Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Положение о Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан (Приложение N 4 к Постановлению Президента РУз от 30.05.2017 г. N ПП-3016)

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ПРИЛОЖЕНИЕ N 4

к Постановлению Президента РУз

от 30.05.2017 г. N ПП-3016



ПОЛОЖЕНИЕ

о Бюро принудительного исполнения

при Генеральной прокуратуре

Республики Узбекистан


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Настоящее Положение определяет основные задачи, функции, права и ответственность, а также порядок организации деятельности Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан (далее - Бюро).


2. Бюро является самостоятельным правоохранительным органом при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан (далее - Генеральная прокуратура).


3. Бюро в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Республики Узбекистан, постановлениями палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, другими актами законодательства, а также приказами и указаниями Генерального прокурора Республики Узбекистан (далее - Генеральный прокурор).


4. В систему Бюро входят:

центральный аппарат Бюро;

управления Бюро Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента;

отделы Бюро районов (городов) и межрайонные отделы Бюро.

5. Бюро осуществляет деятельность на основе подчинения и подотчетности нижестоящих руководителей вышестоящим, а также Генеральному прокурору.

6. Бюро при осуществлении своих задач и функций взаимодействует с государственными органами и иными организациями.


7. Деятельность Бюро финансируется за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан и Фонда развития Бюро принудительного исполнения (далее - Фонд).


8. Бюро является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан и со своим наименованием, а также банковские счета, открываемые в соответствии с законодательством.



ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ БЮРО


9. Основными задачами Бюро являются:

обеспечение безусловного исполнения судебных актов и актов иных органов;

осуществление контроля за соблюдением законодательства о ведении исполнительного производства, борьба с правонарушениями, связанными с уклонением от исполнения или воспрепятствованием исполнению судебных актов и актов иных органов, нарушением законодательства о ведении исполнительного производства в иной форме;

обеспечение оперативности и эффективности системы принудительного исполнения с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;

осуществление международного сотрудничества в сфере исполнения судебных актов и актов иных органов;

совершенствование системы исполнения судебных актов и актов иных органов, повышение эффективности деятельности государственных исполнителей.

10. Для выполнения возложенных на себя задач Бюро осуществляет следующие функции:


а) в сфере обеспечения безусловного исполнения судебных актов и актов иных органов:

обеспечивает принудительное исполнение судебных актов и актов иных органов, за исключением актов, принудительное исполнение которых законом возложено на иные государственные органы;

исполняет в установленном законодательством порядке решения уполномоченных органов, предусматривающие обращение имущества, в том числе предметов и орудий правонарушений и вещественных доказательств, в доход государства или их уничтожение;

организует оценку, хранение и реализацию арестованного и изъятого имущества;

взаимодействует с государственными органами, кредитными и другими организациями при обеспечении принудительного исполнения судебных актов и актов иных органов, в том числе в розыске денежных средств и другого имущества должников, использует в этих целях базы данных указанных государственных органов в установленном порядке;

осуществляет розыск должников - физических лиц и ребенка, подлежащего отобранию, а также оперативно-розыскную деятельность в данных целях, взаимодействует с правоохранительными и другими государственными органами;

рассматривает заявления, предложения и жалобы физических и юридических лиц в пределах своей компетенции;

реализует комплексные меры по формированию необходимости в повышении правовой культуры населения, уважении закона и правосудия, безусловном и добровольном исполнении судебных актов и актов иных органов физическими и юридическими лицами;

осуществляет сотрудничество со средствами массовой информации и широкой общественностью, информирует их о результатах своей деятельности, проводит в этих целях семинары, брифинги, пресс-конференции, "круглые столы" и иные мероприятия;


б) в сфере осуществления контроля за соблюдением законодательства о ведении исполнительного производства, борьбе с правонарушениями, связанными с уклонением от исполнения или воспрепятствованием исполнению судебных актов и актов иных органов, нарушениями законодательства о ведении исполнительного производства в иной форме:

осуществляет контроль за соблюдением законодательства о ведении исполнительного производства, в том числе сторонами исполнительного производства, оценочными организациями, организациями, занимающимися хранением и реализацией имущества по исполнительным документам, банковскими и другими кредитными организациями, организациями (лицами), производящими выплату должнику заработной платы и приравненных к ней выплат, организациями и должностными лицами, не являющимися органами принудительного исполнения и обеспечивающими исполнение судебных актов и актов иных органов, организациями и должностными лицами, реализующими меры правового воздействия, установленные законодательством в отношении должников;

принимает меры по предотвращению и устранению нарушений законодательства об исполнении судебных актов и актов иных органов, а также восстановлению нарушенных прав;

взаимодействует с органами внутренних дел, другими правоохранительными и контролирующими ведомствами по выявлению, пресечению и предупреждению случаев неисполнения судебных актов и актов иных органов;

проводит дознание и доследственные проверки по правонарушениям, связанным c неисполнением решения суда или иных исполнительных документов, незаконным распоряжением арестованным имуществом, уклонением от материального обеспечения несовершеннолетних или нетрудоспособных лиц и родителей, а также нарушениям законодательства о ведении исполнительного производства в иной форме;

ведет производство по делам об административных правонарушениях, рассматривает дела, входящие в компетенцию Бюро, применяет административные наказания;

анализирует практику производства по делам об административных правонарушениях, ведение их учета и принятие мер по формированию единой практики в данной сфере;

проводит доследственные проверки и дознание по делам, входящим в компетенцию Бюро, а также осуществляет оперативно-розыскную деятельность;

изучает практику проведения доследственных проверок и дознания, принятия процессуальных решений, осуществления оперативно-розыскных мероприятий, ведет их учет и принимает меры по повышению эффективности деятельности в данном направлении;


в) в сфере обеспечения оперативности и эффективности системы принудительного исполнения с использованием современных информационно-коммуникационных технологий:

ведет достоверный учет исполнительных документов и взысканных по ним денежных средств;

ведет Единую электронную базу исполнительного производства;

обеспечивает функционирование Единой системы межведомственного электронного взаимодействия по вопросам взыскания задолженностей по исполнительным документам;

обеспечивает функционирование Единой информационной системы исполнения и контроля за алиментными обязательствами;

обеспечивает подключение государственных органов и организаций к базам данных Бюро для проверки (принятия мер правового воздействия) в режиме онлайн наличия неоплаченной задолженности по исполнительным документам при заключении крупных сделок, оказании отдельных видов финансово-кредитных услуг, услуг международных пассажирских перевозок и государственных услуг, согласно перечню, определенному законодательством;

оказывает государственную интерактивную услугу для осуществления автоматизированного мониторинга проведения исполнительных действий по исполнительным документам, находящимся в производстве органов Бюро;

осуществляет электронное взаимодействие с операторами электронных онлайн-аукционов, а также принимает меры по внедрению электронной коммерции в процедуру реализации арестованного имущества во время проведения исполнительных действий;

принимает меры по совершенствованию информационных систем, информационных ресурсов и баз данных органов принудительного исполнения в целях оперативного и эффективного выполнения задач, возложенных на Бюро;

реализует меры по обеспечению информационной безопасности и защите персональных данных в органах Бюро;

реализует комплексные меры по повышению квалификации работников Бюро в области использования информационных систем, ресурсов и баз данных, обеспечения информационной безопасности;


г) в сфере осуществления международного сотрудничества по исполнению судебных актов и актов иных органов:

осуществляет международное сотрудничество с органами принудительного исполнения и иными компетентными государственными органами зарубежных государств по вопросу принудительного исполнения судебных актов и актов иных органов;

организует исполнение обязательств Республики Узбекистан по международным договорам в части исполнения судебных решений, по исполнительным документам - розыска физических лиц - должников;

осуществляет сотрудничество с органами принудительного исполнения, иными компетентными органами зарубежных государств, а также специализированными международными организациями по вопросам оказания взаимной правовой помощи в области принудительного исполнения судебных актов, в том числе возврата активов на основе судебных решений, вступивших в законную силу;

принимает участие в разработке проектов международных договоров по вопросам осуществления сотрудничества в сфере исполнения судебных актов и актов иных органов;

осуществляет в установленном порядке взаимодействие с международными и региональными организациями, а также Международным союзом судебных исполнителей по вопросам, входящим в компетенцию Бюро;


д) в сфере совершенствования системы исполнения судебных актов и актов иных органов, повышения эффективности деятельности государственных исполнителей:

анализирует и обобщает правоприменительную практику в сфере исполнения судебных актов и актов иных органов, а также вносит предложения о ее совершенствовании;

разрабатывает и принимает участие в подготовке проектов нормативно-правовых актов, направленных на совершенствование системы ведения исполнительного производства, принимает нормативно-правовые акты, регулирующие ведение исполнительного производства в рамках своих полномочий;

разрабатывает и внедряет в практику эффективные методы работы, ведет системную работу по принятию мер для начальной подготовки и переподготовки, повышения профессионального мастерства государственных исполнителей и других работников Бюро;

принимает меры по социальной защите и материальному стимулированию работников Бюро в зависимости от достигнутых результатов, внедряет систему рейтинговой оценки деятельности государственных исполнителей и других работников Бюро;

обеспечивает внутреннюю безопасность в органах Бюро, принимает меры по защите жизни, здоровья и имущества работников органов Бюро и членов их семей, а также против незаконного вмешательства в деятельность, связанную с прохождением ими службы;

принимает меры по предупреждению фактов волокиты и злоупотреблений в ведении исполнительного производства;

ведет системную работу по противодействию и пресечению коррупции в органах Бюро, внедряет и обеспечивает функционирование системы внутреннего контроля по противодействию коррупции ("комплаенс-контроля") в органах Бюро;

обеспечивает строгий контроль за соблюдением государственными исполнителями и другими работниками правил прохождения службы в органах Бюро принудительного исполнения и норм профессиональной этики.

Бюро может осуществлять и иные функции в соответствии с законодательством.


ГЛАВА 3. ПРАВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БЮРО


11. Бюро для выполнения возложенных на него задач и функций имеет право:


а) в сфере принудительного исполнения судебных актов и актов иных органов:

получать из государственных и иных органов, организаций и их должностных лиц необходимые документы и информацию;

давать обязательные для исполнения указания государственным и иным органам, организациям и их должностным лицам, а также гражданам;

проводить на предприятиях, в учреждениях и организациях проверку исполнения судебных актов и актов иных органов в отношении работающих должников и ведения финансовой документации в соответствии с исполнительным производством;

давать лицам, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения определенных исполнительных действий;

входить в помещения, в том числе жилые, и хранилища, занимаемые или принадлежащие должникам, в случае необходимости принудительно вскрывать указанные помещения и хранилища, проводить осмотры в присутствии понятых;

при наличии документальных данных подтверждающих нахождение у других лиц имущества, принадлежащего должнику - входить в помещения и хранилища, занимаемые или принадлежащие другим лицам, в случае необходимости принудительно вскрывать указанные помещения и хранилища и проводить осмотры в присутствии понятых;

при отсутствии документальных данных, подтверждающих нахождение у других лиц принадлежащего должнику имущества, на основании определения суда входить в помещения и хранилища, занимаемые или принадлежащие другим лицам, в случае необходимости принудительно вскрывать указанные помещения и хранилища и проводить осмотры в присутствии понятых;

налагать арест, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество в соответствии с законодательством;

налагать арест на денежные средства и другие ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях;

выставлять инкассовые поручения о взыскании сумм задолженности по исполнительным документам на счета должника и его дебиторов;

использовать нежилые помещения, находящиеся в государственной собственности, а при согласии собственника - помещения, находящиеся в частной собственности, для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника;

в случае неясности требований, содержащихся в исполнительном документе, на основании которого совершаются исполнительные действия, просить суд или иной орган, выдавший исполнительный документ, о разъяснении порядка его исполнения;

вызывать лиц, участвующих в исполнительном производстве;

взыскивать исполнительские сборы, штрафы и расходы по исполнению;

объявлять и осуществлять розыск должника - физического лица, его имущества или розыск ребенка, подлежащего отобранию;

обращаться в суд или иной орган по вопросам, возникшим при совершении исполнительных действий, в том числе по вопросу об изменении способа и порядка исполнения;

в процессе совершения исполнительных действий в необходимых случаях принимать меры по привлечению работников органов внутренних дел;

привлекать к административной ответственности должников, в добровольном порядке не выполняющих без уважительных причин требования исполнительных документов, законодательства об исполнении судебных актов и актов иных органов, а также принимать меры по привлечению к предусмотренной законом уголовной ответственности лиц за уклонение от исполнения или воспрепятствование исполнению судебных актов;

в случаях и порядке, установленных законом, производить оценку имущества;

привлекать для проведения оценки лица, имеющие лицензию на осуществление оценочной деятельности;

устанавливать временные ограничения на выезд должника - физического лица из Республики Узбекистан;

осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, рассматривать дела, отнесенные к компетенции Бюро, и применять административные взыскания;

проводить доследственные проверки и дознание по делам, отнесенным к компетенции Бюро, а также осуществлять оперативно-розыскную деятельность.

12. Бюро несет ответственность за обеспечение своевременного и полного исполнения судебных актов и актов иных органов, а также эффективное выполнение иных возложенных задач.


ГЛАВА 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЮРО


13. Бюро возглавляет директор, назначаемый на должность Президентом Республики Узбекистан по представлению Генерального прокурора и освобождаемый от должности Президентом Республики Узбекистан.


14. Директор Бюро:

имеет трех заместителей, включая одного первого, назначаемых на должность Генеральным прокурором по представлению директора Бюро;

по статусу, условиям оплаты труда, медицинского и транспортного обслуживания приравнен к заместителю Генерального прокурора;

по должности является Главным государственным исполнителем Республики Узбекистан;

в своей деятельности подчиняется и подотчетен Генеральному прокурору.


15. Для выполнения возложенных задач директор Бюро:

а) осуществляет общее руководство деятельностью Бюро;

б) назначает на должность и освобождает от должности работников Бюро в установленном порядке;

в) заслушивает отчеты начальников территориальных подразделений Бюро;

г) вносит (представляет) Генеральному прокурору:

проекты нормативно-правовых актов и других документов по вопросам, отнесенным к компетенции Бюро;

предложения о внесении изменений в организационно-штатные структуры Бюро и его территориальных подразделений;

представления о назначении на должность и освобождении от должности лиц, указанных в абзаце втором пункта 19 настоящего Положения;

предложения о присвоении классных чинов соответствующим работникам Бюро;

предложения о поощрении работников Бюро, представлении их к государственным наградам Республики Узбекистан;

отчет о результатах деятельности Бюро;

д) утверждает в установленном порядке штатное расписание Бюро и его территориальных подразделений, положения об управлениях и отделах центрального аппарата Бюро, а также устанавливает количество специалистов и других лиц, дополнительно привлекаемых на основе гражданско-правовых договоров за счет средств Фонда;

е) издает в пределах своей компетенции приказы, указания и распоряжения по вопросам организации деятельности Бюро, обязательные для исполнения всеми его работниками;

ж) определяет в соответствии с законодательством порядок и условия выплаты работникам Бюро надбавок, премий и иных вознаграждений в пределах выделенных средств;

з) несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Бюро задач;

к) организует эффективное распределение сил и средств Бюро, в том числе привлекает работников, выполняющих определенные функции, к иным работам, возложенным на Бюро;

л) проводит оперативные совещания по вопросам, касающимся деятельности Бюро;

м) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством и настоящим Положением.


15-1. Директор Бюро вправе создать постоянно действующую экспертно-аналитическую группу из инициативных и квалифицированных специалистов, в том числе из других государственных органов и организаций, которой дополнительно выплачивается сумма до двукратного размера ежемесячного фонда оплаты труда за счет внебюджетных средств Бюро и иных источников, не запрещенных законодательством, независимо от других установленных выплат.

16. В случае отсутствия директора Бюро его полномочия осуществляет один из его заместителей по приказу Генерального прокурора.


17. Начальники территориальных управлений Бюро являются главными государственными исполнителями соответственно Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента.


18. Начальники отделов районов (городов) и межрайонных отделов Бюро являются старшими государственными исполнителями, их заместители - соответственно заместителями старшего государственного исполнителя.

19. Назначение на должность и освобождение от должности:

начальников структурных подразделений (за исключением главных инспекторов) центрального аппарата Бюро и его территориальных управлений осуществляется Генеральным прокурором по представлению директора Бюро;

заместителей начальников структурных подразделений центрального аппарата Бюро и его территориальных управлений осуществляются директором Бюро по согласованию с Генеральной прокуратурой;

других работников центрального аппарата Бюро, начальников структурных подразделений территориальных управлений, отделов районов (городов) и межрайонных отделов осуществляются директором Бюро;

заместителей начальников отделов Бюро районов (городов) осуществляются начальниками территориальных управлений по согласованию с директором Бюро;

других работников территориальных подразделений Бюро осуществляются начальниками территориальных управлений Бюро.


20. Главный государственный исполнитель Республики Узбекистан, главные государственные исполнители Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента и их заместители, старшие государственные исполнители районов (городов), а также начальник отдела дознания и административной практики Бюро в пределах своей компетенции наделяются правами начальника органа дознания в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Республики Узбекистан.


21. Работники центрального аппарата, а также территориальных подразделений Бюро (за исключением финансово-хозяйственных структур) по своему статусу являются работниками органов прокуратуры.

Работникам Бюро, являющимся по статусу работниками органов прокуратуры, присваиваются классные чины, и они проходят службу в соответствии с Положением о прохождении службы в Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан, утверждаемым Президентом Республики Узбекистан.

22.

Работники Бюро, имеющие классные чины, носят форменную одежду, установленную для работников органов прокуратуры со знаками различия, а также специальную одежду.

Работники Бюро, не имеющие классные чины, носят специальную одежду.

Образцы специальной одежды и нормы ее обеспечения утверждаются директором Бюро.

Обеспечение форменной одеждой осуществляется за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан.


23. Для исполнения служебных обязанностей работники Бюро обеспечиваются специальными автотранспортными средствами, в том числе имеющими специальные световые сигналы, цветографические схемы окраски, обозначающие принадлежность к Бюро, а также иными специальными средствами.

Нормы обеспечения специальным автотранспортом и специальными средствами устанавливаются Генеральным прокурором по согласованию с Министерством финансов Республики Узбекистан.


24. Материальное стимулирование работников Бюро осуществляется в порядке, установленном Генеральным прокурором, за счет выделенных бюджетных ассигнований, средств Фонда, а также других источников, не запрещенных законодательством.



ГЛАВА 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


25. Неисполнение предписаний, указаний, представлений и других актов Бюро, а также вмешательство в деятельность Бюро и воздействие в любой форме на его работников с целью воспрепятствовать законному исполнению возложенных задач и функций запрещается и влечет установленную законом ответственность.


26. Реорганизация или ликвидация Бюро производятся по решению Президента Республики Узбекистан.



"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

5 июня 2017 г., N 22, ст. 425