Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Положение о Государственной службе пожарной безопасности Министерства внутренних дел Республики Узбекистан (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 01.08.2017 г. N 566)

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Постановлению КМ РУз

от 01.08.2017 г. N 566



ПОЛОЖЕНИЕ

о Государственной службе пожарной безопасности

Министерства внутренних дел Республики Узбекистан


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Настоящее Положение в соответствии с Законом Республики Узбекистан "О пожарной безопасности" и постановлением Президента Республики Узбекистан от 23 мая 2017 года N ПП-2992 "О мерах по коренному совершенствованию деятельности подразделений пожарной безопасности органов внутренних дел" определяет систему, основные задачи, функции, права и ответственность, а также порядок создания и финансового обеспечения подразделений Государственной службы пожарной безопасности Министерства внутренних дел Республики Узбекистан.


2. Государственная служба пожарной безопасности Министерства внутренних дел Республики Узбекистан (далее - служба пожарной безопасности) представляет собой совокупность органов управления, сил и средств, созданных в установленном порядке с целью защиты жизни и здоровья людей, имущества юридических и физических лиц, окружающей природной среды от пожаров, поддержания требуемого уровня пожарной безопасности в населенных пунктах, иных территориях и объектах, а также организации и осуществления государственного пожарного надзора в Республике Узбекистан.


3. Деятельность службы пожарной безопасности осуществляется в соответствии с принципами законности, единства, соблюдения и уважения прав, свобод и законных интересов граждан, открытости и прозрачности, единоначалия, оперативности и своевременности реагирования на пожары.


4. Служба пожарной безопасности в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Республики Узбекистан, постановлениями палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, приказами и распоряжениями министра внутренних дел Республики Узбекистан, а также настоящим Положением.


5. Система службы пожарной безопасности включает в себя следующие основные подразделения:

Главное управление пожарной безопасности Министерства внутренних дел Республики Узбекистан (далее - Главное управление пожарной безопасности);

подразделения, обеспечивающие оперативно-служебную деятельность службы пожарной безопасности, непосредственно подчиненные Главному управлению пожарной безопасности (центры управления и координации силами и средствами пожаротушения, информационно-коммуникационных технологий и связи, научно-технического обеспечения пожарной безопасности, первоначальной подготовки и повышения квалификации, специализированный отряд по тушению сложных пожаров, управление пожарной безопасности Навоийского ГМК, отдел хозяйственного обеспечения);

управления пожарной безопасности Министерства внутренних дел Республики Каракалпакстан, Главного управления внутренних дел г. Ташкента, управлений внутренних дел областей (далее - территориальные управления пожарной безопасности) и на особо важных объектах (далее - объектовые управления пожарной безопасности);

подразделения, обеспечивающие оперативно-служебную деятельность территориальных подразделений, непосредственно подчиненные территориальным управлениям пожарной безопасности (центры управления и координации силами и средствами пожаротушения, информационно-коммуникационных технологий и связи, пропаганды пожарной безопасности, пожарно-технические лаборатории, отряды (части) технической службы);

отделы (отделения) пожарной безопасности районов (городов) (далее - территориальные отделы (отделения) пожарной безопасности) и на особо важных объектах (далее - объектовые отделы (отделения) пожарной безопасности), в состав которых входят:

отделения (группы) по пожарному надзору и профилактике пожаров;

военизированные и профессиональные части пожарной безопасности, обеспечивающие тушение пожаров в районах (городах), населенных пунктах и на особо важных объектах.


6. Служба пожарной безопасности может иметь утверждаемую министром внутренних дел Республики Узбекистан символику, отражающую специфику деятельности службы пожарной безопасности.



ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ

СЛУЖБЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ


7. Основными задачами службы пожарной безопасности являются:

организация и проведение профилактики пожаров;

осуществление контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и поддержание требуемого уровня пожарной безопасности в населенных пунктах, иных территориях и объектах;

организация тушения пожаров, спасение людей и имущества юридических и физических лиц, оказавшихся в зоне пожара, а также защита окружающей природной среды от пожаров;

создание эффективной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников подразделений пожарной безопасности, совершенствование порядка, подбора и расстановки кадров.


8. В соответствии с возложенными задачами служба пожарной безопасности осуществляет следующие функции:


а) в области организации и проведения профилактики пожаров:

обеспечивает исполнение законодательства о пожарной безопасности;

разрабатывает и организует осуществление государственных программ в области пожарной безопасности;

участвует в разработке проектов нормативно-правовых актов в области пожарной безопасности;

участвует в разработке технических регламентов, стандартов, норм, правил и других нормативных документов, содержащих требования пожарной безопасности;

осуществляет противопожарную пропаганду, обучение и информационное обеспечение в области пожарной безопасности;

ведет учет пожаров и их последствий;

координирует научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;

в установленном порядке осуществляет лицензирование и участвует в сертификации в области пожарной безопасности;

организует и осуществляет исследования и испытания продукции пожарно-технического назначения, веществ, материалов, изделий и оборудования на пожарную опасность;


б) в области осуществления контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и поддержание требуемого уровня пожарной безопасности в населенных пунктах, иных территориях и объектах:

осуществляет государственный пожарный надзор;

рассматривает в части соблюдения требований пожарной безопасности проектную документацию на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию, расширение и техническое переоснащение зданий, сооружений и иных объектов при обоснованных отступлениях от требований пожарной безопасности или отсутствии указанных требований;

участвует в работе комиссии по выбору (отводу) площадок (трасс) для строительства, а также комиссий по приемке в эксплуатацию завершенных строительством (реконструкцией) объектов;

осуществляет в установленном порядке охрану объектов, в том числе имеющих особо важное государственное значение или повышенную пожаро- и взрывоопасность (далее - особо важные объекты);


в) организация тушения пожаров, спасение людей и имущества юридических и физических лиц, оказавшихся в зоне пожара, а также защита окружающей природной среды от пожаров:

осуществляет единую техническую политику в области оснащения подразделений пожарной охраны пожарной техникой и иными техническими средствами;

разрабатывает нормативные документы по организации тушения пожаров, несения гарнизонной и сменной службы пожарной безопасности, а также документы, регламентирующие деятельность подразделений пожаротушения;

обеспечивает разработку и утверждение оперативных и иных планов привлечения сил и средств пожаротушения;

осуществляет ведение государственного кадастра зон повышенной техногенной опасности - по зонам (объектам) повышенной взрывоопасности и пожароопасности;

осуществляет государственный контроль за состоянием готовности подразделений всех видов пожарной охраны к тушению пожаров и проведением работ по профилактике пожаров;

осуществляет взаимодействие с другими видами пожарной охраны, уполномоченными органами, аварийно-ремонтными и иными экстренными службами по обеспечению организации тушения пожаров;

осуществляет мероприятия по организации деятельности службы пожарной безопасности гражданской защиты, боевой и мобилизационной готовности специальных формирований пожарной охраны гражданской защиты, а также функции по обеспечению пожарной безопасности в системе предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях;

ведет учетную регистрацию подразделений ведомственной и добровольной пожарной охраны;


г) в области создания эффективной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников подразделений пожарной безопасности, совершенствование порядка, подбора и расстановки кадров:

осуществляет подбор, расстановку кадров в системе органов управления и подразделений службы пожарной безопасности;

обеспечивает первоначальную профессиональную, психологическую, физическую подготовку, повышение квалификации личного состава службы пожарной безопасности и других видов пожарной охраны, а также развитие пожарно-прикладного спорта;

осуществляет при посредничестве Управления международного сотрудничества Министерства внутренних дел Республики Узбекистан международное сотрудничество в области пожарной безопасности, в том числе с высшими пожарно-техническими образовательными учреждениями зарубежных государств по вопросам подготовки и повышения квалификации офицерского состава подразделений службы пожарной безопасности.

Служба пожарной безопасности выполняет и иные функции в соответствии с законодательством.



ГЛАВА 3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

СЛУЖБЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ


9. Для выполнения возложенных на нее задач и функций служба пожарной безопасности имеет право:

осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением органами государственного и хозяйственного управления, органами государственной власти на местах, органами самоуправления граждан, организациями, их должностными лицами, а также гражданами требований пожарной безопасности в порядке, установленном законодательством;

вносить в органы государственной власти на местах предложения об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории в соответствии с законодательством;

устанавливать общие требования пожарной безопасности для населенных пунктов, территорий, зданий и сооружений;

согласовывать технические регламенты, стандарты, нормы, правила и другие нормативные документы, содержащие требования пожарной безопасности;

устанавливать порядок организации тушения пожаров подразделениями всех видов пожарной охраны;

беспрепятственно проникать при тушении пожаров в места распространения (возможного распространения) пожаров и их опасных проявлений, вскрывать в необходимых случаях двери, окна и ограждающие конструкции в целях осуществления действий по предотвращению развития (распространения) пожара и связанных с ним опасных факторов, представляющих угрозу для людей, имущества юридических и физических лиц, окружающей среды, а также создания условий, обеспечивающих ликвидацию пожара;

использовать имеющиеся у организаций и граждан средства связи, транспорт, оборудование, средства пожаротушения и огнетушащие вещества с последующим возмещением в установленном порядке;

ограничивать или запрещать на месте пожара движение транспорта и людей, а также привлекать соответствующие службы для обеспечения охраны мест тушения пожаров;

устанавливать границы территории, на которой осуществляются действия по тушению пожара, порядок и особенности проведения указанных действий, а также принимать решения по спасению людей, имущества юридических и физических лиц при пожаре;

принимать в пределах своей компетенции решения, обязательные для исполнения всеми организациями и гражданами, в том числе ограничивающие права юридических и физических лиц на территории, где осуществляются действия по тушению пожара;

использовать на безвозмездной основе возможности средств массовой информации, деятельность которых полностью или частично финансируется за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, для оперативного оповещения и информирования населения о пожарах;

пользоваться на безвозмездной основе водой для целей пожаротушения из естественных и искусственных водных источников при проведении необходимых работ, связанных с тушением, предотвращением возникновения и развития (распространения) пожаров и аварий.

Служба пожарной безопасности может иметь и иные права в соответствии с законодательством.


10. Служба пожарной безопасности обязана:

своевременно и в полной мере осуществлять предоставленные в соответствии с законодательством полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований пожарной безопасности и тушению пожаров;

осуществлять в обязательном порядке незамедлительный выезд на место при получении сообщения о возникновении пожара;

организовывать тушение пожаров в установленном порядке;

совершенствовать работу по осуществлению государственного пожарного надзора, профилактики, тушения пожаров, организации несения службы, финансового, экономического и материально-технического обеспечения деятельности службы пожарной безопасности.

Служба пожарной безопасности может нести и иные обязанности в соответствии с законодательством.


11. Служба пожарной безопасности несет ответственность за эффективное выполнение возложенных на нее задач и функций.

Должностные лица службы пожарной безопасности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей несут ответственность в установленном законодательством порядке.



ГЛАВА 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ СЛУЖБЫ ПОЖАРНОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ


12. Отделы (отделения) пожарной безопасности городов (районов) находятся в прямом подчинении территориальных управлений пожарной безопасности.

Отделы (отделения) пожарной безопасности на особо важных объектах находятся в прямом подчинении территориальных или объектовых управлений пожарной безопасности.


13. Военизированными частями пожарной безопасности являются подразделения, штатные должности которых комплектуются лицами рядового, сержантского и офицерского составов (сотрудниками).


14. Профессиональными частями пожарной безопасности являются подразделения, штатные должности которых комплектуются лицами, не имеющими специальных званий (служащими).


15. Органами управления службы пожарной безопасности являются:

Главное управление пожарной безопасности;

территориальные и объектовые управления пожарной безопасности;

территориальные и объектовые отделы (отделения) пожарной безопасности.

Перечисленные органы управления являются юридическими лицами, имеют печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан со своим наименованием, а также казначейские лицевые счета в установленном порядке.


16. Органы управления службы пожарной безопасности одновременно являются органами государственного пожарного надзора.


17. Центр первоначальной подготовки и повышения квалификации является учебным подразделением службы пожарной безопасности, осуществляющим первоначальную подготовку и повышение квалификации личного состава службы пожарной безопасности и работников других видов пожарной охраны. Центр первоначальной подготовки и повышения квалификации является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан со своим наименованием и казначейский лицевой счет.


18. Центр научно-технического обеспечения пожарной безопасности является самостоятельным научно-техническим, оперативным и исследовательским подразделением, осуществляющим функции по координации научно-технического обеспечения в сфере пожарной безопасности.


19. Центры управления и координации силами и средствами пожаротушения являются оперативными подразделениями, осуществляющими прием, обработку сообщений о пожарах, управление и координацию действий сил и средств пожаротушения службы пожарной безопасности и других видов пожарной охраны, экстренных служб, а также уполномоченных органов, привлекаемых к ликвидации пожаров.


20. Центры информационно-коммуникационных технологий и связи являются подразделениями, осуществляющими внедрение современных информационно-коммуникационных технологий и автоматизированных систем управления в деятельность подразделений службы пожарной безопасности.


21. Специализированный отряд по тушению сложных пожаров является структурным подразделением, предназначенным для тушения крупных и сложных пожаров на территории республики.


22. Территориальные управления пожарной безопасности возглавляют начальники, которые назначаются на должность и освобождаются от должности министром внутренних дел Республики Узбекистан по представлению министра внутренних дел Республики Каракалпакстан, начальников управлений внутренних дел областей, Главного управления внутренних дел г.Ташкента и по согласованию с Главным управлением пожарной безопасности.

Территориальные отделы (отделения) пожарной безопасности возглавляют начальники, которые назначаются на должность и освобождаются от должности соответственно министром внутренних дел Республики Каракалпакстан и начальниками управлений внутренних дел областей, Главного управления внутренних дел г.Ташкента по представлению начальников территориальных управлений пожарной безопасности.

Объектовые отделы (отделения) пожарной безопасности, подчиненные территориальным управлениям пожарной безопасности, возглавляют начальники, которые назначаются на должность и освобождаются от должности соответственно министром внутренних дел Республики Каракалпакстан и начальниками управлений внутренних дел областей, Главного управления внутренних дел г.Ташкента по представлению начальников территориальных управлений пожарной безопасности.


23. Положения об органах управления и подразделениях службы пожарной безопасности утверждаются министром внутренних дел Республики Узбекистан.


24. Подразделения службы пожарной безопасности создаются в соответствии с градостроительными нормами и правилами на основании утвержденных постановлением Президента Республики Узбекистан типовых структур, в соответствии с настоящим Положением и иными актами законодательства.


25. В районах и городах (населенных пунктах) отделы (отделения) пожарной безопасности создаются в зависимости от численности населения.

Отделы пожарной безопасности в районах и городах (населенных пунктах) создаются при численности населения 100 тысяч и более человек.

Отделения пожарной безопасности в районах и городах (населенных пунктах) создаются при численности населения менее 100 тысяч человек.


26. Военизированные части пожарной безопасности создаются при численности населения населенного пункта 50 тысяч и более человек и могут укрепляться профессиональными частями пожарной безопасности.

Профессиональные части пожарной безопасности создаются при численности населения населенного пункта менее 50 тысяч человек.


27. Перечни районов и городов, где должны создаваться отделы (отделения), а также военизированные и профессиональные части пожарной безопасности и их штатная численность, определяются Министерством внутренних дел Республики Узбекистан и утверждаются Президентом Республики Узбекистан.


28. На особо важных объектах подразделения службы пожарной безопасности создаются на основании актов межведомственных комиссий в составе представителей заинтересованных министерств, ведомств, организаций, Главного управления пожарной безопасности, территориальных и объектовых управлений пожарной безопасности и договоров, заключаемых руководителями организаций со службой пожарной безопасности, с учетом ведомственных нормативных документов Министерства внутренних дел Республики Узбекистан, определяющих штатную численность этих подразделений.

В обоснованных случаях на отдельных особо важных объектах могут создаваться объектовые управления пожарной безопасности.


29. На особо важных объектах отделы пожарной безопасности создаются при наличии на объекте двух и более частей и/или отделений по пожарному надзору и профилактике.

Отделения пожарной безопасности создаются при наличии на объекте одной части пожарной безопасности и/или группы по пожарному надзору и профилактике.


30. В военизированных и профессиональных частях пожарной безопасности несение службы осуществляется дежурными сменами в составе экипажей, которые являются основными тактическими подразделениями, самостоятельно решающими задачи по спасению людей и тушению пожаров.


31. Порядок и условия прохождения службы сотрудниками и служащими службы пожарной безопасности определяются соответствующими Положениями, утверждаемыми министром внутренних дел Республики Узбекистан.


32. Министерство внутренних дел Республики Узбекистан:

вносит изменения в структуру подразделений службы пожарной безопасности в пределах утвержденной штатной численности и ассигнований на их содержание;

вводит по согласованию с Министерством финансов Республики Узбекистан дополнительные штатные единицы сотрудников подразделений пожарной безопасности органов внутренних дел за счет средств, поступающих за оказанные на договорной основе услуги;

вносит изменения в структуры и штатную численность подразделений службы пожарной безопасности, содержащихся за счет средств, поступающих за оказанные на договорной основе услуги.



ГЛАВА 5. ФИНАНСОВОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СЛУЖБЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ


33. Финансовое и материально-техническое обеспечение органов управления и подразделений службы пожарной безопасности, за исключением подразделений, создаваемых на основе договоров, заключаемых с организациями, осуществляется за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан и иных источников, не запрещенных законодательством.

Подразделения службы пожарной безопасности, созданные на основе договоров с организациями, содержатся за счет средств данных организаций.

Финансирование деятельности подразделений службы пожарной безопасности, за исключением подразделений, создаваемых на основе договоров, заключаемых с организациями, осуществляется Министерством финансов Республики Узбекистан согласно смете расходов службы пожарной безопасности в установленном законодательством порядке.


34. Численность службы пожарной безопасности, содержащейся за счет Государственного бюджета Республики Узбекистан, утверждается Президентом Республики Узбекистан по представлению Министерства внутренних дел Республики Узбекистан.


35. Расходы на строительство и реконструкцию зданий и сооружений для подразделений службы пожарной безопасности, за исключением подразделений, создаваемых на основе договоров, заключаемых с организациями, осуществляются органами государственной власти на местах в пределах лимитов централизованных капитальных вложений, предусмотренных в инвестиционных и других программах Республики Узбекистан на соответствующий год, и иных источников, не запрещенных законодательством.

Для подразделений службы пожарной безопасности, созданных на основе договоров, заключенных с организациями, строительство, реконструкция и ремонт зданий и сооружений производятся за счет средств этих организаций.


36. Введение в утвержденные штаты управлений и отделов (отделений) службы пожарной безопасности дополнительных должностей сотрудников по осуществлению государственного пожарного надзора и руководства военизированными и профессиональными частями производится в пределах установленной численности и фонда оплаты труда, соответственно, военизированных и профессиональных частей пожарной безопасности, но не более четырех процентов от общей утвержденной численности этих подразделений.



ГЛАВА 6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


37. Реорганизация и ликвидация органов управления и подразделений службы пожарной безопасности осуществляются в соответствии с законодательством.


38. Ликвидация подразделений службы пожарной безопасности на объектах, на которых создание пожарной охраны обязательно, без замены ее ведомственной, запрещается.


39. Лица, виновные в нарушении требований настоящего Положения, несут ответственность в установленном порядке.



"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

7 августа 2017 г., N 31, ст. 779


"Собрание постановлений Правительства Республики Узбекистан",

2017 г., N 8, ст. 159