Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Программа углубления экономических реформ в сельском хозяйстве на период 1998-2000 годы (Приложение N 1 к Указу Президента РУз от 18.03.1998 г. N УП-1978)

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Указу Президента РУз

от 18.03.1998 г. N УП-1978

ПРОГРАММА

углубления экономических реформ

в сельском хозяйстве на период

1998-2000 годы


Приоритетность задач углубления экономических реформ в сельском хозяйстве обусловлена определяющей ролью аграрной сферы в экономике и жизни страны, в обеспечении экономической независимости республики, а также ключевым значением ее для последовательного развития и осуществления реформ во всех отраслях народного хозяйства.

Программа углубления экономических реформ направлена на реализацию кардинально нового подхода к решению проблем внедрения рыночных отношений на селе, определенного в докладе Президента Республики Узбекистан И. Каримова на X сессии Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Значимость углубления реформирования сельского хозяйства определяется:

- в экономическом аспекте - тем, что в аграрном секторе производится четверть валового внутреннего продукта страны, с ним непосредственно связано более половины производственного и интеллектуального потенциала, продукция сельского хозяйства является основным экспортным потенциалом страны;

- в социальном аспекте - прямой зависимостью от эффективности развития сельского хозяйства не только уровня жизни 60% населения республики, проживающего в сельской местности, но и благосостояния всего населения страны;

- в политическом аспекте - тем, что от эффективности и глубины реформирования сельского хозяйства зависит динамика и результативность осуществляемых экономических реформ, всего процесса обновления общества, развития в нем демократических основ.

За годы независимости были осуществлены меры по укреплению и реформированию сельского хозяйства, основное содержание которых состоит в следующем.


1. Созданы правовые основы реформирования аграрных и экономических отношений на селе. Принятые в первые годы независимости Законы "О земле", "О кооперации", "Об аренде", "О дехканском хозяйстве" и ряд других, указы Президента Республики Узбекистан, постановления правительства в области реформирования сельского хозяйства позволили заложить новые правовые отношения на селе, создали условия для формирования многоукладной экономики, развития фермерских и дехканских хозяйств.


2. Разработаны и внедрены основы принципиально нового механизма хозяйствования на селе, новая система кредитования, финансирования и страхования сельского хозяйства, взаиморасчетов за произведенную сельскохозяйственную продукцию и поставляемые селу технику, топливо, минеральные удобрения. Расширилась экономическая самостоятельность сельскохозяйственных предприятий. Широко стала применяться система договорных цен за закупаемую сельскохозяйственную продукцию.


3. Осуществлены организационно-структурные преобразования в сельском хозяйстве, меняются принципы и система управления этой отраслью. Упразднены совхозы, которые были преобразованы в другие формы собственности. В целях совершенствования структуры управления сельским и водным хозяйством, обеспечения их тесного взаимодействия образовано единое Министерство сельского и водного хозяйства, созданы специализированные коммерческие банки "Пахта-банк", "Галла-банк", "Мевасабзавотбанк", "Турон-банк", "Замин-банк", страховая компания "Узагросугурта".

Совершенствуются системы агросервисного обслуживания и материально-технического обеспечения сельских предприятий. Создана сеть машинно-тракторных парков. Активно формируется на селе социальная и рыночная инфраструктура.


4. Изменена структура сельскохозяйственного производства, ликвидирована доставшаяся в наследство хлопковая монополия. Заложены основы достижения зерновой независимости, значительно увеличились посевы картофеля, других видов сельскохозяйственной продукции, ранее завозимой в страну.


5. Большое внимание уделялось развитию и улучшению земельного фонда республики, повышению плодородия земель, развитию ирригационных и мелиоративных систем.

В результате принятых мер доля негосударственного сектора в общем объеме сельскохозяйственного производства достигла в 1997 году 98,4 процента, обеспечивается стабильное и устойчивое развитие аграрного сектора экономики.

Вместе с тем глубинные резервы развития и повышения эффективности сельскохозяйственного производства, связанные прежде всего с кардинальным реформированием сельского хозяйства, внедрением новых аграрных и экономических отношений на селе, в первую очередь отношений собственности, еще не в полной мере задействованы.

В большинстве сельскохозяйственных предприятий изменения форм хозяйствования - методы и способы организации производства, стимулирования труда, внутрихозяйственных экономических отношений носят формальный характер. По-прежнему преобладает затратный механизм хозяйствования.

Продолжается вмешательство в сельскохозяйственное производство со стороны местных органов управления.

Недостаточное внимание уделяется улучшению мелиоративного состояния земель, проблемам семеноводства и племенного животноводства. Нарушаются агротехнические требования возделывания сельскохозяйственных культур. Неудовлетворительным остается финансовое состояние многих хозяйств.

Действующие законодательные акты в области сельского хозяйства не соответствуют изменившимся условиям хозяйствования на селе, практике и целям реформирования сельского хозяйства и нуждаются в коренном обновлении.

Значение сельского хозяйства в экономике и жизни страны, сложность имеющихся в аграрной сфере проблем диктуют необходимость не частичных изменений, а выработки целостной программы, предусматривающей комплекс экономических, организационных, правовых мер по углублению реформирования аграрного сектора в их взаимосвязи.

Настоящая программа разработана специально образованной Республиканской комиссией с привлечением заинтересованных министерств и ведомств и направлена на решение следующих основных задач.


1. Развитие и укрепление отношений собственности на селе, прежде всего частной собственности, формирование класса реальных собственников как главное направление реформирования аграрных и экономических отношений в сельском хозяйстве.


2. Утверждение у дехкан чувства хозяина земли, обеспечение всей полноты права дехканина пользоваться результатами своего труда, совершенствование имущественных отношений на селе на основе введения имущественных паев.


3. Внедрение соответствующих различным типам организации товарного сельскохозяйственного производства (крупное и мелкотоварное) организационно-правовых форм сельскохозяйственных товаропроизводителей - сельскохозяйственный кооператив, фермерское и дехканское хозяйство. Расширение прав и экономической самостоятельности сельскохозяйственных предприятий.


4. Повышение заинтересованности дехкан в результатах своего труда и конечных результатах деятельности всего сельскохозяйственного предприятия путем внедрения внутрихозяйственной системы организации производства и труда, основанной на семейном (коллективном) подряде, осуществления своевременных расчетов за выращенный урожай и выплаты дивидендов по имущественным паям.


5. Повышение культуры земледелия, улучшение плодородия почвы за счет проведения противоэрозионных и мелиоративных мероприятий, а также внедрение современных индустриальных технологий производства сельскохозяйственной продукции.


6. Соблюдение современных правил и требований агротехники, обеспечивающих увеличение урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности скота и птицы - как основного критерия эффективного ведения сельскохозяйственного производства.


7. Развитие отечественной системы селекции и семеноводства хлопчатника, зерновых и других сельскохозяйственных культур, правильный отбор и размещение районированных сортов применительно к местным почвенно-климатическим условиям, улучшение племенного дела в животноводстве.

Процесс углубления экономических реформ в сельском хозяйстве базируется на кардинальном преобразовании аграрных экономических отношений, законодательно закрепляемых в Земельном кодексе. Для обеспечения контроля за строгим соблюдением положений и норм, закрепленных в Земельном кодексе, предусматривается образование специального государственного органа управления при Кабинете Министров.



I. СИСТЕМНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ


Основное значение в Программе углубления экономических реформ придается системным изменениям, прежде всего преобразованиям отношений собственности, обеспечивающие возрождение у дехкан чувство хозяина земли, средств производства и результатов своего труда.

За годы независимости, исходя из созданной законодательно- правовой базы в сельском хозяйстве, сформированы основы многоукладной экономики. В аграрном секторе по состоянию на 1 января 1998 г. функционировало 1374 коллективных и 99 арендных хозяйств, 382 ширката, 62 ассоциации фермерских хозяйств, 72 межхозяйственных предприятия, 3 агрофирмы, 19,8 тыс. самостоятельных фермерских хозяйств, 1,5 тыс. частных животноводческих ферм и около 3,0 млн. личных подворий.

51 хозяйство преобразовано на основе внедрения имущественных паев. В условиях эксперимента функционируют 3 агрофирмы, объединившие в своем составе товаропроизводителей, перерабатывающие предприятия, службы маркетинга и сервиса. В Элликкалинском районе проходят апробацию основные принципы деятельности ассоциаций фермерских хозяйств.

Вместе с тем рыночные механизмы и стимулы, основанные на современных институциональных, экономических и аграрных преобразованиях, обеспечивающих права собственности, еще не получили своего развития на селе.

Проведение системных преобразований на селе направлено на изменение отношения дехканина к собственности, к земле, к труду путем формирования реальных собственников, установления прямой зависимости между доходами дехканина и вложенным трудом, обеспечение на этой основе повышения эффективности сельскохозяйственного производства и благосостояния сельских жителей.

Реформирование отношений землевладения и землепользования, как ключевого звена системных преобразований на селе, исходит из следующих основных положений:

- земли сельскохозяйственного назначения, прежде всего орошаемые, являются объектом государственной собственности;

- крупное товарное сельскохозяйственное производство, прежде всего хлопководство и зерноводство, осуществляется сельскохозяйственными кооперативами, за которыми земельные участки закрепляются в постоянное владение и используются в строгом соответствии с их целевым назначением;

- среднетоварное производство, особенно продукции животноводства, осуществляется преимущественно фермерскими хозяйствами, которым земельные участки предоставляются в долгосрочную аренду;

- мелкотоварное производство плодоовощной, виноградарской и животноводческой продукции осуществляется дехканскими хозяйствами, имеющими право пожизненного наследуемого владения выделяемыми земельными участками.

Исходя из этого, коренное реформирование отношений собственности на селе предусматривается осуществлять на основе внедрения триединого начала, включающего:

- паевые отношения, закрепляющие за дехканином, членом сельскохозяйственного кооператива имущественный пай - определенную долю стоимости имущества и свободных от обязательств активов хозяйства, и связанное с ним право на получение части конечного дохода всего коллектива;

- семейный подряд - как основу организации производства и труда внутри хозяйства, позволяющую увязать затраты труда каждого работника с его доходами, материальным благополучием в семье;

- сельскохозяйственный кооператив (ширкат) - как наиболее эффективную организационно-правовую форму сельскохозяйственного предприятия, обеспечивающую гармоничное сочетание интересов каждого дехканина с интересами всего коллектива.

Внедрение новой системы организации сельскохозяйственного производства предусматривает пересмотр системы организации, принципов и механизмов деятельности сельскохозяйственных предприятий, возрождения подлинно кооперативных начал на селе.

Основной формой предприятия, преобразуемого на паевых началах, станет сельскохозяйственный кооператив (ширкат). По мере создания необходимых организационных и экономических предпосылок колхозы будут преобразованы в сельскохозяйственные кооперативы. В период до 2000 года ставится задача преобразовать все коллективные хозяйства в сельскохозяйственные кооперативы, основанные на паевых началах.

В соответствии с Законом "О сельскохозяйственном кооперативе", решением общего собрания кооператива будут формироваться паевой фонд, подлежащий распределению между членами кооператива, и неделимый фонд для осуществления мероприятий по повышению плодородия почвы, содержания ирригационных сооружений, приобретения техники, развития социальной и производственной инфраструктуры, решения других общих социальных и хозяйственных задач.

В целях формирования нормативно-правовой базы для реализации Закона "О сельскохозяйственном кооперативе" и осуществления процесса преобразования сельскохозяйственных паев предусматривается в I полугодии 1998 года разработать и принять:


- типовой Устав сельскохозяйственного кооператива (ширката);

- положение о порядке формирования и использования уставного фонда сельскохозяйственного кооператива;

- положение о порядке образования и использования неделимого фонда;

- положение о порядке формирования и распределения имущественных паев и выплат дивидендов по ним.

Надлежит разработать и внедрить методику стоимостной оценки земельных участков, подлежащих учету при определении размера паевого фонда, с учетом кадастровой оценки земель.

Во всех областях предусматривается создать специальные консалтинговые фирмы и центры, призванные оказывать юридическую, методическую и практическую помощь в преобразовании колхозов в сельскохозяйственные кооперативы.

В рамках Программы предусмотрено осуществить меры по совершенствованию системы внутрихозяйственной организации производства и труда. В этих целях намечено внедрять в сельскохозяйственных кооперативах семейный (коллективный) подряд, когда сельскохозяйственные земли кооператива предоставляются семьям на договорных условиях во временное пользование, сроком на один год, для производства конкретных видов сельскохозяйственной продукции.

Внедрение системы семейного (коллективного) подряда предполагает в течение I квартала 1998 года осуществить разработку рекомендаций о порядке предоставления семьям земельных участков на условиях договора подряда, заключаемого ежегодно между сельскохозяйственным кооперативом в лице его правления и главой семьи или уполномоченным представителем коллектива.

Ставится задача в первом полугодии 1998 года разработать и утвердить типовой договор семейного (коллективного) подряда, в котором предусмотреть:

- условия предоставления и использования земельного участка, обязательства сторон по повышению урожайности сельскохозяйственных культур и качества земли в соответствии со схемой севооборота, сохранение и повышение плодородия почвы;

- количество и виды производимой сельскохозяйственной продукции, ее качество;

- цену, условия оплаты и реализации произведенной сельскохозяйственной продукции;

- ответственность сторон за невыполнение договорных обязательств и другие условия по усмотрению сторон.

Намечено разработать положение о механизме стимулирования и оплаты труда работника сельскохозяйственного кооператива, предусматривающее эффективное сочетание оплаты по результатам его труда, предусмотренного договором семейного подряда, и дополнительного вознаграждения по конечным результатам деятельности всего кооператива, как владельцу имущественного пая.

В 1998-2000 годах намечается расширить заключение долгосрочных (на 3-5 лет) и фьючерсных договоров, предусматривающих авансирование производителей продукции, а также широко внедрить прямые договора по закупке продукции непосредственно на местах, увеличить объемы оптовой закупки сельскохозяйственной продукции, внедрить маркетинговую службу и сертификацию товаров, обеспечить развитие транспортных, почтовых, банковских услуг и страхования.

Будут совершенствоваться механизмы государственного регулирования развития сельского хозяйства и его отдельных отраслей, включая усовершенствование системы закупок сельскохозяйственной продукции для государственных нужд, повышение экономического стимулирования и государственной поддержки сельских товаропроизводителей и т.д.

Предусматривается разработка мер по улучшению организации информационного обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей, создание на местах информационных служб по сбору и распространению правовой, экономической и маркетинговой информации.



II. РАЗВИТИЕ ФЕРМЕРСКИХ

И ДЕХКАНСКИХ ХОЗЯЙСТВ


В формировании многоукладной экономики на селе будет возрастать роль фермерских и дехканских хозяйств, которые являются важными формами хозяйствования, дополняющими систему сельскохозяйственных кооперативов. Развитие этого сектора является важным фактором повышения занятости сельского населения, увеличения его доходов, улучшения продовольственного обеспечения страны.

В соответствии с Законом "О фермерском хозяйстве" фермерские хозяйства предусматривается создавать с соблюдением жестких условий по поголовью скота и размерам выделяемых земельных участков. Так, фермерское хозяйство, специализирующееся на производстве продукции животноводства, создается при условии наличия скота численностью не менее 30 условных голов.

Минимальный размер земельных участков, предоставляемых фермерскому хозяйству в аренду, составляет не менее 0,3 гектара на одну условную голову скота на орошаемых землях Андижанской, Наманганской, Самаркандской, Ташкентской, Ферганской и Хорезмской областей, 0,45 гектара орошаемых земель - в Республике Каракалпакстан и других областях, а на неорошаемых (богарных) землях - не менее 2 гектаров на одну условную голову скота;

Для фермерских хозяйств, специализирующихся на производстве продукции растениеводства, минимальный размер земельных участков, предоставляемых в аренду для хлопководства и зерноводства, составляет не менее 10 гектаров, для садоводства, виноградарства, овощеводства и возделывания других культур - не менее 1 гектара;

При предоставлении земельных участков фермерское хозяйство берет на себя обязательство обеспечить урожайность сельскохозяйственных культур (в среднегодовом исчислении за 5 лет) не ниже кадастровой оценки земли.

Земельные участки для ведения фермерского хозяйства будут предоставляться в долгосрочную аренду на срок до 50 лет, но не менее 10 лет.

Сочетание формирования сельскохозяйственных кооперативов и фермерских хозяйств будет складываться в зависимости от региональных условий и возделываемых культур.

Сельскохозяйственные кооперативы и ассоциации фермерских хозяйств преимущественно будут создаваться в хлопководческих и зерноводческих хозяйствах. При этом сельскохозяйственные кооперативы предлагается создавать в первую очередь в труднообеспеченных регионах, а в зонах с недостаточными трудовыми ресурсами - крупные фермерские хозяйства.

В плодоовощеводстве основной производственной единицей будут фермерские хозяйства, наделенные небольшими земельными участками - 5-10 гектаров. Размеры участков определяются с учетом плотности населения, наличия земельных ресурсов, состояния ирригационной сети, месторасположения населенных пунктов. Предусматриваются меры по передаче животноводства (кроме племенного дела) в частные руки.

В этих целях намечается поэтапное преобразование сельскохозяйственных предприятий животноводческого и плодоовощного направления в ассоциации фермерских хозяйств. В настоящее время функционируют 62 ассоциации фермерских хозяйств, в 1998 году будут сформированы еще 89, в 1999 году - 106, в 2000 году - 107 ассоциаций.

Исходя из положений Закона "О фермерском хозяйстве" в течение апреля-июня 1998 года будут подготовлены нормативные акты, регулирующие порядок предоставления гражданам земель для ведения фермерского хозяйства и заключения договоров аренды земельных участков, разработаны упрощенные формы бухгалтерского учета и отчетности для фермерских хозяйств.

В углублении рыночных реформ важное место отводится развитию дехканских хозяйств, на долю которых приходится 68% производимой в республике плодоовощной продукции, 83% мяса и почти 90% молока. Дехканские хозяйства, как семейное мелкотоварное производство, по-прежнему будут играть значительную роль в обеспечении страны важнейшими видами продовольственных товаров.

В соответствии с Законом "О дехканском хозяйстве" дехканские хозяйства будут создаваться как с образованием, так и без образования юридического лица и превратятся в приоритетную форму частной собственности на селе.

Предусматривается увеличение размеров земельных участков, предоставляемых гражданам для ведения дехканского хозяйства, до 0,35 гектара орошаемых и 0,5 гектара на неорошаемых (богарных) землях, а в степной и пустынной зоне - до 1 гектара на неорошаемых (богарных) землях.

Время, затраченное на ведение дехканского хозяйства, предусматривается включать в рабочий стаж при условии уплаты соответствующих взносов в Пенсионный фонд. В мае 1998 года предусматривается разработать положение, регулирующее эти вопросы.

Взаимоотношения дехканских и фермерских хозяйств с заготовительными и обслуживающими организациями будут строиться на основе договоров. При этом намечается осуществить меры по:

- оказанию всесторонней поддержки развитию частных сервисных предприятий и фирм по обработке приусадебных земель, уборке урожая, транспортировке и реализации продукции;

- своевременному обеспечению дехканских и фермерских хозяйств техническими средствами, молодняком скота и птицы, кормами, тарой, семенами, посадочными и горюче-смазочными материалами, химическими средствами защиты растений;

- оказанию помощи в формировании договорных отношений с потребителями сельскохозяйственной продукции;

- оказанию консультативной помощи в составлении бизнес-планов, обеспечению кредитными ресурсами;

- определению оптимальных размеров дехканских и фермерских хозяйств, структуры посевов, возделываемых сельскохозяйственных культур и качества скота, обеспечивающих расширенное воспроизводство;

- обеспечению дехканских и фермерских хозяйств средствами малой механизации и сервисным обслуживанием.

С целью создания конкуренции в сфере сервиса дехканским и фермерским хозяйствам намечается организация частных и кооперативных фирм по закупке и переработке продукции, сервисному обслуживанию, материально-техническому обеспечению, химизации, защите растений и т.д.

Намечается совершенствование механизма кредитования фермерских хозяйств, а также дехканских хозяйств, созданных с правами юридического лица, имея в виду усиление роли долгосрочного кредитования их деятельности с соблюдением соответствующих гарантий и залоговых обязательств.

В целях повышения роли Ассоциации дехканских и фермерских хозяйств в решении указанных вопросов предусматривается выделение ее из состава компании "Узоптплодоовощ" в самостоятельную общественную организацию.



III. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ


3.1. Обеспечение рационального землепользования

и плодородия почвы


а) Меры по повышению плодородия почв


Для восстановления и улучшения плодородия почв с целью получения высоких урожаев намечается:

- в течение 1998-2000 годов на всей площади пашни провести качественную оценку почв (бонитет);

- обеспечить поставку минеральных удобрений сельскому хозяйству республики, с учетом потребности дехканских хозяйств, в 1998 году в объеме - 1079 тыс. тонн, в том числе азотных - 670 тыс. тонн, фосфорных - 371 тыс. тонн, калийных 38 тыс. тонн действующего вещества. В последующие годы объем продаж селу минеральных удобрений будет увеличиваться в соответствии с ростом объема их собственности производства, повышением урожайности сельскохозяйственных культур и улучшением структуры вносимых минеральных удобрений. Ежегодно намечается заготавливать и вносить в почву порядка 20-25 млн. тонн органических удобрений;

- на орошаемых землях ввести чередование культур: в хлопковом комплексе - хлопчатник-зерноколосовые-люцерна; в рисовом комплексе - рис-люцерна-зерноколосовые и мелиоративное поле; в овощном комплексе - овощебахчевые, картофель-люцерна-зерноколосовые. Размещение культур будет производиться по укрупненным севооборотным массивам, не допуская размещения зерна по зерну более двух лет. На богаре намечено внедрять пяти-шестипольные зернопропашные севообороты с удельным весом чистых паров 25-35 процентов и люцерны - 10 процентов.

В период до 2000 года предусматривается в целом сохранить сложившуюся структуру посевов. При этом площади под люцерной будут занимать 10-11 процентов, на высокоплодородных незасоленных землях будут вводиться безлюцерновые севообороты, а на засоленных, низко плодородных землях - хлопково-зерново-люцерновые и расчлененные севообороты; в повторных посевах на площади 450 тыс. га будут возделываться бобовые культуры: соя, маш и другие.

Для внедрения схем чередования культур в увязке с почвенно- мелиоративными условиями институтом "Уздаверлойиха" в 1998-1999 годах будут составлены проекты организации территорий, а Институтом почвоведения и агрохимии Академии наук Республики Узбекистан - областные почвенные карты. Обновленными почвенными картами и агрохимическими картограммами в период до 2000 г. будут обеспечены все землевладельцы и землепользователи.

Для повышения плодородия мелиоративно-неблагополучных земель намечается ежегодное проведение соответствующего комплекса мелиоративных мероприятий.



б) Меры по упорядочению землепользования, определению качества

земли и его оценке


Будет разработан и внедрен комплекс мер по упорядочению землеустройства, земельных отношений и землепользования на всех уровнях (область, район, хозяйство, землевладелец) с уточнением и корректировкой границ всех землепользователей, обновлением планово-картографической основы. Все хозяйства и землевладельцы будут обеспечены необходимыми юридическими документами на право пользования землей.

Принятие нового Земельного кодекса будет способствовать рациональному использованию земельных ресурсов, повышению ответственности землевладельцев и землепользователей за ее целевое использование. Будет продолжена работа по ведению земельного кадастра. В IV квартале 1998 года будет разработано положение о ведении Государственного земельного кадастра. На основе новых методических указаний предусматривается провести почвенные и земельно-оценочные работы. Одновременно будет осуществлено техническое перевооружение всего комплекса земельно-кадастровых работ со сроком окончания до 2000 года, а также подготовлены предложения по экономической оценке земель.

В системе мер по повышению эффективности использования сельскохозяйственных угодий будут проводиться противоэрозионные работы и рекультивация земель. На значительных площадях намечено заложить новые лесные полосы, провести работы по улучшению состояния пастбищ. Лесовосстановление на землях Государственного лесного фонда в период до 2000 года намечено провести на площади свыше 103 тыс.га. Террасирование горных склонов и создание насаждений на них за этот период предусматривается осуществить на площади 585 га, в том числе 210 га в Джизакской, 270 га в Кашкадарьинской и 105 га в Ташкентской областях.



в) Вопросы оптимизации структуры посевных площадей и

специализации выращивания сельскохозяйственных культур


Освоение новых земель в 1998-2000 годах, в связи с ограниченностью водных ресурсов, будет проводиться в размерах, обеспечивающих компенсацию отчуждения земель на несельскохозяйственные нужды.

В период до 2000 года предусматривается сохранить сложившуюся структуру посевных площадей под хлопчатником в размере 1500 тыс. га, зерноколосовыми культурами - 1000 тыс. га, рисом - 170 тыс. га. Кукуруза на силос будет в основном размещаться как повторная культура после зерноколосовых.

При этом допускается изменение структуры посевов по районам и хозяйствам с учетом почвенно-климатических условий и зональной специализации производства сельскохозяйственных культур.

В этих целях по регионам республики намечается размещать следующие культуры:

- в Республике Каракалпакстан - хлопчатник, зерноколосовые, рис, сахарную свеклу, нетрадиционные культуры, бобовые и масличные культуры, сафлор, нут, подсолнечник, веник, солодку;

- в Хорезмской области сочетать производство хлопка-сырца (с IV типом волокна) с производством зерна, сахарной свеклы и риса;

- в Кашкадарьинской и Сурхандарьинской областях оптимизировать соотношение средневолокнистых и тонковолокнистых сортов хлопчатника со II типом волокна, развивать производство зерна с получением двух урожаев в год - озимых зерновых и повторной кукурузы, сорго, проса и т.д., увеличить объемы производства ранних и поздних овощей;

- в Бухарской и Навоийской областях - перейти на производство хлопка-сырца с IV и V типами волокна, развивать зерноводство;

- в Самаркандской области развивать производство хлопка-сырца с V типом волокна, зерна товарного и семенного, овощей, плодов, винограда и табака;

- в Джизакской и Сырдарьинской областях одновременно с хлопководством развивать зерноводство, овощеводство, бахчеводство;

- в Ташкентской области возделывать хлопчатник, кенаф, зерновые, плодоовощные культуры и виноград;

- в областях Ферганской долины производить хлопок, зерно товарное, семенное зерно (Андижанская область), овощи, плоды и виноград.



г) Возделывание нетрадиционных сельскохозяйственных культур


В целях повышения эффективности орошаемых земель будут расширены площади возделывания нетрадиционных солеустойчивых культур - арахиса, нута, амаранта, подсолнечника. На землях с низкой водообеспеченностью и богаре намечено увеличить площади посева масленичных культур (сафлора и льна) и папайи (дынного дерева).

В хлопковом комплексе при повторных посевах будут возделываться кукуруза на силос и зерно, соя, подсолнечник, кунжут, просо (тарык). Увеличатся посевы промежуточных культур.

Производством семян для нетрадиционных культур будут заниматься специально созданные семеноводческие хозяйства, арендаторы и самостоятельные фермеры, которым будет оказана государственная поддержка.



3.2. Селекция и семеноводство


Для ускорения выведения новых высокоурожайных, скороспелых, устойчивых к экстремальным условиям и заболеваниям сортов хлопчатника, зерновых и других сельскохозяйственных культур с учетом зональных особенностей регионов будут осуществлены меры по развитию отечественной селекции и семеноводства, совершенствованию системы управления семеноводством сельскохозяйственных культур, укреплению соответствующей законодательной базы.

Все выведенные сорта в обязательном порядке должны быть запатентованы с целью защиты авторских прав. Намечается ввести механизм стимулирования деятельности селекционных учреждений и труда селекционеров и семеноводов, при котором семенные корпорации или хозяйства, производящие сельскохозяйственную продукцию, использующие отечественные селекционные сорта, будут отчислять часть прибыли оргинатору сорта или автору.


По хлопчатнику


Перед селекционерами ставится задача создания сортов хлопчатника с потенциальной урожайностью 50-60 центнера с га, выходом волокна 33 процента и более, масленичностью семян 18 процентов и более, периодом вегетации 100-110 дней для средневолокнистых и 115-120 дней для тонковолокнистых сортов, отвечающих по крепости и длине волокна параметрам I и II, IV и V типов, устойчивых к болезням и экстремальным условиям.

Для этого намечается:

- в экспериментальных хозяйствах научно-исследовательских институтов организовать опытные поля для доработки и испытания новых сортов;

- оснастить селекционные учреждения современными приборами и оборудованием для оценки и контроля качества волокна;

- расширить и углубить фундаментальные исследования по селекции, расширить связи с хлопкосеющими странами мира, усилить изучение мировой коллекции хлопчатника.

Для повышения качества элитных, суперэлитных и репродуктивных семян предусматривается строительство однобатарейных мини-заводов по очистке элитного материала в специализированных элитно-семеноводческих хозяйствах.

Производство семян супер-элиты и элиты возлагается на оргинаторов сортов - селекционные учреждения. Производством семян первых и последующих репродукций будут заниматься семеноводческие объединения или хозяйства.

За период 1998-2000 гг. в производство будут внедрены новые, перспективные сорта хлопчатника - Гульбахор, Мехр, Хазина, Акдарья-6, Омад, Ан-417, Термез-32 и другие.

Намечено завершить работу по формированию пяти созданных при участии Всемирного Банка семеноводческих корпораций в Бухарской, Наманганской, Сурхандарьинской, Ташкентской и Ферганской областях, а также осуществить работу в этом направлении и в других областях.

В соответствии с постановлением Кабинета Министров от 19 сентября 1996 г. N 328 "О политике Правительства Республики Узбекистан в области семеноводства" будет оказываться государственная поддержка развитию семеноводства, совершенствоваться механизм финансирования и кредитования созданных семеноводческих корпораций, объединений, а также осуществляться строительство в семеноводческих и селекционных учреждениях и подразделениях малых хлопкозаводов (джингаузов) с цехами по предпосевной подготовке сортовых семян независимо от форм собственности.


По зерновым и другим культурам


В селекции зерновых культур приоритетным направлением в 1998- 2000 годы будет создание высокоурожайных, скороспелых, интенсивных, устойчивых к экстремальным условиям сортов. В этих целях будут широко использованы образцы мировой коллекции семян, а также результаты селекционной работы отечественных учреждений. Одновременно по ускоренной методике будет организовано размножение высокоурожайных линий, проведение предварительного и конкурсного испытания, районирование и внедрение их в производство.

За 1998-2000 годы будут районированы среднеспелые высокоурожайные сорта риса "Мустакиллик" и "Истиклол", из зернобобовых культур - скороспелый сорт сои "Орзу" и маша "Кахрабо".

Наряду с посевом сортов риса Нукус-2, Авангард-2, Лазурный, УзРос-7/13 намечено расширить посевы сортов Гульзар, Аланга, Джайхун. Для ускорения создания новых сортов риса предусматривается завершить строительство селекционного комплекса.

В семеноводстве зерновых и других культур работа направлена на создание рынка семян.

Ускоренное размножение семян зерновых культур будет осуществляться путем создания в каждой области 2-3 элитно- семеноводческих хозяйств по производству суперэлитных и элитных семян в объемах, обеспечивающих полную потребность республики.

Поставка хозяйствам семян пшеницы будет в основном осуществляться из Андижанской области. При этом ежегодно, начиная с посевов 1998 года, хозяйствам других областей будет реализовано Андижанской областью 200 тыс. тонн семян пшеницы из расчета на 800 тыс. га площадей. Остальные площади будут засеваться семенами, производимыми в Самаркандской области (18 тыс. тонн), и местной селекции (32 тыс. тонн).

Одновременно в Андижанской области будут произведены посевы перспективных высокоурожайных сортов пшеницы Краснодарской селекции - Деметра, Офелия, Купава, Половчанка и другие.

Весь семенной фонд зерноколосовых культур будет централизовано очищен, откалиброван и протравлен.

Для производства гибридных семян кукурузы в каждой области будут организованы по 2 семеноводческих хозяйства.

Постепенно будут сокращаться площади под малоурожайными сортами зерновых культур с низкими технологиями и хлебопекарными качествами. Будет сокращено количество высеваемых сортов - в хозяйстве не более 2 сортов пшеницы и 1 сорта ячменя, в районах - не более 3 сортов пшеницы и 2 сортов ячменя. На орошаемых землях будут возделываться сорта пшеницы Юна, Скифянка, Купава, Офелия и другие высокоурожайные сорта пшеницы и ячменя; на богаре - Сурхак-5688, Ок-бугдой, Санзар-6, Лалмикор, Красноводопад.


Сертификация семян


В соответствии с Законом Республики Узбекистан "О сертификации продукции и услуг" реализуемые семена всех видов сельскохозяйственных культур подлежат обязательной сертификации.

В 1997 году при содействии Всемирного Банка завершена реконструкция и аккредитована центральная лаборатория, в 1998 году будут подготовлены к работе еще пять областных сертификационных лабораторий, а к 2000 году с вводом еще 8 лабораторий будет обеспечена сертификация 150 тыс. тонн семян хлопчатника, более 400 тыс. тонн семян зерноколосовых культур. Наряду с этим будут совершенствоваться и подготавливаться стандарты, инструкции и методики в соответствии с международным стандартом. Специалисты, вовлеченные в процесс инспекционного контроля, испытания семян и сертификации, пройдут обучение на специальных курсах, организованных Государственным Центром сертификации и контроля качества семян сельскохозяйственных культур.



3.3. Меры по развитию хлопководства


Посевные площади хлопчатника на 1998-2000 годы предусматривается сохранить на уровне 1,5 млн. га, а валовой сбор хлопка-сырца - в объеме 4 млн. тонн ежегодно. По мере роста урожайности хлопчатника площади под ним предполагается сокращать.

В области развития хлопководства намечено осуществить следующие мероприятия:

- своевременный и качественный подъем зяби двухъярусными плугами с внесением под вспашку фосфорных и калийных удобрений, гербицидов против многолетних сорняков;

- проведение после уборки зерноколосовых (под урожай 1998 года - на площади 420 тыс. га (под урожай 1998 года), не занятых повторными посевами), текущей планировки полей с внесением 10 т/га органических удобрений и подготовкой этих площадей осенью для раннего посева семян хлопчатника под пленкой;

- ежегодное проведение промывки полей на 900 тыс. га;

-доведение площади посева скороспелых сортов хлопчатника к 2000 году (С-4727, Киргизия-3, С-9070, Юлдуз, Ташкент-6) и IV типа хлопкового волокна (175-ф, С-6524, С-6530) до 600-650 тыс. га против в 1997 году. При этом в республике будет возделываться не более 18 районированных сортов хлопчатника, в т.ч. 2 тонковолокнистых (приложение N 1);

- на площади 500 тыс. га сев хлопчатника предусматривается производить оголенными калиброванными семенами, увеличить площади посева по гребням;

- увеличение до 420 тыс. га площади возделывания хлопчатника под пленкой с завершением сева на этих площадях до 5 апреля и проведением агротехнических мер, обеспечивающих повышение урожайности к 2000 году до 32 ц/га;

- расширение площадей применения гербицидов, регуляторов роста хлопчатника, объемов интегрированной борьбы с вредителями и болезнями хлопчатника;

- проведение всех агротехнических и агрохимических мероприятий в соответствии с рекомендациями науки и передового опыта, широкое внедрение механизированной уборки урожая и завершение уборочных работ до конца октября.



3.4. Меры по развитию зерноводства


Валовой сбор зерноколосовых культур намечено довести к 2000 г. на поливных землях до 3,9 млн. тонн. Прирост предусматривается достичь за счет роста урожайности до 39 центнеров с га. На богарных землях площадь посева сохранится на уровне 310 тыс. га, урожайность - 8-11,5 ц/га, и валовой сбор составит до 278 тыс. тонн.

В дальнейшем по мере роста урожайности зерноколосовых культур на поливе будет пропорционально уменьшаться их посев по растущему хлопчатнику. В 1998 году на площади около 420 тыс. га, где хлопчатник предусмотрено посеять под пленкой, уборка урожая будет завершена в первой половине октября и на этих полях зерновые будут посеяны после уборки гузапаи с соблюдением всех требований агротехники. Часть зерноколосовых культур будет размещена после уборки овощей и кормовых культур. Эти меры позволят на указанных площадях добиться увеличения урожайности дополнительно на 9-10 ц/га.

В богарной зоне будет значительно расширен сев зерна по чистым парам, которые займут 25-30 процентов богарной пашни.

Основные площади будут засеваться семенами высокоурожайных сортов, выращенных и подготовленных в Андижанской области, часть площади - сортами Самаркандской селекции и местными сортами. На богарных землях будут размещаться сорта пшеницы местной селекции.

Перед севом и одновременно с севом предусматривается вносить не менее 15-20 тонн в расчете на 1 гектар органических удобрений, 30 кг/га - азотных, 150 кг/га - фосфорных и 60 кг/га - калийных удобрений, проведена двухкратная подкормка с нормой не менее 180 кг/га азотных удобрений в действующем веществе.

Намечается расширить применение высокоэффективных гербицидов против сорняков, а также химических препаратов против вредителей и болезней зерновых культур.


Рисоводство


Возделывание риса в период до 2000 года будет осуществлять в Республике Каракалпакстан на площади 75 тыс. га, Хорезмской (38 тыс. га), Ташкентской (11,4 тыс. га), Сырдарьинской (7 тыс. га) и Сурхандарьинской (5,6 тыс. га) областях. При стабильности посевных площадей производство риса зерна к 2000 году предусматривается довести до 627,5 тыс. тонн, главным образом, за счет повышения урожайности на основе использования кондиционных семян высокоурожайных сортов, рационального использования оросительной воды, минеральных удобрений, гербицидов. Широко будет внедряться перспективный рассадный способ выращивания риса в основных и повторных сроках сева. Площадь земель под рассадный способ посева намечено увеличить с 15 тыс. га в 1998 году до 50 тыс. га в 2000 году, а валовой сбор риса предусматривается получить в 2000 году в объеме 250 тыс. тонн или с ростом в 3,4 раза.


Кукуруза на зерно


К 2000 году посевную площадь под кукурузой на зерно намечено довести до 90 тыс. гектаров за счет повторных посевов, урожайность довести до 40,5 центнера с га, а валовой сбор за счет внедрения новых гибридов и интенсивной технологии возделывания кукурузы - до 368,0 тыс. тонн.



3.5. Плодоовощеводство и виноградарство


В мерах по реализации экономических реформ в сельском хозяйстве важное место отводится увеличению производства плодоовощной продукции, винограда и картофеля в размерах, удовлетворяющих не только потребностям населения республики и отраслей перерабатывающей промышленности, но и обеспечивающих значительное расширение их поставок на экспорт.

Намечается довести производство плодоовощной продукции и картофеля к 2000 году во всех категориях хозяйств:

- овощей и бахчи - до 4000 тыс. тонн с ростом против 1997 г. на 45 процентов;

- в т.ч. томатов - 850 тыс. тонн (рост в 3,4 раза);

- картофеля - до 800 тыс. тонн (рост на 15,6 процента);

- плодов - до 700 тыс. тонн (рост на 28 процентов);

- винограда - до 650 тыс. тонн (рост на 27 процентов).

Увеличение производства овощей будет обеспечиваться за счет расширения повторных посевов, строгого соблюдения чередования сельскохозяйственных культур, внедрения системы севооборотов и интенсивных технологий. Структура размещения овощебахчевых культур, картофеля, плодов и винограда по регионам будет обеспечена в соответствии с природно-климатическими условиями и научными рекомендациями.

В целях наиболее полной загрузки мощностей перерабатывающих предприятий на промышленную переработку намечено направлять более 727 тыс. тонн овощей, в том числе 566 тыс. тонн томатов, свыше 290 тыс. тонн плодов и 500 тыс. тонн винограда.

Увеличение выработки до 75 тыс. тонн и экспорта до 44 тыс. тонн томатной пасты будет обеспечено в основном за счет роста производства томатов с высоким содержанием сухих веществ.

Для обеспечения населения республики продовольственным картофелем за счет собственного производства намечено значительно расширить (до 210 тыс. тонн) производство семян картофеля, а также систематически обновлять семенной фонд путем завоза необходимого количества семян высоких репродукций из стран с развитым картофелеводством.

Предусматривается увеличить производство овощных, цитрусовых и других культур в тепличных комплексах. Намечается приватизировать тепличные комплексы площадью 558 га с продажей в частную собственность, включая иностранных инвесторов.

В срок до 1 мая 1998 года будет произведена инвентаризация садов и виноградников с внесением уточнений в статистические и бухгалтерские отчеты. Предусматривается до 2000 года ликвидировать изреженность насаждений путем ремонта и обновления садов и виноградников на площади 63 тыс. га, а также поднять виноградники на шпалеры на площади 22 тыс.га.

Продолжится работа по развитию садоводства и виноградарства в горной, предгорной и богарной зонах, созданию здесь фермерских и дехканских хозяйств, других производственных формирований согласно приложению N 2. Мелкие плантации садов и виноградников площадью до 5 га будут полностью переданы в частную собственность.

Намечается оказание государственной поддержки районным службам защиты растений, осуществляющим обработку полей, садов и виноградников против болезней и вредителей растений и насаждений, включая земли дехканских и фермерских хозяйств.

Будет проводиться активная работа по широкому привлечению иностранных инвестиций для создания и развития малых и средних предприятий в сельской местности по переработке плодоовощной продукции, внедрению высокопроизводительных зарубежных мини-технологий.

Во всех регионах республики создается и получит свое развитие сеть оптовых рынков плодоовощной продукции с максимальным использованием существующих холодильников, складов, плодоовощных баз и других производственных мощностей, объектов сельской инфраструктуры.

Ускоренными темпами будет развиваться производство транспортной и розничной тары, тароупаковочных материалов, отвечающих международным стандартам, на базе промышленных предприятий Узмебельпрома, Узпромстройматериалов, Узоптбиржеторга и других ведомств.



IV. КОМПЛЕКС МЕР ПО РАЗВИТИЮ

ЖИВОТНОВОДСТВА


К 2000 году предусматривается увеличить против уровня 1997 года производство мяса на 20 процентов, молока - на 18 процентов, яиц - в 2,1 раза, рыбы - в 2,9 раза.

Увеличение производства будет обеспечено как за счет роста поголовья, так и продуктивности скота и птицы. Удой на фуражную корову возрастет в среднем на 15 процентов, яйценоскость кур-несушек - на 34 процента.

Для обеспечения намеченных объемов производства продуктов животноводства и продуктивности скота предусматривается осуществить следующие мероприятия.

Продолжится приватизация животноводческих ферм, продажа их в частную собственность, имея в виду, что в ближайшем будущем основная часть производства продуктов животноводства будет сконцентрирована в частном секторе.

Независимо от численности поголовья скота все фермы мелкого рогатого скота, свинофермы, птицефермы неспециализированных хозяйств, а также фермы крупного рогатого скота с поголовьем менее 250 голов будут реализованы в частную собственность. Фермы крупного рогатого скота с поголовьем свыше 250 голов намечено преобразовать в фермерские хозяйства. При этом государственные племенные заводы, племенные хозяйства и фермы, пруды и естественные водоемы приватизации не подлежат.

В целях совершенствования племенного дела в областях организуется по 2-3 специализированных племенных хозяйства по выращиванию племенного молодняка крупного рогатого скота, с закреплением за ними орошаемых земель согласно нормативу.

В Республике Каракалпакстан, Бухарской, Наманганской, Кашкадарьинской, Самаркандской, Хорезмской областях будут созданы государственные племенные заводы крупного рогатого скота. Племенные заводы и хозяйства обеспечат увеличение продажи племенного молодняка крупного рогатого скота с 4,1 тыс. голов в 1998 году до 6,9 тыс. голов в 2000 году.

К 2000 году будет организовано 1585 зооветеринарных пунктов с оснащением их необходимым лабораторным оборудованием, сосудами Дьюара и инструментами.

На землях, выделяемых в орошаемой зоне приватизированным животноводческим фермерам и фермерским хозяйствам под кормовые культуры, предусматривается обеспечить выход кормовых единиц с одного гектара не менее 6-7 тонн. Промежуточные кормовые культуры ежегодно будут засеваться на площади 140 тыс. га, а повторные - на площади 200 тыс.га.

Ассоциацией "Узпаррандасаноат" к 2000 году намечается довести производство яиц до 900 млн. штук и мяса птицы - 27 тысяч тонн, или против уровня 1997 года рост будет составлять соответственно в 3,2 и 8,2 раза.

Государственно-акционерной ассоциацией "Узмясомолпром" намечено к 2000 году довести поголовье крупного рогатого скота на доращивании и откорме до 200 тыс. и свиней - до 100 тыс. голов, производство и реализацию мяса - до 90 тыс. тонн против 60 тысяч тонн в 1997 году.

В каракулеводстве будет усилена работа по селекции и племенному делу, осуществлен переход отрасли на самостоятельные фермерские формы хозяйствования.

К 2000 году поголовье каракульских овец в специализированных хозяйствах будет доведено до 2400 тысяч голов, производство каракульских шкурок до 500 тысяч штук, шерсти до 3400 тонн.

В шелководстве будут улучшены качественные показатели шелка- сырца. Для этого институтом шелководства будут выведены и внедрены в производство новые породы шелкопряда, обеспечивающие длину волокна не менее 1000 метров и по прочности отвечающие мировым стандартам. Предусматривается увеличение объемов переработки шелка-сырца на предприятиях республики.

Совершенствование управления шелковой отраслью республики будет осуществляться на основе объединения грензаводов и производства коконов с шелкомотальным производством с последующей реализацией шелковой пряжи как товарной продукции потребителям - шелкоткацким фабрикам и на экспорт.

Государственной корпорацией "Узрыба" намечено в 1998 году довести производство рыбы до 17,6 тысяч тонн, в 1999 г. - до 20,8 и в 2000 году - до 26 тысяч тонн, против 8,9 тыс. тонн в 1997 году. Для решения этой задачи предусматривается организация фермерских хозяйств по выращиванию рыбы, в 1,5-2 раза повысить продуктивность рыбных водоемов за счет проведения работ по восстановлению их параметров, улучшения обеспеченности кормами и другими материально-техническими ресурсами.

В целях значительного увеличения производства и повышения качества комбикормов намечается на базе комбикормов заводов и цехов корпорации "Узхлебопродукт" наладить производство высококачественных комбикормов с полными компонентами с объемом выпуска 2,0-2,5 млн. тонн, начиная с 1998 года.

В Ташкентской, Самаркандской, Ферганской и Хорезмской областях по одному комбикормовому заводу будут специализированы на производстве кормов для птицеводства.

На базе Узбекского биокомбината в результате его реконструкции с привлечением иностранных инвесторов будет организовано производство 19 видов вакцин от различных заболеваний скота и птицы.

Существенные изменения претерпит форма договора контрактации на закупку животноводческой продукции, которая по новым условиям должна закупаться непосредственно на месте и оплачиваться в течение 5 дней.



V. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

И СЕРВИСНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА


Программой предусмотрены меры по повышению уровня технической оснащенности сельского хозяйства.

В 1998-2000 годах удовлетворение потребности в высокопроизводительных пахотных тракторах, зерноуборочных и рисоуборочных комбайнах будет производиться за счет увеличения их производства на базе создаваемых с иностранными партнерами совместных производств, закупки их у ведущих фирм, в основном, с привлечением иностранного кредита, а также в результате улучшения организации деятельности машинно-тракторных парков.

Потребность в хлопководческих пропашных и универсальных колесных тракторах, машинах для хлопководства и кормопроизводства, других сельхозмашинах намечается удовлетворять за счет их производства на предприятиях республики. Предполагается изготовить высокопроизводительных хлопководческих пропашных тракторов - 17 тыс. единиц, хлопкоуборочных машин - 5,6 тыс. единиц.

Намечается создание с заводами-изготовителями сельскохозяйственной техники лизинговых компаний и консигнационных складов готовой продукции.

Будут приняты практические меры по поддержанию в рабочем состоянии действующего парка машин за счет увеличения поставок запасных частей с заводов-изготовителей техники и расширения их производства на предприятиях республики. К 2000 году обеспеченность пахотными тракторами возрастет в среднем до 93 процентов, пропашными тракторами - до 94 процентов, зерноуборочными комбайнами - до 92 процентов.

Получит развитие акционирование машинно-тракторных парков с реализацией до 50 процентов акций сельскохозяйственным производителям.

С целью формирования конкурентной среды по оказанию агротехнических услуг намечено создание в каждом районе нескольких машинно-тракторных парков, в том числе с негосударственной формой собственности и с привлечением средств и ресурсов заводов-изготовителей техники. Так, в 1998 году предусматривается образовать 146 машинно-тракторных парков, в 1999 году - еще 51 и 2000 году - еще 45 с доведением общего количества машинно-тракторных парков до 422 единиц или с ростом в 2,3 раза.

На период до 2000 года предполагается сохранить действующий порядок проведения капитального ремонта техники, узлов и агрегатов на существующей ремонтно-обслуживающей базе Узсельхозснабремонта и "Узсельхозмашхолдинга".

Дальнейшее развитие получит фирменный ремонт и обслуживание сельскохозяйственных машин и механизмов заводами-изготовителями. Будет создано 140 совместных предприятий - сервисных центров по 14 наименованиям техники.

Сервисное обслуживание импортной техники будет осуществляться иностранными фирмами-поставщиками, для чего предусматривается к 2000 году создать 22 технических центра. Намечено развивать производство двигателей для энергонасыщенных универсально-пропашных и хлопководческих тракторов в рамках СП "УзКамминзмотор", универсально-пропашных и хлопководческих тракторов, транспортных и погрузочных средств, а также технических средств для предпосевной подготовки почвы, внесения удобрений и проведения биохимической защиты растений (приложение N 3).

В целях расширения рынка сбыта сельскохозяйственной техники, выпускаемой предприятиями Узсельхозмаш-холдинга, для организации ее предпродажной подготовки и сервисного обслуживания в 1998-2000 годах будет создано 48 торгово-сервисных центров и дилерских пунктов.



VI. ХИМИЗАЦИЯ И ЗАЩИТА РАСТЕНИЙ

В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ


В целях повышения эффективности применения минеральных удобрений, будет проводиться работа по агрохимическому обследованию полей и составлению агрохимических картограмм. В 1998 году агрохимические картограммы будут разработаны на площади 1,0 млн. га, в 1999 году - 1,5 млн. га, в 2000 году - 1,5 млн.га.

Учитывая, что часть урожая сельскохозяйственных культур теряется из-за болезней и вредителей, будет обеспечена систематическая обработка многолетних насаждений, обочин дорог и каналов ядохимикатами.

Для полного обеспечения потребностей республики в азотных удобрениях и увеличения их экспорта предусматривается реконструкция с привлечением иностранного капитала действующих производств карбамида и аммиачной селитры.

Мощности по производству фосфорных удобрений позволяют ежегодно производить 600 тыс. тонн удобрений в пересчете на 100% полезных веществ. Для обеспечения их загрузки предусматривается ввод в эксплуатацию Кызылкумского фосфоритного комбината.

На Ферганском ПО "Азот" совместно с фирмой "Кребс" планируется завершение в 1999 году реконструкции мощностей по производству дефолиантов хлората магния и хлората натрия.

Обеспечение сельского хозяйства химическими средствами защиты растений будет осуществляться за счет организации их производства на базе импортируемого действующего вещества на Навоийском электрохимзаводе.

Недостаток фосфорных и калийных удобрений будет компенсироваться приготовлением органо-земляных компостов.



VII. МЕРЫ ПО УЛУЧШЕНИЮ

ИРРИГАЦИОННОГО И МЕЛИОРАТИВНОГО

СОСТОЯНИЯ ЗЕМЕЛЬ


За 1998-2000 годы предусматривается освоить 25 тыс. га новых земель, в том числе в 1998 году - 8,0 тыс. га, в 1999 г, - 8,0 и в 2000 году - 9,0 тыс.га.

Учитывая, что более 60 процентов поливных земель староорошаемые с ирригационно-мелиоративной сетью неинженерного типа, намечено выполнить реконструкцию староорошаемых земель на площади 97,5 тыс. га, в том числе, в 1998 году 26 тыс. га, в 1999 г, - 32,5 и в 2000 году - 36 тыс. га

Мелиоративное улучшение земель будет вестись как в составе комплексной реконструкции земель, так и отдельными проектами переустройства и реконструкции коллекторно-дренажных систем. За 1998- 2000 годы предусмотрено осуществить мелиоративное улучшение на площади 60,0 тыс. га, в том числе в 1998 году 20 тыс. га, в 1999 г. - 23 и в 2000 году - 17 тыс.га.

Будут проведены работы по реконструкции и обновлению оборудования насосных станций Аму-Бухарского машинного канала, каскада Каршинского магистрального канала, Аму-Зангской, Шерабадской, Джизакской насосных станций.

Для обеспечения рабочего состояния коллекторно-дренажных систем предусматривается в период 1998-2000 годы произвести ремонт и очистку 27,7 тыс.км межхозяйственной коллекторно-дренажной сети и ежегодно осуществлять ремонт и восстановление около 4 тыс.км внутрихозяйственных ирригационных каналов.



VIII. ФИНАНСОВЫЕ И КРЕДИТНЫЕ

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕТА

И ОТЧЕТНОСТИ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ


В 1998-2000 годах предусматривается коренным образом улучшить финансирование и кредитование сельскохозяйственных предприятий, их взаимоотношения с банками и другими финансовыми структурами.

В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 11 марта 1997 года N УП-1734 "О кардинальных мерах по совершенствованию системы расчетов в сельском хозяйстве" совершенствование системы финансирования и расчетов за производимую сельскохозяйственную продукцию и поставляемые сельскому хозяйству материально-технические ресурсы и оказываемые услуги основывается на укреплении договорно- правовых отношений и страховании рисков по договорным обязательствам.

С учетом этого будет совершенствоваться практика заключения и обеспечиваться повышение дисциплины исполнения договоров контрактации за закупку сельскохозяйственной продукции заготовителем, в том числе на фьючерсной основе, договоров поставки сельскохозяйственным товаропроизводителям материально-технических ресурсов, договоров на получение сельскохозяйственными товаропроизводителями целевых кредитов для приобретения горюче-смазочных материалов, энергоносителей, минеральных удобрений и средств химической защиты растений, сельскохозяйственной техники, а также других видов договоров, обеспечивающих правовую базу производственно-хозяйственной деятельности и предусматривающих меры имущественной ответственности сторон по принятым на себя обязательствам.

Продолжится практика авансирования сельскохозяйственных предприятий через заготовительные организации под будущий урожай в сроки, определенные нормативными документами. В этих целях ассоциации "Узгосхлопкопромсбыт" и "Узплодоовощвинпром", ГАК "Узхлебопродукт", другие заготовительные организации будут осуществлять:

- поэтапное авансирование сельскохозяйственных товаропроизводителей под урожай нового года по основным периодам выращивания сельскохозяйственных культур при условии заключения соответствующих договоров страхования возвратности авансируемых средств со страховой компанией "Узагросугурта";

- заключение с сельскохозяйственными предприятиями, гарантирующими поставку продукции, фьючерсных контрактов на закупку хлопка-сырца, зерновых культур и других видов сельскохозяйственной продукции с предварительной 90-процентной оплатой их стоимости до уборки нового урожая.

Коммерческие банки, обслуживающие сельскохозяйственных товаропроизводителей, при условии заключения страхового договора между хозяйством и страховой компанией "Узагросугурта" будут осуществлять за счет собственных кредитных ресурсов выделение платежеспособным хозяйствам кредитов целевого назначения на оплату горюче-смазочных материалов, энергоносителей, минеральных удобрений, сельскохозяйственной техники и других материально-технических ресурсов.

При этом коммерческие банки будут осуществлять прямое кредитование рентабельных сельскохозяйственных предприятий на основе бизнес-планов в пределах 50-80% стоимости урожая с учетом соблюдения установленных норм предельно-допустимых затрат на производство продукции.

Предусматривается проведение ГАСК "Узагросугурта" страхования урожая сельскохозяйственных культур и имущества сельскохозяйственных предприятий, фермерских и дехканских хозяйств от стихийных бедствий и других обстоятельств, не зависящих от производителя сельскохозяйственной продукции.

Будет обеспечен порядок, при котором заготовительные организации Узгосхлопкопромсбыта, Узхлебопродуктов, Узплодовощвинпром-холдинга, Узмясомолпрома и других ведомств осуществляют полный расчет с сельскохозяйственными производителями за сданную ими продукцию по мере ее заготовки в сроки до 10 дней. При этом с 1998 года вводится страхование ответственности заготовительных организаций перед сельскохозяйственными производителями за своевременность расчетов по договорам на закупку хлопка, зерна, мясомолочной и другой продукции.

В целях ликвидации убыточности сельскохозяйственных предприятий, наряду с банкротством экономически несостоятельных хозяйствующих субъектов, получит развитие санация хозяйств, в соответствии с положениями Закона "О санации сельскохозяйственных предприятий" и соответствующими нормативными документами, утвержденными постановлением Кабинета Министров от 14 января 1998 г. N 21.

Комитетом по демонополизации и развитию конкуренции при Министерстве финансов Республики Узбекистан предусматривается ужесточить контроль за ценами предприятий-монополистов, производящих материально-технические ресурсы, поставляемые сельскому хозяйству.

Для дальнейшего развития дехканских и фермерских хозяйств, частного предпринимательства, малых перерабатывающих предприятий на селе предусматривается выделение коммерческими банками долгосрочных кредитов на приобретение техники, технологии, оборудования и механизмов.

Министерством сельского и водного хозяйства, Министерством макроэкономики и статистики совместно с Министерством финансов Республики Узбекистан будет разработан единый унифицированный комплект документов бухгалтерского учета и статистической отчетности для сельскохозяйственных предприятий, отвечающих требованиям международных стандартов.



IX. РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ СЕЛА


Исходя из задач углубления рыночных реформ в сельском хозяйстве на 1998-2000 годы предусматривается дальнейшее развитие институтов рыночной инфраструктуры в целях улучшения условий для развития предпринимательства, создания дополнительных рабочих мест для высвобождаемых из сельскохозяйственного производства, развития сферы услуг, поддержки сельских товаропроизводителей.

Особое внимание намечено уделить созданию на местах сети предприятий и пунктов по оказанию услуг по переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, укреплению и развитию рыночной инфраструктуры в сельской местности.

В период 1998-2000 годы намечается дополнительно создать в сельской местности 171 аудиторских, 164 юридических и консалтинговых, 162 информационных службы и 12 центров развития экспорта. Указанные службы призваны оказывать сельским предпринимателям содействие в обеспечении более широкого доступа к современным мини-технологиям и производствам по переработке сельскохозяйственного и местного сырья, информации о кредитных линиях, а также реализации сельскохозяйственной продукции и готовых товаров. Предполагается осуществление мер по созданию глобальной компьютерной информационной сети данных о наличии товаров и их цене в системе оптовой и мелкооптовой торговли.

Агентством "Консаудитинформ" предусматривается внедрение Единой электронной системы информирования инвесторов, которая позволит улучшить процесс информирования акционеров, более интенсивно развивать рынок ценных бумаг.

Республиканским Бизнес-фондом в предстоящие годы намечается расширение предоставления гарантий и поручительств под инвестиционные проекты, для которых требуется привлечение заемного капитала, предоставление грантов на разработку технико-экономических обоснований, соответствующих международным стандартам, расширение предоставления кредитов сельским предпринимателям, а также привлечение не менее 15 млн. долларов США на реализацию проектов в сельской местности.

К концу 2000 года "Тадбиркорбанком" намечается довести количество обслуживаемых субъектов до 58 тысяч с предоставлением в 1998-2000 годах кредитов на сумму 1,4 млрд. сум, более половины которых будут выделены сельским предпринимателям.

С Европейским банком реконструкции и развития прорабатываются вопросы открытия кредитной линии на 40 млн. долларов США, значительная часть которой будет предоставляться в виде микро и мини кредитов для поддержки субъектов малого бизнеса на селе.

В целях ускоренного развития и размещения предприятий различных форм собственности, создания новых рабочих мест для работников, высвобождающихся из сельского хозяйства, и повышения уровня жизни сельских жителей принята и будет реализована в соответствии с установленными сроками Программа развития производственной и социальной инфраструктуры в сельской местности на период до 2000 года.

За счет различных источников финансирования на селе будет введено за 1998-2000 годы 20,4 млн.кв. метров жилья, 556 сельских врачебных пунктов, больниц на 1240 коек, общеобразовательных школ на 160,6 тыс. ученических мест.

Будет предусмотрена государственная поддержка таких приоритетных отраслей социальной инфраструктуры, как питьевое водоснабжение и газоснабжение на селе. За счет строительства в период до 2000 года 6640 км водопроводов и 15600 км газопроводов обеспеченность сельского населения питьевым водоснабжением возрастет с 64,5 процента до 76,8 процента, а охват газоснабжением жилых домов и квартир увеличится с 53,6 до 70,3 процента.



X. НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, ПОДГОТОВКА

И ПЕРЕПОДГОТОВКА КАДРОВ


Научное обеспечение сельского хозяйства, подготовка и переподготовка сельскохозяйственных кадров возлагается на исследовательские институты и сельскохозяйственные вузы Министерства сельского и водного хозяйства с использованием научного потенциала институтов Академии наук Республики Узбекистан.

В связи с этим будут пересмотрены тематические планы исследований. Фундаментальные и прикладные исследования по темам Государственного комитета по науке и технике Республики Узбекистан будут финансироваться на конкурсной основе за счет бюджетных ассигнований. Часть научных исследований и внедрение разработок будет осуществляться на основе хоздоговоров с министерствами, ведомствами, хокимиятами и сельскохозяйственными предприятиями по их заявкам.

Наряду с разработкой краткосрочных программ, требующих решения до 2000 года, будут расширены исследования по долгосрочным программам. Уровень хоздоговорных тем к 2000 году будет доведен до 50 процентов от общего объема исследовательских работ.

Исследования по селекции хлопчатника и технологиям производства хлопка-сырца и другой сельскохозяйственной продукции будут переведены на хоздоговорные отношения. Будет совершенствоваться система материального стимулирования научных работников в области сельского хозяйства, которая напрямую будет зависеть от конечных результатов деятельности хозяйств.

При этом исследования в зерноводстве и рисоводстве переводятся на хозяйственный расчет путем организации производства и реализации посевных семян по схемам кооператива "Галляарал" - по производству семян зерновых и кооператива "Шалы" - по производству семян риса.

Подготовка и переподготовка сельских предпринимателей для работы в рыночных условиях будет производиться на основе общегосударственной Программы подготовки кадров в высших учебных заведениях, лицеях, бизнес-школах за счет государственных грантов и средств предприятий и фирм, а также граждан.

Предусматривается доведение до 2000 года подготовки кадров с высшим и средним специальным образованием в области сельского хозяйства соответственно до 6,5 и 16 тыс. человек ежегодно. Порядка 40 процентов из них будет подготавливаться на контрактной основе в качестве специалистов по маркетингу, малому и среднему агробизнесу, частному предпринимательству, юристов, менеджеров и т.д.

В высших учебных заведениях и базовых предприятиях Министерства сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан ежегодно до 2000 года будут повышать свою квалификацию до 2,5 тыс. руководителей сельскохозяйственных предприятий и организаций, 13-15 тыс. руководителей фермерских и дехканских хозяйств, 100-120 тыс. специалистов массовых сельских профессий.

Предусматривается издание учебно-методической литературы, нормативных материалов для использования в процессе обучения специалистов сельского хозяйства и организации собственного бизнеса.