Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Инструкция об организации работ по наличному денежному обращению банками Республики Узбекистан (Утверждена Постановлением правления ЦБ от 24.02.2018 г. N 7/14, зарегистрированным МЮ 01.05.2018 г. N 3003)

Внимание!!! Перед Вами ознакомительный фрагмент документа. Полный текст документа доступен на сайте nrm.uz
Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ПРИЛОЖЕНИЕ

к Постановлению правления ЦБ

от 24.02.2018 г. N 7/14,

зарегистрированному МЮ

01.05.2018 г. N 3003



Настоящая  Инструкция  утверждена  на государственном  языке.

Авторский перевод текста на русский язык выполнен экспертами

информационно-поисковой    системы    "Norma"         и        носит

информационный    характер.   При   возникновении   неясностей

следует    обращаться    к   тексту     нормативно-правового    акта

на   государственном   языке.



ИНСТРУКЦИЯ

об организации работ по наличному денежному

обращению банками Республики Узбекистан


Настоящая Инструкция определяет порядок организации работ по наличному денежному обращению банками Республики Узбекистан.


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Центральный банк Республики Узбекистан в целях формирования на территориях резерва наличных денег и хранения невыпущенных в обращение наличных денег организует резервные фонды в Главных управлениях Центрального банка Республики Узбекистан по Республике Каракалпакстан, областям и городу Ташкенту (далее - Главные управления).


2. Коммерческие банки и их филиалы (далее - банки) в обязательном порядке организуют оборотные кассы, а также резерв наличных денег для своевременного удовлетворения спроса клиентов в наличных деньгах.


3. В настоящей Инструкции используются следующие основные понятия:


наличные деньги - банкноты и монеты, введенные в обращение Центральным банком Республики Узбекистан;


обращение наличных денег - непрерывное движение наличных денег в виде банкнот и монет при осуществлении расчетов за товары и услуги, а также между населением, хозяйствующими субъектами и банками;

максимальный лимит - норма, устанавливающая самый верхний предел остатка наличных денег, который может оставаться в оборотных кассах Расчетно-кассовых центров (далее - РКЦ) Главных управлений в конце дня;

резервный фонд наличных денег - резерв банкнот и монет, организованный в Главных управлениях в целях обеспечения банков необходимым количеством наличных денег на соответствующей территории;


резерв наличных денег - резерв банкнот и монет, организованный в банках в целях обеспечения своевременного и полного удовлетворения спроса населения и хозяйствующих субъектов в наличных деньгах;


приход наличных денег - прием в кассы банков наличных денег в виде банкнот и монет на основании соответствующих документов;


расход наличных денег - расход из касс банков наличных денег в виде банкнот и монет на основании соответствующих документов;


денежное подкрепление - обеспечение оборотных касс банков за счет наличных денег оборотных касс РКЦ Главных управлений, а в случае необходимости, из резервных фондов;


кассовые символы - набор символов, используемых при анализе источников прихода и целей расхода наличных денег через кассы банков, а также при отражении межбанковского движения наличных денег.



ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ НАЛИЧНОГО

ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ


4. Банки регулярно изучают и анализируют состояние наличного денежного обращения, а также обеспечивают своевременное удовлетворение потребностей населения и хозяйствующих субъектов в наличных деньгах.


5. Банки:

при анализе операций, выполненных в кассах банка, по приходу и расходу наличных денег используют кассовые символы, утвержденные Правлением Центрального банка Республики Узбекистан;

ведут постоянный мониторинг поступающих в кассы банка наличных денег по филиалам, клиентам и источникам прихода;

организуют резерв наличных денег и в случае необходимости используют его;

принимают меры по обеспечению необходимого количества наличных денег в кассах банка для удовлетворения потребностей клиентов в наличных деньгах.


6. Хозяйствующие субъекты ежегодно в течение января месяца, а клиенты, открывшие новые счета, - не позднее следующего месяца, заполняют в двух экземплярах справку о расчетах по порядку и сроку сдачи в банк наличной денежной выручки и срокам получения из кассы банка наличных денег для заработной платы и приравненных к ней платежей, а также по установлению разрешенного лимита остатка наличных денег в своей кассе в конце дня, приведенную в приложении 1 настоящей Инструкции, и представляют ее в обслуживающий банк.

После заполнения банком по согласованию с руководителем хозяйствующего субъекта указанной справки о расчетах, один экземпляр данной справки возвращается хозяйствующему субъекту, а второй экземпляр хранится отдельно за каждый год в отделе (у ответственного работника) наличного денежного обращения банка.

Обмен указанной справкой о расчетах может осуществляться между хозяйствующим субъектом и банком в электронной форме.


7. Банки на основании анализа состояния наличного денежного обращения и характеризующих его показателей могут разрабатывать и вносить в местные органы государственной власти предложения, направленные на поступление наличных денег в кассы банка, своевременное удовлетворение потребностей населения и хозяйствующих субъектов в наличных деньгах.


8. На Главные управления возлагается задача по организации работ по наличному денежному обращению на соответствующей территории, а также координации и упорядочиванию деятельности банков в этой сфере, посредством осуществления ее мониторинга.


9. Главные управления:

организуют работы по наличному денежному обращению на соответствующей территории и обеспечивают его эффективное осуществление;

изучают состояние денежного обращения на соответствующей территории, обобщают и анализируют показатели, характеризующие кассовый оборот банков, а также состояние наличного денежного обращения, дают указания по упорядочению наличного денежного обращения и устранению выявленных правонарушений в деятельности банков;

в случае необходимости разрабатывают и вносят на обсуждение местных органов государственного управления обоснованные предложения по поступлению наличных денег в кассы банка и выплате в установленные сроки наличных денежных платежей;

в целях обеспечения своевременного удовлетворения потребностей населения и хозяйствующих субъектов в наличных деньгах на соответствующей территории перераспределяют наличные деньги между банками.



ГЛАВА 3. УСТАНОВЛЕНИЕ ЛИМИТОВ ОСТАТКОВ

НАЛИЧНЫХ ДЕНЕГ В ОБОРОТНЫХ КАССАХ РКЦ

ГЛАВНЫХ УПРАВЛЕНИЙ И КОНТРОЛЬ

ЗА ИХ СОБЛЮДЕНИЕМ

10. На территории Республики Узбекистан для оборотных касс РКЦ Главных управлений должны устанавливаться лимиты остатков наличных денег.

12. Лимиты остатка наличных денег в оборотных кассах РКЦ Главных управлений устанавливаются Центральным банком с учетом особенностей каждой территории и при необходимости изменяются.

...