособий и других выплат в увязке с их реальными доходами;

совместно с Госкомпрогнозстатом и Министерством финансов ежеквартально анализировать рост доходов и расходов населения и с участием Совета Федерации профсоюзов Узбекистана при необходимости вносить в Правительство предложения по их регулированию.


10. Госассоциации "Узконтрактторг" (Шарипову) совместно с Министерством внешних экономических связей (Султановым) и Госкомпрогнозстатом проанализировать внешние торгово-экономические отношения Узбекистана, включая хозяйственные связи по межправительственным соглашениям с государствами Содружества, и до 1 апреля т.г. внести в Кабинет Министров предложения по обеспечению сбалансированности и эффективности, структуры товарообмена.


11. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента:

осуществить меры, направленные на пополнение доходов местных бюджетов на основе мобилизации имеющихся резервов, развития предпринимательства и приватизации, укрепления налоговой дисциплины. Активизировать работу по увеличению производства товаров народного потребления, наращиванию ресурсов продовольствия, усилению защиты потребительского рынка;

решительно искоренять злоупотребления служебным положением, хищения, разбазаривание государственных средств;

дать принципиальную оценку руководителям районов и городов, областных подразделений, не обеспечивающим выполнение ранее принятых постановлений Правительства по этим вопросам.


12. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на руководителей комплексов Кабинета Министров.



Председатель

Кабинета Министров                                                И. Каримов






ДОКЛАД

об итогах работы отраслей народного хозяйства,

исполнении основных параметров бюджета

Республики Узбекистан за 1992 год

и мерах по развитию экономики

республики в 1993 году



В 1992 году деятельность Правительства, министерств и ведомств, хокимиятов, всех хозяйственных организаций была направлена на решение задач укрепления государственной независимости республики, формирование рыночных отношений, реализацию мер по стабилизации экономики, нормализации потребительского рынка, развитию внешних экономических связей.

Практически завершен процесс реорганизации органов управлении народным хозяйством. Министерства и ведомства преобразованы в ассоциации, концерны, корпорации, компании и другие хозяйственные объединения, отвечающие требованиям становления рыночной экономики. Реорганизована банковская система, упорядочена работа бирж, торговых домов.

Разработаны необходимые нормативные акты и созданы условия для формирования многоукладной экономики, и начато практическое осуществление приватизации в сфере обслуживания, торговли, местной и легкой промышленности, машиностроении, сельском хозяйстве, других отраслях.

Ведется последовательная работа по совершенствованию системы государственного заказа как в направлении его сокращения, так и в размещении на конкурсной основе.

Приоритетное значение в проводимой работе уделялось социальной защите населения. Осуществлялся комплекс мер по увеличению доходов населения, устойчивому обеспечению основными продовольственными товарами и защите потребительского рынка.

Реформирование налоговой системы и принятые практические меры обеспечили приток средств в бюджет в объеме 142,7 млрд. руб. Все это позволило сократить государственные дотации, отказаться от финансирования долговременных и малоэффективных проектов, переориентировать бюджет на первоочередные социальные нужды.

Наметилась тенденция перехода от безвозмездного выделения средств из бюджета к кредитному финансированию.

В связи с острым недостатком собственных средств у предприятий, организаций и в целях предотвращения глубокого спада производства государством было выделено на льготных условиях кредитов на общую сумму 282,1 млрд. руб.

В условиях ограниченности финансовых ресурсов инвестиционная деятельность была направлена на развитие отраслей, связанных с продовольственным обеспечением, топливно-энергетического комплекса, а также на поддержание социальной сферы. За счет всех источников финансирования освоено 95,7 млрд. руб. капитальных вложений, в том числе за счет бюджетных ассигнований - 25,9 млрд. рублей.

Принятые антикризисные меры позволили несколько нормализовать положение в народном хозяйстве. Удалось сохранить в республике устойчивость общественно-политической обстановки, гражданский мир и национальное согласие, обеспечить более высокие показатели, чем в других государствах СНГ. Если в первом полугодии 1992 года по отношению к соответствующему периоду 1991 года произведенный национальный доход составил 75,8 процента, то по итогам года он достиг 87,1 процента, то есть снижение замедлилось на 11,3 пункта. При этом в IV квартале обеспечен прирост национального дохода на 1,6 процента.

В промышленности в ноябре-декабре по сравнению с соответствующим периодом 1991 г. прирост продукции составил 4,8 процента. В целом за год возросло производство в нефтедобывающей, газовой, легкой и некоторых других отраслях, преимущественно ориентированных на переработку местного сырья. Преодолен спад производства товаров народного потребления. Освоен выпуск цветных телевизоров, радиоприемников, плееров, утюгов, автомобильных шин, грузовых и легковых автомобилей и других видов продукции, ранее завозимых в республику.

Повышение закупочных цен, освобождение сельхозпредприятий от уплаты налога на добавленную стоимость, выделение льготных кредитов и другие меры государственной поддержки позволили сохранить относительную стабильность в сельском хозяйстве, нарастить потенциал в продовольственных отраслях.

Собран весь выращенный урожай хлопка - 4,1 млн. тонн, произведено 2,4 млн. т зерна или на 370 тыс. т больше, чем в 1991 г. Возросло производство картофеля, овощей, фруктов и ягод, молока. При этом доля индивидуального сектора в производстве ресурсов продовольствия по картофелю, плодоовощной продукции достигла 50-55 процентов, по мясу - 65 процентов, молоку - 74 процента. Наращиваются объемы продукции в фермерских хозяйствах.

Созданы дополнительные мощности по производству маргариновой продукции, муки, макаронных, кондитерских изделий. Это позволило несколько смягчить напряжение на потребительском рынке.

На селе введено 2617 км водопроводных и 5346 км газовых сетей, что позволило довести охват населения в сельской местности централизованным водоснабжением до 57 процентов, природным газоснабжением - до 25,3 процента.

Обеспечено выполнение намеченных работ по электрификации железной дороги, строительству Ташкентского метрополитена. Создана международная телефонная спутниковая связь.

Заметно расширилась внешнеэкономическая деятельность. Внешнеторговый оборот организаций и предприятий республики составил 1798,6 млн. долларов США, в том числе по экспорту 869,3 млн. долл., по импорту 929,3 млн. долл.

По состоянию на 1 января 1993 года отрицательное торговое сальдо снизилось с 708,4 млн. долл. в 1991 г. до 60 млн. долл.

Для завоза в республику продовольствия целевым назначением использовано 750 млн. долларов США и 30 млрд. рублей.

К началу текущего года создано свыше 30 республиканских корпораций, концернов, ассоциаций и союзов, ориентированных в большей мере, чем прежние министерства и ведомства, на развитие новых экономических отношений.

За 1992 год приватизировано 310 объектов различных отраслей. В ходе проводимого в г. Ташкенте эксперимента приватизировано 182,5 тыс. квартир. Число малых предприятий возросло до 10,5 тыс., акционерных - 250, действует 5,9 тыс. самостоятельных дехканских (фермерских) хозяйств. Доля негосударственного сектора в национальном доходе составила 38,5 процента.

Развитие альтернативных форм собственности и хозяйствования, предпринимательства, выделение земель в личное пользование сельским жителям позволили предотвратить массовую безработицу. По состоянию на 1 января 1993 года признаны по статусу безработными и получают пособия 8,9 тыс. человек.

В комплексе упреждающих мер, связанных с социальной поддержкой населения, неоднократно повышались заработная плата работников, пенсии, стипендии, пособия. В результате средний размер заработной платы возрос с 616 рублей в январе до 5,9 тыс. рублей в декабре 1992 года, соответственно пенсий - с 373 рублей до 2,9 тыс. рублей. Сохранение нормированного отпуска основных продуктов питания по фиксированным ценам, введение купонов, талонов, чековых книжек способствовало защите внутреннего рынка, гарантированному снабжению населения.

Повышение минимальной заработной платы и сохранение фиксированных цен на важнейшие продукты обеспечило гарантированный прожиточный минимум населению республики. Если в России стоимость "корзинки" потребительских товаров, составляющих прожиточный минимум, превышает минимальный уровень заработной платы в 2,3 раза, Беларуси - 1,4, Молдове - более чем в 7 раз, то в Узбекистане, наоборот, минимальная заработная плата выше прожиточного минимума в 1,2 раза.


Вместе с тем в экономике республики положение остается пока тяжелым. Это обусловлено прежде всего слабым претворением в жизнь экономической реформы со стороны министерств, ведомств, концернов, ассоциаций, территориальных органов управления. На низком уровне находится их исполнительская дисциплина по реализации принятых Правительством решений, нет поиска и инициативы в осуществлении масштабных задач продвижения республики по пути обновления и прогресса

На процесс вхождения в рынок отрицательно повлияла финансовая разбалансированность народного хозяйства. Не были реализованы основные составляющие финансовой стабилизации - обеспечение сбалансированности бюджетов всех уровней, оздоровление финансового положения предприятий, нормализация расчетов, особенно с другими государствами СНГ.

По предварительным данным в бюджет недополучено 11,2 млрд. рублей. Недопоступление средств в бюджет произошло по акцизам и налогам за продукцию, вывозимую за пределы республики. В итоге бюджетный дефицит за 1992 год составил 45,7 млрд. рублей.

При этом весь дефицит был отнесен на республиканский бюджет, что связано с установлением льгот для местных бюджетов при отчислении прибыли. В результате местные бюджеты вышли с превышением доходов над расходами.

В то же время со стороны хокимиятов всех уровней недостаточно проводится работа по укреплению собственной доходной базы местных бюджетов, изысканию дополнительных источников поступлений средств. Отрицательно повлияло на исполнение доходной части бюджета недостаточная организация работы Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей, городов и районов, местных налоговых органов по обеспечению соблюдения налогового законодательства, изысканию дополнительных источников доходов, а также недостаточный уровень квалификации налоговых и финансовых инспекторов, задержки в разработке и доведении до плательщиков нормативных документов по налогообложению.

Как показали проверки 32,4 тыс. юридических и физических налогоплательщиков, нарушения выявлены почти в каждом втором. В результате доначислено платежей более чем на 1,2 млрд. рублей, в том числе по Алмалыкскому горно-металлургическому комбинату 151,9 млн. рублей, Узбекскому металлургическому заводу - 25,1 млн. рублей, Бухарскому хлопкозаводу - 1,6 млн. рублей, предприятиям Национальной авиакомпании - 29 млн. рублей, Управления Средазжелдора - 69,4 млн. рублей.

Наиболее характерными нарушениями являются занижение налогооблагаемой базы путем отнесения отдельных статей расходов на издержки производства, а также утаивание доходов. Главным государственным налоговым управлением не принимаются действенные меры по выявлению указанных нарушений, укомплектованию налоговых служб, не обеспечивается полный охват проверками налогоплательщиков.

Минфин, в ущерб решению перспективных задач, сконцентрировал свои усилия на текущих проблемах, не уделяет должного внимания стимулированию производства, принимаемые меры слабо увязываются с работой других экономических органов.

Сложным остается финансовое положение предприятий. В целом по республике 724 предприятия (12,5% от общего их числа) допустили убытки на сумму 5,7 млрд. рублей. Наибольшее их число приходится на жилищно-коммунальное хозяйство - 213, транспорт - 96, бытовое обслуживание населения - 68.

Несмотря на проведенные дважды в течение прошлого года межминистерские зачеты не улучшается состояние платежной дисциплины. Министерствами, ведомствами, концернами и ассоциациями не соблюдаются установленные требования по отгрузке продукции за пределы республики с учетом возможного получения платежей в срок. В результате общая сумма задолженности республик бывшего Союза по поставкам предприятий Узбекистана на 1 февраля 1993 года составляет более 50 млрд. рублей, при нашей задолженности 27,3 млрд. рублей.

Вынужденное в условиях кризиса платежей выделение льготных кредитов усилило иждивенческие настроения министерств, ведомств, концернов и ассоциаций. Массовый характер приобрело их обращение о выделении кредитов в Правительство и Центральный банк республики.

Неудовлетворительно выполняются решения Правительства по разгосударствлению и приватизации предприятий местной промышленности, бытового обслуживания, государственной торговли и общественного питания. По состоянию на 1 февраля т.г. органами Госкомимущества приняты решения о выдаче ордеров новым собственникам только по 506 из 2736 объектов, намеченных к приватизации в 1992 г., в том числе по корпорации "Махаллий саноат" - по 10 из 32, ассоциации "Узбексавдо" - по 392 из 860, Узбытсоюзу - по 104 из 1844.

Не налажено тесное взаимодействие в решении вопросов приватизации между территориальными подразделениями Госкомимущества и хокимиятами областей, городов и районов. Слабо ведется на местах и в трудовых коллективах разъяснительная работа о целях и преимуществах перехода на новые формы собственности.

Не удалось в полной мере обеспечить стабилизацию производства, являющегося необходимым условием развития рыночных отношений.

По сравнению с 1991 годом произведенный национальный доход снизился на 12,9 процента. Наибольший спад производства промышленной продукции допущен в Ташкентской, Ферганской и Самаркандской областях.

Не преодолен спад производства в ряде отраслей: в химической и нефтехимической промышленности, черной и цветной металлургии, нефтеперерабатывающей промышленности, промышленности строительных материалов.

Сократились объемы добычи производства химических волокон, синтетических смол, пластических масс, изделий машиностроения и других видов продукции. Из 130 важнейших видов продукции снижение допущено по 102 видам.

Не обеспечивается должной глубины осуществлении реформы на селе. При изменении форм собственности нередко допускается формализм. Преобразование совхозов в колхозы и другие формы собственности не сопровождается изменениями внутрихозяйственных производственных отношений.

Преобразование ряда низкорентабельных совхозов в колхозы в Республике Каракалпакстан, Навоийской, Наманганской областях не привело к повышению их доходности. Так, колхоз "Обидой" Касансайского района, образованный на базе совхоза "Таджикистан", получил по итогам года более двух миллионов рублей убытков. Не улучшилось экономическое положение птицефабрик, преобразованных в арендные предприятия. Несмотря на списание долгов, все они завершили год с убытками.

Недостаточными темпами идет реализация ранее принятых решений по развитию фермерских (дехканских) хозяйств. Из предусмотренных 200 тыс. га земель им фактически выделено по состоянию на 1 января 1993 г. 105,3 тыс. га. Со стороны хокимиятов ряда областей и районов слабо оказывается поддержка фермерам. Они испытывают большие трудности в получении плодородных земель, приобретении сельскохозяйственной техники, минеральных удобрений, семян, породистого скота.

В результате в сельском хозяйстве остается низкой урожайность зерна, картофеля, овощей и плодов. Не улучшается положение в животноводстве. В целом по республике в общественном секторе производство мяса сократилось на 16 процентов, молока - на 7 процентов, яиц - на 34 процента. Средний уровень надоя молока уменьшился на 186 л, яйценосность на 19 штук. Резко снизили производство мяса хозяйства Самаркандской, Джизакской. Ферганской, молока - Ташкентской, Андижанской, Сурхандарьинской областей.

Медленно осуществляется переориентация на рыночные принципы в инвестиционной сфере. По-прежнему не уделяется должного внимания вводу объектов, их сдаче "под ключ". Сохраняется стремление осуществлять строительство за счет бюджетных средств, а не средств предприятий и долгосрочных кредитов. За истекший год долгосрочное инвестиционное кредитование составило лишь менее двух процентов общего объема кредитных ресурсов.

При полном освоении и перевыполнении выделенных объемов централизованных капитальных вложений Минэнерго (Ташпулатов) не сданы намеченные к вводу в эксплуатацию линии электропередачи (34,9%), корпорацией "Узбекнефтегаз" (Рахимов) - газопроводы (32%), сорван ввод Северо-Сохского подземного хранилища газа. Концерном "Узстройматериалы" (Искандаров) из 8 производственных мощностей введены лишь 4, объединением "Узагрострой" (Юсупов) из 3 лишь 1. Хокимиятами Джизакской, Бухарской, Ферганской областей при освоении лимитов капитальных вложений с превышением против установленных в 1,5-2 раза ввод жилья обеспечен лишь на 70-78 процентов от намеченного.

Многие хокимияты, особенно Джизакской, Кашкадарьинской, Сырдарьинской, Сурхандарьинской областей, сосредоточивают свои усилия не на изыскании и мобилизации внутренних источников и резервов, а продолжают надеяться на привычные государственные капитальные вложения. Не уменьшается количество их обращений в Правительство по этим вопросам.

На низком уровне находится организация рынка средств производства, в результате сложными остаются проблемы приобретения предприятиями и организациями материально-технических ресурсов. Узконтрактторг по существу продолжает выполнять лишь функцию распределения товаров и продукции, выпущенных по государственному заказу. Активно не занимается поисками и реализацией альтернативных ресурсов, проявляет пассивность в изучении конъюнктуры потребительского рынка, обеспечении сбалансированности ввоза и вывоза.

Несмотря на ключевое значение проблемы безработицы и развития рынка труда для стабилизации обстановки в новых условиях, работа по учету незанятого населения поставлена слабо. По существу Минтруд в этих вопросах занимает выжидательную позицию, не обеспечивает целенаправленности в переподготовке и повышении квалификации, не уделяет должного внимания поиску новых сфер приложения избыточных трудовых ресурсов, как внутри, так и за пределами республики.

Отмеченные недостатки свидетельствуют о серьезных недоработках со стороны министерств, ведомств, местных органов управления, медленной переориентации их работы применительно к новым экономическим условиям.

Имеющиеся недоработки связаны и с тем, что наряду с работниками, активно проводящими в жизнь экономические реформы, имеются такие, кто занимает выжидательную позицию, а некоторые, пользуясь трудностями переходного периода, встали на путь обогащения за счет государства и народа. В результате в отдельных регионах продолжают иметь место злоупотребления служебным положением, хищения, присвоение денежных средств.

Все это требует глубокого критического анализа положения дел на каждом участке. Основные усилия министерств, ведомств, территориальных органов управления, хозяйственных организаций, наряду с закреплением достигнутых положительных сдвигов в экономике, должны быть направлены на выработку и реализацию практических мер по развитию отраслей жизнеобеспечения, наращиванию экспортного потенциала, насыщению потребительского рынка, поддержанию жизненного уровня населения, дальнейшему формированию многоукладной экономики и развитию рыночных отношений.

Разработка и осуществление указанных мер и основные направления деятельности министерств, ведомств, концернов, ассоциаций, территориальных органов управления должны базироваться на следующих основных принципах проведения экономической реформы в республике:

приоритет экономики над политикой, при этом экономика должна быть деидеологизирована. Она должна развиваться исходя из своих внутренних законов, а не подчиняться давлению партийных и групповых политических интересов;

независимое государство становится главным реформатором экономических отношений в республике. Последовательно осуществляя переход к рынку, нельзя выпускать рычаги государственного регулирования экономики, следует обеспечивать управляемость народным хозяйством;

закон должен довлеть над всем. Необходимо повсеместно на всех уровнях управления принимать меры по безусловному укреплению правопорядка и исполнительской дисциплины, обеспечивать верховенство Конституции и законов республики;

первостепенное значение имеет проведение сильной социальной политики, создание механизмов социальной защиты населения, особенно его малообеспеченных слоев, усиление адресности оказываемой поддержки;

формирование рыночных отношений осуществляется поэтапно, переход к последующим этапам будет проводиться по мере решения задач текущего этапа, что позволит избежать хаоса, преодолевать трудности, сохраняя стабильность общественно-политической обстановки.

Для практического воплощения этих принципов работники министерств, ведомств, корпораций, концернов, ассоциаций, территориальных органов управления, предприятий и хозяйств, - весь кадровый корпус республики должен стремиться к познанию новых процессов, повседневно улучшать стиль и методы работы, увеличивать свой личный вклад в дело осуществления экономических реформ, укрепление независимости республики.