Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Положение о фирменном поезде в местном пассажирском сообщении (Зарегистрировано МЮ 27.05.1994 г. N 55, утверждено Управлением Среднеазиатской железной дороги)

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ЗАРЕГИСТРИРОВАНО

МИНИСТЕРСТВОМ ЮСТИЦИИ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

27.05.1994 г.

N 55



УТВЕРЖДЕНО


УПРАВЛЕНИЕМ

СРЕДНЕАЗИАТСКОЙ  ЖЕЛЕЗНОЙ

ДОРОГИ




ПОЛОЖЕНИЕ

о фирменном поезде в местном

пассажирском сообщении


1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1.1. Фирменным считается поезд, курсирующий в пределах дороги, отвечающий требованиям к обслуживанию пассажиров в фирменных поездах местного сообщения,  которому установленным порядком присвоена категория "фирменный".


1.2. Категория "фирменный" поезду в местном сообщении присваивается управлением Среднеазиатской железной дороги по представлению администраций вагонных депо (приложение 1).


1.3. Фирменный поезд аттестуется комиссией, назначаемой согласно п.18 Положения с выдачей аттестата установленного образца (приложение 2).


1.4. Фирменный поезд имеет индивидуальное название и эмблему (символику), которые утверждаются руководством железной дороги. В целях недопущения одинаковых названий фирменных поездов присвоение названия производится по предварительному согласованию с причастными вагонными депо.

Название фирменного поезда указывается на наружной боковой стене вагона или маршрутной доске следования поезда.



2. ТРЕБОВАНИЯ К ФИРМЕННОМУ ПОЕЗДУ


2.1. Фирменные поезда должны быть сформированы из вагонов, находящихся в эксплуатации не более 12 лет после постройки или прошедших заводскую модернизацию. Общий срок службы вагона не должен превышать 20 лет.


2.2. Кузова вагонов или их отдельные части должны иметь отличительную окраску.


2.3. Маршрутные доски поезда, индивидуального изготовления, должны быть на каждом вагоне с художественно оформленным названием поезда и маршрутом его следования, чередоваться с правых и левых сторон.


2.4. Окна вагонов должны подвергаться наружной и внутренней очистке и мойке перед подачей под посадку пассажиров в пунктах формирования и оборота.


2.5. Санитарно-техническое состояние вагонов должно соответствовать требованиям санитарных правил подготовки пассажирских вагонов в рейс, санитарных правил содержания пассажирских вагонов в пути следования поезда, действующих на дороге.


2.6. Все пассажирские вагоны фирменного поезда должны иметь полный комплект съемного инвентаря и имущества, не отличающегося по цвету и рисунку в пределах вагона поезда.


2.7. В купейных вагонах и вагонах СВ фирменного поезда в коридорах должны быть дорожки, а в купе - коврики.


2.8. В комплект постельных принадлежностей входят: матрац с чехлом, подушка, одеяло.

В вагонах с двухместными купе включаются по две подушки на каждое место и чехлы на диван.


2.9. В комплект постельного белья входят: две простыни наволочка закрытого типа, льняное полотенце. В вагонах СВ в комплект включаются две простыни, две наволочки, два полотенца.


2.10. На все предметы постельных принадлежностей и мягкого съемного инвентаря должна быть нанесена дата ввода в эксплуатацию. Срок эксплуатации должен быть не более сроков, указанных в приложении 3.


2.11. Комплекты постельного белья упаковываются в индивидуальные пакеты. Белье должно быть хорошо отглаженным и сухим.

Не допускается выдача пассажирам застиранного белья, с пятнами и т.п.


2.12. Подушки должны быть массой не менее 2 кг, размером 60x60 см, матрацы и чехлы должны быть чистыми, без следов загрязнений.


2.13. Санитарная обработка съемного инвентаря вагона должна производиться в соответствии с требованиями санитарных правил для пунктов экипировки пассажирских вагонов, действующих на дороге.


2.14. В вагоне должны быть в наличии и исправны:

- огнетушители, согласно нормам, действующим на дороге, нормам оснащения объектов и подвижного состава железнодорожного транспорта первичными средствами пожаротушения;

- откидные лестницы для подъема пассажиров на верхние спальные места или переносные лестницы-стремянки в купейных вагонах;

- оконные занавески с фирменным орнаментом и названием поезда;

- вешалки для одежды по 1 на каждое место в купейных вагонах, по 2 в вагонах CB;

- продукция чайной торговли - чай или кофе, печенье или вафли, сахар в мелкой упаковке, минеральная или фруктовая вода должны быть на всем пути следования и выдаваться по требованию пассажира круглосуточно.

- допускается замена стаканов с подстаканниками однотипными пиалами.



3. ТРЕБОВАНИЕ К ПОДГОТОВКЕ СОСТАВА В РЕЙС


3.1. Подготовка составов в рейс должна осуществляться в соответствии с требованиями Типового технологического процесса подготовки и экипировки пассажирских вагонов в рейс, санитарных правил подготовки пассажирских вагонов в рейс, действующих на дороге.

Подготовка составов удостоверяется подписью в специальном журнале ответственного руководителя депо, мастеров по формированию, внутреннему оборудованию, электроцеха, ходовых частей, радиоцеха и цеха экипировки.


3.2. К моменту подачи поезда под посадку должны быть выполнены следующие операции;

- навешены маршрутные доски на вагонах;

- вывешены порядковые номера вагонов;

- постелены в купе и коридорах вагонов дорожки и коврики;

- заправлены постели в вагонах СВ, всех спальных мест верхних полок купейных и плацкартных вагонов, кроме боковых;

- вывешена на двери служебного купе табличка с фамилией, именем и отчеством дежурного проводника вагона;

- все двери вагонов, кроме торцевых, закрыты.



4. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОСАДКИ

ПАССАЖИРОВ В ВАГОН


4.1. Состав должен быть подан под посадку пассажиров согласно служебному плану - графику работы станции, но не позднее чем за 25 минут до отправления поезда. Проводник вагона в установленной форме одежды должен быть готов к встрече с пассажирами.


4.2. После остановки поезда на промежуточных станциях для высадки и посадки пассажиров или после подачи состава из технической станции, проводник вагона открывает дверь рабочего тамбура, выходящую на платформу, поднимает тамбурную площадку, опускает четвертую ступеньку (на низких платформах), протирает поручни вагона, после чего приступает к проверке проездных документов у пассажиров.


4.3. После проверки проездных документов проводник приглашает пассажиров в вагон, оказывает помощь пассажирам, особенно престарелым, пассажирам с детьми и инвалидам.



5. ТРЕБОВАНИЯ К ОБСЛУЖИВАЮЩЕМУ

ПЕРСОНАЛУ


5.1. Комплектование поездных бригад для обслуживания поезда производится на конкурсной основе из работников, имеющих стаж работы по данной специальности не менее 2-х лет, по нормам обслуживания, действующим на дороге, исходя из времени нахождения поезда в рейсе.


5.2. Поездной электромеханик назначается на состав, независимо от дальности следования поезда.


5.3. В длинносоставных поездах (20 и более вагонов) в состав поездной бригады включается помощник начальника поезда.


5.4. Проводники вагонов должны быть обучены приемам оказания первой медицинской помощи пассажирам, знать и выполнять свои обязанности при обнаружении пожара и в других экстремальных ситуациях.


5.5. Каждый проводник должен иметь удостоверение личности и личную медицинскую книжку. Не допускаются в рейс проводники вагонов не прошедшие санитарный минимум и медицинский осмотр с соответствующими отметками в личной медицинской книжке. Периодическое обучение и проверку знаний нормативных документов по санитарному минимуму проводники вагонов должны проходить не реже одного раза в два года с отметкой в личной медицинской книжке.


5.6. Во время исполнения служебных обязанностей все члены поездной бригады должны быть одеты в форменную одежду индивидуального пошива, одинакового цвета и покроя, сочетающую в себе удобство, практичность и элегантность.


5.7. Каждый член поездной бригады обязан принять меры к остановке поезда при наличии препятствий к безопасному следованию поезда.


5.8. При приготовлении чая, разноски его пассажирам проводники должны надевать санитарную одежду, включающую белую куртку или блузу. Санитарная одежда должна быть одинаковой во всех вагонах, храниться чистой и выглаженной отдельно от других видов одежды проводника.


5.9. При проведении уборки вагонов, санузлов, работ по обслуживанию систем водоснабжения и отопления во время рейса проводник вагона должен быть одет в спецодежду - халат, брезентовые рукавицы и резиновые перчатки. Спецодежда должна храниться отдельно от других видов одежды.


5.10. Ношение форменной, санитарной и специальной одежды обязательно для проводника фирменного поезда.


5.11. Работники поездной бригады фирменного поезда должны быть вежливыми, приветливыми, предупредительными в обращении с пассажирами, уметь применять основы этики при обращении с пассажирами и в то же время требовать от них точного выполнения установленных правил.



6. ТРЕБОВАНИЯ К ВНУТРИПОЕЗДНОЙ СВЯЗИ


6.1. Все вагоны поезда должны быть оборудованы внутрипоездной связью, связью начальника поезда с машинистом локомотива, позволяющей в любое время связаться между собой, радиотрансляционной сетью.


6.2. По радиотрансляционной сети должна периодически передаваться следующая информация:

- слова приветствия при отправлении поезда с начального пункта;

- о составе поездной бригады;

- о правилах проезда пассажиров и предоставляемых услугах;

- о проезде санитарных зон городов;

- о времени прибытия, отправления и продолжительности стоянок поезда на станциях, изменениях в графике движения поезда;

- познавательного характера о достопримечательностях проезжающих мест;

- развлекательные концертные программы;

- последние известия о международных, межгосударственных, государственных событиях местных радиостанций (не менее 2-х раз в сутки);

- о распорядке работы вагона-ресторана, вагона-кафе и ассортименте реализуемой продукции и блюд, дополнительных услугах, предоставляемых вагоном-рестораном;

- график обхода вагонов поезда начальником поезда.

График работы радиоузла утверждается аттестационной комиссией.



7. ТРЕБОВАНИЯ К ИНФОРМАЦИИ

ВНУТРИ САЛОНА ВАГОНА


Информация в салоне вагона вывешивается на узбекском и русском языках:

- правила проезда пассажиров в поездах местного сообщения;

- расписание следования поезда со схемой маршрута;

- перечень бесплатных и платных (с указанием тарифа) услуг, предоставляемых в поезде;

- адрес предприятия формирования поезда и вышестоящей организации;

- перечень обязанностей проводника вагона в части обслуживания пассажиров;

- маршруты следования городского транспорта в пунктах отправления и оборота составов;

- другая информация по усмотрению руководства вагонного депо формирования состава.



8. ТРЕБОВАНИЯ К ОБОРУДОВАНИЮ ВАГОНА


8.1. В каждом штабном вагоне должны находиться:

- радиопункт с радиоприемником и кассетным магнитофоном;

- радиостанция для связи начальника поезда с локомотивной бригадой;

- рейсовый журнал;

- книга отзывов и предложений по улучшению обслуживания пассажиров;

- медицинская аптечка;

- санитарные носилки;

- аварийная аптечка (опломбированная);

- плакаты или книжки расписания движения пассажирских и пригородных поездов;

- бланки документов, необходимые начальнику поезда: оформление проезда, штрафов, сборов.


8.2. Каждый вагон должен иметь оснащение:

- инвентарь для обслуживания вагонов проводниками: бачки для ершей - 2; ерши -2, ключи ЦМВ - 2, ведра оцинкованные - 4, резак топочный - 1, совок мусорный - 1, совок для угля - 1, скребок -1, пика шлаковая - 1, топор - 1, пылесос - 1, папка билетная - 1, номера вагонов посадочные - 4 шт., фонари сигнальные - 1, флажки сигнальные - 2, перчатки резиновые - 1;

- чистящие, моющие, протирочные средства: сода каустическая, мыло, хлорная известь, хлорамин для мойки чайной посуды, хизол для мытья полов и туалетов, ветошь для протирания пыли, озонатор;

- вода для кипятильников, умывания пассажиров, смыва умывальников и туалетов, мытья посуды и уборки вагонов должна быть на всем пути следования вагона;

- туалетное полотенце, мыло, и туалетная бумага должны быть в каждом туалете на всем пути следования вагона;

- посуда чайная и столовая: чайник для разлива кипятка - 1, чайник для заварки - 10, стаканы тонкие с подстаканниками или пиалы - по количеству мест в вагоне, ножи, ложки и вилки столовые - 1 комплект из 10 штук, нож консервный - 1, тарелки мелкие - 15, поднос - 1;

- чемодан для продуктов чайной торговли - 1.



9. ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫМ УСЛУГАМ


9.1. Гарантированный минимум бесплатных услуг:

- приготовление и разноска чая;

- уборка салона, купе и санузлов;

- застилка и уборка постелей;

- выдача настольных игр, одежных и сапожных щеток;

- обеспечение информацией, предусмотренной пунктом 6;

- пользование аптечкой и оказание первой медицинской помощи;

- выдача ремней безопасности;

- пользование уголком бытовых услуг (иголкой с ниткой для срочного ремонта одежды и др.).


9.2. Гарантированный минимум платных услуг:

- предоставление комплекта постельных принадлежностей и белья;

- предоставление чая или кофе с сахаром, вареньем или без них, кондитерских изделий в мелкой расфасовке;

- продажа предметов личной гигиены (мыла, зубной щетки, зубной пасты);

- продажа сувениров, газет, журналов;

- продажа минеральной или фруктовой воды;

- продажа конвертов, бумаги для писем, бланков телеграмм, открыток.

По усмотрению руководства вагонного депо в поезда может быть организовано предоставление других видов платных и бесплатных услуг.



10. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ ПРЕБЫВАНИЯ

ПАССАЖИРОВ В ВАГОНЕ


10.1. Уровень шума в вагоне при движении поезда, освещенность горизонтальной поверхности в вагоне, перемещение с линейным и угловым ускорением, температура воздуха в зимнее и летнее время, чистота и кратность обмена воздуха должны соответствовать требованиям нормативных документов, действующих на дороге.

В течение всей поездки качество воды, подаваемой в пассажирские вагоны, должно соответствовать требованиям ГОСТа, действующего на дороге.


10.2. Во всех вагонах системы принудительной вентиляции или кондиционирования воздуха должны быть в исправном состоянии.


10.3. Все вагоны должны быть оборудованы воздушными фильтрами.


10.4. Количество пассажиров в вагонах и отдельных купе должно быть не более количества, указанного на боковой стенке вагона.


10.5. Во время следования поезда пассажиры должны иметь возможность беспрепятственно пользоваться двумя санузлами (кроме времени стоянки поезда и прохода санитарных зон).


10.6. Доставка постельного белья в купе, застилка и уборка являются обязанностью проводника вагона. Уборка постельного белья производится после входа пассажиров. В исключительных случаях разрешается, с позволения пассажиров, уборка постельного белья не ранее чем за 30 минут до прибытия пассажира в пункт назначения.


10.7. О месте нахождения "Книги отзывов и предложений" пассажиры информируются по поездной радиосвязи, которая по первому требованию доставляется в купе пассажиру.



11. ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ

ПАССАЖИРОВ В ПОЕЗДЕ


11.1. При следовании поезда в светлое время суток не менее 4-х часов для организации питания пассажиров в состав поезда должен быть включен вагон-кафе или вагон-буфет, а при следовании поезда более 20 часов в пути должен включаться вагон-ресторан.

Вагоны-рестораны и вагоны-буфеты закрепляются за составами поездов, должны иметь одинаковую окраску кузова, исправно работающую систему кондиционирования воздуха, кухонные плиты, полностью укомплектованы оборудованием в соответствии с нормами, действующими на дороге.


11.2. Перед включением вагонов-ресторанов или вагонов-буфетов в состав поезда предприятие - владелец состава поезда заключает договор с предприятием - арендатором вагонов-ресторанов (буфетов), в котором оговариваются гарантии качества обслуживания.


11.3. Вагон-ресторан (буфет) должен иметь необходимый ассортимент товаров в пределах всего рейса.


11.4. В меню вагона-ресторана должны быть фирменные или национальные блюда, комплексные обеды, овощи и фрукты по сезону. Пассажиры должны иметь возможность заказать блюда диетического питания, а пассажиры с детьми, инвалиды, лица пожилого возраста должны иметь возможность заказать через проводника вагона завтрак, обед, ужин или другую продукцию вагона-ресторана (буфета) с доставкой непосредственно в купе.

Ассортимент блюд должен быть вывешен в салоне вагона-ресторана.


11.5. Для обслуживания пассажиров с детьми и инвалидов в салоне вагона-ресторана должны быть специальные столы.

   

  

  

12. В фирменном поезде допускается провоз ручной клади не более 36 кг по весу и по объему, размещающегося на местах, отведенных для багажа, без загромождения проходов в салоне, купе или тамбурах.

Запрещается допуск в вагон пассажиров с ручной кладью, не размещающихся на местах, отведенных для хранения ручной клади в купе вагона.


13. В фирменном поезде местного сообщения пассажиру должна быть предоставлена возможность проезда в купе купейного вагона или СВ одному или меньшему количеству пассажиров, чем мест в купе, при условии оплаты стоимости проезда и плацкарты всех мест в купе.


14. Для обеспечении безопасности пассажиров поездная бригада должна обеспечить выполнение правил пожарной безопасности, правил технической эксплуатации, инструкции по сигнализации, действующих на дороге, содержание подвижного состава в исправном состоянии, обеспечивающем его бесперебойную работу, пожарную безопасность, безопасность движения и безопасность пассажиров.


15. Все элементы вагонов по прочности, устойчивости и техническому состоянию должны обеспечивать безопасное движение поездов.

Не допускается включать в поезд пассажирские вагоны, имеющие неисправности отопления, электрооборудования, вентиляции и другие неисправности, нарушающие нормальные условия пребывания пассажиров в вагоне.


16. Посадка в вагон и высадка пассажиров из вагона в пунктах формирования и оборота, транзитных станции, как правило, производится через рабочий тамбур вагона.

На станциях перемены трафарета вагонов со временем стоянки менее 5 минут посадка и высадка пассажиров должна производиться раздельно через два тамбура.


17. Для обеспечения безопасности пассажиров и поездной бригады, поездная бригада по кругу своих обязанностей должна контролировать выполнение требований пожарной безопасности пассажирами, не допуская пользования открытым огнем, провоза легковоспламеняющихся и ядовитых жидкостей, курения не в отведенных для этого местах, контролировать показания электроизмерительных приборов, сигнальных ламп и приборов на пульте электрооборудования вагона, требовать от пассажиров выполнения "Правил безопасности граждан на железнодорожном транспорте", действующих на дороге.



18. ПОРЯДОК АТТЕСТАЦИИ ПОЕЗДА


18.1. Вагонное депо формирования поезда организует комиссионную проверку поезда согласно требованиям настоящего Положения. Заключение и представление комиссия направляет в службу вагонного хозяйства.


18.2. Руководство службы вагонного хозяйства не более чем в десятидневный срок со дня получения представления организует комиссионную проверку поезда на соответствие его настоящему Положению и свое мнение направляет руководству Среднеазиатской железной дороги.


18.3. При согласии всех причастных руководство дороги своим указанием устанавливает курсирование фирменного поезда в местном сообщении. Аттестат о присвоении поезду категории фирменный направляется в вагонное депо формирования составов.



19. ТАРИФЫ НА ПЕРЕВОЗКУ ПАССАЖИРОВ

И РАСЧЕТЫ ДОРОГИ С ПРЕДПРИЯТИЯМИ

ЗА ПОДГОТОВКУ ПОЕЗДА


19.1. Оплата стоимости проезда и услуг, оказываемых пассажиру при приобретении билетов и следовании в фирменных поездах местного сообщения, осуществляется по действующим тарифам и ставкам с увеличением их в 2 раза.


19.2. Финансирование затрат вагонных депо за подготовку и курсирование фирменных поездов осуществляется через доходную ставку с применением коэффициента 2.



20. КОНТРОЛЬ И ЛИШЕНИЕ КАТЕГОРИИ

ФИРМЕННОГО ПОЕЗДА


20.1. Вагонное депо формирования поезда несет полную ответственность за соответствие содержания поезда требованиям настоящего Положения.

При поступлении замечаний или нарушений по содержанию поезда (заявления, жалобы, акты проверок в пути следования и др.) вагонное депо - владелец поезда обязано немедленно рассмотреть, устранить выявленные недостатки и известить службу вагонного хозяйства в двухнедельный срок после получения.


20.2. При неустранении в течение 20 дней замечаний или нарушений настоящего Положения служба вагонного хозяйства готовит и направляет руководству дороги представление о лишении конкретного поезда категории фирменного в местном сообщении.

Руководство дороги в десятидневный срок рассматривает соответствие фирменного поезда требованиям настоящего Положения, и при наличии нарушений указанием лишает данный поезд категории фирменный в местном сообщении с изъятием выданного аттестата.



И. о. начальника

Среднеазиатской

железной дороги                                              Н. Э. Эрметов






ПРИЛОЖЕНИЕ 1

к Положению



ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

на присвоение поезду категории "фирменный"



Поезд N ....... вагоны NN …………………………………………………

в сообщении ...................................................……………………………

приписанный к вагонному депо ..................................…………………

соответствует требованиям Положения о фирменном пассажирском поезде в местном сообщении.

Предлагается поезду присвоить фирменное название "………….…."

Эскиз (фотографии) художественного оформления наружных боковых стен вагона и маршрутной доски прилагается.


Начальник вагонного депо   ______________    _____________________

ст ............................                 личная подпись            расшифровка подписи

Дата

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

к Положению



АТТЕСТАТ

о присвоении поезду N ...... категории "фирменный"



Поезд N ....... вагоны NN ........................……………………………….

приписанный к вагонному депо ..................................………………..

соответствует требованиям Положения о фирменном пассажирском поезде в местном сообщении.

Поезду устанавливается название - "..............………………….........."


Начальник Среднеазиатской

железной дороги                                                               В. М. Желтоухов


Дата






ПРИЛОЖЕНИЕ 3

к Положению



СРОКИ

эксплуатации отдельных предметов, постельных

принадлежностей и мягкого съемного инвентаря

пассажирских вагонов



Наименование

Сроки (лет)

1.

Простыни льняные

2

2.

Простыни хлопчатобумажные

1

3.

Наволочки льняные

1,5

4.

Наволочки хлопчатобумажные

1

5.

Полотенца льняные личные

2

6.

Полотенца хлопчатобумажные личные

1

7.

Салфетки льняные

1

8.

Матрасы ватные

2,5

9.

Чехлы матрасные

2

10.

Чехлы диванные

1

11.

Подушки пухоперьевые

3

12.

Шторы оконные шелковые

1,5

13.

Занавески солнечные разные

1

14.

Одеяла зимние

2,5

15.

Ковровые изделия

2

16.

Одеяла летние

2