Положение о порядке оказания помощи гражданам Республики Узбекистан, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций на территории иностранных государств (Приложение к Постановлению КМ РУз от 18.03.2018 г. N 206)
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Постановлению КМ РУз
от 18.03.2018 г. N 206
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке оказания помощи гражданам
Республики Узбекистан, пострадавшим
в результате чрезвычайных ситуаций
на территории иностранных государств
1. Настоящее Положение определяет порядок организации и выполнения мероприятий по оказанию помощи и проведению эвакуации пострадавших и тел погибших граждан Республики Узбекистан в результате чрезвычайных ситуаций, произошедших на территории иностранных государств (далее - специальные мероприятия), а также основные задачи и функции министерств, ведомств и органов исполнительной власти на местах, задействованных в данном процессе.
2. Действие настоящего Положения не распространяется на граждан Республики Узбекистан пострадавших на территории иностранных государств в результате иных обстоятельств.
3. При выполнении специальных мероприятий министерства, ведомства и органы исполнительной власти на местах руководствуются требованиями законодательства Республики Узбекистан, международных договоров Республики Узбекистан в данной сфере, а также настоящего Положения.
4. В настоящем Положении применяются следующие основные понятия:
чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, опасного природного явления, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, причинение вреда здоровью людей и нарушение условий жизнедеятельности людей;
пострадавший в чрезвычайных ситуациях - человек, пораженный либо понесший материальные убытки в результате возникновения чрезвычайной ситуации;
зона чрезвычайной ситуации - территория или акватория, на которой в результате возникновения источника чрезвычайной ситуации или распространения его последствий из других районов возникла чрезвычайная ситуация.
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ВЫПОЛНЕНИЯ
СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
5. Общее руководство организацией и выполнением специальных мероприятий возлагается на Правительственную и соответствующие территориальные комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, созданные Указом Президента Республики Узбекистан от 1 июня 2017 года N УП-5066 "О мерах по коренному повышению эффективности системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".
В отдельных случаях по поручению Президента Республики Узбекистан может быть сформирована специальная Правительственная комиссия.
6. В целях обеспечения выполнения специальных мероприятий создается специальная группа в составе ответственных представителей Министерства по чрезвычайным ситуациям (далее - МЧС), Министерства иностранных дел, Министерства внутренних дел, Министерства обороны, Министерства здравоохранения Республики Узбекистан, а также других министерств и ведомств, исходя из специфики произошедшей чрезвычайной ситуации.
Координация выполнения специальных мероприятий возлагается:
на территории Республики Узбекистан - на МЧС;
на территории иностранного государства - на Министерство иностранных дел Республики Узбекистан.
7. Организация и выполнение мероприятий по оказанию помощи и проведению эвакуации пострадавших и тел погибших граждан Республики Узбекистан в результате чрезвычайных ситуаций, произошедших на территории иностранных государств, осуществляются в порядке, приведенном в схеме согласно приложению к настоящему Положению.
Эвакуация пострадавших в чрезвычайных ситуациях на территорию Республики Узбекистан осуществляется в установленном порядке с учетом условий их пребывания в иностранном государстве (трудовая деятельность, учеба и др.), а также их желания.
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И ДРУГИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
В ПРОВЕДЕНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
8. Основными задачами государственных органов и других организаций в проведении специальных мероприятий являются:
обеспечение постоянной готовности сил и средств, привлекаемых для оказания помощи пострадавшим;
организация и осуществление взаимодействия с государственными органами иностранных государств по линии своей деятельности, обмен оперативной информацией;
оперативное взаимоинформирование причастных министерств, ведомств и органов исполнительной власти на местах при поступлении информации об угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации на территории иностранных государств с участием граждан Республики Узбекистан;
обеспечение экстренного прибытия выделенных сил и средств в место сбора с целью вылета (выезда) в страну возникновения (угрозы) чрезвычайной ситуации;
своевременное и качественное выполнение возложенных функций по оказанию помощи пострадавшим в зоне чрезвычайной ситуации;
организация и проведение мероприятий по эвакуации (транспортировке) пострадавших и тел погибших на территорию Республики Узбекистан;
реализация комплекса мер по доставке тел погибших граждан к местам проживания их семей, оказанию содействия в их похоронах, медицинской и социальной помощи членам их семей;
решение вопросов социально-экономической и правовой защиты, а также медицинской реабилитации пострадавших;
организация разъяснительной работы и психологической помощи пострадавшим, близким и родственникам погибших и пострадавших, а также обеспечение общественного порядка.
9. Государственные органы и другие организации в целях обеспечения выполнения основных задач по проведению специальных мероприятий осуществляют следующие функции:
1) МЧС:
оповещает и информирует соответствующие министерства и ведомства о чрезвычайной ситуации на территории иностранных государств, в результате которой пострадали (погибли) граждане Республики Узбекистан;
осуществляет сбор, обобщение, анализ и взаимообмен информацией о характере и масштабах чрезвычайной ситуации, сведений о пострадавших и погибших лицах;
осуществляет подготовку предложений и согласование с Администрацией Президента Республики Узбекистан состава специальной группы и порядка доставки (привлечения воздушного, железнодорожного, автомобильного транспорта соответствующих министерств и ведомств) сил и средств в зону чрезвычайной ситуации и проведения эвакуационных мероприятий;
подает заявку на вылет (выезд), уточняет и согласовывает маршрут полета (следования) воздушного судна (железнодорожного/автомобильного транспорта), время и длительность полета (следования);
организует своевременный сбор и доставку к месту отправки (загрузки) специальной группы и подготовку необходимого имущества (медикаменты, сухие пайки, теплые вещи и др.) к транспортировке;
проводит при необходимости во взаимодействии со спасательными подразделениями иностранного государства спасательные и другие неотложные работы, а также мероприятия по эвакуации пострадавших и тел погибших в Республику Узбекистан;
принимает участие в осуществлении доставки тел погибших в места проживания членов их семей;
2) Министерство иностранных дел Республики Узбекистан:
информирует компетентные органы Республики Узбекистан о гражданах Республики Узбекистан, оказавшихся в зоне чрезвычайных ситуаций, а также развитии ситуации в данных зонах за рубежом;
принимает меры совместно с компетентными органами Республики Узбекистан по обеспечению безопасности граждан Республики Узбекистан, находящихся на территории иностранного государства, при возникновении или угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;
совместно с государственными органами иностранных государств, где произошла чрезвычайная ситуация, обеспечивает оказание пострадавшим необходимой медицинской и иной социальной помощи;
совместно с компетентными органами Республики Узбекистан координирует работу по организации эвакуации (транспортировки) граждан Республики Узбекистан в безопасные места и возвращение их на территорию Республики Узбекистан;
выполняет другие задачи и функции в соответствии с Консульским уставом, законодательством и международными договорами Республики Узбекистан в данной сфере;
3) Министерство обороны Республики Узбекистан:
осуществляет оповещение привлекаемых подразделений Министерства обороны Республики Узбекистан об обстоятельствах чрезвычайной ситуации, а также взаимодействие с причастными министерствами и ведомствами;
в соответствии с заявкой МЧС обеспечивает подготовку и выделение воздушного транспорта для доставки сил и средств специальной группы (специальной техники и имущества) в страну назначения и обратно, а также эвакуации пострадавших и тел погибших на территорию Республики Узбекистан;
заблаговременно представляет МЧС информацию о дате, месте, сроках готовности, времени вылета, а также маршруте следования воздушного транспорта к месту назначения и обратно;
при необходимости, по заявке МЧС, обеспечивает доставку воздушным транспортом тел погибших к местам проживания членов их семей;
4) Министерство внутренних дел Республики Узбекистан:
осуществляет оповещение соответствующих подведомственных подразделений, сбор информации об обстоятельствах возникшей ситуации;
оказывает содействие следственным органам иностранных государств в проведении необходимых оперативно-розыскных и следственных мероприятий;
проводит необходимые оперативно-следственные мероприятия на территории республики по выяснению обстоятельств чрезвычайной ситуации и установлению личности погибших, поиску на территории Республики Узбекистан близких и родственников погибших и пострадавших лиц;
обеспечивает при необходимости ускоренное оформление выездных документов членам специальной группы;
организует и обеспечивает охрану общественного порядка и сопровождение транспорта с пострадавшими и телами погибших до мест назначения на территории Республики Узбекистан;
5) Министерство здравоохранения Республики Узбекистан:
осуществляет оповещение соответствующих служб и учреждений здравоохранения о возникновении чрезвычайной ситуации;
готовит группу квалифицированных специалистов для оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим лицам и консультативного содействия зарубежным коллегам;
принимает участие совместно с соответствующими медицинскими учреждениями иностранного государства в оказании необходимой медицинской помощи пострадавшим на месте происшествия;
осуществляет медицинское обеспечение мероприятий по эвакуации пострадавших на территорию Республики Узбекистан;
оказывает содействие соответствующим медицинским учреждениям иностранного государства в проведении лечебных мероприятий нетранспортабельных пострадавших за рубежом;
осуществляет учет погибших и пострадавших;
обеспечивает оказание квалифицированной и специализированной медицинской помощи пострадавшим, а также их медицинскую реабилитацию;
6) Министерство по развитию информационных и коммуникационных технологий Республики Узбекистан:
организует и осуществляет мероприятия по обеспечению бесперебойной связью (мобильная, передача данных) специальной группы в период проведения специальных мероприятий;
на приоритетной основе обеспечивает специальную группу, осуществляющую специальные мероприятия средствами телекоммуникаций общего пользования и ведомственными сетями телекоммуникаций;
по заявке МЧС в установленном порядке оказывает содействие в организации и функционировании "Горячей линии" через телекоммуникационные сети АК "Узбектелеком" в период проведения эвакуационных мероприятий;
7) Министерство финансов Республики Узбекистан:
на основании поручений Кабинета Министров Республики Узбекистан осуществляет финансирование мероприятий по оказанию помощи, эвакуации граждан Республики Узбекистан, погибших и пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, доставке специалистов в зону чрезвычайной ситуации на территории иностранного государства, а также их возвращению в Республику Узбекистан;
8) Государственный таможенный комитет Республики Узбекистан:
осуществляет оповещение соответствующих подведомственных подразделений, а также взаимодействие с причастными министерствами и ведомствами;
осуществляет взаимодействие с таможенными органами иностранного государства, где произошла чрезвычайная ситуация с участием граждан Республики Узбекистан, по проведению соответствующих таможенных процедур в упрощенном порядке при отправке (возращении) специальной группы в (из) данное государство, а также эвакуации пострадавших и тел погибших на территорию Республики Узбекистан;
9) Служба государственной безопасности Республики Узбекистан:
осуществляет оповещение соответствующих подведомственных подразделений, а также взаимодействие с причастными министерствами и ведомствами;
обеспечивает своевременное проведение пограничного контроля в отношении убывающих, а также по прибытии (доставке) пострадавших лиц, оперативно проводит соответствующие пограничные процедуры в упрощенном порядке;
10) Национальная авиакомпания "Узбекистон хаво йуллари":
осуществляет оповещение соответствующих подведомственных подразделений, а также взаимодействие с причастными министерствами и ведомствами;
в соответствии с заявкой МЧС обеспечивает подготовку и выделение воздушного транспорта для доставки сил и средств специальной группы (специальной техники и имущества) в страну назначения и обратно, а также эвакуации пострадавших и тел погибших на территорию Республики Узбекистан;
заблаговременно представляет МЧС информацию о дате, месте, сроках готовности, времени вылета, а также маршруте следования воздушного транспорта к месту назначения и обратно;
при необходимости по заявке МЧС обеспечивает доставку воздушным транспортом тел погибших к местам проживания членов их семей;
11) Акционерное общество "Узбекистон темир йуллари":
осуществляет оповещение соответствующих подведомственных подразделений, а также взаимодействие с причастными министерствами и ведомствами;
в соответствии с заявкой МЧС обеспечивает подготовку и выделение железнодорожного транспорта для доставки сил и средств специальной группы (специальной техники и имущества) в страну назначения и обратно, а также эвакуации пострадавших и тел погибших на территорию Республики Узбекистан;
при необходимости по заявкам МЧС обеспечивает транспортировку тел погибших к местам проживания членов их семей, а также пострадавших в места их постоянного проживания;
12) Министерство транспорта Республики Узбекистан:
осуществляет оповещение соответствующих подведомственных подразделений, а также взаимодействие с причастными министерствами и ведомствами;
по заявке МЧС в установленном порядке обеспечивает в приоритетном порядке транспортировку пострадавших и тел погибших, а также сопровождающих лиц в пункт назначения;
13) Ассоциация "Узбекозиковкатзахира":
организует и обеспечивает по заявкам МЧС своевременную поставку продовольствия и товаров первой необходимости для специалистов, вылетающих (выезжающих) в зону чрезвычайной ситуации, а также пострадавших лиц;
14) органы исполнительной власти на местах:
обеспечивают совместно с причастными министерствами и ведомствами привлечение необходимого количества транспортных средств для транспортировки пострадавших и тел погибших с мест доставки на территорию Республики Узбекистан к местам проживания их семей;
оказывают с привлечением органов самоуправления граждан помощь семьям погибших в проведении похоронных мероприятий;
в установленном порядке с привлечением негосударственных некоммерческих организаций и населения оказывают социальную помощь пострадавшим и семьям погибших;
информируют МЧС и вышестоящие органы государственной власти о проведенных мероприятиях;
организуют проведение на постоянной основе разъяснительной работы среди населения о мерах по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях;
15) Национальная телерадиокомпания Узбекистана, Национальное информационное агентство Узбекистана:
организуют широкое освещение проводимых специальных мероприятий в средствах массовой информации;
обеспечивают совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами проведение посредством телевидения и радио, интернета разъяснительной работы среди населения о первоочередных действиях при возникновении чрезвычайных ситуаций.
ГЛАВА 4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
10. Лица, виновные в нарушении требований настоящего Положения, несут ответственность в порядке, установленном законодательством.
к Положению
СХЕМА
организации и выполнения мероприятий
по оказанию помощи и проведению эвакуации
пострадавших и тел погибших граждан Республики
Узбекистан в результате чрезвычайных ситуаций
Этапы |
Исполнители |
Мероприятия |
Сроки исполнения |
||||
I этап |
МЧС, МИД, МВД |
1. Получение информации о чрезвычайных ситуациях на территории иностранных государств с участием граждан Республики Узбекистан (далее - ЧС) через СМИ (телевидение, радио, интернет, социальные сети), из обращений физических и юридических лиц, от министерств и ведомств иностранных государств.
|
ежедневно |
||||
2. Уточнение данных о ЧС. Обмен информацией с консульскими учреждениями Республики Узбекистан в зарубежных странах и специализированными ведомствами иностранных государств, ответственными за реагирование на ЧС.
|
20 минут |
||||||
3. Доведение специального сообщения до Администрации Президента Республики Узбекистан, Кабинета Министров, а также причастных министерств, ведомств и органов исполнительной власти на местах.
|
20 минут |
||||||
МЧС, МИД, МВД, Минздрав |
4. Формирование и согласование с Администрацией Президента Республики Узбекистан состава специальной группы.
|
1 час |
|||||
МЧС |
5. Доведение до членов специальной группы места и времени сбора сил и средств.
|
20 минут |
|||||
МО, НАК "Узбекистон хаво йуллари", АО "Узбекистон темир йуллари" |
6. Подготовка транспортного средства (воздушного, железнодорожного) к вылету (выезду) в район ЧС.
|
в течение 2-х часов |
|||||
Специальная группа |
7. Подготовка и транспортировка сил и средств специальной группы в место сбора и отправки. Вылет (выезд) в район ЧС.
|
в течение 3-х часов |
|||||
II этап |
МИД |
8. Организация по прибытии в страну назначения встречи специальной группы с представителями Правительства и/или специализированных ведомств иностранных государств, ответственных за реагирование на ЧС.
|
в течение 1 часа после прибытия |
||||
Специальная группа |
9. Организация и осуществление во взаимодействии с уполномоченными ведомствами иностранных государств: спасательных и других неотложных работ; неотложной, специализированной медицинской и психологической помощи пострадавшим; участия в оперативно-розыскных и следственных мероприятиях; подготовки к эвакуации пострадавших и погибших на территорию Республики Узбекистан; подготовки информации о причинах и обстоятельствах ЧС. |
не более 2-х суток* |
|||||
Руководитель специальной группы, МИД, Мининфоком |
10. Информирование о выполненных мероприятиях.
|
каждые 2 часа, по итогам - в течение суток |
|||||
ГТК, КОГГ СГБ |
11. Организация во взаимодействии с таможенными и пограничными органами иностранных государств соответствующих процедур в пунктах пропуска в упрощенном порядке.
|
в кратчайшие сроки |
|||||
Специальная группа |
12. Осуществление эвакуации пострадавших и тел погибших на территорию Республики Узбекистан.
|
в соответствии с маршрутом |
|||||
III этап |
Специальная группа |
13. Возвращение (прилет, приезд) специальной группы в Республику Узбекистан. Организация работы по направлению пострадавших - в медицинские учреждения, тел погибших - в места проживания их семей. |
1 час* |
||||
Минздрав |
14. Прием пострадавших, доставка их в медицинские учреждения и оказание специализированной медицинской помощи. |
в кратчайшие сроки |
|||||
Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента |
15. Прием и доставка тел погибших до мест проживания их семей, оказание помощи в организации похорон. |
в течение суток |
|||||
МВД |
16. Сопровождение транспорта с телами погибших до мест назначения и обеспечение общественного порядка при проведении мероприятий, связанных с похоронами. |
в течение суток |
|||||
Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента |
17. Решение вопросов социально-экономической и правовой защиты, а также медицинской реабилитации пострадавших. |
в течение недели |
|||||
18. Оказание социальной помощи семьям погибших и пострадавших. |
в течение недели |
||||||
*) Сроки исполнения могут быть продлены в зависимости от масштаба и характера ЧС, а также условий организации мероприятий.
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 26 марта 2018 г.
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
26 марта 2018 г., N 12, ст. 225