Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Закон Республики Узбекистан от 02.09.1993 г. N 924-XII "О судах" (Старая редакция)

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

02.09.1993 г.

N 924-XII



О СУДАХ

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Судебная система

В Республике Узбекистан действуют Конституционный суд Республики Узбекистан, Верховный  суд Республики  Узбекистан, Высший  хозяйственный суд  Республики  Узбекистан,  Верховный  суд  Республики Каракалпакстан, Хозяйственный суд Республики Каракалпакстан, избираемые сроком на 5 лет, областные суды,  Ташкентский городской  суд, районные  (городские) суды, военные суды, хозяйственные суды областей и города Ташкента, назначаемые на этот же срок.

Организация  и   порядок  деятельности   Конституционного   суда определяются отдельным Законом.



Статья 2. Осуществление правосудия только судом.

Независимость судебной власти

Правосудие в Республике Узбекистан осуществляется только судом.

Судьи   независимы,   подчиняются   только   закону.  Какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону.

Судебная власть в Республике Узбекистан действует независимо  от законодательной  и  исполнительной  властей,  политических партий и иных общественных объединений.



Статья 3. Обязательность актов суда

Акты  суда   обязательны  для   всех  государственных   органов, общественных   объединений,   предприятий,   учреждений,    организаций, должностных лиц и граждан.



Статья 4. Задачи суда

Суд  в  Республике  Узбекистан  призван быть гарантом соблюдения прав и свобод граждан,  провозглашенных Конституцией и другими  законами Республики Узбекистан, международными пактами о правах человека, прав  и охраняемых_законом интересов предприятий, учреждений и организаций.

Деятельность   суда   направлена   на   обеспечение   социальной справедливости, гражданского  мира и  согласия, укрепление  законности и правопорядка.



Статья 5. Равенство граждан перед законом и судом

Все граждане Республики Узбекистан  равны перед законом и  судом без  различия  пола,  расы,  национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения.



Статья 6. Гласность судопроизводства

Разбирательство  дел  во  всех  судах  открытое.  Слушание дел в закрытом заседании допускается лишь в случаях, установленных законом.



Статья 7. Язык, на котором ведется судопроизводство

Судопроизводство в Республике  Узбекистан ведется на  узбекском, каракалпакском  языках  или  на   языке  большинства  населения   данной местности.

Участвующим  в  деле  лицам,  не  владеющим  языком,  на котором ведется судопроизводство,  обеспечивается право  полного ознакомления  с материалами дела, участия в судебных действиях через переводчика и право выступать в суде на родном языке.



Статья 8. Право на судебную защиту

Граждане Республики Узбекистан имеют право на судебную защиту от любых  неправомерных  действий  органов  государственного  управления  и должностных лиц, а также от посягательств на честь и достоинство,  жизнь и здоровье, на личную свободу  и имущество, иные права и  свободы. Право на судебную защиту имеют также предприятия, учреждения и организации.



Статья 9. Обеспечение права на защиту.

Презумпция невиновности

Обвиняемому, подсудимому обеспечивается  право на  защиту. Право на  профессиональную  юридическую  помощь  гарантируется на любой стадии судопроизводства.

Обвиняемый считается невиновным, пока его вина не будет доказана в предусмотренном  законом порядке  и установлена  вступившим в законную силу приговором суда.

Никто не может быть подвергнут пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему достоинство человека обращению.



Статья 10. Организационное обеспечение деятельности судов

Министерство   юстиции   Республики   Узбекистан    осуществляет организационное  обеспечение  деятельности  _Верховного  суда Республики Каракалпакстан,  областных  и  Ташкентского  городского  судов, районных (городских) судов  при строгом  соблюдении принципа  независимости судей и подчинения их только закону.

Министерство юстиции Республики Узбекистан:

разрабатывает предложения по вопросам организации судов и вносит их на рассмотрение Президента Республики Узбекистан;

осуществляет подбор и подготовку кандидатов в судьи;

занимается повышением квалификации кадров судей;

организует работу по материально-техническому обеспечению  судов и созданию надлежащих условий для их деятельности;

проверяет организационную работу судов;

организует работу по проведению выборов народных заседателей;

принимает  участие  в  обобщении  судебной  практики, проводимых судами;

организует работу  по ведению  судебной статистики  и исполнению судебных решений;

разрабатывает и  осуществляет меры,  направленные на  укрепление независимости судей.

Организационное  обеспечение  деятельности  хозяйственных  судов осуществляется Высшим хозяйственным судом Республики Узбекистан.



Статья 11. Законодательная инициатива

В соответствии с  Конституцией Республики Узбекистан  Верховному суду  и  Высшему  хозяйственному  суду принадлежит право законодательной инициативы в Олий Мажлисе Республики Узбекистан.



РАЗДЕЛ ВТОРОЙ.  ОБЩИЕ СУДЫ

ГЛАВА 1. ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Статья 12.Полномочия Верховного суда

Верховный  суд  Республики  Узбекистан  является  высшим органом судебной  власти  в  сфере  гражданского, уголовного и административного судопроизводства.   Принимаемые  им   акты  являются  окончательными   и обязательны для исполнения на всей территории Республики Узбекистан.

Верховный суд Республики  Узбекистан обладает правом  надзора за судебной  деятельностью  Верховного   суда  Республики   Каракалпакстан, областных, городских, районных и военных судов.

Верховный  суд  рассматривает  дела   в  качестве  суда   первой инстанции, в кассационном порядке и в порядке надзора.

Дела по первой инстанции  рассматриваются в составе трех  судей Верховного суда.

Верховный  суд  осуществляет  контроль  за  выполнением   судами руководящих разъяснений Пленума Верховного суда.



Статья 13. Состав Верховного суда

Верховный суд Республики Узбекистан состоит из Председателя, его первого  заместителя, заместителей,  председателей  судебных   коллегий, судей Верховного суда и действует в составе:

Пленума Верховного суда;

Президиума Верховного суда;

Судебной коллегии по гражданским делам;

Судебной коллегии по уголовным делам;

Военной коллегии.



Статья 14. Пленум Верховного суда

Пленум  Верховного  суда  является  высшей судебной инстанцией и действует  в  составе  судей  Верховного  суда  Республики  Узбекистан и Председателя Верховного суда Республики Каракалпакстан.

В  заседаниях  Пленума  принимает  участие Генеральный прокурор, Министр  юстиции Республики  Узбекистан.  По  приглашению   Председателя Верховного  суда  в  заседаниях  Пленума  могут участвовать судьи, члены научно-консультативного  совета   при  Верховном   суде,   представители министерств,  ведомств,  научных   учреждений,  других   государственных органов  и общественных объединений.



Статья 15. Порядок созыва Пленума Верховного суда

Пленум Верховного суда созывается  не реже одного раза  в четыре месяца. Проекты документов по обсуждаемым общим вопросам членам Пленума, Генеральному   прокурору,    Министру   юстиции  Республики    Узбекистан направляются за двадцать дней до заседания.



Статья 16. Полномочия Пленума Верховного суда

Пленум  Верховного  суда  правомочен  при  наличии не менее двух третей его состава.

Пленум Верховного суда:

рассматривает дела в порядке надзора;

рассматривает  материалы  обобщения  судебной  практики  и  дает руководящие разъяснения по вопросам применения законодательства;

утверждает по представлениям Председателя Верховного суда состав Президиума, председателей судебных  коллегий, а также  секретаря Пленума Верховного суда;

утверждает по представлению Председателя Верховного суда  состав научно-консультативного совета при Верховном суде;

заслушивает  сообщения  о  работе  Президиума,  а  также доклады председателей судебных коллегий Верховного суда о деятельности коллегий;

утверждает по совместному представлению Председателя  Верховного суда  и  Министра   юстиции Республики  Узбекистан  состав   президиумов Верховного суда Республики Каракалпакстан, областных судов, Ташкентского городского суда и председателей коллегий этих судов;

избирает Высшую  квалификационную коллегию  судей и  заслушивает сообщение о ее деятельности;

заслушивает  доклады  председателей  Верховного  суда Республики Каракалпакстан,  областных  и  Ташкентского  городского  судов, военного суда Вооруженных Сил о  практике применения законодательства, а  также о выполнении руководящих разъяснений Пленума Верховного суда;

утверждает  состав   редакционной  коллегии   печатного   органа Верховного суда Республики Узбекистан;

осуществляет    другие    полномочия,    предоставленные     ему законодательством.



Статья 17. Порядок рассмотрения судебных дел

Пленумом  Верховного  суда

При рассмотрении дела  в порядке надзора Пленум  Верховного суда заслушивает   доклад   судьи    Верховного   суда,   который    излагает обстоятельства дела, доводы  протеста.  Затем  заслушивается заключение Генерального прокурора Республики, после обсуждения протест ставится  на голосование.  Члены Пленума не вправе воздерживаться от голосования.

Решение  по  протесту  считается  принятым,  если за него подано большинство  голосов  членов  Пленума.   Судья,  принимавший  участие _в рассмотрении  дела  по  первой  инстанции,  в кассационном порядке или в порядке надзора, не вправе участвовать в голосовании.

Протест,   не   собравший   необходимого   большинства  голосов, считается  отклоненным.   Затем  в  порядке  поступления голосуются иные предложения.

Член  Пленума,  несогласный  с  принятым  постановлением, вправе изложить свое мнение в письменном виде, которое приобщается к  протоколу заседания Пленума.



Статья 18. Постановление Пленума Верховного

суда, протокол его заседания

Постановление  Пленума  Верховного  суда  по конкретным судебным делам  вступает  в  законную  силу  с  момента принятия и исполняется в порядке,   предусмотренном   Гражданским   процессуальным   и  Уголовно- процессуальным кодексами Республики Узбекистан.

В заседаниях Пленума  ведется протокол. Постановление  Пленума и протокол  подписываются  Председателем  Верховного  суда  и   секретарем Пленума.



Статья 19. Рассмотрение Пленумом

Верховного суда вопросов, не связанных

с разрешением конкретных судебных дел

Вопросы,  не  связанные  с  разрешением конкретных судебных дел, внесенные в  соответствие с  настоящим Законом  на рассмотрение  Пленума Председателем  Верховного  суда,  Генеральным  прокурором  или Министром юстиции  Республики  Узбекистан   заслушиваются  соответственно  по   их докладам или докладам уполномоченных ими лиц.

В  обсуждении  этих  вопросов  могут  участвовать  также   лица, приглашенные на заседание Пленума Верховного суда.

Постановление    Пленума    принимается    открытым    голосованием большинством голосов членов Пленума, участвующих в заседании, и вступает в силу с момента принятия.

Руководящие   разъяснения   Пленума   по   вопросам   применения законодательства  обязательны  для  судов,  других органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение.



Статья 20. Секретарь Пленума Верховного суда

Секретарь  Пленума   Верховного  суда,   наряду  с   выполнением обязанностей  судьи   Верховного  суда,   осуществляет   организационное обеспечение работы по подготовке заседания Пленума, ведению протокола  и производит  действия,  необходимые  для  исполнения  принятых   Пленумом постановлений.



Статья 21. Состав Президиума Верховного суда

Президиум Верховного суда  образуется из числа  судей Верховного суда в количестве, определяемом  Пленумом Верховного суда.

Председатель   Верховного   суда,   его   первый    заместитель, заместители входят в состав Президиума по должности.

Заседания Президиума проводятся  не реже одного  раза в месяц  и правомочны при наличии большинства членов Президиума.

Постановления Президиума   принимаются в  порядке, установленном статьей 17 настоящего Закона, и подписываются председательствующим.



Статья 22. Полномочия Президиума Верховного суда

Президиум Верховного суда:

рассматривает дела в порядке надзора;

рассматривает  итоги  обобщения  судебной  практики, заслушивает доклады  председателей   Верховного  суда   Республики   Каракалпакстан, областных  и  Ташкентского  городского  судов, военного суда Вооруженных Сил о практике применения законодательства;

рассматривает  вопросы  организации  работы  судебных коллегий и аппарата Верховного суда;

осуществляет    другие    полномочия,    предоставленные     ему законодательством.



Статья 23. Судебные коллегии Верховного суда

Судебные коллегии Верховного  суда рассматривают дела  по первой инстанции,   в   кассационном   и надзорном порядке, по правилам, предусмотренным Гражданским процессуальным,  Уголовно-процессуальным кодексами Республики Узбекистан и настоящим Законом.



Статья 24. Председатель Верховного суда

Председатель Верховного суда Республики Узбекистан:

осуществляет    организационное    руководство     деятельностью Верховного суда ;

вносит   протесты   на   приговоры,   решения,   определения   и постановления судов Республики Узбекистан;

истребует дела для проверки в порядке надзора;

приостанавливает  в  предусмотренном  законом порядке исполнение решений,  приговоров,  определений  и  постановлений  судов   Республики Узбекистан;

организует работу  по обобщению  судебной практики,  а также  по осуществлению контроля  за выполнением  руководящих разъяснений  Пленума Верховного суда;

решает  вопрос  о  передаче  дела  из  одного  суда в другой суд республики;

созывает Пленум и Президиум Верховного суда и председательствует на их заседаниях;

в необходимых случаях привлекает судей, входящих в состав  одной коллегии, для рассмотрения дел в составе другой коллегии;

вносит в Пленум  Верховного суда представления  о несоответствии руководящих   разъяснений   Пленума    Верховного   суда    действующему законодательству Республики Узбекистан;

вносит представления в Конституционный суд Республики Узбекистан по  вопросам,  требующим  толкования  законов  Республики Узбекистан и о несоответствии нормативных актов Конституции Республики Узбекистан;

вносит представления в Пленум Верховного суда о составе судебных коллегий  и  их  председателях,  о  составе Президиума Верховного суда и Высшей квалификационной коллегии судей;

направляет Министру юстиции Республики Узбекистан заключения  по кандидатурам   судей   областных,   Ташкентского   городского,  районных (городских)  и   военных  судов   для  последующего   внесения  по   ним представлений Президенту Республики Узбекистан;

возбуждает  дела  о  дисциплинарной  ответственности судей судов Республики Узбекистан;

распределяет обязанности между заместителями Председателя;

принимает и увольняет работников Верховного суда;

утверждает штатное расписание Верховного суда;

ведет личный прием граждан;

осуществляет    другие    полномочия,    предоставленные     ему законодательством.



Статья 25. Первый заместитель, заместители

Председателя Верховного суда

Первый заместитель, заместители Председателя Верховного суда:

вносят   протесты   на   приговоры,   решения,   определения   и постановления судов всех инстанций, кроме Пленума Верховного суда;

могут  председательствовать  на  заседаниях  судебных   коллегий Верховного суда;

истребуют дела для проверки в порядке надзора;

приостанавливают исполнение  решений, приговоров,  определений и постановлений  судов  Республики  Узбекистан,  по   которым  они  вправе вносить протесты;

ведут личный прием граждан;

руководят в соответствии  с распределением обязанностей  работой структурных подразделений Верховного суда;

осуществляют    другие     полномочия,    предоставленные     им законодательством.

В случае отсутствия Председателя Верховного суда его  полномочия осуществляет первый заместитель Председателя, а при отсутствии и первого заместителя - заместитель Председателя.



Статья 26. Председатели судебных коллегий

Верховного суда

Председатели судебных коллегий Верховного суда:

организуют работу судебных  коллегий и председательствуют  на их заседаниях;

представляют Президиуму, а также Пленуму Верховного суда доклады о деятельности судебных коллегий;

истребуют судебные дела для обобщения судебной практики;

организуют работу по повышению квалификации судей соответствующих судебных коллегий;

осуществляют    другие     полномочия,    предоставленные     им законодательством.



ГЛАВА 2. ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ КАРАКАЛПАКСТАН,

ОБЛАСТНЫЕ СУДЫ, ТАШКЕНТСКИЙ

ГОРОДСКОЙ СУД

Статья 27. Состав Верховного суда

Республики Каракалпакстан, областного суда,

Ташкентского городского суда

Верховный   суд   Республики   Каракалпакстан,   областной  суд, Ташкентский  городской   суд  состоит   из  председателя,   заместителей председателя,   председателей   судебных   коллегий,   судей,   народных заседателей и действует в составе:

президиума суда;

судебной коллегии по гражданским делам;

судебной коллегии по уголовным делам.



Статья 28. Полномочия Верховного суда

Республики Каракалпакстан,  областного  суда,

Ташкентского  городского  суда

Верховный   суд   Республики   Каракалпакстан,   областной  суд, Ташкентский городской суд:

рассматривает в пределах своих  полномочий дела в качестве  суда первой инстанции, в кассационном порядке и в порядке надзора;

осуществляет   надзор   за   судебной   деятельностью   районных (городских) судов, обобщает судебную практику;

осуществляет    другие    полномочия,    предоставленные     ему законодательством.



Статья 29. Президиум Верховного суда

Республики Каракалпакстан, областного суда,

Ташкентского городского суда

Президиум Верховного суда Республики Каракалпакстан,  областного суда, Ташкентского  городского суда  образуется в  составе председателя, заместителей председателя и  судей в количестве,  определяемом Пленумом Верховного суда Республики Узбекистан.

Заседания  президиума  проводятся  не  реже  двух  раз в месяц и правомочны при наличии большинства членов президиума.

Постановления   президиума   по   конкретным   делам принимаются большинством голосов членов президиума, участвовавших в голосовании,  в порядке,  установленном  статьей  17  настоящего Закона, и подписываются председателем соответствующего суда.



Статья 30. Полномочия президиума Верховного суда

Республики Каракалпакстан, областного

суда, Ташкентского городского суда

Президиум Верховного суда Республики Каракалпакстан,  областного суда, Ташкентского городского суда:

рассматривает в пределах своих полномочий дела в порядке надзора;

утверждает  по   представлению  председателя   Верховного   суда Республики Каракалпакстан, областного суда, Ташкентского городского суда составы судебных коллегий по гражданским и уголовным делам;

рассматривает материалы обобщения судебной практики;

заслушивает   доклады   председателей   судебных   коллегий    о деятельности  коллегий,  председателей  районных  (городских)  судов   о практике применения законодательства;

осуществляет    другие    полномочия,    предоставленные     ему законодательством.



Статья 31. Судебные коллегии Верховного суда

Республики Каракалпакстан, областного

суда, Ташкентского городского суда

Судебные  коллегии  Верховного  суда  Республики Каракалпакстан, областного суда, Ташкентского  городского суда рассматривают  в пределах своих полномочий дела по первой инстанции ив кассационном порядке.

Судебные  коллегии  обобщают  судебную  практику  и осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.



Статья 32. Председатель Верховного суда Республики

Каракалпакстан, областного суда, Ташкентского

городского суда

Председатель   Верховного   суда   Республики    Каракалпакстан, областного суда, Ташкентского городского суда:

вносит   протесты   на   решения,   приговоры,   определения   и постановления  по  судебным  делам  в  пределах и порядке, установленных законом;

истребует дела для проверки в порядке надзора;

приостанавливает  исполнение  решений  по  гражданским делам, по которым он вправе вносить протесты;

созывает президиум суда и председательствует на его заседаниях;

в необходимых случаях привлекает судей, входящих в состав  одной коллегии, для рассмотрения дел в составе другой коллегии;

распределяет обязанности между заместителями председателя;

возбуждает  дела  о  дисциплинарной  ответственности судей судов Республики Каракалпакстан, области, города Ташкента;

организует  работу  по  повышению  квалификации  судей,   других работников суда и народных заседателей;

организует  работу  по  обобщению  судебной  практики  и ведению судебной статистики;

ведет  личный  прием  и  организует  работу  по приему граждан и рассмотрению заявлений и жалоб;

вносит  представления  в  Высшую  квалификационную  коллегию  на решения квалификационной коллегии судей;

руководит работой аппарата суда, принимает и увольняет работников суда;

осуществляет    другие    полномочия,    предоставленные     ему законодательством.



Статья 33. Заместители председателя Верховного суда

Республики Каракалпакстан, областного суда,

Ташкентского городского суда

Заместители    председателя    Верховного    суда     Республики Каракалпакстан, областного суда, Ташкентского городского суда:

осуществляют  в  соответствии   с  распределением   обязанностей руководство работой суда;

могут председательствовать на заседаниях судебной коллегии;

ведут личный прием граждан;

в  случае   отсутствия  председателя   суда  осуществляют    его полномочия;

осуществляют    другие     полномочия,    предоставленные     им законодательством.



Статья 34. Председатели судебных коллегий

Верховного суда Республики Каракалпакстан,

областного суда, Ташкентского городского суда

Председатели  судебных  коллегий   Верховного  суда   Республики Каракалпакстан, областного суда, Ташкентского городского суда:

организуют работу судебной коллегии;

председательствуют на заседаниях судебной коллегии;

представляют  президиуму  суда  доклады  о деятельности судебной коллегии;

осуществляют    другие     полномочия,    предоставленные     им законодательством.



ГЛАВА 3. РАЙОННЫЙ (ГОРОДСКОЙ) СУД

Статья 35. Состав районного (городского) суда

Районный (городской)  суд состоит  из председателя  суда, судей, народных заседателей.

При штате более пяти судей в составе районного (городского) суда имеется заместитель председателя суда.

При районном (городском) суде состоят судьи по  административным делам.



Статья 36. Полномочия районного (городского) суда

Районный (городской) суд рассматривает гражданские, уголовные  и административные дела, отнесенные законом к его компетенции.



Статья 37. Председатель районного (городского) суда

Председатель районного (городского) суда:

председательствует  на  судебных  заседаниях,  распределяет дела между судьями;

ведет  личный  прием  и организует  работу  по  приему граждан и рассмотрению заявлений и жалоб;

руководит  обобщением  судебной  практики  и  ведением  судебной статистики, вносит представления в государственные органы,  общественные объединения и должностным лицам  об устранении нарушений закона,  причин и условий, способствовавших совершению правонарушений;

организует работу  по повышению  квалификации работников  суда и народных заседателей;

руководит  работой   аппарата  суда,   принимает  и    увольняет работников суда;

осуществляет    другие    полномочия,    предоставленные     ему законодательством.



Статья 38. Заместитель председателя

районного (городского) суда

Заместитель председателя районного (городского) суда:

осуществляет  в  соответствии   с  распределением   обязанностей руководство работой суда;

председательствует на судебных заседаниях;

ведет личный прием граждан;

выполняет по поручению председателя суда отдельные его  функции, замещает председателя суда в случае его отсутствия.

При отсутствии заместителя председателя осуществление полномочий председателя районного  (городского) суда  Министром юстиции  Республики Каракалпакстан,  начальником  соответствующего  управления юстиции может быть возложено на одного из судей или на судью по административным делам.



ГЛАВА 4. ВОЕННЫЕ СУДЫ

Статья 39. Система военных судов

Система военных судов  Республики Узбекистан состоит  из Военной коллегии   Верховного   суда   Республики   Узбекистан,   военного  суда Вооруженных Сил и военных судов гарнизонов.



Статья 40. Подсудность дел военным судам

Военным судам Республики Узбекистан подсудны:

дела  о  преступлениях,  совершенных  на  территории  Республики Узбекистан лицами, проходящими  службу в Вооруженных  Силах, пограничных войсках, органах  Службы национальной  безопасности, внутренних  войсках Министерства  внутренних  дел  Республики  Узбекистан, в других воинских формированиях,   создаваемых   в   соответствии   с    законодательством Республики  Узбекистан,  а  также  военнообязанными во время прохождения ими учебных сборов;

гражданские дела по искам военнослужащих к командованию воинских частей, соединений и объединений Вооруженных Сил Республики Узбекистан и жалобы  на  неправомерные  действия  этих  должностных  лиц, а также все гражданские и  уголовные дела  в местностях,  где в  силу исключительных обстоятельств не  действуют общие  суды, а  равно иные  дела, касающиеся государственных секретов.



Статья 41. Состав военных судов и их полномочия

Военная коллегия Верховного  суда Республики Узбекистан  состоит из председателя Военной коллегии, являющегося по должности  заместителем Председателя   Верховного   суда   Республики   Узбекистан,  заместителя председателя Военной коллегии и судей.

Военный суд Вооруженных Сил действует на правах областного  суда и состоит  из председателя,  заместителя председателя,  судей и народных заседателей.

Военный  суд  гарнизона  действует  на  правах  районного суда и состоит  из  председателя,  военных  судей,  народных заседателей, а при необходимости и заместителя председателя суда гарнизона.

Организация деятельности военных судов определяется  Положением, утверждаемым Олий Мажлисом Республики Узбекистан.



РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СУДЫ

ГЛАВА 1. ВЫСШИЙ ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Статья 42. Полномочия Высшего хозяйственного суда

Высший хозяйственный суд  Республики Узбекистан является  высшим органом  судебной  власти   в  сфере  хозяйственного   судопроизводства. Принимаемые  им   акты  являются   окончательными  и   обязательны   для исполнения на всей территории Республики Узбекистан.

Высший хозяйственный суд  Республики Узбекистан обладает  правом надзора  за  судебной   деятельностью  хозяйственного  суда   Республики Каракалпакстан, хозяйственных судов областей и города Ташкента.

Высший хозяйственный  суд осуществляет  контроль за  выполнением хозяйственными   судами   руководящих   разъяснений   Пленума,  проверку деятельности  нижестоящих  хозяйственных  судов,  изучает,  обобщает   и распространяет  положительный  опыт  организации  работы  хозяйственных судов.



Статья 43. Состав Высшего хозяйственного суда

Высший хозяйственный суд состоит из Председателя, его первого заместителя, заместителей,   председателей судебных  коллегий, судей Высшего хозяйственного суда.

В Высшем хозяйственном суде действуют:

Пленум Высшего хозяйственного суда;

Президиум Высшего хозяйственного суда;

Судебная коллегия по разрешению споров;

Судебная  коллегия  по  проверке  законности  и   обоснованности решений хозяйственных судов.



Статья 44. Пленум Высшего хозяйственного суда

Пленум  Высшего  хозяйственного  суда  действует в составе судей Высшего   хозяйственного   суда, председателей хозяйственных судов Республики Каракалпакстан областей и города Ташкента.

В заседаниях Пленума принимает участие Генеральный прокурор.  По приглашению  Председателя  Высшего  хозяйственного  суда  в   заседаниях Пленума  могут  участвовать  Министр   юстиции,  судьи,  члены   научно- консультативного  совета  при  Высшем  хозяйственном суде, представители министерств,    ведомств,    научных    учреждений,    других    органов государственного,    хозяйственного    управления    и     общественных объединений.



Статья 45. Порядок созыва Пленума Высшего

хозяйственного суда

Пленум Высшего хозяйственного суда созывается не реже двух раз в год. Проекты документов по  обсуждаемым общим вопросам членам  Пленума и Генеральному прокурору направляются за двадцать дней до заседания.



Статья 46. Полномочия Пленума Высшего

хозяйственного суда

Пленум  Высшего  хозяйственного  суда  правомочен при наличии не менее двух третей его состава.

Пленум Высшего хозяйственного суда:

рассматривает дела в порядке надзора;

рассматривает  материалы  обобщения  судебной  практики  и  дает разъяснения по вопросам применения законодательства;

утверждает по представлениям Председателя Высшего хозяйственного суда  состав  Президиума,  председателей  судебных  коллегий,  а   также секретаря Пленума;

утверждает по представлению Председателя Высшего  хозяйственного суда состав научно-консультативного совета при Высшем хозяйственном суде;

заслушивает  сообщения  о  работе  Президиума,  а  также доклады председателей   судебных   коллегий   Высшего   хозяйственного   суда  о деятельности коллегий;

заслушивает доклады председателей хозяйственных судов Республики Каракалпакстан  областей  и  города   Ташкента  о  практике   применения законодательства, а также  о выполнении руководящих  разъяснений Пленума Высшего хозяйственного суда;

избирает Квалификационную коллегию судей и заслушивает сообщения о ее деятельности;

утверждает состав редакционной коллегии печатного органа Высшего хозяйственного суда;

осуществляет    другие    полномочия,    предоставленные     ему законодательством.



Статья 47. Порядок рассмотрения судебных дел

Пленумом Высшего хозяйственного суда

При  рассмотрении   дела  в   порядке  надзора   Пленум  Высшего хозяйственного суда заслушивает доклад судьи Высшего хозяйственного суда, который   излагает   обстоятельства   дела,   доводы   протеста.   Затем заслушивается  заключение  _Генерального  Прокурора,  после  чего Пленум переходит к обсуждению протеста.

После обсуждения протест ставится на голосование. Члены  Пленума не вправе воздерживаться от голосования.

Решение  по  протесту  считается  принятым,  если за него подано большинство  голосов   судей.  Судья,   ранее  принимавший   участие   в рассмотрении дела, не вправе участвовать в голосовании.

Протест, не собравший необходимого большинства голосов, считается отклоненным. Затем в порядке поступления голосуются иные предложения.

Член  Пленума,  несогласный  с  принятым  постановлением, вправе изложить свое мнение в письменном виде, которое приобщается к  протоколу заседания Пленума.



Статья 48. Постановление Пленума Высшего хозяйственного

суда, протокол его заседания

Постановление Пленума Высшего хозяйственного суда по  конкретным судебным  делам   вступает  в   законную  силу   с  момента принятия   и исполняется  в  порядке,  предусмотренном  Хозяйственным  процессуальным кодексом Республики Узбекистан.  В заседаниях Пленума ведется  протокол. Постановления  Пленума  и  протокол  подписываются Председателем Высшего хозяйственного суда и секретарем Пленума.



Статья 49. Рассмотрение Пленумом Высшего хозяйственного

суда вопросов, не связанных с разрешением

конкретных судебных дел

Вопросы,  не  связанные  с  разрешением конкретных судебных дел, внесенные в  соответствии с  настоящим Законом  на рассмотрение  Пленума Председателем Высшего  хозяйственного суда,  Генеральным прокурором  или Министром  юстиции  заслушиваются  соответственно  по  их  докладам  или докладам уполномоченных ими лиц.

В  обсуждении  этих  вопросов  могут  участвовать  также   лица, приглашенные на заседание Пленума Высшего хозяйственного суда.

Постановление   Пленума   принимается   открытым    голосованием большинством голосов членов Пленума, участвующих в заседании, и вступает в силу с момента принятия.

Руководящие   разъяснения   Пленума   по   вопросам   применения законодательства  обязательны  для  хозяйственных  судов,   организаций, других  органов  и  должностных  лиц,  применяющих  законодательство, по которому дано разъяснение.



Статья 50. Секретарь Пленума Высшего

хозяйственного суда

Секретарь  Пленума   Высшего  хозяйственного   суда,  наряду   с выполнением обязанностей судьи, осуществляет организационное обеспечение работы по подготовке заседания  Пленума, ведению протокола и  производит действия, необходимые для исполнения принятых Пленумом постановлений.



Статья 51. Состав Президиума Высшего

хозяйственного суда

Президиум Высшего хозяйственного суда образуется из числа  судей Высшего хозяйственного суда в количестве, определяемом Пленумом  Высшего хозяйственного суда.

Председатель   Высшего   хозяйственного   суда   и   его  первый заместитель, заместители входят в состав Президиума по должности.

Заседания Президиума проводятся  не реже одного  раза в месяц  и правомочны при наличии большинства членов Президиума.



Статья 52. Полномочия Президиума Высшего

хозяйственного суда

Президиум Высшего хозяйственного суда:

рассматривает дела в порядке надзора;

заслушивает доклады председателей хозяйственных судов Республики Каракалпакстан,  областей и города Ташкента  об  организации работы хозяйственных судов;

рассматривает  вопросы  организации  работы хозяйственных судов, судебных коллегий и аппарата Высшего хозяйственного суда;

осуществляет    другие    полномочия,    предоставленные     ему законодательством.



Статья 53. Судебные коллегии Высшего

хозяйственного суда

Судебные коллегии Высшего хозяйственного суда рассматривают дела по  первой  инстанции,  в  порядке  проверки законности и обоснованности решений,_в  предусмотренном  Хозяйственным  процессуальным  кодексом   и настоящим Законом порядке.



Статья 54. Председатель Высшего хозяйственного суда

Председатель Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан:

осуществляет организационное руководство деятельностью   Высшего хозяйственного суда;

вносит  протесты   на  решения,   определения  и   постановления хозяйственных судов Республики Узбекистан;

истребует дела для проверки в порядке надзора;

приостанавливает  в  предусмотренном  законом порядке исполнение решений,  определений  и  постановлений  хозяйственных  судов Республики Узбекистан;

организует работу  по обобщению  судебной практики,  а также  по осуществлению контроля  за выполнением  руководящих разъяснений  Пленума Высшего хозяйственного суда;

решает вопрос о  передаче дела из  одного хозяйственного суда  в другой хозяйственный суд республики;

созывает  Пленум  и  Президиум  Высшего  хозяйственного  суда  и председательствует на их заседаниях;

в необходимых случаях привлекает судей, входящих в состав  одной коллегии, для рассмотрения дел в составе другой коллегии;

вносит  в  Пленум  Высшего  хозяйственного  суда представления о несоответствии  руководящих  разъяснений  Пленума Высшего хозяйственного суда действующему законодательству Республики Узбекистан;

вносит представления в Конституционный суд Республики Узбекистан по  вопросам,  требующим  толкования  законов  Республики Узбекистан и о несоответствии нормативных актов Конституции Республики Узбекистан;

вносит  представления  в  Пленум  Высшего  хозяйственного суда о составе  судебных  коллегий  и  их  председателях,  о составе Президиума Высшего хозяйственного суда и Квалификационной коллегии судей;

вносит   представления   Президенту   Республики   Узбекистан  о кандидатурах на должности судей хозяйственных судов;

возбуждает   дела   о   дисциплинарной   ответственности   судей хозяйственных судов Республики Узбекистан;

распределяет обязанности между заместителями Председателя;

принимает и увольняет работников Высшего хозяйственного суда;

ведет  личный  прием   граждан  и  представителей   предприятий, учреждений, организаций;

осуществляет    другие    полномочия,    предоставленные     ему законодательством.



Статья 55. Первый заместитель, заместители Председателя

Высшего хозяйственного суда

Первый    заместитель,    заместители    Председателя    Высшего хозяйственного  суда:

вносят протесты на решения, определения и постановления судебных коллегий   по   разрешению   споров   Высшего   хозяйственного   суда  и хозяйственных судов;

могут  председательствовать  на  заседаниях  судебных   коллегий Высшего хозяйственного суда;

истребуют дела для проверки в порядке надзора;

приостанавливают исполнение решений, определений и постановлений хозяйственных судов Республики Узбекистан, по которым они вправе вносить протесты;

ведут  личный  прием   граждан  и  представителей   предприятий, учреждений и организаций;

руководят в соответствии  с распределением обязанностей  работой структурных подразделений Высшего хозяйственного суда;

осуществляют    другие     полномочия,    предоставленные     им законодательством.

В случае отсутствия Председателя Высшего Хозяйственного суда его полномочия  осуществляет первый заместитель Председателя, а при отсутствии и первого заместителя - заместитель Председателя.


Статья 56. Председатели судебных коллегий

Высшего хозяйственного суда

Председатели судебных коллегий Высшего хозяйственного суда:

организуют работу  судебных коллегий  и председательствуют  в их заседаниях;

представляют Президиуму, а также Пленуму Высшего  хозяйственного суда доклады о деятельности судебных коллегий;

истребуют судебные дела для обобщения судебной практики;

организуют работу по повышению квалификации судей;

осуществляют    другие     полномочия,    предоставленные     им законодательством.




ГЛАВА 2. ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ КАРАКАЛПАКСТАН,

ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СУДЫ ОБЛАСТЕЙ

И ГОРОДА ТАШКЕНТА

Статья 57. Состав хозяйственного суда

Республики Каракалпакстан, хозяйственных судов

областей и города Ташкента

Хозяйственный суд Республики Каракалпакстан, хозяйственные  суды областей  и  города  Ташкента  состоят  из  председателя,   заместителей председателя, судей.

При необходимости могут быть образованы судебные коллегии.

Президентом Республики Узбекистан по представлению Председателя Высшего  хозяйственного суда могут быть образованы хозяйственные суды и других городов.


Статья 58. Полномочия Хозяйственного суда

Республики Каракалпакстан, хозяйственного суда

области и города Ташкента

Хозяйственный суд Республики Каракалпакстан, хозяйственный суд области и города Ташкента:

рассматривает в пределах своих полномочий дела в качестве  суда первой инстанции и в порядке надзора;

обобщает судебную практику;

осуществляет    другие    полномочия,    предоставленные     ему законодательством.



Статья 59. Председатель Хозяйственного суда

Республики Каракалпакстан, хозяйственного суда

области и города Ташкента

Председатель Хозяйственного суда Республики Каракалпакстан, хозяйственного суда области и города Ташкента:

осуществляет руководство деятельностью суда;

вносит  протесты  на  решения,  определения  и  постановления по судебным делам в пределах и порядке, установленном законом;

может председательствовать на заседаниях судебных коллегий;

в необходимых случаях привлекает судей, входящих в состав  одной коллегии, для рассмотрения дел в составе другой коллегии;

в хозяйственных судах, где  нет судебных коллегий,  осуществляет проверку законности и обоснованности решений;

распределяет обязанности между заместителями председателя;

распределяет дела между судьями;

организует  работу  по  повышению  квалификации  судей  и других работников суда;

организует  работу  по  обобщению  судебной  практики  и ведению судебной статистики;

ведет  личный  прием   граждан  и  представителей   предприятий, учреждений, организаций;

принимает и увольняет работников хозяйственного суда;

осуществляет    другие    полномочия,    предоставленные     ему законодательством.



Статья 60. Заместитель председателя Хозяйственного

суда Республики Каракалпакстан, хозяйственного

суда области и города Ташкента

Заместитель председателя Хозяйственного суда Республики Каракалпакстан, хозяйственного суда области и города Ташкента:

осуществляет  в  соответствии   с  распределением   обязанностей руководство работой суда;

может председательствовать на заседаниях судебных коллегий;

ведет  личный  прием   граждан  и  представителей   предприятий, учреждений, организаций;

в хозяйственных судах,  где нет судебных  коллегий, осуществляет проверку законности и обоснованности решений;

в  случае   отсутствия  председателя   суда  осуществляет    его полномочия;

осуществляет    другие    полномочия,    предоставленные     ему законодательством.



РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ. СТАТУС СУДЕЙ

ГЛАВА 1. СУДЬИ, ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

Статья 61. Единство статуса судей

Все судьи  в Республике  Узбекистан обладают  единым статусом  и различаются между собой только полномочиями и компетенцией.



Статья 62. Требования к кандидатам в

судьи и народным заседателям

Судьей районного  (городского) суда,  хозяйственного суда, может быть назначен гражданин Республики Узбекистан не моложе 25 лет,  имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее двух лет и сдавший квалификационный экзамен.

Судьей  Верховного  суда  Республики  Каракалпакстан, областного суда,  Ташкентского  городского  суда,  военного  суда  Вооруженных Сил может  быть  назначен  гражданин  Республики  Узбекистан, имеющий высшее юридическое образование  и стаж работы  по юридической  специальности не менее пяти лет, в том числе,  как правило, не менее двух лет  в качестве судьи и сдавший квалификационный экзамен.

Судьей   Верховного   суда   Республики   Узбекистан,    Высшего хозяйственного суда может  быть избран гражданин  Республики Узбекистан, имеющий  высшее  юридическое  образование  и стаж  работы по юридической специальности не  менее семи  лет, в  том числе,  как правило, не менее пяти лет в качестве судьи, и сдавший квалификационный экзамен.

Судьей военного  суда может  быть назначен  гражданин Республики Узбекистан,  состоящий   на  действительной   военной  службе,   имеющий воинское звание офицерского  состава и отвечающий  требованиям настоящей статьи.

На  судей  военных   судов  распространяется  Закон   Республики Узбекистан "О всеобщей воинской обязанности и военной службе",  воинские уставы, меры   правовой   и   социальной   защиты,   установленные   для военнослужащих и предусмотренные настоящим Законом.

Народным заседателем может быть гражданин Республики  Узбекистан не моложе 25 лет, избранный  сроком на два с половиной  года на собрании граждан по месту жительства или работы открытым голосованием.

Народным  заседателем   военного  суда   может  быть   гражданин Республики  Узбекистан,  состоящий  на  действительной  военной  службе, достигший ко дню выборов возраста 18 лет. Народные заседатели избираются открытым  голосованием  на  собраниях  военнослужащих  воинских  частей сроком на полтора года.

Количество народных заседателей для каждого суда устанавливается Министром юстиции Республики Узбекистан.

Народные заседатели призываются к исполнению своих  обязанностей в судах в порядке очередности не более  чем на две недели в году,  кроме случаев,  когда   продление  этого   срока  вызывается   необходимостью закончить рассмотрение судебного дела,  начатого с их участием.  За этот период им сохраняется средний  заработок по месту работы,  независимо от формы собственности предприятия, организации, учреждения.



Статья 6З. Порядок избрания и назначения судей

Судьи  Верховного  суда  Республики   Узбекистан    и    Высшего хозяйственного  суда  избираются  Олий   Мажлисом    по    представлению Президента Республики Узбекистан.

Судьи  Республики  Каракалпакстан  избираются  или   назначаются Жокаргы   Кенесом    Республики    Каракалпакстан    по    представлению Председателя  Жокаргы  Кенеса,  согласованном  с  Президентом  Республики Узбекистан.

Судьи областных судов, Ташкентского  городского  суда,  районных (городских)  судов  назначаются  Президентом  Республики  Узбекистан  по совместному представлению  Председателя  Верховного  суда  и    Министра юстиции  Республики  Узбекистан,  а    хозяйственных    судов    -    по представлению Председателя Высшего хозяйственного суда.

Судьи военного суда Вооруженных Сил и военных  судов  гарнизонов назначаются  Президентом  Республики   Узбекистан    по    представлению Председателя Верховного суда Республики Узбекистан.

Количество  судей  Верховного  суда    Республики    Узбекистан, Высшего  хозяйственного  суда  устанавливается    Олий    Мажлисом    по представлению Президента Республики Узбекистан.

Количество  судей  областного  суда,  Ташкентского    городского суда, районного (городского) суда, военного  суда,  хозяйственного  суда устанавливается  Президентом  Республики  Узбекистан  по   представлению соответственно Министра юстиции  Республики  Узбекистан,    Председателя Верховного  суда    Республики    Узбекистан,    Председателя    Высшего хозяйственного суда.



Статья 64. Присяга судьи

Лицо,  впервые  назначенное  (избранное)  на  должность   судьи, приносит присягу следующего содержания:

"Торжественно клянусь  честно  и  добросовестно  исполнять  свои обязанности, осуществлять правосудие,  подчиняясь  только  Закону,  быть беспристрастным, объективным и справедливым, как велят  мне  долг  судьи и моя совесть". Присяга  приносится  судьей  в  торжественной  обстановке  перед Государственным  флагом  Республики  Узбекистан,    а    в    Республике Каракалпакстан  -  также  и  перед  Государственным  флагом   Республики Каракалпакстан.

Приносят присягу судьи:

Верховного  суда  Республики  Узбекистан  на  заседании  Пленума Верховного суда, а судьи хозяйственных  судов  -  на  заседании  Пленума Высшего хозяйственного суда;

Верховного  суда    Республики    Каракалпакстан,    областных, Ташкентского городского  судов  -  на  совместном  заседании  Президиума Верховного суда и коллегии Министерства юстиции Республики Узбекистан;

районных  (городских)  судов  -   на    совместном    заседании президиумов  областных,  Ташкентского  городского  судов   и    коллегий соответствующих управлений юстиции, а в Республике Каракалпакстан  -  на совместном  заседании  Президиума    Верховного    суда    и    коллегии Министерства юстиции Республики Каракалпакстан;

военных  судов  -  на  заседании  Президиума  Верховного    суда Республики Узбекистан.



Статья 65. Права судей

Судьи вправе:

требовать  от  должностных  лиц  и  граждан  исполнения    своих распоряжений, связанных с осуществлением правосудия;

запрашивать  информацию    от    государственных    органов    и общественных объединений, научных учреждений и информационных центров.

Государственные органы,  общественные  объединения,  должностные лица,  другие  юридические  и  физические  лица  обязаны  беспрекословно выполнять требования и распоряжения судей,  связанные  с  осуществлением правосудия.  Информация,  документы  и  их  копии,    необходимые    для осуществления  правосудия,  предоставляются    по    требованию    судей безвозмездно.  Неисполнение  требований  и  распоряжений  судей   влечет установленную законом ответственность.



Статья 66. Обязанности судей

Судьи при рассмотрении гражданских, уголовных,  хозяйственных  и административных дел  обязаны  неукоснительно  соблюдать  Конституцию  и другие законы Республики Узбекистан, обеспечивать защиту прав  и  свобод граждан, их чести, достоинства и имущества, прав  и  охраняемых  законом интересов предприятий, организаций и учреждений,  быть  беспристрастными и справедливыми.

Судьи  при  выполнении  своих  обязанностей,    а    также    во внеслужебных отношениях должны избегать  всего,  что  могло  бы  умалить авторитет правосудия, достоинство  судьи  или  вызвать  сомнения  в  его объективности.

Судьи не вправе разглашать тайну совещания судей и

сведения, полученные при проведении закрытых судебных заседаний.

Судьи  Верховного  суда  Республики  Узбекистан    и    Высшего хозяйственного суда не могут быть депутатами Олий Мажлиса.

Судьи не могут состоять членами политических партий  и  движений и занимать какую-либо другую оплачиваемую должность.



ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ГАРАНТИИ

НЕЗАВИСИМОСТИ СУДЕЙ

Статья 67. Обеспечение независимости судей

Независимость судей обеспечивается:

установленным  законом  порядком  их  избрания,  назначения    и освобождения;

неприкосновенностью судей;

строгой процедурой осуществления правосудия;

тайной совещания  судей  при  вынесении  решений  и  запрещением требовать её разглашения;

ответственностью  за  неуважение  к  суду  или  вмешательство  в разрешение конкретных дел, нарушение неприкосновенности судей;

предоставлением  судье  за  счет  государства  материального   и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.



Статья 68. Ответственность за неуважение к судье

Государственные  органы  и  другие   учреждения,    организации, должностные лица, граждане обязаны  уважать  и  соблюдать  независимость судей.

Проявление неуважения к  судье,  а  равно  совершение  действий, свидетельствующих о явном пренебрежении к нему,  влекут  ответственность в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.



Статья 69. Недопустимость вмешательства

в разрешение судебных дел

Вмешательство в деятельность судей  по  осуществлению  правосудия недопустимо.

Воздействие в какой бы  то  ни  было  форме  на  судей  с  целью воспрепятствовать всестороннему,  полному  и  объективному  рассмотрению конкретного  дела  либо  добиться    вынесения  незаконного    судебного решения  влечет   уголовную    ответственность    в    соответствии    с законодательством Республики Узбекистан.

Запрещается  требовать  от  судьи  каких-либо   объяснений    по существу рассмотренных или  находящихся  в  производстве  дел,  а  также представлять их кому  бы  то  ни  было  для  ознакомления  иначе  как  в случаях и порядке, предусмотренных законодательством.

Средства  массовой  информации  не  вправе  предрешать  в  своих сообщениях результаты  судебного  разбирательства  по  конкретному  делу или иным образом воздействовать на суд.



Статья 70. Неприкосновенность судей

Личность  судьи  неприкосновенна.    Неприкосновенность    судьи распространяется на его жилище,  служебное  помещение,  используемые  им транспорт и  средства  связи,  его  корреспонденцию,  принадлежащие  ему вещи и документы.

В  целях  обеспечения  личной  безопасности  судей  им  выдается огнестрельное  оружие   по    списку,    определяемому    соответственно Председателем  Верховного  суда  Республики  Узбекистан,   Председателем Высшего хозяйственного суда, Министром  юстиции  Республики  Узбекистан. В необходимых случаях  по  постановлению  председателя  соответствующего суда  органом  внутренних  дел  судье  и  его   семье    предоставляется вооруженная охрана.

Уголовное дело в отношении судьи может  быть  возбуждено  только Генеральным прокурором Республики Узбекистан.

Судья не  может  быть  привлечен  к  уголовной  ответственности, заключен под  стражу  без  согласия  соответственно  Пленума  Верховного суда Республики Узбекистан, Пленума Высшего хозяйственного суда.

Ответственность  судьи  за    административное    правонарушение допускается  с  согласия  соответствующей   квалификационной    коллегии судей.

Проникновение в жилище или служебное помещение  судьи,  в  личный или используемый им транспорт, производство  там  досмотра,  обыска  или выемки, прослушивание  его  телефонных  переговоров,  личный  досмотр  и личный  обыск  судьи,  а  равно  досмотр,  изъятие  или    выемка    его корреспонденции,  принадлежащих  ему   вещей    и    документов    могут производиться  не  иначе  как    с    санкции    прокурора    Республики Каракалпакстан, прокурора области, города Ташкента,  военного  прокурора Вооруженных Сил либо по судебному решению.

Уголовное  дело  в  отношении  судьи   районного    (городского) суда,  военного  суда  гарнизона    подсудно  вышестоящему  суду,  а   в отношении судей других судов - Верховному суду Республики Узбекистан.

На народных заседателей в период исполнения ими  обязанностей  в суде распространяются все гарантии неприкосновенности судей.



Статья 71. Приостановление полномочий судьи

Полномочия судьи приостанавливаются в случае привлечения  его  к уголовной ответственности.

Полномочия  судьи  могут  приостанавливаться   по    совместному представлению  Председателя  Верховного  суда   и    Министра    юстиции Республики Узбекистан, в  отношении  судей  Верховного  суда  Республики Узбекистан  и  судей  военных  судов  -  Председателя  Верховного   суда Республики Узбекистан, а в отношении  судей  хозяйственных  судов  -  по представлению  Председателя  Высшего  хозяйственного    суда    решением соответствующей квалификационной коллегии судей в случаях, если:

судья  занимается  деятельностью,  не    совместимой    с    его должностью;

судья  был  подвергнут   принудительным    мерам    медицинского характера или ограничен  в  дееспособности  соответственно  определением или решением суда, вступившим в законную силу;

судья  был  признан  безвестно  отсутствующим  решением    суда, вступившим в законную силу.

Полномочия судьи приостанавливаются  до  отпадения  оснований  к их приостановлению.

Судья  вправе  обжаловать  решение  квалификационной    коллегии судей  в  порядке,    устанавливаемом    законодательством    Республики Узбекистан.

Приостановление  полномочий  судьи,  за  исключением    случаев, когда к судье в качестве меры пресечения  было  избрано  заключение  под стражу,    не  влечет  за  собой  приостановления  выплаты  этому  судье заработной  платы  или  уменьшения  ее  размера,  снижения  уровня   его обеспечения  и  не    лишает    судью    гарантий    неприкосновенности, установленных настоящим Законом.



Статья 72. Прекращение полномочий судьи

Полномочия  судьи  Верховного  суда    Республики    Узбекистан, Высшего  хозяйственного   суда    прекращаются    Олий    Мажлисом    по представлению   Президента      Республики      Узбекистан;        судьи областных,  Ташкентского  городского,  районных  (городских),    военных судов - Президентом  Республики  Узбекистан  по  представлению  Министра юстиции Республики Узбекистан, основанного  на  заключении  Председателя Верховного суда  Республики  Узбекистан;  судьи  хозяйственных  судов  - Президентом  Республики  Узбекистан  по    представлению    Председателя Высшего  хозяйственного  суда;  судьи  судов  Республики  Каракалпакстан Жокаргы  Кенесом  Республики  Каракалпакстан    по    представлению    в установленном порядке Председателя Жокаргы Кенеса, в случаях:

а) нарушения им присяги судьи;

б) его письменного заявления;

в)  продолжения  судьей  деятельности,  несовместимой   с    его должностью,  после  сделанного  ему  соответствующей    квалификационной коллегией судей предупреждения или приостановления его полномочий;

г) признания его  недееспособным  решением  суда,  вступившим  в законную силу;

д) утраты судьей гражданства Республики Узбекистан;

е)  состоявшегося  о  нем  и  вступившего  в    законную    силу обвинительного приговора суда;

ж) объявления его умершим решением суда, вступившим  в  законную силу;

з)  его  неспособности  по  состоянию    здоровья    или    иным уважительным  причинам  в  течение   длительного    времени    исполнять обязанности судьи;

и) смерти судьи.

Прекращение  полномочий  судьи  в    случаях,    предусмотренных пунктами "а", "в", "з"  настоящей  статьи,  допускается  на  основании решения соответствующей квалификационной коллегии судей.

Судья  вправе  обжаловать  решение  квалификационной    коллегии судей  в  порядке,    устанавливаемом    законодательством    Республики Узбекистан.

Полномочия  народных  заседателей  прекращаются  по  основаниям, указанным в настоящей статье, кроме пункта "а".



Статья 73. Дисциплинарная ответственность судей

Судья  может  быть  привлечен  к  дисциплинарной  ответственности лишь по решению квалификационной коллегии судей:

за нарушения законности при осуществлении правосудия;

за  упущения  в  организации    судебной    работы    в следствии небрежности  или  недисциплинированности,  а   также    за    совершение служебного или порочащего проступка.

Судья  военного  суда  может  быть  привлечен  к  дисциплинарной ответственности также за нарушение воинской дисциплины.

Отмена или изменение судебного решения само по  себе  не  влечет ответственности судьи, участвовавшего  в  вынесении  судебного  решения, если при этом им не были допущены преднамеренное нарушение  закона  либо недобросовестность, повлекшая существенные последствия.

Порядок  привлечения  судей  к  дисциплинарной   ответственности устанавливается  Положением,  утверждаемым  Олий  Мажлисом    Республики Узбекистан.



Статья 74. Квалификационные коллегии судей

Для рассмотрения вопросов:

отбора кандидатов на должность судьи;

дисциплинарной ответственности судьи;

приостановления или прекращения полномочий судьи;

обеспечения неприкосновенности судьи;

проведения аттестации судьи и присвоения  ему  квалификационного класса  создаются   Высшая    квалификационная    коллегия    судей    и квалификационные коллегии судей.

Высшая квалификационная  коллегия  судей    избирается  Пленумом Верховного  суда  Республики  Узбекистан,  а  Квалификационная  коллегия судей  хозяйственных  судов  -  Пленумом  Высшего  хозяйственного   суда сроком на пять лет.

Квалификационные  коллегии  судей    Республики  Каракалпакстан, областей, города Ташкента избираются на тот же срок на  собраниях  судей соответствующих территорий, а квалификационные  коллегии  судей  военных судов - на собраниях судей военных судов.

Порядок организации  и  деятельности  квалификационных  коллегий судей определяется Положением,  утверждаемым  Олий  Мажлисом  Республики Узбекистан.



ГЛАВА 3. МАТЕРИАЛЬНОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ СУДЕЙ

Статья 75. Материальное обеспечение судей

Заработная плата судьи состоит из должностного оклада  и  доплат за квалификационный класс и  выслугу  лет  в  размерах,  устанавливаемых Президентом Республики Узбекистан.

Судьям   предоставляются    ежегодные    оплачиваемые    отпуска продолжительностью 36 рабочих дней.

Судья  в  течении  шести  месяцев  после  избрания  (назначения) обеспечивается жильем и квартирным телефоном.



Статья 76. Меры социальной защиты судей и членов их семей

Жизнь и здоровье судей находятся под особой  защитой  государства и    подлежат  обязательному    государственному  страхованию  за   счет средств республиканского бюджета.

Органы  государственного  страхования   выплачивают    страховые суммы в случаях:

гибели (смерти) судьи в период работы либо  после  увольнения  с должности,  если  она  наступила  вследствие  телесных  повреждений  или иного повреждения здоровья, полученных в связи с  исполнением  служебных обязанностей, его наследникам в размере  50  месячной  заработной  платы судьи;

причинения судье в связи с  исполнением  служебных  обязанностей увечья  или  иного  повреждения   здоровья,    исключающих    дальнейшую возможность заниматься  профессиональной деятельностью, - в  размере  25 месячной заработной платы судьи;

причинения судье  телесных  повреждений  или  иного  повреждения здоровья, полученных в связи с исполнением служебных обязанностей  и  не повлекших  стойкой  утраты  трудоспособности,  которые   бы    исключали дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, -    в размере 5 месячной заработной платы судьи.

В случае  причинения  судье  в  связи  с  исполнением  служебных обязанностей  увечья  или  иного  повреждения   здоровья,    исключающих дальнейшую возможность заниматься  профессиональной  деятельностью,  ему ежемесячно  выплачивается компенсация в виде  разницы  между  заработной платой  и  назначенной  пенсией  без  зачета  выплат,   полученных    по государственному страхованию.

В случае гибели (смерти) судьи вследствие  телесных  повреждений или  иного  повреждения  здоровья,  полученных  в  связи  с  исполнением служебных   обязанностей,    нетрудоспособным    членам    его    семьи, находившимся на его иждивении, ежемесячно  выплачивается  компенсация  в виде разницы между приходившейся на  их  долю  частью  заработной  платы погибшего и назначенной  им  пенсией  по  случаю  потери  кормильца  без зачета выплат, полученных по государственному страхованию.

Ущерб,  причиненный  уничтожением  или  повреждением  имущества, принадлежащего судье, в связи с его  служебной  деятельностью,  подлежит возмещению ему или членам его семьи в полном объеме.

Выплаты  по  возмещению   вреда,    предусмотренные    настоящей статьей, производятся за счет средств бюджета  Республики  Узбекистан  с последующим взысканием  их  с  виновных  лиц,  в  установленном  законом порядке.



РАЗДЕЛ ПЯТЫЙ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 77. Судебный исполнитель

Для  принудительного  исполнения  судебных  решений  при   судах состоят судебные исполнители. В суде, где имеются два и  более  судебных исполнителя, один из них является старшим.

В целях обеспечения личной безопасности  судебных  исполнителей, в необходимых случаях, им на время  проведения  действий  по  исполнению судебного решения выдается, в установленном  порядке,  табельное  оружие или  по  постановлению  председателя  соответствующего   суда    органом внутренних дел выделяется охрана.

Порядок    исполнения    судебных    решений        определяется законодательством Республики Узбекистан.



Статья 78. Аппарат суда

Аппарат  суда  обеспечивает  его   работу    по    осуществлению правосудия, обобщению судебной практики,  анализу  судебной  статистики, а также по выполнению других функций суда. В этих же целях  в  Верховном суде, Высшем хозяйственном суде образуются управления, отделы  и  другие подразделения.

Руководители управлений, отделов и  их  заместители,  помощники, главные, старшие консультанты и консультанты судов  проходят  аттестацию в  порядке,  устанавливаемом  соответственно  Председателем   Верховного суда Республики Узбекистан, Председателем Высшего  хозяйственного  суда, Министром юстиции Республики Узбекистан.

Порядок установления и присвоения  классных  чинов  определяется Положением, утверждаемым Олий Мажлисом Республики Узбекистан.



Статья 79. Структура и штаты судов

Структура  и  общая  численность  Верховного  суда    Республики Узбекистан,  военных  судов,    хозяйственных      судов    утверждаются Президентом  Республики  Узбекистан  по  представлению    соответственно Председателя  Верховного  суда,  Председателя  Высшего    хозяйственного суда.

Структура  и  общая  численность  Верховного  суда    Республики Каракалпакстан,  областного  суда,   Ташкентского    городского    суда, районного  (городского)  суда  утверждается    Президентом    Республики Узбекистан по представлению Министра юстиции Республики Узбекистан.

Штатное    расписание    судов    утверждается    соответственно Председателем  Верховного  суда,  Председателем  Высшего  хозяйственного суда, Министром юстиции Республики Узбекистан.

Председатель  Верховного  Суда,  Высшего  хозяйственного   суда, Министр  юстиции  Республики  Узбекистан  при    необходимости    вносят изменения в штатное расписание судов  в  пределах  общей  численности  и фонда оплаты труда.



Статья 80. Финансирование и материально

техническое обеспечение судов

Каждый суд обеспечивается отдельным зданием и автотранспортом.

Финансирование,  материально-техническое  и  иное    обеспечение судов,  охрана  и  содержание  их  зданий   осуществляются    за    счет ассигнований  из  республиканского    бюджета.    Размер    ассигнований утверждается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Распределение выделенных ассигнований, осуществляется:

- районным (городским), областным судам,  Ташкентскому  городскому суду и Верховному суду Республики Каракалпакстан  Министерством  юстиции Республики Узбекистан;

- военным судам - Министерством обороны Республики Узбекистан;

- Верховному суду Республики Узбекистан,  Высшему хозяйственному суду, хозяйственным судам Республики Каракалпакстан хозяйственным судам областей и города Ташкента - соответственно Верховным судом  Республики Узбекистан, Высшим хозяйственным судом.


Статья 81. Печатный орган Верховного суда,

Высшего хозяйственного суда

Верховный суд Республики Узбекистан и Высший  хозяйственный  суд имеют свои печатные органы.



Статья 82. Научно-консультативный совет

при Верховном суде, Высшем хозяйственном суде

При Верховном суде Республики Узбекистан,  Высшем  хозяйственном суде  образуется  научно-консультативный    совет,   который    является совещательным  органом  и  действует  на  общественных  началах.  В  его задачу входит разработка научно обоснованных  рекомендаций  по  вопросам применения законодательства, возникающим в судебной практике.



Статья 83. Печать судов

Суды  имеют  печать  с  изображением Государственного    герба Республики Узбекистан и своим наименованием.

Верховный суд Республики  Узбекистан, Высший хозяйственный  суд, Верховный суд  Республики Каракалпакстан,  Хозяйственный суд  Республики Каракалпакстан,   областные   суды,   Ташкентский   городской   суд,  суд Вооруженных Сил хозяйственные суды  областей и города Ташкента  являются юридическими лицами.


Статья 84. Символы судебной власти

На здании суда устанавливается Государственный  флаг  Республики Узбекистан, а в зале  судебных  заседаний  изображение  Государственного герба Республики Узбекистан.

Судьи  заседают  в  специальной  одежде,  описание  и    образцы которой утверждаются Олий Мажлисом Республики Узбекистан.

Судьям    выдаются    удостоверения    Президентом    Республики Узбекистан.




Президент

Республики Узбекистан                                         И.Каримов



гор. Ташкент



"Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан",

1993, N 10, ст. 367