Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Положение о порядке принятия и применения в республике международных, межгосударственных, региональных стандартов и стандартов зарубежных стран (Приложение N 3 к Постановлению КМ РУз от 14.03.2019 г. N 220)

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ПРИЛОЖЕНИЕ N 3

к Постановлению КМ РУз

от 14.03.2019 г. N 220



ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке принятия и применения в республике

международных, межгосударственных, региональных

стандартов и стандартов зарубежных стран


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Настоящее Положение определяет порядок принятия и применения в Республике Узбекистан международных, межгосударственных, региональных стандартов и стандартов зарубежных стран (далее - Стандарты).


2. В настоящем Положении используются следующие основные понятия:


международный стандарт - стандарт, принятый в рамках Международной организации в области стандартизации;


региональный или межгосударственный стандарт - стандарт, принятый в рамках Региональной организации в области стандартизации;


стандарт зарубежной страны - стандарт, принятый уполномоченным органом по стандартизации зарубежного государства;


заинтересованная сторона - органы государственного и хозяйственного управления и иные организации, производящие или потребляющие соответствующие виды продукции (услуг), заинтересованные в принятии и (или) применении Стандартов.


3. Основанием для принятия Стандартов могут служить:

планы, программы и мероприятия по принятию Стандартов, разработанные в целях реализации поручений Правительства Республики Узбекистан;

ежегодная Программа республиканской стандартизации, утверждаемая Узбекским агентством по техническому регулированию;

планы работ технических комитетов по стандартизации;

заявки (обращения) в Узбекское агентство по техническому регулированию заинтересованных сторон.

Принятие в республике международных, межгосударственных, региональных стандартов и стандартов зарубежных стран осуществляется по схеме согласно приложению к настоящему Положению.


4. Перевод Стандартов на государственный язык обеспечивается заинтересованной стороной.



ГЛАВА 2. ПРИНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ


5. Международные стандарты принимаются в виде государственных стандартов Республики Узбекистан на государственном языке и на одном из языков оригинала.


6. Принятие международных стандартов в республике осуществляется в виде государственных стандартов Республики Узбекистан:

идентичных к международным стандартам, обозначаемых аббревиатурой IDT;

модифицированных по отношению к международным стандартам, обозначаемых аббревиатурой MOD;

неэквивалентных по отношению к международным стандартам, обозначаемых аббревиатурой NEQ.


7. Работы по подготовке к принятию международных стандартов в качестве государственных стандартов Республики Узбекистан осуществляются техническими комитетами по стандартизации, в случае их отсутствия - Узбекским институтом стандартов Узбекского агентства по техническому регулированию (далее - Институт) на договорной основе.

8. При наличии в принимаемом международном стандарте ссылок на другие международные стандарты, которые не приняты в качестве государственных стандартов Республики Узбекистан, необходимо провести работы по их одновременному принятию.


9. При проведении работ по одновременному принятию отсылочных международных стандартов необходимо учитывать их значимость, принимая в первую очередь отсылочные международные стандарты, которые тесно взаимосвязаны с принимаемым международным стандартом и обеспечивают выполнение его требований.


10. Государственный стандарт Республики Узбекистан является идентичным международному при следующих условиях:

государственный стандарт Республики Узбекистан идентичен по техническому содержанию, структуре и изложению;

государственный стандарт Республики Узбекистан идентичен по техническому содержанию, однако, в него могут быть внесены редакционные изменения.


11. При принятии государственного стандарта Республики Узбекистан, идентичного международному стандарту, идентификационный номер международного стандарта сохраняется с указанием номера, идентичного международному стандарту на титульном листе.

Например: O`z DSt ISO 5524:2017 (ISO 5524:1991, IDT).


12. Государственный стандарт Республики Узбекистан является модифицированным по отношению к международному стандарту при следующих условиях:

содержит технические отклонения, которые идентифицированы и разъяснены;

отражает структуру международного стандарта (международного документа), изменения которой допускаются при возможности простого сопоставления структуры обоих стандартов, и которые идентифицированы и разъяснены;

отсутствуют государственные стандарты Республики Узбекистан, которые в виде нормативных ссылок могут заменить отсылочные международные стандарты, - вместо каждой ссылки приводятся положения, которые могут адекватно заменить соответствующее содержание отсылочного международного стандарта (его раздела, подраздела, пункта, подпункта, приложения);

в тексте применяемого международного стандарта даны нормативные ссылки на другие международные стандарты, которые уже приняты в качестве идентичных или модифицированных государственных стандартов, - при подготовке проекта модифицированного стандарта вместо ссылок на международные стандарты используют ссылки на гармонизированные с ними государственные стандарты.

В тексте модифицированного стандарта вместо ссылки на международный стандарт допускается приводить ссылку на государственный стандарт, который распространяется на тот же объект стандартизации (продукция, процесс или услуга), но не является гармонизированным отсылочным международным стандартом.


13. При принятии государственного стандарта Республики Узбекистан, модифицированного по отношению к международному стандарту, идентификационный номер международного стандарта в порядковом номере не проставляется. Номер модифицированного международного стандарта проставляется на титульном листе.

Например: O`z DSt 3220:2019 (ISO 9227:2012, MOD).

14. Государственный стандарт Республики Узбекистан является неэквивалентным по отношению к международному стандарту при следующих условиях:

содержит технические отклонения, которые не идентифицированы и по которым не разъяснены причины их внесения;

имеет изменения в структуре, которые не обеспечивают простое сопоставление с международным стандартом, не идентифицированы и не разъяснены;

содержит незначительную часть требований (по количеству и/или значимости) международного стандарта.


15. При принятии государственного стандарта Республики Узбекистан, неэквивалентного по отношению к международному стандарту, идентификационный номер международного стандарта в порядковом номере не проставляется. Номер международного стандарта, который неэквивалентен, проставляется на титульном листе.

Например: O`z DSt 3722:2014 (ISO3290-1:2008, NEQ).



ГЛАВА 3. ПРИНЯТИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ

ИЛИ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ


16. Принятие региональных стандартов в республике осуществляется путем прямого принятия с сохранением идентификационного номера стандарта на государственном языке и на одном из языков оригинала.


17. Стандарты, принимаемые в рамках Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации стран - участников Содружества Независимых Государств (МГС), принимаются в соответствии с правилами проведения работ по стандартизации МГС.


18. При наличии в принимаемом региональном или межгосударственном стандарте ссылок на другие международные, региональные или межгосударственные стандарты, которые не приняты в республике, необходимо провести работы по их одновременному принятию.


19. При проведении работ по одновременному принятию отсылочных международных, региональных или межгосударственных стандартов необходимо учитывать их значимость, принимая в первую очередь ссылочные стандарты, которые тесно взаимосвязаны с принимаемым региональным или межгосударственным стандартом и обеспечивают выполнение его требований.



ГЛАВА 4. ПРИНЯТИЕ СТАНДАРТОВ

ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН


20. Принятие стандартов зарубежных стран в республике осуществляется путем прямого применения с сохранением идентификационного номера стандарта на государственном языке и на языке оригинала в соответствии с соглашениями и/или договорами, заключенными с данными странами.

21. Основанием для принятия стандартов зарубежных стран в республике является согласие о применении стандартов зарубежных стран уполномоченных органов по стандартизации этих стран.


22. При наличии в принимаемом стандарте зарубежных стран ссылок на другие Стандарты, которые не приняты в республике, необходимо провести работы по их одновременному принятию.


23. При проведении работ по одновременному принятию отсылочных Стандартов необходимо учитывать их значимость, принимая в первую очередь отсылочные Стандарты, которые тесно взаимосвязаны с принимаемым стандартом зарубежных стран и обеспечивают выполнение его требований.



ГЛАВА 5. ПОРЯДОК СОГЛАСОВАНИЯ

И ПРИМЕНЕНИЯ СТАНДАРТОВ


24. По мере поступления обращения в Узбекское агентство по техническому регулированию о принятии стандартов Узбекское агентство по техническому регулированию в срок не более пяти дней направляет запрос в уполномоченные органы, принявшие данные стандарты, для получения согласия на их применение.

25. Согласование принимаемых Стандартов с заинтересованными сторонами осуществляется техническими комитетами по стандартизации, в случае их отсутствия - Институтом.


26. Принимаемый Стандарт рассматривается заинтересованными сторонами в срок не более пятнадцати дней, которые представляют предложения о целесообразности (нецелесообразности) принятия Стандарта в республике.


27. В случае непредставления предложений заинтересованными сторонами в течение пятнадцати дней Стандарт считается согласованным.


28. По результатам согласования технические комитеты по стандартизации (в случае их отсутствия - Институт) в пятидневный срок вносят в Узбекское агентство по техническому регулированию заключение о целесообразности или нецелесообразности принятия Стандарта в республике.

29. Решение о целесообразности или нецелесообразности применения на территории Республики Узбекистан Стандартов принимается Узбекским агентством по техническому регулированию в срок не более пяти дней.

В случае нецелесообразности применения на территории республики Стандартов Узбекское агентство по техническому регулированию направляет обоснованный отказ заинтересованной стороне.

30. Стандарты вводятся в действие по истечении не менее трех месяцев с даты принятия решения об их применении.

В случае принятия Стандарта взамен действующего государственного стандарта предусматривается переходный период не более чем двенадцать месяцев.


31. Принятые на территории Республики Узбекистан Стандарты включают в состав Государственного фонда нормативных документов в области технического регулирования.


32. Узбекское агентство по техническому регулированию осуществляет ведение реестра принятых Стандартов.

Информация о принятых на территории Республики Узбекистан Стандартах публикуется на официальных сайтах Узбекского агентства по техническому регулированию и Института в срок не позднее пяти дней после принятия решения об их применении.

33. Международные, межгосударственные, региональные стандарты и стандарты зарубежных стран в соответствии с их областью распространения применяются на территории Республики Узбекистан органами государственного и хозяйственного управления, хозяйствующими субъектами и другими заинтересованными сторонами.



ГЛАВА 6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


34. Издание и переиздание Стандартов и изменений к ним осуществляется соответствующими международными, межгосударственными, региональными организациями и национальными органами по стандартизации зарубежных стран, утвердившими их.


35. Распространение Стандартов и изменений к ним, принятых на территории Республики Узбекистан, осуществляется в соответствии договорами и соглашениями, заключенными соответствующими международными, межгосударственными, региональными организациями и национальными органами по стандартизации зарубежных стран, утвердившими их.






ПРИЛОЖЕНИЕ

к Положению



СХЕМА

принятия в республике международных,

межгосударственных, региональных стандартов

и стандартов зарубежных стран

 

 

Этапы


Субъекты


Мероприятия


Сроки








1-й этап


Заинтересованная сторона

  

Подача заявки для принятия Стандарта

  

По мере необходимости











2-й этап


     

Узбекское агентство по техническому регулированию

    


Направление запроса на получение согласия о применении стандарта зарубежной страны в уполномоченный орган этой страны


В течение 5 дней





3-й этап


       

Узбекское агентство по техническому регулированию

   


Направление заявки о принятии Стандарта в технические комитеты по стандартизации или Институт


В течение 5 дней





4-й этап


    

Заинтересованная сторона, технические комитеты по стандартизации, Институт

    


Подготовка (разработка, перевод, оформление) к принятию Стандарта


В сроки, установленные договором





5-й этап


    

Технические комитеты по стандартизации, Институт

      


Согласование принимаемого Стандарта с заинтересованными сторонами


В течение 15 дней





6-й этап


Технические комитеты по стандартизации, Институт


    

Внесение в Узбекское агентство по техническому регулированию заключения о целесообразности или нецелесообразности принятия Стандарта в республике

   


В течение 5 дней





7-й этап


    

Узбекское агентство по техническому регулированию

    


Принятие решения о целесообразности или нецелесообразности применении Стандарта на территории республики


В течение 5 дней





8-й этап


       

Узбекское агентство по техническому регулированию

     


При принятии решения о применении Стандарта - введение его в действие


По истечении не менее 3-х месяцев





9-й этап


   

Узбекское агентство по техническому регулированию

    


Публикация информации о принятом Стандарте на территории республики на официальных сайтах


В течение 5 дней





     

       

Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 15 марта 2019 г.