Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Типовое положение о порядке осуществления производственного экологического контроля (Приложение N 2 к Постановлению КМ РУз от 08.10.2015 г. N 286)

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ПРИЛОЖЕНИЕ N 2

к Постановлению КМ РУз

от 08.10.2015 г. N 286



ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке осуществления производственного

экологического контроля


I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Настоящее Типовое положение разработано в соответствии с Законом Республики Узбекистан "Об экологическом контроле" и определяет основные требования и порядок осуществления производственного экологического контроля хозяйствующими субъектами.


2. Осуществление производственного экологического контроля является обязательным условием природопользования и регламентируется Законом Республики Узбекистан "Об экологическом контроле", другими актами законодательства и настоящим Положением.


3. Производственный экологический контроль осуществляется экологической службой хозяйствующего субъекта.

Экологическая служба формируется в виде департамента, управления, отдела либо иной структурной единицы, а также может состоять из одного работника.


4. Производственный экологический контроль осуществляют работники хозяйствующих субъектов в соответствии с их должностными обязанностями, предусмотренными трудовым договором, должностными инструкциями, а также иными локальными актами.



II. ОСНОВНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ И ФУНКЦИИ

ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ В ОБЛАСТИ

ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО

КОНТРОЛЯ


5. Хозяйствующие субъекты в области производственного экологического контроля обязаны:

не допускать случаев нарушения требований законодательства об охране природы и рационального использования природных ресурсов;

выявлять ситуации, которые могут привести к загрязнению окружающей среды, нерациональному использованию предоставленных им природных ресурсов и создавать угрозу жизни и здоровью граждан;

обеспечивать выполнение обязанностей в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, производственных экологических планов и программ;

информировать государственные и иные организации и граждан об изменениях в окружающей среде вследствие деятельности хозяйствующего субъекта, прогнозах ее состояния, использовании природных ресурсов и принимаемых мерах в рамках компетенции;

повышать эффективность природоохранной деятельности.


6. В целях осуществления возложенных на них обязанностей хозяйствующие субъекты в пределах своих полномочий:

разрабатывают и утверждают локальные акты в области экологического контроля;

утверждают программы проверок;

обеспечивают своевременность разработки экологических нормативов и их соблюдение;

обеспечивают разработку и выполнение производственных планов мероприятий и программ по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов;

создают системы непрерывного наблюдения за выбросами и сбросами загрязняющих веществ в окружающую среду, за состоянием окружающей среды и природных ресурсов, предоставленных им во владение или пользование, и обеспечивают их работу;

обеспечивают повышение квалификации работников экологических служб;

привлекают к дисциплинарной и материальной ответственности работников, виновных в невыполнении обязанностей, направленных на охрану окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов, а также по осуществлению производственного экологического контроля.

Хозяйствующие субъекты могут осуществлять и иные функции в соответствии с законодательством.



III. СУБЪЕКТЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ


7. Субъектами производственного экологического контроля являются хозяйствующие субъекты.

От имени хозяйствующего субъекта производственный экологический контроль осуществляют:

руководитель и/или руководящий орган хозяйствующего субъекта в соответствии с учредительными документами хозяйствующего субъекта;

работники хозяйствующего субъекта в соответствии с трудовыми договорами, должностными инструкциями и иными локальными актами;

экологическая служба хозяйствующего субъекта, созданная в соответствии с законодательством.


8. Руководитель и/или руководящий орган хозяйствующего субъекта:

утверждает должностные инструкции и иные локальные акты, регламентирующие порядок осуществления производственного экологического контроля;

организует осуществление и материально-техническое обеспечение производственного экологического контроля;

рассматривает и принимает решения по спорам между иными субъектами производственного экологического контроля и производственными подразделениями хозяйствующего субъекта;

принимает решения по результатам производственного экологического контроля;

организует и контролирует устранение выявленных в ходе производственного экологического контроля нарушений законодательства об охране природы и рационального использования природных ресурсов;

обеспечивает представление сходам граждан отчетов по вопросам охраны окружающей среды на соответствующей территории.


9. Работники хозяйствующего субъекта, а также экологическая служба осуществляют деятельность в соответствии с трудовыми договорами, должностными инструкциями и законодательством.



IV. ФОРМЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ


10. Формами производственного экологического контроля являются:

наблюдение за состоянием окружающей среды и ситуациями, которые могут привести к загрязнению окружающей среды и нерациональному использованию природных ресурсов, создавать угрозу жизни и здоровью граждан;

мониторинг за соблюдением производственными и иными подразделениями хозяйствующего субъекта экологических нормативов, регламентирующих максимально допустимое воздействие на окружающую среду;

инспектирование производственных и иных подразделений хозяйствующего субъекта;

экологический аудит.

При осуществлении производственного экологического контроля могут быть использованы и иные формы в соответствии с законодательством.



V. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА СОСТОЯНИЕМ

ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И СИТУАЦИЯМИ, КОТОРЫЕ МОГУТ

ПРИВЕСТИ   К   ЗАГРЯЗНЕНИЮ   ОКРУЖАЮЩЕЙ   СРЕДЫ

И НЕРАЦИОНАЛЬНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРИРОДНЫХ

РЕСУРСОВ, СОЗДАВАТЬ УГРОЗУ ЖИЗНИ

И ЗДОРОВЬЮ ГРАЖДАН


11. Наблюдение за состоянием окружающей среды осуществляется в зоне непосредственного влияния деятельности хозяйствующего субъекта на объекты природной среды: атмосферный воздух, землю, ее недра, воды, растительный и животный мир.

При осуществлении наблюдений изучаются количественные и качественные показатели объектов.


12. Наблюдение за ситуациями, которые могут привести к загрязнению окружающей среды и нерациональному использованию природных ресурсов, создавать угрозу жизни и здоровью граждан, осуществляется как визуально, так и инструментально с использованием достижений науки, техники, информационных систем, сетей связи и информационно-телекоммуникационной структуры.


13. Периодичность и продолжительность наблюдений должны обеспечивать накопление информации, объективно отражающей состояние окружающей среды и ее объектов, а также своевременное принятие мер к недопущению загрязнения окружающей среды и нерациональному использованию природных ресурсов, реализации угроз жизни и здоровью граждан.



VI. ВЕДЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ


14. Хозяйствующие субъекты, чья деятельность связана с загрязнением окружающей среды, обязаны осуществлять инструментальные замеры фактических выбросов и сбросов загрязняющих веществ по источникам загрязнения в соответствии с методиками и периодичностью, утвержденными (установленными) Государственным комитетом Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды.

15. Хозяйствующие субъекты вправе осуществлять инструментальные замеры фактических выбросов и сбросов загрязняющих веществ самостоятельно силами специализированных аттестованных лабораторий данного производства, а также на договорной основе со специализированными аттестованными экологическими лабораториями других организаций.


16. В случаях выявления превышения установленных экологических нормативов, регламентирующих максимально допустимое воздействие на окружающую среду, хозяйствующие субъекты обязаны:

незамедлительно сообщить об этом в свою вышестоящую организацию и в органы Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды;

принять меры к устранению причин их возникновения.



VII. ИНСПЕКТИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ

И ИНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО

СУБЪЕКТА


17. Должностные лица и уполномоченные органы осуществляют производственный экологический контроль в целях своевременного предотвращения, выявления и пресечения случаев нарушения требований законодательства об охране природы и рационального использования природных ресурсов в производственных и иных подразделениях хозяйствующего субъекта, а также выявления в них ситуаций, которые могут привести к загрязнению окружающей среды, нерациональному использованию природных ресурсов и создать угрозу жизни и здоровью граждан, и вправе осуществлять их инспектирование.


18. Инспектирование осуществляется в форме обхода (объезда), осмотра и иных формах, обеспечивающих оперативное ознакомление с соответствующей деятельностью хозяйствующих субъектов.

Инспектирование сопровождается отбором проб, осуществляемым в порядке, предусмотренном для внутриведомственного экологического контроля, фото-, видеосъемками и иными способами документирования.


19. Продолжительность, периодичность и иные условия осуществления инспектирования устанавливаются локальными актами хозяйствующего субъекта.


20. При проведении инспектирования хозяйствующим субъектом могут быть привлечены общественные инспектора экологического контроля в порядке, установленном законодательством.



VIII. ОФОРМЛЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ


21. В случаях выявления нарушений требований природоохранного законодательства, в том числе превышении установленных нормативов вредного воздействия на окружающую среду, а также наличие угрозы такого нарушения составляются акт или справка с рекомендациями либо заключения по результатам государственной экологической экспертизы и экологического аудита, направляемые руководителю хозяйствующего субъекта для принятия соответствующих мер.


22. По результатам производственного экологического контроля составляется отчет.



IX. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


23. Вмешательство в осуществление производственного экологического контроля, а равно воздействие в какой бы то ни было форме на уполномоченных лиц, осуществляющих производственный экологический контроль, воспрепятствование их деятельности запрещается.


24. Споры в области производственного экологического контроля разрешаются в порядке, установленном законодательством.


25. Лица, виновные в нарушении требований по осуществлению производственного экологического контроля несут ответственность в соответствии с законодательством.



"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

19 октября 2015 г., N 41, ст. 525


"Собрание постановлений Правительства Республики Узбекистан",

2015 г., N 10, ст. 90