Временное типовое положение о магазине типа супермаркет (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 19.04.1995 г. N 135)
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к Постановлению КМ РУз
от 19.04.1995 г. N 135
ВРЕМЕННОЕ ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
о магазине типа супермаркет
1. Магазины типа супермаркет организовываются в городах и районных центрах с целью улучшения обеспечения населения республики продовольственными и непродовольственными товарами повседневного спроса.
2. Супермаркет является наиболее рациональным типом торговых предприятий, предназначенный для реализации продовольственных товаров широкого ассортимента и непродовольственных товаров повседневного спроса с применением прогрессивных форм продажи и оказанием населению различных услуг, удовлетворяющих комплексный покупательский спрос.
3. Магазины типа супермаркет могут быть организованы на базе универсамов, гастрономов, крупных продовольственных магазинов с универсальным ассортиментом, свободных помещений, отвечающих необходимым требованиям, а также за счет нового строительства и др. с торговой площадью не менее 600 кв. м., в районных центрах сельской местности не менее 400 кв. м., имеющих все необходимые условия для приемки, хранения, подготовки товаров к продаже и их реализации.
4. С учетом технологических решений здание супермаркета должно иметь специальные и вспомогательные помещения для осуществления нормального торгового процесса, применения прогрессивных методов продажи и организации дополнительных услуг с учетом удобств для покупателей.
5. Здания и помещения супермаркетов должны отвечать эстетическим требованиям. Архитектурные формы, подбор строительных материалов, окраска здания, оформление витрин, интерьер торгового зала
- все должно быть взаимосвязано, создавать современный ансамбль и вписываться в общую архитектуру города (местности).
6. В магазинах типа супермаркет должна быть обеспечена высокая культура обслуживания, широкий ассортимент товаров, наглядная выкладка и рациональное их размещение, прогрессивные методы продажи, удобный для населения режим работы, предоставление различных дополнительных услуг, правильная организация рабочих мест, оснащение магазинов новейшим торгово-технологическим и холодильным оборудованием, кассовыми машинами, электронными весами, подъемно-транспортным оборудованием.
7. Организация торгового процесса в супермаркетах осуществляется по методу самообслуживания.
В торговый зал супермаркета выставляются на продажу продовольственные и непродовольственные товары только в расфасованном и упакованном виде.
8. Денежные расчеты с покупателями за приобретенный товар производятся только с применением контрольно-кассовых машин, включенных в Государственный реестр контрольно-кассовых машин, разрешенных к использованию на территории республики.
9. Ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров, размещенных в торговом зале супермаркета площадью 400 кв. м., должен состоять не менее чем из 800 наименований, 600 кв. м. - не менее 1200, 1000 и более кв. м. - не менее 2000 наименований товаров.
10. В супермаркетах доля товарооборота по продовольственным товарам в общем объеме товарооборота магазина должен составлять не менее 70-80 процентов, непродовольственных - 20-30 процентов, исходя из этого производится размещение товаров по имеющимся торговым площадям.
11. При наличии дополнительных торговых площадей в супермаркетах необходимо организовать предприятия общественного питания типа бара-ресторана, кафетерия или кафе "экспресс" и т.д. с отдельным входом и удлиненным режимом работы.
Для обеспечения населения горячим хлебом и хлебобулочными изделиями также можно организовать мини-пекарни.
II. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ
К МАГАЗИНАМ ТИПА СУПЕРМАРКЕТ
1. При определении зданий, помещений для организации в них супермаркета необходимо учитывать:
- месторасположение с учетом пересечения городского транспорта, в местах наибольшего сосредоточения населения, на площадях, центральных улицах, вблизи дехканских рынков и промышленных предприятий, а также в крупных жилых массивах;
- численность обслуживаемого населения;
- организацию стоянок для автомашин.
2. Одним из непременных условий для магазинов типа супермаркет является правильное формирование ассортимента и высокая оборачиваемость товаров и товарных групп.
В ассортимент товаров, реализуемых в супермаркетах, должна входить широкая номенклатура продовольственных товаров, включая хлеб, хлебобулочные изделия, кондитерские изделия, бакалейные товары, молоко и молочные продукты, гастрономические изделия, мясо и мясопродукты, рыбу и рыбопродукты, безалкогольные напитки, соки, вино-водочные изделия, консервированную продукцию, овощи и фрукты, полуфабрикаты, кулинарные, мучные и кондитерские изделия предприятий общественного питания.
По непродовольственным товарам повседневного спроса - это: бельевой трикотаж, чулочно-носочные изделия, текстильная и металлическая галантерея, нитки, предметы ухода за обувью, принадлежности для туалета, отдельные товары парфюмерно-косметического, хозяйственно-бытового назначения и бытовой химии, бумажные, школьно-письменные, канцелярские, спортивные, детские товары и игрушки, фототовары, садово-огородный инвентарь.
3. При реконструкции предприятий торговли под супермаркет необходимо комплексное решение единых организационно-технических процессов торговли, с учетом применения прогрессивных форм торговли и создания максимума удобств покупателю, внедрение полного самообслуживания, расширение платных услуг, улучшение условий труда работников и повышение культуры обслуживания, также необходимо особое внимание уделять технологическому решению с учетом создания единого узла расчета для удобств покупателей, отдельного входа и выхода.
4. При организации супермаркета необходимо решение вопросов по рациональному размещению подсобных, вспомогательных, служебных и бытовых помещений согласно технологическим решениям.
5. В торговом зале супермаркета в обязательном порядке должно предусматриваться место для хранения сумок покупателей и колясок с детьми.
6. Во всех супермаркетах отбор товаров покупателями должен производиться в инвентарные корзины и тележки, которые должны быть в достаточном количестве с учетом потока покупателей.
7. Размещение товарных групп в торговом зале должно производиться с учетом спроса покупателей на те или иные товары, покупательского потока, планировки торгового зала, размещения расчетного узла.
Организация единого расчетного узла и зоны "вход-выход" должна обеспечивать прямолинейную направленность потока покупателей в торговый зал, сокращение путей движения, исключение тесноты при входах-выходах, расположение всех кассовых кабин в единой зоне, выделение специальных мест для сбора инвентарных корзин и тележек для хранения и упаковки личных вещей покупателей.
8. Для удобства населению должны быть организованы пункты по приему всех видов стеклотары.
Рекомендуется предусматривать отдельные помещения для хранения ночного завоза молока и хлеба, площадку для накопления и хранения обменного фонда порожней тары.
9. В супермаркетах должны организовываться дополнительные услуги покупателям, также как:
- салон заказов;
- организация столов по упаковке товаров;
- комплектация подарочных наборов;
- доставка товаров на дом;
- прокатные пункты и другие виды бытовых услуг.
10. Во всех супермаркетах должны быть надлежаще оформлены витрины с показом реализуемых товаров, решены вопросы рекламы, наличия различной информации и указателей о свойствах товаров и местах их размещения, о режиме работы.
11. Все торговые процессы должны быть организованы с учетом действующих нормативных документов, регламентирующих порядок торговли.
12. В составе бытовых и административных помещений рекомендуется предусматривать помещения, улучшающие социально-бытовые условия труда работников супермаркета, комнату психологической разгрузки (релаксации), приема пищи, проведения общественных мероприятий и т.д. в размерах, исходя из конкретных условий и возможностей.
Для магазинов типа супермаркет, с учетом местных условий и создания дополнительных удобств покупателям, установить оптимальный удлиненный режим работы с 7 до 21-22-23 часов вечера и позже. Проработать также вопрос организации круглосуточной их работы.