Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Временное положение о порядке исчисления и уплаты единого социального платежа с учетом введения базового размера единого социального платежа (Утверждено Постановлением от 05.02.2009 г. МФ N 16 и ГНК N 2009-8, зарегистрированным МЮ 17.02.2009 г. N 1906)

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

УТВЕРЖДЕНО

Постановлением от 05.02.2009 г.

МФ N 16 и ГНК N 2009-8,

зарегистрированным МЮ

17.02.2009 г. N 1906



ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

о  порядке  исчисления  и  уплаты  единого

социального платежа с учетом введения базового

размера единого социального платежа*


Настоящее Временное положение в соответствии с Налоговым кодексом Республики Узбекистан и постановлением Президента Республики Узбекистан от 29 декабря 2008 года N ПП-1024 "О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2009 год" (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2008 г., N 52, ст. 515) определяет порядок исчисления и уплаты хозяйствующими субъектами единого социального платежа (далее - ЕСП) с учетом введения базового размера ЕСП.

Настоящее Временное положение не распространяется на юридические лица, для которых в соответствии с законодательством предусмотрена пониженная ставка единого социального платежа, бюджетные организации и некоммерческие организации.



I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. С 1 января 2009 года плательщики ЕСП начисляют ЕСП в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Республики Узбекистан, по ставке 24 процента, но не менее:

одной минимальной заработной платы в месяц на каждого работника, за исключением фермерских хозяйств;

50 процентов от минимальной заработной платы в месяц на каждого работника для фермерских хозяйств.

Сумма начисленного ЕСП вычитается в соответствии со статьей 145 Налогового кодекса Республики Узбекистан при определении налогооблагаемой прибыли по налогу на прибыль, за исключением случая, предусмотренного в пункте 13 настоящего Временного положения.


2. В целях применения настоящего Временного положения к работникам относятся физические лица, работающие по трудовым договорам или по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг.



II. ОПРЕДЕЛЕНИЕ БАЗОВОГО РАЗМЕРА ЕСП

ДЛЯ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ ЕСП


3. Плательщики ЕСП, исходя из фактически отработанных дней всеми работниками за отчетный месяц и установленных в пункте 1 настоящего Временного положения нормативов, определяют базовый размер ЕСП в целом по предприятию.


4. Базовый размер ЕСП определяется по следующей формуле:


БРесп = K/n х N,


где:

БРесп - базовый размер ЕСП за месяц;

K - количество фактически отработанных дней (независимо от отработанных часов в день) всеми работниками за месяц, но не более количества рабочих дней за месяц, установленного на предприятии. К фактически отработанным дням работников также относятся дни, приходящиеся на ежегодный трудовой отпуск и на отпуска, предоставляемые с сохранением заработной платы. При исчислении отработанных дней работников за месяц не включаются отработанные дни, приходящиеся на:

инвалидов, работающих в специализированных цехах и участках, по которым ЕСП исчисляется по пониженным ставкам;

надомников (до истечения льготы по ЕСП);

индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы (оказывающих услуги) по договорам гражданско-правового характера;

n - количество рабочих дней за месяц, установленное на предприятии;

N - норматив ЕСП на одного работника за месяц (одна минимальная заработная плата, а для фермерских хозяйств - 50% от установленной минимальной заработной платы). В случае если размер минимальной заработной платы меняется не с 1 числа месяца, то за месяц применяется среднемесячная величина минимальной заработной платы.


5. Базовый размер ЕСП исчисляется ежемесячно. Для исчисления базового размера ЕСП за отчетный период суммируется величина базового размера ЕСП за каждый месяц отчетного периода.


6. Если сумма ЕСП, исчисленная в соответствии с Налоговым кодексом Республики Узбекистан, ниже базового размера ЕСП, то единый социальный платеж, подлежащий уплате, равен сумме базового размера ЕСП.


7. В случае если сумма фактического ЕСП, исчисленная в соответствии с Налоговым кодексом Республики Узбекистан, выше базового размера ЕСП или равна ему, то ЕСП подлежит уплате в размере фактически начисленной суммы.



III. ПОРЯДОК ОТРАЖЕНИЯ БАЗОВОГО РАЗМЕРА ЕСП

В НАЛОГОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ


8. К расчету ЕСП плательщики, за исключением фермерских хозяйств, представляют Справку-расчет базового размера ЕСП по форме согласно приложениям NN 1 и 2 к настоящему Временному положению. Фермерские хозяйства представляют к расчету ЕСП за квартал Справку-расчет базового размера ЕСП по форме согласно приложению N 2 к настоящему Временному положению независимо от того, являются ли они микрофирмой, малым предприятием или нет.


9. В форме налоговой отчетности по единому социальному платежу, страховым взносам граждан и обязательным отчислениям во внебюджетный Пенсионный фонд, исходя из представленной Справки-расчета, в форму расчета ЕСП вводятся следующие строки:

"051" - базовый размер ЕСП за отчетный период. Данная строка заполняется только по графе 3;

"052" - подлежит уплате за отчетный период.

В случае если строка "050" графы 3 расчета ЕСП больше или равна строке "051" графы 3, то в строке "052" графы 3 указывается сумма ЕСП из строки "050";

если сумма строки "050" графы 3 меньше суммы строки "051" графы 3, то в строке "052" графы 3 указывается сумма строки "051" графы 3.

В строку "052" графы 4 переносится значение строки "050" графы 4.

В строку "060" переносится значение строки "052" предыдущего расчета ЕСП.


10. Условные примеры расчета единого социального платежа исходя из базового размера ЕСП приведены в приложении N 3 к настоящему Временному положению.



IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


11. Плательщики несут ответственность за правильность исчисления ЕСП с учетом требований настоящего Временного положения и своевременность его уплаты в соответствии с действующим законодательством.


12. Органы государственной налоговой службы осуществляют контроль за правильностью исчисления и уплаты ЕСП в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.


13. В случае установления фактов нарушения порядка исчисления ЕСП, предусмотренного настоящим Временным положением, органы государственной налоговой службы доначисляют ЕСП исходя из базового размера ЕСП с учетом начисления пени в соответствии с законодательством. При этом доначисленная сумма ЕСП органами государственной налоговой службы взимается за счет прибыли, остающейся в распоряжении плательщика, и не подлежит вычету из налогооблагаемой прибыли при исчислении налога на прибыль.


14. Настоящее Временное положение действует до 1 января 2010 года.






ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Временному положению


СПРАВКА-РАСЧЕТ

базового размера ЕСП


(прилагается к расчету ЕСП для хозяйствующих субъектов,

кроме микрофирм и малых предприятий)

      

    

Показатели

    

Код строки

Сумма

1

2

3

Фактически отработанные дни всеми работникам за отчетный месяц

010


Количество рабочих дней за отчетный месяц

020


Норматив ЕСП на одного работника за отчетный месяц

030


Базовый размер ЕСП за отчетный месяц (стр. 010 / стр. 020 х стр. 030)

040


Базовый размер ЕСП на конец предыдущего отчетного периода (стр. 060 Справки-расчета за предыдущий отчетный период)

050


Базовый размер ЕСП на конец отчетного периода (стр. 040 + стр. 050)

060*


*) Сумма по данной строке переносится в расчет ЕСП в строку "051" графы 3.



Руководитель            ____________________________

                                                                            (подпись)

Главный бухгалтер  ____________________________

                                                                          (подпись)


М.П.






ПРИЛОЖЕНИЕ N 2

к Временному положению



СПРАВКА-РАСЧЕТ

базового размера ЕСП


(прилагается к расчету ЕСП для микрофирм

и малых предприятий)

       

     

Показатели

  

Код строки

Сумма

1

2

3

Фактически отработанные дни всеми работниками:

010

х

за первый месяц квартала

0101


за второй месяц квартала

0102


за третий месяц квартала

0103


Количество рабочих дней отчетного периода:

020

х

за первый месяц квартала

0201


за второй месяц квартала

0202


за третий месяц квартала

0203


Норматив ЕСП:

030

х

за первый месяц квартала

0301


за второй месяц квартала

0302


за третий месяц квартала

0303


Базовый размер ЕСП

(стр. 0401 + стр. 0402 + стр. 0403):

040


за первый месяц квартала

(стр. 0101 / стр. 0201 х стр. 0301)

0401


за второй месяц квартала

(стр. 0102 / стр. 0202 х стр. 0302)

0402


за третий месяц квартала

(стр. 0103 / стр. 0203 х стр. 0303)

0403


Базовый размер ЕСП на конец предыдущего отчетного периода

(стр. 060 предыдущей Cправки-расчета)

050


Базовый размер ЕСП на конец отчетного периода

(стр. 040 + стр. 050)

060*


         

*) Сумма по данной строке переносится в расчет ЕСП в строку "051" графы 3.



Руководитель            ____________________________

                                                                            (подпись)

Главный бухгалтер  ____________________________

                                                                          (подпись)


М.П.






ПРИЛОЖЕНИЕ N 3

к Временному положению



УСЛОВНЫЕ ПРИМЕРЫ

расчета единого социального платежа исходя

из базового размера ЕСП


Пример 1. На торговом предприятии работают 8 человек. На предприятии установлена 5-дневная рабочая неделя. В соответствии с расчетом рабочего времени, определяемым Министерством труда и социальной защиты населения, в январе 2009 года количество рабочих дней при 5-дневной рабочей неделе составляет 21 день. Минимальная заработная плата, установленная на январь 2009 года, составляет 28 040 сумов. За январь начислена заработная плата:

         

   

Работники

    

Фактические

отработанные дни

Начисленная заработная

плата (сум.)

Работник 1

21

400 000

Работник 2

21

300 000

Работник 3

11

250 000

Работник 4

21

200 000

Работник 5

14

80 000

Работник 6

15

90 000

Работник 7

21

30 000

Работник 8

21

40 000

Фонд оплаты труда


1 390 000

Сумма ЕСП (24% от ФОТ)


333 600

     

Общее количество отработанных дней всеми работниками за месяц составит:

К = 21 + 21 + 11 + 21 + 14 + 15 + 21 + 21 = 145.

В соответствии с установленной формулой сумма базового размера ЕСП (БРесп ) = 145/21 х 28 040 сум. = 193 610 сумов.

Так как фактически начисленная сумма ЕСП больше, чем базовый размер ЕСП (333 600 сум. > 193 610 сум.), в строке "Подлежит уплате за отчетный период" расчета ЕСП указывается сумма 333 600 сумов.



Пример 2. На производственном предприятии работают 9 человек. На предприятии установлена 6-дневная рабочая неделя. В соответствии с расчетом рабочего времени, определяемым Министерством труда и социальной защиты населения, в январе 2009 года количество рабочих дней при 6-дневной рабочей неделе составляет 26 дней. За январь начислена заработная плата:

     


Работники

    

Фактические

отработанные дни

Начисленная заработная

плата (сум.)

Работник 1

26

150 000

Работник 2

15

90 000

Работник 3

26

90 000

Работник 4

16

65 000

Работник 5

26

80 000

Работник 6

11

40 000

Работник 7

15

50 000

Работник 8

26

50 000

Работник 9


26

60 000

Фонд оплаты труда


675 000

Сумма ЕСП (24% от ФОТ)


162 000

       

Общее количество отработанных дней всеми работниками за месяц составит:

К = 26 + 15 + 26 + 16 + 26 + 11 + 15 + 26 + 26 = 187.

В соответствии с установленной формулой сумма базового размера ЕСП (БРесп ) = 187/26 х 28 040 сум. = 201 672 сума.

Таким образом, фактически начисленная сумма ЕСП меньше, чем базовый размер ЕСП (162 000 сум. < 201 672 сум.), соответственно, в строке "Подлежит уплате за отчетный период" расчета ЕСП указывается сумма 201 672 сума.



Примечание. В случае сменного режима работы у налогоплательщика рабочие дни, установленные на предприятии, считаются: при 8-часовом рабочем дне - как 5-дневная рабочая неделя, при 7-часовом рабочем дне - как 6-дневная рабочая неделя.



"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

2009 г., N 8, ст. 85