Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Авиационные правила Республики Узбекистан "Общие правила воздушных перевозок пассажиров и багажа" (АП РУз 195) (Утверждены Приказом начальника Госавианадзора от 19.10.2005 г. N 129, зарегистрированным МЮ 05.12.2005 г. N 1529)

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

УТВЕРЖДЕНЫ

Приказом начальника Госавианадзора

от 19.10.2005 г. N 129,

зарегистрированным МЮ

05.12.2005 г. N 1529

Авиационные правила

Республики Узбекистан


Общие правила воздушных

перевозок пассажиров и багажа

(АП РУз 195)


Настоящие Авиационные правила Республики Узбекистан "Общие правила воздушных перевозок пассажиров и багажа" (далее - Правила) разработаны на основании Воздушного кодекса Республики Узбекистан, положений международных договоров Республики Узбекистан с учетом стандартов и рекомендуемой практики международной организации гражданской авиации (ИКАО).

Правила устанавливают общие условия воздушной перевозки пассажиров и багажа, которые должны соблюдаться при заключении и исполнении договора воздушной перевозки пассажира и багажа.

Правила применяются при осуществлении перевозчиком внутренних и международных воздушных перевозок пассажиров и багажа.



ГЛАВА I. СОКРАЩЕНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ


§ 1. Сокращения


ВС - воздушное судно.


ГА - гражданская авиация.


ИКАО - Международная организация гражданской авиации.



§ 2. Определения


Авиационная безопасность - комплекс мер, а также людские и материальные ресурсы, предназначенные для защиты ГА от актов незаконного вмешательства.


Агент - лицо или организация, уполномоченные действовать от имени перевозчика при продаже перевозок или выполнении операций по наземному обслуживанию пассажиров или наземной обработке багажа.


Аэропорт - это комплекс сооружений, предназначенный для приема и отправки ВС, обслуживания воздушной перевозки и имеющий для этих целей аэродром, аэровокзал, другие сооружения, а также необходимое оборудование.


Багаж - личные вещи пассажира, перевозимые на борту ВС по соглашению с перевозчиком. Багаж может быть зарегистрированным и незарегистрированным (ручная кладь).


Багаж зарегистрированный - багаж пассажира, для которого выдана багажная квитанция и номерная багажная бирка и принятый к воздушной перевозке под ответственность перевозчика.


Багаж засланный - багаж, отделенный от владельца и ошибочно направленный не по назначению.


Багаж невостребованный - багаж, который прибыл в аэропорт и не был получен или востребован пассажиром.


Багаж незарегистрированный (ручная кладь) - багаж пассажира, перевозимый в салоне ВС под контролем пассажира.


Багаж несопровождаемый - багаж, перевозимый как груз.


Багажная бирка номерная - документ, выдаваемый перевозчиком для идентификации и распознавания зарегистрированного багажа.


Багажная квитанция - часть билета, удостоверяющая прием к воздушной перевозке зарегистрированного багажа.


Бесплатный провоз багажа - багаж, масса которого соответствует установленной перевозчиком норме свободного провоза, перевозимой без оплаты дополнительных сборов. Оплата перевозки такой нормы входит в пассажирский тариф.


Билет - документ, включающий в себя багажную квитанцию и удостоверяющий заключение договора воздушной перевозки пассажира и багажа.


Билет с открытой датой вылета - билет, в котором указан маршрут воздушной перевозки пассажира, но отсутствует отметка о подтвержденном бронировании места на определенный рейс и дату на одном или нескольких участках маршрута.


Бронирование - предварительное закрепление места на борту ВС для воздушной перевозки пассажира или пространства в багажно-грузовых отсеках ВС для перевозки багажа.


Внутренняя воздушная перевозка - воздушная перевозка, при которой пункт отправления, пункт назначения и все пункты остановок расположены на территории Республики Узбекистан.


Воздушная перевозка - комплекс мероприятий и операций, выполняемых аэропортами и воздушными перевозчиками, связанных с непосредственным выполнением доставки пассажиров и багажа к месту назначения.


Воздушное судно - любой аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет его взаимодействия с воздухом, исключая взаимодействие с воздухом, отраженным от земной поверхности.


Государственные полномочные органы - государственный орган, наделенный необходимыми полномочиями в области регулирования деятельности гражданской авиации.


Квитанция оплаты сверхнормативного багажа - документ, удостоверяющий оплату перевозки багажа сверх нормы бесплатного провоза или предметов, перевозка которых подлежит обязательной оплате.


Международная воздушная перевозка - воздушная перевозка, при выполнении которой пункт отправления и пункт назначения, независимо от того, имелись ли перегрузка или перерыв в перевозке, расположены:

а) на территории двух государств;

б) на территории одного государства, если предусмотрен пункт (пункты) остановки на территории другого государства.


Место (аэропорт) назначения - последний пункт остановки (конечный пункт маршрута), указанный в билете.


Пассажир - лицо, которое перевозится или должно перевозиться на ВС в соответствии с договором воздушной перевозки.


Перевозчик - эксплуатант ВС, имеющий лицензию на выполнение деятельности по перевозке пассажиров и багажа на внутренних и (или) международных воздушных линиях.


Перевозочные документы - билет с багажной квитанцией, квитанция оплаты сверх нормативного багажа, которые используются перевозчиком для оформления и исполнения договора воздушной перевозки пассажира и багажа.


Перрон аэропорта - определенная площадь аэродрома, предназначенная для размещения ВС в целях посадки и высадки пассажиров, погрузки и выгрузки багажа, заправки, стоянки или технического обслуживания.


Полетный купон - часть пассажирского билета или часть багажной квитанции или квитанции оплаты сверхнормативного багажа, в соответствии с которым выполняется воздушная перевозка пассажира или багажа на определенном участке маршрута, указанного в билете или квитанции оплаты сверхнормативного багажа.


Рейс - перелет ВС между двумя или более пунктами.


Сверхнормативный багаж - часть массы багажа, превышающая установленную перевозчиком норму бесплатного провоза. За перевозку такого багажа перевозчиком взимается плата по установленному тарифу.


Транзит - пункт остановки на маршруте, в котором перевозимый пассажир остается на борту ВС.


Тариф - цена или сборы, утвержденные в установленном порядке и взимаемые перевозчиком за перевозку пассажира либо перевозку единицы массы или объема багажа в соответствии с условиями применения каждого конкретного тарифа.


Трансфер - смена обслуживания одного перевозчика на другое обслуживание того же самого перевозчика (внутрилинейный трансфер) или на обслуживание другого перевозчика (межлинейный трансфер).


Чартер - договор чартера - найма ВС, по которому одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за определенную плату всю вместимость или часть вместимости одного или нескольких ВС, на один или несколько рейсов для перевозки пассажиров и багажа или иных целей.



ГЛАВА II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Перевозчик, осуществляющий воздушную перевозку пассажиров и багажа, вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок.

Эти правила не должны противоречить правилам воздушных перевозок и не могут быть ниже по уровню требований, установленных настоящими Правилами.


2. При международных воздушных перевозках пассажиров и багажа, выполняемых в соответствии с настоящими Правилами, применяется законодательство той страны, на территорию, с территории или через территорию которой осуществляются такие перевозки.

Если какие-либо положения, указанные в настоящих Правилах или в перевозочном документе, окажутся в противоречии с законодательством соответствующей страны и не могут быть изменены соглашением сторон договора воздушной перевозки, то такие положения остаются в силе только в той мере, в какой они не противоречат указанному законодательству. При этом недействительность какого-либо положения настоящих Правил не отменяет действие других положений настоящих Правил.


3. При воздушной перевозке пассажиров и багажа применяются правила, которые действуют в день отправления пассажира из аэропорта, из которого начинается или продолжается воздушная перевозка в соответствии с договором воздушной перевозки.


4. Перевозка пассажиров и багажа, осуществляемая перевозчиками разных видов транспорта по одному перевозочному документу с участием воздушного транспорта, регулируется соглашениями между заинтересованными сторонами, заключенными в установленном порядке.



ГЛАВА III. УСЛОВИЯ ВОЗДУШНОЙ ПЕРЕВОЗКИ

ПАССАЖИРА И БАГАЖА


5. В соответствии с договором воздушной перевозки пассажира и багажа перевозчик обязуется перевезти пассажира и его багаж в аэропорт назначения, предоставив ему место на ВС, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае сдачи пассажиром багажа - также доставить багаж в пункт назначения и выдать его пассажиру или уполномоченному на получение багажа лицу. Пассажир обязуется оплатить воздушную перевозку по установленному тарифу, а при наличии у него багажа сверх установленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа и провоз этого багажа.


6. Договор воздушной перевозки пассажира и багажа заключается путем оформления билета с багажной квитанцией перевозчиком либо представляющим перевозчика лицом (далее - агент), которое уполномочено осуществлять продажу пассажирских перевозок на рейсы перевозчика и ее партнеров по договорам о взаимном признании перевозочных документов, а также при оформлении других формальностей, связанных с прибытием, отправлением и оформлением ВС данного перевозчика, пассажиров и багажа.


7. Формы перевозочных документов, используемых для оформления и исполнения договора воздушной перевозки, устанавливаются авиационной администрацией с учетом соответствующих положений и рекомендаций международных договоров, участником которых является Республика Узбекистан.


8. Помимо билета и багажной квитанции, обязательными документами для прохождения формальностей по прилету и вылету рейсов являются:

генеральная декларация (General Declaration);

пассажирская ведомость (пассажирский манифест);

багажная ведомость;

досылочная багажная ведомость (при необходимости);

грузовая авианакладная  (при необходимости);

грузовая ведомость (грузовой манифест) (Cargo Manifest) (при необходимости);

сводная загрузочная ведомость (Loadsheet);

телеграмма о загрузке рейса;

схема загрузки ВС (Loading Instruction/Report);

центровочный график (Trim sheet & Weight Balance);

квитанция оплаты сверхнормативного багажа;

ордер разных сборов - МСО (Мiscellaneous Сharges Оrder);

манифест прерывания рейса - FIM (при необходимости);

бирки для багажа и ручной клади;

ярлыки для контейнеров и паллетов;

акт о неисправностях при перевозке - PIR (Notice of Non-Delivery-Irregularity) (при необходимости);

формирование сообщения о загрузке ВС - LDM (Load Message);

сообщение о распределении контейнеров и паллетов - CPM (Container Distribution Message).

Все вышеуказанные документы должны быть оформлены в точности и в полном объеме в соответствии с международными требованиями.


9. Воздушная перевозка пассажира и багажа, выполняемая до аэропорта назначения, несколькими перевозчиками по одному перевозочному документу, рассматривается как единая перевозка, независимо от того имели ли место пересадка или перерыв в перевозке в других аэропортах.


10. Воздушная перевозка пассажира и багажа осуществляется на регулярной и нерегулярной (чартерной) основе.


11. Выполнение регулярных перевозок производится в соответствии с расписанием полетов ВС, опубликованным перевозчиком.

Расписание полетов ВС должно отражать информацию, позволяющую пассажиру получать сведения о наличии регулярного воздушного сообщения из данного аэропорта с другими аэропортами, а по каждому маршруту перевозки  - о  частоте выполнения этих перевозок по дням недели и по времени (в течение) суток, с указанием номера рейса, под которым осуществляется вылет каждого ВС из этого аэропорта до аэропорта назначения (и обратно), используемых типах ВС, уровне услуг, предоставляемых на борту ВС при выполнении перевозок по каждому из маршрутов, и другую информацию.


12. Информация, опубликованная в расписании, должна соответствовать информации, изложенной в билете, в день оформления указанного перевозочного документа.


13. Перевозчик не отвечает за ошибки, искажения или упущения в расписаниях, опубликованных другими лицами без согласования с перевозчиком.


14. Выполнение чартерных перевозок производится на основании предварительно составленных и согласованных заявок на полеты ВС вне расписания с соблюдением настоящих Правил и установленных перевозчиком правил воздушных перевозок.


15. Перевозчик самостоятельно или через фрахтователя ВС должен своевременно информировать пассажира об условиях чартерной перевозки и о необходимости соблюдения правил перевозок, указанных в билете.


16. При выполнении чартерных рейсов оформляется весь комплект перевозочных документов, что и для рейсов, выполняемых на регулярной основе.


17. Расписание ВС может быть изменено перевозчиком.

Перевозчик должен принять меры к своевременному информированию пассажира об изменении расписания полетов  ВС.


18. Воздушная перевозка пассажира и багажа выполняется между указанными в билете в установленной последовательности аэропортами.


19. Перевозчик имеет право отменить, перенести или задержать выполнение рейса, указанного в билете, произвести замену типа ВС, изменить маршрут перевозки и пропустить аэропорт посадки, по согласованию с пассажиром, за исключением случаев, когда это необходимо для обеспечения безопасности полетов ВС.

Перевозчик должен принимать все зависящие от него меры к своевременному выполнению перевозки согласно заключенному договору воздушной перевозки.


20. В случаях, предусмотренных пунктом 19 настоящих Правил, по согласованию с пассажиром, перевозчик должен выполнить перевозку этого пассажира другим ВС, выполняющим рейс по маршруту, указанному в билете, или передать перевозку пассажира другому перевозчику, или организовать перевозку другим видом транспорта, или возвратить пассажиру либо уполномоченному им лицу всю стоимость воздушной перевозки или обслуживания, которые были им ранее оплачены, но не были использованы (далее - возврат сумм), в соответствии с положениями настоящих Правил и правил воздушных перевозок перевозчика.


21. Изменение пассажиром даты и (или) времени перевозки на более поздний или ранний срок, чем указано в билете, рассматривается как добровольный отказ пассажира от исполнения договора воздушной перевозки.


22. Перевозчик без дополнительной оплаты оказывает пассажирам в аэропортах и в других пунктах регистрации перевозки, пунктах бронирования и продажи перевозок следующие услуги, касающиеся осуществления и обеспечения перевозок воздушным транспортом:


а) регистрацию пассажиров и оформление багажа по маршруту и на рейс, указанный в билете;

б) доставку вылетающих (прилетающих) пассажиров и их багажа от места регистрации к ВС (от ВС к месту получения багажа), их посадку на борт ВС и высадку из ВС при прибытии в аэропорт назначения или другой аэропорт, указанный в билете пассажира, расположенный по маршруту полета, в котором по расписанию предусмотрена посадка ВС;

в) доставку багажа от места их приема к перевозке в аэропорту отправления до ВС и обратно от ВС к месту выдачи пассажиру в аэропорту назначения, их погрузку на ВС и выгрузку из ВС;

г) доставку пассажиров от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется бесплатно перевозчиком;

д) доставку пассажиров и багажа из аэропорта вынужденной посадки в ближайший аэропорт, не являющийся для пассажиров аэропортом назначения;

е) прием на хранение вещей, находящихся при пассажире, и незарегистрированного багажа при вынужденной задержке ВС, которое должно выполнять перевозку этого пассажира.


23. Комплекс услуг, предоставляемых пассажиру на борту ВС, зависит от типа и оборудования ВС, продолжительности его полета, времени суток, в течение которых происходит полет, а также класса обслуживания, указанного в билете.

Условия и нормы указанных услуг устанавливаются  перевозчиком в правилах воздушных перевозок.


24. Перевозчик обязан обеспечить информирование пассажира на борту ВС о:


а) условиях полета и правилах поведения пассажира на борту ВС;

б) местах нахождения основных и запасных выходов, а также об условиях покидания ВС в аварийных ситуациях;

в) местах расположения в салоне ВС индивидуальных средств защиты и надувных трапов.


25. Перевозчик в аэропорту, других пунктах регистрации пассажиров и оформления багажа, пунктах бронирования и продажи перевозок обеспечивает без дополнительной оплаты пассажиром предоставление следующей информации о:


а) времени отправления и прибытия (вылета и прилета) ВС, выполняющих перевозку по расписанию (плану полетов);

б) месте и времени начала и окончания регистрации пассажиров и багажа на рейс, указанный в билете;

в) времени посадки пассажиров в ВС, выполняющем перевозку по расписанию (плану полетов);

г) задержанных вылетах (прилетах) ВС, выполняющих перевозки по расписанию (плану полетов), и причинах их задержек;

д) расписании выполнения полетов ВС, стоимости воздушной перевозки по выполняемым маршрутам, в том числе льготных условиях перевозки детей и других категорий пассажиров;

е) правилах воздушной перевозки пассажиров и багажа, в том числе нормах бесплатного провоза багажа, предметах и вещах, запрещенных к перевозке воздушным транспортом, и других особых условиях перевозки;

ж) адресах пунктов продажи и правилах продажи и бронирования перевозок;

з) правилах и порядке проведения досмотра пассажиров, вылетающих из аэропорта, их багажа, в том числе ручной клади;

и) правилах прохождения пассажирами, вылетающими международными рейсами, таможенного, пограничного, санитарно-карантинного, иммиграционного, ветеринарного, фитосанитарного и иных видов контроля.


26. Перевозчик или его агент также должен предоставлять без дополнительной оплаты пассажиром информацию о тех видах опасных предметов и веществ, которые им не разрешается перевозить на борту ВС.

Такая информация должна, по меньшей мере, состоять из:

а) информации, предоставляемой в билете или другим образом с тем, чтобы пассажир получил ее до или во время регистрации;

б) предупреждений, размещаемых в достаточном количестве в пунктах бронирования и продажи билетов, в заметных местах аэропорта, где производится продажа билетов и регистрация пассажиров, а также в установленных зонах посадки на ВС и в любом другом месте, где происходит регистрация пассажиров.


27. Перевозчик или его агент в аэропорту, других пунктах регистрации пассажиров и оформления багажа, в пунктах продажи перевозок должен размещать:

а) расписание выполнения полетов ВС из данного аэропорта;

б) отдельные тексты настоящих Правил и установленных перевозчиком правил воздушных перевозок;

в) справочную службу, справочное бюро, окно справок (телефонные автоматы) для получения пассажирами справок, касающихся пользования воздушным транспортом.


28. Бронирование мест на воздушном судне производится перевозчиком.

Бронирование за пассажиром места на ВС на определенный рейс и дату или бронирование емкости в багажно-грузовых отсеках для перевозки багажа на ВС перевозчика (далее - бронирование) является для пассажира необходимым условием перевозки пассажира и багажа воздушным транспортом.

Бронирование может осуществляться как при непосредственном обращении пассажира к перевозчику или через его агента, так и по телефону, факсимильной связи, электронной почте, Интернету, а также с помощью других видов связи, в соответствии с законодательством.

Бронирование должно быть внесено в систему бронирования перевозчика и выполнено по установленным перевозчиком правилам воздушных перевозок и не должно противоречить условиям договора воздушной перевозки.


29. Бронирование для пассажира, оформление перевозочного документа на перевозку пассажира и багажа производятся в установленные перевозчиком сроки.


30. Бронирование для пассажира считается предварительным до тех пор, пока перевозчик или его агент не выдал пассажиру оформленный билет.


31. Перевозчик имеет право аннулировать бронирование без информирования пассажира, если пассажир не произвел оплату бронирования перевозки в установленный срок или не выполнил другие условия, установленные перевозчиком в правилах воздушных перевозок.

Перевозчик имеет право аннулировать бронирование на участках маршрута перевозки или на обратный маршрут, если пассажир не воспользовался бронью на одном из предшествующих участков маршрута перевозки.


32. Пассажир при бронировании на ВС должен сообщить перевозчику или его агенту информацию о маршруте перевозки, дате и времени вылета, необходимом количестве бронируемых мест, классе обслуживания на борту ВС и особых условиях перевозки пассажира.

Перевозчик или его агент не имеют право передавать информацию, полученную от пассажира, третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.


33. Особыми условиями при бронировании для пассажира, требующими согласования с перевозчиком, является воздушная перевозка:

а) детей до 2 лет;

б) детей от 2 до 12 лет;

в) детей, не сопровождаемых родителями, опекунами или попечителями;

г) багажа сверх установленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа;

д) багажа, габариты которого превышают установленные перевозчиком размеры;

е) багажа, который необходимо перевозить только в салоне ВС;

ж) животного или птицы;

з) тяжелобольного или больного на носилках;

и) пассажира с отсутствием зрения или слуха без или при наличии сопровождения;

к) пассажира-инвалида в кресле-коляске;

л) пассажира, которому необходимо специальное питание;

м) пассажира, которому необходима специальная помощь;

н) пассажира, имеющего оружие и боеприпасы;

о) транзитного пассажира без визы.


34. За воздушную перевозку пассажира и багажа взимается плата.

Правила построения, применения тарифов, взимания сборов и продажи перевозок устанавливаются авиационной администрацией Республики Узбекистан.

Перевозчик до начала выполнения перевозок по расписанию или вне расписания должен разработать и представить в орган государственного регулирования, выдавший ему лицензию, на утверждение тарифы, размеры сборов и ставок за перевозку.

Утвержденные тарифы, размеры сборов и ставок, а также правила продажи перевозок должны применяться всеми перевозчиками, выполняющими перевозки на одних и тех же маршрутах или их участках.

Для чартерных перевозок могут устанавливаться договорные тарифы.


35. Если пассажир отказывается от забронированного места или не прибыл к месту регистрации ко времени, установленному перевозчиком, или прибыл с неправильно оформленными документами, в результате чего не использовал забронированное для него место, то с пассажира может быть удержан сбор в случаях и размерах, предусмотренных в правилах воздушных перевозок перевозчика.

Однако такой сбор не взимается, если пассажир не мог аннулировать бронирование или не мог прибыть к месту регистрации вследствие отмены либо задержки рейса, пролета аэропорта посадки по расписанию либо непредоставления этому пассажиру забронированного места.

Сбор также не взимается, если пассажир (несколько членов группы) не прибыл к месту регистрации по состоянию здоровья, подтвержденному медицинским заключением.


36. В случаях изменения правил построения и применения тарифов за воздушную перевозку пассажира и багажа не дается права перевозчику изменять условия договора, заключенного с пассажиром, до даты вступления в силу этих изменений.

Билет, оформленный и оплаченный пассажиром до вступления в силу указанных изменений, действителен на дату выполнения перевозки без перерасчета, если не были произведены изменения в договоре воздушной перевозки после даты вступления в силу этих изменений.


37. В соответствии с законодательством Республики Узбекистан пассажиры подлежат обязательному страхованию от несчастных случаев на время полета или пребывания в аэропорту.

Страховая сумма и страховой тариф устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Страховой платеж включается в стоимость билета и взимается с пассажира.

Пассажиры, пользующиеся правом бесплатного проезда воздушным транспортом общего пользования, в соответствии с действующим законодательством подлежат обязательному страхованию без уплаты ими страхового платежа.


38. Перевозчик обязан информировать пассажира о взимаемых с него сборах, не включенных в тариф за воздушную перевозку пассажира и багажа.

Указанные сборы должны отражаться в перевозочном документе.


39. Сборы оплачиваются пассажиром в валюте той страны, на территории которой оформляется перевозка, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Узбекистан и (или) законодательством соответствующей страны.

Если оплата перевозки производится в валюте иной чем валюта публикации тарифа, то расчет эквивалента в валюте оплаты производится по курсу Центрального банка Республики Узбекистан, действующего на день оплаты.



ГЛАВА IV. ВОЗДУШНАЯ ПЕРЕВОЗКА ПАССАЖИРА


40. Воздушная перевозка пассажира осуществляется в соответствии с договором воздушной перевозки между перевозчиком и пассажиром и удостоверяется билетом.

Выдача пассажиру билета производится при предоставлении пассажиром документа, удостоверяющего его личность (паспорт, удостоверение личности, свидетельство о рождении и т. п.).


41. Билет выдается пассажиру только после оплаты стоимости перевозки в виде наличных или безналичных расчетов в соответствии с действующим законодательством Республики Узбекистан.


42. Пассажир допускается к воздушной перевозке только при предъявлении им билета, оформленного в соответствии с установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок и имеющего соответствующий маршруту полетный купон.

Перевозчик или его агент должен предупреждать пассажира о необходимости сохранения пассажиром имеющегося у него билета (неиспользованных купонов) в течение всей перевозки и предъявления его перевозчику или его агенту по их требованию.


43. Внесение изменений в билет по просьбе пассажира осуществляется перевозчиком, а также с согласия перевозчика его агентом.


44. Перевозчик может признать билет недействительным и имеет право отказать в перевозке, если:


а) купоны билета имеют исправления, не подтвержденные перевозчиком или его агентом в установленном порядке;

б) билет (полетные и пассажирский купоны) не имеет отметки (штампа), в том числе выполненного билетопечатающим устройством перевозчика или его агента;

в) предъявленный билет был объявлен утраченным или признан в порядке, установленном действующим законодательством, поддельным;

г) билет был приобретен не у перевозчика, выполняющего перевозку, указанную в перевозочном документе, и не у его агента.

Билет, признанный перевозчиком недействительным по указанным причинам, не подлежит замене и подлежит изъятию. В указанных случаях перевозчик или его агент обязан составить акт с указанием причин, по которым билет признан недействительным.

Билет, признанный перевозчиком недействительным по вине перевозчика или его агента, при необходимости подлежит обмену на другой билет или возврат сумм пассажиру.


45. В случае утраты, повреждения билета или любой его части либо в случае предъявления билета, в котором отсутствует пассажирский или полетные купоны, перевозчик может по просьбе пассажира выдать взамен такого билета дубликат билета.

Дубликат билета действителен только по маршруту перевозки, указанному в первоначальном билете.

В случае утери, повреждения дубликата билета, выданного взамен утраченного или поврежденного билета, повторный дубликат билета не оформляется.

В случае утраты, повреждения билета (или любой его части), выданного иностранным перевозчиком, необходимо получить письменное разрешение этого перевозчика на оформление дубликата, если установленные перевозчиком правила продажи перевозок допускают это.


46. Билет не может быть передан другому лицу или использован другим лицом.

Принятие перевозчиком обратно билета за невыполненную перевозку от лица, не указанного в билете, и возврат такому лицу стоимости этой перевозки производятся при предъявлении доверенности, выданной указанным в билете лицом и оформленной в установленном порядке.


47. Период действия билета включает в себя общий период действия билета и период действия билета для полета.


48. Общий период действия билета дает пассажиру право использовать билет в соответствии с настоящими Правилами, а также правилами продажи перевозчика, в том числе для бронирования места на ВС на определенную дату вылета и конкретный рейс, а также получения к возврату сумм за полностью или частично не выполненную перевозку.


49. Общий период действия билета, оформленного пассажиру по нормальному тарифу соответствующего класса обслуживания, составляет один год:


а) при полностью неиспользованном билете - от даты продажи перевозки;

б) при частично использованном билете - от даты начала перевозки.


Общий период действия билета, оформленного пассажиру по экскурсионному или специальному тарифу, определяется условиями примененного тарифа перевозчика.


50. Период действия билета для полета определяется согласно полетным купонам билета.

Каждый полетный купон билета действителен для перевозки пассажира только между указанными в нем аэропортами, на конкретный рейс и дату вылета с предоставлением пассажиру на борту ВС услуг в соответствии с оплаченным классом обслуживания.

Если билет оформлен без указания в нем даты вылета (с открытой датой вылета), то полетные купоны такого билета действительны для полета между указанными в нем аэропортами только после внесения в билет перевозчиком или с его согласия агентом конкретной даты вылета и номера рейса.

Бронирование пассажирского места на борту ВС на заявленную пассажиром дату вылета производится при наличии свободных мест в пределах общего периода действия билета.


51. Перевозчик обязан продлить период действия билета для перевозки пассажира в аэропорт назначения при невыполнении перевозчиком договора воздушной перевозки или по причине болезни пассажира или члена его семьи, следующего с ним на ВС согласно билетам, и если билет не был использован в течение установленного периода действия.


52. Пассажир, имеющий билет, должен прибыть в аэропорт отправления или другой установленный перевозчиком пункт не позднее времени, установленного перевозчиком и государственными полномочными органами соответствующей страны, пройти административные формальности и соответствующие процедуры регистрации и оформления багажа.

Персонал, занимающийся регистрацией пассажира, вправе потребовать от пассажира подтверждения в отношении содержимого багажа, когда возникает подозрение, что этот багаж может содержать опасные предметы и вещества, с целью воспрепятствовать тому, чтобы находящиеся в багаже пассажира опасные предметы и вещества, которые запрещены к перевозке, попадали на борт ВС.


53. В целях обеспечения авиационной безопасности пассажир, его багаж, в том числе вещи, находящиеся при пассажире, проходят обязательный предполетный досмотр в порядке, предусмотренном "Инструкцией о порядке производства досмотра ручной клади, багажа и личного досмотра пассажиров, членов экипажей гражданских воздушных судов, сотрудников аэропортов и иных должностных лиц подразделениями авиационной безопасности СНБ-УСНБ Республики Узбекистан", утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 29 апреля 1997 г. N 219 (далее - Инструкция).

Досмотр ручной клади, багажа и личный досмотр пассажиров производится после регистрации билетов, а при выполнении международных воздушных перевозок - после прохождения пассажирами таможенного, пограничного, санитарно-карантинного и иного контроля.

При отказе пассажира ВС от досмотра договор воздушной перевозки считается расторгнутым.


54. При прохождении регистрации и оформления багажа пассажир должен предоставить документ, удостоверяющий его личность:

а) паспорт или свидетельство о рождении;

б) иной документ, предусмотренный или признаваемый в соответствии с действующим законодательством и международными договорами Республики Узбекистан в качестве документа, удостоверяющего личность.


55. Время начала и окончания регистрации пассажира и его багажа устанавливается перевозчиком и должно быть указано в билете.

Это время должно быть достаточным для прохождения пассажиром установленных предполетных формальностей (процедуры регистрации, оплаты сверхнормативного багажа, прохождения досмотра, таможенных, пограничных и других формальностей), а также его посадки и погрузки багажа на борт ВС.


56. Если пассажир прибыл в пункт регистрации позднее времени, установленного для выполнения этой процедуры, и вследствие этого не смог зарегистрировать себя и свой багаж, то перевозка такого пассажира ВС, выполняющим рейс в дату, указанную в билете этого пассажира, не производится.

Пассажир теряет право на перевозку ВС, выполняющим рейс в дату, указанную в билете, также в случае прибытия на регистрацию или посадку в ВС без билета и (или) без документов, удостоверяющих его личность.


57. Пассажир ВС по согласованию с перевозчиком может прервать свою перевозку в аэропорту транзита или трансфера, указанном в билете по маршруту перевозки.

Перерыв в перевозке в аэропорту остановки пассажира по маршруту перевозки разрешается в пределах периода действия билета, при условии, что он заранее согласован с перевозчиком или его агентом, указан в билете, учтен при расчете стоимости перевозки, а при международной перевозке также разрешен авиационными (государственными) властями той страны, на территории которой предполагается эта остановка.


58. Если при оформлении билета пассажир не заявил об остановке в транзитном или трансферном аэропорту по маршруту перевозки, но пожелал сделать такую остановку и заявил об этом в данном аэропорту, то такой пассажир продолжит полет только после возмещения перевозчику разницы в стоимости перевозки, а также компенсации перевозчику сумм, подлежащих к уплате перевозчиком в связи с задержкой вылета ВС, связанной со снятием с ВС багажа этого пассажира, если перевозка такого пассажира была оформлена до аэропорта, указанного первоначально в билете.

Исключение составляет остановка пассажира, вызванная его болезнью или болезнью члена его семьи, следующего с ним на одном ВС, или форс-мажорными обстоятельствами в пункте остановки. Факт болезни пассажира, не позволяющий ему продолжить перевозку, должен быть подтвержден соответствующими медицинскими документами.

Если пассажир не смог далее продолжить перевозку из промежуточного аэропорта по причинам, зависящим от перевозчика, перевозчик обязан отправить такого пассажира в аэропорт назначения ВС, выполняющим ближайший по времени рейс, предусмотренный расписанием, и принять меры к обеспечению сохранности незарегистрированного багажа и личных вещей пассажира, оставшихся на борту ВС.

Дополнительные плата и сборы за перевозку этого пассажира не взимаются.


59. Перевозчик при выполнении воздушной перевозки по расписанию обязан предоставлять отдельным категориям граждан льготы по оплате перевозок на воздушном транспорте, установленные действующим законодательством Республики Узбекистан.

Льготы по оплате перевозок, установленные действующим законодательством Республики Узбекистан для отдельных категорий граждан, предоставляются от тарифа экономического класса обслуживания в порядке, предусмотренном действующим законодательством Республики Узбекистан.

При желании пассажира, имеющего право на льготный проезд воздушным транспортом, следовать в салоне повышенного класса обслуживания, с такого пассажира перевозчиком взимается доплата за повышение класса обслуживания.

Оформление перевозочного документа пассажиру, имеющему право льготного проезда в соответствии с действующим законодательством Республики Узбекистан, производится при предъявлении пассажиром документов, подтверждающих право на льготную перевозку.


60. Пассажир имеет право провоза по льготным тарифам одного ребенка в возрасте не старше 2 лет без предоставления ему отдельного места в салоне ВС, другие дети в возрасте не старше 2 лет, а также дети в возрасте от 2 до 12 лет перевозятся по льготным тарифам с обязательным предоставлением им отдельных мест в салоне ВС.


61. Дети могут перевозиться как в сопровождении, так и без сопровождения взрослых пассажиров.


62. При прохождении процедуры регистрации перевозчику должен быть предъявлен документ, подтверждающий возраст ребенка.

При оформлении билета учитывается возраст ребенка на дату начала перевозки из аэропорта отправления, указанного в билете.


63. В случае изменения пассажиром, сопровождающим ребенка, маршрута перевозки после начала перевозки, билет на ребенка переоформляется по тарифу воздушной перевозки со скидкой, соответствующей возрасту ребенка на дату начала перевозки из аэропорта отправления, указанную в билете.


64. Перевозка детей в возрасте до 14 лет, не сопровождаемых родителями (усыновителями, опекунами), осуществляется при обязательном оформлении перевозчиком сопроводительного документа, с указанием всех необходимых деталей такой перевозки.

Оформление сопроводительного документа для несопровождаемых детей в возрасте от 15 до 16 лет осуществляется по требованию родителей (усыновителей, попечителей).


65. Перевозка несопровождаемого ребенка осуществляется:


а) по территории Республики Узбекистан - при предъявлении свидетельства о рождении и при условии наличия нотариально оформленного разрешения родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) на перевозку этого ребенка рейсами перевозчика;

б) за пределы Республики Узбекистан - в соответствии с действующим законодательством Республики Узбекистан, определяющим порядок выезда и въезда с территории или на территорию Республики Узбекистан несовершеннолетних граждан.


66. Пассажир обязан определить возможность пользования воздушным транспортом исходя из состояния своего здоровья.

Если возраст, психическое или физическое состояние пассажира могут вызвать в полете ухудшение его здоровья или создать опасность для его жизни, то перевозка такого пассажира производится при условии, что перевозчик не отвечает за последствия, наступившие в результате указанных причин.

Пассажир, физическое состояние которого вызывает у перевозчика опасение за его здоровье, а также пассажир, являющийся инвалидом и передвигающийся в коляске (складном кресле) допускаются к воздушной перевозке по предъявлению медицинского заключения о том, что их заболевание не является опасным для окружающих и что им не противопоказана перевозка воздушным транспортом.


67. Перевозка инвалида в коляске (складном кресле), с отсутствием слуха, зрения и больного на носилках производится только в сопровождении лица, обеспечивающего уход за этим пассажиром в полете.

Перевозка больного на носилках производится с предоставлением ему места в ВС с оплатой, установленной перевозчиком.

В тех случаях, когда больной не может быть перемещен с носилок на кресло, возможность его перевозки определяется лицом, сопровождающим больного, по согласованию с перевозчиком.

Перевозчик вправе отказать в перевозке инвалида на коляске (складном кресле), больного на носилках при отсутствии на ВС условий, необходимых для перевозки таких пассажиров.

Перевозчик или его агент при перевозке инвалида в коляске (складном кресле) или больного на носилках обязан предварительно информировать аэропорт назначения о перевозке такого пассажира для принятия необходимых мер по его доставке с борта (на борт) ВС.


68. Пассажир с отсутствием зрения может перевозиться воздушным транспортом в сопровождении собаки-проводника.

Перевозка пассажира с отсутствием зрения в сопровождении собаки-проводника производится при предъявлении перевозчику или его агенту документа, подтверждающего дату установления инвалидности этого пассажира, и документа, подтверждающего специальное обучение собаки-проводника.


69. Перевозка депортированных иностранных граждан, административно выдворяемых за пределы, и пассажиров, которым отказано в праве на въезд в Республику Узбекистан, производится в соответствии с действующим законодательством и международными договорами Республики Узбекистан.


70. Перевозка дипломатических курьеров осуществляется в соответствии с действующим законодательством и международными договорами Республики Узбекистан.

Перевозчик вправе потребовать от дипломатического курьера предъявить документы, подтверждающие его специальные полномочия в качестве лица, сопровождающего специальный багаж (почту).


71. Перевозка официальных лиц осуществляется в соответствии с действующим законодательством Республики Узбекистан, настоящими Правилами и установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок.

Обслуживание официальных лиц в аэропорту отправления, прибытия, транзита или трансфера производится в специальных помещениях аэропорта - залах обслуживания официальных делегаций.


72. Перевозчик или его агент при оформлении пассажиру билета по маршруту перевозки:


а) с пересадкой в промежуточном аэропорту - обязан обеспечить бронирование и подтверждение бронирования перевозки этого пассажира от аэропорта трансфера до аэропорта назначения, позволяющее пассажиру прибыть в аэропорт трансфера на регистрацию в установленное время;

б) с посадкой ВС или с пересадкой пассажира, перезагрузкой его багажа в промежуточном аэропорту - обязан информировать пассажира о процедуре, которую должен выполнить этот пассажир для его дальнейшей перевозки в аэропорт назначения.


73. Доставка пассажиров от ВС в здание аэровокзала по прилету ВС в транзитный аэропорт и посадка этих пассажиров на ВС для дальнейшего полета до аэропорта назначения должна производиться в первую очередь по сравнению с пассажирами, для которых этот аэропорт является аэропортом назначения или начальным аэропортом отправления.


74. Пассажир имеет право отказаться от воздушной перевозки в аэропорту отправления или в любом другом аэропорту по маршруту перевозки и получить обратно уплаченную сумму за воздушную перевозку или за ее неиспользуемую часть по причине болезни или невыполнения перевозчиком договора воздушной перевозки (далее - вынужденный отказ), вследствие:


а) задержки перевозчиком отправления ВС, выполняющего рейс по расписанию согласно билету, а также отмены выполнения этого рейса;

б) невыполнения перевозчиком предусмотренной расписанием посадки ВС в промежуточном аэропорту или аэропорту назначения;

в) непредоставления перевозчиком пассажиру места в ВС согласно классу обслуживания, а также на рейс и дату, указанные в билете;

г) возвращения ВС, выполняющего рейс, указанный в билете, в аэропорт отправления;

д) несостоявшейся перевозки пассажира из аэропорта трансфера далее по маршруту перевозки согласно билету из-за опоздания ВС или отмены рейса, которым должен прибыть пассажир в аэропорт трансфера, в том числе в случаях перевозки до (от) аэропорта трансфера по разным перевозочным документам;

е) несостоявшейся перевозки пассажира на ВС, выполняющем рейс по расписанию согласно билету, вызванной задержкой пассажира в аэропорту отправления из-за продолжительности проведения его досмотра, если при личном досмотре пассажира или досмотре багажа не было обнаружено запрещенных к перевозке веществ и предметов;

ж) замены указанного в расписании типа ВС другим типом ВС;

з) посадки ВС, выполняющего перевозку по расписанию, в аэропорту, не предусмотренном договором воздушной перевозки;

и) болезни пассажира или члена его семьи, следующего с ним на ВС согласно билету, что подтверждается медицинскими документами;

к) неправильного оформления перевозчиком или его агентом билета, в том числе из-за произведенного бронирования перевозки.


75. При вынужденном отказе пассажира от воздушной перевозки по причинам, указанным в пункте 74 настоящих Правил, перевозчик при согласии пассажира обязан:


а) обеспечить перевозку пассажира в аэропорт назначения своим регулярным рейсом или рейсом другого перевозчика, на котором имеются свободные места;

б) обеспечить дальнейшую перевозку с возможно меньшей задержкой и/или с возможно менее неудобным изменением места назначения или пересадки, при необходимости, за более высокую цену и без дополнительных доплат со стороны пассажира;

в) обеспечить пассажира билетом с подтвержденной бронью для продолжения перевозки;

г) обеспечить, при необходимости, вынужденный возврат перевозочных документов с выплатой сумм за невыполненный участок перевозки без удержания сборов;

д) не допустить вынужденного изменения класса обслуживания, оплаченного пассажиром.


76. Если такое изменение класса обслуживания произошло с согласия пассажира, то:


а) при смене класса обслуживания на более низкий, перевозчик возвращает пассажиру разницу в тарифах и сборах на измененной части маршрута;

б) при смене класса обслуживания на более высокий и при повышении стоимости перевозки с пассажира дополнительная оплата не взимается.


77. В случаях, когда перевозчиком производится вынужденный возврат сумм, оплаченных пассажиром за воздушную перевозку, возвращаемая сумма должна составлять:


а) если никакая часть билета не использована, сумма возврата должна быть равна оплаченному тарифу и сборам;

б) если часть билета использована, возвращаемая сумма должна составить не менее разницы между оплаченным тарифом и тарифом, оплаченным за перевозку между пунктами, где перевозка была выполнена.


78. Пассажир имеет право отказаться от полета в аэропорту отправления, трансфера или транзита, в зависимости от того, был отказ произведен до или после вылета ВС, по причинам иным, кроме указанных в пункте 74 настоящих Правил, такой возврат рассматривается как добровольный со стороны пассажира, и сумма возврата должна составлять:


а) если никакая часть билета не использована, сумма возврата должна быть равна оплаченному тарифу, за вычетом сборов за обслуживание, связанное с таким возвратом и сборов за отказ от места, если такие сборы предусмотрены правилами перевозчика;

б) если часть билета использована, возвращаемая сумма должна быть равна разнице между оплаченным тарифом и тарифом, оплаченным за перевозку между пунктами, где перевозка была выполнена, за вычетом сборов за обслуживание, связанное с таким возвратом и сборов за отказ от места, если такие сборы предусмотрены правилами перевозчика.


79. Возврат сумм производится по перевозочным документам, первоначально выданным перевозчиком или агентом в валюте первоначальной платы перевозки либо, по просьбе пассажира, в национальной валюте Республики Узбекистан при условии соблюдения законодательства Республики Узбекистан и (или) соответствующей страны.

Возврат сумм по перевозочным документам, выданным перевозчиком или агентом, производится в стране выдачи первоначального перевозочного документа.



ГЛАВА V. ВОЗДУШНАЯ ПЕРЕВОЗКА БАГАЖА


80. Воздушная перевозка багажа пассажира осуществляется в соответствии с договором воздушной перевозки между перевозчиком и пассажиром и удостоверяется билетом и багажной квитанцией.


81. Багаж пассажира принимается к перевозке при его регистрации в аэропорту отправления или другом пункте регистрации.

При регистрации пассажир обязан предъявить для взвешивания весь багаж, предназначенный для воздушной перевозки.

Перевозчик или его агент при регистрации багажа пассажира обязан выдать этому пассажиру багажную бирку для идентификации каждого места сданного багажа в аэропорту его получения.

Часть багажной бирки должна прикрепляться к каждому месту сданного багажа, другая - отдаваться пассажиру.


82. Багаж пассажира, принятого перевозчиком к воздушной перевозке под ответственность перевозчика и на который он выдал багажную квитанцию и багажную бирку является зарегистрированным багажом.


83. Перевозчик может перевезти багаж пассажира как несопровождаемый багаж, то есть отдельно от пассажира и на другом ВС.

Несопровождаемый багаж принимается к перевозке между теми же пунктами, между которыми следует пассажир.

Несопровождаемый багаж пассажира принимается к перевозке как груз с оформлением грузовой накладной.

Зарегистрированный и несопровождаемый багаж пассажира перевозится в багажно-грузовых отсеках ВС.


84. Вещи, находящиеся при пассажире, перевозимые в салоне ВС и размещаемые в багажных полках, расположенных над пассажирскими креслами или под сидением пассажира являются незарегистрированным багажом (далее - ручная кладь).

На вещи, находящиеся при пассажире, перевозчик обязан выдать бирку "ручная кладь" или "в кабину".


85. Пассажиру разрешается перевозить в салоне ВС в качестве ручной клади отдельные, не громоздкие вещи и предметы (портфель (дипломат), дамскую сумочку, папку для бумаг, пальто или плащ, зонтик или трость, печатные издания для чтения в полете, питание для ребенка и детскую дорожную колыбельку, кресло-коляску для инвалида и т. п.), а в исключительных случаях, по разрешению перевозчика, также вещи, требующие при их перевозке особых мер предосторожности.

В случае перерыва в выполнении рейса, указанного в билете, пассажир при высадке с борта ВС обязан забрать с собой размещенную там ручную кладь.


86. С момента сдачи зарегистрированного багажа к перевозке и до момента его выдачи доступ пассажира к багажу запрещается, кроме случаев проведения его идентификации или дополнительного досмотра соответствующими государственными полномочными органами.


87. Перевозчик обязан принять меры к тому, чтобы багаж пассажира был отправлен в аэропорт назначения тем же ВС, на котором следует пассажир, которому принадлежит данный багаж.

Если такая перевозка стала невозможна, перевозчик должен, по согласованию с пассажиром, перевезти багаж пассажира ВС, которое выполняет ближайший по времени рейс в аэропорт назначения пассажира.


88. Пассажир ВС имеет право бесплатного провоза своего багажа в пределах установленной нормы.


89. Нормы бесплатного провоза багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажире, устанавливаются перевозчиком в зависимости от типа ВС и класса обслуживания.

Норма бесплатного провоза багажа не распространяется на багаж ребенка, следующего с пассажиром без предоставления отдельного места в салоне ВС.


90. Перевозчик или его агент обязан информировать пассажира о нормах бесплатного провоза багажа, устанавливаемых при перевозке, а также о необходимости оплаты сверхнормативного провоза багажа.


91. Норма провоза багажа пассажира воздушным транспортом регламентируется массой багажа в килограммах, а при перевозке по некоторым международным воздушным линиям - также количеством мест багажа.


92. Перевозчик по просьбе пассажиров, имеющих общую цель поездки и следующих вместе по одному маршруту в один и тот же аэропорт назначения на одном ВС (семья, делегация, туристическая группа, спортивная команда и т. п.), может применять к этим пассажирам и предоставлять групповую (суммарную) норму бесплатного провоза багажа.


93. Пассажир обязан информировать перевозчика или его агента о багаже, масса и количество мест которого превышают установленную норму.


94. Пассажир обязан оплатить перевозку багажа, превышающего норму бесплатного провоза, по установленному тарифу, действующему на момент перевозки этого багажа.

Оплата перевозки багажа, вес которого превышает установленную перевозчиком норму, оформляется квитанцией оплаты сверхнормативного багажа.


95. Пассажир имеет право уменьшить или, с согласия перевозчика, увеличить массу и количество мест перевозимого багажа.


96. Перевозчик имеет право ограничить перевозку или отказать пассажиру в перевозке багажа, масса которого превышает установленную перевозчиком норму бесплатного провоза, если такая перевозка не была предварительно согласована с перевозчиком.


97. Если в аэропорту отправления пассажир предъявил к перевозке багаж по массе и количеству мест меньше, чем было предварительно забронировано и оплачено, разница в оплате между заявленной и фактической массой сверхнормативного багажа подлежит возврату.

Если пассажир предъявил к перевозке большее количество багажа, чем было предварительно согласовано с перевозчиком и оплачено, то такое количество багажа принимается к перевозке только при наличии на ВС свободной провозной емкости и дополнительно оплачено пассажиром.


98. Пассажир при бронировании места на ВС или приобретении билета обязан информировать перевозчика или его агента о перевозке негабаритного багажа.


99. Негабаритный багаж принимается к перевозке при условии, что размеры загрузочных люков и багажно-грузовых отсеков ВС позволяют производить его погрузку (выгрузку) на (из) ВС и размещение на борту ВС.


100. Перевозчик имеет право отказать пассажиру в перевозке его багажа, если масса, количество мест, содержимое, размер или упаковка багажа не соответствуют требованиям настоящих Правил или правил воздушных перевозок перевозчика.


101. При необходимости перевозки сверхнормативного и (или) негабаритного багажа ВС нескольких перевозчиков перевозчик, оформляющий перевозочные документы на этот багаж, должен получить согласие остальных перевозчиков на такую перевозку.


102. С согласия перевозчика к воздушной перевозке может быть принят багаж большей массы или большего размера, а также багаж пассажира, требующий особых мер предосторожности во время воздушной перевозки или особых условий его хранения (хрупкие и бьющиеся предметы, растения и саженцы растений, животные, птицы, пчелы и т. п.).


103. Багаж пассажира, требующий особых мер предосторожности при перевозке или хранении, который не может быть размещен в багажно-грузовом отсеке ВС, может быть перевезен в салоне ВС.

Перевозка багажа в салоне ВС оформляется и осуществляется по предварительному согласованию с перевозчиком.

Пассажир обязан информировать перевозчика или его агента о перевозке багажа в салоне ВС при оформлении бронирования перевозки или приобретении билета и оплатить отдельное место для этого багажа.

Масса перевозимого на пассажирском кресле в салоне ВС багажа не должна превышать 75 кг, а габаритные размеры багажа должны позволять его размещение на отдельном пассажирском кресле. В целях обеспечения безопасности во время полета перевозчик должен обеспечить соответствующее крепление такого багажа.

Подъем такого багажа на борт ВС и снятие его с борта ВС, как правило, должны производиться пассажиром, перевозящим данный багаж.


104. Дипломатический багаж, сопровождаемый дипломатическим курьером, разрешается перевозить в салоне ВС.

Он оформляется как ручная кладь, отдельно от личного багажа дипломатического курьера и может быть размещен на отдельном пассажирском кресле. Масса перевозимого на пассажирском кресле в салоне ВС дипломатического багажа не должна превышать 75 кг, а габаритные размеры багажа должны позволять его размещение на отдельном пассажирском кресле. При этом в целях обеспечения безопасности во время полета перевозчик должен обеспечить соответствующее крепление такого багажа.

Перевозка дипломатического багажа, сданного под ответственность перевозчика, а также оплата за перевозку производится в соответствии с правилами воздушных перевозок перевозчика.


105. Не допускаются к перевозке воздушным транспортом в качестве багажа:


а) предметы и вещества, воздушная перевозка которых запрещена действующим законодательством и международными договорами Республики Узбекистан, а также законодательством страны, на территорию, с территории или через территорию которой осуществляется перевозка;

б) предметы и вещества, которые по своей массе, размеру или другим характеристикам не могут быть приняты к перевозке в качестве багажа, определенные в установленных перевозчиком правилах воздушной перевозки.


106. Запрещается перевозить в багаже и ручной клади следующие предметы и вещества:


а) огнестрельное и холодное оружие всех видов: пистолеты, револьверы, винтовки, карабины, шашки, сабли, тесаки, ятаганы, палаши, мечи, шпаги, штыки, кинжалы, кортики, стилеты, ножи военные, десантные, финские, тесаки с выбрасывающимися лезвиями, запирающими замками и другие;

б) взрывчатые вещества и предметы ими начиненные, средства взрывания: пороха охотничьи всякие, в любой упаковке и в любом количестве, капсулы (пистоны) охотничьи и капсулы-детонаторы, пиротехнические средства, сигнальные и осветительные ракеты, посадочные шашки, дымопатроны, спички подрывника, бенгальские огни, петарды железнодорожные, динамит, тол, аммонал, тротил и другие взрывчатые вещества;

в) сжатые и сжиженные газы: газы для бытового пользования (бутан-пропан) и другие газы;

г) легковоспламеняющиеся жидкости: ацетон, бензин, пробы нефтепродуктов, метанол, металацетат (метиловый эфир), тормозная жидкость, сероуглерод, эфиры и все другие легковоспламеняющиеся жидкости;

д) воспламеняющиеся твердые вещества; вещества, которые от действия воды выделяют тепло и горячие газы, что может вызвать самовоспламенение и пожар: калий, натрий, кальций металлический и их сплавы, кальций, фосфорит и другие; фосфор белый, желтый и красный и все другие вещества, относящиеся к категории воспламеняющихся твердых веществ; перекиси органические; нитроцеллюлоза коллоидная, в гранулах или хлопьях, сухая или влажная, содержащая менее 25% воды или растворителя; нитроцеллюлоза сухая или влажная, содержащая менее 30% растворителя или воды;

е) ядовитые или отравляющие вещества: любые ядовитые, сильнодействующие и отравляющие вещества в жидком или твердом состоянии, упакованные в любую тару; бруцин, никотин, стрихнин, тетрагидрофурфуриловый спирт, антифриз, этиленгликоль, ртуть, все соли синильной кислоты и цианистые препараты, циклон, цианплав, мышьяковый ангидрид и все другие сильнодействующие ядовитые отравляющие вещества;

ж) едкие и коррозирующие вещества; сильные неорганические кислоты: соляная, серная, азотная и другие; фтористо-водородная (плавиковая) кислота и другие сильные кислоты и коррозирующие вещества;

з) все другие вещества и предметы, подпадающие под признаки поименованных выше веществ и предметов, вызывающие сомнения в безопасности их перевозки и могущие быть использованными для поджога, взрыва или угрожающие жизни пассажиров и членов экипажей ВС.

Такая информация должна быть размещена в пунктах (кассах) продажи билетов, аэровокзалах и аэропортах.


107. Воздушная перевозка оружия (в том числе оружие стрелков-спортсменов и других пассажиров, имеющих право на хранение и перевозку оружия (геологи, охотники и другие), боевых припасов к ним и специальных средств, осуществляется в соответствии с действующим законодательством и международными договорами Республики Узбекистан.


108. Пассажир не должен помещать в свой зарегистрированный багаж, а перевозчик может отказаться перевозить в качестве зарегистрированного багажа хрупкие или скоропортящиеся предметы, деньги, драгоценности, драгоценные металлы, ценные бумаги и другие ценности, паспорта и другие документы, удостоверяющие личность, а также деловые документы.


109. Перевозка животных и птицы воздушным транспортом в качестве багажа осуществляется в сопровождении пассажира при условии согласия перевозчика, а также при международных воздушных перевозках разрешения страны вывоза, ввоза и транзита.

Пассажир обязан информировать перевозчика или его агента о перевозке животных или птицы при оформлении бронирования перевозки или приобретении билета.


110. Пассажир, сопровождающий животное при перевозке воздушным транспортом, должен иметь и представить при регистрации билета документы (свидетельства, сертификаты и др.) о здоровье животного и другие документы, предусмотренные актами действующего законодательства, а также, при международной воздушной перевозке, международными договорами Республики Узбекистан и требуемые странами пролета или транзита.


111. Животное при перевозке воздушным транспортом должно быть помещено в упаковочный контейнер (клетку или корзину) достаточных размеров с доступом воздуха.

Дно контейнера (клетки или корзины) должно быть водонепроницаемым и покрыто абсорбирующим материалом. Клетки птиц должны быть покрыты плотной светонепроницаемой тканью.


112. Масса животного и (или) птицы, в том числе масса контейнера (клетки или корзины) и пищи, предназначенной для питания животного, не включается в норму бесплатного провоза багажа и оплачивается пассажиром в соответствии с тарифом, установленным перевозчиком.


113. Собаки-проводники перевозятся бесплатно без клетки сверх нормы бесплатного провоза багажа при условии, что на такой собаке имеется ошейник и намордник и она находится привязанной у ног владельца.


114. Прием к перевозке животных и (или) птиц производится при условии, что пассажир берет на себя всю ответственность за них. Перевозчик не несет ответственность за ранение, болезнь или смерть животного и (или) птицы, если перевозчику было отказано в их провозе или такое ранение, болезнь или смерть животного и (или) птицы не было результатом собственной небрежности перевозчика.


115. Вещи, перевозимые пассажиром в качестве багажа, должны быть упакованы.

Каждое сдаваемое в багаж место должно иметь отдельную упаковку.

Упаковка багажа должна обеспечивать сохранность содержимого багажа при обращении с ним во время его обслуживания и перевозки.

Багаж, в упаковке которого имеются острые торчащие предметы, а также багаж в неисправной упаковке к перевозке не допускается.


116. Пассажир обязан получить свой зарегистрированный и (или) несопровождаемый багаж после предъявления его к выдаче перевозчиком в аэропорту назначения, остановки или трансфера.


117. Зарегистрированный багаж выдается пассажиру или другому лицу, предъявившему багажную квитанцию и отрывной талон багажной бирки на каждое место багажа.

Перевозчик или его агент не обязан проверять, действительно ли предъявитель багажной квитанции и отрывного талона багажной бирки имеет право на получение багажа, и не несет ответственность за ущерб или расходы, понесенные пассажиром, вызванные выдачей багажа без проведения такой проверки.

Если лицо, претендующее на получение багажа, не может предъявить багажную квитанцию и отрывной талон багажной бирки, перевозчик может выдать багаж такому лицу только при условии предъявления доказательств своих прав на этот багаж.


118. Несопровождаемый багаж выдается при предъявлении пассажиром грузовой накладной.


119. Выдача багажа производится в аэропорту, до которого багаж был принят к перевозке.

Однако по просьбе пассажира перевозчик вправе выдать багаж также в аэропорту отправления пассажира до начала его перевозки или в промежуточном аэропорту посадки, если выдача багажа в этих аэропортах не запрещена установленными правилами и если время и обстоятельства позволяют осуществить выдачу.


120. Багаж пассажира в аэропорту назначения может храниться бесплатно в пределах срока, установленного перевозчиком в правилах воздушных перевозок.

За хранение багажа сверх бесплатного срока хранения с пассажира - владельца багажа взимается плата, если иное не предусмотрено правилами воздушных перевозок перевозчика.

Хранение багажа, не доставленного в аэропорт назначения в сроки в соответствии с билетом пассажира по вине перевозчика, производится за счет перевозчика.

Хранение багажа, не полученного пассажиром в аэропорту назначения в сроки, установленные для бесплатного хранения багажа, производится за счет пассажира.


121. Багаж пассажира, на котором отсутствует багажная бирка и владелец которого не установлен, считается бездокументным багажом.


122. Багаж пассажира, не востребованный пассажиром в срок, установленный перевозчиком, в том числе и бездокументный багаж, реализуется перевозчиком в соответствии с действующим законодательством Республики Узбекистан.

Перевозчик или его агент обязан в течение установленного срока хранения, до реализации багажа как невостребованного принять меры к розыску пассажира - владельца багажа.


123. Ручная кладь, оставленная или забытая пассажиром на борту ВС, хранится в аэропорту назначения в течение времени и на условиях хранения невостребованного багажа.


124. Если пассажир после прибытия в аэропорт назначения, остановки или трансфера не получил свой багаж и письменно заявил об этом, перевозчик или агент должен принять все необходимые меры к розыску багажа.

При этом пассажир должен предъявить багажную квитанцию и отрывной талон номерной багажной бирки.

В случае невыдачи багажа пассажиру по вине перевозчика багаж, перевозка которого была оплачена пассажиром по правилам, установленным перевозчиком, досылается в аэропорт назначения, остановки или трансфера за счет перевозчика.


125. Багаж может быть сдан пассажиром к перевозке с объявленной ценностью.

Порядок перевозки багажа с объявленной ценностью устанавливается перевозчиком в правилах воздушных перевозок.

Все вещи, принимаемые к перевозке в качестве багажа с объявленной ценностью, также должны быть в исправной упаковке.

Пассажир имеет право объявить ценность своего багажа, как в аэропорту отправления, так и в любом промежуточном аэропорту по маршруту перевозки.

Пассажир имеет право увеличить размер ранее объявленной ценности багажа в соответствии с порядком, установленным перевозчиком в правилах воздушных перевозок.

За воздушную перевозку багажа с объявленной ценностью перевозчик имеет право взимать дополнительную плату, размер которой устанавливается договором воздушной перевозки.

Плата за объявленную ценность багажа осуществляется в аэропорту, где эта ценность объявляется, и оформляется квитанцией (ордером) разных сборов с указанием пунктов маршрута перевозки, между которыми объявлена ценность багажа.



ГЛАВА VI. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ФОРМАЛЬНОСТИ


126. В соответствии с действующим законодательством Республики Узбекистан на все ВС, их экипажи и пассажиров, прибывающих на территорию Республики Узбекистан и убывающих с этой территории или следующих транзитом, а также на их имущество, ввозимое на территорию Республики Узбекистан или вывозимое с этой территории, распространяется действие паспортных, таможенных, валютных, санитарных, карантинных и иных правил, устанавливаемых действующим законодательством Республики Узбекистан о въезде и выезде, а также ввозе (вывозе) имущества и транзите через территорию Республики Узбекистан.


127. Организация обслуживания рейсов наземными службами аэропортов Республики Узбекистан и государственными полномочными органами осуществляется в строгом соответствии с утвержденными суточными планами полетов и поступающих уточнений и дополнений к ним, утвержденными технологическими графиками работы соответствующих аэропортов.


128. При нарушении технологических графиков обслуживания рейсов в аэропортах Республики Узбекистан, производственно-диспетчерской службой аэропорта или перевозчика, выполняющего рейс, составляется акт о задержке рейса с указанием причин задержки.


129. При осуществлении воздушной перевозки пассажир обязан соблюдать действующее законодательство и международные договоры Республики Узбекистан, а также законодательство соответствующей страны, касающееся выполнения требований по обеспечению авиационной безопасности, а также таможенного, пограничного, санитарно-карантинного, иммиграционного, ветеринарного, фитосанитарного и иных видов контроля.


130. Пассажир обязан предъявлять в пунктах пропуска через государственную границу въездные, выездные, медицинские и другие документы, установленные государственными полномочными органами страны, на территорию, с территории или через территорию которой осуществляется воздушная перевозка пассажира и багажа.


131. Перевозчику или его агенту в сотрудничестве с государственными полномочными органами следует стремиться к тому, чтобы общая продолжительность выполнения требуемых формальностей, связанных с вылетом, не превышали в совокупности для международных рейсов 60 минут, для внутренних рейсов 20 минут для всех пассажиров, подлежащих обычному оформлению, рассчитывая это время от момента прибытия пассажира в первый пункт оформления в аэропорту.

Требуемые формальности, связанные с вылетом, подлежащие выполнению в течение рекомендуемых 60 минут, включают производимую регистрацию, применение мер авиационной безопасности и, где это применимо, взимание сборов и принятие мер пограничного, таможенного и других видов контроля.


132. Перевозчику или его агенту в сотрудничестве с государственными полномочными органами следует стремиться обеспечивать оформление требуемых формальностей, связанных с прибытием международных рейсов, в течение не более 45 минут, для внутренних рейсов 20 минут после высадки с борта ВС всех пассажиров, независимо от вместимости ВС и времени прибытия по расписанию.


133. Перевозчик или его агент по согласованию с государственными полномочными органами за счет создания зон транзита или каким-либо иным образом создает условия для того, чтобы пассажиры и их багаж, прибывающие из одного государства в аэропорт Республики Узбекистан и в тот же день убывающие из этого же аэропорта на ВС, выполняющем тот же или другой рейс в третье государство, могли временно оставаться в аэропорту прибытия в соответствии с действующим законодательством и международными договорами Республики Узбекистан.


134. Перевозчик или его агент во взаимодействии с государственными полномочными органами принимает меры к тому, чтобы международным транзитным пассажирам, по вынужденным обстоятельствам задержавшимся в ночное время суток сверх установленного договором воздушной перевозки времени в аэропорту промежуточной посадки, разрешалось покидать аэропорт с целью временного размещения на ночлег, при условии выполнения требований законодательства и международных договоров Республики Узбекистан. При этом данный пассажир должен выполнять формальности, связанные с таможенным, пограничным и другими видами контроля.


135. Перевозчик или его агент несет ответственность за охрану и опеку пассажиров до тех пор, пока они не будут приняты к проверке государственными полномочными органами на предмет допуска их в Республику Узбекистан.

Ответственность перевозчика или его агента включает охрану пассажиров на пути следования от ВС до здания аэровокзала, а также в транзитной зоне аэровокзала.


136. Пассажир, которому отказано в праве на въезд, передается под ответственность либо перевозчика, доставившего его в последний аэропорт назначения, либо под ответственность перевозчика, доставившего пассажира в один из аэропортов транзита, которые будут нести ответственность за его отправку ближайшим рейсом или в аэропорт, где была начата перевозка этого пассажира, или в другой пункт, куда разрешен въезд этому пассажиру.


137. Ответственность перевозчика за охрану и опеку пассажиров прекращается в тот момент, когда эти пассажиры допускаются на территорию соответствующего государства.


138. Перевозчик или его агент по согласованию с государственными полномочными органами должен направлять засланный багаж в место нахождения его владельца.


139. Перевозчику или его агенту по согласованию с государственными полномочными органами разрешается прямая передача багажа в одном и том же аэропорту с одного международного рейса на другой без проверки, за исключением случаев, обусловленных мерами авиационной безопасности или другими необходимыми мерами контроля.

В тех случаях, когда прямая передача не может быть осуществлена, принимаются меры к временному хранению такого багажа под тщательным наблюдением в соответствующем месте.


140. Перевозчику или его агенту по согласованию с государственными полномочными органами разрешается предъявлять неопознанный, невостребованный или засланный багаж для таможенной очистки в соответствующем аэропорту назначения от имени его владельца и доставлять такой багаж владельцу.

Перевозчику или его агенту разрешается вскрывать такой багаж при необходимости для установления его владельца.



ГЛАВА VII. РАСТОРЖЕНИЕ ДОГОВОРА

ВОЗДУШНОЙ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРА И БАГАЖА


141. Перевозчик может в одностороннем порядке прекратить договор воздушной перевозки пассажира в следующих случаях:


а) нарушение пассажиром паспортных, таможенных, санитарных и иных установленных действующим законодательством Республики Узбекистан требований в части, касающейся воздушной перевозки, при международных воздушных перевозках - также правил и порядков страны вылета, назначения или транзита;

б) перевозка пассажира или его багажа может подвергнуть опасности или повлиять на безопасность, здоровье и комфорт других пассажиров и членов экипажа;

в) психическое или физическое состояние пассажира, включая нахождение пассажира в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, представляет опасность или риск для него самого, других пассажиров, членов экипажа и имущества перевозчика;

г) пассажир совершил на предыдущем рейсе вызывающие поступки и нарушения правил поведения на борту ВС, и перевозчик имеет основание полагать, что такое поведение может повториться;

д) пассажир отказывается от прохождения контроля на авиационную безопасность;

е) пассажир не оплатил применяемые тарифы, налоги, ставки или сборы;

ж) пассажир не выполнил требования, касающиеся порядка использования полетных купонов, или пассажир предъявил билет, в который были внесены изменения кем-либо кроме перевозчика или его агента, или пассажир предъявил билет, который был поврежден таким образом, что его прием к перевозке связан с необходимостью подтверждения действительности такого билета;

з) пассажир не соблюдает инструкции перевозчика, связанные с исполнением требований авиационной безопасности.


142. Пассажир имеет право отказаться от полета в любое время и в зависимости от того, был отказ произведен до или после вылета ВС.


143. В случае прекращения договора воздушной перевозки пассажира по инициативе перевозчика или пассажира, а также при невыполнении воздушной перевозки по вине перевозчика перевозчик или его агент обязан произвести возврат сумм пассажиру в соответствии с положениями настоящих Правил и правилами применения тарифов перевозчика.

Возврат сумм по неиспользованным перевозочным документам производится в пределах общего периода действия этих документов.



ГЛАВА VIII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕВОЗЧИКА

И ПАССАЖИРА, ПОРЯДОК И СРОКИ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ

ПРЕТЕНЗИЙ И ИСКОВ


144. Ответственность перевозчика и пассажира регулируются действующим законодательством и международными договорами Республики Узбекистан, настоящими Правилами, а также договором воздушной перевозки пассажира и багажа.


145. Перевозчик и пассажир за нарушение таможенных, валютных, санитарных, карантинных и иных правил несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Республики Узбекистан.



§ 1. Ответственность перевозчика


146. Воздушная перевозка пассажира охватывает период с момента входа пассажира на перрон аэропорта для посадки в ВС и до момента, когда пассажир покинул перрон под наблюдением уполномоченных лиц перевозчика.


147. Перевозчик несет ответственность за вред, возникший вследствие причинения смерти или повреждения здоровья пассажира при воздушной перевозке, если не докажет, что перевозчиком были приняты все необходимые меры, чтобы избежать вреда, или что такие меры невозможно было принять.


148. Размер ответственности перевозчика за вред, возникший вследствие причинения смерти или повреждения здоровья пассажира при внутренних воздушных перевозках определяется в соответствии с действующим законодательством Республики Узбекистан, а также при международных воздушных перевозках определяется международными договорами Республики Узбекистан.


149. Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение багажа с момента принятия его к воздушной перевозке и до выдачи получателю или передачи его согласно правилам другому лицу или организации, если не докажет, что им были приняты все необходимые меры для предотвращения вреда или что такие меры невозможно было принять.


150. Перевозчик несет материальную ответственность за сохранность находящихся при пассажире вещей, если будет доказано, что утрата, недостача или повреждение этих вещей произошли по вине перевозчика.


151. За утрату, недостачу или повреждение багажа перевозчик несет ответственность в следующих размерах:


а) за утрату или недостачу багажа, принятого к перевозке с объявленной ценностью - в размере объявленной ценности, а в случае если перевозчик докажет, что объявленная ценность превышает действительную стоимость - в размере действительной стоимости;

б) за утрату, недостачу или повреждение багажа, принятого к воздушной перевозке без объявленной ценности, а также вещей, находящихся при пассажире - в размере действительной стоимости, но не свыше предела, устанавливаемого авиационной администрацией по согласованию с Министерством финансов Республики Узбекистан на уровне пределов ответственности, установленных международными договорами об ответственности при воздушных перевозках, участником которых является Республика Узбекистан.


152. Перевозчик несет ответственность за просрочку в доставке пассажира и багажа.

За просрочку в доставке пассажира и багажа в аэропорт назначения, размер компенсации определяется из расчета 1% от тарифа за каждый час просрочки. При этом сумма, взысканная пассажиром, не может превышать общую стоимость воздушной перевозки.

При возникновении просрочки в доставке пассажира и багажа, перевозчик должен своевременно обеспечить пассажира более четкой и точной информацией о времени, причинах просрочки, возможности предоставления дополнительного обслуживания в виде питания и размещения в гостиницах.


153. Перевозчик имеет право заключить соглашение с пассажиром о повышении пределов своей ответственности по сравнению с пределами, установленными в соответствии с действующим законодательством или международными договорами Республики Узбекистан. Любые соглашения перевозчика с пассажиром об уменьшении ответственности, предусмотренной  действующим законодательством и международными договорами Республики Узбекистан, являются недействительными.



§ 2. Ответственность пассажира


154. Пассажир несет ответственность:


а) за вред, причиненный перевозчику или другому лицу, перед которым перевозчик несет ответственность, вследствие неправильности или неполноты представленных сведений им о себе и багаже;

б) за включение в багаж запрещенных предметов и изделий к воздушной перевозке или сданный для перевозки без соблюдения требований и условий перевозки, установленных настоящими Правилами и правилами воздушной перевозки перевозчика;

в) за невыполнение либо неправильное или несвоевременное выполнение законов, правил и требований стран, территория которых задействована в воздушной перевозке;

г) за невыполнение положений настоящих Правил и правил перевозчика.



§ 3. Претензии и иски


155. Обстоятельства, которые могут служить основанием для имущественной ответственности перевозчика и пассажира, удостоверяются коммерческим актом. Порядок составления коммерческого акта и порядок удостоверения обстоятельств, не требующих составления коммерческого акта, устанавливаются правилами воздушных перевозок перевозчика.


156. Коммерческий акт при выдаче багажа для удостоверения следующих обстоятельств:


а) неприбытие, недостача или повреждение багажа;

б) обнаружение багажа без перевозочных документов либо перевозочных документов без багажа.


157. До предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки пассажира и багажа, обязательно предъявление к нему претензии, за исключением случаев, связанных с наступлением смерти пассажира или повреждением здоровья, возникших в результате авиационного происшествия.

Претензия перевозчику предъявляется в аэропорту отправления или назначения по усмотрению заявителя претензии или через представителя перевозчика.

Отсутствие коммерческого акта не лишает пассажира права на предъявление претензии или права на иск.


158. Право на предъявление претензии и иска перевозчику имеют:


а) в случае просрочки, недостачи, повреждения или утраты багажа - пассажир или уполномоченное им лицо при предъявлении багажной квитанции или коммерческого акта;

б) в случае прекращения договора воздушной перевозки пассажира по инициативе перевозчика - пассажир.


159. Претензии к перевозчику при внутренних воздушных перевозках могут быть предъявлены в течение шести месяцев.

Указанный срок исчисляется:

а) по претензиям о возмещении за недостачу или повреждение багажа, а также за просрочку в доставке багажа - со дня выдачи;

б) по претензиям о возмещении за утрату багажа - с момента истечения срока доставки;

в) во всех остальных случаях - со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии.

Перевозчик вправе принять к рассмотрению претензии по истечении срока, если признает уважительной причину пропуска претензионного срока.


160. В случае причинения вреда багажу при международных воздушных перевозках лицо, имеющее право на его получение, должно предъявить перевозчику письменную претензию об обнаружении вреда немедленно, но не позднее семи дней со дня получения багажа.


161. В случае просрочки в доставке багажа претензия должна быть предъявлена не позднее чем в течение двадцати одного дня, считая со дня передачи багажа в распоряжение лица, имеющего право на его получение.

В случае утраты багажа претензии к перевозчику должны предъявляться в течение двух лет со дня прибытия ВС в аэропорт назначения, или со дня, когда ВС должно было прибыть в аэропорт назначения или со дня прекращения воздушной перевозки.


162. Перевозчик обязан рассмотреть претензию и уведомить заявителя об удовлетворении или отклонении ее в течение трех месяцев, а в отношении претензии по перевозке, осуществляемой перевозчиками разных видов транспорта с участием воздушного транспорта - в течение шести месяцев и претензии об уплате штрафа - в течение 45 дней.


163. При обращении пассажира с устной жалобой перевозчик обязан, выслушав его, дать исчерпывающий ответ и немедленно принять меры по устранению причин, вызвавших недовольство. Если невозможно дать точный ответ немедленно, следует сообщить, в какой срок и каким образом он его получит.


164. Письменные жалобы должны быть рассмотрены перевозчиком в возможно короткие сроки. Если не представляется возможным дать своевременный, полный, исчерпывающий ответ, то следует сообщить заявителю о причине задержки и о сроке получения ответа.


165. Ответы на жалобы должны исполняться аккуратно и не должны содержать профессиональных терминов, непонятных заявителям претензий.


166. Перевозчик, его представитель или обслуживающий агент при нарушении договора перевозки обязаны объяснить клиенту порядок его действий и оказать помощь в оформлении клиентом необходимых документов по этому поводу.


167. Каждая претензия к перевозчику должна содержать описание причин ее предъявления и нанесенного вреда, перечень утерянного или поврежденного багажа, характер и размеры причиненного ущерба. Сумма ущерба должна быть доказана заинтересованным лицом.


168. Иски к перевозчику, вытекающие из договора воздушной перевозки груза, предъявляются не позднее двух лет со дня прибытия ВС к месту назначения или со дня, когда воздушное судно должно прибыть, либо со дня прекращения перевозки по выбору истца: по месту нахождения перевозчика, по месту, где он имеет агентство или представительство, посредством которого заключен договор перевозки, в соответствующем суде места назначения.



ГЛАВА IX. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ


169. Настоящие Правила согласованы с Государственным комитетом Республики Узбекистан по демонополизации, поддержке конкуренции и предпринимательства.



"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

2005 г., N 49-50, ст. 369