Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Конституционный закон Республики Узбекистан от 31.05.2017 г. N ЗРУ-431 "О Конституционном суде Республики Узбекистан" (Принят Законодательной палатой 23.05.2017 г., одобрен Сенатом 27.05.2017 г.)

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

31.05.2017 г.

N ЗРУ-431



О КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН


Принят Законодательной палатой 23 мая 2017 года

Одобрен Сенатом 27 мая 2017 года


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цель настоящего Закона

Целью настоящего Закона является регулирование деятельности Конституционного суда Республики Узбекистан.



Статья 2. Статус Конституционного суда Республики Узбекистан

Конституционный суд Республики Узбекистан (далее - Конституционный суд) является постоянно действующим органом судебной власти по рассмотрению дел о конституционности актов законодательной и исполнительной власти.



Статья 3. Законодательство о Конституционном суде

Республики Узбекистан

Законодательство о Конституционном суде Республики Узбекистан состоит из Конституции Республики Узбекистан, настоящего Закона и иных актов законодательства.



Статья 4. Полномочия Конституционного суда

Конституционный суд:

определяет соответствие Конституции Республики Узбекистан законов Республики Узбекистан и постановлений палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указов, постановлений и распоряжений Президента Республики Узбекистан, постановлений правительства, решений местных органов государственной власти, межгосударственных договорных и иных обязательств Республики Узбекистан;

определяет соответствие Конституции Республики Узбекистан конституционных законов Республики Узбекистан, законов Республики Узбекистан о ратификации международных договоров Республики Узбекистан - до их подписания Президентом Республики Узбекистан;

дает заключение о соответствии Конституции Республики Каракалпакстан Конституции Республики Узбекистан, законов Республики Каракалпакстан - законам Республики Узбекистан;

дает толкование норм Конституции и законов Республики Узбекистан;

рассматривает обращение Верховного суда Республики Узбекистан, инициированное судами, о соответствии Конституции Республики Узбекистан нормативно-правовых актов, подлежащих применению в конкретном деле;

по результатам обобщения практики конституционного судопроизводства ежегодно представляет палатам Олий Мажлиса Республики Узбекистан и Президенту Республики Узбекистан информацию о состоянии конституционной законности в стране;

рассматривает другие дела, отнесенные к его компетенции Конституцией и законами Республики Узбекистан.

Конституционный суд при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.



Статья 5. Избрание Конституционного суда

Конституционный суд избирается Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан по представлению Президента Республики Узбекистан из числа лиц, рекомендованных Высшим судейским советом Республики Узбекистан, включая представителя от Республики Каракалпакстан.

Каждый судья Конституционного суда избирается в индивидуальном порядке. Избранным считается лицо, получившее большинство голосов от общего числа членов Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Конституционный суд состоит из семи судей Конституционного суда, включая председателя и его заместителя.

Председатель Конституционного суда и его заместитель избираются из числа судей Конституционного суда на его заседании.



Статья 6. Срок полномочий судьи Конституционного суда

Срок полномочий судьи Конституционного суда - пять лет.

Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного суда составляет, как правило, семьдесят лет.

Одно и то же лицо не может быть избрано судьей Конституционного суда более двух раз.



Статья 7. Основные принципы деятельности Конституционного суда

Основными принципами деятельности Конституционного суда являются верховенство Конституции Республики Узбекистан, независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон.



Статья 8. Верховенство Конституции Республики Узбекистан

Конституционный суд всей своей деятельностью призван обеспечивать верховенство Конституции Республики Узбекистан, реализацию в актах законодательной и исполнительной власти конституционного принципа приоритета прав и свобод человека и других норм Конституции Республики Узбекистан.

Конституционный суд разрешает дела и дает заключения, руководствуясь исключительно Конституцией Республики Узбекистан.



Статья 9. Независимость Конституционного суда

Конституционный суд и его судьи в своей деятельности независимы и подчиняются только Конституции Республики Узбекистан.

Судьи Конституционного суда, принимая решения, выражают свою правовую позицию, свободную от соображений практической целесообразности, политических склонностей и других посторонних воздействий.

Вмешательство в деятельность Конституционного суда не допускается и влечет за собой ответственность в соответствии с законом.



Статья 10. Коллегиальность

Рассмотрение дел и принятие решений производится в Конституционном суде коллегиально в составе не менее четырех судей.



Статья 11. Гласность

Заседания Конституционного суда, как правило, проводятся открыто.



Статья 12. Состязательность и равноправие сторон

Конституционное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Стороны на основе состязательности пользуются равными правами и возможностями по представлению доказательств, заявлению ходатайств, высказыванию мнений, отстаиванию своей позиции относительно рассматриваемого дела.



Статья 13. Обязательность решений и требований

Конституционного суда

Решения Конституционного суда обязательны для всех органов государственной власти и управления, а также предприятий, учреждений, организаций и общественных объединений, должностных лиц и граждан.

Требования Конституционного суда о представлении нормативно-правовых актов, документов и их копий, о даче разъяснений и консультаций по рассматриваемым им вопросам обязательны для всех органов, которым они адресованы.



Статья 14. Законодательная инициатива

Конституционного суда

В соответствии с Конституцией Республики Узбекистан Конституционному суду принадлежит право законодательной инициативы в Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан.



Статья 15. Порядок деятельности Конституционного суда

Порядок деятельности Конституционного суда определяется его Регламентом.



ГЛАВА 2. СТАТУС СУДЕЙ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА

Статья 16. Требования к кандидату на должность судьи

Конституционного суда. Квалификационные классы

судей Конституционного суда

Судьей Конституционного суда может быть избран гражданин Республики Узбекистан не моложе тридцати пяти лет из числа специалистов в области политики и права, обладающий высокими моральными качествами и необходимой квалификацией.

Судье Конституционного суда Президентом Республики Узбекистан присваивается Высший или Первый квалификационные классы.



Статья 17. Полномочия председателя Конституционного суда

Председатель Конституционного суда:

возглавляет Конституционный суд и организует его деятельность;

руководит подготовкой вопросов, принятых Конституционным судом к рассмотрению;

созывает заседания Конституционного суда и председательствует на них;

распределяет обязанности между судьями Конституционного суда;

обеспечивает ежегодное представление палатам Олий Мажлиса Республики Узбекистан и Президенту Республики Узбекистан информации о состоянии конституционной законности в стране;

подписывает решения и протоколы заседаний Конституционного суда;

организует работу аппарата Конституционного суда, назначает на должность и освобождает от должности его работников;

распределяет бюджетные средства на содержание и обеспечение деятельности Конституционного суда;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.

Председатель Конституционного суда по вопросам, входящим в его компетенцию, издает распоряжения.

В случае отсутствия председателя Конституционного суда его полномочия осуществляет заместитель председателя.



Статья 18. Присяга судьи Конституционного суда

Лицо, впервые избранное судьей Конституционного суда, приносит присягу следующего содержания:

"Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности судьи Конституционного суда, защищать конституционный строй, подчиняясь при этом только Конституции Республики Узбекистан".

Присяга приносится судьей Конституционного суда на заседании Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, на котором он избран.



Статья 19. Деятельность, несовместимая с должностью судьи

Конституционного суда

Судьи Конституционного суда не могут быть сенаторами, депутатами представительных органов государственной власти.

Судьи Конституционного суда не могут состоять членами политических партий, участвовать в политических движениях, а также заниматься какими-либо другими видами оплачиваемой деятельности, кроме научной и педагогической.



Статья 20. Несменяемость судьи Конституционного суда

Судья Конституционного суда в период своих полномочий несменяем. Полномочия судьи не могут быть прекращены или приостановлены иначе, как в порядке и на основании, установленных настоящим Законом.



Статья 21. Неприкосновенность судьи Конституционного суда

Судья Конституционного суда не может быть привлечен к уголовной и административной ответственности, а также заключен под стражу без согласия Конституционного суда.

Уголовное дело в отношении судьи Конституционного суда может быть возбуждено только Генеральным прокурором Республики Узбекистан.

Не допускается привод, задержание, а равно досмотр личных вещей, багажа, транспорта, жилого, служебного помещения судьи Конституционного суда.



Статья 22. Приостановление полномочий судьи

Конституционного суда

Полномочия судьи Конституционного суда могут приостанавливаться решением Конституционного суда в случаях:

привлечения его к уголовной ответственности;

занятия им деятельностью, несовместимой с должностью судьи;

признания его безвестно отсутствующим решением суда.

Приостановление полномочий судьи, за исключением случаев, когда судье в качестве меры пресечения было избрано заключение под стражу, не влечет за собой приостановления выплаты ему заработной платы и не лишает его гарантий неприкосновенности, установленных настоящим Законом.

Полномочия судьи Конституционного суда приостанавливаются до отпадения оснований к их приостановлению.



Статья 23. Досрочное прекращение полномочий

судьи Конституционного суда

Полномочия судьи Конституционного суда прекращаются досрочно решением Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан в случаях:

нарушения им присяги судьи;

подачи им письменного заявления;

достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи;

вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда;

продолжения судьей деятельности, несовместимой с должностью судьи, после сделанного ему предупреждения или приостановления его полномочий;

его неспособности по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени исполнять обязанности судьи;

утраты им гражданства Республики Узбекистан;

признания его в установленном порядке недееспособным или ограниченно дееспособным;

смерти или объявления его умершим решением суда.



Статья 24. Гарантии по трудоустройству судей

Конституционного суда после окончания их полномочий

Судьям Конституционного суда после окончания их полномочий предоставляется прежняя работа (должность), занимаемая ими до избрания на должность судьи Конституционного суда, а при ее отсутствии - другая равноценная работа (должность).



ГЛАВА 3. ПРОИЗВОДСТВО В КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ

Статья 25. Право внесения вопросов в Конституционный суд

Правом внесения на рассмотрение Конституционного суда вопросов обладают:

палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан;

Президент Республики Узбекистан;

Кабинет Министров Республики Узбекистан;

Уполномоченный Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсман);

Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан;

группа депутатов - не менее одной четвертой части от общего числа депутатов Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан;

группа сенаторов - не менее одной четвертой части от общего числа членов Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан;

Верховный суд Республики Узбекистан;

Генеральный прокурор Республики Узбекистан;

Председатель Счетной палаты Республики Узбекистан.

Вопрос на рассмотрение Конституционного суда может быть внесен и по инициативе не менее трех судей Конституционного суда.



Статья 26. Сроки рассмотрения вопросов в Конституционном суде

Конституционный суд приступает к изучению вопроса не позднее, чем в семидневный срок с момента получения материалов, если они отвечают предъявляемым требованиям.

Решение по рассматриваемому вопросу принимается в Конституционном суде не позднее трех месяцев с момента получения соответствующего материала.



Статья 27. Участники заседания Конституционного суда

В заседании Конституционного суда могут участвовать Президент Республики Узбекистан, Спикер Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, его заместители, Председатель Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, его заместители, Премьер-министр Республики Узбекистан, Уполномоченный Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсман), Председатель Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, председатель Верховного суда Республики Узбекистан, председатель Высшего судейского совета Республики Узбекистан, Генеральный прокурор Республики Узбекистан, председатель Счетной палаты Республики Узбекистан и министр юстиции Республики Узбекистан. Они вправе излагать свою позицию по всем рассматриваемым вопросам.



Статья 28. Язык конституционного судопроизводства

Конституционное судопроизводство ведется на государственном языке.

Участники заседания, не владеющие государственным языком, могут выступать и давать объяснения на родном языке и пользоваться услугами переводчика.



Статья 29. Вызовы на заседание Конституционного суда

На заседание Конституционного суда могут быть вызваны лица, располагающие необходимыми сведениями или материалами, эксперты и специалисты.



Статья 30. Возмещение расходов экспертов, специалистов

и переводчиков

Экспертам, специалистам и переводчикам, привлеченным в связи с рассмотрением дел в Конституционном суде, возмещаются расходы и выплачивается вознаграждение в соответствии с законодательством.



Статья 31. Принятие решения Конституционным судом

Конституционный суд принимает решения только по конкретным рассматриваемым вопросам, конституционность которых подвергается сомнению.

Конституционный суд может, проверив конституционность нормативно-правового акта, одновременно вынести решение также и в отношении нормативно-правовых актов, основанных на проверенном акте либо воспроизводящих его положения, хотя о них и не упоминалось во вносимом на рассмотрение Конституционного суда вопросе.

Решение Конституционного суда принимается открытым голосованием.

Судья Конституционного суда не вправе воздерживаться или не участвовать в голосовании.

Решение Конституционного суда считается принятым, если за него проголосовало большинство от присутствующих на заседании судей. В случае, когда голоса разделились поровну, голос председательствующего является определяющим.

Судья Конституционного суда, не согласный с решением Конституционного суда, вправе изложить свое мнение в письменном виде и приобщить его к протоколу заседания Конституционного суда.



Статья 32. Решение Конституционного суда

Решение Конституционного суда по существу рассмотренного дела о конституционности международного договора и нормативно-правового акта именуется постановлением. Постановления выносятся Конституционным судом именем Республики Узбекистан.

В других случаях решение Конституционного суда именуется заключением или может иметь иную форму.



Статья 33. Опубликование решений

Конституционного суда и вступление их в силу

Постановления, заключения и иные решения Конституционного суда публикуются в средствах массовой информации и на официальном веб-сайте Конституционного суда.

Официальными источниками опубликования решений Конституционного суда являются "Собрание законодательства Республики Узбекистан", газеты "Халк сузи" и "Народное слово", "Вестник Конституционного суда Республики Узбекистан", а также Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан.

Решение Конституционного суда вступает в силу со дня его официального опубликования.

Решение Конституционного суда окончательно и обжалованию не подлежит.



Статья 34. Пересмотр решения Конституционного суда

Решение Конституционного суда может быть пересмотрено им по собственной инициативе:

ввиду вновь открывшихся обстоятельств, неизвестных Конституционному суду в момент вынесения решения;

в случае изменения конституционной нормы, на основании которой было принято решение;

в случае признания Конституционным судом принятия данного решения с нарушением установленного порядка производства.



ГЛАВА 4. ИНЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ

И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА

Статья 35. Аппарат Конституционного суда

Организационное, научно-экспертное, информационно-справочное и иное обеспечение деятельности Конституционного суда осуществляется аппаратом Конституционного суда.

Структура и штаты аппарата утверждаются председателем Конституционного суда в пределах выделенных ассигнований.

Порядок установления и присвоения классных чинов работникам аппарата Конституционного суда определяется положением, утверждаемым Олий Мажлисом Республики Узбекистан.



Статья 36. Научно-консультативный совет

при Конституционном суде

При Конституционном суде образуется научно-консультативный совет, который является совещательным органом и действует на общественных началах. В его задачу входит разработка научно обоснованных рекомендаций по вопросам деятельности Конституционного суда.



Статья 37. Финансирование деятельности Конституционного суда

Финансирование деятельности Конституционного суда производится за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан и предусматривается в нем отдельной строкой.



Статья 38. Материальное и социальное обеспечение судей

Конституционного суда

Материальное и социальное обеспечение судей Конституционного суда, связанное с оплатой их труда, предоставлением ежегодного отпуска, мерами социальной защиты судей и членов их семей, обязательным государственным страхованием жизни и здоровья судей, устанавливается в соответствии с Законом Республики Узбекистан "О судах".

Заработная плата судьи Конституционного суда состоит из должностного оклада, доплат за квалификационный класс, выслугу лет.

Судьи Конституционного суда освобождаются от налога на доходы физических лиц по доходам, полученным ими в связи с исполнением служебных обязанностей.



Статья 39. Символы судебной власти Конституционного суда

В зале заседания Конституционного суда находятся изображение Государственного герба Республики Узбекистан, Государственный флаг Республики Узбекистан, издание Конституции Республики Узбекистан.



Статья 40. Специальная одежда судей

Судьи Конституционного суда заседают в специальной форменной одежде, описание и образец которой утверждаются Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан.



Статья 41. Удостоверение судьи Конституционного суда

Судье Конституционного суда выдается удостоверение, подписываемое Председателем Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.



Статья 42. Печать Конституционного суда

Конституционный суд имеет печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан и своим наименованием.



ГЛАВА 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 43. Признание утратившими силу

некоторых законодательных актов

Признать утратившими силу:


1) Закон Республики Узбекистан от 30 августа 1995 года N 103-I "О Конституционном суде Республики Узбекистан" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1995 г., N 9, ст. 178);


2) пункт 1 Постановления Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 30 августа 1995 года N 104-I "О введении в действие Закона "О Конституционном суде Республики Узбекистан" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1995 г., N 9, ст. 179);


3) раздел VII Закона Республики Узбекистан от 13 декабря 2002 года N 447-II "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2003 г., N 1, ст. 8);


4) раздел XII Закона Республики Узбекистан от 30 августа 2003 года N 535-II "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2003 г., N 9-10, ст. 149);


5) статью 8 Закона Республики Узбекистан от 20 января 2014 года N ЗРУ-365 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2014 г., N 1, ст. 2);


6) статью 9 Закона Республики Узбекистан от 14 мая 2014 года N ЗРУ-372 "О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Узбекистан" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2014 г., N 5, ст. 130).



Статья 44. Приведение законодательства в соответствие

с настоящим Законом

Кабинету Министров Республики Узбекистан:

привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.



Статья 45. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.



Президент

Республики Узбекистан                                                       Ш. Мирзиёев



"Народное слово", 1 июня 2017 г.


"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

5 июня 2017 г., N 22, ст. 407


"Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан",

2017 г., N 5, ст. 201


Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 2017 г.