Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Положение о государственном заказе на научно-исследовательские, конструкторско-технологические и инновационные разработки (Зарегистрировано МЮ 04.10.1996 г. N 284, утверждено ГКНТ 22.10.1996 г. N 23)

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ЗАРЕГИСТРИРОВАНО

МИНИСТЕРСТВОМ ЮСТИЦИИ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

04.10.1996 г.

N 284




УТВЕРЖДЕНО


Г О С У Д А Р С Т В Е Н Н Ы М

КОМИТЕТОМ ПО НАУКЕ И ТЕХНИКЕ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

22.10.1996 г.

N 23

ПОЛОЖЕНИЕ

о  государственном  заказе

на   научно-исследовательские,

конструкторско-технологические

и инновационные  разработки


Настоящее  Положение  устанавливает  организационные, правовые и экономические условия формирования и реализации государственного заказа на научно-исследовательские, конструкторско-технологические и инновационные разработки, выполняемые в рамках научно-технических программ (НТП) Государственного комитета Республики Узбекистан по науке и технике.



1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ


Государственный заказ на научно-исследовательские, конструкторско-технологические и  инновационные разработки  (Госзаказ) - обязательное для выполнения задание, определяемое государством исходя из интересов экономического и социального развития страны и выдаваемое с их согласия научно-исследовательским, проектно-конструкторским организациям и предприятиям.


Научно-техническая программа ГКНТ Республики Узбекистан - директивный документ, определяющий цель, условия и  порядок выполнения госзаказа  на  научно-исследовательские,  конструкторско-технологические и инновационные  разработки. Включает  в себя  программы фундаментальных исследований (ПФИ), государственные научно-технические программы (ГНТП), приоритетные  ГНТП (ПГНТП), конкурсные научно-технические программы (КНТП), программы инновационных работ (ПИР), конкурсные проекты фундаментальных исследований (КПФИ) и международные (межгосударственные) научно-технические программы (МНТП), выполняемые в соответствии с международными соглашениями о научно-техническом сотрудничестве.


Экспертно-консультативный совет - постоянно действующий консультативно-совещательный и координационный орган при ГКНТ РУз, создаваемый из числа ведущих ученых и специалистов республики для выработки рекомендаций по формированию приоритетов государственной научно-технической политики и государственных научно-технических программ.


Экспертные советы по отраслям науки и техники - постоянно действующие совещательные органы, создаваемые при ГКНТ РУз для оценки состояния  и  перспектив  развития  соответствующих научных направлений, формирования государственных научно-технических  программ  и  программ фундаментальных  исследований,  проведения  независимой  государственной экспертизы  результатов  работ,  выполненных  в  рамках программ и самих программ в целом, выработке рекомендаций по их финансированию.


Научно-технические советы ГНТС по ГНТП -  органы, создаваемые при головных организациях-исполнителях ГНТП для организации работ по формированию и реализации программ, координации и контроля хода их выполнения, оценки научного и технического уровня выполняемых исследований и их соответствия целям программ.

Проблемные научно-технические советы (проблемные НТС) - общественно-консультативные советы по отдельным направлениям  науки, техники  и  технологии,  образуемые  при  ГКНТ  РУз для  координации  и контроля работ по КНТП и ПИР, приемки результатов этапов работ и завершенных контрактов, а также выработки рекомендаций по использованию их результатов.


Документирование научно-исследовательской, конструкторско-технологической и инновационной разработки - обязательное оформление всего процесса исследований документами (план научно-исследовательских работ, индивидуальные планы исполнителей, технические задания,  журнал выполнения научно-исследовательской работы, журнал экспериментов, комплект конструкторско-технологической документации, спецификация, расчетно-пояснительная записка, исходный  текст и листинги программ для ЭВМ, акты испытаний и т.п.), необходимыми и достаточными для воспроизводства результатов исследования и использования их заказчиком.


Контракт - правовой документ, регламентирующий взаимоотношения сторон (заказчика и исполнителей) в процессе выполнения госзаказа на научно-исследовательские, конструкторско-технологические и инновационные разработки.


Недобросовестная конкуренция при выполнении научно-исследовательской, конструкторско-технологической и инновационной разработки - использование со стороны третьих лиц или отдельных исполнителей полученных результатов в своих интересах без разрешения заказчика, действия участников научно-технической деятельности в нарушение условий контракта (договора) на выполнение научно-технической  разработки в части права собственности  на результаты разработки.


Роялти - вознаграждение или другие платежи собственнику в результате реализации научно-технической  продукции. Их размер устанавливается в виде доли прибыли от использования или суммы продаж научно-технической продукции, произведенной по госзаказу.


Научная интеллектуальная собственность - интеллектуальная собственность, выраженная в объективной форме, допускающей восприятие  и использование результатов научно-исследовательских, конструкторско-технологических и инновационных работ.


Собственник научно-технической продукции - юридическое или физическое лицо, обеспечившее, в соответствии с контрактом (договором), финансовыми,  материально-техническими и иными ресурсами, выполнение научно-исследовательских, конструкторско-технологических и инновационных работ.



2. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ

ТЕМАТИКИ ГОСЗАКАЗА


2.1. Для достижения целей приоритетных направлений государственной научно-технической политики ГКНТ формирует государственные научно-технические программы, программы фундаментальных исследований, конкурсные научно-технические программы, программы инновационных работ и международные (межгосударственные) научно-технические программы, которые  после  их  утверждения обретают статус госзаказа.

Тематика и содержание госзаказа конкретизируются с учетом заинтересованности и долевого участия в их финансировании потребителей результатов научно-исследовательских, конструкторско-технологических и инновационных разработок.


2.2. В тематику госзаказа включается выполнение научно-исследовательских, конструкторско-технологических и инновационных разработок, предусмотренных решениями директивных органов Республики Узбекистан.


2.3. В целях эффективного использования научно-технического потенциала, интеллектуальных  и трудовых  ресурсов регионов республики, ликвидации диспропорций в научно-техническом развитии областей совместно с Советом  министров  Республики  Каракалпакстан, хокимиятами областей и г. Ташкента, формируется госзаказ на основе конкурсов проектов по  научно-техническому  обеспечению  решения  актуальных  для регионов задач   экономического и социального  развития с долевым финансированием этих проектов со стороны ГКНТ РУз и региона.

При распределении госзаказа, по результатам проведения  конкурса научно-технических  проектов,   предпочтение  отдается   проектам,   где гарантируется  возврат   вложенных  в   их  реализацию   средств   после завершение  работы.  Конкретные  условия  и порядок выполнения госзаказа регулируются соответствующим контрактом.


2.4.  Перечень  научно-технических  программ,  направленных   на решение  приоритетных  направлений  государственной   научно-технической политики, по рекомендации экспертных и проблемных советов,  утверждается постановлением ГКНТ Республики Узбекистан.



3. ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСЗАКАЗА


3.1. Формирование госзаказа на научно-исследовательские, конструкторско-технологические и инновационные разработки осуществляется в следующей последовательности (схема).


3.2. Направления и тематика фундаментальных и прикладных исследований формируются на основе предложений Академии наук РУз, Узбекской академии сельскохозяйственных наук, международных соглашений о научно-техническом сотрудничестве, Минвуза, Минздрава, Минобразования,  а  также  других  министерств  и ведомств, занимающихся научно-технической деятельностью.

Прикладные  конкурсные и инновационные  задания формируются на основе  предложений отраслей народного  хозяйства, Совета министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и г. Ташкента, министерств, ведомств, госкомитетов, концернов, ассоциаций, корпораций, международных  центров  содействия  научно-техническому сотрудничеству и других организаций.


3.3. Сформулированные направления  и тематика фундаментальных  и прикладных   исследований   рассматриваются   экспертными   советами  по отраслям  науки  и  техники.  Экспертные  советы,  на  основе  анализа и согласования  с  приоритетами  экономического  и  социального   развития Республики  Узбекистан,  готовят  проекты  научно-технических   программ (НТП).

Сформулированные прикладные конкурсные и  инновационные задания рассматриваются  проблемными  НТС.  Проблемные НТС на основе  анализа поступивших заданий регионов и отраслей, в соответствии с краткосрочными направлениями  по  решению   первоочередных  проблем  экономического   и социального  развития  Республики  Узбекистан,  готовят  для рассмотрения проект конкурсных научно-технической и инновационных программ.

Реализация  программ  осуществляется  путем  выполнения  научных тем,  конструкторско-технологических  и  инновационных разработок, отбор которых  производится  на  основе  заключений  независимой экспертизы по наиболее  эффективным  предложениям, предусматривающим реализацию  целей научно-технических программ ГКНТ.


3.4. Соответствующие управления ГКНТ РУз на основе приоритетов государственной научно-технической политики Республики Узбекистан, обобщения рекомендаций экспертных советов и проблемных НТС формируют предложения о поддержке научно-исследовательских, конструкторско-технологических и инновационных разработок, обеспечивающих решение важнейших проблем экономического и социального развития республики.


3.5. Согласованные с приоритетами государственной научно-технической  политики направления  и тематика  фундаментальных  и прикладных  исследований,  прикладные и инновационные задания являются основанием для утверждения  научно-технических  программ (ПГНТП, ГНТП, МНТП, ПФИ, КНТП, ПИР и КПФИ) на планируемый период.

Тематика и  задания ПГНТП,  ГНТП, МНТП,  ПФИ, КНТП,  ПИР и  КПФИ после их утверждения Государственным комитетом Республики Узбекистан  по науке и технике обретают статус госзаказа на  научно-исследовательские, конструкторско-технологические  и  инновационные  разработки. Исполнение государственного  заказа  по   КНТП,  ПИР,  МНТП   и  КПФИ   оформляется соответствующими контрактами  между всеми  взаимодействующими сторонами, по цепочке "ГКНТ - ведомство (организация) - руководитель разработки", а по ПГНТП, ГНТП и ПФИ между ГКНТ и министерством (ведомством).



4. ПОРЯДОК ПОЛУЧЕНИЯ

И  ВЫПОЛНЕНИЯ   ГОСЗАКАЗА


4.1. В выполнении госзаказа могут принимать участие научные учреждения, проектно-конструкторские и технологические организации, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, высшие  учебные  заведения,  научные  и  инженерные центры, общественные организации, отдельные ученые и специалисты как Республики  Узбекистан, так и зарубежных стран.


4.2. Представители отрасли-заказчика и специалисты, привлеченные в качестве экспертов по данному направлению госзаказа, не могут являться соискателями выполнения госзаказа.


4.3. Критериями оценки  заявок на выполнение  госзаказа являются степень их  соответствия целям  приоритетов научно-технической  политики республики,  высокий   научный  и   технологический  уровень    проекта, ориентированность  на  использование  отечественных  сырьевых ресурсов и производственной базы.

Научно-технический уровень  проекта определяется  по результатам оценки  его  соответствия  передовым  мировым  аналогам,  оригинальности выбранного  пути   решения  поставленной   задачи,   патентоспособностью результатов  разработки.  При   этом  предпочтение  отдается   заявкам, проекты  по   которым  предусматривают   освоение  производства    новых изделий, машин,  оборудования, материалов  и другой  продукции, а  также готовые  к   использованию  технологии   с  комплектом   соответствующей документации.


4.4. ГКНТ Республики Узбекистан, после рассмотрения и утверждения результатов  экспертизы   проектов,  принимает  решение о выделении соответствующих  ассигнований  и  извещает авторов принятых к реализации проектов   о   необходимости   заключения   контракта.   По заявкам, не  прошедшим    экспертный    отбор,    авторам,   другим заинтересованным лицам  или  организациям  справки  и  разъяснения  не представляются.



5.  ПОРЯДОК  ПРОВЕДЕНИЯ  ЭКСПЕРТИЗЫ

ПРОЕКТОВ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЙ

И  ТЕМ  ГОСЗАКАЗА


5.1. Все  проекты, поступившие  в составе  заявок на  выполнение госзаказа, проходят научно-техническую экспертизу.


5.2. Экспертиза   проводится экспертными советами  и проблемными НТС ГКНТ РУз.


5.3. Проекты, рекомендованные экспертными советами и проблемными НТС  к экспертизе,  передаются для  проведения экспертизы по существу. В целях  обеспечения объективности экспертам  ГКНТ передается экземпляр  проекта  без  указания  (или  в  закодированном виде) фамилии исполнителей  и наименования организаций-разработчиков. Отклоненные проекты заявителям не возвращаются.


5.4.  Эксперты  ГКНТ  при  проведении   экспертизы  по  существу руководствуются критериями отбора проектов, изложенных в п.4.3.


5.5. Экспертные советы и проблемные НТС, по заключениям экспертов ГКНТ,  устанавливают  рейтинг (проходной бал) по каждому из направлений государственной научно-технической  программы, определяют проекты, набравшие проходной бал и формируют предложения о проектах-победителях.


5.6.  Предложения экспертных советов и проблемных НТС о проектах-победителях на выполнение госзаказа представляются на  коллегию ГКНТ для утверждения.


5.7. Государственный комитет Республики Узбекистан по науке и технике своим постановлением  утверждает перечень проектов-победителей госзаказа  и  объемы  выделяемых  финансовых  средств на их выполнение и принимает решение о заключении соответствующих контрактов.



6. ОФОРМЛЕНИЕ ГОСЗАКАЗА


6.1. Реализация госзаказа оформляется контрактом на выполнение научно-исследовательской, конструкторско-технологической и инновационной разработки.


6.2. Предметом контракта на выполнение научно-исследовательской, конструкторско-технологической и инновационной разработки могут быть научно-исследовательские, технологические, конструкторские и проектные работы, а также основанные на их результатах работы по созданию, изготовлению, испытанию освоению производства изделий (продукции) и другие   работы, необходимые для достижения целей приоритетов научно-технической политики Узбекистана.


6.3. В качестве Заказчика на выполнение госзаказа выступает Государственный  комитет  Республики   Узбекистан  по  науке   и технике,  а также  другие   юридические  лица   (региональные   органы управления,  фонды,  областные  центры  науки  и  техники, инновационные центры и др.), уполномоченные на то ГКНТ в установленном порядке.

Обязательства Заказчика регулируются действующим законодательством РУз, оговариваются и отражаются в контракте на выполнение госзаказа.

К ним относятся:

- своевременное финансирование выполнения госзаказа;

- организация  приемки  отдельных  этапов и всей разработки в целом;

- предоставление установленных льгот и оказание мер поддержки научно-технической деятельности, обеспечение охраны авторских прав и объектов промышленной собственности, оказание содействия в реализации результатов разработок на внутреннем и внешнем рынках.


6.4. В качестве исполнителей госзаказа могут  выступать министерства,  ведомства,  концерны,  ассоциации,  корпорации, научные и конструкторско-технологические организации и предприятия, коллективы научных  работников  и отдельные  специалисты,  а  также  организации и специалисты зарубежных стран.


6.4.1. Обязательства министерств, ведомств и международных центров содействия научно-техническому сотрудничеству включают в себя:

- организацию и координацию работы исполнителей госзаказа;

- обеспечение высокого научного и технологического уровня, выполняемых по госзаказу работ;

- контроль за целевым использованием средств для выполнения госзаказа;

- обеспечение строгого документирования научных и технологических разработок по контрактам;

- предотвращение недобросовестной  конкуренции при выполнении госзаказа;

- обеспечение своевременного представления научных и финансовых отчетов.


6.4.2. Обязательства научного учреждения:

- осуществление научного и финансового контроля за ходом выполнения работ по контрактам;

- целевое использование средств для выполнения госзаказа;

- обеспечение соблюдения условий контракта о размерах  накладных расходов на научные и технологические разработки по госзаказу;

- использование прогрессивных форм трудовых отношений, предусмотренных  действующим  законодательством  РУз,  для  оплаты труда исполнителей;

- создание необходимых условий и обеспечение строгого документирования всего цикла исследований по госзаказу;

- обеспечение  защиты прямых  и сопутствующих  результатов работ по  госзаказу от недобросовестной конкуренции, а также защиты промышленной  и  научной интеллектуальной собственности, созданной в процессе выполнения госзаказа;

- своевременное представление научных и финансовых отчетов.


6.4.3. Обязательства руководителя разработки:

- выполнение  госзаказа в  срок и  на высоком  научно-техническом уровне;

- строгое соблюдение условий контракта на выполнение  госзаказа, обеспечение  целевого  использования  выделенных  финансовых  средств  и материально-технических ресурсов;

- своевременное представление научных и финансовых отчетов;

- строгое документирование всего цикла научных исследований и конструкторско-технологических разработок;

-  предотвращение  недобросовестной  конкуренции  при выполнении госзаказа;

- предоставление всех необходимых материалов экспертам, уполномоченным  ГКНТ  РУз,  для  осуществления контроля  за выполнением госзаказа.

- за  неисполнение обязательств, предусмотренных в контракте, стороны несут  ответственность на  условиях и  в порядке, установленных законодательством Республики Узбекистан.


6.5. Споры по контрактам разрешаются в соответствии с условиями контракта и в установленном законодательством порядке.



7. ПРАВА НА РЕЗУЛЬТАТЫ РАЗРАБОТКИ


7.1. Права на результаты научно-исследовательских, конструкторско-технологических и инновационных разработок, выполненных по госзаказу, принадлежат государству, определяются действующим законодательством Республики Узбекистан и настоящим Положением.


7.2. Собственником не предусмотренных контрактом  на выполнение госзаказа побочных результатов работ, выраженных в объективной форме и которые могут быть использованы  исключительно в целях, отличающихся от тех, которые были определены как предмет контракта, является юридическое или физическое лицо, создавшее эти результаты.


7.3. Преимущественное право на использование не  предусмотренных контрактом  промежуточных  результатов,  полученных  в процессе работ по госзаказу, принадлежит заказчику.


7.4. При коммерческом использовании результатов научно-исследовательской, конструкторско-технологической и инновационной разработки, выполненных по госзаказу, часть дохода возвращается в ГКНТ РУз. Сроки, длительность и размер возвращаемых в ГКНТ средств устанавливаются в виде  доли прибыли от  использования или суммы продаж научно-технической  продукции, произведенной по госзаказу, и регулируется контрактом на выполнение госзаказа или иным соглашением.


7.5. Собственник может уступить (передать) свое право научной интеллектуальной собственности полностью или частично другому физическому  или юридическому  лицу, предусмотрев в соответствующем договоре  отчисление  доли  прибыли,   фактически  полученной  за   счет использования  уступленного  права  (роялти),  а  также способ и порядок исчисления этой прибыли, методы учета и проверки расчетов по роялти.



8. КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ

ВЫПОЛНЕНИЯ ГОСЗАКАЗА


8.1. Стороны несут  имущественную ответственность за  выполнение обязательств,  предусмотренных  контрактом  и  документами,  являющимися неотъемлемой частью контракта.


8.2. Все научно-исследовательские, конструкторско-технологические и  инновационные разработки, выполняемые по госзаказу, подлежат  обязательной государственной регистрации в установленном порядке в  Государственном фонде  научно-технической информации  (ГФНТИ) ГКНТ РУз. Невыполнение данного требования в установленный по контракту срок, влечет за собой приостановление финансирования работы и, в случае нарушения  повторно  установленного  срока  регистрации  - к расторжению контракта.


8.3. Исполнители госзаказа  представляют в ГФНТИ также отчетные материалы  (промежуточные  и  заключительные)  в  сроки, согласованные в календарном плане работ по контракту.


8.4. ГФНТИ осуществляет прием отчетов, готовит и представляет  в ГКНТ  РУз  информационные  и  другие  аналитические  материалы  о   ходе реализации  контрактов  не  позднее  10  числа  месяца,  следующего   за отчетным периодом.


8.5. ГКНТ  РУз совместно  с ГФНТИ  и с  привлечением экспертов, организовывает  контроль  хода  выполнения  работ  по  контрактам. Формы контроля   предусматривают:   экспертное   рассмотрение   представленных отчетных  материалов;  отчетные  сообщения  исполнителей  контракта   на коллегии  ГКНТ,  на  заседаниях  экспертных  и  проблемных  советов  или иных  научных  собраниях;  экспертная  проверка  хода  выполнения  работ непосредственно на местах выполнения  контрактов. В процессе проверки  и сопровождения   контрактов   и   приемке   промежуточных   отчетов,  при необходимости, могут  быть внесены  уточнения и  дополнения в  программу исследований и условия контракта.


8.6.  Невыполнение установленных сроков и   запланированных объемов отдельных этапов работ, а также нарушение сроков предоставления отчетных материалов, ведут к прекращению финансирования, расторжению  контракта и  взысканию с исполнителя ранее выделенных по контракту средств.


8.7. Аргументированное заключение экспертов о научной несостоятельности  или  недостаточной   эффективности  исследований   по госзаказу, использования средств  не по назначению,  являются основанием для прекращения финансирования работ  по контрактам и их  расторжению со стороны  заказчика. Освободившиеся при этом финансовые средства переводятся в резерв ГКНТ.


8.8. Координацию работ по выполнению госзаказов, приемку отдельных этапов  и  завершенных  контрактов  осуществляют экспертные советы и проблемные НТС  по направлениям  науки, техники  и технологии. Они же вырабатывают   рекомендации по использованию результатов выполненных исследований в отраслях народного хозяйства.



9. ПОРЯДОК ПРИЕМКИ

РЕЗУЛЬТАТОВ РАЗРАБОТОК


9.1. Результаты работы по госзаказу, в виде научно-технической продукции, предусмотренной контрактом, представляются в  соответствующие экспертные советы и проблемные НТС ГКНТ.


9.2. Экспертные советы и проблемные НТС ГКНТ после  рассмотрения результатов работы по госзаказу,  в соответствии с настоящим  Положением, составляют заключение о качестве  этих результатов и рекомендации  об их использовании, которые направляются руководству ГКНТ.


9.3. Приемка выполненных разработок по госзаказу в целом оформляется соответствующими актами,  которые подписываются сторонами  и утверждаются руководством ГКНТ.

СХЕМА

формирования госзаказа в рамках

научно-технических программ ГКНТ

 


Контракты на госзаказ

с исполнителями КНТП,

ПИР, МНТП, КПФИ





Контракты на госзаказ

с министерствами (вед-ми)

ПГНТП, ГНТП и ПФИ









^

^





ГКНТ РУз

   























^











  



Тематика

КНТП

Тематика

ПИР, МНТП

Тематика

ПФИ

Тематика

ГНТП, ПГНТП

^





















Приоритеты государственной

научно-технической политики





>





Госкомпрогнозстат РУз 

   


^










>

Приоритеты экономического

и социального развития

























^





Проблемные НТС по направлениям науки, техники и технологии

Экспертные советы по отраслям науки и техники, научно-технические советы


^


Формулирование прикладных

и инновационных заданий

Формулирование направлений

и тем фундаментальных и

прикладных исследований

^


^

^

^

^

^

Отрасли

народного

хозяйства

Хокимияты областей и Совмин Каракалпакстана


Академия*

наук РУз

Международные

центры содействия

НТС

  


  

  


  







  

V














Прямые хозяйственные договора

   



















* АСХН, Минвуз, Минздрав, другие министерства, ведомства

и научные организации