Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Государственные требования к повышению квалификации водителей автомототранспортных средств и средств городского электрического транспорта (Приложение N 5 к Постановлению КМ РУз от 31.05.2018 г. N 408)

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ПРИЛОЖЕНИЕ N 5

к Постановлению КМ РУз

от 31.05.2018 г. N 408



ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

к повышению квалификации водителей

автомототранспортных средств и средств

городского электрического транспорта


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Настоящие Государственные требования определяют обязательные требования к системе повышения квалификации водителей автомототранспортных средств и средств городского электрического транспорта.


2. В настоящих Государственных требованиях используются следующие основные термины:


электронное учебно-методическое пособие с анимационными эффектами и видеоконтентом - интерактивный электронный информационно-образовательный источник (пособие), позволяющий освещать с помощью информационно-коммуникационных технологий материалы по учебным дисциплинам в соответствии с настоящими Государственными требованиями и учебными программами, способствующий эффективному усвоению учебных дисциплин, самостоятельному получению образования водителями автомототранспортных средств и средств городского электрического транспорта, включающий в себя видео, звук, анимацию, тексты и тестовые вопросы, направленный на обеспечение контроля и закрепления знаний, охватывающий дополнительный материал, обогащающий основное содержание учебных дисциплин, или ссылки на подобные источники;


единая тестовая программа с анимационными эффектами - программа, применяемая в целях систематической проверки на основе справедливости, объективности и прозрачности уровня знаний каждого обучающегося (слушателя) и/или проведения итогового экзамена;


автоматизированная информационная система мониторинга обучения и планирования - информационная база, обеспечивающая организацию, планирование, осуществление и оформление результатов учебного процесса, направленного на повышение уровня освоения обучающимися (слушателями) учебных занятий;


подробные технологические карты с инструкциями по использованию различных педагогических технологий - учебное издание, представляющее собой пособие в форме книги, в котором подробно изложены конкретные методические указания о методах эффективного обучения в разрезе каждой темы, целях каждого учебного занятия, средствах, используемых в учебном процессе и приемах их правильного использования, о содержании учебного курса, практических занятиях, дополнительных заданиях и других.


3. Государственные образовательные учреждения, а также юридические лица, осуществляющие деятельность по оказанию негосударственных образовательных услуг в сфере подготовки, переподготовки и повышения квалификации водителей автомототранспортных средств и средств городского электрического транспорта, (далее - учебные организации) организуют учебные курсы по повышению квалификации водителей автомототранспортных средств и средств городского электрического транспорта.


4. Настоящие Государственные требования являются основанием при определении лицензионных требований и условий, разработке соответствующих учебных планов, программ и других внутренних документов в области повышения квалификации водителей автомототранспортных средств и средств городского электрического транспорта, лицензирования деятельности юридических лиц по направлениям, связанным с повышением квалификации.


5. После успешного окончания курсов повышения квалификации выпускникам-слушателям выдается сертификат установленного образца о повышении квалификации в установленном порядке.


6. Все юридические лица, независимо от формы собственности, направляют своих водителей автомототранспортных средств и средств городского электрического транспорта на курсы повышения квалификации и обеспечивают их участие в них.



ГЛАВА 2. СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ


7. Государственные требования применяются для организационного и методического обеспечения образовательной деятельности в сфере оказания услуг по повышению квалификации водителей автомототранспортных средств и средств городского электрического транспорта и определяют:

общие требования к содержанию и качеству повышения квалификации водителей автомототранспортных средств и средств городского электрического транспорта;

общие требования к учебно-методическим и мультимедийным пособиям, разработкам и информационным системам, используемым в системе повышения квалификации водителей автомототранспортных средств и средств городского электрического транспорта;

требования к материально-технической базе системы повышения квалификации водителей автомототранспортных средств и средств городского электрического транспорта;

объем учебной нагрузки;

требования к педагогическим кадрам в системе повышения квалификации водителей автомототранспортных средств и средств городского электрического транспорта;

требования к подготовке водителей автомототранспортных средств и средств городского электрического транспорта;

критерии оценки качества повышения квалификации водителей автомототранспортных средств и средств городского электрического транспорта.



ГЛАВА 3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ

И КАЧЕСТВУ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ВОДИТЕЛЕЙ

АВТОМОТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И СРЕДСТВ

ГОРОДСКОГО ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТРАНСПОРТА


8. Государственная инспекция по надзору за качеством образования при Кабинете Министров на основании рыночных требований и потребностей, установок, определенных в указах и постановлениях Президента Республики Узбекистан, постановлениях и распоряжениях Кабинета Министров Республики Узбекистан, формирует объемы, критерии по уровню и содержанию повышения квалификации, профессиональные требования и условия.


9. Содержание повышения квалификации направлено на систематическое обновление и углубление профессиональных знаний, умений и навыков, обеспечивающих постоянный рост и совершенствование профессионального мастерства в соответствии с настоящими Государственными требованиями.


10. Обучение на курсах повышения квалификации водителей автомототранспортных средств и средств городского электрического транспорта может быть организовано с отрывом от производства, частичным отрывом или без отрыва от основного места работы в зданиях учебных организаций, в учебных группах численностью слушателей до 30 человек, а также в зданиях организаций-заказчиков в форме выездных учебных занятий.


11. Качество повышения квалификации определяется необходимым и достаточным уровнем подготовки слушателей, соответствия их знаний и практических навыков квалификационным требованиям, предъявляемым к водителям автомототранспортных средств и средств городского электрического транспорта.


12. Требования, предъявляемые к содержанию и качеству повышения квалификации, определяются соответствующими учебными программами с учетом положений настоящих Государственных требований.


13. Для организации учебного процесса по повышению квалификации водителей автомототранспортных средств и средств городского электрического транспорта учебные организации на основании настоящих Государственных требований разрабатывают и утверждают учебные планы и учебные программы.



ГЛАВА 4. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕБНО-

МЕТОДИЧЕСКИМ И МУЛЬТИМЕДИЙНЫМ ПОСОБИЯМ,

РАЗРАБОТКАМ И ИНФОРМАЦИОННЫМ СИСТЕМАМ

В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ВОДИТЕЛЕЙ

АВТОМОТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И СРЕДСТВ

ГОРОДСКОГО ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТРАНСПОРТА


14. В целях эффективной организации и проведения учебного процесса, а также контроля в системе повышения квалификации водителей автомототранспортных средств и средств городского электрического транспорта могут быть использованы учебно-методические, информационные и мультимедийные пособия, разработки, системы и другие средства обучения в виде мультимедийных пособий, технологических карт, информации, единой тестирующей программы и систем записи.


15. При организации и проведении учебного процесса в системе повышения квалификации водителей автомототранспортных средств и средств городского электрического транспорта каждый обучающийся (слушатель) должен быть обеспечен электронными учебно-методическими пособиями, разработанными для повышения квалификации лиц (водителей), управляющих автомототранспортными средствами, имеющими трехмерные анимационные эффекты и видеоконтенты и охватывающими весь учебный процесс.

16. Общие требования к электронному учебно-методическому пособию, имеющему трехмерные анимационные эффекты и видеоконтенты, охватывающему весь учебный процесс:

наличие документально подтвержденных сведений о создании электронного учебно-методического пособия в Узбекистане и свидетельства об официальной регистрации разработанной программы для электронных вычислительных машин;

наличие разделов, состоящих из правил дорожного движения, безопасного управления автомототранспортными средствами, основ безопасности движения и оказания первичной медицинской помощи;

наличие видеоконтента с трехмерными анимационными эффектами в объеме не менее 25 процентов от общего количества аудиторных часов, предусмотренных в учебном плане по правилам дорожного движения, безопасного управления автомототранспортными средствами, основам безопасности движения и оказанию первичной медицинской помощи, а также специальной разработки для использования в рамках курсов повышения квалификации лиц (водителей), управляющих автомототранспортными средствами;

наличие введения продукционных правил при осуществлении функции обратной связи;

охват тестовых заданий в количестве не менее 700 примеров, в том числе с анимационными эффектами в объеме не менее одной третьей части от их общего количества;

наличие возможности для самостоятельной работы слушателя в локальной, а для совместной работы слушателей учебного помещения (аудитории) в сетевой системах;

наличие возможности работать как на русском и узбекском языках, так и в версиях с использованием латинского алфавита и кириллицы;

наличие возможности работать в режимах тренинга и экзамена.


17. Учебные организации для определения уровня и качества освоения знаний в рамках курсов повышения квалификации должны иметь единые тестовые программы с анимационными эффектами.


18. Учебные организации для проверки знаний обучающихся (слушателей) путем проведения итоговых тестовых испытаний должны иметь отдельную аудиторию, оснащенную компьютерами, с установленными едиными тестовыми программами с анимационными эффектами, совместимыми между собой в локальной системе.


19. Общие требования к единым тестовым программам с анимационными эффектами для определения уровня и качества освоения знаний в рамках курсов повышения квалификации:

наличие возможности для самостоятельной работы слушателя в локальной, а для совместной работы слушателей учебного помещения (аудитории) в сетевой системах;

наличие документально подтвержденных сведений о создании электронного учебно-методического пособия в Узбекистане и свидетельства об официальной регистрации разработанной программы для электронных вычислительных машин;

содержание в составе всех учебных дисциплин курса повышения квалификации;

наличие базы, охватывающей не менее 100 тестовых заданий, в том числе с анимационными эффектами в объеме 25 процентов от их общего количества, проиллюстрированных изображениями дорожных знаков заданий по дорожным знакам;

наличие возможности работать как на русском и узбекском языках, так и в версиях с использованием латинского алфавита и кириллицы;

наличие возможности вывода результатов тестов по конкретным цифрам и процентам в разрезе слушателей, учебной группы и направления повышения квалификации в форме электронного протокола и (или) ведомости;

наличие возможности хранения результатов тестов не менее трехлетней давности в памяти диспетчерского компьютера отдельной тестовой аудитории и/или в базах данных учебных организаций;

наличие возможности работать в режимах тренинга и экзамена.


20. Учебные организации должны иметь автоматизированную единую информационную систему, обеспечивающую ведение мониторинга, организацию, планирование, проведение и оформление результатов учебного процесса, направленного на повышение уровня и качества освоения учебных занятий обучающимися (слушателями).


21. Общие требования к автоматизированной информационной системе проведения мониторинга и планирования обучения, направленной на повышение успеваемости:

наличие возможности охвата всех этапов учебного процесса;

наличие сведений об обучающихся (слушателях), в том числе о Ф.И.О. обучающегося (слушателя), месте работы, должности, сроке обучения, участии в учебных занятиях, успеваемости и результатах итоговых экзаменов (тестовых испытаний);

наличие сведений о преподавателях;

наличие расписания учебных занятий, в том числе выездных учебных занятий.


22. Учебные организации должны быть обеспечены исчерпывающими технологическими картами с инструкцией по применению различных педагогических технологий каждым преподавателем и учебных аудиториях.


23. Разработка технологических карт осуществляется на основе следующих принципов:

соблюдение основополагающих принципов и целевых задач в рамках реализации единой государственной политики в области образования;

учет умственных и физических возможностей, возраста, психофизиологических особенностей, уровня знания, интересов и способностей обучающихся (слушателей);

предоставление достаточного объема профессиональных знаний и квалификационных навыков в соответствии с настоящими Государственными требованиями для повышения квалификации, ориентированность на развитие самостоятельного творческого мышления, организаторских способностей и практических навыков у обучающихся (слушателей).


24. Требования к разработке технологических карт:


а) дидактические требования:

обеспечение полного усвоения учебных материалов обучающимися (слушателями);

служить не целям информирования, а разъяснять суть учебного предмета;

интересное, краткое и дифференцированное изложение;

изображения в виде рисунков должны быть иллюстрированы картами, рисунками, схемами, таблицами, диаграммами и фотоизображениями;


б) научно-методические требования:

отображение последних достижений науки и техники;

обеспечение единства содержания тем;

соблюдение логической последовательности и непрерывности;

обогащение соответствующими иллюстрациями, не противоречащими национальной идее и менталитету народа Узбекистана;

четкое изложение вопросов и заданий;

использование педагогических технологий в обучении обучающихся (слушателей) мышлению, письму, изображению, черчению, счету, выполнению практических работ, проведению экспериментов;

недопущение выражения одного и того же понятия двумя терминами, неясностей в отображении дат;


в) педагогическо-психологические требования:

направленность на полное удовлетворение потребностей обучающихся (слушателей) с учетом научно обоснованной информации, признанной широкой общественностью, уровня знаний, способности к запоминанию и мышлению, пониманию сути событий и явлений, а также развитие практических интересов, стремления к получению знаний и занятию практической деятельностью;

представление тем в соответствии с возрастом и психофизиологическими особенностями обучающихся, их доступное изложение с учетом известных фактов, понятий, правил и межпредметной связи;

необходимо учитывать способности обучающихся (слушателей) к восприятию новшеств, степень усвоения ими ранее полученных знаний;


г) эстетические требования:

пробуждать у обучающегося (слушателя) некоторое положительное впечатление и заинтересованность в дальнейшем повышении квалификации в своем направлении;

выделение разделов, глав, параграфов и текстов тем разными формами и цветами, обеспечение соразмерности;

рисунки и изображения должны соответствовать эстетическим требованиям, излагаться точно и ясно;


д) гигиенические требования:

рисунки и иллюстрации должны соответствовать нормам, правилам санитарии и нормативам гигиены;

размер букв и качество бумаги (их вес, плотность, белизна и прозрачность) должны отвечать требованиям постановления Кабинета Министров от 3 июня 2015 г. N 146 "Об утверждении Общего технического регламента о безопасной полиграфической продукции для образовательных учреждений".


25. Разработка технологических карт осуществляется в соответствии с законодательными актами и настоящими Государственными требованиями.



ГЛАВА 5. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛЬНО-

ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЕ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И СРЕДСТВ

ГОРОДСКОГО ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТРАНСПОРТА


26. Общие требования к материально-технической базе юридических лиц, занимающихся оказанием услуг по повышению квалификации лиц (водителей), управляющих автомототранспортными средствами:

наличие учебных помещений и их оснащенность в соответствии с требованиями настоящих Государственных требований и действующими отраслевыми общими технологическими регламентами;

обеспеченность наглядными средствами и оборудованием;

обеспеченность техническими средствами.


27. Общие требования к учебным помещениям и их оснащению:

наличие двух или более аудиторий, расположенных на одной территории, каждая из которых с площадью не менее 40 кв. м;

оснащенность каждой учебной аудитории видеопроектором или интерактивным монитором (телевизором) с диагональю не менее 50 дюймов, компьютером, магнитной классной доской, системой аудио и видеонаблюдения;

наличие отдельной аудитории, оснащенной современными электронными вычислительными средствами (компьютерами), обеспеченность единой тестовой программой с анимационными эффектами для проведения текущих, промежуточных и итоговых тестовых испытаний, а также системой звуковой и видеозаписи для обеспечения открытости тестовых испытаний;

наличие достаточного количество столов и стульев (пюпитрные стулья) в учебных аудиториях (не менее количества обучающихся (слушателей) в учебных группах);

санитарное и гигиеническое состояние, освещение и наличие отопление в зимний период учебных аудиторий должны соответствовать санитарным правилам и нормам;

готовность учебных аудиторий для проведения занятий по повышению квалификации водителей автомототранспортных средств и средств городского электрического транспорта;

обеспеченность учебно-методическими и другими разработками для проведения занятий по повышению квалификации водителей автомототранспортных средств и средств городского электрического транспорта;

наличие системы звуковой и видеозаписи учебного процесса у учебных организаций для обеспечения открытости учебного процесса.


28. Требования к оснащенности учебной аудитории по правилам дорожного движения, основам безопасности дорожного движения и оказания первичной помощи, предусматривающие наличие:

наглядных учебных пособий по правилам, регулирующим дорожное движение;

наглядных учебных пособий по оснащению знаками расположения транспортных средств на проезжей части дороги, правилам пересечения железнодорожных путей, движения колоннами, а также перевозки пассажиров и грузов, в том числе опознавательных знаков, предупредительных сигналов, письменными знаками;

наглядных учебных пособий по теории движения автомобиля и психофизиологическим основам управления автомобилем;

наглядных учебных пособий по технике и методам безопасного методов управления автомобилем в различных дорожных и гидрометеорологических условиях;

схематических изображений и чертежей с описанием механизма и устройства воздействующих на безопасность движения автомобиля (автобуса) факторов;

наглядных учебных пособий по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий и составу медицинской аптечки водителя.



ГЛАВА 6. ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ


29. Объем общей учебной нагрузки курсов повышения квалификации водителей автомототранспортных средств и средств городского электрического транспорта должен составлять не менее 30 часов.



ГЛАВА 7. ТРЕБОВАНИЯ К ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КАДРАМ

В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ВОДИТЕЛЕЙ

АВТОМОТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И СРЕДСТВ

ГОРОДСКОГО ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТРАНСПОРТА


30. Отбор инструкторско-преподавательского состава и специалистов для повышения квалификации лиц, управляющих автомототранспортными средствами (водителей), осуществляется по следующим критериям:

наличие у кандидата способности по формированию у слушателей знаний в области правил дорожного движения, управления дорожным движением, безопасности дорожного движения, управления транспортным потоком на дорогах, водительской культуры, культуры безопасного управления автомототранспортным средством, общения с пассажирами, безопасного выполнения перевозки пассажиров и багажа, умения применять профессиональные навыки, знания и навыки в области теории и практики, основ принятия решений по управлению автомототранспортными средствами, правовых и законодательных основ регулирования правил дорожного движения и безопасности дорожного движения;

наличие у них способности формировать свои учебные планы и программы в соответствии с действующими Государственным образовательными стандартами, современными международными требованиями и стандартами, а также навыков рационального использования современных форм, технологий и методов обучения, передовых достижений в области педагогики, информационно-коммуникационных и инновационной технологий;

наличие профессионального опыта и навыков организации учебного процесса (практических заданий, работы в малых группах, сложных дорожных ситуаций и других) по образовательным программам;

наличие не менее трехлетнего стажа работы в качестве преподавателя в образовательных учреждениях или академической степени бакалавра (магистра), либо не менее трехлетнего практического опыта работы в государственных организациях и учреждениях, а также хозяйственных объединениях в сфере эксплуатации автотранспортных средств, использования и их технологического обслуживания, навыков свободной работы в системах информационно-коммуникационных технологий;

обеспечение высокой эффективности образовательного процесса, развитие у слушателей инициативности, творческих способностей и стремления к самостоятельному образованию;

проведение научных, фундаментальных и практических исследований по актуальным проблемам правил дорожного движения, безопасности дорожного движения, управления транспортным потоком на дорогах, водительской культуры, в том числе культуры безопасного управления автомототранспортным средством, экологической культуры, культуры общения с пассажирами, безопасного выполнения перевозки пассажиров и багажа, наличие навыков разработки предложений по внедрению современных инновационных технологий в производстве.



ГЛАВА 8. ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ ВОДИТЕЛЕЙ

АВТОМОТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И СРЕДСТВ

ГОРОДСКОГО ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТРАНСПОРТА,

ПРОШЕДШИХ ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ


31. Лица (водители), управляющие автомототранспортным средством и прошедшие повышение квалификации, должны:

знать и понимать процессы и концепции в области правил дорожного движения, безопасности дорожного движения, управления транспортным потоком на дорогах, повышать водительскую культуру, в том числе культуру безопасного управления автомототранспортным средством, экологическую культуру, культуру общения с пассажирами, безопасного выполнения перевозки пассажиров и багажа;

обладать профессиональными навыками вождения автомототранспортных средств, знать основы осуществления профессиональной деятельности водителями;

владеть навыками культуры общения с пассажирами, общения с другими участниками дорожного движения и инспекторами по безопасности дорожного движения, а также организационно-коммуникационными способностями;

уметь принимать решения, способствующие повышению эффективности деятельности, на базе анализа статистических данных по дорожному движению;

иметь навыки активного использования в широком масштабе информационных технологий в профессиональной деятельности;

уметь безопасно и эффективно управлять автомототранспортными средствами;

оказывать всемерное содействие в организации обучения на основе рационального и эффективного использования современных технологий всеми лицами (водителями), управляющими автомототранспортными средствами.



ГЛАВА 9. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ВОДИТЕЛЕЙ

АВТОМОТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И СРЕДСТВ

ГОРОДСКОГО ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТРАНСПОРТА


32. В учебных организациях внутренний контроль осуществляется самими учебными организациями на основании утвержденных в установленном порядке инструкций.

Государственный и общественный контроль осуществляется уполномоченным государственным органом, государственным органом отраслевого управления, общественными организациями и потребителями кадров в установленном порядке.

Итоговый контроль осуществляется в форме итоговых экзаменов (тестовые испытания, письменный экзамен) по итогам учебных курсов.

Внешний контроль осуществляется Государственной инспекцией по надзору за качеством образования при Кабинете Министров Республики Узбекистан и Главным управлением по безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Республики Узбекистан.


33. Оценка деятельности в сфере образования, осуществляемой учебными организациями, осуществляется в соответствии с законодательством Республики Узбекистан в сфере образовательной деятельности.



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 6 июня 2018 г.


"Собрание постановлений Правительства Республики Узбекистан",

2018 г., N 5, ст. 133