Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Концепция внедрения технологий "Умный город" в Республике Узбекистан (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 18.01.2019 г. N 48)

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Постановлению КМ РУз

от 18.01.2019 г. N 48



КОНЦЕПЦИЯ

внедрения технологий "Умный город"

в Республике Узбекистан


На сегодняшний день Узбекистан находится на начальном этапе внедрения инновационных технологий "Умный город". Ведется планирование и начата реализация пилотных проектов по внедрению технологий "Умный город" в городе Ташкенте по направлениям "Безопасный город", "Умные счетчики", "Умный транспорт", "Умная медицина". Осуществляется комплексная работа по внедрению современной городской инфраструктуры в городе Нурафшоне, осуществляется строительство новых инфраструктур в рамках проектов "Tashkent City" и "Delta City".

При этом одними из основных проблем, препятствующих эффективному внедрению технологий "Умный город", являются неразвитая инфраструктура информационно-коммуникационных технологий и значительный износ и моральная устарелость городских инфраструктур. Все это требует проведения мероприятий по модернизации сетей телекоммуникаций, поиску значительных капиталовложений на реконструкцию городских инфраструктур.

Исходя из этого, важной задачей является проведение глубокого анализа наиболее рациональных решений по данному вопросу, реализованных в зарубежных странах, и их практическая апробация в лабораторных и полигонных исследованиях и в рамках соответствующих пилотных проектов, а также поиск возможных имеющихся вариантов и генерация новых предложений по гибким бизнес-моделям и привлекательным для инвесторов схемам инвестирования, применимым в данных условиях.

Способ решения данных задач выработан в мировой практике и предусматривает привлечение частного бизнеса к решению социально значимых задач, налаживание государственно-частного партнерства.

Внедрение технологий "умного" города повышает эффективность городского управления за счет формирования единой цифровой среды, которая позволяет управлять городом как единым целым.

В этой связи с учетом особой значимости вышеуказанных задач разработана Концепция внедрения технологий "Умный город" в Республике Узбекистан (далее - Концепция), предусматривающая ключевые приоритеты и основные направления государственной политики в данном направлении.



ГЛАВА 1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КОНЦЕПЦИИ


1. Основной целью настоящей Концепции является реализация комплекса мер, направленных на создание современных инженерно-коммуникационных инфраструктур в городах путем внедрения технологий "Умный город", в частности:

обеспечение устойчивого роста качества жизни и формирование комфортной городской среды для жителей и гостей, благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности;

повышение эффективности государственных расходов, в том числе за счет внедрения государственно-частного партнерства;

планомерное внедрение всех технологий "Умный город", соответствующих зарубежным аналогам;

повышение эффективности работы городских служб и дорожно-транспортной инфраструктуры путем внедрения инновационных решений.


2. Основными задачами Концепции являются:

создание эффективных и действенных нормативно-правовых, организационных и институциональных основ внедрения технологий "Умный город", в том числе цифровой инфраструктуры;

создание механизмов стимулирования спроса на смарт-сервисы;

формирование системы государственной поддержки разработки и внедрения смарт-сервисов;

повышение качества сервисов и уровня жизни населения;

решение проблем, связанных с инженерно-коммуникационным состоянием городов, и обновление изношенной и морально устаревшей городской инфраструктуры;

формирование благоприятных условий, обеспечивающих инфраструктуру информационно-коммуникационных технологий, а также повышение скорости и доступности Интернета;

создание платформы "Умный город", обеспечивающей обратную связь с жителями, которые смогут оценивать городские сервисы и делиться опытом в любых сферах городского развития;

развитие навигации по городу с использованием цифровых технологий, в том числе предоставление открытых информационных данных туристам, ускорение доработки и внедрение системы цифровых технологий;

выполнение работ по планированию максимального охвата внедряемыми наиболее востребованными технологиями "Умный город" всех городов республики.



ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ ВНЕДРЕНИЯ

ТЕХНОЛОГИЙ "УМНЫЙ ГОРОД"


1. "Умный транспорт"


"Умный транспорт" - это комплекс технологических решений, в котором все транспортные средства и системы инфраструктуры взаимосвязаны друг с другом. Подобная связь позволяет обеспечивать более точное определение ситуации на дорогах, а также осуществляет контроль транспортных потоков с использованием данных сотовых операторов и сигналов GPS.

Развитие "умной" городской транспортной системы, появление новых транспортных сервисов и видов транспорта, систем контроля и управления трафиком, различных приложений для расчета оптимального пути улучшает транспортную ситуацию и повышает мобильность, а также сокращает время на преодоление расстояний.

Внедрение технологических решений в области "умного транспорта" предусматривает:

автоматизированную систему управления дорожным движением и мониторинга параметров транспортных потоков, в том числе мониторинга условий движения в режиме реального времени;

программное обеспечение для управления общественным транспортом;

автоматизированную систему информирования участников дорожного движения о дорожных условиях и ситуациях, о графиках движения общественного транспорта;

систему безопасности на общественном транспорте;

внедрение технологий, обеспечивающих передачу информации: исполнительные устройства и средства связи стандарта 5G, сети широкополосного Интернета и другие элементы, которые обеспечивают передачу данных до места их накопления и хранения;

внедрение городских платформ Интернета вещей для "умного города";

технологию "Умный паркинг", определяющую месторасположение и удаленность свободных мест для парковки;

системы электронных платежей за пользование транспортом и дорогами;

непрерывный мониторинг ситуации при осуществлении пассажироперевозок;

геоинформационные технологии и навигацию.



2. "Умное образование"


"Умное образование" - это инновационные технологии, включающие набор технологических решений в виде образовательных онлайн-платформ и массовых открытых онлайн-курсов, продвинутых технологий визуализации и удаленного доступа, дополненных виртуальной реальностью, и другие.

Внедрение технологических решений "Умное образование" подразумевает:

образовательные системы на базе искусственного интеллекта с возможностью тестирования обучающихся;

систему интеллектуального распознавания лица;

дистанционное образование и электронное обучение;

электронные журналы на всех уровнях образования;

системы интеграции онлайн- и офлайн-методик;

технологии адаптивного и мобильного обучения.



3. "Умная медицина"


"Умная медицина" - это централизованная система, в которой автоматизируется полный цикл информационного сопровождения оказания медицинских услуг населению.

Внедрение технологических решений "Умная медицина" подразумевает:

единые платформы биомедицинских данных пациентов;

ведение сетевых медицинских карт;

удаленную диагностику. Системы удаленного мониторинга состояния здоровья человека на основе медицинского Интернета вещей и мобильных приложений;

виртуальную диспансеризацию;

виртуальное больничное обслуживание;

электронные рецепты;

медицинскую помощь на дому с использованием телеметрии и беспроводной связи;

научно-доказательную медицину (с применением устройств на основе искусственного интеллекта и технических новшеств в сфере телекоммуникации);

оплату услуг на основе результатов лечения (оплачивается не количество визитов к врачу, а достигнутый результат);

внедрение технологий искусственного интеллекта для анализа медицинских данных, прогнозирования заболеваемости, хода протекания заболевания и выздоровления;

интегрированные медицинские пункты (с GPS и мобильными платформами), позволяющие отслеживать запасы медикаментов в режиме реального времени.



4. "Умная энергетическая система"


"Умная энергетическая система" - это устойчивая, экономически эффективная и надежная энергетическая система, в которой производство, инфраструктура и потребление энергии интегрированы и координируются посредством сервиса, потребителей и стимулирования технологий.

Переход к использованию "умных энергетических ("умные распределенные сети", "умные контрольно-измерительные системы" и пр.) и энергоэффективных технологий" ("умные лампы", "умное освещение") приведет к экономии потребляемой электроэнергии, снижению потерь от перерывов в ее подаче, снижению аварийности и капитальных затрат на оборудование, а также к повышению качества и надежности электросетей.

Внедрение технологических решений "Умная энергетическая система" подразумевает:

систему сбора данных и оперативного диспетчерского управления;

систему управления аварийными отключениями;

систему управления взаимоотношениями с клиентом;

геоинформационную систему;

автономные сенсоры для мониторинга напряжения;

цифровые платформы Интернета вещей, обеспечивающие интеграцию устройств разного типа, сбор и предсказательную аналитику данных;

гибридные батареи, сверхпроводящие накопители, литиевые аккумуляторы нового поколения;

"умные" системы измерения, анализ потребительской активности;

новые аналитические расчетные и платежные сервисы (с развитием соответствующих финансовых технологий);

интеллектуальные системы учета потребления энергоресурсов.



5. "Умное водоснабжение и водоотведение"


"Умное водоснабжение и водоотведение" - это управление водоснабжением на базе онлайн-гидравлических моделей, автоматизированных водозаборов, водоотведений и автоматизированного обнаружения утечек путем интеграции систем распределения, безопасности и контроля, управления ливневыми потоками и системы предупреждения наводнений.

Внедрение технологических решений в области "Умное водоснабжение и водоотведение" предусматривает:

единую информационную систему путем внедрения географической информационной системы;

систему учета потребителей и объемов оказанных услуг водоснабжения и водоотведения;

системы электронных версий маршрутных карт водопроводных и канализационных сетей;

системы водоснабжения и водоотведения путем установки в сетях электронных датчиков и регуляторов давления;

системы автоматизации работы - центральных диспетчерских служб и ведения мониторинга в режиме онлайн;

системы отключения водоснабжения в случае обнаружения протечки;

системы перекрытия кранов отопления всего дома в случае аварийной ситуации;

системы отключения насосов подкачки воды водоснабжения в случае обнаружения аварии;

системы управления уровнем воды в накопительной системе путем управления работой насосов и кранов;

внедрение технологий водоснабжения с установлением насадки для кранов и сенсорных смесителей.



6. "Умное жилищно-коммунальное хозяйство"


"Умное жилищно-коммунальное хозяйство" - это устойчивая и экономически эффективная система жилищно-коммунального хозяйства, в которой обеспечение и потребление коммунальных ресурсов и услуг путем интеллектуального учета, мониторинга и контроля и координируется через сервис, учитывающий также интересы потребителей и развитие технологий.

Внедрение технологических решений "Умное жилищно-коммунальное хозяйство" предусматривает:

автоматизацию процесса снятия показаний счетчиков с последующей передачей их в соответствующие инстанции;

системы передачи информации на устройства пользователя о состоянии энергоснабжения дома;

системы специальных сервисов и личных кабинетов для контроля за качеством коммунальных услуг;

информационные системы, внедрение smart-счетчиков ("умные приборы учета") для обеспечения обмена данными между потребителями коммунальных ресурсов и их поставщиками;

системы мониторинга платежей;

системы управления инфраструктурой;

системы выявления присвоений энергоресурсов и их предотвращения;

системы и методы повышения энергоэффективности;

системы снижения уровня расходования воды, снижения стоимости водоснабжения путем применения водосберегающих технологий;

открытые платформы потребительских сервисов.



7. "Умное строительство"


"Умное строительство" - это инновационные технологии в области строительства, включающие организационные, изыскательские, проектные, строительно-монтажные и пусконаладочные работы, связанные с созданием, изменением или сносом объекта.

Внедрение технологических решений "Умное строительство" подразумевает:

систему мониторинга и оперативного управления при строительстве;

системы упрощения процесса строительства и сокращения сроков возведения объектов;

стандарты строительства современного и эффективного жилья;

новые строительные материалы;

систему проектной документации для строительства;

применение сдельной и сдельно-премиальной систем оплаты труда;

визуальное моделирование процессов строительства;

системы управления складом.



8. "Умный дом"


"Умный дом" - это интеллектуальная система управления, позволяющая объединить все коммуникации в доме в одну, управляемую искусственным интеллектом, программируемым и настраиваемым исходя из потребностей и пожеланий хозяина дома.

Внедрение технологических решений "Умный дом" подразумевает:

охранную и пожарную сигнализацию;

систему контроля доступа;

контроль аварийных ситуаций (утечка воды, газа, аварии в электросети);

управление внутренним и уличным освещением;

контроль энергопотребления, ограничение пиковых нагрузок и распределение нагрузок по фазам питающей сети;

управление источниками резервного электропитания с применением приборов энергосбережения;

удаленный мониторинг и управление всеми системами дома через Интернет;

передачу информации о работе системы водоснабжения дома на smart-устройства пользователя через GSM-модуль;

интеллектуальные сенсорные системы мониторинга расхода тепла, управление кондиционированием, оптимизация распределения тепла;

дистанционное управление процессами проектирования строительных объектов в режиме реального времени.



9. "Умный хокимият"


"Умный хокимият" - это инновационные решения и системы, направленные на разработку и внесение соответствующих предложений в органы государственной власти на местах по актуальным проблемам, волнующим население.

Внедрение технологических решений "Умный хокимият" подразумевает:

отлаженное функционирование системы взаимодействия жителей города и представителей исполнительной власти, информационная открытость городской администрации;

активность граждан в управлении городом;

актуальность документации стратегического планирования города;

высокую посещаемость официальных сайтов городской администрации;

электронное удостоверение личности с совмещением платежного средства;

широкий спектр применения и использования высоких технологий, высокоскоростной сети Интернет;

доступ к wi-fi, наличие и качество муниципальных мобильных приложений;

системы оплаты местных налогов и сборов;

использование датчиков и современных методов оповещения граждан для подачи обращений и жалоб.



10. "Умная махалля"


"Умная махалля" - это внедрение передовых технологий "Умный город" в существующую инфраструктуру в целях повышения качества жизни, обеспечения комфорта и безопасности, а также оптимизации расходов города и жителей.

Внедрение технологических решений "Умная махалля" подразумевает:

отлаженную работу интернет-сервисов для вызова и оплаты такси;

возможность мониторинга дорожного трафика в режиме онлайн;

наличие сети заправочных станций для электромобилей;

сервис по предоставлению услуг каршеринга;

активность и количество пользователей сети Интернет;

применение электронных карт учащихся;

доступность данных о рынке труда;

участие общественности в устранении последствий несанкционированного выброса мусора.



ГЛАВА 3. МЕХАНИЗМЫ И ЭТАПЫ

РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ


1. Реализация Концепции осуществляется путем своевременного, качественного и полного выполнения мероприятий, указанных в Плане практических мер по реализации Концепции внедрения технологий "Умный город" в Республике Узбекистан (далее - План практических мер).


2. Координация внедрения современных интеллектуальных систем управления городской и региональной инфраструктурой, включая жилищно-коммунальное обслуживание, транспортную логистику, экстренные службы, с последующей интеграцией и объединением их в единый комплекс "Умный город".


3. Министерство инновационного развития Республики Узбекистан:

осуществляет координацию деятельности министерств, ведомств и других организаций - ответственных исполнителей в части реализации Плана практических мер;

обеспечивает ежеквартальное внесение в Кабинет Министров Республики Узбекистан подробной информации о ходе реализации Плана практических мер.


4. Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан обеспечивает:

своевременную и качественную разработку и внесение в установленном порядке проектов нормативно-правовых актов, направленных на реализацию Концепции;

создание условий для привлечения международных организаций и иностранных инвесторов;

организацию регулярного мониторинга за ходом выполнения соответствующих мероприятий Концепции;

осуществление мер по поддержке отечественных разработок технологий "Умный город" на международном рынке и развитие экспортного потенциала;

участие во внедрении и сопровождении системного программного обеспечения по развитию технологий "Умный город".


5. Ответственные исполнители Плана практических мер обеспечивают:

качественную разработку и внесение в установленном порядке проектов нормативно-правовых актов, направленных на реализацию Концепции;

своевременное и качественное выполнение мероприятий в соответствии с установленными сроками и объемами работ;

целенаправленное и эффективное использование финансовых средств, предназначенных для реализации мероприятий Плана практических мер;

на ежеквартальной основе представление в Министерство инновационного развития Республики Узбекистан информации о ходе реализации Плана практических мер.


6. Финансирование мероприятий по реализации Концепции осуществляется за счет привлечения финансовых, технологических, управленческих ресурсов, а также ресурсов частного сектора на основе механизмов государственно-частного партнерства.

Источниками финансирования реализации Концепции являются средства Государственного бюджета Республики Узбекистан, гранты и кредиты международных финансовых институтов и зарубежных организаций, благотворительные пожертвования физических и юридических лиц, в том числе нерезидентов Республики Узбекистан, другие источники, не запрещенные законодательством.


7. Для реализации настоящей Концепции в целях инновационного устойчивого развития рекомендуется использование 4-х этапной модели:

1-й этап: 2019-2021 годы - определение базовой линии - формирование профиля территории, оценка существующей инфраструктуры, определение индикаторов развития, анализ доступных активов, существующих вызовов и историй успеха;

2-й этап: 2022-2024 годы - разработка стратегии внедрения концепции "умного города" - вовлечение заинтересованных сторон, определение направлений мероприятий и планов, оценка рисков, формирование финансовой стратегии, определение ключевых показателей эффективности и целей;

3-й этап: 2025-2027 годы - детализированное планирование - бюджетирование, прогноз эффективности, определение возможностей автоматизации и внедрения информационных систем;

4-й этап: 2028-2030 годы - внедрение и оценка эффективности - совместное (со всеми заинтересованными сторонами) внедрение, мониторинг эффективности, оценка и переоценка (анализ трендов, инвестиционных параметров), обеспечение развертывания (экспансии).



ГЛАВА 4. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ


Реализация данной Концепции предусматривает достижение следующих результатов:

рост степени образованности городского населения за счет увеличения доступности всех форм образования и повышения квалификации, в том числе посредством сети Интернет;

повышение активности населения при взаимодействии с городскими службами и государственными органами с применением современных информационно-коммуникационных технологий;

повышение устойчивости энергетики, снижение издержек и затрат;

повышение эффективности распределения и потребления энергоресурсов;

улучшение качества, эффективности и интерактивности сервиса для потребителей, а также возможность применения индивидуальных тарифов;

создание пространства для применения инновационных технологий в будущем;

снижение потерь воды и перерывов в водоснабжении, повышение качества очистки сточных вод и улучшение утилизации твердых отходов;

снижение затрат на предоставление услуг городских служб населению и сокращение задолженности населения за предоставленные услуги;

сокращение времени реагирования при возникновении экстренных ситуаций и на правонарушения, снижение преступности и числа пострадавших;

снижение загруженности транспортной инфраструктуры;

экономия на обслуживании дорог и парковок;

улучшение мобильности для пешеходов и пользователей общественного транспорта.



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 19 января 2019 г.