Типовое положение о порядке осуществления ведомственного экологического контроля (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 08.10.2015 г. N 286)
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к Постановлению КМ РУз
от 08.10.2015 г. N 286
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке осуществления ведомственного
экологического контроля
1. Настоящее Типовое положение о порядке осуществления ведомственного экологического контроля (далее - Положение) разработано в соответствии с Законом Республики Узбекистан "Об экологическом контроле" и определяет порядок осуществления ведомственного экологического контроля органами государственного и хозяйственного управления в подведомственных им организациях.
2. Порядок осуществления ведомственного экологического контроля регламентируется Законом Республики Узбекистан "Об экологическом контроле", другими актами законодательства и настоящим Положением.
3. Ведение ведомственного контроля за состоянием окружающей среды и природных ресурсов является обязательным в органах государственного и хозяйственного управления, в функции которых входят координация и/или организация пользования природными ресурсами и их воспроизводством, а также, если деятельность подведомственных им организаций связана с выбросами и сбросами загрязняющих веществ в окружающую среду, и размещением отходов.
II. ОСНОВНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ И ФУНКЦИИ
ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО И ХОЗЯЙСТВЕННОГО
УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ВЕДОМСТВЕННОГО
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
4. Органы государственного и хозяйственного управления обязаны в области ведомственного экологического контроля в подведомственных организациях, в органах государственного и хозяйственного управления:
предотвращать, выявлять и пресекать случаи нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
выявлять ситуации, которые могут привести к загрязнению окружающей среды, нерациональному использованию предоставленных им природных ресурсов и создавать угрозу жизни и здоровью граждан;
обеспечивать выполнение обязанностей в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, реализацию ведомственных экологических программ;
информировать государственные и иные организации и граждан об изменениях в окружающей среде вследствие деятельности подведомственных организаций, прогнозах ее состояния, использовании природных ресурсов и принимаемых мерах в рамках своей компетенции;
повышать эффективность природоохранной деятельности.
5. В целях осуществления возложенных обязанностей органы государственного и хозяйственного управления в пределах своих полномочий:
разрабатывают и утверждают внутриведомственные акты в области экологического контроля;
контролируют своевременность разработки экологических нормативов и их соблюдение;
координируют разработку и выполнение производственных планов мероприятий и программ по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов;
способствуют созданию систем непрерывного наблюдения за выбросами и сбросами загрязняющих веществ в окружающую среду, за состоянием окружающей среды и природных ресурсов в подведомственных организациях и контролируют их работу;
организуют подготовку и повышение квалификации работников экологических служб;
оказывают методическую помощь и содействие в проведении производственного экологического контроля в подведомственных организациях;
принимают меры для привлечения к дисциплинарной и материальной ответственности работников, виновных в невыполнении обязанностей, направленные на охрану окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов, а также по осуществлению ведомственного и производственного экологического контроля.
Органы государственного и хозяйственного управления могут осуществлять и иные функции в соответствии с законодательством.
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
6. Объектами ведомственного экологического контроля являются:
земля, ее недра, воды, растительный и животный мир, атмосферный воздух;
природные и техногенные источники воздействия на окружающую среду;
деятельность, действие или бездействие, которые могут привести к загрязнению окружающей среды и нерациональному использованию природных ресурсов, создавать угрозу жизни и здоровью граждан.
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
7. Субъектами ведомственного экологического контроля являются органы государственного и хозяйственного управления.
От имени органа государственного и хозяйственного управления ведомственный экологический контроль осуществляют:
руководящий орган органа государственного и хозяйственного управления в соответствии с его положением (уставом);
работники органа государственного и хозяйственного управления;
экологическая служба органа государственного и хозяйственного управления, созданная в соответствии с законодательством.
8. Руководящий орган государственного и хозяйственного управления:
утверждает внутриведомственные акты о порядке осуществления ведомственного экологического контроля;
разрабатывает и утверждает инструкции, дает разъяснения по вопросам ведомственного и производственного экологического контроля;
рассматривает и принимает решения по спорам между подведомственными организациями и ведомственной экологической службой и/или работниками органа государственного и хозяйственного управления, осуществляющими ведомственный экологический контроль.
9. Работники органа государственного и хозяйственного управления, а также экологическая служба органа государственного и хозяйственного управления осуществляют деятельность в соответствии с трудовыми договорами, должностными инструкциями и иными ведомственными актами.
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
10. Формами ведомственного экологического контроля являются:
проверка соблюдения юридическими и физическими лицами требований законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, реализации государственных и иных экологических программ;
инспектирование подведомственных организаций.
11. Ведомственный экологический контроль осуществляется также путем учета факторов воздействия на окружающую среду, анализа, оценки и прогнозирования состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
12. При осуществлении ведомственного экологического контроля могут быть использованы и иные формы в соответствии с законодательством.
13. Применение форм ведомственного экологического контроля, не предусмотренных нормативно-правовыми актами, не допускается.
VI. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОВЕРОК СОБЛЮДЕНИЯ
ПОДВЕДОМСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ТРЕБОВАНИЙ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ
СРЕДЫ И РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ
РЕСУРСОВ, РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНОВ МЕРОПРИЯТИЙ
И ПРОГРАММ
14. Проверки соблюдения подведомственными организациями требований законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, реализации планов мероприятий и программ (далее - проверки) осуществляются в виде плановых проверок, внеплановых проверок и проверок в порядке контроля.
15. Проверки осуществляются в период времени, соответствующий рабочему в проверяемой организации.
16. В случаях несовпадения режимов рабочего времени производственных подразделений, цехов, а также служб и администрации в проверяемой организации временем для проведения проверки считается время работы производственных подразделений, цехов, служб и администрации в соответствии с целями проверки.
17. Продолжительность и периодичность проведения проверок определяется руководителем органа государственного и хозяйственного управления.
18. Основаниями для проведения проверки являются:
годовые и/или перспективные планы осуществления проверок, утвержденные руководителем органа государственного и хозяйственного управления, либо его коллегиальным органом управления;
приказ (распоряжение) руководителя органа государственного и хозяйственного управления, либо его заместителя о назначении проверки, изданный на основании и во исполнение годового или перспективного плана проверок, с указанием срока проверки, исполнителей и круга вопросов для изучения.
19. Проверки также назначаются органами государственного и хозяйственного управления при поступлении обоснованных жалоб юридических и физических лиц в случаях нарушения природоохранного законодательства подведомственными организациями, или соответствующими решениями правоохранительных органов, а также при угрозе возникновения аварийных, чрезвычайных ситуаций и несанкционированных загрязнений окружающей среды.
20. В рамках проверки изучаются:
материалы последних проверок, осуществленных в порядке государственного ведомственного, производственного и общественного экологического контроля;
заключение(я) государственной экологической экспертизы;
материалы экологического аудита;
разрешительные и нормативные документы (в том числе материалы по нормированию выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в природную среду и размещения отходов, государственные акты на право постоянного пользования земельными участками, пользования объектами растительного и животного мира, акты горных отводов, лицензии и др.);
наличие и основания осуществления деятельности иных природопользователей на территории проверяемого объекта, а также соблюдение ими договорных условий по соответствующей деятельности;
материалы ведомственного мониторинга окружающей среды;
состояние выполнения предписаний органов государственного экологического контроля, программ действий по охране окружающей среды, отраслевых и региональных программ по охране окружающей среды и других планов и мероприятий касательно данного производственного объекта, а также реализации планов и мероприятий по охране окружающей природной среды и природопользованию;
достоверность отчетных данных по охране окружающей среды и рациональному природопользованию;
состояние организации работ по охране природы и рациональному природопользованию, а также контролю загрязнения окружающей среды;
состояние объектов очистки сточных вод и выбросов в атмосферу, оборудования, приборов и устройств контроля за выбросами и сбросами загрязняющих веществ в окружающую среду;
обеспечение режима охраняемых природных территорий и объектов;
формирование и расходование средств на охрану окружающей среды;
проектные и фактические показатели:
производственной деятельности;
размещения производственных площадок и цехов, технологической схемы производства;
состояния природопользования и охраны окружающей природной среды (источники, состав и объем выбросов, сбросов загрязняющих веществ и отходы производства и потребления и др.);
воспроизводства и качества возобновляемых природных ресурсов, в том числе объектов растительного и животного мира;
внесения платежей за природопользование и загрязнение окружающей среды;
другие материалы, касающиеся природоохранной деятельности на проверяемом объекте.
21. В случае проверки по жалобам юридических и физических лиц, по соответствующим решениям правоохранительных органов, при возникновении аварийных, чрезвычайных ситуаций и их угрозе, несанкционированных загрязнений окружающей среды, нарушений пользования природными ресурсами изучаются обстоятельства, связанные с причинами и условиями их возникновения.
22. Отбор проб на объектах проверяемой организации осуществляется при наличии источников загрязнения природной среды, размещения отходов.
23. Отбор проб на источниках выбросов вредных веществ в атмосферу, сбросов сточных вод, почв и анализ содержания в них загрязняющих веществ производится по методикам, применяемым органами государственного экологического контроля.
24. Оценка эмиссий загрязняющих веществ выполняется путем сравнения полученных показателей с установленными экологическими нормативами.
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
25. Ведомственный экологический контроль окружающей среды ведется в системе:
государственного мониторинга окружающей природной среды и проводится по природным объектам, источникам загрязнения, опасным природно-техногенным процессам, а также в виде фонового мониторинга в порядке, установленном законодательством;
внутриведомственного мониторинга за состоянием окружающей среды и природных ресурсов в порядке, установленном внутриведомственными актами, согласованными с Государственным комитетом Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды.
26. Ведение внутриведомственного экологического контроля за состоянием окружающей среды и природных ресурсов является обязательным в органах государственного и хозяйственного управления, если деятельность подведомственных им организаций связана с выбросами и сбросами загрязняющих веществ в окружающую среду и размещением отходов.
ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
27. Органы государственного и хозяйственного управления в целях своевременного предотвращения, выявления и пресечения случаев нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов в подведомственных организациях, а также выявления в них ситуаций, которые могут привести к загрязнению окружающей среды, нерациональному использованию природных ресурсов и создать угрозу жизни и здоровью граждан, вправе осуществлять инспектирование подведомственных организаций.
28. Инспектирование подведомственных организаций осуществляется в форме обхода (объезда), осмотра и иных формах, обеспечивающих оперативное ознакомление с соответствующей их деятельностью.
29. Инспектирование сопровождается отбором проб, осуществляемым в порядке, предусмотренном для внутриведомственного экологического контроля, фото-, видеосъемками и иными способами документирования.
30. При проведении инспектирования органами государственного и хозяйственного управления могут привлекаться общественные инспектора экологического контроля в порядке, установленном законодательством.
31. Продолжительность, периодичность и иные условия осуществления инспектирования устанавливаются внутриведомственными актами.
РЕЗУЛЬТАТОВ ВЕДОМСТВЕННОГО
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
32. По итогам проверки составляется акт, в котором указываются:
дата и место его составления;
должности, фамилии, имена и отчества лиц, участвовавших в осуществлении проверки, а также лиц - представителей контролируемой организации;
основания проведения проверки с указанием реквизитов соответствующих документов;
дата фактического ее начала и окончания;
перечень поставленных вопросов для изучения и ответы на них;
факты невыполнения или нарушения требований законодательства об охране природы и рационального использования природных ресурсов, экономических механизмов природопользования, предписаний и рекомендаций органов государственного ведомственного, производственного экологического контроля, разрешительных и нормативных документов, факты привлечения работников к дисциплинарной ответственности в связи невыполнением должностных обязанностей в соответствующей сфере, а также должностных лиц организации - к административной ответственности за правонарушения в области охраны природной среды и природопользования в течение последнего календарного года;
предложения для принятия мер по выявленным фактам нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
Акт подписывается лицами, участвовавшими в осуществлении проверки, и представителем контролируемой организации.
33. Если представитель контролируемой организации отказывается подписывать акт, то об этом в акте производится соответствующая запись.
34. К акту прилагаются пояснительные и справочные материалы, объяснения и замечания, возражения представителя контролируемой организации.
35. В случае отказа руководителя контролируемой организации от подписания акта по результатам ведомственного экологического контроля вопрос достоверности фактов, изложенных в нем, определяется руководителем ведомства путем изучения прилагаемых к акту материалов и письменного обоснования руководителя контролируемой организации причин отказа от подписания.
36. По итогам инспектирования составляется справка, в которой указываются:
дата и место ее составления;
должности, фамилии, имена и отчества лиц, участвовавших в осуществлении инспектирования, а также лиц - представителей инспектируемой организации;
основания проведения инспектирования с указанием реквизитов соответствующих документов;
дата фактического его начала и окончания;
ответы на вопросы, поставленные для изучения.
Справка подписывается лицами, участвовавшими в осуществлении инспектирования, и представителем контролируемой организации, если они присутствовали при этом.
К справке могут быть приложены пояснительные и справочные материалы, объяснения и замечания, возражения представителя(ей) проинспектированных организаций, кино-, фотодокументы.
37. В процессе ведомственного экологического контроля окружающей среды составляются акты отбора проб, протоколы измерений, справочные, аналитические и иные документы.
38. В случае выявления нарушений требований законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а также ситуаций, которые могут создавать угрозу жизни и здоровью граждан, должностное лицо органа государственного или хозяйственного управления вносит предложения руководителю подведомственной организации для принятия соответствующих мер.
39. Органы государственного и хозяйственного управления по результатам ведомственного экологического контроля вправе принимать и иные меры реализации в соответствии со своим положением (уставом), а также положениями (уставами) подведомственных организаций.
40. Органы государственного и хозяйственного управления обязаны в порядке, установленном законодательством, передавать средствам массовой информации сообщения о выявленных нарушениях требований законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, представляющих угрозу безопасности населения, населенных пунктов, производственных объектов и коммуникаций.
41. Вмешательство в осуществление ведомственного экологического контроля, а равно воздействие в какой бы то ни было форме на уполномоченных лиц, осуществляющих ведомственный экологический контроль, воспрепятствование их деятельности запрещается.
42. Споры в области ведомственного экологического контроля, возникшие между подведомственной организацией и уполномоченными лицами, осуществляющими ведомственный экологический контроль, разрешаются руководящим органом соответствующего ведомства.
43. Споры в области ведомственного экологического контроля, возникшие между органами государственного и хозяйственного управления, с одной стороны, и иными субъектами экологического контроля, с другой стороны, решаются в порядке, установленном законодательством.
44. Лица, виновные в нарушении законодательства в области ведомственного экологического контроля, несут ответственность в установленном порядке.
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
19 октября 2015 г., N 41, ст. 525
"Собрание постановлений Правительства Республики Узбекистан",
2015 г., N 10, ст. 90