Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Постановление Государственного таможенного комитета от 27.12.2016 г. N 01-02/8-68 "О внесении изменений и дополнений в Инструкцию по определению таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Республики Узбекистан" (Зарегистрировано МЮ 25.01.2017 г. N 390-2)

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ЗАРЕГИСТРИРОВАНО

МИНИСТЕРСТВОМ ЮСТИЦИИ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

25.01.2017 г.

N 390-2




ПОСТАНОВЛЕНИЕ


ГОСУДАРСТВЕННОГО

ТАМОЖЕННОГО КОМИТЕТА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

27.12.2016 г.

N 01-02/8-68



О внесении изменений и дополнений

в Инструкцию по определению таможенной

стоимости товаров, ввозимых на территорию

Республики Узбекистан


В соответствии с Таможенным кодексом Республики Узбекистан и статьей 6 Закона Республики Узбекистан "О государственной таможенной службе" Государственный таможенный комитет Республики Узбекистан ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Внести изменения и дополнения в Инструкцию по определению таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Республики Узбекистан, утвержденную Государственным таможенным комитетом Республики Узбекистан от 10 декабря 1997 года N 05/8-374 (рег. N 390 от 13 января 1998 года), согласно приложению.


2. Настоящее постановление вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования.



Председатель                                                                        М. Тохирий






ПРИЛОЖЕНИЕ

к Постановлению



ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ,

вносимые в Инструкцию по определению

таможенной стоимости товаров, ввозимых

на территорию Республики Узбекистан


1. Наименование изложить в следующей редакции:

"ИНСТРУКЦИЯ

по определению таможенной стоимости товара,

ввозимого на таможенную территорию

Республики Узбекистан".


2. Пункт 1.1 изложить в следующей редакции:

"1.1. Настоящая Инструкция в соответствии с Таможенным кодексом Республики Узбекистан устанавливает порядок определения таможенной стоимости товара, ввозимого на таможенную территорию Республики Узбекистан.".


3. Дополнить пунктом 1.1-1 следующего содержания:

"1.1-1. Таможенной стоимостью товара, ввозимого на таможенную территорию, является стоимость товара, определяемая одним из методов определения таможенной стоимости товаров и используемая в целях начисления таможенных платежей.".


4. Пункты 1.2, 1.3 и 1.4 изложить в следующей редакции:

"1.2. Определение таможенной стоимости товаров, применяемое в Республике Узбекистан, основывается на общих принципах, применяемых в международной практике.

1.3. Таможенная стоимость товара заявляется декларантом или таможенным брокером таможенному органу при декларировании товара с заполнением декларации таможенной стоимости (далее - ДТС).

1.4. Таможенная стоимость товара заявляется декларантом или таможенным брокером согласно приведенным методам определения таможенной стоимости товара.

Контроль за правильностью выбора декларантом и таможенным брокером метода определения таможенной стоимости товара осуществляется таможенным органом Республики Узбекистан в соответствии со статьей 319 Таможенного кодекса Республики Узбекистан.".


5. Из пункта 2.1 слова "последовательного" и "метода" исключить.


6. Пункты 2.2 и 2.3 изложить в следующей редакции:

"2.2. Основным методом определения таможенной стоимости ввозимого товара является метод по стоимости сделки с ввозимым товаром (далее - метод 1).

В случае если метод 1 не может быть применен, последовательно применяются методы, указанные в абзацах третьем - седьмом пункта 2.1 настоящей Инструкции. При этом каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего. Методы вычитания и сложения стоимостей могут применяться в обратной последовательности.

2.3. Метод 1 применяется при определении таможенной стоимости товара, ввозимого в соответствии с внешнеторговой сделкой, имеющей стоимостную основу.".


7. В пункте 2.4:

абзац первый изложить в следующей редакции:

"Методы по стоимости сделки с идентичным и аналогичным товаром (далее - методы 2 и 3) основаны на использовании в качестве исходной базы определения таможенной стоимости цены сделки по идентичным или аналогичным товарам, которые ранее были определены по методу 1. При этом декларантом или таможенным брокером применяется документально подтвержденная информация о цене уже реально имевших место внешнеторговых сделок и перемещениях товаров через таможенную границу Республики Узбекистан.";

абзац второй исключить.


8. В пункте 2.5:

слова "сложения (методы 4 и 5)" заменить словами "сложения стоимостей (далее - методы 4 и 5)";

после слова "декларантом" дополнить словами "или таможенным брокером".


9. Пункт 2.6 изложить в следующей редакции:

"2.6. Резервный метод (далее - метод 6) применяется в тех случаях, когда для определения таможенной стоимости не удается применить ни один из предыдущих методов. Таможенная стоимость по данному методу определяется на основании ценовой информации, имеющейся у таможенных органов. Таможенные органы обеспечивают накопление, обобщение и систематизацию данных, содержащихся в ДТС, а также взаимный обмен данной информацией.

В случае, если таможенный орган самостоятельно определяет таможенную стоимость товара, он использует метод 6, предполагающий значительную гибкость в применении условий методов 1 - 5.".


10. Наименование раздела III изложить в следующей редакции:

"III. Определение таможенной стоимости товара по методу 1".


11. В пункте 3.1:

абзац первый изложить в следующей редакции:

"3.1. Метод 1 предусматривает определение таможенной стоимости ввозимого товара по стоимости сделки, то есть по цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимый товар на момент пересечения им таможенной границы, скорректированной с учетом положений пунктов 3.9 и 3.91 настоящей Инструкции.";

абзац второй исключить.


12. Пункты 3.2 - 3.8 изложить в следующей редакции:

"3.2. Метод 1 не может быть использован для определения таможенной стоимости, если:

а) существуют ограничения в отношении прав на пользование или распоряжение покупателем оцениваемого товара, за исключением ограничений, установленных законодательством, либо ограничений географического региона, в котором товар может быть перепродан, или ограничений, существенно не влияющих на цену товара;

б) товар ввезен на таможенную территорию по сделке, не имеющей стоимостной основы;

в) продажа или цена сделки зависят от соблюдения условий, влияние которых не может быть учтено (договоры мены, контрактации, на переработку);

г) любая часть выручки от последующей перепродажи, пользования или распоряжения товаром прямо или косвенно переходит продавцу и при этом невозможно осуществить соответствующую корректировку стоимости товара в соответствии со статьей 304 Таможенного кодекса Республики Узбекистан;

д) данные, использованные декларантом или таможенным брокером при определении таможенной стоимости товара, не подтверждены документально;

е) стороны сделки (покупатель и продавец) являются взаимозависимыми лицами, за исключением случаев, когда их взаимозависимость не повлияла на цену сделки, что должно быть доказано декларантом или таможенным брокером.

3.3. При наличии определенных ограничений в отношении прав покупателя на ввозимые товары метод 1 не применяется. В связи с этим необходимо четко различать те ограничения, наличие которых не позволяет применять метод 1, и ограничения, при которых применение данного метода разрешается.

Законодательством установлено только три вида ограничения в отношении прав покупателя на оцениваемый товар, при наличии которых разрешено применять метод 1:

а) ограничения, установленные законодательством Республики Узбекистан. В данном случае имеются в виду ограничения, к примеру, в отношении круга лиц, имеющих право импортировать определенный товар и т. п. В частности, импорт ядерных, химических, отравляющих веществ, наркотических средств разрешается лишь строго ограниченному кругу лиц;

б) ограничения географического региона, в котором товар может быть перепродан. В данном случае подразумеваются территориальные ограничения для отдельных лиц по перепродаже товара.

Пример, продавец продает товар на территории Республики Узбекистан своим продавцам и делит всю территорию на 10 частей с отдельным продавцом на каждой из них. При этом выдвигается условие, что каждый из продавцов может продавать товар только на определенной территории;

в) ограничения, существенно не влияющие на стоимость товара. Если заявлено о наличии условий, значительно повлиявших на цену, то применение метода 1 возможно только, если документально устанавливается количественное изменение цены в результате этого условия. Если количественное влияние на цену определить и документально подтвердить не удается, то необходимо переходить к другим методам определения таможенной стоимости товара.

Пример, продавцом продан медицинский аппарат при условии, что покупатель в Республике Узбекистан будет использовать его только в благотворительных целях. В данном случае не может быть применен метод 1, так как имеет место ограничение прав покупателя в отношении использования товара, и условие такого рода может оказать влияние на стоимость сделки. В этом случае должны применяться другие методы определения таможенной стоимости товара.

Основным критерием при оценке всех ограничений, с точки зрения их влияния на возможность использования метода 1 является степень влияния того или иного условия на стоимость сделки. При отсутствии существенного влияния ограничения на цену сделки оно не может мешать использованию метода 1.

Если имеются какие-либо иные ограничения прав покупателя, то метод 1 не применяется.

3.4. Метод 1 не может применяться к внешнеэкономическим сделкам не имеющим стоимостной основы. В частности:

а) бесплатная поставка товара.

Пример, в качестве образца продавцом поставлены покупателю 5 кресел. В данном случае отсутствует договор купли-продажи;

б) товар поставлен на условиях консигнации.

Пример, поставщик поставляет своему агенту партию картофеля для его продажи на наиболее выгодных для поставщика условиях. В данном случае агент не покупает картофель, то есть не становится его владельцем; прибыль от продажи картофеля получит поставщик (с учетом выплат агенту на его расходы по продаже и заработную плату);

в) поставка товара через посредника без продажи товара посреднику.

Пример, компания, являющаяся юридическим лицом, расположена в Бельгии и имеет свой филиал в Ташкенте, который не действует от своего имени. Поставка товаров между ними не подпадает под понятие сделки купли-продажи;

г) поставка товаров в рамках бартерных или компенсационных операций в случае, если не указаны цены товаров;

д) поставка товаров по договорам аренды (лизингу). В данном случае права собственности на товар не переходят от арендодателя к арендатору, за право пользования товаром собственник получает часть прибыли, и товар через определенное время может быть возвращен его собственнику (арендодателю);

е) поставки товаров в целях временного ввоза.

Пример, собственником (поставщиком) во временное пользование потребителю предоставляется машина на условиях временного ввоза, которая через определенное время будет возвращена поставщику;

ж) поставка товаров в счет гарантий, предусмотренных в контракте. В течение гарантийного срока на поставленное оборудование вышли из строя отдельные механизмы. Для их замены поставляются новые детали.

3.5. Метод 1 не может быть применен если при заключении сделки в качестве ее условий были выдвинуты такие условия, из-за которых стоимость оцениваемых товаров не может быть определена, и, следовательно, стоимость сделки не будет приемлемой для таможенных целей. К таким условиям относятся следующие:

продавец устанавливает цену импортируемых товаров при условии, что покупатель купит также и другие товары в определенных количествах без указания цен на каждый вид товара.

Пример, поставляются кожаные изделия на сумму 5000 у. е. Поставщик ставит условие, что дополнительно импортер покупает 2 тысячи пар обуви, стоимость которых неизвестна;

цена импортируемых товаров зависит от цены или цен, по которым покупатель импортируемых товаров продает другие товары продавцу импортируемых товаров.

Пример, продавец продает электротовары на сумму 1000 у. е. Покупатель продает этому продавцу реле для производства этих товаров. При этом продавец ставит условие, что цена реле - 10000 у. е. Таким образом, получается, что цена электрооборудования "испытывает" влияние цены реле;

цена устанавливается на основе формы оплаты, не имеющей отношения к импортируемым товарам.

Пример, когда импортируемые товары являются полуфабрикатами, поставляемыми продавцом на условии, что он получит определенное количество готовых товаров. Продавец продает дерево на 10000 у.е. Покупатель производит из дерева столы всего 1000 штук. Продавец ставит условие: покупатель поставляет 500 столов в счет оплаты за дерево, стоимость столов не определена;

договор купли-продажи предусматривает условие исключительной покупки только у данного продавца.

При наличии таких условий необходимо выяснить, повлияли ли они на стоимость сделки и можно ли количественно определить это влияние. Только в том случае, если возможно количественное определение влияния условия на стоимость и заявленная цена является фактически уплаченной или подлежащей уплате, то может быть применен метод 1.

В данном случае при рассмотрении условий сделок также следует различать те условия, которые носят общепринятый характер и распространяются на всех участников внешнеэкономической деятельности (или могут быть им предоставлены) и те, которые имеют выборочный характер и не являются общепринятыми. Ниже приведены общепринятые условия поставок, имеющие место во внешнеэкономической деятельности, при которых разрешается применять метод 1:

все общепринятые условия поставки (прежде всего условия поставки, включенные в ИНКОТЕРМС);

общепринятые условия заключения сделок и осуществления поставок типа: "покупка при условии подключения эксперта (наличие экспертного заключения)", "покупка при условии поставки товара до определенной даты", а также другие условия, которые являются общепринятыми для внешнеторговых операций и не оказывают влияния на цену сделки (типа скидок на количество товара, на "верность" данному продавцу и т. п.). К примеру, если скидка со стоимости делается данному покупателю постоянно за покупку товара именно у данного продавца, что является общепринятой практикой, то такая скидка, а следовательно, и стоимость сделки должна быть признана, и метод 1 может быть использован;

предоставление покупателем продавцу технических разработок или чертежей, изготовленных в Республике Узбекистан;

осуществление покупателем за свой счет (возможно, даже по соглашению с продавцом) каких-либо действий, относящихся к сбыту покупателем импортируемых товаров, к примеру, деятельность по рекламе, оплачиваемая покупателем.

3.6. В случае, если по условиям заключенного договора покупатель после перепродажи, распоряжения или использования товара должен будет перевести часть выручки продавцу, но размер этой части или метод ее определения в договоре не указан, то метод 1 не может быть применен.

В случае, если по условиям договора размер передаваемой части выручки можно будет рассчитать, то таможенная стоимость будет определяться в два этапа.

Первый этап. Таможенная стоимость определяется по методу 1 на момент ввоза товара, и его выпуск осуществляется в установленном порядке с отметкой таможенного органа.

Второй этап. После перепродажи, распоряжения или использования товара декларант или таможенный брокер представляет документы о размере полученной выручки и сумме, передаваемой продавцу.

На основе этих данных корректируется таможенная стоимость и, соответственно, сумма причитающихся таможенных платежей.

3.7. Заявляемая декларантом или таможенным брокером таможенная стоимость товара и предоставляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. Указанные в ДТС суммы должны быть документально подтверждены как фактически оплаченные или подлежащие оплате покупателем.

При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством Республики Узбекистан.

В соответствии с этим требованием таможенная стоимость может быть определена по методу 1 только в том случае, если все ее элементы, указанные в ДТС, подтверждены соответствующими документами, в том числе:

цена сделки - счетом-фактурой (инвойсом) на оплату поставки;

дополнительные начисления к стоимости сделки - платежными и товаросопроводительными документами;

списываемые (вычитаемые) суммы затрат - платежными, товаросопроводительными и таможенными документами.

Без документального подтверждения метод 1 не может быть применен.

Условием применения метода 1 является наличие внешнеторгового договора (контракта), содержащего стоимостную оценку или метод ее расчета, в соответствии с которым осуществляется перемещение товара через границу из страны экспорта в Республику Узбекистан и получение от покупателя в обмен на этот товар эквивалентной денежной суммы в соответствии с принятыми формами денежных расчетов (платежей) или товара.

Пример - определение таможенной стоимости при наличии цепочки покупателей.

     

продавец

покупатель 1

покупатель 2

покупатель 3


(А) Китай

(Б) Канада

(В) США

(С) Узбекистан

10000 $

15000 $

20000 $

?

    

Товар от продавца из Китая через продавцов в Канаде и США поступает в Узбекистан, где декларируется для выпуска в свободное обращение. При этом цена сделки изменяется следующим образом:

от А к Б - 10000 долл. США,

от Б к В - 15000 долл. США,

от В к С - 20000 долл. США.

При наличии цепочки покупателей в качестве цены сделки берется покупная цена того лица, которое переводит товар в свободное обращение на таможенной территории Республики Узбекистан. В данном примере в качестве цены сделки следует принять закупочную цену покупателя 3 (С) - 20000 долл. США.

3.8. Под взаимозависимыми лицами понимаются лица, соответствующие хотя бы одному из следующих признаков:

одна из сторон сделки (физическое лицо) или должностное лицо одной из сторон сделки является одновременно должностным лицом другой стороны сделки;

стороны сделки являются совладельцами юридического лица;

одна из сторон сделки (физическое лицо) связана трудовыми отношениями с другой стороной сделки;

одна из сторон сделки является владельцем вклада (пая) или обладателем акций, составляющих не менее пяти процентов уставного фонда (уставного капитала), с правом голоса в уставном фонде (уставном капитале) другой стороны сделки;

обе стороны сделки прямо или косвенно контролируются третьим лицом;

стороны сделки прямо или косвенно контролируют третье лицо;

одна сторона сделки и (или) ее должностное лицо прямо или косвенно контролируют другую сторону сделки;

стороны сделки и (или) их должностные лица являются родственниками.

Данные о взаимозависимости продавца и покупателя, а также о влиянии этой зависимости на цену сделки указываются декларантом или таможенным брокером.

Само по себе наличие связи между продавцом и покупателем не является основанием для непризнания заявленной стоимости сделки и отказа от применения метода 1.

При наличии признаков взаимозависимости сторон сделки с ввозимым товаром таможенный орган должен изучить фактические обстоятельства сделки.

Если таможенный орган определит, что взаимозависимость сторон сделки не повлияла на цену сделки, она принимается для определения таможенной стоимости товара. В ином случае таможенный орган в письменной форме сообщает декларанту или таможенному брокеру о необходимости в срок не более тридцати календарных дней представить доказательства, что данная взаимозависимость не повлияла на цену сделки.

По заявлению декларанта или таможенного брокера для определения таможенной стоимости товара принимается цена сделки, если он докажет, что она близка к одной из следующих величин, с которой таможенный орган согласился при ввозе товара, осуществленного в течение тридцати календарных дней до или после ввоза, оцениваемого товара:

цена сделки при продажах не взаимозависимым покупателям в Республике Узбекистан идентичного или аналогичного товара;

таможенной стоимости идентичного или аналогичного товара, определенной по методу на основе вычитания стоимостей;

таможенной стоимости идентичного или аналогичного товара, определенной по методу на основе сложения стоимостей.

Цена сделки и таможенная стоимость товара, указанные в абзацах пятнадцатом - восемнадцатом настоящего пункта, представленные декларантом или таможенным брокером для сравнения, корректируются с учетом различий по следующим критериям:

коммерческие условия;

количество;

расходы, перечисленные в статье 304 Таможенного кодекса Республики Узбекистан;

затраты продавца при сделке между не взаимозависимыми лицами, если такие затраты не производятся продавцом при сделке с взаимозависимым лицом.

Цена сделки или таможенная стоимость идентичного или аналогичного товара, представленная декларантом или таможенным брокером для сравнения, не может использоваться вместо цены сделки для определения таможенной стоимости оцениваемого товара.".


13. Дополнить пунктами 3.8-1 и 3.8-2 следующего содержания:

"3.8-1. Основные действия таможенных органов в тех случаях, когда имеется взаимозависимость между продавцом и покупателем:

Проверить, имелись ли ранее сделки с данным участником внешнеэкономической деятельности и какие по ним замечания; проанализировать находящуюся у таможенного органа информацию, имеющую прямое или косвенное отношение к данной сделке.

Таможенные органы, располагая необходимой информацией, могут самостоятельно провести контрольные сопоставления со сделками по идентичным или аналогичным товарам между невзаимозависимыми лицами либо с таможенной стоимостью, определенной по методам 4 или 5. В том случае, если эта информация окажется достаточной для вывода того, что взаимозависимость не повлияла на стоимость сделки, то заявленная стоимость принимается таможенным органом без запроса у декларанта или таможенного брокера дополнительной информации и используется для определения таможенной стоимости метод 1. Дальнейшая проверка (анализ) не проводится;

Проанализировать влияние этой взаимозависимости на стоимость товара. В ходе проверки (анализа) рассматриваются характер и организация коммерческих отношений продавца с покупателем; условия продажи товара; каким образом были сделаны заказы; как вычислена стоимость товара, установлена цена и внесена в счет; каким образом произведена оплата, как прошли платежи и т. д.

В том случае, если в ходе проверки (анализа) будет выявлено, что продавец и покупатель, хотя и являются взаимозависимыми лицами, но покупают товары друг у друга и продают их так, как если бы они не были связаны, то их взаимоотношения не оказали влияния на стоимость. К примеру, если будет выявлено, что стоимость была установлена в соответствии с обычной практикой ценообразования в данной отрасли промышленности или таким же путем, которым продавец назначает цену для продажи покупателям, не связанную с ним, это подтверждает, что взаимоотношения контрагентов не оказали влияния на стоимость.

В случае если проверка (анализ) подтвердит, что взаимозависимость продавца и покупателя не повлияла на стоимость сделки, она признается приемлемой и для определения таможенной стоимости применяется метод 1. В противном случае используются методы 2 - 6;

Предоставить декларанту или таможенному брокеру возможность доказать отсутствие влияния взаимозависимости на цену сделки и рассмотреть предъявленные декларантом или таможенным брокером подтверждения;

В случае наличия у таможенного органа основания для непринятия заявленной декларантом или таможенным брокером стоимости сделки сообщить в письменной форме эти основания;

По заявлению декларанта или таможенного брокера перейти к другим методам определения таможенной стоимости, не дожидаясь результатов проверки (анализа) влияния взаимозависимости лиц на стоимость сделки;

Взять данного участника внешнеэкономической деятельности на специальный учет.

Необходимо учесть, что таможенный орган может взять участника внешнеэкономической деятельности под специальный контроль при отсутствии достаточно обоснованных сомнений, как в наличии взаимозависимости, так и ее влиянии на стоимость сделки. Такой контроль необходим для того, чтобы проследить за поведением участника внешнеэкономической деятельности при оформлении других сделок, и лишь после этого, в случае необходимости и при накоплении необходимой информации, провести проверку (анализ).

Следует иметь в виду, что проведение проверки (анализа) и изучение обстоятельств сделки между взаимозависимыми лицами не должно производиться во всех случаях, когда выявлена взаимосвязь между продавцом и покупателем. Такое изучение потребуется лишь при наличии у таможенного органа достаточно обоснованных сомнений относительно приемлемости стоимости. В тех случаях, когда приемлемость сделки не вызывает сомнений у таможенного органа, эта цена принимается без обращения к декларанту или таможенному брокеру за дальнейшей информацией (к примеру, если таможенный орган уже ранее проводил изучение существующей связи или располагает достаточной информацией о данных контрагентах).

При определении того, насколько одна стоимость сделки или таможенная стоимость "близка" к другой, следует принимать во внимание ряд факторов. Эти факторы должны учитывать характер импортируемого товара; особенность самой отрасли; сезон, во время которого товар импортируется, а также факт, имеет ли расхождение в стоимостях коммерческую значимость. Поскольку эти факторы могут быть неодинаковыми в различных случаях, применение универсального стандарта, как, к примеру, фиксированного процента, было бы невозможным в каждом отдельном случае. Так, к примеру, незначительное расхождение в стоимостях в случае с одним видом товара может быть неприемлемым, тогда как большое расхождение в случае с другим видом может оказаться вполне приемлемым.

Таким образом, в каждом конкретном случае надо проводить специальную проверку (анализ) и принимать решение исходя из обстоятельств данного дела.

3.8-2. После определения возможности применения метода 1 для определения таможенной стоимости с учетом соответствия условия рассматриваемой сделки корректировка заявленной стоимости осуществляется в соответствии со статьей 304 Таможенного кодекса Республики Узбекистан.

Исходной точкой определения таможенной стоимости всегда будет установление действительно уплаченной или подлежащей уплате стоимости, то есть тех фактических расходов, которые покупатель оплатил продавцу.

В любом случае в подтверждение стоимости сделки декларант или таможенный брокер обязан предъявить при заполнении ДТС выставленный продавцом счет на оплату данного товара независимо от того, оплачен он или нет.

Если на момент таможенного оформления оплата товара уже осуществлена, то в качестве ее подтверждения предъявляется выставленный продавцом и оплаченный покупателем счет.

В том случае, если на момент таможенного оформления товара выставленный продавцом счет еще не оплачен покупателем, то в таможенный орган предъявляется неоплаченный счет, по которому проверяется соответствие суммы, указанной в ДТС, сумме счета.

При этом в случае если по условиям контракта была предусмотрена скидка с фактурной стоимости и к моменту таможенного оформления счет оплачен с учетом такой скидки, то в основу определения таможенной стоимости принимается фактически уплаченная сумма (то есть скидка учитывается). Таможенный орган вправе затребовать банковские документы, подтверждающие данный платеж, а покупатель обязан предоставить таможенному органу указанные документы.

При неоплаченных счетах скидки по условиям платежа не признаются. После осуществления оплаты счета может производиться корректировка таможенной стоимости.

При отсутствии счета метод 1 не применяется и определение таможенной стоимости осуществляется другими методами. В случае, когда предъявленный счет вызывает сомнения у таможенного органа (в связи с отсутствием печатей, реквизитов продавца или покупателя, неясным изображением данных и т. п.), таможенный орган обязан затребовать другие документы, подтверждающие стоимость сделки (банковские, коммерческие и т. п.).".


14. Пункт 3.9 изложить в следующей редакции:

"3.9. После признания таможенным органом в соответствии с представленными декларантом или таможенным брокером документами стоимости сделки для расчета таможенной стоимости товара необходимо определение дополнительных начислений или вычетов из нее. Структура стоимости сделки зависит от условия поставки товара.

В качестве надбавок к стоимости могут включаться только следующие расходы, установленные статьей 304 Таможенного кодекса Республики Узбекистан:

а) расходы по доставке товара на место его ввоза на таможенную территорию:

стоимость транспортировки. В стоимость транспортировки входят расходы на транспортировку товаров до места ввоза на таможенную территорию Республики Узбекистан в том случае, если они в соответствии с условиями поставки не были включены в цену сделки. При этом если перевозка осуществляется различными видами транспорта, то учитываются расходы на каждый вид транспортных средств.

В транспортные расходы включаются также надбавки к фрахту, плата за оформление ввоза товара (расходы на оформление товаросопроводительных документов), затраты на обработку товаров во время их транспортировки (расходы на поддержание необходимой температуры, влажности, на вентиляцию, питание и лечение животных в пути и т. п., которые необходимы для обеспечения сохранности товара).

При условии поставки EXW и FAS учитываются понесенные покупателем расходы по таможенному оформлению товара при вывозе из страны экспорта.

Если доставка осуществлялась безвозмездно или с помощью собственных транспортных средств покупателя в таможенную стоимость включается сумма расходов на транспортировку, рассчитанная исходя из тарифов, действующих в период перевозки груза для соответствующих видов транспорта. В виде исключения допускается, при отсутствии сведений о тарифах на перевозку автомобильным транспортом, определять сумму расходов на транспортировку на основе документов бухгалтерского учета предприятия (организации), касающихся стоимости перевозки;

расходы по погрузке, выгрузке, перегрузке и перевалке товара. Данные расходы включаются в таможенную стоимость, если они возникли до места ввоза на таможенную территорию Республики Узбекистан.

К примеру, если по условиям поставки доставка товаров не входит в обязанности продавца и, следовательно, соответствующие расходы не включены в стоимость товара, то доставка осуществляется за счет покупателя. При перегрузке товара в пути с одного транспортного средства на другое (если доставка осуществлялась с использованием разных видов транспортных средств), их выгрузке где-либо по пути следования товара и т. п. все эти расходы должны быть включены в таможенную стоимость;

стоимость страхования. К стоимости страхования относятся расходы на страхование, связанные с доставкой товара, т. е. страхование на период транспортировки, погрузки, выгрузки, перегрузки и перевалки товаров;

б) расходы, понесенные покупателем:

комиссионные и брокерские вознаграждения, за исключением комиссионных по закупке товара. Комиссионные по закупке товара означает вознаграждение, которое покупатель (комитент) выплачивает комиссионеру за услуги по поиску нужного ему товара и по представлению его за границей при покупке оцениваемого (ввозимого) товара;

стоимость контейнеров и (или) другой многооборотной тары, если в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан они рассматриваются как единое целое с оцениваемым товаром;

стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке;

в) стоимость услуг и других товаров, которые продавец прямо или косвенно поставляет покупателю бесплатно или по сниженной цене;

г) лицензионные и иные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, которые покупатель должен прямо или косвенно осуществить в качестве условия продажи оцениваемого товара;

д) стоимость любой части выручки от какой-либо последующей перепродажи, иного распоряжения или использования ввезенного товара, которые прямо или косвенно причитаются продавцу.

Указанные в подпунктах "а" - "д" настоящего пункта расходы, включаемые в цену сделки, определяются на основании документов об оплате (счета-фактуры, платежные поручения, чеки) за соответствующие товары, работы и услуги (транспортировку, страхование, брокерские услуги), представленных уполномоченным лицом.

Включение в цену сделки расходов, не указанных в данном пункте, не допускается.

При поставке одной партии товаров различных наименований определение расходов, подлежащих включению в таможенную стоимость каждого из ввезенных на таможенную территорию товаров и определенных для всей партии товаров, осуществляется пропорционально величине, определяемой соотношением стоимости каждого товара к стоимости партии товаров, а при учете транспортных расходов - пропорционально весу либо объему товаров.".


15. Дополнить пунктом 3.9-1 следующего содержания:

"3.9-1. При определении таможенной стоимости ввозимого товара из цены сделки исключаются следующие платежи и расходы при условии, что они выделены из цены, действительно уплаченной или подлежащей уплате за товар, ввозимый на таможенную территорию:

расходы на строительство, возведение, сборку, монтаж, наладку и обслуживание оборудования или оказание технического содействия, произведенные после ввоза на таможенную территорию таких товаров, как промышленные установки, машины или оборудование;

транспортные расходы, производимые после ввоза товара на таможенную территорию;

таможенные и другие платежи, уплачиваемые в Республике Узбекистан в связи с ввозом или продажей товара, если условиями контракта (договора, соглашения) указанные платежи уплачиваются продавцом.

Платежи и расходы, кроме таможенных платежей, уплачиваемых в Республике Узбекистан, исключаемые из цены сделки, определяются на основании представленных уполномоченным лицом документов об оплате (счета-фактуры, платежные поручения, чеки) за соответствующие товары, работы и услуги (транспортировка, страхование).".


16. Наименование раздела IV изложить в следующей редакции:

"IV. Определение таможенной стоимости товара по методу 2".


17. Пункт 4.1 изложить в следующей редакции:

"4.1. Метод 2 предусматривает, что в качестве основы для определения таможенной стоимости товара, ввозимого на таможенную территорию, принимается стоимость сделки с идентичным товаром.

Под идентичным товаром понимается товар, который:

является одинаковым с оцениваемым товаром по физическим характеристикам, качеству и репутации на рынке;

произведен в той же стране, что и оцениваемый товар, и продан для ввоза в Республику Узбекистан;

произведен тем же лицом, что и оцениваемый товар.".


18. Абзац первый пункта 4.2 изложить в следующей редакции:

"Незначительные различия во внешнем виде не могут служить основанием для отказа в рассмотрении товара как идентичного, если в остальном такой товар соответствует условиям указанным в пункте 4.1 настоящей Инструкции.".


19. В пункте 4.3:

абзац первый изложить в следующей редакции:

"Товар не считается идентичным, если стоимость сделки включает в себя стоимость проектирования, опытно-конструкторских работ, художественного оформления, дизайна, эскизов или чертежей, выполненных в Республике Узбекистан.";

абзацы второй и третий исключить.


20. Пункт 4.4 изложить в следующей редакции:

"4.4. Стоимость сделки с идентичным товаром принимается в качестве основы для определения таможенной стоимости оцениваемого товара, если этот идентичный товар ввезен на таможенную территорию:

в течение девяноста календарных дней до ввоза оцениваемого товара;

примерно в том же количестве и (или) на тех же коммерческих условиях.

Если не имеется случаев ввоза товара на таможенную территорию в том же количестве и на тех же коммерческих условиях, может быть использована стоимость идентичного товара, ввезенного в ином количестве и на других коммерческих условиях с корректировкой цены сделки, произведенной с учетом этих различий.

Если стоимость расходов, указанных в подпункте "а" пункта 3.9 настоящей Инструкции, для идентичного товара значительно отличается от стоимости таких расходов для оцениваемого товара из-за разницы в расстоянии и видах транспорта, таможенная стоимость, определяемая по цене сделки с идентичным товаром, должна быть скорректирована соответствующим образом.

Корректировка таможенной стоимости оцениваемого товара должна производиться декларантом или таможенным брокером на основании достоверных и документально подтвержденных сведений.

Пример, стиральная машина из Китая "LG" импортируется бесплатно получателем Х. Машина того же самого типа в результате торгового соглашения импортируется из Южной Кореи покупателем Y.

     

"а"

Поставщик

(Китай)

Бесплатная поставка

Стиральная машина "LG" - 10 шт.

Получатель

(Х)


"б"

Продавец

(Южная Корея)

Торговая сделка по поставке идентичного товара

Стиральная машина "LG" - 100 шт.

Таможенная стоимость = 2450 долл. США.

Покупатель

(Y)

       

Для товара "а" метод 1 не может быть применен, потому что ввоз не имеет под собой торговой сделки. Для определения таможенной стоимости товара "б" был использован метод 1. Ввезенные получателем Х и покупателем Y стиральные машины являются идентичными товарами. Так как для товара "б" таможенная стоимость уже определена, то ее следует привлекать в случае бесплатных поставок для их оценки по методу 2 с необходимыми корректировками по количеству товара.

В случае если при применении метода 2 выявляется несколько сделок с идентичным товаром, то для определения таможенной стоимости, оцениваемого товара, применяется самая низкая по цене сделка с идентичным товаром.".


21. Наименование раздела V изложить в следующей редакции:

"V. Определение таможенной стоимости товара по методу 3".


22. Пункт 5.1 изложить в следующей редакции:

"5.1. Метод 3 предусматривает, что в качестве основы для определения таможенной стоимости товара, ввозимого на таможенную территорию, принимается стоимость сделки с аналогичным товаром при соблюдении условий, указанных в настоящем разделе.

Под аналогичным товаром понимается товар, который:

не являясь идентичным во всех отношениях с оцениваемым товаром, имеет сходные с ним характеристики и состоит из схожих компонентов, что позволяет ему выполнять те же функции, что и оцениваемый товар, и быть коммерчески взаимозаменяемым, в том числе по качеству, репутации на рынке, наличию товарного знака;

ввезен в течение девяноста календарных дней до ввоза оцениваемого товара;

произведен в той же стране, что и оцениваемый товар, и продан для ввоза в Республику Узбекистан;

произведен тем же лицом, что и оцениваемый товар. При отсутствии товара, произведенного тем же лицом, что и оцениваемый товар, в качестве аналогичного принимается товар, произведенный другим лицом.".


23. Из абзаца первого пункта 5.2 слова "определения таможенной стоимости по цене сделки с аналогичными товарами" исключить.


24. Пункт 5.3 изложить в следующей редакции:

"5.3. Товар не считается аналогичным, если стоимость сделки включает в себя стоимость проектирования, опытно-конструкторских работ, художественного оформления, дизайна, эскизов или чертежей, выполненных в Республике Узбекистан.

При использовании метода 3 применяются положения пункта 4.4 настоящей Инструкции.

Требования к корректировкам предъявляются те же самые, что и при корректировках по методу 2.

Пример.

     

"а"

Поставщик

(Китай)

Бесплатная поставка (в счет гарантии) Стиральная машина "Samsung" - 10 шт.

(поставка 01.01.2017 г.)

Получатель

(Р)

"б"

Продавец

(Южная Корея)

Торговая сделка по поставке аналогичного товара

Стиральная машина "LG" - 1000 шт.

Таможенная стоимость = 245000 долл. США.

(поставка 05.10.2016 г.)


"в"

Продавец (Китай)

Торговая сделка по поставке аналогичного товара стиральных машин "Koning" - 20 шт.

Таможенная стоимость = 4300 долл. США

(поставка 20.11.2016 г.)


"г"

Продавец

(Германия)

Торговая сделка по поставке аналогичного товара стиральной машины "Bosch" - 1500 шт.

Таможенная стоимость = 450 000 долл. США

(поставка 25.12.2016 г.)


         

В данном случае представлены неидентичные товары, так как товары имеют различную торговую марку и принципиальные различия во внешнем оформлении. Здесь речь идет об аналогичных товарах с одинаковыми свойствами и из одинаковых материалов. В торговле они взаимозаменяемы.

Товары "б", "в", "г" содержат таможенную стоимость, определенную по методу 1.

Для товара: "а" метод 1 исключается, так как отсутствует факт покупки. Метод 2 применен быть не может, так как отсутствует таможенная стоимость идентичных товаров. Таким образом, в данном случае следует применять метод 3. Поскольку таможенная стоимость для товаров "б", "в", "г" определена, то она может применяться также в качестве исходной расчетной базы для бесплатной поставки в отношении товара "а".

Однако в данном случае из 3-х сделок с аналогичными товарами необходимо выбрать ту, имеющую наинизшую цену. В данном случае наиболее подходящей будет поставка "в", так как цена единицы товара составила 215 долл. США. Таким образом, произведя необходимые корректировки, таможенную стоимость товара "в" следует использовать для оценки поставки "а".

В том случае, если в распоряжении декларанта или таможенного брокера нет информации о таможенной стоимости ни идентичных, ни аналогичных товаров, то необходимо переходить к другим методам определения таможенной стоимости товара.".


25. Наименование раздела VI изложить в следующей редакции:

"VI. Определение таможенной стоимости товара по методу 4".


26. Пункт 6.1 изложить в следующей редакции:

"6.1. Метод 4 предусматривает, что в качестве основы для определения таможенной стоимости оцениваемого товара принимается цена единицы оцениваемого, идентичного или аналогичного товара, который продается:

на таможенной территории в неизменном состоянии;

в наибольшем совокупном количестве (несколько партий) в течение девяноста календарных дней до ввоза на таможенную территорию оцениваемого товара;

лицу, не взаимозависимому с продавцом такого товара.".


27. Пункты 6.2, 6.7, 6.9, 8.3 признать утратившими силу.


28. Пункты 6.3 и 6.4 изложить в следующей редакции:

"6.3. Из цены единицы оцениваемого, идентичного или аналогичного товара вычитаются следующие расходы:

комиссионные вознаграждения, выплачиваемые либо согласованные к выплате, или надбавки на прибыль и общие расходы в связи с продажей на таможенной территории ввозимого товара того же класса и вида;

суммы таможенных и иных платежей, подлежащих уплате в Республике Узбекистан в связи с ввозом или продажей товаров;

расходы, понесенные на таможенной территории на транспортировку, страхование, погрузочные и разгрузочные работы.

Товар того же класса или вида означает группу товаров, которая относится к продукции определенной отрасли экономики, включая идентичные и аналогичные товары.

6.4. При выборе цены продажи товара на внутреннем рынке следует учитывать цену, рассматриваемого товара на первом коммерческом уровне после импорта, то есть при первой перепродаже ввезенного товара.".


29. В пункте 6.6 слова "каких-либо элементов, предусмотренных в статье 21 Закона" заменить словами "товаров и услуг".


30. Пункт 6.8 изложить в следующей редакции:

"6.8. При отсутствии фактов продажи оцениваемого, идентичного или аналогичного товара в течение девяноста календарных дней до ввоза оцениваемого товара за основу для определения таможенной стоимости оцениваемого товара с учетом положений пункта 6.1. и абзацев первого - четвертого пункта 6.3 настоящей Инструкции принимается цена за единицу товара, по которой оцениваемый, идентичный или аналогичный товар продается максимальной партией в Республике Узбекистан в неизменном состоянии в наиболее близкий ко дню ввоза срок, но не позднее девяноста календарных дней со дня ввоза оцениваемого товара.

В случае отсутствия фактов продажи на таможенной территории оцениваемого, идентичного или аналогичного товара в неизменном состоянии, по заявлению декларанта или таможенного брокера таможенная стоимость оцениваемого товара определяется на основе цены единицы продукции, полученной после дальнейшей обработки оцениваемого товара, которая продается на таможенной территории в наибольшем совокупном количестве лицу, невзаимозависимому с продавцом такого товара. При этом производится корректировка таможенной стоимости товара, предусмотренная абзацами первым - четвертым пункта 6.3 настоящей Инструкции.".


31. Наименование раздела VII изложить в следующей редакции:

"VII. Определение таможенной стоимости товара по методу 5".


32. Пункты 7.1 - 7.5 изложить в следующей редакции:

"7.1. Метод 5 предусматривает, что в качестве основы для определения таможенной стоимости оцениваемого товара принимается цена товара, рассчитанная путем сложения:

а) стоимости материалов и издержек производства и (или) обработки, понесенных при изготовлении оцениваемого товара;

б) объема общих расходов, не отраженных в подпункте "а" настоящего пункта, и прибыли, обычно получаемой экспортером при продаже в Республику Узбекистан товара того же класса или вида, той же страны происхождения, что и оцениваемый товар;

в) расходов, указанных в пункте "а" первой части статьи 304 Таможенного кодекса Республики Узбекистан.

7.2. Таможенная стоимость по методу 5 определяется на основе документов и сведений, полученных только за пределами Республики Узбекистан. Как правило, производитель товара будет находиться вне юрисдикции Республики Узбекистан. В этой связи использование метода 5 будет обычно ограничено теми условиями, в которых покупатель и продавец являются взаимозависимыми, и производитель готов представить таможенному органу Республики Узбекистан необходимые данные, указанные в статье 312 Таможенного кодекса Республики Узбекистан.

Документы и сведения, предоставленные производителем товара с целью определения таможенной стоимости, могут быть удостоверены в его стране представителями Республики Узбекистан с согласия производителя и при условии, что правительство заинтересованной страны будет достаточно заблаговременно уведомлено, и оно не возражает против такой проверки.

7.3. Стоимость материалов и издержек производства и (или) обработки, понесенные при изготовлении оцениваемого товара должна быть определена на основе документов и сведений, относящихся к производству оцениваемого товара, представляемых производителем или от его имени. Они должны базироваться на коммерческих отчетах производителя при условии, что такие отчеты соответствуют общепринятым принципам учета, применяемым в стране, где товар был произведен.

7.4. Термин "объем общих расходов" охватывает прямые и косвенные издержки производства и продажи на экспорт товара, которые не отражены в подпункте "а" пункта 7.1 настоящей Инструкции.

В случае, если для импортируемого товара применявшиеся методы 1 - 4 не приводят к определению таможенной стоимости, то существует возможность на основе представленных иностранным производителем калькуляционных документов определить таможенную стоимость, которая должна включать такие расходы, как, к примеру, расходы на материал, общие (накладные) расходы, таможенная стоимость ввозимого товара по методу рассчитанной стоимости. В случае возникновения сомнения калькуляционные документы могут быть проверены при соблюдении условий, предусмотренных абзацем вторым пункта 7.2 настоящей Инструкции.

7.5. Размер прибыли, обычно получаемой экспортером при продаже в Республику Узбекистан товара того же класса или вида, той же страны происхождения, что и оцениваемый товар, должен определяться на основе документов и сведений, предоставляемых производителем или от его имени. Необходимо обращать внимание на соответствие представленных производителем данных тем показателям, которые имеют место при продаже товара того же класса или вида, что и оцениваемый товар, осуществляемых производителями в стране экспорта для вывоза в страну импорта.

При анализе представленных документов и сведений следует отметить, что "размер прибыли и издержек" должен рассматриваться как единое целое. Отсюда следует, что если в каком-либо частном случае размер прибыли производителя невелик, а его общие расходы высоки, то его прибыль и общие расходы вместе взятые тем не менее могут соответствовать тем, которые обычно отражаются при продаже товара того же класса или вида. Такая ситуация может, к примеру, возникнуть, когда продукт пробивается на рынок в стране импорта и производитель принимает нулевой или низкий уровень прибыли, чтобы частично за счет этого покрыть высокие общие расходы, связанные с освоением данного рынка. Если производитель может показать, что он получает прибыль при продаже импортируемого товара вследствие особых коммерческих обстоятельств, то следует принять во внимание фактические показатели его прибыли при условии, что у него веские коммерческие аргументы для оправдания их, а его политика цен отражает обычную ценовую политику в данной отрасли промышленности. Подобная ситуация может возникнуть, к примеру, в том случае, когда производитель был вынужден временно снизить цену вследствие непредвиденного падения спроса, или же когда он продает товар в порядке дополнения категории товаров, производимых в стране импорта и соглашается на низкую прибыль с целью сохранения своей конкурентоспособности.".


33. Дополнить пунктами 7.6 - 7.8 следующего содержания:

"7.6. К расходам указанным в пункте "а" первой части статьи 304 Таможенного кодекса относятся расходы по доставке товара на место его ввоза на таможенную территорию:

стоимость транспортировки;

расходы по погрузке, выгрузке, перегрузке и перевалке товара;

стоимость страхования.

Данные расходы должны быть также документально подтверждены.

7.7. Когда для целей определения таможенной стоимости методом 5 используются документы и сведения, помимо тех, которые даются производителем или от его имени, таможенный орган должен сообщить декларанту или таможенному брокеру, если последний об этом попросит, об источнике такой информации, использованных данных и основанных на них расчетах.

7.8. Никакие издержки или стоимость материалов не должны учитываться дважды при определении таможенной стоимости методом 5.".


34. Пункты 8.1 и 8.2 изложить в следующей редакции:

"8.1. Если таможенная стоимость не может быть определена декларантом или таможенным брокером в результате последовательного применения методов определения таможенной стоимости, указанных, в абзацах втором - седьмом пункта 2.1. настоящей Инструкции, то таможенная стоимость оцениваемого товара определяется путем более гибкого применения требований методов определения таможенной стоимости в части применения сроков, определения страны происхождения, идентичности или аналогичности товаров.

8.2. При применении метода 6 таможенный орган предоставляет декларанту или таможенному брокеру, имеющуюся в его распоряжении ценовую информацию. Таможенный орган в целях правильного применения резервного метода накапливает такую информацию.

В качестве основы для определения таможенной стоимости товара по методу 6 не допускается использование:

а) продажной цены аналогичного товара, произведенного в Республике Узбекистан;

б) наиболее высокой стоимости из двух и более альтернативных стоимостей;

в) цены товара на внутреннем рынке страны экспорта;

г) издержек производства, которые не используются при применении метода 5 для определения таможенной стоимости;

д) цены товара, поставляемого из страны его экспорта в третьи страны;

е) минимальных таможенных стоимостей;

ж) произвольно установленной или достоверно не подтвержденной цены товара.".


35. Дополнить пунктом 8.4-1 следующего содержания:

"8.4-1. По заявлению декларанта или таможенного брокера таможенный орган информирует его о таможенной стоимости товара, определенной в соответствии с настоящим разделом, и методе, использованном для определения такой стоимости.".


36. В пункте 8.5:

слово "произведенные" заменить словом "понесенные";

дополнить предложением следующего содержания:

"При этом определяется таможенная стоимость единицы товара с последующим пересчетом таможенной стоимости всей партии.".


37. В пункте 9.1:

из абзаца первого второе предложение исключить;

абзац второй после слова "декларанту" дополнить словами "или таможенному брокеру";

в абзаце третьем слова "При необходимости после выпуска груза" заменить словами "После выпуска товара";

дополнить абзацами следующего содержания:

"Таможенный контроль после выпуска товаров за одним и тем контрактом (договором, соглашением) может быть осуществлен не более одного раза.

Если в ходе проверки будет выявлен факт, влияющий на величину таможенной стоимости, который повлечет доначисление таможенных платежей, то доначисление может осуществляться в течении одного года с момента окончания нахождения товаров под таможенным контролем.

Таможенные органы ведут реестр контрактов (договоров, соглашений) по которым осуществлялась проверка.".


38. Пункт 9.2 изложить в следующей редакции:

"9.2. В случаях, если таможенная стоимость импортируемого товара определяется таможенным органом, то по письменному либо электронному заявлению декларанта или таможенного брокера, таможенный орган в письменной либо в электронной форме, сообщает каким образом она была определена.".


39. В пункте 9.3 слова "импортер (декларант)" заменить словами "декларант или таможенный брокер".



"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

30 января 2017 г., N 4, ст. 57