Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Положение о Государственном комитете Республики Узбекистан по архитектуре и строительству (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 08.10.1999 г. N 492)

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Постановлению КМ РУз

от 08.10.1999 г. N 492



ПОЛОЖЕНИЕ

о Государственном комитете Республики

Узбекистан по архитектуре и строительству


1. Государственный комитет Республики Узбекистан по архитектуре и строительству (далее Госкомархитектстрой) является органом государственного управления Республики Узбекистан, осуществляющим в пределах своей компетенции координацию и функциональное регулирование деятельности в области строительства, архитектуры, градостроительства, производства строительных материалов в порядке, установленном законодательством Республики Узбекистан.


2. Госкомархитектстрой в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Узбекистан, законами Республики Узбекистан, постановлениями Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указами и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, международными договорами Республики Узбекистан и настоящим Положением.


3. Госкомархитектстрой осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими республиканскими органами управления и власти на местах, местного самоуправления, организациями и общественными объединениями.

В ведении Госкомархитектстроя находятся государственные унитарные предприятия и организации, действующие в сфере ведения Госкомархитектстроя.


4. Госкомархитектстрой, главные управления и отделы (управления) по архитектуре и строительству областей и г. Ташкента, районов (городов), уполномоченные органы экспертизы и государственного архитектурно-строительного надзора образуют единую систему органов государственного управления Республики Узбекистан в области регулирования строительства, градостроительства и архитектуры.


5. Основными задачами и направлениями деятельности Госкомархитектстроя являются:

5.1 Проведение государственной политики и осуществление межотраслевой координации по реформированию, формированию организационных, экономических и правовых основ государственного регулирования, совершенствованию системы управления в области строительства, архитектуры, градостроительства и производства строительных материалов в условиях рыночной экономики.

5.2 Осуществление единой научной и технической политики в области строительства, архитектуры и градостроительства, производства строительных материалов, создание соответствующей информационной базы.

5.3 Изучение мирового опыта по вопросам эффективного управления инвестиционными процессами, разработки проектной документации, формирования рынка подрядных работ, мотивации применения новой техники и технологий, прогрессивных видов строительных материалов и строительно-монтажных работ.

5.4 Мониторинг и разработка нормативно-правовых актов в сфере строительной, архитектурной, градостроительной и проектной деятельности, государственных норм и стандартов, ведение государственного градостроительного кадастра.

5.5 Обеспечение соблюдения норм и правил планировки и застройки городов и населенных пунктов, улучшения их архитектурно-планировочных и архитектурно-художественных качеств, сохранения ценного архитектурно- градостроительного наследия, развития национальных и культурных традиций в архитектуре и градостроительстве.

5.6 Совершенствование системы ценообразования, развитие конкурентной среды, формирование рынка подрядных работ и строительных материалов, повышение роли договорных отношений в строительстве.

5.7 Контроль за соблюдением государственной градостроительной дисциплины, норм и стандартов при проектировании, строительстве и производстве строительных материалов и конструкций, надзор за качеством строительства, проведение экспертизы архитектурно-градостроительной, проектной и проектно-тендерной документации.

5.8 Содействие углублению процессов приватизации, созданию частных фирм, развитию средних и малых предприятий, сети инжиниринговых, консалтинговых, аудиторских, страховых и других организаций рыночной инфраструктуры в сфере строительства, архитектуры и градостроительства.


6. Госкомархитектстрой в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:

6.1. Разрабатывает и вносит в установленном порядке на утверждение в Правительство республики проекты нормативно-правовых документов, предложения по совершенствованию законодательных и иных нормативно-правовых актов в области инвестиционной деятельности, строительства, архитектуры и градостроительства.

6.2. Проводит комплексный технико-экономический анализ состояния дел в области строительства, архитектуры и градостроительства, изучает тенденции и обобщает закономерности развития отрасли, разрабатывает основы государственной политики в области строительства, архитектуры и градостроительства.

6.3. Участвует в разработке проектов республиканских законов и других нормативно-правовых актов по вопросам бюджетной, социальной и кредитной политики, по финансированию капитального строительства, сокращению объемов незавершенного строительства.

6.4. Определяет совместно с заинтересованными министерствами, ведомствами, госкомитетами и другими органами государственного и хозяйственного управления и власти на местах основные направления структурной, технической и экономической политики в строительной отрасли в условиях рыночной экономики.

6.5. Устанавливает порядок разработки, регистрации, утверждения, введения в действие и пересмотра государственных норм и правил в области строительства, архитектуры, градостроительства, промышленности строительных материалов, согласования и экспертизы проектной документации.

6.6. Участвует в разработке и реализации градостроительных разделов республиканских целевых программ, прогнозов социально- экономического развития и предложений к проекту республиканского бюджета по вопросам, входящим в компетенцию Госкомархитектстроя.

6.7. Обеспечивает проведение единой научно-технической политики, разрабатывает концепцию развития отрасли, целевые научно- технические программы, определяет основные направления развития науки в области архитектуры и градостроительства, проектирования и строительства, координирует научно-исследовательские разработки по созданию новых перспективных строительных материалов, конструкций и технологий.

6.8. Разрабатывает и утверждает сметные нормы, республиканские стандарты, строительные нормы и правила по архитектуре, строительству, градостроительству, строительным материалам, конструкциям, изделиям, инженерному оборудованию.

6.9. Организует работу по совершенствованию экономических методов управления и сметного нормирования в строительстве, промышленности строительных материалов, конструкций и изделий, разрабатывает и утверждает нормы расхода основных строительных материалов в капитальном строительстве, реализуемых за счет централизованных инвестиций, обязательные к соблюдению при строительстве и производстве конструкций, деталей и изделий.

6.10. Осуществляет во взаимодействии с заинтересованными республиканскими органами управления и власти на местах разработку градостроительных нормативов и правил, нормативно-технических документов в области градостроительства, проектирования и инженерных изысканий, а также инженерно-технических мероприятий по гражданской защите территорий и поселений от воздействия чрезвычайных ситуаций, утверждает и издает указанные документы.

6.11. Подготавливает предложения по совершенствованию экономических условий создания рыночной инфраструктуры в строительстве, промышленности строительных материалов, разрабатывает рекомендации по ценам на строительную продукцию, определяет стоимость объектов массового строительства, осуществляемых за счет централизованных источников финансирования.

6.12. Разрабатывает и утверждает типовые проектные решения, адресные, зональные и экспериментальные проекты жилых домов и общественных зданий многократного применения с учетом природно-климатических, демографических, национальных и региональных особенностей территорий.

6.13. Обеспечивает в установленном порядке функции государственного заказчика по разработке и реализации республиканских целевых программ, участвует в формировании и реализации разделов научно-технического и опытно-конструкторских работ этих программ и формировании перечня объектов строительства для государственных нужд, осуществляет контроль за ходом их сооружения.

6.14. Обеспечивает разработку, вводит в действие и издает нормы и правила, государственные стандарты и инструкции в области строительства, архитектуры, градостроительства и промышленности строительных материалов, дает разъяснения и осуществляет контроль за их соблюдением и применением.

6.15. Формирует стратегию проведения и обеспечивает выполнение научно-исследовательских и проектно-изыскательских работ, финансируемых за счет средств централизованных источников и государственного бюджета.

6.16. Разрабатывает основные принципы определения сметной стоимости строительства, организует разработку сметно-нормативной базы и нормативных показателей расхода материальных ресурсов, а также осуществляет контроль за расходованием средств на содержание службы заказчика-застройщика по строительству, финансируемому из республиканского бюджета.

6.17. Участвует в подготовке нормативных правовых актов по охране памятников истории и культуры, разработке мероприятий по их сохранности и использования, созданию музеев и мемориальных объектов республиканского значения.

6.18. Принимает участие в координации аварийно-восстановительных работ в зонах чрезвычайных ситуаций, утверждает порядок расследований причин аварий строящихся и эксплуатируемых зданий и сооружений.

6.19. Принимает участие в подготовке предложений о передаче в доверительное управление закрепленных в государственной собственности акций акционерных обществ в сфере строительства и производства строительных материалов.

6.20. Организует работу по формированию системы государственных закупок в капитальном строительстве, рынка подрядных работ, повсеместному внедрению конкурсного (тендерного) отбора исполнителя работ и услуг, поставщиков материально-технических ресурсов, укреплению договорных отношений, внедрению различных форм и механизмов ответственности за обеспечение выполнения обязательств при исполнении договора подряда.

Осуществляет организационное и методическое руководство  проведением подрядных торгов, контроль порядка их подготовки и проведения, экспертизу тендерной документации.

6.21. Разрабатывает методические рекомендации по формированию договорных цен и тарифов в строительном производстве, осуществляет прогнозирование ценовой политики и ценообразование на строительную продукцию.

6.22. Способствует организации работ по повышению технического уровня и индустриализации строительства, комплексной механизации и автоматизации, улучшению качества работ в строительстве, ресурсосбережению, снижению материалоемкости и трудоемкости строительства, проектирования и производства строительных материалов.

6.23. Обеспечивает проведение в установленном порядке комплексной государственной экспертизы проектов на строительство, утверждает проекты на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение предприятий, зданий и сооружений, осуществляемые полностью или частично за счет средств государственного бюджета, а также проектно-сметную документацию на строительство и реконструкцию объектов, государственным заказчиком по которым выступает Госкомархитектстрой.

6.24. Осуществляет контроль и организует разработку схем и проектов районных планировок, генеральных планов городов и населенных пунктов, другой архитектурно-планировочной документации, проектов охранных зон и схем защиты территорий от опасных геологических процессов, карт сейсмического микрорайонирования.

6.25. Ведет контроль за соблюдением земельного, жилищного, архитектурно-градостроительного законодательства, по эффективному и целевому использованию земель населенных пунктов.

6.26. Подготавливает предложения по внедрению прогрессивных технологий, оборудования, приборов, машин, механизмов и инструмента для нужд капитального строительства, организует работу по их производству и освоению.

6.27. Организует научно-методическое обеспечение ведения государственного градостроительного кадастра, технической инвентаризации объектов, мониторинга объектов градостроительной деятельности.

6.28. Осуществляет единую техническую политику в области инженерных изысканий для строительства, организует формирование и ведение государственного фонда комплексных инженерных изысканий для капитального строительства.

6.29. Осуществляет государственный надзор за качеством строительства и выпускаемой продукции предприятиями стройиндустрии и промышленности строительных материалов, осуществляет регистрацию объектов строительства, налагает в установленном порядке финансовые санкции, запрет на выпуск продукции, приостанавливает строительство объектов, осуществляемых без необходимой, проектной документации, с нарушением требований строительных норм и правил, стандартов и технических условий, отступлением от утвержденных проектных решений.

6.30. Осуществляет контроль за соблюдением градостроительной дисциплины, правил приемки объектов в эксплуатацию, при необходимости передает материалы в правоохранительные органы для привлечения к ответственности лиц, виновных в нарушениях.

6.31. Проводит аттестацию, выдачу сертификатов и лицензий, в соответствии с действующим законодательством, на право осуществления деятельности в области проектирования, инженерных изысканий, экспертизы, строительства, производства строительных материалов, конструкций и изделий.

6.32. Рассматривает в пределах своей компетенции разногласия между участниками инвестиционного процесса, принимает по ним решения, вносит в установленном порядке предложения в Кабинет Министров или в соответствующие органы.

6.33. Принимает участие в решении вопросов приватизации предприятий и организаций в сфере проектирования строительства и производства строительных материалов.

6.34. Проводит сертификацию строительных материалов, изделий и конструкций, в том числе материалов и изделий зарубежного производства, участвует в решении вопросов о закупке оборудования для оснащения строительных организаций и предприятий стройиндустрии и рассматривает целесообразность привлечения иностранных фирм для строительства объектов.

6.35. Осуществляет научно-техническое и экономическое сотрудничество с зарубежными странами и международными организациями по вопросам строительства, архитектуры, градостроительства и производства, строительных материалов, участвует в международном сотрудничестве в этой сфере, оказывает содействие местным предприятиям и организациям, установлению прямых связей с иностранными фирмами, предприятиями и организациями.

6.36. Подготавливает предложения по совершенствованию статистической отчетности в области строительства, промышленности строительных материалов, конструкций и изделий, переоценки основных фондов зданий, сооружений и строительной техники.

6.37. Организует в пределах своей компетенции подготовку и переподготовку специалистов в области архитектуры, градостроительства и строительства, а также осуществляет обучение, переподготовку и повышение квалификации кадров строительного комплекса.

6.38. Организует проведение республиканских и региональных выставок-ярмарок, принимает участие в их работе, оказывает методическую и консультативную помощь в вопросах развития и совершенствования выставочного дела в строительстве.

6.39. Осуществляет другие полномочия, возложенные на Госкомархитектстрой в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.


7. Комитету предоставляется право:

7.1. Образовывать межведомственные комиссии и советы по разработке и рассмотрению важнейших народнохозяйственных проблем в области строительства, архитектуры и градостроительства. Привлекать к разработке материалов научно-исследовательские, технологические, проектно-конструкторские организации, сотрудников высших учебных заведений и других учреждений, а также отдельных ученых и специалистов.

7.2. Производить в установленном порядке в министерствах, ведомствах, госкомитетах, концернах и ассоциациях, научно- исследовательских учреждениях, проектных, изыскательских, строительных организациях и на предприятиях проверку выполнения программ научных исследований в области архитектуры и строительства, технического уровня проектирования и строительства, организацию работ по стандартизации и сертификации, качеству выполняемых строительно-монтажных работ, выпускаемых строительных конструкций, изделий и материалов, а также эффективности использования строительной техники, заслушивать по этим вопросам доклады и сообщения руководителей министерств, ведомств, госкомитетов и других органов государственного и хозяйственного управления республики и их подведомственных организаций, принимать соответствующие решения по результатам проверок, докладов и сообщений.

7.3. Передавать материалы в правоохранительные органы за нарушение правил приемки в эксплуатацию объектов и в органы статистики об исключении из статистической отчетности, ввода в эксплуатацию незавершенных строительством объектов.

7.4. Приостанавливать или вносить предложения в Кабинет Министров о приостановке действий или отмене нормативно-правовых актов министерств, ведомств, госкомитетов и других органов государственного и хозяйственного управления, а также их подведомственных организаций, противоречащих законодательству по вопросам строительства, архитектуры и градостроительства.

7.5. Получать в органах статистики необходимую для его деятельности статистическую информацию.

7.6. Создавать в установленном порядке при Госкомархитектстрое хозрасчетные предприятия, ассоциации и другие структуры по внедрению новых технологий и архитектурно-проектных решений, не противоречащие действующему законодательству.


8. Госкомархитектстрой несет ответственность за проведение единой технической политики, направленной на ускорение научно- технического прогресса в строительной отрасли, улучшение градостроительства и архитектурного облика городов и населенных пунктов, совершенствование проектно-сметного дела, развитие науки, связанной с проектированием и строительным производством.


9. Решения Госкомархитектстроя, принятые в пределах его компетенции, являются обязательными для всех министерств, государственных комитетов, ведомств и других органов государственного и хозяйственного управления, объединений, предприятий, учреждений и организаций, а также юридических и физических лиц, в том числе иностранных, независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности.


10. Госкомархитектстрой, в необходимых случаях, в установленном порядке принимает решения с другими министерствами, госкомитетами и ведомствами республики и издает совместные нормативные акты.


11. Госкомархитектстрой возглавляет председатель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Республики Узбекистан.


12. Председатель Госкомархитектстроя имеет заместителей, назначаемых Кабинетом Министров Республики Узбекистан. Распределение обязанностей между заместителями производится председателем.


13. Председатель несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Госкомархитектстрой задач и обязанностей, устанавливает степень ответственности заместителей председателя, руководителей структурных подразделений за руководство отдельными направлениями деятельности Комитета.


14. Председатель Госкомархитектстроя:

- организует работу Госкомархитектстроя;

- издает в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Республики Узбекистан постановления, распоряжения и приказы, подлежащие обязательному исполнению работниками Госкомархитектстроя, а также предприятиями и организациями, находящимися в ведении Госкомархитектстроя;

- представляет Госкомархитектстрой в органах государственной власти, а также в международных организациях;

- вносит в установленном порядке на рассмотрение в Кабинет Министров Республики Узбекистан проекты нормативных правовых актов и предложения по совершенствованию законодательства Республики Узбекистан по вопросам деятельности Госкомархитектстроя;

- представляет в порядке, установленном законодательством Республики Узбекистан, особо отличившихся государственных служащих и работников Госкомархитектстроя, работников строительной отрасли к награждению государственными наградами Республики Узбекистан;

- учреждает в установленном порядке ведомственные награды, утверждает положение об этих наградах и их описание, награждает работников, занятых в сфере строительства, промышленности строительных материалов, отраслевыми почетными знаками и почетными грамотами;

- утверждает в установленном порядке уставы (положения) находящихся в ведении Госкомархитектстроя предприятий, учреждений и организаций, назначает на должность и освобождает от должности их руководителей, заключает, изменяет и расторгает в соответствии с законодательством Республики Узбекистан контракты с руководителями предприятий и организаций;

- в порядке, установленном законодательством Республики Узбекистан, направляет работников Госкомархитектстроя в служебные командировки, в том числе за пределы Республики Узбекистан;

- решает в пределах своей компетенции вопросы обеспечения правовой и социальной защиты работников Госкомархитектстроя;

- осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.


15. В Госкомархитектстрое образуется коллегия в составе председателя (председатель коллегии) и заместителей председателя по должности, а также других руководящих работников Комитета и его структурных подразделений.

Члены коллегии Госкомархитектстроя утверждаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.


16. Коллегия Госкомархитектстроя на своих регулярно проводимых заседаниях рассматривает основные вопросы проведения единой политики в области архитектуры, градостроительства и строительства, направленной на повышение уровня архитектуры и градостроительства, ускорение научно-технического прогресса в капитальном строительстве, совершенствование строительства, и другие вопросы, касающиеся деятельности Комитета, обсуждает вопросы практического руководства предприятиями, учреждениями и организациями системы Госкомархитектстроя, а также проекты важнейших решений, приказов, правил, инструкций и других нормативных актов.

Решения коллегии проводятся в жизнь приказами председателя Комитета. В случае разногласий между председателем и коллегией председатель проводит в жизнь свое решение, докладывая о возникших разногласиях Кабинету Министров Республики Узбекистан, а члены коллегии в свою очередь могут сообщить свое мнение в Кабинет Министров Республики Узбекистан.


17. При Госкомархитектстрое образуется научно-технический совет для рассмотрения и поиска путей оптимального решения проблем архитектуры, градостроительства и научно-технического прогресса в капитальном строительстве. Научно-технический совет возглавляет председатель Комитета. Персональный состав совета и Положение о нем утверждаются председателем Комитета. Для работы в научно-техническом совете могут привлекаться специалисты министерств, госкомитетов, концернов, ассоциаций и других организаций на общественных началах.


18. Территориальные государственные органы архитектуры и строительства Республики Каракалпакстан, областей, городов и районов, органы Главгосэкспертизы, Государственного архитектурно-строительного надзора, Управления по организации подрядных торгов (тендеров) входят в структуру Госкомархитектстроя, которыми осуществляется руководство и координация их деятельностью со стороны Госкомархитектстроя.

Решение о назначении и освобождении от должности руководителей Госкомархитектстроя Республики Каракалпакстан, областных и Ташкентского городского главных управлений по архитектуре и строительству, структурных подразделений принимается председателем Госкомархитектстроя Республики Узбекистан по представлению соответственно Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и г. Ташкента и руководителя соответствующего структурного подразделения.

Изменение штатной численности Госкомархитектстроя Республики Каракалпакстан, областных и Ташкентского городского главных управлений архитектуры и строительства производится по согласованию с Госкомархитектстроем Республики Узбекистан и финансовыми органами.


19. Структура и численность работников центрального аппарата Комитета утверждаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан. Председатель вправе вносить изменения в утвержденную структуру центрального аппарата Комитета в пределах установленной численности и фонда оплаты труда по согласованию с Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Финансирование расходов на содержание центрального аппарата Госкомархитектстроя осуществляется за счет средств Государственного бюджета, предусмотренных на государственное управление.


20. Штатное расписание центрального аппарата Госкомархитектстроя, а также положения о его структурных подразделениях и их штатная численность утверждаются председателем после их регистрации в финансовых органах. Положения о Главном управлении государственного архитектурно-строительного надзора и Главном управлении государственной экспертизы утверждаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.


21. Госкомархитектстрой в установленном законодательством порядке Республики Узбекистан учреждает и издает журналы, газеты и обеспечивает формирование тематических программ на радио и телевидении.


22. Госкомархитектстрой является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан, со своим наименованием на государственном языке, соответствующие печати, штампы и счета в банках.