Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Положение о Фонде поддержки фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель при Совете фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана (Приложение N 3 к Постановлению КМ РУз от 07.06.2018 г. N 433)

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ПРИЛОЖЕНИЕ N 3

к Постановлению КМ РУз

от 07.06.2018 г. N 433


ПОЛОЖЕНИЕ

о Фонде поддержки фермерских, дехканских хозяйств

и владельцев  приусадебных  земель  при Совете

фермерских, дехканских хозяйств и владельцев

приусадебных земель Узбекистана


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Настоящее Положение определяет задачи и направления деятельности, порядок управления Фондом поддержки фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель при Совете фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана (далее - Фонд), а также порядок формирования и использования его средств.

Фонд в своей деятельности подотчетен Совету фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана (далее - Совет).


2. Фонд в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Республики Узбекистан, постановлениями палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, настоящим Положением, а также иными актами законодательства.


3. Фонд является юридическим лицом в форме учреждения, имеет самостоятельный баланс, банковские счета в национальной и иностранной валютах, печать с изображением собственной эмблемы и наименованием на государственном языке, штампы, бланки.



ГЛАВА 2. ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА И НАПРАВЛЕНИЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОНДА


4. Основной задачей Фонда является предоставление фермерским, дехканским хозяйствам и владельцам приусадебных земель финансовой поддержки.


5. Фонд осуществляет свою деятельность по следующим основным направлениям:

содействие в области поддержки развития деятельности фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель, расширении доступа к кредитным ресурсам;

поддержка инновационной деятельности фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель, стимулирование выращивания новых видов сельскохозяйственной продукции, а также содействие внедрению новых эффективных технологий в сельском хозяйстве;

участие в реализации государственных, отраслевых и региональных программ, проектов и мероприятий, способствующих развитию сельскохозяйственной деятельности;

оказание содействия деятельности ООО "Томорка хизмати", нуждающихся в оборотных средствах, путем участия в уставном фонде;

осуществление лизинговой деятельности по обеспечению за счет средств Фонда в порядке, установленном законодательством, фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель, а также ООО "Томорка хизмати" сельскохозяйственной техникой, транспортными средствами, предназначенными для перевозки сельскохозяйственной продукции, технологиями, оборудованием, а также готовыми интенсивными садами и виноградниками и парниками.


ГЛАВА 3. УПРАВЛЕНИЕ ФОНДОМ


6. Высшим органом управления Фонда является Попечительский совет Фонда.


7. Попечительский совет Фонда:

утверждает положение о Попечительском совете Фонда;

утверждает ежегодные прогнозы по доходам Фонда;

определяет ежегодные параметры выделения Фондом средств на выделение кредитов коммерческим банкам, участие в уставном фонде ООО "Томорка хизмати", оказание лизинговых услуг и другие направления основной деятельности Фонда. На проекты, финансируемые за счет средств Фонда, могут быть выделены средства в дополнение к ежегодным параметрам, в зависимости от запроса инициаторов;

осуществляет контроль за деятельностью исполнительного аппарата Фонда;

регулярно заслушивает отчеты Исполнительного директора Фонда об использовании средств Фонда;

ежеквартально не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляет в Министерство экономики и финансов Республики Узбекистан отчеты о формировании и использовании средств Фонда;

определяет аудиторскую организацию для проведения ежегодного аудита Фонда, в том числе по целевому использованию его средств;

вносит предложения в Кабинет Министров Республики Узбекистан об увеличении уставного капитала Фонда.

Решения Попечительского совета Фонда принимаются открытым голосованием, простым большинством голосов. Протоколы заседания Попечительского совета могут быть оформлены путем проведения опроса.

За выполнение возложенных задач членам Попечительского совета Фонда выплачивается вознаграждение в порядке и размерах, определяемых Положением о Попечительском совете Фонда.


8. Исполнительным органом Фонда является Исполнительный аппарат Фонда. Руководителем Исполнительного аппарата Фонда является исполнительный директор Фонда (далее - Исполнительный директор).


9. Исполнительный директор:

осуществляет оперативное управление текущей деятельностью Фонда;

организует и несет персональную ответственность за деятельность исполнительного аппарата Фонда в соответствии с возложенными на Фонд задачами;

принимает на работу и прекращает трудовые договоры с работниками исполнительного аппарата Фонда, распределяет их должностные обязанности и полномочия;

представляет Фонд в международных и иностранных организациях;

подписывает от имени Фонда трудовые, хозяйственные, кредитные и иные договоры, в том числе договоры о предоставлении ресурсов и размещении депозитов в коммерческих банках;

организует ведение бухгалтерского учета денежных средств и материальных ценностей Фонда, составление и представление в установленном порядке финансовой и статистической отчетности;

осуществляет другие обязанности и полномочия в соответствии с законодательством.


10. Содержание Фонда осуществляется за счет средств Фонда, на основании сметы доходов и расходов, утверждаемой Попечительским советом Фонда.

11. Материальное поощрение исполнительного директора и работников Фонда осуществляется за счет средств Фонда на основании Положения о материальном поощрении работников Фонда, утверждаемого Попечительским советом Фонда.

13. Заработная плата работников Фонда состоит из должностного оклада, премий, доплат и надбавок, поощрительных выплат, а также дополнительного материального стимулирования, предусмотренных законодательством и положением о материальном поощрении работников Фонда.

Должностные оклады работников Фонда устанавливаются на основании штатного расписания, утверждаемого Попечительским советом Фонда.

Фонд вправе применить повышающий коэффициент к должностным окладам своих работников до 3-кратного размера.

14. Для выполнения возложенных задач Фонду выделяются средства на приобретение и содержание пятнадцати служебных автотранспортных средств в соответствии со сметой доходов и расходов Фонда.


ГЛАВА 4. ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

СРЕДСТВ ФОНДА


15. Средства Фонда формируются за счет следующих источников:

единовременная безвозмездная финансовая помощь, выделяемая из Фонда общественных работ при Министерстве занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан и Государственного фонда содействия занятости Республики Узбекистан в размерах 350 миллиардов сум;

кредиты (займы) и гранты международных финансовых институтов, иностранных правительственных организаций и других доноров, привлекаемых для реализации возложенных на Фонд задач;

доходы Фонда, в том числе получаемые от размещения средств на депозитных счетах;

другие источники, не запрещенные законодательством.

Средства, поступившие в Фонд, являются его собственными средствами и расходуются на основе сметы расходов и доходов, утверждаемых Попечительским советом Фонда.

16. Средства Фонда аккумулируются на счетах Фонда, открываемых в коммерческих банках.

17. Средства Фонда направляются на реализацию задачи, предусмотренной настоящим Положением, в том числе для:

размещение ресурсов в коммерческих банках для предоставления фермерским, дехканским хозяйствам и владельцам приусадебных земель кредитов сроком до 3 лет, включая льготный период до 1 года, на организацию садоводства, виноградарства и лимоноводства сроком до 7 лет, включая льготный период до 3 лет до 31 декабря 2019 года - с процентной ставкой в размере 7 процентов годовых, с учетом маржи банка в размере 2 процентов. С 1 января 2020 года размещение ресурсов осуществляется по ставке рефинансирования Центрального банка Республики Узбекистан, с вычетом 4 процентных пунктов, а с 1 января 2022 года - по ставке 10 процентов годовых;

предоставление средств коммерческим банкам в качестве ресурсов для кредитования ООО "Томорка хизмати" и сельскохозяйственных кооперативов сроком до 2 лет, включая льготный период до 6 месяцев, до 31 декабря 2019 года - с процентной ставкой в размере 50 процентов от ставки рефинансирования Центрального банка Республики Узбекистан, с учетом маржи банка в размере 2 процентов годовых. С 1 января 2020 года предоставление средств осуществляется сроком на 3 года, включая 6-месячный льготный период, по ставке рефинансирования Центрального банка Республики Узбекистан, с вычетом 4 процентных пунктов, а с 1 января 2022 года - по ставке в размере 10 процентов годовых;

обслуживания кредитов и займов Всемирного банка и других международных финансовых институтов;

предоставления грантов фермерским, дехканским хозяйствам и владельцам приусадебных земель, а также ООО "Томорка хизмати" за счет грантов, полученных от международных финансовых институтов;

осуществления лизинговой деятельности в порядке, установленном законодательством, по обеспечению фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель, ООО "Томорка хизмати" сельскохозяйственной техникой, технологиями, оборудованием, а также готовыми интенсивными садами и виноградниками и парниками;

предоставления через коммерческие банки кредитов по ставке рефинансирования Центрального банка Республики Узбекистан, с учетом маржи банка в размере 2 процентов производственным, перерабатывающим, заготовительным, снабжающим, торговым организациям в сфере сельскохозяйственного производства и лизинговым организациям для укрепления материально-технической базы, закупки сельскохозяйственной техники и транспорта, приобретения материалов и комплектующих для установки теплиц фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель. Начиная с 1 июля 2020 года кредиты выделяются по основной ставке Центрального банка Республики Узбекистан с учетом маржи банка в размере 4 процентов;

выделения кредитов сельскохозяйственным предприятиям и предприятиям "томорка хизмати", фермерским, дехканским хозяйствам и владельцам приусадебных земель для закупки и установки сушильных цехов и холодильных хранилищ сроком на 84 месяца, включая льготный период до 36 месяцев, по ставке 14 процентов годовых. При этом в качестве залогового обеспечения 60 процентов суммы кредита принимается на устанавливаемые сушильные цеха и холодильные хранилища, 40 процентов - на страховые полисы по страхованию риска их невозврата, а также сумма кредита перечисляется на расчетный счет поставщика продукции после установки сушильных цехов и холодильных хранилищ инициаторам;

выделение кредитов территориальным подразделениям Ассоциации производителей и экспортеров чеснока и овощной продукции методом "туксонбости" (далее - Ассоциация) в форме обществ с ограниченной ответственностью, реализующим проект по производству чеснока, через АКБ "Агробанк" в размере 50 процентов основной ставки Центрального банка Республики Узбекистан сроком на один год, включая льготный период до 3 месяцев с учетом маржи банка 2 процента, на основе поручительства хокимиятов соответствующего района (г. Кувасай) и Ассоциации;

выделения беззалогового кредита ООО "Томорка хизмати" в размере до 300 миллионов сумов для закупки семян и саженцев, мотокультиваторов и мини-тракторов, инкубаторов, а также оборотных средств - по рекомендации помощника хокима района (города) по вопросам развития предпринимательства, обеспечения занятости населения и сокращения бедности;

выделения кредитов ведущим субъектам предпринимательства на пополнение оборотных средств для производства сельскохозяйственной продукции на приусадебных землях населения на основе кооперации и закупки произведенной продукции;

выделения субсидии на срок до 1 января 2026 года в целях гарантированной закупки продукции, произведенной на приусадебных землях, субъектам предпринимательства, организовавшим работу с владельцами приусадебных земель на основе кооперации, в размере 30 процентов расходов на оснащение складов, а также закупку сушильного, фасовочного и упаковочного оборудования в объеме, не превышающем 150 миллионов сумов;

субсидирования расходов, связанных с проведением учебных курсов по повышению знаний и квалификации руководителей и работников ООО "Томорка хизмати", фермерских и дехканских хозяйств, производственных кооперативов, в том числе владельцев приусадебных земель, а также организации деятельности учебных центров в этом направлении;

финансирование проектов на основе государственно-частного партнерства в установленном порядке;

выделения субсидий на покрытие расходов, связанных с бурением и вводом в эксплуатацию каждой вертикальной оросительной скважины глубиной более 5 метров для орошения земельных участков дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель в Каракалпакстане, в размере по 100 тысяч сумов на каждый метр глубины скважины, но не превышающем 50-кратного размера базовой расчетной величины;

предоставление с 2022 года субсидий на компенсацию части расходов, связанных с бурением и вводом в эксплуатацию вертикальных оросительных скважин для орошения приусадебных земель населения;

повышение уровня знаний и навыков населения, руководителей и членов дехканских хозяйств и фермерских хозяйств, а также сотрудников ООО "Томорка хизмати" и производственных кооперативов;

содержания и материально-технического обеспечения деятельности Фонда;

формирования уставных фондов ООО "Томорка хизмати", нуждающихся в оборотных средствах, в размере не менее 25 процентов от уставного фонда;

других направлений, связанных с привлечением инвестиций на развитие фермерских, дехканских хозяйств и приусадебных земель, реализацию инновационных и других проектов, предусмотренных законодательством;

выделения через коммерческие банки микрокредитов владельцам приусадебных земель в размере до двух миллионов сумов без получения заключения центра семейного предпринимательства в режиме онлайн в направлении эффективного пользования приусадебными землями сроком на один год, включая трехмесячный льготный период по основной ставке Центрального банка Республики Узбекистан с учетом маржи банка в размере 4 процентов;

строительство предприятий по переработке (сушке) овощей и фруктов, холодильных хранилищ, животноводческих и тепличных комплексов, сооружение интенсивных садов и виноградников, создание цепочки добавленной стоимости в сельскохозяйственном производстве, ввоз оборудования, специализированного на производстве готовой продукции, в том числе заготовке комбикорма, переработке молока, производстве томатной пасты, заготовке минеральных удобрений, химической обработке растений, упаковке и сортировке.

З дания, сооружения, объекты и оборудование, указанные в абзаце двадцать втором настоящего пункта, реализуются Фондом фермерским и дехканским хозяйствам, обществам с ограниченной ответственностью "Томорка хизмати" и другим сельскохозяйственным субъектам за счет кредитов, выделяемых Фондом и (или) на основе условий лизинга по балансовой стоимости.

Порядок строительства, приобретения и реализации данных объектов утверждается Попечительским советом Фонда;

содержания и материально-технического обеспечения Совета, а также материального стимулирования его работников за счет средств в размере 30 процентов от доходов Фонда, получаемых от размещения средств в коммерческих банках.

С 1 января 2020 года кредиты выдаются по основной ставке Центрального банка Республики Узбекистан, а с 1 января 2022 года - коммерческими банками по ставке 14 процентов годовых.

Порядок выделения Фондом субсидий на возмещение расходов, связанных с организацией учебных курсов по повышению знаний и навыков владельцев приусадебных земель, руководителей и членов дехканских и фермерских хозяйств, а также работников ООО "Томорка хизмати" и других производственных кооперативов, утверждается Попечительским советом Фонда.

18. Доходы Фонда в виде процентов, полученные от выделения ресурсов и депонирования средств в коммерческие банки, а также уплаченные коммерческим банком на свободные средства Фонда, являются собственными средствами Фонда и не являются средствами консолидированного бюджета или средствами бюджетов бюджетной системы.

Невозвратная часть средств Фонда, взысканная в безакцептном порядке, и депозитных средств, полученных коммерческими банками под залог (депозит) для беззалоговых кредитов до 300 миллионов сумов, выделенных ООО "Томорка хизмати" на основании решения Попечительского совета Фонда, возмещается за счет средств резерва, созданного за счет источников, указанных в абзаце первом настоящего пункта.


ГЛАВА 5. ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ

РЕСУРСОВ КОММЕРЧЕСКИМ БАНКАМ


19. Для предоставления ресурсов коммерческим банкам между Фондом и головным коммерческим банком заключается генеральное соглашение.

В генеральном соглашении о выделении Фондом ресурсов АКБ "Микрокредитбанк", АКБ "Агробанк" и Народному банку Республики Узбекистан отдельно согласовывается расходование коммерческими банками данных средств в качестве ресурсов для предоставления кредитов фермерским, дехканским хозяйствам и владельцам приусадебных земель с процентной ставкой 7 процентов годовых на срок 3 года, включая льготный период до 1 года с учетом маржи банка в размере 2 процентов, начиная с 1 января 2020 года предоставление ресурсов осуществляется по основной ставке Центрального банка Республики Узбекистан, с вычетом 4 процентных пунктов.

В генеральном соглашении о выделении Фондом ресурсов коммерческим банкам отдельно согласовывается расходование АКБ "Микрокредитбанк", АКБ "Агробанк" и Народному банку Республики Узбекистан данных средств в качестве ресурсов для выделения кредитов обществам с ограниченной ответственностью "Томорка хизмати" на срок 3 года, включая 6-месячный льготный период с процентной ставкой в размере 50 процентов основной ставки Центрального банка Республики Узбекистан с учетом маржи банка в размере 2 процентов, начиная с 1 января 2020 года предоставление ресурсов осуществляется по основной ставке Центрального банка Республики Узбекистан, с вычетом 4 процентных пунктов.

В генеральном соглашении о выделении Фондом ресурсов коммерческим банкам отдельно согласовывается расходование коммерческими банками данных средств в качестве ресурсов для предоставления кредитов другим производственным, перерабатывающим, заготовительным, снабженческим, торговым организациям в сфере сельского хозяйства, а также лизинговым компаниям на укрепление материально-технической базы, закупку сельскохозяйственной техники и транспорта, приобретение фермерскими, дехканскими хозяйствами и владельцами приусадебных земель материалов и комплектующих к ним для строительства теплиц, начиная с 1 июля 2020 года предоставление ресурсов осуществляется по ставке рефинансирования Центрального банка Республики Узбекистан, с вычетом 4 процентных пунктов.

В генеральном соглашении о выделении Фондом ресурсов АКБ "Агробанк" отдельно согласовывается использование коммерческими банками данных средств в качестве ресурса для предоставления кредитов территориальным подразделениям Ассоциации в форме обществ с ограниченной ответственностью, реализующим проект по производству чеснока, в размере 50 процентов основной ставки Центрального банка Республики Узбекистан сроком на один год, включая льготный период до 3 месяцев с учетом маржи банка 2 процента, на основе поручительства хокимиятов соответствующего района (г. Кувасай) и Ассоциации.

20. Для заключения генерального соглашения коммерческие банки представляют в Фонд один экземпляр утвержденного соответствующим органом управления коммерческого банка (наблюдательный совет или общее собрание акционеров) решения или иного документа, уполномочивающего заключить генеральное соглашение.


21. Кредиты за счет средств Фонда по рекомендации территориальных советов фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель, а также на основе рекомендаций, выдаваемых помощником хокима по работе махаллабай, закрепленным за каждой махаллей, оформляются без очереди и вне средств, предусмотренных источниками финансирования проектов в рамках программ развития семейного предпринимательства.

В случае несоответствия рекомендованного претендента требованиям по получению кредита коммерческие банки вправе не предоставлять кредит.

22. Для осуществления выборки средств коммерческие банки или их областные филиалы, заключившие генеральное соглашение, представляют в Фонд заявку, в которой указываются в разрезе территорий заемщики - инициаторы проектов с указанием информации, подтверждающей согласование с территориальными советами фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель.

23. На основании полученной заявки Фонд осуществляет перечисление средств коммерческому банку, при этом средства для владельцев приусадебных земель также могут быть перечислены на основании общей заявки коммерческих банков (без указания инициаторов - владельцев приусадебных земель).

В случае несоответствия заявок, внесенных в Фонд, требованиям, установленным законодательством, ресурсы могут быть выделены коммерческому банку в рассрочку или возвращены без выделения.

24. На сумму ресурсов, предоставленных Фондом коммерческому банку, используемых для кредитования фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель, головной коммерческий банк начисляет проценты в размере льготной процентной ставки за вычетом оговоренной в генеральном соглашении маржи коммерческого банка, которые аккумулируются на накопительном счете и перечисляются на соответствующий банковский счет Фонда в сроки, указанные в генеральном соглашении.

Средства Фонда фермерским, дехканским хозяйствам и владельцам приусадебных земель, Обществу с ограниченной ответственностью "Томорка хизмати", сельскохозяйственным кооперативам и другим инициаторам могут быть оформлены посредством специальных электронных информационных программ.

Ресурсы для выделения микрокредитов владельцам приусадебных земель в режиме онлайн размещаются Фондом в коммерческих банках республики в разрезе районов на основе предложений территориальных советов фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель.

25. Коммерческий банк обязан вернуть неиспользованные и досрочно погашенные, а также израсходованные нецелевым образом средства на счет Фонда.

Если заемщики - владельцы приусадебных земель отказываются от получения кредита коммерческим банком, внесшим заявку, по согласованию с Фондом выделенные ресурсы могут быть оформлены на других владельцев приусадебных земель.

Коммерческие банки до 5 числа каждого месяца представляют в Фонд информацию о целевом использовании инициаторами и возврате в коммерческий банк кредитов, выделенных из Фонда, в разрезе инициаторов.


ГЛАВА 6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


26. Лица, виновные в нарушении требований настоящего Положения, несут ответственность в соответствии с законодательством.


27. Споры, возникающие при реализации настоящего Положения, решаются в порядке, установленном законодательством, в том числе в судебном порядке.


28. Ликвидация Фонда осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством.



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 11 июня 2018 г.


"Собрание постановлений Правительства Республики Узбекистан",

2018 г., N 6, ст. 143