Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Положение о порядке ведения Государственного кадастра объектов материального культурного наследия Республики Узбекистан (Приложение N 3 к Постановлению КМ РУз от 29.07.2002 г. N 269)

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ПРИЛОЖЕНИЕ N 3

к Постановлению КМ РУз

от 29.07.2002 г. N 269



ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке ведения Государственного

кадастра объектов материального культурного

наследия Республики Узбекистан

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Государственный кадастр объектов материального культурного наследия ведется с целью обеспечения государственной охраны, а также рационального использования объектов материального культурного наследия (далее - "культурное наследие") в соответствии с законами Республики Узбекистан "Об охране и использовании объектов культурного наследия", "О государственных кадастрах" и другими нормативно-правовыми актами, а также настоящим Положением.

2. Государственный кадастр объектов культурного наследия (далее - Государственный кадастр) представляет собой систему обновляемых сведений и документов о географическом положении, правовом статусе, количественных, качественных характеристиках и оценке объектов культурного наследия.


3. Основными принципами ведения Государственного кадастра являются:

охват государственным кадастром всех объектов культурного наследия на всей территории республики;

единство методологии формирования кадастровой информации;

централизованное управление ведением государственного кадастра;

обеспечение требований Единой системы государственных кадастров;

достоверность и непрерывность пополнения и обновления кадастровой информации;

доступность кадастровой информации.


4. Ведение Государственного кадастра включает государственную регистрацию права собственности и других прав на объекты культурного наследия, учет количественных и качественных характеристик объектов культурного наследия, качественную и стоимостную оценку объектов культурного наследия, систематизацию, хранение и обновление кадастровой информации, составление отчетов о состоянии объектов культурного наследия, предоставление соответствующей информации для включения в Единую систему государственных кадастров, обеспечение пользователей кадастровой информацией.


5. Объектами Государственного кадастра являются памятники, ансамбли и достопримечательности, представляющие собой историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.


6. Ведение Государственного кадастра осуществляет Агентство культурного наследия при Министерстве туризма и культурного наследия Республики Узбекистан (далее - Агентство) и его территориальные управления (далее - территориальные управления).

7. Агентство осуществляет:

координацию ведения государственного кадастра объектов культурного наследия;

разработку нормативно-методической документации;

контроль за ведением кадастра;

систематизацию кадастровых отчетов территориальных управлений;

материально-техническое обеспечение кадастровых служб;

разработку автоматизированной информационной системы государственного кадастра объектов культурного наследия;

определение порядка и условий пользования материалами кадастра заинтересованными юридическими и физическими лицами;

передачу необходимой кадастровой информации в Единую систему государственных кадастров.


8. Территориальные управления:

ведут учет данных об объектах культурного наследия, объектах и субъектах собственности, владения, пользования и аренды, целевом назначении объектов культурного наследия и режиме их использования;

осуществляют сбор количественной и качественной информации об объектах культурного наследия;

составляют перечень объектов культурного наследия по Республике Каракалпакстан, областям и по городу Ташкенту;

ведут кадастровую книгу по объектам культурного наследия по Республике Каракалпакстан, областям и по городу Ташкенту;

составляют схемы размещения объектов культурного наследия по Республике Каракалпакстан, областям и по городу Ташкенту.


9. Работы по ведению государственного кадастра финансируются за счет государственного бюджета.



II. СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАДАСТРА

10. Государственный кадастр содержит сведения обо всех объектах культурного наследия, находящихся на территории республики.

Учетная и оценочная информация составляет совокупность кадастровой информации по объектам культурного наследия, которая представляется в алфавитно-цифровой (текстовая, таблицы, ведомости) и графической (планы, схемы, разрезы и обмеры) формах, на бумаге, магнитных и иных носителях.

11. Государственный кадастр включает:

сведения о географическом местоположении объектов культурного наследия;

учет количественных и качественных характеристик объектов культурного наследия;

качественную и стоимостную оценку.

12. Учетную информацию объектов культурного наследия составляют:

кадастровый номер;

наименование;

местоположение;

типологическая принадлежность;

датировка;

наименование юридического или физического лица-собственника, владельца, пользователя или арендатора и его адрес;

ведомственная принадлежность объекта культурного наследия;

целевое назначение объекта культурного наследия;

исторические сведения;

перестройки и утраты, изменившие первоначальный облик объекта культурного наследия;

реставрационные работы (общая характеристика, стоимость, время, автор, место хранения документов);

сведения о государственной регистрации прав на здания, сооружения, земельный участок;

границы охранной зоны и зоны регулирования застройки (план, краткое описание со ссылкой на утверждающий документ).

Историческими сведениями являются:

для памятников археологии: датировка, кем и когда производились разведки и раскопки, место хранения найденных материалов;

для памятников истории: история возникновения, краткая характеристика событий и лиц, в связи с которыми объект приобрел значение памятника;

для памятников архитектуры и монументального искусства: автор, строитель, заказчик, дата сооружения.

13. Описание объекта культурного наследия содержит:

наименование;

типологическую принадлежность;

адрес;

современное использование;

исторические сведения;

перестройки и утраты, изменившие первоначальный облик памятника;

научно-историческую и художественную значимость;

основную библиографию, архивные источники, иконографический материал;

техническое состояние;

систему охраны;

категорию охраны;

дату и номер документа о принятии под охрану;

границы охранной зоны;

балансовую принадлежность;

дату и номер охранного документа (обязательства);

для памятника археологии: датировку, перечень и описание важнейших находок;

для памятников истории: датировку, наличие текстов и время установления мемориальной доски;

для памятников архитектуры: датировка, особенности планировочной, композиционно-пространственной структуры и конструкций, характер декора фасадов и интерьеров, наличие живописи, скульптуры, прикладного искусства, строительный материал, основные размеры;

для памятников монументального искусства: автор и датировка, особенности композиционного решения, тексты, материал, техника, размеры;

общую оценку общественной, научно-исторической и художественной значимости объекта культурного наследия.

14. Кадастровая регистрация прав на недвижимые объекты культурного наследия производится в органах, ведущих Государственный земельный кадастр и Государственный кадастр зданий и сооружений, при наличии установленных и закрепленных в натуре границ земельных участков (включая охранные зоны). В случае утраты межевых знаков поворотных точек границ земельного участка они восстанавливаются по материалам отвода земельных участков с проведением полевых геодезических измерений или с использованием картографического материала соответствующего масштаба с закреплением на местности поворотных точек границы земельного участка.

15. Учет количества объектов культурного наследия производится по их фактическому состоянию и использованию.

16. Учет качественных характеристик объектов культурного наследия включает:

датировку;

техническое состояние;

архитектурный декор;

художественную роспись.

17. Техническое состояние оценивается по следующей классификации: хорошее, среднее, плохое, аварийное.

18. Система охраны включает категории охраны (республиканское значение, местное значение), дату и номер документа о принятии под охрану.

19. Оценка, в том числе стоимостная, объектов культурного наследия проводится для установления эффективности их использования, определения размеров нанесенного ущерба, страхования, ставок арендной платы, компенсации затрат на их реставрацию, консервацию, ведение текущего ремонта.

20. Стоимостная оценка объектов культурного наследия производится по методике, утвержденной Министерством туризма и культурного наследия Республики Узбекистан.

21. Государственный кадастр включает основной и текущий виды, обеспечивающие непрерывное обновление кадастровой информации.

При ведении основного вида государственного кадастра осуществляется первичный учет всех видов объектов культурного наследия с указанием их количества и установлением границ их земельных участков в натуре (на основе данных регистрации земельных участков).

При текущем виде вносятся в кадастр все изменения, происшедшие по объектам культурного наследия после проведения основного вида кадастра.


22. Кадастровая документация на объект культурного наследия состоит из:

документов, удостоверяющих право собственности и другие права на объект культурного наследия;

кадастрового дела объекта культурного наследия;

кадастровой карты (плана);

кадастровой книги;

отчета о состоянии объекта культурного наследия.

Кадастровое дело объекта культурного наследия состоит из паспорта, документов, материалов и данных кадастровых съемок, технических инвентаризаций и паспортизаций, специальных обследований и изысканий, качественной и стоимостной оценки кадастрового объекта, необходимых для формирования, учета и последующей государственной регистрации прав на кадастровый объект.

Кадастровая карта (план) объекта культурного наследия является графическим документом, отображающим месторасположение кадастровых объектов, их границы, охранные зоны, оценочные, количественные и качественные характеристики, и составляется на бумаге, магнитных и иных носителях.

Кадастровая книга является основным документом регистрации и учета кадастровых объектов культурного наследия и содержит сведения об их географическом положении, правовом статусе, количественных и качественных характеристиках и оценке.



III. ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАДАСТРА


23. Ведение Государственного кадастра осуществляется в соответствии со схемами согласно приложению к настоящему Положению.


24. Включение объектов, представляющих историко-культурную ценность, в Государственный кадастр осуществляется на основании предложений:

органов государственной власти на местах - в отношении объектов культурного наследия, находящихся в государственной собственности;

юридических и физических лиц - в отношении объектов культурного наследия, находящихся в их собственности.

Предложения о включении объектов, представляющих историко-культурную ценность, в Государственный кадастр вправе также вносить территориальные управления по согласованию соответственно с собственниками объектов либо органами государственной власти на местах.

25.  Предложения органов государственной власти на местах, юридических и физических лиц о включении объектов в Государственный кадастр представляются в территориальные управления, которые проводят предварительное изучение объекта, составляют необходимую кадастровую документацию.

26. Подготовленные территориальными управлениями материалы направляются в Агентство.

27. Агентство вносит представленные материалы по включению объектов в Государственный кадастр на рассмотрение Научно-экспертного совета Агентства для проведения историко-культурной экспертизы (утверждения заключения).

28. На основании заключения историко-культурной экспертизы Агентство вносит предложения в Министерство туризма и культурного наследия Республики Узбекистан о включении выявленного объекта культурного наследия в Государственный кадастр.

29. Включение объекта культурного наследия в государственный кадастр осуществляется Агентством на основании соответствующего приказа министра туризма и культурного наследия Республики Узбекистан.

30. На каждый объект культурного наследия, включенный в Государственный кадастр, в течение десяти дней с момента принятия приказа оформляется паспорт объекта культурного наследия, который содержит данные, составляющие предмет охраны данного объекта культурного наследия, и его основные сведения.

Форма паспорта объекта культурного наследия определяется Министерством туризма и культурного наследия Республики Узбекистан по согласованию с Агентством по кадастру при Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан.

31. Паспорт объекта культурного наследия не позднее пяти дней со дня его оформления направляется в соответствующее территориальное управление.

32. Территориальные управления в течение пяти дней извещают соответственно собственника объекта культурного наследия (юридическое или физическое лицо) либо орган государственной власти на местах о включении объекта культурного наследия в Государственный кадастр и выдают им паспорт объекта культурного наследия.

Паспорт объекта культурного наследия в отношении объектов, находящихся в государственной собственности, хранится у балансодержателя соответствующего имущества.


33. Исключение объектов культурного наследия из Государственного кадастра осуществляется по предложению территориальных управлений, собственников объектов (юридических и физических лиц), органов государственной власти на местах.

Предложения органов государственной власти на местах, юридических и физических лиц об исключении объекта культурного наследия из Государственного кадастра направляются в соответствующее территориальное управление.

34. Территориальные управления изучают поступившие предложения и со своим заключением представляют их в Агентство.

35. Принятие решения об исключении объекта культурного наследия из Государственного кадастра осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 27 - 30 настоящего Положения.


36. На основании приказа министра туризма и культурного наследия об исключении объекта культурного наследия из Государственного кадастра Агентство вносит запись в Государственный кадастр. Копия приказа направляется в соответствующее территориальное управление.

37. Территориальные управления, получив копию приказа об исключении объекта культурного наследия из Государственного кадастра, письменно информируют собственника объекта или орган государственной власти на местах. Паспорт объекта культурного наследия подлежит возврату в территориальные управления в десятидневный срок после получения извещения об его исключении из Государственного кадастра.


IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


38. Территориальные управления, органы государственной власти на местах обеспечивают контроль за состоянием объектов культурного наследия, включенных в Государственный кадастр.

39. При изменении кадастровой информации в отношении объекта культурного наследия, включенного в Государственный кадастр, собственники объектов культурного наследия, органы государственной власти на местах обязаны в месячный срок сообщать об этом в соответствующее территориальное управление.

40. Территориальные управления совместно с органами государственной власти на местах один раз в пять лет проводят обследование состояния и фиксацию объектов культурного наследия. По результатам обследования, при необходимости, вносят в Агентство предложения по разработке текущих и перспективных программ по сохранению данных объектов культурного наследия.

41. Министерство туризма и культурного наследия Республики Узбекистан ежегодно представляет информацию Государственного кадастра в Единую систему государственных кадастров к 1 марта года, следующего за отчетным. Форма представления кадастровых данных в Единую систему государственных кадастров утверждается Министерством туризма и культурного наследия и согласовывается с Узгеодезкадастром.

42. Информация Государственного кадастра представляется органам государственной власти и управления бесплатно, а другим юридическим и физическим лицам, в установленном порядке, за плату.


43. Инструкция по организации ведения Государственного кадастра утверждается в установленном порядке Министерством туризма и культурного наследия по согласованию с Узгеодезкадастром.





ПРИЛОЖЕНИЕ

к Положению



ВЕДЕНИЕ

Государственного кадастра объектов

культурного наследия

(СХЕМА 1:

включение объектов в Госкадастр)


Единая система государственных кадастров Республики Узбекистан


Государственный кадастр объектов культурного наследия











8

7














Научно-экспертный совет Агентства культурного наследия

4

Агентство культурного наследия

6

Министерство туризма и культурного наследия Республики Узбекистан



3

5






2



9







Юридические и физические лица

10

Территориальные управления Агентства культурного наследия

10

Органы государственной власти на местах

1

1






11



11







Объекты культурного наследия, находящиеся в собственности юридических и физических лиц


Объекты культурного наследия, находящиеся в государственной собственности


ПОЯСНЕНИЯ К СХЕМЕ 1

ведения Государственного кадастра объектов

культурного наследия (включение объектов в Госкадастр)


1. Территориальные управления на основании предложений органов государственной власти на местах, юридических и физических лиц либо по согласованию с ними готовят предложения о включении объектов культурного наследия в Государственный кадастр, собирают необходимые данные об объекте культурного наследия.

2. Предложения о включении объекта культурного наследия в Государственный кадастр с необходимыми материалами направляются в Агентство культурного наследия при Министерстве туризма и культурного наследия (далее - Агентство).

3. Представленные территориальными управлениями материалы вносятся на рассмотрение Научно-экспертного совета Агентства для проведения историко-культурной экспертизы (утверждения заключения).

4. По результатам историко-культурной экспертизы Научно-экспертный совет представляет Агентству соответствующее заключение о целесообразности включения объекта культурного наследия в Государственный кадастр.

5. На основании заключения историко-культурной экспертизы Агентство вносит предложения в Министерство туризма и культурного наследия о включении объекта культурного наследия в Государственный кадастр.

6. Министерство туризма и культурного наследия принимает соответствующий приказ о включении объекта культурного наследия в Государственный кадастр.

7. На основании приказа Министерства туризма и культурного наследия Агентство включает объект культурного наследия в Государственный кадастр.

8. Агентство после включения объекта культурного наследия в Государственный кадастр представляет соответствующую информацию в Агентство по кадастру при Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан для дальнейшего включения в Единую систему государственных кадастров Республики Узбекистан.

9. Агентство на объект культурного наследия, включенный в Государственный кадастр, в течение десяти дней с момента принятия приказа оформляет паспорт объекта культурного наследия. Паспорт объекта культурного наследия не позднее пяти дней со дня его оформления направляется в соответствующее территориальное управление.

10. Территориальные управления в течение пяти дней извещают соответственно собственника объекта культурного наследия (юридическое или физическое лицо) либо органы государственной власти на местах о включении объекта культурного наследия в Государственный кадастр и выдают им паспорт объекта культурного наследия.

11. Территориальные управления и органы государственной власти на местах обеспечивают контроль состояния объектов культурного наследия, включенных в Государственный кадастр.




ВЕДЕНИЕ

Государственного кадастра объектов

культурного наследия



(СХЕМА 2:

исключение объектов из Госкадастра)

    


Единая система государственных кадастров Республики Узбекистан


Государственный кадастр объектов культурного наследия











8

7















Научно-экспертный совет Агентства культурного наследия

4

Агентство культурного наследия

6

Министерство туризма и культурного наследия Республики Узбекистан



3

5






2



9







Юридические и физические лица

10

Территориальные управления Агентства культурного наследия

10

Органы государственной власти на местах

1

1















Объекты культурного наследия, находящиеся в собственности юридических и физических лиц

Объекты культурного наследия, находящиеся в государственной собственности

ПОЯСНЕНИЯ К СХЕМЕ 2

ведения Государственного кадастра объектов

культурного наследия (исключение объектов из Госкадастра)


1. В отношении объектов культурного наследия, полностью утраченных физически или утративших свою ценность в качестве объекта культурного наследия, территориальные управления на основании предложений органов государственной власти на местах, юридических и физических лиц либо по результатам изучения состояния соответствующих объектов готовят предложения об их исключении из Государственного кадастра.

2. Предложения об исключении объекта культурного наследия из Государственного кадастра с необходимыми материалами направляются в Агентство культурного наследия при Министерстве туризма и культурного наследия (далее - Агентство).

3. Представленные территориальными управлениями материалы вносятся на рассмотрение Научно-экспертного совета Агентства для проведения историко-культурной экспертизы (утверждения заключения).

4. По результатам историко-культурной экспертизы Научно-экспертный совет представляет Агентству соответствующее заключение о целесообразности исключения объекта культурного наследия из Государственного кадастра.

5. На основании заключения историко-культурной экспертизы Агентство вносит предложения в Министерство туризма и культурного наследия об исключении объекта культурного наследия из Государственного кадастра.

6. Министерство туризма и культурного наследия принимает соответствующий приказ об исключении объекта культурного наследия из Государственного кадастра.

7. На основании приказа Министерства туризма и культурного наследия Агентство вносит соответствующую запись в Государственный кадастр.

8. Агентство после внесения соответствующей записи в Государственный кадастр представляет соответствующую информацию в Агентство по кадастру при Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан для внесения изменений в Единую систему государственных кадастров Республики Узбекистан.

9. Агентство аннулирует паспорт объекта культурного наследия и направляет соответствующему территориальному управлению информацию об исключении объекта культурного наследия из Государственного кадастра.

10. Территориальные управления извещают собственника объекта культурного наследия (юридическое и физическое лицо) либо орган государственной власти на местах об исключении объекта культурного наследия из Государственного кадастра. Паспорт объекта культурного наследия возвращается в территориальное управление для передачи в Агентство.


"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

2002 г., N 14, ст. 113