Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Положение о Центре специализированного аналитического контроля в области охраны окружающей среды при Государственном комитете Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды (Приложение N 2 к Постановлению КМ РУз от 15.06.2017 г. N 377)

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ПРИЛОЖЕНИЕ N 2

к Постановлению КМ РУз

от 15.06.2017 г. N 377



ПОЛОЖЕНИЕ

о Центре специализированного аналитического контроля

в области охраны окружающей среды при Государственном

комитете Республики Узбекистан по экологии и охране

окружающей среды


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Настоящее Положение определяет основные задачи, функции, права и ответственность, а также порядок организации деятельности Центра специализированного аналитического контроля в области охраны окружающей среды при Государственном комитете Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды (далее - Центр).


2. Центр является структурным подразделением Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды (далее - Госкомэкологии), осуществляющим свою деятельность по обеспечению аналитического (лабораторного) контроля в области экологии и охраны окружающей среды.

Центр в своей деятельности подотчетен Госкомэкологии.


3. Центр в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Республики Узбекистан, постановлениями палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, постановлениями и приказами Госкомэкологии, а также настоящим Положением.


4. Центр осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами государственного и хозяйственного управления, органами государственной власти на местах, негосударственными некоммерческими и иными организациями.


5. Центр является юридическим лицом в форме государственного учреждения, имеет печать и бланк с изображением Государственного герба Республики Узбекистан, банковские счета.



ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ЦЕНТРА


6. Основными задачами Центра являются:

систематизация и обобщение результатов аналитического контроля, сведений об источниках загрязнения атмосферного воздуха, поверхностных вод, почв, животного и растительного мира республики;

организация аналитического контроля за соблюдением требований экологической безопасности при захоронении (размещении) отходов, обеспечением радиационной безопасности;

руководство и оказание организационно-методической и практической помощи территориальным управлениям Госкомэкологии в осуществлении работы по мониторингу источников загрязнения, аналитическому контролю за соблюдением требований природоохранного законодательства;

освоение, совершенствование, при необходимости, разработка, доработка и внедрение прогрессивных методов отбора проб и проведение физико-химических анализов выбросов, сбросов и загрязнения почв;

обеспечение проведения контрольных и арбитражных замеров выбросов веществ в атмосферу, анализа качества сбрасываемых сточных вод и загрязнения объектов окружающей среды.


7. Для выполнения возложенных на него задач Центр осуществляет следующие функции:


а) в сфере систематизации и обобщения результатов аналитического контроля, сведений об источниках загрязнения атмосферного воздуха, поверхностных вод, почв, животного и растительного мира республики:

формирует информационно-картографическую базу данных мониторинга источников загрязнения и аналитического контроля на основе технологий геоинформационных систем по Республике Узбекистан;

организует и осуществляет публикацию информационных бюллетеней и других официальных изданий Центра, а также иных сведений и материалов о состоянии природной среды;

обеспечивает предоставление в установленном порядке по запросам органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах, осуществляющих наблюдения за состоянием окружающей среды в системе государственного мониторинга, информации о результатах мониторинга источников загрязнения окружающей среды и аналитического контроля;

в установленном порядке обеспечивает Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан, заинтересованных функциональных и территориальных подсистем Государственной системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях Республики Узбекистан (ГСЧС) информацией об экологической обстановке, выбросах вредных веществ в атмосферный воздух, качественной характеристике сточных вод, загрязнении почв, водных ресурсов;

осуществляет сбор, анализ и обобщение информации о состоянии загрязненности окружающей среды (воздуха, воды и почвы) радионуклидами и другими опасными веществами, предоставляя ее в установленном порядке Центру управления в кризисных ситуациях Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан и его территориальным подразделениям, а также другим заинтересованным министерствам и ведомствам;

участвует в подготовке государственного национального доклада о состоянии окружающей среды и использовании природных ресурсов в Республике Узбекистан в части представления информации о системе государственного мониторинга окружающей среды и источников ее загрязнения;


б) в сфере организации аналитического контроля за соблюдением требований экологической безопасности при захоронении (размещении) отходов, обеспечением радиационной безопасности:

осуществляет аналитический контроль за загрязнением почв в районах складирования твердых бытовых и промышленных отходов, размещения хвостохранилищ, ядомогильников;

организует и осуществляет аналитический контроль за состоянием загрязненности окружающей среды радионуклидами вокруг и вблизи антропогенных источников, подпадающих в зону их влияния;

осуществляет аналитический контроль за экологической обстановкой в районах размещения потенциально опасных объектов, а также интенсивной промышленной и сельскохозяйственной деятельности;

осуществляет изучение, анализ и внедрение на практике передового опыта зарубежных стран в области прогнозирования, раннего выявления и реагирования на радиационные аварии;

участвует в организации работ по предотвращению чрезвычайных ситуаций, связанных с высоким загрязнением окружающей среды;


в) в сфере руководства и оказания организационно-методической и практической помощи территориальным управлениям Госкомэкологии в осуществлении работы по мониторингу источников загрязнения, аналитическому контролю за соблюдением требований природоохранного законодательства:

осуществляет организацию и проведение методического руководства по мониторингу источников загрязнения окружающей среды и наземных экосистем для отделов по мониторингу загрязнения окружающей среды Комитета Республики Каракалпакстан по экологии и охране окружающей среды, управлений по экологии и охране окружающей среды областей и города Ташкента, экологических служб органов государственного и хозяйственного управления, а также других организаций;

осуществляет учет методик выполнения измерений, государственных стандартов Республики Узбекистан и межгосударственных стандартов, область применения которых распространяется на выполнение измерений значений показателей состава и свойств объектов окружающей среды (атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды, почвы, данные отложения), а также антропогенных источников, образующихся в результате хозяйственной деятельности (источники выбросов, сбросов вредных веществ и загрязнения почв);

осуществляет организационно-методическое руководство за проведением измерений (испытаний) и работ по стандартизации в области охраны окружающей среды;

участвует в функционировании системы государственного мониторинга окружающей среды и источников ее загрязнения;

осуществляет мониторинг источников загрязнения водных ресурсов, выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, загрязнения почв и эффективности работы очистных сооружений;

принимает участие в подготовке и повышении квалификации специалистов отделов по мониторингу загрязнения окружающей среды Комитета Республики Каракалпакстан по экологии и охране окружающей среды, управлений по экологии и охране окружающей среды областей и города Ташкента, экоаналитических лабораторий органов государственного и хозяйственного управления, а также других организаций по вопросам проведения мониторинга и аналитического контроля объектов окружающей среды и их источников загрязнения;


г) в сфере освоения, совершенствования, разработки, доработки и внедрения прогрессивных методов отбора проб и проведения физико-химических анализов выбросов, сбросов и загрязнения почв:

проводит работы по освоению современных средств измерений, совершенствованию прогрессивных методов и методик выполнения измерений, при необходимости, разработке, доработке и внедрению их в практику;

осуществляет экологическую оценку предлагаемых к регистрации средств защиты растений с целью выявления оценки их воздействия на окружающую среду, установления природоохранных норм и правил при их применении;

совместно с соответствующими структурными подразделениями системы Госкомэкологии формирует и ведет фонд нормативных документов в области технического регулирования в сфере охраны окружающей среды;

проводит работы по обеспечению единства и требуемой точности результатов анализов, измерений, тестирования в соответствии с требованиями метрологического обеспечения природоохранной деятельности;

осуществляет разработку и публикацию действующих аттестованных и временно допущенных методик выполнения измерений загрязняющих веществ, а также обеспечивает их размещение и постоянное обновление на своем официальном веб-сайте во всемирной информационной сети Интернет в целях обеспечения организаций комплексной информацией о методической базе, применяемой при выполнении измерений в области охраны окружающей среды;

проводит в установленном порядке контроль за деятельностью экоаналитических лабораторий организаций, осуществляющих ведомственный и производственный экологический контроль, в порядке, определяемом Госкомэкологии;

организует и участвует в проведении межлабораторных сличительных испытаний и в других формах внешнего контроля результатов анализа с целью обеспечения достоверности, единства и требуемой точности выполнения химических анализов;

осуществляет изучение, анализ и внедрение опыта зарубежных стран по применению прогрессивных методов отбора проб и проведению физико-химических анализов выбросов, сбросов и загрязнения почв;

осуществляет сотрудничество с научными и образовательными организациями, в том числе зарубежными, принимает участие в организации и проведении международных научных форумов и конференций по вопросам аналитического контроля источников выбросов, сбросов загрязняющих веществ на объекты окружающей среды;


д) в сфере обеспечения проведения контрольных и арбитражных замеров выбросов веществ в атмосферу, анализа качества сбрасываемых сточных вод и загрязнения объектов природной среды;

выполняет отбор и первичную обработку проб, проводит необходимый количественный химический анализ отобранных проб и визуальные наблюдения на контролируемых объектах в случае возникновения споров и разногласий в соответствии с областью аккредитации;

осуществляет работу по проведению контрольных анализов при аварийных сбросах, выбросах загрязняющих веществ и размещении отходов (токсичных и опасных);

проводит аналитический (лабораторный) контроль в области охраны окружающей среды:

выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников;

выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников на предприятиях;

сточных вод, отводимых в водные объекты;

поверхностных вод в районе расположения источников сбросов сточных вод;

земель (включая почвы) в районе расположения выявленных или потенциальных источников их загрязнения;

рассматривает обращения физических и юридических лиц по вопросам проведения физико-химических анализов выбросов, сбросов загрязняющих веществ на объекты окружающей среды в соответствии с законодательством.

Центр осуществляет и другие функции в соответствии с законодательством.



ГЛАВА 3. ПРАВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЦЕНТРА


8. Для выполнения возложенных на него задач и функций Центр имеет право:

запрашивать и получать на безвозмездной основе документы, статистические данные, отчеты, аналитические материалы, заключения и иную информацию от органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах и других государственных организаций по вопросам, относящимся к компетенции Центра;

посещать в установленном законодательством порядке объекты юридических и физических лиц с целью проведения мониторинга источников загрязнения почв, сточных и поверхностных вод, источников выбросов;

оказывать на договорной основе юридическим и физическим лицам услуги по проведению физико-химических анализов в соответствии с областью аккредитации, разработке методик выполнения измерений и нормативных документов по стандартизации, регламентирующих порядок выполнения аналитических работ, а также другие виды услуг в пределах своей компетенции;

утверждать размер платы за услуги (работы), оказываемые Центром, в порядке, установленном законодательством;

проводить конференции, семинары и другие мероприятия в пределах своей компетенции, а также принимать участие в аналогичных мероприятиях, проводимых иными организациями;

осуществлять меры по социальной защите своих работников.

Центр может иметь и иные права в соответствии с законодательством.


9. Центр несет ответственность за:

эффективное выполнение возложенных на него задач и функций;

целевое использование бюджетных ассигнований и средств от платы за проведение физико-химических анализов в соответствии с областью аккредитации, разработку методик выполнения измерений и нормативных документов, регламентирующих порядок выполнения аналитических работ, и иных средств, имеющихся в распоряжении Центра.



ГЛАВА 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА


10. Центр возглавляет директор, утверждаемый и освобождаемый от должности председателем Госкомэкологии в установленном порядке.

Директор имеет одного заместителя, назначаемого и освобождаемого от должности председателем Госкомэкологии.


11. Председатель Госкомэкологии утверждает смету расходов и штатное расписание Центра.


12. Директор:

осуществляет общее руководство деятельностью Центра;

принимает решения по вопросам, входящим в компетенцию Центра, и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Центр задач и функций;

осуществляет непосредственное руководство за состоянием исполнительской дисциплины в Центре;

определяет полномочия, обязанности и степень персональной ответственности заместителя директора и других должностных лиц Центра;

утверждает в установленном порядке Положения об отделах (службе) Центра и должностные обязанности работников Центра;

в установленном порядке назначает и освобождает от должности работников Центра;

в пределах своей компетенции издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками Центра;

участвует в установленном порядке на заседаниях коллегии, совещаниях Госкомэкологии, проводимых по вопросам, входящим в сферу его компетенции.

Директор может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.


13. В случае временного отсутствия директора Центра его обязанности исполняет заместитель.


14. Заместитель директора Центра:

осуществляет непосредственное руководство курируемыми отделами Центра и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Центр задач и функций по закрепленным за ним вопросам и состояние исполнительской дисциплины в курируемых отделах;

организует качественную и своевременную подготовку материалов и проектов документов по закрепленным за ним вопросам, обеспечивает контроль выполнения поручений;

обеспечивает координацию изучения вопросов и реализацию мер, предусмотренных планами работы Центра, а также индивидуальными планами работы специалистов на соответствующий период, на основе критического анализа вносит предложения на рассмотрение директору Центра;

проводит с руководителями отделов и специалистами совещания по вопросам, относящимся к его компетенции, для подготовки материалов к рассмотрению на заседаниях коллегии Госкомэкологии;

по поручению директора Центра подписывает исходящую корреспонденцию;

вносит директору Центра предложения по распределению обязанностей между соответствующими специалистами;

представляет директору Центра предложения о назначении и об освобождении от должности, о повышении квалификации, поощрении специалистов курируемых отделов и наложении на них дисциплинарных взысканий;

осуществляет другие функции в соответствии с распределением обязанностей.


15. Работники Центра являются государственными инспекторами по экологии и охране окружающей среды и имеют право:

на ношение форменной одежды единого образца и знаков отличия, утвержденных в установленном законодательством порядке;

рассматривать дела об административных правонарушениях и применять от имени Госкомэкологии административные взыскания в виде наложения штрафа;

на участие в плановых и краткосрочных проверках деятельности хозяйствующих субъектов по вопросам соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды.



ГЛАВА 5. МЕРЫ МАТЕРИАЛЬНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ


16. Материальное стимулирование работников Центра осуществляется в соответствии с законодательством.


17. Заработная плата работников Центра состоит из должностного оклада, премий, доплат, надбавок, поощрительных выплат, предусмотренных законодательством.


18. Источниками выплаты заработной платы, осуществления материального стимулирования работникам Центра являются средства фонда оплаты труда, специального фонда материального стимулирования бюджетных учреждений и организаций, формируемые за счет бюджетных ассигнований, и фонда развития бюджетной организации в установленном законодательством порядке.



ГЛАВА 6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ


19. Реорганизация и ликвидация Центра осуществляются в порядке, установленном законодательством.



"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

19 июня 2017 г., N 24, ст. 504


"Собрание постановлений Правительства Республики Узбекистан",

2017 г., N 6, ст. 101