Государственные требования к повышению квалификации водителей автомототранспортных средств и средств городского электрического транспорта (Приложение N 5 к Постановлению КМ РУз от 31.05.2018 г. N 408)
ПРИЛОЖЕНИЕ N 5
к Постановлению КМ РУз
от 31.05.2018 г. N 408
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
к повышению квалификации водителей
автомототранспортных средств и средств
городского электрического транспорта
1. Настоящие Государственные требования определяют обязательные требования к системе повышения квалификации водителей автомототранспортных средств и средств городского электрического транспорта.
2. В настоящих Государственных требованиях используются следующие основные термины:
электронное учебно-методическое пособие с анимационными эффектами и видеоконтентом - интерактивный электронный информационно-образовательный источник (пособие), позволяющий освещать с помощью информационно-коммуникационных технологий материалы по учебным дисциплинам в соответствии с настоящими Государственными требованиями и учебными программами, способствующий эффективному усвоению учебных дисциплин, самостоятельному получению образования водителями автомототранспортных средств и средств городского электрического транспорта, включающий в себя видео, звук, анимацию, тексты и тестовые вопросы, направленный на обеспечение контроля и закрепления знаний, охватывающий дополнительный материал, обогащающий основное содержание учебных дисциплин, или ссылки на подобные источники;
единая тестовая программа с анимационными эффектами - программа, применяемая в целях систематической проверки на основе справедливости, объективности и прозрачности уровня знаний каждого обучающегося (слушателя) и/или проведения итогового экзамена;
автоматизированная информационная система мониторинга обучения и планирования - информационная база, обеспечивающая организацию, планирование, осуществление и оформление результатов учебного процесса, направленного на повышение уровня освоения обучающимися (слушателями) учебных занятий;
подробные технологические карты с инструкциями по использованию различных педагогических технологий - учебное издание, представляющее собой пособие в форме книги, в котором подробно изложены конкретные методические указания о методах эффективного обучения в разрезе каждой темы, целях каждого учебного занятия, средствах, используемых в учебном процессе и приемах их правильного использования, о содержании учебного курса, практических занятиях, дополнительных заданиях и других.
3. Государственные образовательные учреждения, а также юридические лица, осуществляющие деятельность по оказанию негосударственных образовательных услуг в сфере подготовки, переподготовки и повышения квалификации водителей автомототранспортных средств и средств городского электрического транспорта, (далее - учебные организации) организуют учебные курсы по повышению квалификации водителей автомототранспортных средств и средств городского электрического транспорта.
4. Настоящие Государственные требования являются основанием при определении лицензионных требований и условий, разработке соответствующих учебных планов, программ и других внутренних документов в области повышения квалификации водителей автомототранспортных средств и средств городского электрического транспорта, лицензирования деятельности юридических лиц по направлениям, связанным с повышением квалификации.
5. После успешного окончания курсов повышения квалификации выпускникам-слушателям выдается сертификат установленного образца о повышении квалификации в установленном порядке.
6. Все юридические лица, независимо от формы собственности, направляют своих водителей автомототранспортных средств и средств городского электрического транспорта на курсы повышения квалификации и обеспечивают их участие в них.
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ
7. Государственные требования применяются для организационного и методического обеспечения образовательной деятельности в сфере оказания услуг по повышению квалификации водителей автомототранспортных средств и средств городского электрического транспорта и определяют:
общие требования к содержанию и качеству повышения квалификации водителей автомототранспортных средств и средств городского электрического транспорта;
общие требования к учебно-методическим и мультимедийным пособиям, разработкам и информационным системам, используемым в системе повышения квалификации водителей автомототранспортных средств и средств городского электрического транспорта;
требования к материально-технической базе системы повышения квалификации водителей автомототранспортных средств и средств городского электрического транспорта;
объем учебной нагрузки;
требования к педагогическим кадрам в системе повышения квалификации водителей автомототранспортных средств и средств городского электрического транспорта;
требования к подготовке водителей автомототранспортных средств и средств городского электрического транспорта;
критерии оценки качества повышения квалификации водителей автомототранспортных средств и средств городского электрического транспорта.
ГЛАВА 3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ
И КАЧЕСТВУ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ВОДИТЕЛЕЙ
АВТОМОТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И СРЕДСТВ
ГОРОДСКОГО ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТРАНСПОРТА
8. Государственная инспекция по надзору за качеством образования при Кабинете Министров на основании рыночных требований и потребностей, установок, определенных в указах и постановлениях Президента Республики Узбекистан, постановлениях и распоряжениях Кабинета Министров Республики Узбекистан, формирует объемы, критерии по уровню и содержанию повышения квалификации, профессиональные требования и условия.
9. Содержание повышения квалификации направлено на систематическое обновление и углубление профессиональных знаний, умений и навыков, обеспечивающих постоянный рост и совершенствование профессионального мастерства в соответствии с настоящими Государственными требованиями.
10. Обучение на курсах повышения квалификации водителей автомототранспортных средств и средств городского электрического транспорта может быть организовано с отрывом от производства, частичным отрывом или без отрыва от основного места работы в зданиях учебных организаций, в учебных группах численностью слушателей до 30 человек, а также в зданиях организаций-заказчиков в форме выездных учебных занятий.
11. Качество повышения квалификации определяется необходимым и достаточным уровнем подготовки слушателей, соответствия их знаний и практических навыков квалификационным требованиям, предъявляемым к водителям автомототранспортных средств и средств городского электрического транспорта.
12. Требования, предъявляемые к содержанию и качеству повышения квалификации, определяются соответствующими учебными программами с учетом положений настоящих Государственных требований.
13. Для организации учебного процесса по повышению квалификации водителей автомототранспортных средств и средств городского электрического транспорта учебные организации на основании настоящих Государственных требований разрабатывают и утверждают учебные планы и учебные программы.
ГЛАВА 4. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕБНО-
МЕТОДИЧЕСКИМ И МУЛЬТИМЕДИЙНЫМ ПОСОБИЯМ,
РАЗРАБОТКАМ И ИНФОРМАЦИОННЫМ СИСТЕМАМ
В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ВОДИТЕЛЕЙ
АВТОМОТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И СРЕДСТВ
ГОРОДСКОГО ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТРАНСПОРТА
14. В целях эффективной организации и проведения учебного процесса, а также контроля в системе повышения квалификации водителей автомототранспортных средств и средств городского электрического транспорта могут быть использованы учебно-методические, информационные и мультимедийные пособия, разработки, системы и другие средства обучения в виде мультимедийных пособий, технологических карт, информации, единой тестирующей программы и систем записи.
15. При организации и проведении учебного процесса в системе повышения квалификации водителей автомототранспортных средств и средств городского электрического транспорта каждый обучающийся (слушатель) должен быть обеспечен электронными учебно-методическими пособиями, разработанными для повышения квалификации лиц (водителей), управляющих автомототранспортными средствами, имеющими трехмерные анимационные эффекты и видеоконтенты и охватывающими весь учебный процесс.
16. Общие требования к электронному учебно-методическому пособию, имеющему трехмерные анимационные эффекты и видеоконтенты, охватывающему весь учебный процесс:
наличие документально подтвержденных сведений о создании электронного учебно-методического пособия в Узбекистане и свидетельства об официальной регистрации разработанной программы для электронных вычислительных машин;
наличие разделов, состоящих из правил дорожного движения, безопасного управления автомототранспортными средствами, основ безопасности движения и оказания первичной медицинской помощи;
наличие видеоконтента с трехмерными анимационными эффектами в объеме не менее 25 процентов от общего количества аудиторных часов, предусмотренных в учебном плане по правилам дорожного движения, безопасного управления автомототранспортными средствами, основам безопасности движения и оказанию первичной медицинской помощи, а также специальной разработки для использования в рамках курсов повышения квалификации лиц (водителей), управляющих автомототранспортными средствами;
наличие введения продукционных правил при осуществлении функции обратной связи;
охват тестовых заданий в количестве не менее 700 примеров, в том числе с анимационными эффектами в объеме не менее одной третьей части от их общего количества;
наличие возможности для самостоятельной работы слушателя в локальной, а для совместной работы слушателей учебного помещения (аудитории) в сетевой системах;
наличие возможности работать как на русском и узбекском языках, так и в версиях с использованием латинского алфавита и кириллицы;
наличие возможности работать в режимах тренинга и экзамена.
17. Учебные организации для определения уровня и качества освоения знаний в рамках курсов повышения квалификации должны иметь единые тестовые программы с анимационными эффектами.
18. Учебные организации для проверки знаний обучающихся (слушателей) путем проведения итоговых тестовых испытаний должны иметь отдельную аудиторию, оснащенную компьютерами, с установленными едиными тестовыми программами с анимационными эффектами, совместимыми между собой в локальной системе.
19. Общие требования к единым тестовым программам с анимационными эффектами для определения уровня и качества освоения знаний в рамках курсов повышения квалификации:
наличие возможности для самостоятельной работы слушателя в локальной, а для совместной работы слушателей учебного помещения (аудитории) в сетевой системах;
наличие документально подтвержденных сведений о создании электронного учебно-методического пособия в Узбекистане и свидетельства об официальной регистрации разработанной программы для электронных вычислительных машин;
содержание в составе всех учебных дисциплин курса повышения квалификации;
наличие базы, охватывающей не менее 100 тестовых заданий, в том числе с анимационными эффектами в объеме 25 процентов от их общего количества, проиллюстрированных изображениями дорожных знаков заданий по дорожным знакам;
наличие возможности работать как на русском и узбекском языках, так и в версиях с использованием латинского алфавита и кириллицы;
наличие возможности вывода результатов тестов по конкретным цифрам и процентам в разрезе слушателей, учебной группы и направления повышения квалификации в форме электронного протокола и (или) ведомости;
наличие возможности хранения результатов тестов не менее трехлетней давности в памяти диспетчерского компьютера отдельной тестовой аудитории и/или в базах данных учебных организаций;
наличие возможности работать в режимах тренинга и экзамена.
20. Учебные организации должны иметь автоматизированную единую информационную систему, обеспечивающую ведение мониторинга, организацию, планирование, проведение и оформление результатов учебного процесса, направленного на повышение уровня и качества освоения учебных занятий обучающимися (слушателями).
21. Общие требования к автоматизированной информационной системе проведения мониторинга и планирования обучения, направленной на повышение успеваемости:
наличие возможности охвата всех этапов учебного процесса;
наличие сведений об обучающихся (слушателях), в том числе о Ф.И.О. обучающегося (слушателя), месте работы, должности, сроке обучения, участии в учебных занятиях, успеваемости и результатах итоговых экзаменов (тестовых испытаний);
наличие сведений о преподавателях;
наличие расписания учебных занятий, в том числе выездных учебных занятий.
22. Учебные организации должны быть обеспечены исчерпывающими технологическими картами с инструкцией по применению различных педагогических технологий каждым преподавателем и учебных аудиториях.
23. Разработка технологических карт осуществляется на основе следующих принципов:
соблюдение основополагающих принципов и целевых задач в рамках реализации единой государственной политики в области образования;
учет умственных и физических возможностей, возраста, психофизиологических особенностей, уровня знания, интересов и способностей обучающихся (слушателей);
предоставление достаточного объема профессиональных знаний и квалификационных навыков в соответствии с настоящими Государственными требованиями для повышения квалификации, ориентированность на развитие самостоятельного творческого мышления, организаторских способностей и практических навыков у обучающихся (слушателей).
24. Требования к разработке технологических карт:
а) дидактические требования:
обеспечение полного усвоения учебных материалов обучающимися (слушателями);
служить не целям информирования, а разъяснять суть учебного предмета;
интересное, краткое и дифференцированное изложение;
изображения в виде рисунков должны быть иллюстрированы картами, рисунками, схемами, таблицами, диаграммами и фотоизображениями;
б) научно-методические требования:
отображение последних достижений науки и техники;
обеспечение единства содержания тем;
соблюдение логической последовательности и непрерывности;
обогащение соответствующими иллюстрациями, не противоречащими национальной идее и менталитету народа Узбекистана;
четкое изложение вопросов и заданий;
использование педагогических технологий в обучении обучающихся (слушателей) мышлению, письму, изображению, черчению, счету, выполнению практических работ, проведению экспериментов;
недопущение выражения одного и того же понятия двумя терминами, неясностей в отображении дат;
в) педагогическо-психологические требования:
направленность на полное удовлетворение потребностей обучающихся (слушателей) с учетом научно обоснованной информации, признанной широкой общественностью, уровня знаний, способности к запоминанию и мышлению, пониманию сути событий и явлений, а также развитие практических интересов, стремления к получению знаний и занятию практической деятельностью;
представление тем в соответствии с возрастом и психофизиологическими особенностями обучающихся, их доступное изложение с учетом известных фактов, понятий, правил и межпредметной связи;
необходимо учитывать способности обучающихся (слушателей) к восприятию новшеств, степень усвоения ими ранее полученных знаний;
г) эстетические требования:
пробуждать у обучающегося (слушателя) некоторое положительное впечатление и заинтересованность в дальнейшем повышении квалификации в своем направлении;
выделение разделов, глав, параграфов и текстов тем разными формами и цветами, обеспечение соразмерности;
рисунки и изображения должны соответствовать эстетическим требованиям, излагаться точно и ясно;
д) гигиенические требования:
рисунки и иллюстрации должны соответствовать нормам, правилам санитарии и нормативам гигиены;
размер букв и качество бумаги (их вес, плотность, белизна и прозрачность) должны отвечать требованиям постановления Кабинета Министров от 3 июня 2015 г. N 146 "Об утверждении Общего технического регламента о безопасной полиграфической продукции для образовательных учреждений".
25. Разработка технологических карт осуществляется в соответствии с законодательными актами и настоящими Государственными требованиями.
ГЛАВА 5. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛЬНО-
ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЕ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И СРЕДСТВ
ГОРОДСКОГО ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТРАНСПОРТА
26. Общие требования к материально-технической базе юридических лиц, занимающихся оказанием услуг по повышению квалификации лиц (водителей), управляющих автомототранспортными средствами:
наличие учебных помещений и их оснащенность в соответствии с требованиями настоящих Государственных требований и действующими отраслевыми общими технологическими регламентами;
обеспеченность наглядными средствами и оборудованием;
обеспеченность техническими средствами.
27. Общие требования к учебным помещениям и их оснащению:
наличие двух или более аудиторий, расположенных на одной территории, каждая из которых с площадью не менее 40 кв. м;
оснащенность каждой учебной аудитории видеопроектором или интерактивным монитором (телевизором) с диагональю не менее 50 дюймов, компьютером, магнитной классной доской, системой аудио и видеонаблюдения;
наличие отдельной аудитории, оснащенной современными электронными вычислительными средствами (компьютерами), обеспеченность единой тестовой программой с анимационными эффектами для проведения текущих, промежуточных и итоговых тестовых испытаний, а также системой звуковой и видеозаписи для обеспечения открытости тестовых испытаний;
наличие достаточного количество столов и стульев (пюпитрные стулья) в учебных аудиториях (не менее количества обучающихся (слушателей) в учебных группах);
санитарное и гигиеническое состояние, освещение и наличие отопление в зимний период учебных аудиторий должны соответствовать санитарным правилам и нормам;
готовность учебных аудиторий для проведения занятий по повышению квалификации водителей автомототранспортных средств и средств городского электрического транспорта;
обеспеченность учебно-методическими и другими разработками для проведения занятий по повышению квалификации водителей автомототранспортных средств и средств городского электрического транспорта;
наличие системы звуковой и видеозаписи учебного процесса у учебных организаций для обеспечения открытости учебного процесса.
28. Требования к оснащенности учебной аудитории по правилам дорожного движения, основам безопасности дорожного движения и оказания первичной помощи, предусматривающие наличие:
наглядных учебных пособий по правилам, регулирующим дорожное движение;
наглядных учебных пособий по оснащению знаками расположения транспортных средств на проезжей части дороги, правилам пересечения железнодорожных путей, движения колоннами, а также перевозки пассажиров и грузов, в том числе опознавательных знаков, предупредительных сигналов, письменными знаками;
наглядных учебных пособий по теории движения автомобиля и психофизиологическим основам управления автомобилем;
наглядных учебных пособий по технике и методам безопасного методов управления автомобилем в различных дорожных и гидрометеорологических условиях;
схематических изображений и чертежей с описанием механизма и устройства воздействующих на безопасность движения автомобиля (автобуса) факторов;
наглядных учебных пособий по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий и составу медицинской аптечки водителя.
ГЛАВА 6. ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ
29. Объем общей учебной нагрузки курсов повышения квалификации водителей автомототранспортных средств и средств городского электрического транспорта должен составлять не менее 30 часов.
ГЛАВА 7. ТРЕБОВАНИЯ К ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КАДРАМ
В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ВОДИТЕЛЕЙ
АВТОМОТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И СРЕДСТВ
ГОРОДСКОГО ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТРАНСПОРТА
30. Отбор инструкторско-преподавательского состава и специалистов для повышения квалификации лиц, управляющих автомототранспортными средствами (водителей), осуществляется по следующим критериям:
наличие у кандидата способности по формированию у слушателей знаний в области правил дорожного движения, управления дорожным движением, безопасности дорожного движения, управления транспортным потоком на дорогах, водительской культуры, культуры безопасного управления автомототранспортным средством, общения с пассажирами, безопасного выполнения перевозки пассажиров и багажа, умения применять профессиональные навыки, знания и навыки в области теории и практики, основ принятия решений по управлению автомототранспортными средствами, правовых и законодательных основ регулирования правил дорожного движения и безопасности дорожного движения;
наличие у них способности формировать свои учебные планы и программы в соответствии с действующими Государственным образовательными стандартами, современными международными требованиями и стандартами, а также навыков рационального использования современных форм, технологий и методов обучения, передовых достижений в области педагогики, информационно-коммуникационных и инновационной технологий;
наличие профессионального опыта и навыков организации учебного процесса (практических заданий, работы в малых группах, сложных дорожных ситуаций и других) по образовательным программам;
наличие не менее трехлетнего стажа работы в качестве преподавателя в образовательных учреждениях или академической степени бакалавра (магистра), либо не менее трехлетнего практического опыта работы в государственных организациях и учреждениях, а также хозяйственных объединениях в сфере эксплуатации автотранспортных средств, использования и их технологического обслуживания, навыков свободной работы в системах информационно-коммуникационных технологий;
обеспечение высокой эффективности образовательного процесса, развитие у слушателей инициативности, творческих способностей и стремления к самостоятельному образованию;
проведение научных, фундаментальных и практических исследований по актуальным проблемам правил дорожного движения, безопасности дорожного движения, управления транспортным потоком на дорогах, водительской культуры, в том числе культуры безопасного управления автомототранспортным средством, экологической культуры, культуры общения с пассажирами, безопасного выполнения перевозки пассажиров и багажа, наличие навыков разработки предложений по внедрению современных инновационных технологий в производстве.
ГЛАВА 8. ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ ВОДИТЕЛЕЙ
АВТОМОТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И СРЕДСТВ
ГОРОДСКОГО ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТРАНСПОРТА,
ПРОШЕДШИХ ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ
31. Лица (водители), управляющие автомототранспортным средством и прошедшие повышение квалификации, должны:
знать и понимать процессы и концепции в области правил дорожного движения, безопасности дорожного движения, управления транспортным потоком на дорогах, повышать водительскую культуру, в том числе культуру безопасного управления автомототранспортным средством, экологическую культуру, культуру общения с пассажирами, безопасного выполнения перевозки пассажиров и багажа;
обладать профессиональными навыками вождения автомототранспортных средств, знать основы осуществления профессиональной деятельности водителями;
владеть навыками культуры общения с пассажирами, общения с другими участниками дорожного движения и инспекторами по безопасности дорожного движения, а также организационно-коммуникационными способностями;
уметь принимать решения, способствующие повышению эффективности деятельности, на базе анализа статистических данных по дорожному движению;
иметь навыки активного использования в широком масштабе информационных технологий в профессиональной деятельности;
уметь безопасно и эффективно управлять автомототранспортными средствами;
оказывать всемерное содействие в организации обучения на основе рационального и эффективного использования современных технологий всеми лицами (водителями), управляющими автомототранспортными средствами.
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ВОДИТЕЛЕЙ
АВТОМОТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И СРЕДСТВ
ГОРОДСКОГО ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТРАНСПОРТА
32. В учебных организациях внутренний контроль осуществляется самими учебными организациями на основании утвержденных в установленном порядке инструкций.
Государственный и общественный контроль осуществляется уполномоченным государственным органом, государственным органом отраслевого управления, общественными организациями и потребителями кадров в установленном порядке.
Итоговый контроль осуществляется в форме итоговых экзаменов (тестовые испытания, письменный экзамен) по итогам учебных курсов.
Внешний контроль осуществляется Государственной инспекцией по надзору за качеством образования при Кабинете Министров Республики Узбекистан и Главным управлением по безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Республики Узбекистан.
33. Оценка деятельности в сфере образования, осуществляемой учебными организациями, осуществляется в соответствии с законодательством Республики Узбекистан в сфере образовательной деятельности.
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 6 июня 2018 г.
"Собрание постановлений Правительства Республики Узбекистан",
2018 г., N 5, ст. 133