Положение о порядке назначения и проведения проверок в процессе производства строительно-монтажных работ по категориям сложности (риска) объектов строительства (Приложение к Постановлению КМ РУз от 12.10.2017 г. N 820)
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Постановлению КМ РУз
от 12.10.2017 г. N 820
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке назначения и проведения проверок в процессе
производства строительно-монтажных работ по категориям
сложности (риска) объектов строительства
Постановления КМ РУз от 12.10.2017 г. N 820
1. Настоящее Положение устанавливает классификацию характеристик объектов строительства и реконструкции, а также регламентирует порядок и процедуру проведения государственного архитектурно-строительного надзора за объектами строительства и реконструкции.
2. Настоящее Положения не распространяется на объекты индивидуального жилищного строительства (кроме объектов, включенных в Программу по строительству индивидуального жилья по типовым проектам в сельской местности), помещения, переводимые из категории жилых в категорию нежилых, временные строения и бытовые помещения для сезонных работ и отгонного животноводства, монтаж станций мобильной связи, отдельно строящиеся объекты малых размеров (не более 300 куб. м), не требующие изменения действующих инженерных сетей, горнопроходческие работы, ремонт и замену единиц технологического и инженерного оборудования, по которым исчерпан технологический ресурс и не требуется реконструкция объекта.
3. Объекты строительства и реконструкции, требующие направления уведомления о начале производства строительно-монтажных работ на территории республики, в обязательном порядке подлежат государственному архитектурно-строительному надзору.
4. Государственный архитектурно-строительный надзор осуществляется в целях обеспечения безопасности, качества, сейсмостойкости и эксплуатационной надежности объектов строительства.
5. Государственный архитектурно-строительный надзор осуществляется уполномоченными государственными органами по надзору за объектами со средними и высшими факторами риска.
6. Понятия, используемые в настоящем Положении:
градостроительная деятельность - деятельность государственных органов, органов самоуправления граждан, физических и юридических лиц в области проектирования, строительства и реконструкции объектов недвижимости в соответствии с законодательством;
субъект градостроительной деятельности - государственные органы, органы самоуправления граждан, юридические и физические лица. Субъекты градостроительной деятельности могут выступать заказчиками в области градостроительной деятельности, разработчиками градостроительной документации, подрядчиками по строительству объектов, пользователями объектов градостроительной деятельности;
уполномоченные лица субъекта градостроительной деятельности - ответственные лица, уполномоченные субъектом градостроительной деятельности и осуществляющие технический и авторский надзор, а также производители работ по строительству объекта;
этап строительства - завершенный производством строительно-монтажных работ цикл, имеющий наибольшую вероятность подверженности рискам по обеспечению качества, прочности, сейсмостойкости и эксплуатационной надёжности объекта строительства;
риск - мера опасности, учитывающая вероятность возникновения негативных последствий при осуществлении градостроительной деятельности;
предписание на устранение нарушений - обязательное для выполнения в определенные сроки письменное требование инспектора территориальной инспекции по контролю в сфере строительства Министерства строительства Республики Узбекистан и его территориальных подразделений по устранению нарушений требований законодательства. Предписание не предусматривает применение санкций в отношении субъекта градостроительной деятельности. Предписание выдается и подписывается должностным лицом органа, осуществившим проверку.
Инспекторы уполномоченного государственного органа по надзору подлежат аттестации в порядке, установленном законодательством.
ГЛАВА 3. КЛАССИФИКАЦИЯ КАТЕГОРИЙ СЛОЖНОСТИ
ОБЪЕКТОВ СТРОИТЕЛЬСТВА (КАТЕГОРИИ ОБЪЕКТОВ),
ПОДЛЕЖАЩИХ ГОСУДАРСТВЕННОМУ АРХИТЕКТУРНО-
СТРОИТЕЛЬНОМУ НАДЗОРУ
8. С учетом значения приемлемого риска для жизнедеятельности все объекты строительства подразделяются на три категории: с низким, средним и высшим факторами риска.
9. Классификация категорий сложности объектов строительства:
а) категория I - объекты с низким фактором риска;
б) категория II - объекты со средним фактором риска;
в) категория III - объекты с высшим фактором риска.
10. Классификация категорий объектов по категории сложности объектов строительства производится в соответствии с Классификатором категорий сложности объектов по проектно-изыскательским и строительно-монтажным работам, утвержденным постановлением Кабинета Министров от 22 января 2016 г. N 15.
11. При наличии у объекта строительства характеристик нескольких категорий он классифицируется по категории III объекты с высшим фактором риска.
12. Устанавливаются следующие сроки периодичности проведения государственного архитектурно-строительного надзора в зависимости от классификации категорий сложности объектов:
категория I - не предусмотрены надзорные функции уполномоченного государственного органа по надзору;
категория II - не более четырех раз в месяц;
категория III - не более пяти раз в месяц.
ГЛАВА 4. ВИДЫ И ПРИНЦИПЫ ПРОВЕРОК,
ОСНОВАНИЯ ИХ ПРОВЕДЕНИЯ
13. Государственный архитектурно-строительный надзор осуществляется в форме следующих видов проверок: плановых, краткосрочных (без вмешательства в финансово-хозяйственную деятельность субъекта) инспекторских проверок и проверок в порядке контроля.
14. Плановые, краткосрочные инспекторские проверки и проверки в порядке контроля проводятся уполномоченным государственным органом по надзору в установленном законодательством порядке.
Общий срок проведения плановых проверок не должен превышать десяти календарных дней в году.
15. Предметами государственного архитектурно-строительного надзора при проведении плановых, краткосрочных инспекторских проверок и проверок в порядке контроля являются:
осуществление выборочного надзора за:
соблюдением реализации градостроительной документации о планировании развития и застройки территорий;
соответствием вносимых в процессе строительства изменений в проектную документацию требованиям нормативных документов в области технического регулирования;
наличием у проектной и подрядной организаций - исполнителей работ и услуг лицензий на право осуществления лицензируемых видов проектной и строительной деятельности, предусмотренных законодательством;
качеством и соответствием выполняемых строительно-монтажных работ градостроительным нормам и правилам, нормативным документам в области технического регулирования и проектной документации, а также ведением подрядной организацией исполнительной документации на объекте строительства;
проведением испытаний, съемок и замеров, предусмотренных нормативными документами в области технического регулирования и проектной документацией, на объекте строительства.
16. Проверки в порядке контроля проводятся уполномоченным государственным органом по надзору с целью устранения нарушений, выявленных предыдущей плановой проверкой или краткосрочной инспекторской проверкой и указанных в предписании об устранении нарушений и не могут выходить за рамки данной задачи.
Проверки в порядке контроля могут проводиться только после истечения срока, предоставленного субъекту градостроительной деятельности в предписании для устранения выявленных нарушений.
17. Краткосрочные инспекторские проверки проводятся с уведомления уполномоченного органа по координации проверок деятельности субъектов предпринимательства (без вмешательства в финансово-хозяйственную деятельность субъекта) при:
осуществлении строительства или реконструкций объекта без наличия утвержденной проектной документации, положительного заключения экспертизы и уведомление о начале строительно-монтажных работ, выдаваемых уполномоченным государственным органом по надзору;
нарушении субъектом градостроительной деятельности технологического процесса, выхода из строя сооружений, оборудования, возникновения аварийной ситуации, при которых возможно причинение вреда жизни и здоровью людей, имуществу, окружающей среде;
наличии письменного заявления физического или юридического лица с приложением документов, материалов и иных сведений, подтверждающих нарушение субъектом градостроительной деятельности прав и интересов обращающегося.
Срок проведения краткосрочной инспекторской проверки составляет не более одного рабочего дня.
18. Государственный архитектурно-строительный надзор за строительством объекта осуществляется на основании уведомления и инвойса на осуществление инспекцией надзорных функций.
Плановые, краткосрочные инспекторские проверки и проверки в порядке контроля деятельности хозяйствующих субъектов осуществляются по схеме назначения и проведения проверок в процессе производства строительно-монтажных работ по категориям сложности (риска) объектов строительства в республике согласно приложению к настоящему Положению.
19. Основными принципами проведения плановых, краткосрочных инспекторских проверок и проверок в порядке контроля являются:
законность, объективность и гласность в деятельности контролирующих органов;
защита прав и законных интересов юридических и физических лиц;
невмешательство в деятельность хозяйствующих субъектов, в том числе в финансово-хозяйственную.
ГЛАВА 5. ЭТАПЫ СТРОИТЕЛЬСТВА, ПОДЛЕЖАЩИЕ
ГОСУДАРСТВЕННОМУ АРХИТЕКТУРНО-
СТРОИТЕЛЬНОМУ НАДЗОРУ
20. Государственный архитектурно-строительный надзор осуществляется на всех стадиях и этапах строительства объекта.
21. Категорически запрещается, независимо от источников финансирования объекта:
размещение и строительство объектов в городах и районных центрах без наличия утвержденных в установленном порядке генеральных планов и проектов детальной планировки за исключением случаев, установленных законодательством;
осуществление строительства и реконструкции объектов без наличия утвержденной проектной документации, положительного заключения экспертизы и уведомления уполномоченного государственного органа по надзору о начале строительно-монтажных работ за исключением случаев, предусмотренных решениями Президента Республики Узбекистан или Правительства Республики Узбекистан.
22. Основными этапами нового строительства объекта, подлежащими государственному архитектурно-строительному надзору, являются:
устройство основания здания и сооружения (траншеи и котлованы);
устройство фундамента (подземная, надземная части);
возведение основных несущих конструкций (каркас зданий и сооружений);
возведение стен и ограждающих конструкций;
выполнение специальных работ (сантехнические, системы отопления, вентиляции, электрификации и газификации);
отделка помещений и фасада;
выполнение кровельных работ.
23. Основными этапами при реконструкции объекта, подлежащими государственному архитектурно-строительному надзору являются:
усиление основания здания и сооружения;
усиление фундамента, несущих и ограждающих конструкций;
устройство новых конструкций (в том числе пристройка, надстройка и др.);
изменение фасада или улучшенная отделка помещений;
выполнение специальных работ (сантехнические, системы отопления, вентиляции, электрификации и газификации);
выполнение кровельных работ.
Реконструкцией объектов с изменением их объемно-планировочных и конструктивных решений является усиление несущих и ограждающих конструкций.
24. При строительстве и реконструкции зданий, сооружений уполномоченный государственный орган по надзору вправе проводить выборочный государственный архитектурно-строительный надзор на всех стадиях и этапах на предмет соответствия выполняемых строительно-монтажных работ проектным решениям, техническим регламентам, градостроительным нормам и правилам, другим нормативным документам в области технического регулирования, а также нормативно-правовым актам, которыми установлены обязательные требования по обеспечению прочности, безопасности, качества, сейсмостойкости и эксплуатационной надежности объекта.
ГЛАВА 6. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО
АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА
25. Субъекты градостроительной деятельности за два рабочих дня до завершения этапов строительно-монтажных работ обязаны направить письменное уведомление уполномоченному государственному органу по надзору.
26. Инспектор уполномоченного государственного органа по надзору при принятии инспекцией публичной оферты со стороны заказчиков строительства или уведомления о начале строительно-монтажных работ со стороны строительно-подрядной организации проводит государственный архитектурно-строительный надзор на объекте строительства на соответствие качества строительных работ, осуществляемых субъектом градостроительной деятельности, строительным нормам и правилам, государственным стандартам и техническим условиям.
27. Проверки, проводимые инспектором уполномоченного государственного органа по надзору, в том числе приемка завершенного этапа строительства, осуществляются в присутствии ответственных лиц, уполномоченных субъектом градостроительной деятельности, осуществляющих технический и авторский надзор, а также производителя работ по строительству объекта.
В случае соответствия выполненных работ проектным решениям, техническим регламентам, градостроительным нормам и правилам, другим нормативным документам в области технического регулирования, нормативно-правовым актам, а также на основании положительных результатов лабораторных испытаний строительных материалов, изделий и конструкций составляется акт соответствия в присутствии ответственных лиц, уполномоченных субъектом градостроительной деятельности.
28. В случае выявления несоответствия выполненных работ проектным решениям, техническим регламентам, градостроительным нормам и правилам, другим нормативным документам в области технического регулирования, нормативно-правовым актам, а также на основании отрицательных результатов лабораторных испытаний строительных материалов, изделий и конструкций выдается письменное предписание о несоответствии выполненных работ завершенного строительством этапа, с указанием конкретной ссылки на документ, требования которого нарушены.
Письменное предписание выдается инспектором уполномоченного государственного органа по надзору уполномоченным лицам субъекта градостроительной деятельности.
29. В случае несогласия с нарушениями, указанными в письменном предписании, уполномоченное лицо субъекта градостроительной деятельности вправе обжаловать действия инспектора уполномоченного государственного органа по надзору в вышестоящий орган - Министерство строительства Республики Узбекистан или в суд в установленном порядке.
30. Предписание об устранении выявленных нарушений выдается в случаях, когда нарушения возможно устранить.
С учетом конструктивных и других особенностей объекта строительства устанавливаются следующие сроки для устранения замечаний и даты проверки в порядке контроля:
на устранение выявленных нарушений - в течение пяти рабочих дней;
о приостановлении (запрещении) строительства - в течение двух рабочих дней;
о предоставлении уведомления о начале строительно-монтажных работ и других документов разрешительного характера, предусмотренных законодательством, - в течение трех рабочих дней.
31. По результатам надзора при устранении ранее выявленных нарушений, инспектором уполномоченного государственного органа по надзору производится запись в акте соответствия завершенного строительством этапа в графе "Предписания об устранении нарушений".
32. Уполномоченный государственный орган по надзору в соответствии с законодательством приостанавливает производство работ на объектах строительства в случаях:
выявления дефектов (или) нарушений, создающих угрозу деформации либо обрушения конструкций зданий, сооружений, их отдельных частей и инженерных коммуникаций;
изменения проекта строительства или строительства с отступлением от утвержденной проектной документации.
33. В случае невозможности устранения выявленных нарушений инспектором уполномоченного государственного органа по надзору выносится предписание о сносе (или демонтаже) конструктивных элементов, выполненных с нарушением градостроительных норм и правил.
34. Невыполнение субъектом градостроительной деятельности предписаний по устранению нарушений требований законодательства, градостроительных норм и правил, обнаруженных в ходе осуществления государственного архитектурно-строительного надзора, влечет за собой применение к нему мер административной ответственности в установленном законодательством порядке.
35. Уполномоченный государственный орган по надзору вносит предложения в Министерство строительства Республики Узбекистан о приостановлении или прекращении действия выданных лицензий на право осуществления деятельности по разработке архитектурно-градостроительной документации и осуществления отдельных видов деятельности в области строительства организации, допустившей нарушения требований проектных решений, технических регламентов, градостроительных норм и правил, нормативных документов в области технического регулирования.
ГЛАВА 7. ИСПЫТАНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРОК
36. При проведении государственного архитектурно-строительного надзора инспектор уполномоченного государственного органа по надзору вправе назначить испытания соответствия строительных материалов, изделий и конструкций обязательным требованиям проектных решений, технических регламентов, градостроительных норм и правил, нормативных документов в области технического регулирования.
37. Проведение испытаний осуществляется по месту ведения субъектом градостроительной деятельности объекта либо путем проведения лабораторного анализа, испытаний отобранных образцов (проб) в лабораториях (испытательных строительных лабораториях).
38. Осуществление на договорной основе обследования технического состояния существующих зданий и сооружений на предмет целесообразности их восстановления или реконструкции осуществляется с выдачей соответствующего заключения.
39. В случае необходимости инспектор уполномоченного государственного органа по надзору вправе изъять образцы использованных строительных материалов, изделий и конструкций для проведения лабораторных исследований с целью определения соблюдения субъектами градостроительной деятельности требований проектных решений, технических регламентов, градостроительных норм и правил, нормативных документов в области технического регулирования.
40. Методика отбора и количество отбираемых образцов (проб) используемых строительных материалов, изделий и конструкций (объем выборки) должны соответствовать требованиям проектных решений, технических регламентов, градостроительных норм и правил, нормативных документов в области технического регулирования.
41. Затраты, связанные с отбором, доставкой и проведением испытаний образцов строительных материалов, изделий и конструкций на предмет соответствия требованиям проектных решений, технических регламентов, градостроительных норм и правил, нормативных документов в области технического регулирования, используемых при строительстве, финансируются за счет субъекта градостроительной деятельности.
42. Проведение испытаний осуществляется в лабораториях уполномоченного государственного органа по надзору в присутствии инспектора уполномоченного государственного органа по надзору и субъекта градостроительной деятельности. Испытания проводятся в соответствии с установленной в нормативных документах в области технического регулирования методикой проведения контроля и испытаний продукции.
43. Срок проведения испытаний не должен превышать тридцати рабочих дней.
44. Результаты лабораторных испытаний строительной продукции оформляются заключением.
45. В случае установления несоответствия качества строительных материалов, изделий и конструкций, используемых при строительстве объекта, требованиям проектных решений, технических регламентов, градостроительных норм и правил, нормативных документов в области технического регулирования, затраты на проведение испытаний подлежат устранению путем демонтажа за счет субъекта градостроительной деятельности в порядке, установленном законодательством.
46. В случае несогласия субъекта градостроительной деятельности с результатами испытаний он вправе по своему усмотрению и за свой счет обратиться в независимую лабораторную организацию, аккредитованную в установленном законодательством порядке, либо к эксперту для получения лабораторного заключения по поставленным вопросам. При этом полученное лабораторное заключение прилагается к материалам жалобы субъекта градостроительной деятельности к акту проверки.
ГЛАВА 8.ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ И ПОРЯДОК
ОБЖАЛОВАНИЯ ДЕЙСТВИЙ И РЕШЕНИЙ УПОЛНОМОЧЕННОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА ПО НАДЗОРУ
47. Уполномоченный государственный орган по надзору и его должностные лица в случае ненадлежащего исполнения своих функций и служебных обязанностей при проведении государственного архитектурно-строительного надзора несут ответственность в соответствии с законодательством.
48. Субъекты градостроительной деятельности за нарушение требований нормативных документов в области технического регулирования при осуществлении градостроительной деятельности, а также за нарушение требований настоящего Положения несут ответственность в соответствии с законодательством.
к Положению
СХЕМА
назначения и проведения проверок в процессе производства
строительно-монтажных работ по категориям сложности
(риска) объектов строительства
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
Субъекты |
|
Виды осуществляемых работ |
|
Сроки |
|
|||||||||||||||
|
|
|
|
||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Уполномоченный государственный орган по надзору |
|
1. Плановые проверки |
|
Общий срок проведения плановых проверок не должен превышать десяти календарных дней в течение года.
|
|
|||||||||||||||
|
|
|
|
||||||||||||||||||
|
|
2. Краткосрочные инспекторские проверки (без вмешательства в финансово-хозяйственную деятельность) |
Срок проведения краткосрочной инспекторской проверки составляет один рабочий день.
|
|
|||||||||||||||||
|
|
|
|||||||||||||||||||
|
|
3. Проверки в порядке контроля |
|
Проверки в порядке контроля могут проводиться только после истечения срока, предоставленного субъекту градостроительной деятельности в предписании для устранения выявленных нарушений.
|
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
Субъекты градостроительной деятельности |
|
4. Объекты строительства подразделяются на три категории: с низким, средним и высшим факторами рисков: категория I - объекты с низким фактором риска; категория II - объекты со средним фактором риска; категория III - объекты с высшим фактором риска.
|
|
|
||||||||||||||||
|
|
|
|||||||||||||||||||
|
|
|
|
||||||||||||||||||
|
|
|
|||||||||||||||||||
|
|
5. Категория I - объекты с низким фактором риска. |
|
Не предусмотрена отправка уведомления о начале строительно-монтажных работ. Надзорные функции не ведутся.
|
|
||||||||||||||||
|
|
|
|||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
Субъекты градостроительной деятельности |
|
6. Категория II - объекты со средним фактором риска. |
|
Требуется отправка уведомления о начале строительно-монтажных работ. Сроки периодичности проведения выборочного надзора на объекте строительства - не более четырех раз в месяц.
|
|
|||||||||||||||
|
|
|
|||||||||||||||||||
|
|
|
|
||||||||||||||||||
|
|
7. Категория III - объекты с высшим фактором риска. |
|
Требуется отправка уведомления о начале строительно-монтажных работ. Сроки периодичности проведения выборочного надзора на объекте строительства - не более пяти раз в месяц.
|
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 13 октября 2017 г.
"Собрание постановлений Правительства Республики Узбекистан",
2017 г., N 10, ст. 234