Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 17.07.2018 г. N 543 "О практических мерах по дальнейшему совершенствованию системы социально-бытового обеспечения и трудоустройства лиц, освободившихся из мест лишения свободы"

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

КАБИНЕТА МИНИСТРОВ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

17.07.2018 г.

N 543



О ПРАКТИЧЕСКИХ МЕРАХ

ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОГО

ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ТРУДОУСТРОЙСТВА ЛИЦ,

ОСВОБОДИВШИХСЯ  ИЗ  МЕСТ

ЛИШЕНИЯ  СВОБОДЫ


В целях дальнейшего совершенствования системы социально-бытового обеспечения и трудоустройства лиц, освободившихся из мест лишения свободы, повышения эффективности профилактических и иных мер по оказанию помощи указанным лицам, а также реализации задач, определенных Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, Кабинет Министров ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Утвердить "Дорожную карту" по совершенствованию системы реабилитации и социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, на 2018-2022 годы согласно приложению.


2. Основными направлениями и задачами совершенствования системы социально-бытового обеспечения и трудоустройства лиц, освободившихся из мест лишения свободы, определить:

совершенствование институциональных и организационно-правовых основ деятельности структур, ответственных за социальную адаптацию лиц, освободившихся из мест лишения свободы, четкое разграничение их задач, функций и полномочий;

социальную адаптацию лиц, освободившихся из мест лишения свободы, в том числе повышение качества и уровня их жизни;

формирование системы мониторинга состояния психологической и социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы;

развитие социального партнерства между государственными органами и институтами гражданского общества в рамках проведения работ в сфере социальной адаптации и реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы;

развитие государственно-частного партнерства между государственными органами и субъектами предпринимательства, предусмотрев широкое привлечение представителей частного сектора с предоставлением им соответствующих льгот, в процесс реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы;

подготовку, прогнозирование и планирование деятельности по психологическому, социально-бытовому обеспечению и трудоустройству лиц, освободившихся из мест лишения свободы;

принятие действенных мер по уменьшению количества рецидивных и повторных преступлений, усиление эффективности ранней профилактики правонарушений.


3. Создать на базе центров социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы и снятых с учета спецкомендатур, центры реабилитации и социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, (далее - центр) с возложением на них следующих задач:

организация и обеспечение социальной защиты лиц, освобожденных из мест лишения свободы, первичное удовлетворение их базовых потребностей посредством выдачи в установленном порядке разовых единовременных пособий для обеспечения одеждой, питанием и платой за жилье;

содействие в обеспечении приемлемых социально-бытовых условий, получении помощи профильных специалистов (психологов, медиков, юристов и т.д.) и направления при необходимости на лечение, в дома престарелых и лиц с инвалидностью;

оказание помощи в реабилитации, решении жилищно-бытовых и иных социально-бытовых проблем, получении льгот, предусмотренных законодательством.

Центры совместно со специальными комиссиями при Совете Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятах по оказанию помощи в социально-бытовой сфере и в устройстве на работу лицам, освободившихся из мест лишения свободы, органами внутренних дел и самоуправления граждан разрабатывают и утверждают индивидуальные программы социально-правовой помощи лицам, освободившимся из учреждений исполнения наказания, а также ежемесячно изучают исполнение индивидуальных программ предоставления социально-правовой помощи данной категории лиц по решению суда, в том числе с выездом на места.


4. Установить порядок, в соответствии с которым в учреждениях по исполнению наказаний, начиная с 1 января 2019 года:

внедряется единая комплексная система воспитательных работ, направленная на организацию системного изучения и изменение сознания осужденных с целью их полноценной ресоциализации;

разрабатываются и утверждаются индивидуальные адресные программы по исправлению осужденных, привитию им законопослушания, оказанию помощи в становлении в качестве социально активного члена общества;

оказание помощи осужденным в вопросах документирования (восстановление личных документов, паспортизация), пенсионного страхования, оформления трудовых книжек осуществляется до освобождения этих лиц из учреждений по исполнению наказания;

воспитательная работа с осужденными проводится с учетом разделения осужденных на категории:

а) не вставшие на путь исправления - за ними закрепляются воспитатели и проводятся мероприятия, направленные на улучшение морального облика, призывающие к раскаянию в совершенном преступлении и соблюдению законопослушного образа жизни;

б) вставшие на путь исправления - в отношении них проводятся мероприятия, направленные на полную социализацию с целью привития навыков самостоятельного труда и развития социально активной жизненной позиции;

проведение воспитательной работы осуществляется в три этапа:

а) предварительное изучение осужденного на этапе поступления в учреждение по исполнению наказания с определением его психологического портрета, предрасположенности к исправлению;

б) проведение мероприятий по изменению сознания осужденных, побуждение в них чувства раскаяния в совершенном преступлении;

в) организация профессионального обучения осужденных востребованным профессиям и специальностям, выдача соответствующего документа по окончании обучения и последующее трудоустройство;

изучение качества ресоциализации осужденных лиц осуществляется в течение одного года после его освобождения из учреждений по исполнению наказания.


5. Поддержать предложение Министерства внутренних дел и Союза молодежи Узбекистана, а также Республиканского совета по координации деятельности органов самоуправления граждан о возложении на комиссии по делам несовершеннолетних, молодежи и спорта при сходе граждан задачи по осуществлению действенных мер по реабилитации и трудоустройству несовершеннолетних лиц, освободившихся из мест лишения свободы, в тесном сотрудничестве с первичными организациями Союза молодежи Узбекистана, Комитета женщин Узбекистана, Центра содействия занятости населения, а также представителями районных хокимиятов, образовательных учреждений и других.


6. Министерству внутренних дел Республики Узбекистан обеспечить:

в трехмесячный срок разработку совместно с Министерством занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан, другими заинтересованными министерствами и ведомствами и утвердить программу межведомственного сотрудничества между органами внутренних дел, занятости и трудовых отношений, здравоохранения и центрами;

на базе учреждений по исполнению наказания, в том числе с привлечением хозяйствующих субъектов, предусмотрев задействование возможностей государственно-частного партнерства профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации осужденных по специальностям, востребованным на рынке труда, до их освобождения, выдачей соответствующего документа о полученной специальности;

ежегодно до 1 июля представление органам государственной власти на местах и по труду прогноз на предстоящий календарный год о количестве лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, с указанием их профессий и специальностей.


7. Министерствам и ведомствам в трехмесячный срок привести принятые ими нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.


8. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан - председателя правления АО "Узбекистон темир йуллари" Раматова А.Ж. и министра внутренних дел Республики Узбекистан Бобожонова П.Р.



Премьер-министр

Республики Узбекистан                                                        А. Арипов






ПРИЛОЖЕНИЕ

к Постановлению КМ РУз

от 17.07.2018 г. N 543



"ДОРОЖНАЯ КАРТА"

по совершенствованию системы реабилитации

и социальной адаптации лиц, освобожденных

из мест лишения свободы на 2018-2022 годы


     

     

N

     

     

Наименование

мероприятий

          

        

Механизм

реализации

      

       

Срок

исполнения

       

       

Ответственные

за исполнение

             

      

I. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВЫХ ОСНОВ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЦ,

ОСВОБОДИВШИХСЯ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

          

1

Совершенствование деятельности специализированных структур, оказывающих содействие в ресоциализации лиц, отбывших наказание в виде ограничения или лишения свободы.


Разработка проекта постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан, предусматривающего:

утверждение Положения о центрах реабилитации и социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, а также штатной численности и условий оплаты труда работников Центра;

меры по обеспечению охвата в рамках деятельности центров реабилитации и социальной адаптации не только лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, но и ранее судимых безработных лиц;

утверждение положения о специальных комиссиях по оказанию содействия ресоциализации лиц, отбывших наказание в виде ограничения или лишения свободы, при Совете Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятах областей и г. Ташкента, районов и городов;

утверждение Программы мер по поэтапному оснащению центров социальной адаптации и укреплению их материально-технической базы на 2019-2022 годы;

признание утратившим силу постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19 апреля 1999 г., N 180 "Об утверждении положений о специальной комиссии при Совете Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятов по оказанию помощи в социально-бытовой сфере и в устройстве на работу лицам, освобожденным из мест лишения свободы, комиссии примирения при общественных структурах "Махалла посбони" и органах самоуправления граждан" и распоряжения Кабинета Министров от 28 сентября 1993 г. N 357-ф.

        

сентябрь

2018 г.


МВД, Минюст, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента

   

      

II. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ

ВОСПИТАНИЯ И ПОДГОТОВКИ ОСУЖДЕННЫХ

ЛИЦ К СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

         

2

Критический пересмотр проводимой воспитательной работы с лицами, содержащимися в учреждениях по исполнению наказания.


1. Критический пересмотр и внедрение единой системы организации воспитательной работы с лицами, содержащимися в учреждениях по исполнению наказания, посредством:

обязательного предварительного изучения лиц, поступающих в учреждения исполнения наказания, в инспекции по исполнению наказаний, не связанных с лишением свободы, на предмет наличия у них склонности к совершению преступления и текущего психологического состояния;

проведения целевых индивидуальных воспитательных мероприятий с каждым осужденным лицом, корректируемых по мере его исправления;

изучения хода социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы в течение одного года после освобождения.

2. Внедрение механизма, обеспечивающего адресность работы с осужденными лицами, с закреплением за ними специалистов, психологов, наставников из числа заключенных, а также представителей первичных организаций институтов гражданского общества.

          

октябрь

2018 г.


МВД, Минюст, заинтересованные министерства и ведомства


3

Совершенствование воспитательной работы с осужденными лицами, направленной на побуждение их к искреннему раскаянию в содеянном преступлении и психологическую подготовку к дальнейшей социальной адаптации.


1. Пересмотр системы воспитательной работы с осужденными, реализуемой в три этапа:

первый - предварительное изучение осужденного на этапе поступления в учреждение по исполнению наказания с целью определения его психологического портрета, склонности к исправлению;

второй - проведение мероприятий по изменению сознания осужденных, пробуждению у них чувства раскаяния в совершенном преступлении;

третий - обучение осужденного востребованным по месту его постоянного проживания специальностям и последующее трудоустройство.

2. Индивидуализация воспитательной работы, предусматривающая разделение осужденных на категории:

сложно воспитуемые - с ними реализуются мероприятия по улучшению их морального облика, побуждению к раскаянию в совершенном преступлении и осознанному выбору пути исправления, придерживаясь в дальнейшем законопослушного образа жизни;

вставшие на путь исправления - за ними закрепляются воспитатели с целью привития навыков самостоятельного труда и развития социально активной жизненной позиции;

полностью исправившиеся - в отношении них проводятся мероприятия, направленные на полную ресоциализацию.

ноябрь

2018 г.


МВД, заинтересованные министерства и ведомства


3. Разработка комплекса разъяснительно-пропагандистских мероприятий, направленных на формирование и развитие активного социально-политического мышления и осознанной жизненной позиции, понимания важности общественных, морально-этических ценностей, привитие навыков самостоятельного труда.

постоянно


МВД, заинтересованные министерства и ведомства


4. Организация комплексных разъяснительных мероприятий, направленных на подготовку осужденных к освобождению, предусматривающих организацию их обучения востребованным специальностям и решение вопросов трудоустройства по месту постоянного жительства, оказание психологической помощи и содействие в получении необходимых документов для дальнейшей жизнедеятельности.


постоянно


МВД, Минтруд, заинтересованные министерства и ведомства

4

Усиление работы по исправлению сложно воспитуемых осужденных лиц.


1. Изучение всех осужденных лиц, содержащихся в учреждениях по исполнению наказания, с целью составления индивидуальных психологических характеристик и определения категории сложно воспитуемых лиц.

декабрь

2018 г.


МВД, заинтересованные министерства и ведомства


2. Разработка индивидуальных планов работ со сложно воспитуемыми осужденными лицами, предусмотрев:

еженедельное планирование мероприятий и воспитательной работы с корректированием и при необходимости программы в соответствии с изменениями психологической характеристики осужденного;

привлечение специалистов-психологов, правоведов и теологов к формированию социально приемлемого сознания у осужденных;

закрепление сотрудников и наставников из числа искренне раскаявшихся осужденных с целью вовлечения сложно воспитуемых лиц к труду и иным общественным мероприятиям;

проведение с активом общественных советов совместной работы по содействию становлению сложно воспитываемых лиц в качестве равноправных и социально активных членов общества.

январь

2019 г.


3. Создание при колониях по исполнению наказания общественных советов, содействующих воспитанию осужденных лиц и развитию у них активной жизненной позиции.


февраль

2019 г.


5

Внедрение современных методов воспитания осужденных женщин с привлечением представителей институтов гражданского общества.


1. Принятие Меморандума о взаимодействии Комитета женщин Узбекистана с учреждением исполнения наказания N 64/1 (Зангиатинский район), предусматривающего:

создание первичной организации Комитета женщин в учреждении исполнения наказания N 64/1 (Зангиатинский район);

проведение адресной работы с осужденными женщинами, направленной на побуждение их к чистосердечному раскаянию в совершенном преступлении и отказу от прежнего образа жизни;

осуществление совместной работы администрации учреждения и представителей Комитета женщин по развитию у осужденных активной жизненной позиции и духовного мировоззрения, формированию у них стремления и навыков социально приемлемого морального поведения;

оказание социально-бытовой, психологической, консультативной и иной помощи по месту постоянного (временного) проживания женщинам, освободившимся из мест лишения свободы.

2. Налаживание тесного взаимодействия Комитета женщин, его первичной организации в учреждении исполнения наказания N 64/1 (Зангиатинский район), а также специалиста по работе с женщинами и укреплению духовно-нравственных ценностей в семьях, предусмотрев внедрение механизмов наблюдения за социальной адаптацией женщин, освободившихся из учреждений по исполнению наказания.

3. Принятие мер по всесторонней поддержке осужденных, вставших на путь исправления, организации с ними психологической, общественно-политической и духовно-просветительской работы.

    

декабрь

2018 г.

МВД, Комитет женщин Узбекистана, заинтересованные министерства и ведомства


6

Привлечение Союза молодежи Узбекистана к работе по исправлению несовершеннолетних осужденных лиц.


1. Заключение Меморандума о сотрудничестве Союза молодежи Узбекистана и воспитательной колонии по исполнению наказания (Зангиатинский район), с учетом:

разработки механизма привлечения представителей Союза молодежи Узбекистана и родителей осужденных к воспитательной работе, направленной на побуждение несовершеннолетних нарушителей закона к раскаянию в содеянном преступлении;

выработки комплексных программ по развитию социальной активной позиции и привитию чувства патриотизма воспитуемым несовершеннолетним лицам;

закрепления наставников из числа активистов Союза молодежи с целью оказания необходимой социально-бытовой, психологической, консультативной и другой помощи, направленной на приобретение специальности.

2. Разработка мер по формированию у воспитуемых чувства неприязни к насилию, иммунитета к вовлечению в деструктивные идеи и иные негативные социальные проявления.

         

март

2019 г.


МВД, Союз молодежи Узбекистана, заинтересованные министерства и ведомства


7

Критический пересмотр мер по поощрению осужденных лиц, вставших на путь исправления, привлеченных к участию в общественной работе со сложно воспитуемыми заключенными.


1. Изучение действующих механизмов поощрения осужденных лиц и разработка предложений по внедрению системы поощрения осужденных лиц, вставших на путь исправления, привлеченных к участию в общественной работе со сложно воспитуемыми заключенными.

апрель

2019 г.


МВД, заинтересованные министерства

и ведомства


2. Разработка конкретных критериев оценки поведения осужденных лиц на предмет применения к ним мер поощрения, в т.ч. организации свидания с родственниками, материального стимулирования, предоставления права на дополнительные телефонные переговоры и др.

май

2019 г.


3. Внедрение практики перевода осужденных лиц, привлеченных к общественной работе со сложно воспитуемыми заключенными в колонии, по месту жительства при достижении положительных результатов в процессе наставления на путь исправления закрепленных за ними лиц.


сентябрь

2019 г.


8

Организация работы по подготовке осужденных к освобождению из мест лишения свободы.

Проведение комплекса совместно с представителями правоохранительных органов и общественностью мероприятий по подготовке осужденных лиц к освобождению из мест лишения свободы, предусматривающего проведение в период 2020-2022 годы:

широкой разъяснительной работы по доведению норм законодательства, раскрывающих характер современных социальных отношений и иных важных общественно-политических вопросов, направленной на адаптацию мировоззрения осужденного к современной реальности;

курсов по подготовке, переподготовке и повышению квалификации по полученной специальности, с разрешением вопросов последующего трудоустройства.

        

декабрь

2019 г.


МВД, Минюст, заинтересованные министерства

и ведомства


      

III. ОКАЗАНИЕ ЛИЦАМ, ОСВОБОДИВШИМСЯ ИЗ МЕСТ

ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ, ПОМОЩИ В ИХ СОЦИАЛЬНО-

БЫТОВОМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ТРУДОУСТРОЙСТВЕ

       

9

Совершенствование системы трудоустройства лиц, освободившихся из мест лишения свободы.


Разработка программы мер, предусматривающей:

ведение реестра лиц, освободившихся из мест лишения свободы;

создание единой электронной базы данных по мониторингу занятости лиц, освобожденных из мест лишения свободы;

формирование системы мониторинга за состоянием социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, решения проблем их трудоустройства и оказания им других видов социальной помощи;

прогнозирование и планирование деятельности по социально-бытовому обеспечению и трудоустройству лиц, освободившихся из мест лишения свободы;

организацию работ по обучению, переподготовке и повышению квалификации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, востребованным специальностям, а также создание краткосрочных курсов по обучению указанных лиц определенным профессиям;

принятие мер по привлечению лиц, освободившихся из мест лишения свободы, к платным общественным, а также временным (сезонным) работам;

создание механизма эффективного взаимодействия между государственными органами, институтами гражданского общества и субъектами предпринимательства по вопросам социальной адаптации, в том числе трудоустройству лиц, освободившихся из мест лишения свободы;

широкое привлечение общественности и частного сектора в процесс реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы.

         

январь

2020 г.


Минтруд, МВД, Мининфоком, Минюст, заинтересованные министерства и ведомства


10

Дальнейшее развитие системы оказания помощи нуждающимся лицам, освободившимся из мест лишения свободы, в вопросах обеспечения жильем.


Разработка программы мер на 2020-2022 годы, предусматривающей:

определение нуждающихся в жилье из числа лиц, освободившихся из мест лишения свободы, оказание им помощи в соответствии с жилищным законодательством;

организацию выделения дополнительных временных квартир для нуждающихся в жилье лиц, освободившихся из мест лишения свободы;

совершенствование системы временной и постоянной прописки лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

       

февраль

2020 г.


Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента, МВД, Минюст, заинтересованные министерства и ведомства


11

Эффективная организация медицинско-профилактической и специальной медицинской помощи лицам, освободившимся из мест лишения свободы.

Разработка программы мер на 2020-2022 годы, предусматривающей:

организацию медицинской и лабораторной проверки лиц, освободившихся из мест лишения свободы, прежде всего больных инфекционными заболеваниями, в государственных учреждениях здравоохранения;

организацию лечения больных венерическими заболеваниями лиц, освободившихся из мест лишения свободы, в специализированных лечебных учреждениях и др.

       

март

2020 г.


Минздрав, МВД, Минюст, заинтересованные министерства и ведомства


        

       

Примечания.

1. Формы реализации мероприятий могут меняться, а разрабатываемые нормативно-правовые акты и другие документы - объединяться, исходя из предмета и сферы регулирования правовых отношений.


2. При объединении двух и более пунктов сроком исполнения определяется наиболее поздний срок, установленный для объединяемых пунктов.



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 18 июля 2018 г.