Положение о порядке осуществления органами государственной налоговой службы тематических и экспресс-изучений (Приложение к Постановлению КМ РУз от 27.11.2018 г. N 965)
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Постановлению КМ РУз
от 27.11.2018 г. N 965
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке осуществления органами
государственной налоговой службы
тематических и экспресс-изучений
1. Настоящее Положение определяет порядок осуществления органами государственной налоговой службы (далее - налоговые органы) тематических и экспресс-изучений по результатам камерального контроля в целях подтверждения достоверности предоставленной налогоплательщиком информации и правомерности применения налоговых и таможенных льгот, отраженных в налоговой и финансовой отчетности налогоплательщика, с выездом на место.
Тематические и экспресс-изучения осуществляются по схеме согласно приложению к настоящему Положению.
2. Действие настоящего Положения распространяется на всех налогоплательщиков, имеющих налоговые обязательства в соответствии с налоговым законодательством.
3. В настоящем Положении используются следующие основные понятия:
тематическое и экспресс-изучение - изучение, осуществляемое налоговыми органами по результатам камерального контроля с целью подтверждения достоверности предоставленной налогоплательщиком информации и правомерности применения налоговых и таможенных льгот, отраженных в отчетах налогоплательщика, с выездом на место;
участники тематического и экспресс-изучения - должностные лица налоговых органов и налогоплательщик, а также представители налогоплательщика.
4. Истребование у налогоплательщика документов и сведений, не касающихся тематического и экспресс-изучения, либо вмешательство в финансово-хозяйственную деятельность в другой форме со стороны должностных лиц налогового органа, осуществляющих тематическое и экспресс-изучение, не допускается.
ТЕМАТИЧЕСКОГО И ЭКСПРЕСС-ИЗУЧЕНИЯ
5. Основанием для назначения тематического и экспресс-изучения является необходимость изучения информации, предоставленной налогоплательщиком по требованию налогового органа по результатам камерального контроля, в целях подтверждения ее достоверности.
6. Критериями для назначения тематических и экспресс-изучений являются:
правомерность применения налоговых и таможенных льгот;
наличие расхождений в отчетности о чистой прибыли и начислении дивидендов хозяйственными обществами с государственной долей в уставном капитале 50 процентов и более, а также определении чистой прибыли и суммы отчислений в Государственный бюджет Республики Узбекистан государственными унитарными предприятиями в размере 30 процентов от чистой прибыли и других данных о деятельности хозяйствующего субъекта, имеющихся в налоговых органах;
несоответствие объемов, номенклатуры (ассортимента) и сумм приобретаемых и реализуемых товарно-материальных ценностей, выполненных работ и оказанных услуг, выявленных при анализе движения денежных средств по банковским счетам налогоплательщика в результате камерального контроля;
наличие расхождений и отклонений, выявленных согласно анализу поступившей в налоговые органы информации из органов и организаций, на которые возложена обязанность ее предоставлять в соответствии с налоговым законодательством;
выявленные нарушения в области валютного законодательства, в том числе завышение или занижение стоимости импортируемых и экспортируемых товаров (работ, услуг) по внешнеторговым контрактам.
7. В целях осуществления тематического и экспресс-изучения руководителем налогового органа издается приказ, в котором указываются налогоплательщик, в отношении которого осуществляется изучение, требование о внесении исправлений в налоговую отчетность, в соответствии с которым осуществляется данное изучение, срок изучения, а также состав должностных лиц налогового органа, осуществляющих изучение.
ГЛАВА 3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ
ТЕМАТИЧЕСКОГО И ЭКСПРЕСС-ИЗУЧЕНИЯ
8. Налогоплательщики имеют право:
представлять должностным лицам налогового органа, осуществляющим тематическое и экспресс-изучение, пояснения по вопросам тематического и экспресс-изучения;
знакомиться с материалами и получать сведения по результатам тематического и экспресс-изучения;
не выполнять незаконные и не касающиеся тематического и экспресс-изучения акты и требования должностных лиц налоговых органов, осуществляющих изучение;
обжаловать в установленном порядке действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов, осуществляющих тематическое и экспресс-изучение;
приглашать к участию в проведении тематического и экспресс-изучения своих представителей.
Налогоплательщики могут иметь и иные права в соответствии с законодательством.
9. Налогоплательщики обязаны:
представлять должностным лицам налоговых органов, осуществляющих тематическое и экспресс-изучение, документы и сведения, касающиеся изучения;
допускать должностных лиц налоговых органов, осуществляющих тематическое и экспресс-изучение, для проведения осмотра на производственные территории, складские, торговые и иные помещения, в том числе места, используемые для извлечения доходов либо связанные с содержанием объектов налогообложения;
выполнять законные требования должностных лиц налоговых органов, касающиеся тематического и экспресс-изучения, а также не препятствовать их законной деятельности в ходе тематических и экспресс-изучений.
Налогоплательщики могут нести и иные обязанности в соответствии с законодательством.
10. Должностные лица налоговых органов имеют право:
изучать данные бухгалтерских, финансовых, статистических, банковских и иных документов налогоплательщика, касающихся исключительно тематического и экспресс-изучения, в целях проверки достоверности результатов камерального контроля;
осматривать производственные территории, складские, торговые и иные помещения, в том числе места, используемые налогоплательщиком для извлечения доходов либо связанные с содержанием объектов налогообложения;
получать копии документов, касающихся исключительно тематического и экспресс-изучения;
при установлении в ходе проведения осмотра признаков недостачи или излишков, а также факта порчи товарно-материальных ценностей и основных средств инициировать проведение инвентаризации (полной или выборочной) в соответствии с порядком, установленным законодательством, истребовать документы и получать объяснения от налогоплательщика;
в случае передачи налогоплательщиком товарно-материальных запасов на комиссию или ответхранение осматривать складские помещения комитентов/комиссионеров и ответхранителей на основании соответствующего приказа налогового органа без оформления требования.
Должностные лица налоговых органов могут иметь и иные права в соответствии с законодательством.
11. Должностные лица налоговых органов обязаны:
перед началом осуществления тематического и экспресс-изучения ознакомить налогоплательщика с целью изучения и предъявить свои служебные удостоверения;
вручить налогоплательщику под расписку копию приказа налогового органа о назначении тематического и экспресс-изучения;
соблюдать налоговую тайну в соответствии с законодательством.
Должностные лица налоговых органов могут иметь и иные обязанности в соответствии с законодательством.
ГЛАВА 4. ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ТЕМАТИЧЕСКОГО И ЭКСПРЕСС-ИЗУЧЕНИЯ
12. Началом осуществления тематического и экспресс-изучения считается момент вручения должностному лицу или представителю налогоплательщика документов, являющихся основанием для проведения изучения.
13. Тематическому и экспресс-изучению подлежит только тот налоговый период, за который был проведен камеральный контроль. Срок осуществления тематического и экспресс-изучения не должен превышать пяти рабочих дней.
14. В необходимых случаях (при определении объема добычи полезных ископаемых, контрольном обмере и т.п.) для участия в тематическом и экспресс-изучении могут быть привлечены эксперты, специалисты и переводчики, не заинтересованные в исходе изучения.
15. Осмотр производственных территорий, складских, торговых и иных помещений, в том числе мест, используемых налогоплательщиком для извлечения доходов либо связанных с содержанием объектов налогообложения, проводится в целях подтверждения количества рабочих мест, наличия товарно-материальных ценностей, основных средств или иного имущества, отраженных в документах налогоплательщика, предоставленных налогоплательщиком в ответ на требование налогового органа. В необходимых случаях при проведении осмотра может производиться фото- и видеосъемка.
16. В случае изъятия необходимых документов со стороны правоохранительных органов в связи с возбуждением в отношении налогоплательщика уголовного дела, должностным лицом налогового органа составляется акт об этом с указанием обстоятельств. В данном случае тематическое и экспресс-изучение может быть отложено в связи с проведением ревизии в рамках уголовного дела.
17. В случае непредставления налогоплательщиком документов, касающихся тематического и экспресс-изучения, должностным лицом налогового органа об этом составляется акт. Акт является основанием для признания ранее представленной налогоплательщиком информации недостоверной.
18. Отказ в допуске должностных лиц налогового органа, осуществляющих тематическое и экспресс-изучение, для проведения осмотра производственных территорий, складских, торговых и иных помещений, в том числе мест, используемых налогоплательщиком для извлечения доходов либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставление документов, подлежащих изучению, а также воспрепятствование выполнению должностными лицами налоговых органов своих служебных обязанностей в ходе осуществления тематического и экспресс-изучения влечет за собой ответственность в порядке, установленном законодательством.
19. По результатам тематического и экспресс-изучения должностными лицами органа государственной налоговой службы составляется справка с подробным описанием выявленных нарушений - при их наличии, со ссылкой на соответствующую норму налогового законодательства, с учетом объяснений налогоплательщика.
20. Если по завершении тематического и экспресс-изучения не установлен факт наличия нарушений налогового законодательства, в справке делается запись об этом.
21. К справке тематического и экспресс-изучения должны быть приложены:
копии документов с указанием критерия, послужившего основанием для назначения изучения;
копии документов, полученных в ходе проведения изучения, а также иные документы, подтверждающие совершение действий в рамках изучения.
22. Завершением тематического и экспресс-изучения считается день вручения налогоплательщику справки по результатам изучения или дата направления справки через персональный кабинет налогоплательщика.
23. В ходе тематического и экспресс-изучения налогоплательщики до окончания изучения вправе самостоятельно устранить налоговое правонарушение, в том числе представить уточненную налоговую отчетность, а также уплатить доначисленные налоги, другие обязательные платежи и пени. Данные действия отражаются в справке по результатам изучения.
24. Результаты тематических и экспресс-изучений прилагаются к материалам камерального контроля в целях взыскания доначисленных налогов и других обязательных платежей в соответствии с налоговым законодательством, а также отражаются в системе "риск-анализа" налоговых органов.
ГЛАВА 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
25. Лица, виновные в нарушении настоящего Положения, несут ответственность в порядке, установленном законодательством.
к Положению
СХЕМА
осуществления органами государственной
налоговой службы тематических
и экспресс-изучений
Этапы |
Субъекты |
Мероприятия |
Сроки исполнения |
||||
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
1-й этап |
Органы государственной налоговой службы |
Формирование реестра налогоплательщиков, предоставивших информацию на требование органов государственной налоговой службы по результатам камерального контроля, которую необходимо изучить в целях подтверждения ее достоверности.
|
Постоянно |
||||
|
|||||||
|
|||||||
|
|||||||
|
|||||||
2-й этап |
Органы государственной налоговой службы |
Издание приказа об осуществлении тематического и экспресс-изучения.
|
В течение 3-х рабочих дней |
||||
|
|||||||
|
|||||||
3-й этап |
Органы государственной налоговой службы |
Осуществление тематическогои экспресс-изучения, оформление справки по результатам изучения.
|
В течение 5-ти рабочих дней |
||||
|
|||||||
|
|||||||
4-й этап |
Органы государственной налоговой службы |
Приложение результатов тематического и экспресс-изучения к материалам камерального контроля в целях взыскания доначисленных налогов и других обязательных платежей в соответствии с налоговым законодательством и их отражение в системе "риск-анализа" органов государственной налоговой службы.
|
В течение 3-х рабочих дней |
||||
|
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 3 декабря 2018 г.
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
3 декабря 2018 г., N 48, ст. 926
"Собрание постановлений Правительства Республики Узбекистан",
2018 г., N 11, ст. 288