Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Закон Республики Узбекистан от 31.08.1995 г. N 113-I "О карантине растений" (Новая редакция, утверждена Законом РУз от 09.07.2018 г. N ЗРУ-484)

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

31.08.1995 г.

N 113-I



О КАРАНТИНЕ РАСТЕНИЙ

                 

(Новая редакция)


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цель настоящего Закона

Целью настоящего Закона является регулирование отношений  в области карантина растений.



Статья 2. Законодательство о карантине растений

Законодательство о карантине растений состоит из настоящего Закона  и других актов законодательства.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о карантине растений, то применяются правила международного договора.



Статья 3. Основные понятия

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:


вредный организм - любой вид, раса или биотип растений, животных либо патогенных агентов, способный вредить растениям или растительным продуктам;


подкарантинная продукция - растения, их части, посевные материалы, продукция переработки, другая продукция и грузы, которые могут являться носителями объектов карантина растений;


карантинное разрешение - документ, удостоверяющий разрешение на ввоз в установленном порядке на территорию Республики Узбекистан или транзитную перевозку по ее территории подкарантинной продукции, выданный Агентством по карантину и защите растений при Министерстве сельского хозяйства Республики Узбекистан;

карантинные ограничения - фитосанитарные мероприятия, ограничивающие на определенный срок ввоз на территорию Республики Узбекистан, вывоз с территории Республики Узбекистан, перевозку и использование подкарантинной продукции с целью предотвращения распространения объектов карантина растений;


фитосанитарный сертификат - документ международного образца, удостоверяющий отсутствие объектов карантина растений в подкарантинной продукции;


фитосанитарные меры - процедуры, направленные на предотвращение интродукции или распространения объектов карантина растений либо на ограничение экономического воздействия регулируемых некарантинных вредных организмов (осмотр, анализ, контроль, борьба, запрет и другие);


анализ фитосанитарного риска - процесс оценки биологических, научных и экономических данных с целью определения объектов карантина растений и принятия по ним соразмерных фитосанитарных мер;


фумигация - обеззараживание объектов карантина растений и других вредных организмов газами химических средств в целях их уничтожения;


карантин растений - комплекс мероприятий, направленных на предупреждение проникновения, распространения и ликвидацию объектов карантина растений, которые могут нанести ущерб сельскому хозяйству и другому растительному миру;


объект карантина растений (карантинный вредный организм) - вредный организм, отсутствующий или ограниченно представленный на территории Республики Узбекистан, распространение которого может нанести значительный экономический ущерб и служащий объектом борьбы с карантинными вредными организмами;


носители объектов карантина растений - транспортные средства, сельскохозяйственные машины, орудия по обработке почвы, все виды тары, отдельные промышленные товары, упаковочные средства, а также изделия из растительных материалов, монолиты, образцы почв и (или) другие объекты, которые могут способствовать распространению объектов карантина растений.



Статья 4. Фитосанитарные требования

Фитосанитарные требования - документы, устанавливающие требования к подкарантинной продукции, ее ввозу, вывозу, производству, переработке, хранению, перевозке, реализации и уничтожению, являющиеся обязательными для исполнения органами государственного и хозяйственного управления, юридическими и физическими лицами.

Фитосанитарные требования утверждаются Агентством по карантину и защите растений при Министерстве сельского хозяйства Республики Узбекистан (далее - Агентство по карантину и защите растений).

Фитосанитарные требования подлежат обязательной правовой экспертизе в Министерстве юстиции Республики Узбекистан и постановке на учет после получения положительного заключения.

Фитосанитарные требования вступают в силу со дня их официального опубликования, если в самих актах не указан более поздний срок.



ГЛАВА 2. РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЛАСТИ

КАРАНТИНА РАСТЕНИЙ

Статья 5. Основные направления государственной

политики в области карантина растений

Основными направлениями государственной политики в области карантина растений являются:

разработка и реализация мероприятий в области карантина растений;

осуществление государственного контроля по карантину растений;

осуществление системы мероприятий по внешнему и внутреннему карантину растений;

обеспечение фитосанитарной безопасности в области карантина растений;

разработка системы проведения эффективного мониторинга в области карантина растений;

развитие международного сотрудничества в области карантина растений.



Статья 6. Полномочия Кабинета Министров

Республики Узбекистан в области карантина растений

Кабинет Министров Республики Узбекистан:

обеспечивает реализацию единой государственной политики в области карантина растений;

утверждает государственные программы в области карантина растений и осуществляет контроль за их выполнением;

координирует деятельность органов государственного и хозяйственного управления в области карантина растений;

определяет порядок выдачи документов в области карантина растений, в частности карантинного разрешения, акта о вскрытии транспортных единиц, акта карантинного досмотра, фитосанитарного сертификата, внутреннего фитосанитарного сертификата и фитосанитарного сертификата на реэкспорт;

определяет порядок осуществления мониторинга в области карантина растений;

определяет порядок проведения анализа фитосанитарного риска, объявления зон, свободных от вредных организмов, и зон с низкой численностью вредных организмов и отмены статуса таких зон;

объявляет территории Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента под карантином растений и устанавливает необходимые карантинные ограничения по представлению Главного государственного инспектора по карантину растений.

Кабинет Министров Республики Узбекистан может осуществлять  и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 7. Полномочия органов государственной власти

на местах в области карантина растений

Органы государственной власти на местах:

участвуют в реализации государственных программ в области карантина растений;

утверждают и реализуют территориальные программы в области карантина растений;

по представлениям государственных инспекторов по карантину растений объявляют соответствующие территории под карантином растений и устанавливают необходимые карантинные ограничения;

координируют деятельность территориальных подразделений органов государственного и хозяйственного управления при проведении мероприятий по карантину растений.

Органы государственной власти на местах могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 8. Участие органов самоуправления граждан,

негосударственных некоммерческих организаций и граждан

в проведении мероприятий по карантину растений

Органы самоуправления граждан:

участвуют в реализации государственных, территориальных и других программ в области карантина растений;

осуществляют общественный контроль в области карантина растений на соответствующей территории;

оказывают содействие государственным инспекторам по карантину растений в оповещении населения соответствующей территории о распространении объектов карантина растений.

Органы самоуправления граждан могут участвовать в проведении  и иных мероприятий в соответствии с законодательством.

Негосударственные некоммерческие организации и граждане могут оказывать необходимую помощь государственным и иным органам по защите территории Республики Узбекистан от проникновения или распространения объектов карантина растений (фитосанитарная безопасность).



ГЛАВА 3.

СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАРАНТИНУ И ЗАЩИТЕ РАСТЕНИЙ. РУКОВОДСТВО

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБОЙ ПО КАРАНТИНУ

И ЗАЩИТЕ РАСТЕНИЙ

Статья 9.

Система государственной службы

по карантину и защите растений

Систему государственной службы по карантину и защите растений составляют:

Агентство по карантину и защите растений;

Агентство по карантину и защите растений Республики Каракалпакстан, управления по карантину и защите растений областей и города Ташкента;

районные (городские) отделы по карантину и защите растений;

Научно-исследовательский институт по карантину и защите растений Агентства по карантину и защите растений (далее - Научно-исследовательский институт по карантину и защите растений);

Республиканский центр агрохимического анализа;

службы по борьбе с саранчой и тутовой огневкой в Республике Каракалпакстан и областях;

Республиканский центр "Биосифат";

пограничные пункты внешнеэкономической деятельности по карантину растений, межгосударственные пограничные пункты по карантину растений, пограничные пункты по карантину растений на внутриреспубликанских автомобильных дорогах, железнодорожных станциях, в аэропортах, речном порту и пункт по карантину растений на почтамте.

Агентство по карантину и защите растений является уполномоченным государственным органом по карантину и защите растений.

Агентство по карантину и защите растений подчиняется Министерству сельского хозяйства Республики Узбекистан.

Агентство по карантину и защите растений Республики Каракалпакстан, управления по карантину и защите растений областей и города Ташкента подчиняются Агентству по карантину и защите растений, а также соответственно Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента.

Государственные инспекторы по карантину растений районов и городов, пограничные пункты внешнеэкономической деятельности по карантину растений, межгосударственные пограничные пункты по карантину растений, пограничные пункты по карантину растений на внутриреспубликанских автомобильных дорогах, железнодорожных станциях, в аэропортах, речном порту и пункт по карантину растений на почтамте подчиняются соответственно Агентству по карантину и защите растений Республики Каракалпакстан, управлениям по карантину и защите растений областей и города Ташкента.



Статья 10.

Руководство государственной службой

по карантину и защите растений

Руководство государственной службой по карантину и защите растений Республики Узбекистан осуществляет Агентство по карантину и защите растений.

Руководство государственной службой по карантину и защите растений в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте осуществляют соответственно Агентство по карантину и защите растений Республики Каракалпакстан, управления по карантину и защите растений областей и города Ташкента.

Начальники Агентства по карантину и защите растений Республики Каракалпакстан, управлений по карантину и защите растений областей и города Ташкента назначаются и освобождаются от должности Агентством по карантину и защите растений по представлению соответственно Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента. Государственные инспекторы по карантину растений районов и городов назначаются и освобождаются от должности Агентством по карантину и защите растений Республики Каракалпакстан, управлениями по карантину и защите растений областей и города Ташкента.

Государственную службу по карантину и защите растений в пограничных пунктах внешнеэкономической деятельности по карантину растений, межгосударственных пограничных пунктах по карантину растений, пограничных пунктах по карантину растений на внутриреспубликанских автомобильных дорогах, железнодорожных станциях, в аэропортах, речном порту и пункте по карантину растений на почтамте возглавляют заведующие соответствующими пограничными пунктами карантина растений, назначаемые и освобождаемые от должности Агентством по карантину и защите растений.



Статья 11.

Полномочия Агентства по карантину

и защите растений

Агентство по карантину и защите растений:

участвует в разработке и реализации государственных, территориальных и других программ в области карантина растений;

осуществляет государственный контроль за своевременным выполнением программ и мероприятий по карантину растений, несет ответственность за своевременное проведение этих программ и мероприятий на территории Республики Узбекистан;

принимает в пределах своей компетенции приказы, утверждает  в установленном порядке инструкции, правила карантина растений  и фитосанитарные требования, которые являются обязательными для исполнения юридическими и физическими лицами, и доводит их до сведения организаций и населения;

устанавливает правила карантина растений при ввозе подкарантинной продукции, рассматривает включение в международные торговые контракты (договоры) требований, обеспечивающих предотвращение проникновения  на территорию Республики Узбекистан и распространения объектов карантина растений, а также выдает заключения;

по согласованию с Кабинетом Министров Республики Узбекистан утверждает Перечень вредных организмов, имеющих карантинное значение для Республики Узбекистан;

утверждает Перечень запрещенных к ввозу на территорию Республики Узбекистан посевных материалов, подкарантинной продукции и территорий их распространения;

утверждает Перечень подкарантинной продукции, запрещенной к вывозу с территории Республики Узбекистан;

утверждает фитосанитарные требования;

утверждает положения о пограничных пунктах внешнеэкономической деятельности по карантину растений, межгосударственных пограничных пунктах по карантину растений, пограничных пунктах по карантину растений на внутриреспубликанских автомобильных дорогах, железнодорожных станциях, в аэропортах, речном порту и пункте по карантину растений на почтамте, а также об отделах обеззараживания (фумигации), службах по борьбе с саранчой и тутовой огневкой;

выдает карантинное разрешение;

осуществляет международное сотрудничество в области карантина растений, защищает интересы Республики Узбекистан по карантину растений в международных организациях;

создает отделы обеззараживания (фумигации), оказывает услуги подсобным, фермерским и дехканским хозяйствам, лесным хозяйствам, а также другим юридическим и физическим лицам в проведении борьбы с объектами карантина растений;

проводит карантинную проверку и лабораторную экспертизу отправляемых на экспорт и завозимых на территорию Республики Узбекистан из зарубежных стран подкарантинной продукции и носителей объектов карантина растений;

устанавливает карантинное районирование и микрорайонирование территорий Республики Узбекистан;

организует работу по пропаганде и широкому внедрению в производство достижений науки и передового опыта, инновационных методов, средств и способов борьбы с карантинными вредителями, болезнями растений и сорняками, распространению среди населения знаний об объектах карантина растений;

вносит в Кабинет Министров Республики Узбекистан, органы государственной власти на местах представления о наложении (снятии) карантина на соответствующей территории;

утверждает по согласованию с Кабинетом Министров Республики Узбекистан ежегодные программы и планы мероприятий по карантину растений, применению карантинных ограничений;

вносит в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения о пересмотре Перечня вредных организмов, имеющих карантинное значение для Республики Узбекистан;

проводит анализ фитосанитарного риска;

разрабатывает и применяет фитосанитарные меры;

определяет зоны, свободные от вредных организмов, и зоны с низкой численностью объекта карантина растений, по мере необходимости отменяет статус таких зон;

применяет экстренные меры в случае выявления вредного организма, представляющего потенциальную опасность для территории Республики Узбекистан, или в случае сообщений о таких выявлениях;

ведет надзор за предотвращением завоза на территорию Республики Узбекистан вредных организмов в подкарантинной продукции, а также посадочном материале, не имеющих карантинного значения, использование которых может привести к значительному экономическому ущербу и в связи с этим подлежащих принятию фитосанитарных мер;

предоставляет обоснование по применяемым фитосанитарным мерам (на основе научных принципов и результатов анализа фитосанитарного риска и международных стандартов по фитосанитарным мерам);

информирует уполномоченный орган по карантину и защите растений иностранного государства о случаях несоблюдения фитосанитарных требований, предъявляемых к подкарантинной продукции, экспортируемой или реэкспортируемой в Республику Узбекистан;

информирует уполномоченный орган импортирующей страны о результатах проверки претензий страны-импортера в отношении подкарантинной продукции, экспортированной из Республики Узбекистан;

разрабатывает программы по ликвидации объекта карантина растений и локализации очага его распространения на уровне Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента и вносит их на утверждение Кабинета Министров Республики Узбекистан;

определяет страну, из которой ввозится подкарантинная продукция на территорию Республики Узбекистан;

доводит до сведения уполномоченного органа по карантину и защите растений иностранного государства, международных и региональных организаций, членом которых является Республика Узбекистан, Секретаря Комиссии по фитосанитарным мерам в рамках Продовольственной и сельскохозяйственной организации Организации Объединенных Наций информацию о Перечне вредных организмов, имеющих карантинное значение для Республики Узбекистан, принятых фитосанитарных и экстренных мерах.

Агентство по карантину и защите растений может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.


Статья 12.

Полномочия Агентства по карантину

и защите растений Республики Каракалпакстан,

управлений по карантину и защите растений

областей и города Ташкента

Агентство по карантину и защите растений Республики Каракалпакстан, управления по карантину и защите растений областей и города Ташкента:

организуют проведение контрольных обследований мест расположения пунктов хранения, переработки, реализации, приемки подкарантинной продукции и прилегающих к ним территорий, земель сельскохозяйственного назначения, лесного фонда, охраняемых природных территорий с целью своевременного выявления объектов карантина растений;

принимают неотложные меры по локализации и ликвидации выявленных очагов заражения, а также выявлению и перекрытию каналов заноса объектов карантина растений;

выдают фитосанитарный сертификат, внутренний фитосанитарный сертификат, фитосанитарный сертификат на реэкспорт, акт о вскрытии транспортных единиц и акт карантинного досмотра;

осуществляют контроль за оздоровлением и обеззараживанием подкарантинной продукции, а также обеззараживанием транспортных средств, прибывающих в Республику Узбекистан из зарубежных стран;

направляют в Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента представления об объявлении (снятии) под карантином растений соответствующей территории, применении необходимых карантинных ограничений;

разрабатывают программы по ликвидации объекта карантина растений и локализации очага его распространения на уровне районов и городов и вносит их на утверждение Председателю Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимам областей и города Ташкента;

осуществляет меры по предотвращению повторного заражения и обеспечению соответствия подкарантинной продукции, отгружаемой на экспорт, оформленным фитосанитарным сертификатам.

Агентство по карантину и защите растений Республики Каракалпакстан, управления по карантину и защите растений областей и города Ташкента могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.


Статья 13.

Научно-исследовательский институт

по карантину и защите растений

Научное обеспечение государственной службы по карантину растений осуществляет Научно-исследовательский институт по карантину и защите растений.

Научно-исследовательский институт по карантину и защите растений ведет научные исследования  по изучению биоэкологических свойств объектов карантина растений  и методов борьбы с ними.

Научно-исследовательский институт по карантину и защите растений обеспечивает повышение профессиональных знаний и квалификации работников сферы по борьбе  с объектами карантина растений, распространение знаний об объектах карантина растений среди населения.


Статья 14. Пункты карантина растений на Государственной

границе Республики Узбекистан

Проверка подкарантинной продукции, ввозимой на таможенную территорию Республики Узбекистан (в том числе транзитные грузы), производится государственными инспекторами по карантину растений  в пограничных пунктах по карантину растений.

Пограничный пункт по карантину растений организуется  в государственном пограничном пункте Республики Узбекистан, внутренних межтерриториальных пограничных пунктах и обеспечивается за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан помещениями, средствами для проведения проверок и отбора образцов, проведения фитосанитарной экспертизы и фумигации, средствами связи и доступом  к сети Интернет.

В случае обнаружения государственным инспектором по карантину растений поддельности фитосанитарного сертификата, несоответствия установленным требованиям или подозрения о наличии в подкарантинной продукции объектов карантина растений эта подкарантинная продукция задерживается на соответствующем пограничном пункте по карантину растений, о чем сообщается Агентству по карантину и защите растений.


Статья 15. Государственные инспекторы по карантину растений

Генеральный директор Агентства по карантину и защите растений является Главным государственным инспектором по карантину растений Республики Узбекистан, его первый заместитель, заместитель и директор Научно-исследовательского института по карантину и защите растений - заместителями Главного государственного инспектора по карантину растений Республики Узбекистан.

Начальники Агентства по карантину и защите растений Республики Каракалпакстан, управлений по карантину и защите растений областей и города Ташкента являются главными государственными инспекторами по карантину растений Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента.

Государственные инспекторы по карантину растений и агрономы-энтомологи районов и городов осуществляют свою деятельность на соответствующей территории.

Агрономы Агентства по карантину и защите растений, Агентства по карантину и защите растений Республики Каракалпакстан, управлений по карантину и защите растений областей и города Ташкента, районных (городских) отделов по карантину и защите растений, заведующие и агрономы пограничных пунктов внешнеэкономической деятельности по карантину растений, межгосударственных пограничных пунктов по карантину растений, пограничных пунктов по карантину растений на внутриреспубликанских автомобильных дорогах, железнодорожных станциях, в аэропортах, речном порту, а также пункта по карантину растений на почтамте, начальники отделов обеззараживания (фумигации), служб по борьбе с саранчой и тутовой огневкой Республики Каракалпакстан и областей являются государственными инспекторами по карантину растений.



Статья 16. Права государственных инспекторов

по карантину растений

Государственные инспекторы по карантину растений в пределах своих полномочий вправе:

беспрепятственно проходить на территорию органов государственного и хозяйственного управления, юридических и физических лиц, занимающихся возделыванием, заготовкой, хранением, транспортировкой, переработкой и реализацией подкарантинной продукции;

вносить обязательные для выполнения представления по устранению  и предотвращению нарушений правил карантина растений и фитосанитарных требований;

отбирать образцы подкарантинной продукции для проведения лабораторных проверок и соответствующей экспертизы;

при обнаружении объектов карантина растений устанавливать карантинные ограничения в соответствии с правилами карантина растений, задерживать, изымать или возвращать ввезенную подкарантинную продукцию;

требовать от таможенных органов, администраций железнодорожных станций, автовокзалов (автостанций), аэропортов, речных портов (пристаней), почтамтов, дехканских рынков и других организаций сведения  о прибывающих и отправляемых грузах, на которые распространяются мероприятия по карантину растений в соответствии со статьей 20 настоящего Закона;

в случае необходимости требовать представления от владельцев грузов подсобных рабочих, служебных помещений и вспомогательных материалов для проведения работ по осмотру и обеззараживанию подкарантинной продукции.

Государственные инспекторы по карантину растений могут иметь и иные права в соответствии с законодательством.



Статья 17. Обязанности государственных инспекторов

по карантину растений

Государственные инспекторы по карантину растений обязаны:

принять необходимые меры по предотвращению проникновения объектов карантина растений на территорию, свободную от объектов карантина растений;

организовать проведение лабораторных и других исследований с целью диагностики объектов карантина растений;

оповещать соответствующие органы и организации о сложившейся карантинной обстановке на приграничных территориях, в сопредельных государствах, осуществлять мероприятия по карантину растений и выдавать необходимые рекомендации;

направлять органам государственного и хозяйственного управления, юридическим и физическим лицам представления о выполнении необходимых фитосанитарных требований;

осуществлять надзор над зонами, свободными от объектов карантина растений, и зонами с низкой численностью объектов карантина растений;

при выявлении фактов несоответствия правилам карантина растений и нарушения фитосанитарных требований налагать запрет на использование железнодорожных вагонов, пароходов, самолетов и других транспортных средств.

Государственные инспекторы по карантину растений могут нести и иные обязанности в соответствии с законодательством.



ГЛАВА 4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ОРГАНОВ

ГОСУДАРСТВЕННОГО И ХОЗЯЙСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ,

ЮРИДИЧЕСКИХ И ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В ОБЛАСТИ

КАРАНТИНА РАСТЕНИЙ

Статья 18. Права органов государственного и хозяйственного

управления, юридических и физических лиц в области

карантина растений

Органы государственного и хозяйственного управления, юридические и физические лица, занимающиеся производством, заготовкой, хранением, транспортировкой, переработкой и реализацией подкарантинной продукции, имеют право:

разрабатывать в необходимых случаях совместно с представителями государственной службы по карантину и защите растений комплекс мероприятий, обеспечивающих безусловное выполнение правил карантина растений и фитосанитарных требований;

требовать от государственной службы по карантину и защите растений проведения контрольных обследований мест расположения пунктов хранения, переработки, реализации и приемки подкарантинной продукции, прилегающих к ним территорий, земель сельскохозяйственного назначения, лесного фонда и охраняемых природных территорий для выявления объектов карантина растений;

вносить предложения государственной службе по карантину и защите растений и органам государственной власти на местах по снятию карантинных ограничений после полной ликвидации объектов карантина растений.

Органы государственного и хозяйственного управления, юридические и физические лица, занимающиеся производством, заготовкой, хранением, транспортировкой, переработкой и реализацией подкарантинной продукции, могут иметь и иные права в соответствии с законодательством.



Статья 19. Обязанности органов государственного

и хозяйственного управления, юридических и физических

лиц в области карантина растений

Органы государственного и хозяйственного управления, юридические и физические лица, занимающиеся производством, заготовкой, хранением, транспортировкой, переработкой и реализацией подкарантинной продукции, обязаны:

проводить под контролем государственной службы по карантину и защите растений работу по обследованию (осмотру) и борьбе с объектами карантина растений, а также мероприятия по предупреждению их распространения;

не принимать подкарантинную продукцию, не получившую  в установленном порядке карантинное разрешение и (или) внутренний фитосанитарный сертификат;

соблюдать правила карантина растений при ввозе подкарантинной продукции из зарубежных стран и с территорий Республики Узбекистан, объявленных под карантином растений;

осуществлять профилактические фумигационные работы в установленном порядке на складах, где хранятся соответствующие грузы, не реже одного раза в год.

Органы государственного и хозяйственного управления, юридические и физические лица, занимающиеся производством, заготовкой, хранением, транспортировкой, переработкой и реализацией подкарантинной продукции, могут нести и иные обязанности в соответствии с законодательством.

Юридические и физические лица, занимающиеся возделыванием сельскохозяйственных, лекарственных растений, деревьев и кустарников, селекцией новых сортов растений, обязаны проводить систематические наблюдения за посевами и насаждениями с целью своевременного выявления объектов карантина растений, а при их обнаружении немедленно известить об этом органы государственной власти на местах, государственную службу по карантину и защите растений, а также принять меры по ликвидации выявленных объектов карантина растений.


ГЛАВА 5. МЕРОПРИЯТИЯ ПО КАРАНТИНУ

РАСТЕНИЙИ ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ

Статья 20. Мероприятия по карантину растений

Целью мероприятий по карантину растений является предотвращение, ограничение и устранение опасности нанесения вреда в результате проникновения объектов карантина растений из зарубежных стран, а также с территории Республики Узбекистан, где распространены объекты карантина растений, на территорию Республики Узбекистан, свободную от объектов карантина растений.

Мероприятия по карантину растений распространяются на:

растительный мир, существующий в природных условиях, сельское хозяйство, леса, лекарственные, декоративные растения, в том числе их семена, саженцы и их части (черенки, луковицы, клубни, плоды и другие), а также другую растительную продукцию, которая может быть переносчиком объектов карантина растений;

живые грибы, бактерии, вирусы, нематоды, клещи, насекомые;

коллекции насекомых, возбудителей болезней растений и образцы наносимых ими повреждений, а также гербарии и коллекции семян;

растения, сельскохозяйственные машины, орудия обработки почвы, все виды тары, отдельные промышленные товары, упаковочные средства, а также изделия из растительных материалов, монолиты, образцы почв, транспортные средства и другие носители объектов карантина растений, прибывающие из зарубежных стран и с территорий Республики Узбекистан, объявленных под карантином растений;

территории и помещения предприятий и организаций, возделывающих, заготавливающих, складирующих, перерабатывающих и реализующих растительную продукцию, земли сельскохозяйственного назначения и лесного фонда, земельные участки юридических и физических лиц, а также земли несельскохозяйственного пользования (дороги, места вокруг линии электропередачи и другие) и приграничные территории государства.



Статья 20-1. Фитосанитарные меры

Фитосанитарные меры принимаются Агентством по карантину и защите растений на основе научных принципов и результатов анализа фитосанитарного риска и международных стандартов по фитосанитарным мерам.

Фитосанитарные меры подлежат пересмотру и обновлению по мере появления новых научно-технических разработок и обоснований.

Агентство по карантину и защите растений в течение двадцати четырех часов объявляет о принятии, применении, снятии фитосанитарных мер и уведомляет об этом непосредственно соответствующие уполномоченные органы иностранных государств.

В целях предотвращения распространения нового вредного организма, выявленного при ввозе в Республику Узбекистан подкарантинной продукции, Агентством по карантину и защите растений принимаются и применяются экстренные временные фитосанитарные меры до осуществления оценки фитосанитарного риска.



Статья 21. Порядок установления и снятия карантина

В случаях выявления объектов карантина растений решениями органов государственной власти на местах по представлению государственного инспектора по карантину растений района (города) земельные участки фермерских и дехканских хозяйств, лесных хозяйств и других юридических и физических лиц, железнодорожные станции, аэропорты, речные порты, городки, поселки, кишлаки, аулы, а также прилегающие к ним территории объявляются под карантином растений или в них устанавливаются необходимые карантинные ограничения.

Объявление районов и городов под карантином растений или установление карантинных ограничений производится решениями Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента по представлению соответствующих главных государственных инспекторов по карантину растений.

Объявление территорий Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента под карантином растений или установление карантинного ограничения производится постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан по представлению Главного государственного инспектора по карантину растений Республики Узбекистан.

На территории, объявленной под карантином растений, не допускается распространение очага карантина растений, на прилегающих территориях проводятся мероприятия по карантину растений, направленные на предотвращение распространения и ликвидацию объектов карантина растений.

Условия вывоза подкарантинной продукции с территорий, на которых установлены карантинные ограничения, и их использования определяются на основе правил карантина растений и фитосанитарных требований, за исключением зараженной продукции.

Условия использования зараженной продукции определяются государственными инспекторами по карантину растений в соответствии с правилами карантина растений.

Карантинные ограничения, установленные на территории, снимаются после проведения необходимых мероприятий по карантину растений и полной ликвидации объектов карантина растений решениями Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента, установивших эти ограничения, по представлениям соответствующих главных государственных инспекторов по карантину растений или постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан по представлению Главного государственного инспектора по карантину растений Республики Узбекистан.



Статья 21-1. Программа по ликвидации объекта карантина

растений и локализации очага его распространения

Программа по ликвидации объекта карантина растений и локализации очага его распространения разрабатывается Агентством по карантину и защите растений при выявлении нового вредного организма на основании анализа фитосанитарного риска, биологических особенностей объекта карантина растений и обстоятельств его выявления, географических особенностей, факторов сезонного характера и утверждается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Программа по ликвидации объекта карантина растений и локализации очага его распространения на уровне районов и городов утверждается Председателем Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимами областей и города Ташкента по представлению соответствующих главных государственных инспекторов по карантину растений.

Программа по ликвидации объекта карантина растений и локализации очага его распространения на уровне Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента утверждается Кабинетом Министров Республики Узбекистан по представлению Главного государственного инспектора по карантину растений Республики Узбекистан.



Статья 22. Фитосанитарный полевой контроль

и его организация

Фитосанитарный полевой контроль осуществляется в целях обеспечения фитосанитарной чистоты растений и растительной продукции, определения наличия или отсутствия в них объектов карантина растений.

Фитосанитарный полевой контроль осуществляется государственными инспекторами по карантину растений.

После проведения фитосанитарного полевого контроля составляется акт и определяются необходимые для осуществления мероприятия.



Статья 23. Лабораторные проверки в области

карантина растений

Лабораторные проверки в области карантина растений представляют собой исследования частей и (или) образцов подкарантинной продукции в целях определения их зараженности, наличия или отсутствия объектов карантина растений и проводятся в аккредитованных лабораториях в соответствии с законодательством.

Лабораторные проверки в области карантина растений проводятся с целью:

установления соответствия подкарантинной продукции правилам карантина растений и фитосанитарным требованиям;

ведения мониторинга в области карантина растений на территории Республики Узбекистан;

анализа фитосанитарного риска;

выдачи фитосанитарного сертификата;

выдачи карантинного разрешения;

проведения научных изысканий.

Лабораторные проверки в области карантина растений могут проводиться и в иных целях в соответствии с законодательством.



Статья 24. Фумигация подкарантинной продукции

При ввозе подкарантинной продукции, перевозке на территории Республики Узбекистан, ее вывозе фумигационные работы на транспортных средствах и пустых складах производятся только отделами обеззараживания (фумигации) с оформлением по их итогам акта об обеззараживании.



Статья 25. Ведение мониторинга в области карантина растений

Ведение мониторинга в области карантина растений на территории Республики Узбекистан представляет собой систему выявления, наблюдения, анализа, оценки и прогноза распространения объектов карантина растений.

Мониторинг в области карантина растений осуществляется в целях:

выявления и оценки факторов, способствующих проникновению  на территорию Республики Узбекистан объектов карантина растений, распространению и влиянию на биоэкологические свойства;

выявления путей проникновения на территорию Республики Узбекистан и территорий распространения объектов карантина растений;

определения очагов объектов карантина растений;

разработки мер, необходимых для борьбы с объектами карантина растений;

выявления и анализа фитосанитарного риска.

Мониторинг в области карантина растений осуществляется государственной службой по карантину и защите растений в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан.


ГЛАВА 6. ОТКРЫТОСТЬ ИНФОРМАЦИИ

В ОБЛАСТИ КАРАНТИНА РАСТЕНИЙ

Статья 26. Доступ к информации

Нормативно-правовые акты, нормативные документы в области технического регулирования в области карантина растений, в том числе результаты анализа фитосанитарного риска, фитосанитарные требования, фитосанитарные меры, перечень пограничных пунктов по карантину растений, через которые осуществляется ввоз подкарантинной продукции, а также сведения о подкарантинных территориях, мероприятиях, проводимых государственной службой по карантину и защите растений, и другая информация в области карантина растений публикуются в средствах массовой информации и на официальном веб-сайте Агентства по карантину и защите растений.



Статья 27. Национальный доклад о фитосанитарном

состоянии территории Республики Узбекистан

Агентство по карантину и защите растений подготавливает  и представляет в Кабинет Министров Республики Узбекистан Национальный доклад о фитосанитарном состоянии территории Республики Узбекистан.

Информация о Национальном докладе о фитосанитарном состоянии территории Республики Узбекистан подлежит опубликованию на официальном веб-сайте Агентства по карантину и защите растений по согласованию с Кабинетом Министров Республики Узбекистан.


ГЛАВА 7. ВВОЗ И ВЫВОЗ

ПОДКАРАНТИННОЙ ПРОДУКЦИИ

Статья 28. Требования к ввозимой, вывозимой

и перевозимой транзитом подкарантинной продукции

Подкарантинная продукция, ввозимая, вывозимая и перевозимая транзитом, должна быть свободной от объектов карантина растений, и каждая ее партия сопровождаться оригиналами фитосанитарных сертификатов.

При ввозе, вывозе и перевозке транзитом подкарантинной продукции должны соблюдаться правила карантина растений и фитосанитарные требования.



Статья 29. Ввоз подкарантинной продукции

Ввоз подкарантинной продукции допускается при наличии карантинного разрешения, фитосанитарного сертификата или свидетельства, выдаваемого государственными органами по карантину и защите растений страны-экспортера.

Ввоз подкарантинной продукции из зарубежных стран, не имеющих государственных органов по карантину и защите растений, допускается при наличии карантинного разрешения, выдаваемого Агентством по карантину и защите растений отдельно на каждую партию подкарантинной продукции.

Органы государственного и хозяйственного управления, юридические и физические лица при ввозе подкарантинной продукции обязаны:

включать в торговые договоры (контракты) на поставку подкарантинной продукции в Республику Узбекистан или транзитную перевозку через ее территорию фитосанитарные требования, обеспечивающие предотвращение проникновения на территорию Республики Узбекистан объектов карантина растений;

предусматривать при закупке в зарубежных странах подкарантинной продукции направление, в случае необходимости специалистов по карантину растений для изучения фитосанитарного состояния подкарантинной продукции в этих странах.

Ввозимая подкарантинная продукция подлежит обязательной проверке в пограничных пунктах по карантину растений государственными инспекторами по карантину растений.

Пограничные пункты по карантину растений, через которые осуществляется ввоз подкарантинной продукции, определяются Агентством по карантину и защите растений.

В случае возникновения угрозы проникновения и распространения объектов карантина растений из сопредельных государств на территорию Республики Узбекистан по решению компетентных органов граница  на угрожаемых участках временно закрывается.

Запрещается ввоз подкарантинной продукции, в которой обнаружены объекты карантина растений, за исключением их образцов, ввозимых для научных целей.

Запрещается пересылка в почтовых и курьерских отправлениях из зарубежных стран в адрес граждан, проживающих в Республике Узбекистан, в том числе провоз в багаже и ручной клади подкарантинной продукции с высоким фитосанитарным риском, включая посадочный материал для посадки, прививания, размножения, в частности саженцы, корни, листья, черенки, семена, клубни, луковицы, корневища или их части. Пропуск отдельных плодов,  свежих фруктов и овощей, не зараженных объектами карантина растений, в ручной клади пассажиров разрешается государственным инспектором по карантину растений. В том случае, если семена, растения или посадочный материал, представляющие особую ценность, следуют в адреса научно-исследовательских учреждений, они должны быть направлены по заключению государственного инспектора по карантину растений для проверки в интродукционно-карантинный питомник.

Ввоз в багаже и пересылка по почте подкарантинной продукции из зарубежных стран, ее перевозка внутри страны и пользование дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями и торговыми представительствами, аккредитованными в Республике Узбекистан, производится в соответствии с правилами карантина растений.

В случае обнаружения объектов карантина растений в ввезенной подкарантинной продукции в установленном порядке в течение суток она подлежит обязательной фумигации или обеззараживается иным способом, очищается от сорняков, в целях выявления скрытых повреждений и оздоровления их сажают в оранжереях и карантинных питомниках согласно правилам карантина растений. Этот растительный материал технически обрабатывается или используется в районах, территория которых свободна от угрозы распространения объектов карантина растений. Выявление скрытого заражения может быть осуществлено в отдельных случаях на основе лабораторной проверки.

Все расходы, связанные с обеззараживанием ввезенной подкарантинной продукции, включая использование рабочей силы, транспорта, помещений и вспомогательных материалов, производятся за счет соответствующих грузополучателей или отправителей подкарантинной продукции.

Транзитные грузы, содержащие подкарантинную продукцию, подлежат проверке государственной службой по карантину и защите растений. В случае обнаружения объектов карантина растений эти грузы должны быть задержаны, обеззаражены или возвращены стране-экспортеру.


Статья 30. Вывоз подкарантинной продукции

Подкарантинная продукция, вывозимая из Республики Узбекистан, должна соответствовать правилам карантина растений, фитосанитарным требованиям, а также положениям международных договоров Республики Узбекистан в области карантина растений и не должна быть включена в Перечень подкарантинной продукции, запрещенной к вывозу с территории Республики Узбекистан.

Каждая партия подкарантинной продукции должна сопровождаться фитосанитарным сертификатом установленного образца.


ГЛАВА 8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 31. Международное сотрудничество

в области карантина растений

Международное сотрудничество в области карантина растений осуществляется в соответствии с международными договорами и законодательством Республики Узбекистан.



Статья 32.

Финансирование системы государственной

службы по карантину и защите растений

Система государственной службы по карантину и защите растений финансируется за счет Государственного бюджета Республики Узбекистан и других источников, не запрещенных законодательством.

Ежегодно из Государственного бюджета Республики Узбекистан выделяются средства для борьбы с объектами карантина растений и обеспечения фитосанитарной безопасности.

Доходы от платных услуг, оказываемых в области карантина растений, расходуются на стимулирование работников системы государственной службы по карантину и защите растений, развитие ее материально-технической базы и покрытие других затрат, связанных с деятельностью государственной службы по карантину и защите растений.

Все расходы государственной службы по карантину и защите растений, связанные с проверкой и осмотром ввозимой, вывозимой и перевозимой транзитом подкарантинной продукции, а также оформлением необходимых документов, покрываются за счет средств соответствующих юридических и физических лиц.


Статья 33. Разрешение споров

Споры в области карантина растений разрешаются в порядке, установленном законодательством.



Статья 34. Ответственность за нарушение

законодательства о карантине растений

Лица, виновные в нарушении законодательства о карантине растений, несут ответственность в установленном порядке.



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 10 июля 2018 г.


"Народное слово", 10 июля 2018 г.


"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

9 июля 2018 г., N 27, ст. 538


"Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан",

2018 г., N 7, ст. 429