Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Постановление Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 23.12.2016 г. N 306 "О некоторых вопросах применения актов законодательства при разрешении споров, вытекающих из договора строительного подряда"

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПЛЕНУМА ВЫСШЕГО

ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

23.12.2016 г.

N 306



О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ

ПРИМЕНЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ

СУДАМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ РАЗРЕШЕНИИ

СПОРОВ, ВЫТЕКАЮЩИХ ИЗ ДОГОВОРА

СТРОИТЕЛЬНОГО ПОДРЯДА

В целях обеспечения правильного и единообразного применения экономическими судами актов законодательства, регулирующих отношения, вытекающие из договора строительного подряда, руководствуясь статьей 47 Закона Республики Узбекистан  "О судах", Пленум Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. При разрешении споров, вытекающих из договора строительного подряда, экономические суды (далее - суды) должны руководствоваться Гражданским кодексом Республики Узбекистан (далее - ГК), Земельным кодексом Республики Узбекистан, Градостроительным кодексом Республики Узбекистан, Экономическим процессуальным кодексом Республики Узбекистан (далее - ЭПК), Законом Республики Узбекистан "О договорно-правовой базе деятельности хозяйствующих субъектов" и другими актами законодательства, а также градостроительными нормами и правилами.

Обратить внимание судов, что в зависимости от статуса заказчика или условий финансирования (например, при строительстве объектов, финансируемых за счет централизованных источников, средств органов государственного управления и государственных предприятий, внебюджетных средств бюджетных организаций), при разрешении споров, вытекающих из договора строительного подряда, применяются также и положения отдельных нормативно-правовых актов. В частности, к таким актам относятся Указ Президента Республики Узбекистан от 6 мая 2003 года N УП-3240 "Об основных направлениях дальнейшего углубления экономических реформ в капитальном строительстве", постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 3 июля 2003 года N 302 "О мерах по совершенствованию системы конкурсных торгов в капитальном строительстве", от 12 сентября 2003 года N 395 "О мерах по совершенствованию механизма хозяйственных отношений в капитальном строительстве" и другие.


2. Договор строительного подряда является основным документом, регулирующим взаимоотношения заказчика и подрядчика.


2.1. При оценке условий договора строительного подряда суды должны учитывать, что в соответствии с частью первой статьи 364 ГК договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. В связи с этим, если в договоре строительного договора не предусмотрены существенные условия и определить эти условия  невозможно, такой договор не считается заключенным. В этом случае при разрешении спора судам следует применять правила, регулирующие внедоговорные обязательства.

Обратить внимание судов, что незаключенный договор отличается от недействительной сделки и незаключенный договор не влечет за собой последствия недействительности сделки.


2.2. Наличие или отсутствие в договоре существенных условий устанавливается судом при разрешении спора, вытекающего из договора строительного подряда. При этом, сторона спора в исковом заявлении или в отзыве на исковое заявление может приводить свои доводы относительно отсутствия в договоре существенных условий.

В случае, если в ходе рассмотрения дела будет установлено, что в договоре отсутствуют такие условия, суд принимает решение по спору на основании документов, оформленных при выполнении строительных работ, и в мотивирочной части решения указывает о том, что договор строительного подряда не считается заключенным.

Судам следует иметь в виду, что о признании договора незаключенным решение не выносится, а лишь в мотивировочной части решения указывается об этом. В связи с этим, в случае обращения в суд с исковым заявлением о признании договора незаключенным, такое исковое заявление подлежит отказу в принятии применительно к пункту 1 части первой статьи 154 ЭПК, а если исковое заявления принято к производству - производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 1 статьи 110 ЭПК.

2.3. Обратить внимание судов, что отсутствие в договоре строительного подряда существенных условий и признание в связи с этим договора незаключенным, не является основанием для отказа в удовлетворении требования о взыскании стоимости выполненных работ, если факт выполнения таких работ подтверждается представленными доказательствами. Однако требование о применении меры ответственности (взыскание неустойки, процентов, возмещение убытков), предусмотренной условиями такого договора строительного подряда и (или) законодательством, подлежит отказу в удовлетворении.


3. В соответствии с частью третьей статьи 122 Бюджетного кодекса Республики Узбекистан договоры по бюджетным ассигнованиям бюджетных организаций и получателей бюджетных средств с поставщиками товаров (работ, услуг), а также изменения и дополнения к ним вступают в силу после их регистрации в казначейских подразделениях.

В связи с этим, если в ходе разрешения спора, вытекающего из договора строительного подряда, подлежащего регистрации в казначейском подразделении, будет установлено, что договор не зарегистрирован, то судам следует применять положения, приведенные в пункте 2.3 настоящего постановления.


4. Если законодательством установлено, что договор строительного подряда должен быть заключен только на основе результатов электронного магазина, конкурса, тендера, государственной закупки у единого поставщика, а договор заключен без проведения торгов, в соответствии со статьей 116 ГК такая сделка является ничтожной.

Судам следует иметь в виду, если законодательством в качестве необходимого условия заключения договора строительного подряда предусмотрено проведение конкурсных (тендерных) торгов, то основанием для заключения дополнительного соглашения об изменении условий такого договора является рассмотренный и оформленный в установленном порядке протокол конкурсной (тендерной) комиссии, которой эта подрядная организация была признана победителем.

Не допускается по соглашению сторон изменение условий договора, заключенного по результатам конкурсных (тендерных) торгов, если иное правило не установлено законодательством.

Внесённые соглашением сторон изменения в договор, заключенный по результатам конкурсных (тендерных) торгов, являются ничтожными.


5. Согласно смыслу статей 108 и 109 ГК договор строительного подряда совершается в простой письменной форме и несоблюдение такой формы сделки не влечет ее недействительность, но лишает стороны права подтверждать ее совершение, содержание или исполнение свидетельскими показаниями. При этом, в случае, если договор строительного подряда не совершен в письменной форме, стороны вправе подтверждать совершение, содержание или исполнение сделки письменными либо иными доказательствами.

В связи с этим, если при разрешении спора, связанного с выполнением строительных работ, будет установлено, что стороны вступили в правоотношение без заключения договора строительного подряда в простой письменной форме, судам следует применять положения, приведенные в пункте 2.3 настоящего постановления.


6. В соответствии с частью четвертой статьи 670 ГК подрядчик, обнаруживший в ходе строительства не учтенные проектно-сметной документацией работы и в связи с этим необходимость дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику.


6.1. В случае, если по получении сообщения подрядчика о необходимости выполнения дополнительных работ, стоимость которых не превышает десяти процентов указанной в смете общей стоимости строительства и не меняют характера предусмотренных в договоре строительного подряда работ, заказчик согласится с необходимостью выполнения таких работ, то он, в соответствии с частью первой статьи 671 ГК, вправе самостоятельно внести изменения в проектно-сметную документацию. В этом случае сообщение подрядчика и совершение заказчиком действий по внесению изменений в проектно-сметную документацию означает согласование сторонами необходимости выполнения дополнительных работ и оформление сторонами отдельного соглашения по данному вопросу не обязательно.


6.2. Если дополнительные работы по стоимости  превышают десять процентов указанной в смете общей стоимости строительства и заказчик согласен на выполнение таких работ, внесение изменений в проектно-сметную документацию осуществляется по согласованию, о чем сторонами оформляется соглашение.


6.3. В случае, если подрядчик в течение десяти дней (если законом или договором строительного подряда не предусмотрен для этого иной срок) не получит от заказчика ответа на свое сообщение о необходимости выполнения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, он обязан приостановить соответствующие работы.  В этом случае  убытки, вызванные простоем, относятся на счет заказчика, если заказчик не докажет отсутствие необходимости в выполнении дополнительных работ.

Судам следует иметь в виду, если стоимость дополнительных работ не превышает десяти процентов, указанной в смете общей стоимости строительства, и заказчик возражает против внесения соответствующих изменений в проектно-сметную документацию, подрядчик вправе отказаться от договора и потребовать уплаты цены договора пропорционально выполненной части работ.

Если же стоимость дополнительных работ превышает десяти процентов указанной в смете общей стоимости строительства и заказчик возражает против внесения соответствующих изменений в проектно-сметную документацию, подрядчик вправе отказаться от договора и потребовать уплаты цены договора пропорционально выполненной части работ либо потребовать пересмотра цены в порядке, предусмотренном частью второй статьи 382 ГК. При этом, если договор строительного подряда заключен по результатам тендерных торгов и тендерная комиссия отказала во внесении изменений в договор, подрядчик имеет право отказаться от договора и требовать от заказчика возмещения причиненых убытков. Это правило применяется и случаях непредставления заказчиком соответствующих документов тендерной комиссии.


6.4. Согласно части шестой статьи 670 ГК, если подрядчик не сообщит заказчику о выявленных в ходе строительства не учтенных проектно-сметной документацией работах или же не приостановит выполнение соответствующих работ, он лишается права требовать от заказчика оплаты выполненных им дополнительных работ и возмещения вызванных этим убытков.

В связи с этим, если в ходе разрешения спора судом будет установлено, что подрядчиком не выполнены требования, предусмотренные частью шестой статьи 670 ГК, требования подрядчика об оплате выполненных им дополнительных работ и возмещении вызванных этим убытков подлежат отказу в удовлетворении.

Судам следует иметь в виду, что если подрядчик  докажет необходимость совершения немедленных действий в интересах заказчика, в частности, в связи с тем, что приостановление работы могло привести к гибели или повреждению объекта строительства, требования подрядчика об оплате выполненных им дополнительных работ и возмещении вызванных этим убытков подлежат удовлетворению. При этом, бремя доказывания необходимости совершения немедленных действий в интересах заказчика лежит на подрядчике.

Обратить внимание судов, что если подрядчик предварительно не известил заказчика о необходимости выполнения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, но заказчик принял выполненные подрядчиком дополнительные работы, данное обстоятельство не означает согласие заказчика на оплату стоимости таких работ.


6.5. Судам следует иметь в виду, что предусмотренное частью четвертой статьи 671 ГК право подрядчика требовать возмещения разумных расходов, понесенных им в связи с установлением и устранением дефектов в проектно-сметной документации, возникает лишь в том случае, если проектно-сметная документация разработана заказчиком.


7. Согласно гражданскому законодательству заказчик вправе отказаться от договора подряда при неисполнении или ненадлежащим исполнении подрядчиком договорных обязательств (части вторая и третья статьи 642, часть третья статьи 650 ГК) либо вне зависимости от таковой (часть четвертая статьи 642 ГК).

При отказе заказчика от договора он обязан в письменной форме известить подрядчика об этом.

Обратить внимание судов, что право заказчика на отказ от договора, предусмотренное частью шестой статьи 636 ГК, не применяется при исполнении договора строительного подряда, так как взаимоотношения сторон договора строительного подряда при обнаружении не учтенных проектно-сметной документацией работ и в связи с этим необходимости выполнения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства регулируются статьями 670 и 671 ГК, являющимися специальными нормами, регулирующими такие взаимоотношения.


7.1. В соответствии с частью второй статьи 642 ГК, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от договора и потребовать возмещения убытков.

Судам следует иметь в виду, что при отказе заказчика от договора строительного подряда по этим основаниям он должен доказать утрату им интереса к договору, если он будет выполнен с просрочкой. В случае, если заказчик не докажет утрату им интереса к договору, требование о возмещение убытков подлежит отказу в удовлетворении.


7.2. Из смысла части третьей статьи 642 ГК следует, что заказчик вправе отказаться от договора и потребовать возмещения убытков, если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом.

В этом случае заказчик должен доказать, что им был назначен подрядчику разумный срок для устранения недостатков и подрядчиком в назначенный срок недостатки не устранены.

В соответствии с частью третьей статьи 650 ГК, если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы являются существенными и неустранимыми либо в установленный заказчиком разумный срок обнаруженные недостатки не были устранены, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.

Судам следует иметь в виду, что если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы являются существенными и неустранимыми заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков. Если же отступления в работе или иные недостатки результата работы являются устранимыми и заказчик потребовал от подрядчика устранения недостатков  в разумный срок, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков лишь при условии, если в установленный заказчиком срок обнаруженные недостатки не были устранены.


7.3. При рассмотрении требования заказчика о возмещении убытков судам следует иметь в виду, что к убыткам относятся расходы, произведенные стороной в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением договорных обязательств, утрата или повреждение имущества, а также неполученные ею доходы, которые она получила бы, если бы договорное обязательство было исполнено другой стороной, расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права (часть вторая статьи 14 ГК). Необходимость таких расходов и их предполагаемый размер должны быть подтверждены обоснованным расчетом и доказательствами (смета или калькуляция затрат на устранение недостатков работ, договор, определяющий размер ответственности за нарушение обязательств, и т.п.).

Размер неполученного дохода (упущенной выгоды) должен определяться с учетом разумных затрат, которые заказчик должен был понести, если бы обязательство было исполнено.


7.4. Согласно смыслу части четвертой статьи 642 ГК заказчик может в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от договора.

Обратить внимание судов, что заказчик может воспользоваться таким правом лишь при условии, если это не запрещено договором подряда.

В случае, если заказчик воспользовался данным правом, он обязан уплатить подрядчику стоимость работ, выполненных до получения уведомления об отказе от договора, а также возместить подрядчику убытки, причиненные прекращением договора.

При этом, размер убытков определяется исходя из суммы затрат, произведенных подрядчиком при приготовлении к исполнению договора, а также суммы неполученных им доходов, которые он получил бы, если бы договор не был прекращен. Однако в любом случае, убытки подрядчика подлежат возмещению в пределах разницы между частью цены, выплаченной за выполненную работу, и ценой, определенной за всю работу.


8. ГК предусматривает также право подрядчика отказаться от договора подряда. При этом, подрядчик вправе отказаться от договора только в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, вытекающих из договора строительного подряда, и, в отличие от заказчика, он без причины не вправе отказываться от договора (часть вторая статьи 644 и часть третья статьи 672 ГК).

Обратить внимание судов, что право отказа подрядчика от договора, предусмотренное частью третьей  статьи 643 ГК, не применяется при исполнении договора строительного подряда, так как правила урегулирования взаимоотношений сторон, возникшие в связи с обнаружением непригодности поставленных заказчиком материалов (деталей, конструкций) или оборудования, предусмотрены статьей 672 ГК, являющейся специальной нормой.


8.1. Согласно статей  256 и 644 ГК,  если заказчик не исполняет встречные обязательства по договору подряда (не предоставление объекта подряда, материалов и (или) технической документации либо из обстоятельств очевидно следует, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок) или препятствует исполнению договора, подрядчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

Разъяснить судам, что подрядчик может воспользоваться таким правом лишь при условии, если это не запрещено договором подряда.

Судам следует обратить внимание, что при удовлетворении требования подрядчика о возмещении убытков размер убытков определяется исходя из суммы затрат, произведенных подрядчиком при приготовлении к исполнению договора, а также  суммы неполученных им доходов, которые он получил бы, если бы договор не был прекращен.


8.2. Статья 672 ГК также предусматривает право подрядчика отказаться от договора строительного подряда и потребовать от заказчика уплаты цены договора пропорционально выполненной части работ, если обязанность по обеспечению строительства материалами (деталями, конструкциями) лежит на заказчике и предоставленные им материалы, оборудования не пригодны к использованию без ухудшения качества выполняемых работ.

При рассмотрении спора, связанного с отказом подрядчика от договора по указанному основанию, судам следует выяснять - предъявлялось ли подрядчиком заказчику требование о замене предоставленных им материалов или оборудования.

Судам следует иметь в виду, что при отказе от  договора по этому основанию подрядчик вправе потребовать от заказчика лишь уплаты цены договора пропорционально выполненной части работ.


9. Согласно статей 646 и 680 ГК заказчик обязан в сроки и в порядке, предусмотренные договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), о чем оформляется акт, подписываемый обеими сторонами.

Если же одна из сторон отказывается от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной. Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными. Отказ от подписания акта признается обоснованным, если  мотивом к отказу послужило следующее:

- обнаружение заказчиком недостатков, которые исключают возможность использования результата работы для указанной в договоре строительного подряда цели и не могут быть устранены подрядчиком, заказчиком или третьим лицом;

- уклонение подрядчика от предварительных испытаний, если это предусмотрено законом или договором строительного подряда либо вытекает из характера работы, выполняемой по договору.

Судам следует иметь в виду, что о признании одностороннего акта сдачи или приемки результата работ недействительным решение не выносится, а лишь в мотивировочной части решения указывается об этом. В связи с этим, в случае обращения одной из сторон договора подряда в суд с исковым заявлением о признании одностороннего акта недействительным, такое исковое заявление подлежит отказу в принятии применительно к пункту 1 части первой статьи 154 ЭПК, а если исковое заявление принято к производству - производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 1 статьи 110 ЭПК.

В случае обращения одной из сторон в суд с исковым заявлением о возложении обязанности подписать акт сдачи или приемки результата работ, такой иск подлежит отказу в удовлетворении, так как односторонний акт может служить доказательством выполнения работы, если суд признает отказ другой стороны от подписания акта не обоснованным.


9.1. Согласно положениям статьи 646 ГК заказчик, обнаруживший недостатки в работе при ее приемке, вправе ссылаться на них только в случае, если в акте либо в ином документе, удостоверяющем приемку, были оговорены эти недостатки либо возможность последующего предъявления требования об их устранении. Исключением из этого являются отступления в работе от договора подряда или иные недостатки, которые не могли быть установлены при обычном способе ее приемки (скрытые недостатки), в том числе такие, которые были умышленно скрыты подрядчиком.

В связи с этим, при возникновении спора по поводу недостатков выполненной работы, не указанных в акте, судам следует выяснить могли ли отступления в работе от договора подряда или иные недостатки быть установлены при обычном способе ее приемки, не были ли эти недостатки умышленно скрыты подрядчиком.

В случае, если будет установлено, что такие недостатки могли быть обнаружены в ходе приемки или же работы были приняты заказчиком без проверки, ссылка заказчика на такие недостатки в работе не могут явиться основанием для отказа в удовлетворении требования подрядчика о взыскании стоимости выполненных работ либо для удовлетворения требования заказчика, связанных с такими недостатками.


9.2. В соответствии с частью четвертой статьи 646 ГК заказчик, обнаруживший после приемки работы отступления в ней от договора подряда или иные недостатки, которые не могли быть установлены при обычном способе ее приемки (скрытые недостатки), в том числе такие, которые были умышленно скрыты подрядчиком, обязан известить об этом подрядчика в десятидневный срок по их обнаружении.

В связи с этим, при возникновении спора по поводу таких недостатков судам следует выяснить когда были обнаружены заказчиком эти недостатки и был ли извещен подрядчик об этом в указанный срок.

Если подрядчик не был свовременно извещен и причины пропуска указанного срока судом признаны неуважительными, ссылка заказчика на такие недостаки в работе не могут явиться основанием для отказа в удовлетворении требования подрядчика о взыскании стоимости выполненных работ либо для удовлетворения требования заказчика, связанных с такими недостатками.

Если же подрядчик был своевременно извещен о недостатках и между заказчиком и подрядчиком возник спор по поводу таких недостатков, суд обязан назначить экспертизу по требованию любой из сторон.

При этом, судам следует иметь в виду, что положения части пятой статьи 646 ГК не применяются, если отступления в работе от договора подряда или иные недостатки могли быть установлены при обычном способе ее приемки, но в акте либо ином документе, удостоверяющем приемку, не были оговорены эти недостатки либо если работа была принята заказчиком без проверки.


9.3. В случаях, когда законом или договором строительного подряда предусмотрено, что приемке результата работ должны предшествовать предварительные испытания либо это вытекает из характера работы, выполняемой по договору, а сдача и приемка результата работ произведена без проведения таких испытаний, требование подрядчика о взыскании стоимости выполненных работ подлежит отказу в удовлетворении.

Если заказчик уклоняется от проведения предварительных испытаний результата работ подрядчик вправе провести испытания с привлечением специалистов соответствующих организаций. В этом случае, в акте испытания делается отметка об уклонении заказчика от проведения испытания.


10. Обратить внимание судов, что в отличие от разногласий по качеству работ, при возникновении которых суд, в предусмотренном в части пятой статьи 646 ГК случае, обязан назначить экспертизу, гражданское законодательство не предусматривает обязанность суда назначать экспертизу при возникновении спора по объему выполненных работ.

В связи с этим, если результат работы принят заказчиком и об этом надлежащим образом оформлен акт сдачи и приемки результата работ, но в последующем оплата стоимости работ заказчиком не произведена в связи с его несогласием с объемом работ, суд вправе назначить экспертизу для определения объема выполненных работ по ходатайству заинтересованной стороны при условии, если заказчик представит соответствующие доказательства, подтверждающие свои доводы относительно объема выполненных  работ.

В случае, если факт выполнения работ и их приемки не подтвержден документально и заказчик в обоснование отказа в их приемке приводит довод о несогласии с объемом выполненных работ, суд обязан назначить экспертизу для определения объема выполненных работ по ходатайству заинтересованной стороны.

При возникновении спора относительно примененных подрядчиком расценок суды, независимо от наличия или отсутствия акта сдачи и приемки результата работ, должны руководствоваться положениями абзацев второго и третьего настоящего пункта.


11. В соответствии с градостроительными нормами и правилами заказчик вправе назначить представителя для осуществления технического надзора за выполнением строительных работ.

Документ, подтверждающий представительство заказчика, может быть приложен к договору или представлен в виде отдельного документа. В таком документе должны быть указаны полномочия представителя.

Судам следует иметь в виду, если акт выполненных работ (произведенных расходов) подписан представителем заказчика, не имеющим полномочие на подписание такого документа, такой акт не означает принятие заказчиком результата работ. Однако, если заказчик отказался от подписания акта сдачи и приемки результата работ и суд признал мотивы отказа от подписания акта необоснованным, подписанный представителем заказчика акт может быть принят в качестве одного из доказательств выполненных подрядчиком работ (произведенных расходов).


12. В соответствии со статьей 667 ГК, если объект подряда погиб или поврежден, риск случайной гибели или случайного повреждения объекта до его приемки несет подрядчик.

Однако судам следует иметь в виду, что данное правило не применяется, если необоснованное уклонение заказчика от принятия объекта (выполненной работы) повлекло за собой просрочку в сдаче объекта (работы) и случайная гибель или случайное повреждение объекта произошло после того момента, когда приемка объекта (работы) должна была состояться.


13. Согласно части первой статьи 682 ГК, гарантийный срок составляет десять лет со дня принятия объекта заказчиком, если иной гарантийный срок не предусмотрен законом или договором

Судам при исчислении гарантийного срока следует иметь в виду, что предусмотренный в договоре гарантийный срок не может быть меньше срока, установленного градостроительными нормами и правилами.

Заказчик вправе предъявить требование по поводу недостатков результата работы и по истечении гарантийного срока, если он докажет, что такие недостатки явились следствием нарушения подрядчиком градостроительных норм и правил при выполнении работ.


14. Если договором строительного подряда предусмотрена оплата части стоимости выполненных работ после истечения гарантийного срока, подрядчик до истечения данного срока не вправе требовать оплаты стоимости выполненных им работ в полном объеме.

В связи с этим, в случае заявления требования о взыскании стоимости выполненных работ в полном объеме до истечения гарантийного срока, судам следует удовлетворять требование подрядчика за вычетом суммы, оплата которой должна быть произведена после истечения гарантийного срока.


15. При разрешении  споров, связанных с экономией подрядчика, судам следует обратить внимание, что согласно статье 637 ГК, в случаях, когда фактические расходы подрядчика оказались меньше тех, которые учитывались при определении цены работы (составлении сметы), если иной порядок распределения не предусмотрен договором, подрядчик сохраняет право на оплату работ по цене, предусмотренной договором подряда, если заказчик не докажет, что полученная подрядчиком экономия повлияла на качество выполненной работы (в том числе, качество использованных строительных материалов, соответствие работ градостроительным нормам и правилам).

Согласно пункту 1.4 Порядка вознаграждения заказчиком подрядной организации за досрочный ввод в эксплуатацию объекта и экономию средств против договорной стоимости, утверждённого постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 26 марта 1999 года N 135, экономия средств  против договорной стоимости  определяется как разница  между договорной ценой, установленной  на основе тендерных торгов, и фактическими расходами. Эти средства в качестве вознаграждения остаются в распоряжении подрядной организации.

В пункте 2.5 данного Порядка установлено, что основанием для перечисления средств на  вознаграждение за досрочный ввод в эксплуатацию  объекта является акт приемочной  комиссии с подтверждением досрочного ввода в эксплуатацию объекта в установленном порядке, а в пункте 2.6 - перечисление исполнителям  работ средств на  вознаграждение за досрочный ввод в эксплуатацию объекта производится в сроки, установленные договором подряда.

В связи с этим суды должны учитывать, что экономия подрядчика может быть определена после выполнения всех подрядных работ, предусмотренных договором, и требование о взыскании средств, связанных с экономией подрядчика, может быть предъявлено после выполнения всех подрядных работ, предусмотренных договором. При этом, такое требование может быть удовлетворено в том случае, если заказчиком не будет доказано, что экономия подрядчика повлияла на качество выполненных работ.


16. Если договором подряда не предусмотрен иной порядок, при не возврате подрядчиком остатка материалов и оборудования, переданных ему заказчиком, заказчик вправе с учетом стоимости оставшихся у подрядчика материалов и оборудования уменьшить размер оплаты за выполненные работы.


17. В договоре может быть предусмотрено право заказчика на удержание неустойки из стоимости выполненных подрядчиком работ.

Если в договоре имеется такое условие и заказчиком удержана неустойка из стоимости выполненных работ, в случае если подрядчик считает, что заказчиком необоснованно удержана неустойка, он вправе обратиться в суд с требованием о взыскании этой удержанной суммы.


18. В случае, если по договору подряда подрядчиком допущена просрочка исполнения обязательств, заказчик, вместе с требованием о взыскании пени за каждый день просрочки, вправе требовать возложения обязанности на подрядчика выполнить неисполненную часть обязательства.

Подрядчик не несет ответственность за просрочку исполнения своих обязательств по договору строительного подряда, если такая просрочка вызвана в результате неисполнением заказчиком своих встречных обязательств.


19. Согласно статей 234 и 354 ГК одним из оснований возникновения обязательств является договор, условия которого определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законодательством.

В соответствии с частью первой статьи 673 ГК оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, установленные законом или договором строительного подряда.

В связи с этим, судам следует иметь в виду,  если в ходе рассмотрения дела по иску субподрядчика к генеральному подрядчику о взыскании стоимости выполненных работ будет установлено, что в договоре субподряда предусмотрена оплата стоимости выполненных работ после поступления генеральному подрядчику средств от заказчика, но от заказчика средства не поступили, такой иск подлежит отказу в удовлетворении.

Если же в договоре такое условие отсутствует и срок оплаты стоимости выполненных субподрядчиком работ не определен, отсутствие финансирования объекта со стороны заказчика не может явиться основанием для отказа в удовлетворении требования субподрядчика о взыскании с генерального подрядчика стоимости выполненных работ.


20. Согласно пункту 17 статьи 9 Закона Республики Узбекистан "О государственной пошлине" государственные органы и организации, выступающие покупателями по договорам поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд, освобождаются от уплаты государственной пошлины в хозяйственных судах  по искам, связанным с невыполнением договорных обязательств поставщиками (подрядчиками).

В соответствии с частью первой статьи 457 ГК государственными нуждами признаются определяемые в установленном законодательством порядке потребности Республики Узбекистан, обеспечиваемые за счет средств государственного бюджета и внебюджетных источников финансирования.

Обратить внимание судов, что финансирование строительства объекта за счет средств государственного бюджета и внебюджетных источников или то, что заказчиком выступает бюджетная организация, не означает, что договор строительного подряда заключен для государственных нужд.

В связи с этим, при применении льгот по освобождению от уплаты государственной пошлины, предусмотренной пунктом 17 статьи 9 Закона Республики Узбекистан "О государственной пошлине", судам следует выяснять - являются ли выполняемые по договору строительного подряда работы потребностью Республики Узбекистан или же такой договор заключен заказчиком для выполнения работ для своих нужд либо в процессе обычной его хозяйственной деятельности. В частности, выполнение строительных работ в рамках государственной программы или в оборонных интересах государства считается работой, выполненной по договору строительного подряда для государственных нужд, в то время как выполнение работ по строительству зданий и сооружений (или их ремонту) по заказам государственных органов и организаций, предназначенных для использования их в процессе  обычной их хозяйственной деятельности (например, строительство здания территорильного управления того или иного министерства либо ведомства), не является таковой.

21. При выявлении в ходе рассмотрения споров, возникающих из договоров строительного подряда,  фактов нарушения актов законодательства организациями, государственными органами и другими органами, должностными лицами или ответственными работниками, либо необоснованного препятствия субъектам предпринимательства, судам следует принимать меры, направленные на укрепление законности и предупреждение правонарушения.



Председатель

Высшего хозяйственного суда                                           К. Камилов



Секретарь Пленума

Высшего хозяйственного суда, судья                                И. Алимов