Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Правила оказания услуг по сбору и вывозу твердых и жидких бытовых отходов (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 06.02.2019 г. N 95)

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Постановлению КМ РУз

от 06.02.2019 г. N 95



ПРАВИЛА

оказания услуг по сбору и вывозу твердых

и жидких бытовых отходов


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Настоящие Правила определяют порядок оказания услуг по сбору и вывозу твердых и жидких бытовых отходов (далее - бытовые отходы) организациями, специализирующимися на оказании услуг в области обращения с отходами.


2. Настоящие Правила не распространяются на отношения в области обращения с радиоактивными и биологическими отходами, отходами лечебно-профилактических учреждений, выбросами вредных веществ в атмосферу и сбросами вредных веществ в водные объекты, которые регулируются отдельными актами законодательства.


3. В настоящих Правилах применяются следующие основные понятия:


единая электронная система учета и оплаты физическими лицами обязательных платежей за услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов (далее - Единая электронная система учета) - единая электронная система ввода, хранения и обработки информации, предназначенная для ведения учета физических лиц - плательщиков обязательных платежей за услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, их задолженности, а также внесенных и взысканных сумм обязательных платежей;


жидкие бытовые отходы - отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности физических лиц и деятельности юридических лиц (сточные воды, различные виды жидких нечистот, которые скапливаются в выгребных ямах и септиках, помойные отходы от производственных процессов, фекальные отходы нецентрализованной канализации);


зона обслуживания - территория района (города), закрепленная органами государственной власти на местах за соответствующей обслуживающей организацией для оказания услуг по сбору и вывозу бытовых отходов;


крупногабаритные бытовые отходы - твердые бытовые отходы, образующиеся в результате замены морально и физически устаревшей мебели, бытовой техники (холодильники, стиральные машины, телевизоры и т.п.), оргтехники (компьютеры, принтеры и т.п.), технического оборудования, автотранспорта, а также образующиеся при рубке и агротехнической обработке древесных и кустарниковых насаждений отходы (ветки, сучья деревьев и кустарников, порубочные остатки, листья и др.) и строительные отходы, размеры которых не позволяют размещать их в контейнерах объемом 0,75 куб. м;


обслуживающая организация - организация, специализирующаяся на оказании услуг в области обращения с отходами и оказывающая потребителям услуги по сбору и вывозу бытовых отходов на закрепленной за ним территории;


потребитель - физическое лицо, зарегистрированное по месту постоянного проживания или временного пребывания на территории, закрепленной за обслуживающей организацией и которому на основании публичного договора оказываются услуги по сбору и вывозу бытовых отходов, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с обслуживающей организацией договор оказания услуг по сбору и вывозу бытовых отходов;

переработка отходов - осуществление технологических операций, связанных с изменением физических, химических или биологических свойств отходов, в целях подготовки их к экологически безопасному хранению, транспортированию или утилизации;


строительные отходы - отходы, образующиеся при производстве строительных работ, реконструкции, ремонте и сносе жилых домов, административных зданий, квартир многоквартирного дома;


смет - продукт разрушения и истирания дорожных покрытий, пыль, земля, опавшая листва, отходы из урн, осадок из водосточных колодцев;


"сигнальный" метод - сбор и вывоз твердых бытовых отходов в индивидуальном жилом секторе с объездом населенного пункта мусоросборочной техникой и оповещением потребителей путем подачи звукового сигнала;


твердые бытовые отходы - органические и неорганические отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности физических и деятельности юридических лиц, а также отходы, образующиеся в результате природных процессов на территориях и на объектах благоустройства (пищевые и растительные отходы, отходы текстильных изделий, упаковочных материалов, стекла, резины, бумаги, пластмассы, древесины, предметы домашнего обихода, утратившие свои потребительские свойства, смет, а также отходы, образующиеся в результате использования бытовых печей и отопительных котлов на твердом топливе);


утилизация отходов - извлечение из отходов ценных компонентов или использование отходов в качестве вторичного сырья, топлива, удобрений и в других целях;


услуга по сбору и вывозу бытовых отходов - комплекс работ, включающий сбор, вывоз, размещение, хранение, транспортировку, утилизацию, обезвреживание твердых бытовых отходов, а также удаление и транспортировку жидких бытовых отходов в соответствии с санитарными и экологическими требованиями.


4. Качество оказываемых услуг по сбору и вывозу бытовых отходов должно отвечать требованиям настоящих Правил, санитарным правилам, нормам и гигиеническим нормативам, экологическим и иным обязательным требованиям, установленным законодательством.

Оказание услуг по сбору и вывозу бытовых отходов осуществляется по схеме согласно приложению N 1 к настоящим Правилам.



ГЛАВА 2. ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ПО СБОРУ

И ВЫВОЗУ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ


5. Услуги по сбору и вывозу бытовых отходов оказываются обслуживающими организациями, за которыми органами государственной власти на местах закреплены территории районов (городов) для оказания услуг по сбору и вывозу бытовых отходов.

При этом закрепление территорий районов (городов) за обслуживающими организациями осуществляется:

на основании электронного конкурса - в соответствии с Договором на оказание услуг по сбору и вывозу бытовых отходов, заключаемым между Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента соответственно и победителем электронного конкурса;

в рамках проектов государственно-частного партнерства, в порядке, установленном законодательством, - в соответствии с Соглашением о государственно-частном партнерстве на оказание услуг по сбору и вывозу бытовых отходов, заключаемым соответственно между Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента, а также территориальными органами Государственного комитета по экологии и охране окружающей среды (далее - Государственный комитет по экологии) и частным партнером.

Порядок закрепления территорий районов (городов) путем электронного конкурса для организации оказания услуг по сбору и вывозу бытовых отходов регулируется Положением о порядке закрепления территорий за субъектами предпринимательства для организации оказания услуг по сбору и вывозу бытовых отходов, утвержденным постановлением Кабинета Министров от 25 сентября 2018 года N 765.

5-1. В случаях расторжения договора (соглашения) на оказание услуг по сбору и вывозу бытовых отходов на закрепленных территориях по соглашению сторон или истечения срока его действия, прекращения деятельности обслуживающей организации по инициативе обслуживающей организации, решению суда, состоянию банкротства или иным образом, в соответствии с предложением Государственного комитета по экологии допускается временное закрепление указанных территорий Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента за другими обслуживающими организациями по их согласию на основании дополнительного соглашения к договору (соглашению). При этом:

срок дополнительного соглашения к договору (соглашению) действует до тех пор, пока данная территория не будет закреплена за другой обслуживающей организацией в установленном порядке в соответствии с требованиями пункта 5 настоящих Правил;

приоритет отдается близкому расположению обслуживающей организации к указанным территориям, наличию необходимого количества исправных мусоросборочных машин, своевременному и качественному выполнению условий договора (соглашения).

Условия ликвидации имеющейся дебиторской и кредиторской задолженности в регионах, где изменилась обслуживающая организация, предусматриваются дополнительными соглашениями к соответствующему договору (соглашению). При этом на основании соглашения между ликвидированной обслуживающей организацией и новой обслуживающей организацией, за которой закрепляется территория, составляется сопоставительный акт по дебиторской и кредиторской задолженности. Настоящим актом устанавливаются размер, сроки взыскания (расчета), а также условия возмещения расходов, связанных с взысканием.

6. Оказание услуг по сбору и вывозу бытовых отходов осуществляется в соответствии с настоящими Правилами и договором (соглашением).

При этом услуги по сбору и вывозу бытовых отходов оказываются населению на основании договора (соглашения), заключаемого между Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей, г. Ташкента и обслуживающими организациями, а также публичного договора на оказание услуг физическим лицам по сбору и вывозу бытовых отходов.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатация недвижимого имущества которых приводит к образованию бытовых отходов, для пользования услугами по сбору и вывозу бытовых отходов заключают договор с обслуживающей организацией, в зоне обслуживания которой находится данное недвижимое имущество.

В случае, если у собственника или владельца (юридического лица или индивидуального предпринимателя) недвижимого имущества имеется специальное автотранспортное средство, предназначенное для вывоза твердых бытовых отходов, собственник или владелец недвижимого имущества заключает договор с обслуживающей организацией, имеющей специализированный полигон твердых бытовых отходов на размещение и захоронение твердых бытовых отходов.

В случае необходимости в связи с нехваткой потребного количества технически исправных мусоросборочных машин, обеспечивающих провозную возможность для полного обслуживания территории, городские и районные управления благоустройства для вывоза отходов и смета, образовавшегося при содержании и эксплуатации объектов благоустройства, могут заключать отдельные договоры с обслуживающей организацией. В случае, если у городских и районных управлений благоустройства имеется специальное автотранспортное средство, предназначенное для вывоза отходов и смета, городские и районные управления благоустройства заключают договор на размещение и захоронение отходов, и смета на специализированных полигонах.


7. Обязательные платежи за услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов аккумулируются на специальном банковском счете Республиканского центра организации работ санитарной очистки при Государственном комитете по экологии (далее - Центр) для последующей централизованной оплаты услуг обслуживающей организации в соответствии с главой 5 настоящих Правил.

Тарифы обязательных платежей за услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, а также за услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, оказываемых юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, утверждаются Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента после получения заключений органов ценового регулирования (Министерство финансов Республики Каракалпакстан, управления финансов хокимиятов областей и города Ташкента) и одобрения решениями соответственно Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, Кенгашами народных депутатов областей и города Ташкента, за исключением случаев, предусмотренных абзацами третьим - пятым пункта 8 настоящих Правил.

8. Вывоз следующих отходов осуществляется обслуживающей организацией за отдельную плату по договорным ценам:

жидкие бытовые отходы;

крупногабаритные бытовые отходы;

отходы животноводства;

строительные отходы и грунт;

отходы, образующиеся при рубке и агротехнической обработке древесных и кустарниковых насаждений (ветки, сучья деревьев и кустарников, порубочные остатки, листья и др.) и смет.

При этом вывоз бытовых отходов, указанных настоящим пунктом, может осуществляться обслуживающей организацией за пределами своей зоны обслуживания.



ГЛАВА 3. ТРЕБОВАНИЯ К СБОРУ,

ХРАНЕНИЮ И ВЫВОЗУ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ


9. Размещение и хранение бытовых отходов осуществляются в соответствии с настоящими Правилами, санитарными правилами, нормами и гигиеническими нормативами, экологическими требованиями и способами, обеспечивающими рациональное использование отходов или передачу (реализацию) их другим лицам.


10. Потребители ртутьсодержащих ламп, использующие их для освещения, осуществляют накопление отработавших ресурс ртутьсодержащих ламп отдельно от других видов отходов, в специально отведенном месте.

Накопление отработавших ресурс ртутьсодержащих ламп осуществляется в специальной таре, исключающей повреждение ламп и попадание содержащихся в них ртутных веществ в воздух, источники водоснабжения, почву и продукты питания, затем складируются в специально для этого установленные контейнеры в мусоросборочных пунктах обслуживающей организации. При сигнальном методе вывоза бытовых отходов обслуживающей организацией осуществляется сбор ртутьсодержащих ламп с обеспечением отдельного и безопасного размещения в специальном автотранспорте.

Транспортировка отработавших ресурс ртутьсодержащих ламп, накопленных в мусоросборочных пунктах, до утилизации осуществляется обслуживающей организацией и организацией по утилизации.


11. Отходы, указанные в абзацах третьем - пятом пункта 8 настоящих Правил, должны складироваться во временных, специально отведенных местах, определенных товариществами частных собственников жилья, органами самоуправления граждан, управляющим (исполнительным директором) или управляющей организацией.

Сжигание опавших листьев категорически запрещается, они вывозятся вместе с уличным придомовым сметом из специально отведенных мест.


12. Требования к созданию, размещению и эксплуатации мусоросборочных пунктов, оснащения их контейнерами, к специальным площадкам (отведенным местам), к количеству и виду контейнеров, предназначенных для раздельного сбора и хранения твердых бытовых отходов, регулируется Правилами размещения и эксплуатации объектов инфраструктуры санитарной очистки и обращения с бытовыми отходами, утвержденными постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 2 октября 2018 года N 787.



ГЛАВА 4. ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ

ВЫВОЗА БЫТОВЫХ ОТХОДОВ


13. Объем вывозимых твердых бытовых отходов определяется по утвержденным нормативам образования твердых бытовых отходов (далее - нормы накопления).


14. Норма накопления - величина переменная и должна периодически пересматриваться в зависимости от социально-экономической ситуации, изменений демографического характера и степени благоустройства обслуживаемых объектов, не менее одного раза в пять лет.

Нормы накопления твердых бытовых отходов определяются по многоквартирным и индивидуальным жилым домам - на одного человека в сутки, в зависимости от степени благоустройства дома (наличие отопления, газоснабжения, горячего и холодного водоснабжения и канализации).

Нормы накопления твердых бытовых отходов утверждаются Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента по согласованию с Государственным комитетом по экологии и Министерством здравоохранения Республики Узбекистан.

15. Периодичность вывоза твердых бытовых отходов устанавливается органами государственной власти на местах, исходя из местных климатических условий с учетом обеспечения санитарного состояния города, населенного пункта и условиями предотвращения развития болезнетворных бактерий, а также в соответствии с санитарными нормами и правилами не должен превышать предельных сроков хранения бытовых отходов.


16. Минимальная периодичность вывоза твердых бытовых отходов с мусоросборочных пунктов составляет один раз в день, при "сигнальном" методе в индивидуальном жилом секторе - один раз в три дня.


17. График вывоза твердых бытовых отходов, устанавливается по согласованию с органами самоуправления граждан и не должен превышать предельных сроков хранения бытовых отходов, согласно установленным санитарным правилам, нормам и гигиеническим нормативам.


18. В случае несоблюдения графика вывоза твердых бытовых отходов обслуживающей организацией потребитель, орган самоуправления граждан, товарищество частных собственников жилья или иное лицо вправе подать заявку в диспетчерскую службу обслуживающей организации для принятия оперативных мер по вывозу твердых бытовых отходов, а также обратиться в территориальные органы Госкомэкологии и региональные филиалы Центра для принятия соответствующих мер и оценки результативности оказанных услуг в соответствии с условиями Соглашения о государственно-частном партнерстве на оказание услуг по сбору и вывозу бытовых отходов или Договора на оказание услуг по сбору и вывозу бытовых отходов.

19. Региональные филиалы Центра осуществляют мониторинг (в том числе с использованием автоматизированной системы контроля за движением мусоросборочных машин в режиме реального времени (GPS)) и учет соблюдения обслуживающей организацией графика вывоза твердых бытовых отходов.


ГЛАВА 5. РАСЧЕТ ЗА ОКАЗЫВАЕМЫЕ УСЛУГИ


20. Оплата услуг обслуживающих организаций по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, оказываемых физическим лицам (за исключением услуг по вывозу бытовых отходов, предусмотренных пунктом 8 настоящих Правил), осуществляется централизованно из средств, аккумулированных на специальном банковском счете Центра за счет оплаты физическими лицами обязательных платежей за услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов.

При этом внесение физическими лицами обязательных платежей за услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов осуществляется ежемесячно не позднее десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, на специальные транзитные банковские счета Центра и аккумулируются на его специальном банковском счете.

Начисление платы производится по тарифу на услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, действовавшему в соответствующие периоды оказания услуг.

Оплата физическими лицами услуг по вывозу бытовых отходов, предусмотренных в пункте 8 настоящих Правил, осуществляется на условиях 100 процентной предоплаты, непосредственно на банковский счет обслуживающей организации.


21. Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны производить ежемесячно предоплату в размере 100 процентов за оказываемые услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, непосредственно на банковские счета обслуживающих организаций.


22. Централизованная оплата услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, оказанных физическим лицам, осуществляется Центром автоматически без платежных поручений.

23. Централизованная оплата услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, оказанных физическим лицам, производится по мере поступления от физических лиц обязательных платежей за услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов. При этом средства, аккумулированные на специальном банковском счете Центра, направляются:

обслуживающим организациям частного сектора - в размере 100 процентов от поступивших обязательных платежей за оказанные ими услуги;

обслуживающим организациям с государственной долей - в размере 90 процентов от поступивших обязательных платежей за оказанные ими услуги;

остальные средства - на финансирование деятельности Центра и его региональных филиалов.

При этом размер оплаты за пользование банковскими и межбанковскими, а также другими платежными системами может быть разово удержан с обслуживающих организаций в соответствии с договором, заключаемым между Центром и частными обслуживающими организациями.


ГЛАВА 6. ПОРЯДОК УЧЕТА ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ-

ПЛАТЕЛЬЩИКОВ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

ЗА УСЛУГИ ПО СБОРУ И ВЫВОЗУ ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ

ОТХОДОВ, А ТАКЖЕ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

ПО ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ПЛАТЕЖАМ


24. Учет физических лиц - плательщиков обязательных платежей за услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов (далее - абоненты), а также их задолженности осуществляется в Единой электронной системе учета в порядке, установленном настоящей главой.


25. В Единой электронной системе учета в онлайн режиме формируется информация:

об абонентах (фамилия, имя и отчество) с присвоением уникальных лицевых счетов, а также указанием их адресов и паспортных данных (серия и номер, дата и орган выдавший паспорт). При этом в Единую электронную систему учета вносятся информация исключительно об абонентах, зарегистрированных по месту постоянного проживания или временного пребывания в зоне обслуживания обслуживающих организаций;

об обслуживающей организации, к зоне обслуживания которой относится абонент;

о количестве лиц, совместно зарегистрированных по месту постоянного проживания или временного пребывания с абонентом;

о начисленной сумме обязательных платежей за каждый месяц и с нарастающим итогом. При этом размер начисленной суммы обязательного платежа исчисляется в Единой электронной системе учета автоматически с учетом количества лиц, совместно зарегистрированных по месту постоянного проживания или временного пребывания с абонентом, установленного тарифа на одного человека в месяц в период оказания услуг;

о фактической оплате, сумме задолженности и переплате обязательных платежей за услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов;

об иных показателях в соответствии с техническими требованиями к функционированию Единой электронной системы учета.

Единая электронная система учета интегрируется с банковскими и межбанковскими, а также другими платежными системами, позволяющими производить оплату с одновременным отражением информации об оплате в Единой электронной системе учета.

26. Госкомэкологии несет ответственность за обеспечение администрирования и бесперебойного функционирования Единой электронной системы учета.

Обслуживающие организации несут ответственность за своевременность и достоверность информации, вводимой в Единую электронную систему учета.

27. Оплата за оказанные услуги по сбору и вывозу бытовых отходов осуществляется по усмотрению физических лиц без ограничения через коммерческие банки и кассы по приему платежей, электронные системы оплаты и другими видами оплаты в наличной и безналичной формах.

Сбор (взыскание) контролерами участков индивидуальных и многоквартирных домов обслуживающих организаций (далее - контролеры) текущих обязательных платежей и задолженностей по ним осуществляется по сведениям о начисленных суммах, отраженным в Единой электронной системе учета.

При этом прием платежей от физических лиц осуществляется контролерами, как правило, через электронные платежные системы с отражением в Единой электронной системе учета.

28. Дата приема платежа контролерами и коммерческими банками считается моментом оплаты.

В случае осуществления платежа через электронные платежные системы моментом оплаты считается дата зачисления денежных средств на лицевой счет потребителя (транзакции).

При проведении оплаты работодателем путем удержания из заработной платы своих работников на основании их заявлений моментом оплаты для каждого потребителя считается дата представления обслуживающей организации поименного реестра оплативших работников после перечисления денежных средств.

29. Потребители освобождаются от перерасчета за оплаченные авансом платежи на период, не превышающий двенадцати месяцев со дня оплаты, в случае увеличения в этот период соответствующих тарифов.


30. При несвоевременной оплате средств взимается пеня с юридических лиц в размере 0,4 процента и физических лиц в размере 0,1 процента от суммы задолженности за каждый просроченный день, но не более 50 процентов от общей суммы задолженности.

Начисление пени производится с суммы уточненной задолженности (недоимки) потребителя, а также с учетом внесенной предоплаты в установленном порядке, начиная с 11 числа месяца, следующего за расчетным периодом.

Для расчета пени определяется месяц образования задолженности и с этого месяца производится начисление пени за каждый просроченный день по каждой месячной недоимке.


31. Перерасчет размера платежей за услуги по сбору и вывозу бытовых отходов производится в случаях:

допущения ошибок при расчетах, предусмотренных в пункте 32 настоящих Правил;

не предоставления услуг или оказания услуг потребителю ненадлежащего качества;

корректировки количества зарегистрированных по месту постоянного проживания или временного пребывания лиц в порядке, установленном пунктами 37 и 38 настоящих Правил;

по решению суда.

Перерасчет размера обязательных платежей за услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов осуществляется обслуживающими организациями на основании подтверждающих документов.

32. Перерасчет платежей за услуги по сбору и вывозу бытовых отходов производится при допущении следующих ошибок при расчетах:

при наличии расхождений между фактически оплаченными суммами и информации об оплате в Единой электронной системе учета;

при неправильном расчете суммы платежа или неправильного применения тарифа;

при неправильном исчислении пени;

при допущении арифметической ошибки в Единой электронной системе учета или платежных документах;

иных искажениях в Единой электронной системе учета, платежных и бухгалтерских документах.

При обнаружении ошибок при расчетах обслуживающей организацией составляется акт, являющийся основанием для перерасчета платежей за услуги по сбору и вывозу бытовых отходов и внесения соответствующей информации в Единую электронную систему учета. К акту прилагаются документы, подтверждающие совершение ошибки при расчетах, и подписывается начальником обслуживающей организации.

Ошибки, допущенные при расчетах, учитываются обслуживающими организациями по мере их выявления в течение срока исковой давности.

33. При предоставлении услуг ненадлежащего качества или не предоставлении услуг по сбору и вывозу бытовых отходов потребитель освобождается от уплаты за услуги на соответствующий период.


34. В случае выявления факта не предоставления услуг или предоставления услуг по сбору и вывозу бытовых отходов ненадлежащего качества составляется акт, подтверждающий факт не предоставления услуг или предоставления услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем, представителем обслуживающей организации, а также представителем органа самоуправления граждан или товарищества частных собственников жилья.

Акт о не предоставлении или предоставлении услуг ненадлежащего качества является основанием для перерасчета размера платежа за услуги по сбору и вывозу бытовых отходов, а также учитывается при оценке результативности оказанных услуг в соответствии с условиями Соглашения о государственно-частном партнерстве на оказание услуг по сбору и вывозу бытовых отходов или Договора на оказание услуг по сбору и вывозу бытовых отходов.

Акт является действительным при наличии подписи потребителя, представителя обслуживающей организации и органа самоуправления граждан или товарищества частных собственников жилья.

В случае неявки представителя обслуживающей организации достаточно подписи представителя органа самоуправления граждан или товарищества частных собственников жилья.

В случае отказа представителем обслуживающей организации от подписания акта он обязан в день составления акта письменно мотивировать причины отказа от подписания данного акта. В противном случае потребитель вправе прекратить оплату обязательных платежей за услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов до принятия судебного решения.


37. При выявлении новых абонентов или лиц, зарегистрированных по месту постоянного проживания или месту временного пребывания вместе с ними, в том числе не находящихся на территории Республики Узбекистан, ранее не внесенных в сведения об изменениях по абонентам и не представленных в обслуживающую организацию, в Единой электронной системе учета производится корректировка численности абонентов и лиц, зарегистрированных вместе с ними по месту постоянного проживания или месту временного пребывания.

Одновременно производится полный перерасчет задолженности по обязательным платежам за услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов с момента фактического увеличения или уменьшения количества зарегистрированных лиц по месту постоянного проживания или месту временного пребывания (заселение, переезд, рождение и т.п.) при наличии подтверждающих документов (акт, составленный органом самоуправления граждан или работником обслуживающей организации, подтверждение органа внутренних дел о регистрации по месту постоянного проживания или месту временного пребывания, пограничные (миграционные) отметки, сведения органа записи актов гражданского состояния (ЗАГС) о регистрации рождения и другие), а в случае отсутствия подтверждающих документов - за прошедшие три месяца.

При этом в случаях, когда установлено, что обслуживающей организацией в Единую электронную систему учета были внесены изменения или произведен перерасчет в нарушение требований настоящих Правил, региональные филиалы Центра направляют в обслуживающую организацию уведомление в электронной форме об устранении недостатков в течение 5 рабочих дней.

В случае неустранения обслуживающей организацией в установленный срок указанных в данном уведомлении недостатков сведения, неправильно внесенные региональным филиалом Центра в Единую электронную систему учета, могут быть удалены из системы.

39. В сфере организации учета абонентов и внесенных ими обязательных платежей за услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, а также взаимодействия с обслуживающими организациями и государственными органами региональный филиал Центра осуществляет следующие функции:

организует совместно с хокимиятами районов (городов) и органами самоуправления граждан достоверный учет абонентов, а также обеспечивает своевременное внесение информации о них в Единую электронную систему учета;

ведет оперативный учет поступлений денежных средств от абонентов;

формирует информацию о дебиторской и кредиторской задолженности абонентов;

обеспечивает контролеров сведениями об учете абонентов, поступлений денежных средств от абонентов и задолженности абонентов для последующего обеспечения полноты и своевременности поступления обязательных платежей за услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов;

осуществляет контроль за правильностью ввода обслуживающими организациями данных в Единую электронную систему учета;

вносит в Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента предложения по формированию (в том числе внесение изменений) тарифов на оказание услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов в установленном порядке;

представляет ежеквартально в срок до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, а по итогам года до 25 февраля очередного финансового года в Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента соответственно, а также Госкомэкологии информацию о ходе реализации заключенных Соглашений о государственно-частном партнерстве на оказание услуг по сбору и вывозу бытовых отходов и Договоров на оказание услуг по сбору и вывозу бытовых отходов, а также об объемах выполненных работ по форме, утверждаемой Госкомэкологии;

осуществляет претензионно-исковую работу, в том числе подготовку заявлений в суды о взыскании с абонентов просроченной задолженности по обязательным платежам за услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов в случае их неуплаты свыше шести месяцев. При этом документы, требуемые для судебного взыскания просроченной задолженности, представляются обслуживающей организацией, а расходы, связанные с взысканием, возмещаются обслуживающей организацией;

рассматривает обращения потребителей физических лиц по вопросам, связанным с оказанием услуг по сбору и вывозу бытовых отходов, а также ведет учет их исполнения;

осуществляет контроль за исполнением обслуживающими организациями обязательств по заключенным Соглашениям о государственно-частном партнерстве на оказание услуг по сбору и вывозу бытовых отходов и Договорам на оказание услуг по сбору и вывозу бытовых отходов;

выполняет работу по оценке результативности оказанных услуг в соответствии с условиями заключенных Соглашений о государственно-частном партнерстве на оказание услуг по сбору и вывозу бытовых отходов и Договоров на оказание услуг по сбору и вывозу бытовых отходов;

проводит совместно с органами самоуправления граждан разъяснительные работы по вопросам санитарной очистки территорий и обращения с отходами.


ГЛАВА 7. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЯ


41. Потребитель имеет право:

на получение услуги согласно договору в необходимом объеме, установленного качества, безопасное для его жизни и здоровья, а также не причиняющее вреда его имуществу;

требовать соблюдения обслуживающей организацией минимальной периодичности вывоза твердых бытовых отходов;

производить предоплату на период, не превышающий двенадцати месяцев, без последующего перерасчета при увеличении соответствующих тарифов;

получать от обслуживающей организации информацию о действующем порядке, требованиях, правилах и изменениях порядка оказания услуг, а также тарифов на услуги по сбору и вывозу бытовых отходов;

подать заявку в диспетчерскую службу обслуживающей организации, которая в оперативном порядке должна принять меры по вывозу твердых бытовых отходов, в случае несоблюдения графика вывоза твердых бытовых отходов обслуживающей организацией;

подавать жалобу обслуживающей организации в письменной, электронной или устной форме в случае некачественного выполнения обслуживающей организацией договорных обязательств и требовать от обслуживающей организации составления акта, подтверждающего факт не предоставления услуг или оказания услуг ненадлежащего качества, а также устранения выявленных недостатков в установленные сроки;

требовать безвозмездного устранения допущенных по вине обслуживающей организации недостатков при оказании услуг;

на полное освобождение от обязанностей по оплате услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов за период документально подтвержденного временного отсутствия по месту постоянного проживания или временного пребывания либо выписке с места постоянного проживания или временного пребывания, приостановления или прекращения деятельности юридического лица или за период не предоставления услуг в установленном договором порядке;

при заключении договора (юридическое лицо и индивидуальный предприниматель) устанавливать сроки оказания услуги, исходя из необходимости своевременного удаления бытовых отходов, которые не должны превышать предельных сроков, установленных санитарными правилами, нормами и гигиеническими нормативами;

обратиться в суд в связи с некачественным оказанием услуги по сбору и вывозу бытовых отходов и потребовать возмещения убытков, если обслуживающая организация не приступает своевременно к исполнению договора или оказывает некачественную услугу.

Потребитель может иметь и иные права в соответствии с законодательством.


42. Потребитель обязан:

своевременно и в полном объеме вносить оплату за оказание услуг по сбору и вывозу бытовых отходов;

при контейнерной системе сбора размещать отходы в контейнеры при складировании отходов на мусоросборочных пунктах;

при "сигнальном" методе сбора хранить твердые бытовые отходы в своих домах и размещать их в специальное автотранспортное средство обслуживающей организации при его прибытии по графику вывоза твердых бытовых отходов;

не выбрасывать и не размещать бытовые отходы в несанкционированных местах и объектах (на улицу, в водные артерии, арыки и другие не установленные места для сбора и захоронения твердых и жидких бытовых отходов, в том числе из транспортных средств во время их остановки, стоянки или движения);

не сжигать твердые бытовые отходы на объектах их размещения (в земляных ямах, емкостях и т.д.), территории организации, полях и в населенных пунктах без применения специальных технических устройств;

не допускать организации в помещениях общего пользования многоквартирного дома места сбора и хранения твердых бытовых отходов;

обеспечить обслуживающей организации свободный доступ к месту погрузки твердых и жидких бытовых отходов на специальные автотранспортные средства;

при обнаружении неисправностей мусоросборочных контейнеров, мусоросборочных пунктов, мусоросборочных камер и иного оборудования немедленно сообщать о них в обслуживающую организацию;

складировать крупногабаритные бытовые отходы, строительные отходы во временные, специально отведенные места, определенные товариществами частных собственников жилья, органами самоуправления граждан, управляющими организациями, и не допускать их выбрасывания в контейнеры в мусоросборочных пунктах;

не размещать угли, тлеющую золу или другие несгоревшие отходы твердого топлива, вызывающие возгорание, на мусоросборочных пунктах, мусоросборочных контейнерах, а также в специальном автотранспортном средстве.

Потребитель может нести и иные обязанности в соответствии с законодательством.



ГЛАВА 8. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

ОБСЛУЖИВАЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ


43. Обслуживающая организация имеет право:

своевременно и в полном объеме получать оплату за оказанные услуги по сбору и вывозу бытовых отходов в соответствии с законодательством и настоящими Правилами;

обновлять на регулярной основе базу данных потребителей в Единой электронной системе учета и направлять им уведомление о задолженности;

предъявлять в суд иски, связанные с взысканием платы за оказанные услуги по сбору и вывозу бытовых отходов, а также взыскивать пеню в порядке, установленном законодательством;

оказывать дополнительные услуги по вывозу крупногабаритных бытовых отходов, строительных отходов, отходов животноводства, жидких бытовых отходов и других отходов за отдельную плату;

осуществлять комплекс мер для максимальной утилизации твердых и жидких бытовых отходов, реализации или передачи их другим юридическим и физическим лицам, занимающимся сбором, транспортировкой, утилизацией, переработкой, захоронением и реализацией бытовых отходов на договорной основе.

не загружать на специальное автотранспортное средство уголь, тлеющую золу или другие несгоревшие отходы твердого топлива, вызывающие возгорание.

Обслуживающая организация может иметь и иные права в соответствии с законодательством.


44. Обслуживающая организация обязана:

в течение пяти рабочих дней после закрепления за ней территорий районов (городов) в порядке, установленном законодательством и настоящими Правилами, опубликовать в средствах массовой информации публичный договор для оказания услуг физическим лицам по сбору и вывозу бытовых отходов;

направить копию публичного договора в органы самоуправления граждан и товарищества частных собственников жилья на обслуживаемой территории (нарочно под роспись или почтой с уведомлением о вручении);

заключать договора с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на оказание услуг по сбору и вывозу бытовых отходов;

осуществлять регулярный вывоз твердых бытовых отходов с закрепленной за ней территории в соответствии с графиком, согласованным с органами самоуправления граждан в установленном порядке;

соблюдать минимальную периодичность вывоза твердых бытовых отходов, а также создавать условия для контроля за движением специальных автотранспортных средств и техники, за полигонами отходов Центром и его региональными филиалами с использованием автоматизированной системы слежения (GPS) в режиме реального времени;

оказывать потребителям услуги по сбору и вывозу бытовых отходов надлежащего качества в соответствии с требованиями, установленными законодательством, настоящими Правилами и договорами;

выполнять заявки потребителей, поступившие в диспетчерскую службу обслуживающей организации, в оперативном порядке (не позднее одного рабочего дня со дня поступления заявки) в случае несоблюдения графика вывоза твердых бытовых отходов обслуживающей организацией;

внедрить систему электронной оплаты за оказываемые дополнительные услуги;

обновлять на регулярной основе базу данных потребителей;

вести первичный учет по обращению с бытовыми отходами;

вести учет обращений потребителей по режиму и качеству предоставления услуг по сбору и вывозу бытовых отходов, учет их исполнения;

осуществлять строительство мусоросборочных пунктов в необходимых количествах, обеспечивающих полный охват населения на закрепленных за ней территориях и в соответствии с условиями заключенных Соглашений о государственно-частном партнерстве на оказание услуг по сбору и вывозу бытовых отходов или Договоров на оказание услуг по сбору и вывозу бытовых отходов;

проводить надзор за состоянием мусоросборочных пунктов и контейнеров, обеспечить их поддержание в надлежащем состоянии;

обеспечить оснащение мусоросборочных пунктов необходимым количеством контейнеров для сбора твердых бытовых отходов в соответствии с условиями заключенных Соглашений о государственно-частном партнерстве на оказание услуг по сбору и вывозу бытовых отходов или Договоров на оказание услуг по сбору и вывозу бытовых отходов;

обеспечить надлежащее санитарное состояние мусоросборочных пунктов и транспортных средств;

обеспечить содержание мусоросборочных пунктов и оплату коммунальных платежей;

обеспечить самостоятельное осуществление сортировки твердых бытовых отходов;

производить текущий и капитальный ремонт мусоросборочных пунктов;

вести планомерную работу по противодействию массовому скоплению отходов и развитию бактерий и иных вредных веществ, опасных для жизни и здоровья граждан, окружающей среды (путем дезинфекции или промывки контейнеров, мусоросборочных пунктов и т.п.);

принимать меры по разработке и внедрению технологий по утилизации бытовых отходов, собственниками которых они являются;

обеспечивать хранение, переработку, утилизацию и захоронение твердых бытовых отходов в специально отведенных местах и объектах, предназначенных для этой деятельности;

информировать потребителя об изменениях порядка оказания услуг и тарифов на услуги по сбору и вывозу бытовых отходов путем вывешивания объявлений на стенде, доске объявлений обслуживающей организации и через средства массовой информации за пятнадцать дней до даты вступления их в силу;

бесплатно информировать потребителей по их запросу о действующих порядке, требованиях, правилах и изменениях порядка оказания услуг, в том числе тарифах на услуги по сбору и вывозу бытовых отходов;

предпринимать меры по устранению выявленных и предупреждению новых нарушений качества предоставляемых услуг потребителю;

проводить работы по рекультивации нарушенных земельных участков при обращении с бытовыми отходами;

размещать на стенде, доске объявлений обслуживающей организации информацию об оказываемых услугах, действующих тарифах на них, условиях оплаты, а также график вывоза твердых бытовых отходов, публичный договор на оказание услуг физическим лицам по сбору и вывозу бытовых отходов;

в течение пяти лет обеспечивать сохранность данных, связанных с оказанием услуг по сбору и вывозу бытовых отходов и бухгалтерских документов.

Обслуживающая организация может нести и иные обязанности в соответствии с законодательством.



ГЛАВА 9. КОНТРОЛЬ ЗА ОКАЗАНИЕМ УСЛУГ

ПО СБОРУ И ВЫВОЗУ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ


45. Госкомэкологии ведет государственный экологический контроль за осуществлением деятельности по сбору и вывозу бытовых отходов на постоянной основе.


46. Средства массовой информации, органы самоуправления граждан, негосударственные некоммерческие организации и граждане Республики Узбекистан осуществляют общественный контроль в области обращения с бытовыми отходами.


ГЛАВА 10. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


47. Споры по разногласиям между сторонами решаются в установленном законодательством порядке.


48. Лица, виновные в нарушении требований настоящих Правил, несут ответственность в соответствии с законодательством.






ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Правилам



СХЕМА

оказания услуг по сбору и вывозу бытовых отходов

  

    

Этапы

Процессы

Организационные меры

1-й этап

Закрепление

территории

района (города)

за обслужи-

вающими

организациями

Частные

обслуживающие

организации

Государственные

обслуживающие

организации

Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента:

а) для вновь закрепляемых территорий проводят электронный конкурс через единую электронную торговую площадку "Е-IJRO AUKSION" и заключают с победителем электронного конкурса договор на оказание услуг по сбору и вывозу бытовых отходов;

б) в рамках проектов государственно-частного партнерства - в соответствии с законодательством в случае определения частного партнера заключают соглашение о государственно-частном партнерстве с территориальными органами Государственного комитета по экологии и частным партнером.





    V

V

Заключение соглашения о ГЧП или договора на оказание услуг по сбору и вывозу бытовых отходов

Заключение договора

на оказание услуг

по сбору и вывозу

бытовых отходов

   

2-й этап

Учет

физических лиц -

плательщиков

обязательных

платежей

(абонентов)

Формирование и ведение

Единой электронной системы учета

   

Республиканский центр организации работ санитарной очистки и его региональные филиалы, а также обслуживающие организации ведут учет абонентов.

     

 

3-й этап

Оказание услуг

по сбору и вывозу

бытовых отходов

Физическим лицам -

на основе публичного

договора

Юридическим лицам

и индивидуальным

предпринимателям -

на основе договора

   

Обслуживающие организации:

публикуют в средствах массовой информации публичный договор в течение 5 рабочих дней после закрепления за ними территорий;

заключают договор с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на оказание услуг по сбору и вывозу бытовых отходов.

   

    

 

4-й этап

Расчет

за оказываемые

услуги

Физические лица -

на единые транзитные

банковские счета

Юридические лица

и индивидуальные

предприниматели -

на банковские счета

обслуживающих

организаций

1. Физические лица вносят обязательные платежи за услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов ежемесячно не позднее 10 числа месяца.


2. Центр перечисляет аккумулированные средства:

на банковские счета обслуживающих организаций частного сектора - в размере 100 процентов от поступивших обязательных платежей за оказанные ими услуги;

на банковские счета обслуживающих организаций с государственной долей - в размере 90 процентов от поступивших обязательных платежей за оказанные ими услуги.


3. Юридические лица и индивидуальные предприниматели производят ежемесячно предоплату в размере 100 процентов за услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов на банковские счета обслуживающих организаций.



    V

Аккумулирование денежных средств на специальном банковском счете Центра

 

5-й этап

Осуществление

контроля

Ведение

мониторинга


Принятие мер

1. Госкомэкологии осуществляет государственный экологический контроль.


2. Органы самоуправления граждан, ННО и граждане осуществляют общественный контроль в области обращения с бытовыми отходами.

        

Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 7 февраля 2019 г.