Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Указ Президента Республики Узбекистан от 10.01.2019 г. N УП-5623 "О мерах по коренному совершенствованию процессов урбанизации"

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

УКАЗ

П Р Е З И Д Е Н Т А

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

10.01.2019 г.

N УП-5623



О МЕРАХ

ПО КОРЕННОМУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

ПРОЦЕССОВ УРБАНИЗАЦИИ


В рамках осуществляемых структурных преобразований, наряду с реализацией крупных стратегических инвестиционных проектов, не учтен на должном уровне процесс урбанизации как фактор, способствующий устойчивому развитию и росту благосостояния населения городов. В результате в последние годы уровень урбанизации имеет тенденцию к снижению, а количество городских поселений возросло лишь с 1065 до 1071.

Несмотря на принятые меры по преобразованию крупных сельских населенных пунктов в категорию городских поселков, сложившийся уровень урбанизации не отвечает современным требованиям комплексного развития городов и значительно отстает от мировых тенденций. При этом уровень урбанизации все еще не приобрел устойчивый характер.

В целях обеспечения эффективного государственного регулирования процессов урбанизации, а также внедрения современных рыночных механизмов по обороту и использованию земельных участков:


1. Считать основными направлениями коренного совершенствования процессов урбанизации в стране:

активизацию процессов урбанизации на основе реализации принципиально новой жилищной политики, предусматривающей специальные меры поддержки инвестиций в строительство жилых домов с обеспечением инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, в том числе доступных для семей с невысокими и средними доходами, с использованием механизмов ипотечного кредитования и привлечения финансовых ресурсов субъектов предпринимательства;

гарантирование реализации права собственности на земельные участки для физических и юридических лиц под жилыми, нежилыми зданиями и строениями, формирование условий для введения земельных участков в гражданский оборот;

создание условий для свободного перемещения населения из сельской местности в города путем совершенствования системы административного регулирования миграционных процессов;

обеспечение повышения благосостояния населения крупных городов, содействие обеспечению полной и продуктивной занятости их населения с учетом расширения доступа к экономическим и производственным ресурсам, а также создания и укрепления системы технопарков на основе региональных высших образовательных учреждений и научно-исследовательских институтов;

широкое внедрение прогрессивного международного опыта управления средними городами, в том числе районными центрами, с учетом использования преимущества агломераций как фактора роста доходов населения и формирования стационарных рабочих мест, прежде всего в сферах промышленности, услуг и сервиса;

расширение сети городов-спутников, прилегающих к крупным городам с удобным транспортным сообщением, расширение территорий общественно-деловых зон в центральной части крупных городов с уменьшением территорий производственных и иных зон.


2.

Установить порядок, в соответствии с которым:

юридические и физические лица вправе приватизировать в соответствии с законодательством земельные участки, принадлежащие им на основе права постоянного пользования (владения), аренды или пожизненного наследуемого владения;

приватизация указанных земельных участков осуществляется через центры государственных услуг или Единый портал интерактивных государственных услуг на основе заявлений физических и юридических лиц;

приватизированные земельные участки являются частной собственностью и объектами гражданского оборота, права частной собственности в отношении них неприкосновенны и защищаются государством в соответствии с Законом Республики Узбекистан "О защите частной собственности и гарантиях прав собственников";

приватизация земельных участков осуществляется исключительно при государственной регистрации прав на него и уплаты выкупной стоимости приватизируемого земельного участка, в размерах, устанавливаемых Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Кабинету Министров Республики Узбекистан:

в двухмесячный срок внести в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан проект Закона Республики Узбекистан "О приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения";

в срок до 1 июня 2019 года принять правительственное решение, предусматривающее дифференцированные размеры платы за приватизируемые земельные участки, а также порядок их оплаты.


3. Министерству экономического развития и сокращения бедности Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами, а также с привлечением отечественных и зарубежных экспертов в срок до 1 июля 2019 года внести в установленном порядке проект постановления Президента Республики Узбекистан об утверждении Концепции развития урбанизации в Республике Узбекистан до 2030 года (далее - Концепция), предусматривающий в том числе создание новых городов и городов-спутников за счет комплексного жилищного строительства.

4.

а) Определить основными задачами Министерства экономического развития и сокращения бедности Республики Узбекистан:

реализацию единой государственной политики в сфере регулирования урбанизации;

долгосрочное планирование темпов, этапов и результатов политики индустриализации, анализ долгосрочных демографических тенденций в городе и на селе, расчет демографической емкости городов в условиях быстрой индустриализации, расчет количества потребности в трудовой силе в городах;

выявление "полюсов роста", выбор мест управленческих центров, согласование политики в сферах образования, формирования рынка труда, внутренней и внешней миграции;

разработку комплексной программы по стимулированию передвижения рабочей силы из сел в города, предусматривающей ряд институциональных и организационных мероприятий, направленных на обучение и переобучение сельских жителей новым промышленным специальностям;

управление формированием городских агломераций с учетом создания городов-спутников, включающих социальную, инженерно-коммунальную и дорожно-транспортную инфраструктуру на основе внедрения передовых, энергосберегающих, экологически чистых технологий и материалов;

регулирование комплексного развития городской системы расселения, формирование эффективного соотношения малых, средних, больших и крупных городов с учетом мировой практики.


5. Министерству экономического развития и сокращения бедности совместно с Министерством строительства Республики Узбекистан, ГУП "УзшахарсозликЛИТИ", ГУП "ТошкентбошпланЛИТИ" и ООО "Кишлоккурилишлойиха" обеспечить инвентаризацию населенных пунктов, прилегающих к крупным городам, на предмет определения их природно-экономического потенциала, по результатам проведенной работы в срок до 1 ноября 2019 года сформировать перечень населенных пунктов, преобразуемых в среднесрочном периоде в города-спутники, с учетом реализации системных урабанизационных процессов, включая размещение новых промышленных предприятий в комплексе с объектами социальной и производственной инфраструктуры.

6. Государственному комитету Республики Узбекистан по статистике и Агентству обеспечить совершенствование учета и статистической отчетности городского населения исходя из результатов намечаемой переписи населения, а также методологии исчисления уровня урбанизации согласно международным требованиям.


7. Министерству строительства Республики Узбекистан совместно с Агентством, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента, а также заинтересованными ведомствами в срок до 1 июня 2019 года внести в установленном порядке проект постановления Президента Республики Узбекистан об утверждении основных прогнозных параметров государственных программ комплексного жилищного строительства на 2020-2025 годы, предусматривающий в том числе:

инвентаризацию пустующих земельных участков, территорий с жилыми домами, непригодными для проживания, а также неиспользуемых или неэффективно используемых зданий и сооружений с последующей их передачей Фонду для инфраструктурного развития и дальнейшей продажи;

поэтапную оптимизацию действующих государственных программ по строительству жилых домов, реализуемых в соответствии с ранее принятыми решениями Президента Республики Узбекистан и Правительства, с направлением высвобождаемых средств на строительство соответствующих жилых домов в рамках государственных программ комплексного жилищного строительства;

обеспечение сопряженности государственных программ комплексного жилищного строительства с источниками финансирования, ресурсами строительных материалов, мощностями подрядных строительных организаций;

установление обязательного требования по оснащению и обеспечению определенной части застраиваемых зданий и сооружений исключительно альтернативными источниками энергии.

Определить, что предоставленные Фонду пустующие земельные участки, территории с жилыми домами, непригодными для проживания, а также неиспользуемые или неэффективно используемые здания и сооружения считаются приватизированными и в дальнейшем могут реализовываться застройщикам в установленном порядке.


8. Установить, что Агентство совместно с:

Государственным комитетом Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру определяет земельные участки несельскохозяйственного назначения для реализации Концепции в соответствии с генеральными планами соответствующих территорий и населенных пунктов;

заинтересованными министерствами и ведомствами обеспечивает контроль за обустройством определенных в рамках Концепции земельных участков необходимой инженерной, транспортной и социальной инфраструктурой.


9. Утвердить "Дорожную карту" по обеспечению регулирования урбанизации в Республике Узбекистан согласно приложению.

Кабинету Министров ежеквартально вносить в подразделения Советника по вопросам правового сопровождения реформ и координации правоохранительной деятельности Администрации Президента Республики Узбекистан информацию о ходе исполнения настоящей "Дорожной карты".


10. Центральному банку Республики Узбекистан совместно с коммерческими банками в срок до 1 апреля 2019 года разработать и внедрить новый порядок кредитования, отменяющий обязательное требование о прописке по месту обращения в банк по таким видам кредитов, как предпринимательский, потребительский, ипотечный и другие.


11. Министерству экономического развития и сокращения бедности Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмесячный срок с привлечением на договорной основе независимых консультантов и экспертов, средств технического содействия и грантов обеспечить тщательное изучение наиболее важных международных рейтингов в сфере урбанизации и составляющих индикаторов, методологий их формирования, а также внести предложения по улучшению позиции Республики Узбекистан в указанных рейтингах.

12. Министерству экономики и промышленности, Министерству юстиции в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан:

проект правительственного решения об организации деятельности Фонда развития урбанизации при Министерстве экономики и промышленности Республики Узбекистан, предусмотрев также источники формирования его средств и порядок их использования;

предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.


13. Рекомендовать Национальной телерадиокомпании Узбекистана, Узбекскому агентству по печати и информации и средствам массовой информации широкое освещение сути и содержания настоящего Указа и реализации установленных в нем задач.


14. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н., руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Низомиддинова З.Ш., первого заместителя советника Президента Республики Узбекистан Мавлонова Б.М.



Президент

Республики Узбекистан                                                      Ш. Мирзиёев






ПРИЛОЖЕНИЕ

к Указу Президента РУз

от 10.01.2019 г. N УП-5623



"ДОРОЖНАЯ КАРТА"

по обеспечению регулирования урбанизации

в Республике Узбекистан


      

  

N

     

   

Наименования

мероприятий

    

    

Срок

исполнения

   

    

Формы

реализации

       

  

Источники

финансирования

       

     

Ответственные

исполнители

    

      

I. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ

БАЗЫ В ОБЛАСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ УРБАНИЗАЦИИ

И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ

        

1.

Разработка проекта Закона Республики Узбекистан "О приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения".


до 1 апреля

2019 года


Проект закона

Республики Узбекистан


-

Кабинет Министров, министерства и ведомства


2.

Разработка проекта Жилищного кодекса Республики Узбекистан в новой редакции, предусматривающего разработку долгосрочной стратегии жилищной политики.


до 1 августа

2019 года


Проект закона

Республики Узбекистан


-

Минжилкомобслуживания, Минэкономпром, Министерство строительства, Верховный суд, Госкомземгеодезкадастр


3.

Разработка проекта Земельного кодекса Республики Узбекистан в новой редакции с учетом приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения.


до 1 июля

2019 года


Проект закона

Республики Узбекистан


-

Госкомземгеодезкадастр, Госкомконкуренции, Минэкономпром


4.

Повышение ставки земельного налога и установление стимулирующей ставки налога на имущество для приватизированных и приобретенных в собственность земельных участков.


ежегодно

Проект постановления

Президента Республики Узбекистан


-

Министерство финансов, Министерство экономического развития и сокращения бедности, Государственный налоговый комитет

5.

Внесение изменений в Градостроительный кодекс Республики Узбекистан, предусматривающих точное определение критериев разграничения городских и сельских населенных пунктов, комплексное развитие городов различных категорий.


до 1 мая

2019 года


Проект закона

Республики Узбекистан


-

Министерство строительства, Минэкономпром


6.

Разработка проекта Положения о порядке приватизации и определения рыночной стоимости земельных участков, занятых зданиями и сооружениями, принадлежащими юридическим лицам.


до 1 июня

2019 года


Проект постановления

Кабинета Министров


-

Госкомконкуренции, Минэкономпром, Министерство финансов, Госкомземгеодезкадастр, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента


7.

Разработка проекта Положения о порядке определения границ земельных участков, занятых зданиями и сооружениями, а также участков, прилегающих к ним, необходимых для осуществления производственной деятельности.


до 1 июня

2019 года


Проект постановления

Кабинета Министров


-

Госкомземгеодезкадастр, Минэкономпром, министерства и ведомства, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента


8.

Разработка проекта Положения о порядке приватизации и определения рыночной стоимости земельных участков, предоставляемых для индивидуального жилищного строительства и обслуживания жилого дома.


до 1 июня

2019 года


Проект постановления

Кабинета Министров


-

Госкомконкуренции, Минэкономпром, Госкомземгеодезкадастр, Министерство строительства, Министерство жилищно-коммунального обслуживания

9.

Разработка проекта Положения о порядке предоставления земельных участков в аренду.


до 1 июня

2019 года


Проект постановления

Кабинета Министров


-

Госкомземгеодезкадастр, Министерство финансов, Госкомконкуренции, Минэкономпром, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента


10.

Разработка и утверждение основных прогнозных параметров государственных программ комплексного жилищного строительства на 2020-2025 годы с выделением городской и сельской местности, приоритетных городов.


до 1 июня

2019 года


Проект постановления

Президента Республики Узбекистан


-

Министерство строительства, Минэкономпром, Министерство финансов, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента


11.

Разработка и утверждение нормативов определения необходимой мощности объектов инженерной, транспортной, социальной инфраструктур для населенного пункта в рамках комплексного строительства, исходя из площади и количества жилых домов и социальных объектов в разрезе регионов.


до 1 июля

2019 года


Проекты

нормативно-

правовых актов, нормативных документов в области технического регулирования


-

Министерство строительства, Минжилкомобслуживания, Минэкономпром, Госкомавтодор, Госкомземгеодезкадастр


        

II. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ

ПРОЦЕССОВ УРБАНИЗАЦИИ

       

12.

Инвентаризация населенных пунктов на предмет определения их перспективы для формирования городов-спутников.


до 1 июня

2019 года


Комплекс

мероприятий


-

Минэкономпром, Министерство строительства, Госкомземгеодезкадастр, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента


13.

Формирование перечня перспективных сельских населенных пунктов, городских поселков и малых городов для первоочередного размещения небольших промышленных предприятий с продлением им статуса наибольшего благоприятствования для реализации инвестиционных проектов.


до 1 июня

2019 года


Комплекс

мероприятий


-

Минэкономпром, Министерство строительства, Минсельхоз, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента


14.

Разработка Концепции развития урбанизации в Республике Узбекистан до 2030 года.

до 1 июля

2019 года


Проект постановления

Президента Республики Узбекистан


Средства

технического содействия и другие


Минэкономпром, Министерство строительства, международные финансовые институты


15.

Совершенствование учета статистической отчетности городского населения в разрезе отдельных категорий городов и регионов, включая намечаемые перепись населения и международный рейтинг уровня урбанизации.


ежегодно

Проекты

ведомственных нормативно-

правовых актов


-

Госкомстат, Министерство экономического развития и сокращения бедности, международные финансовые институты

16.

Подготовка предложений по установлению особого статуса отдельных городов, охватываемых в процессе урбанизации, предусматривающих:

увеличение видов налогов, по которым сумма превышения над прогнозными поступлениями остается в городском бюджете;

повышение доли отчислений от сумм, поступающих от аукционных торгов по реализации земельных участков и передаваемых в городской бюджет;

внедрение дополнительных финансовых стимулов, направленных на эффективное использование муниципальной собственности.


до 1 июня

2019 года


Проект постановления

Президента Республики Узбекистан


-

Минэкономпром, Минфин, Минюст


        

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ

УРБАНИЗАЦИИ И КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДОВ

        

17.

Оптимизация государственных программ по строительству жилых домов, реализуемых в соответствии с ранее принятыми решениями Президента Республики Узбекистан и Правительства Республики Узбекистан с сохранением источников и порядка их финансирования, а также направлением высвобождаемых средств на строительство соответствующих жилых домов в рамках государственных программ комплексного жилищного строительства.


до 1 августа

2019 года


Комплекс

мероприятий


-

Минэкономпром, Министерство финансов, Министерство строительства


18.

Создание архитектурного совета из числа ведущих отечественных и зарубежных деятелей культуры, архитекторов, историков, археологов, в том числе соотечественников за рубежом, в целях восстановления исторического и национального облика строящихся и построенных зданий и сооружений.


до 1 июня

2019 года


Проект

нормативно-

правового акта


-

Министерство строительства, Министерство культуры, Минэкономпром, Академия наук, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента


19.

Обеспечение сопряженности государственных программ комплексного жилищного строительства с источниками финансирования, ресурсами строительных материалов, мощностями подрядных строительных организаций.


до 1 июня

2019 года


План

мероприятий


-

Министерство строительства, Минэкономпром, Министерство финансов, АО "Узстройматериалы"


20.

Поэтапная разработка Генеральной схемы расселения на территории Республики Узбекистан, а также схемы планировки территории Республики Узбекистан, отраслевых схем развития территории Республики Узбекистан.


Согласно

графику


Проекты

нормативно-

правовых актов


по обоснованным расчетам


Министерство строительства, Министерство экономического развития и сокращения бедности, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента

21.

Проведение конкурсов, в том числе международных, по разработке генеральных планов городов и проектов детальной планировки населенных пунктов с учетом современных достижений в сфере планирования и градостроительства.


ежегодно

Проект постановления

Кабинета Министров


по обоснованным расчетам


Министерство строительства, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента

22.

Корректировка утвержденных генеральных планов, схем инженерно-коммуникационной инфраструктуры населенных пунктов с учетом размещения массивов комплексного жилищного строительства.


ежегодно

План

мероприятий


по обоснованным расчетам


Министерство строительства, Министерство экономического развития и сокращения бедности, Министерство жилищно-коммунального обслуживания, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента

23.

Проведение презентаций, семинаров, пресс-конференций и других аналогичных мероприятий для разъяснения целей, сути и значения настоящего Указа представителям международных деловых кругов, иностранных инвесторов, в том числе через дипломатические представительства Республики Узбекистан в зарубежных странах.


ежегодно

Практические

мероприятия


-

Министерство экономического развития и сокращения бедности, УзАПИ, НТРК, МИД, Госкоминвестиции, Министерство строительства, Госкомконкуренции, Госкомземгеодезкадастр, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента

       

       

Примечание. В случае необходимости проекты, подлежащие разработке в соответствии с настоящей "Дорожной картой", могут быть изменены, объединены или переименованы.



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 11 января 2019 г.


"Народное слово", 12 января 2019 г.


"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

14 января 2019 г., N 1-2, ст. 9