Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Положение о деятельности инвестиционных и управляющих компаний (Приложение к Постановлению КМ РУз от 17.05.2019 г. N 414)

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ПРИЛОЖЕНИЕ

к Постановлению КМ РУз

от 17.05.2019 г. N 414



ПОЛОЖЕНИЕ

о деятельности инвестиционных

и управляющих компаний


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Настоящее Положение определяет цели, задачи, функции, критерии, вид деятельности и порядок осуществления мониторинга инвестиционных и управляющих компаний, в том числе при осуществлении венчурного финансирования, а также регулирует их отношения.


2. В настоящем Положении используются следующие основные понятия:


инвестиционная компания - коммерческая организация, которая осуществляет деятельность, связанную с формированием и аккумулированием денежных средств квалифицированных инвесторов, привлеченных управляющей компанией, для их дальнейшего вложения в инновационные и иные перспективные проекты;


управляющая компания - коммерческая организация, осуществляющая управление инвестиционным вкладом инвестиционной компании в соответствии с заключенным между ними договором;


венчурный фонд - инвестиционная компания, находящаяся под управлением управляющей компании, предназначенная для инвестирования аккумулированных денежных средств исключительно в высоко рискованные венчурные проекты;


квалифицированные инвесторы - юридические и физические лица, в том числе иностранные, внесшие в инвестиционные компании инвестиционные вклады в виде денежных средств в размере не менее 500 миллионов сумов в национальной валюте и/или в иностранной валюте в эквиваленте по курсу Центрального банка Республики Узбекистан на дату внесения вклада;


инвестиционные вклады - денежные средства, переданные квалифицированным инвестором инвестиционной компании для осуществления инвестиционной деятельности и не являющиеся вкладом в уставной капитал инвестиционной компании;


венчурные проекты с высокой степенью рисков - проекты, несущие в себе коммерческий характер с долгосрочным получением ожидаемой прибыли, находящиеся, как правило, на начальном этапе развития или на стадии расширения деятельности, в которых существует большая вероятность потерь финансовых средств;


инновационная деятельность - деятельность, направленная на создание и использование интеллектуального продукта, доведение оригинальных идей до их реализации в виде товаров и услуг, а также организацию эффективного удовлетворения потребностей в этих товарах и услугах.



ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНВЕСТИЦИОННЫХ

КОМПАНИЙ


3. Деятельность инвестиционных компаний не подлежит лицензированию.


4. Инвестиционные компании должны быть созданы исключительно для осуществления деятельности, связанной с формированием и аккумулированием денежных средств квалифицированных инвесторов для их дальнейшего вложения в коммерческие проекты.


5. Критериями оценки эффективности инвестиционных компаний являются:

увеличение прибыли;

обеспечение финансового равновесия организации в процессе ее функционирования и развития;

обеспечение наиболее эффективных путей реализации инвестиционной стратегии;

максимизация благосостояния собственников организации в текущем и перспективном периодах.


6. Задачами инвестиционной компании являются:

анализ и прогнозирование развития инвестиционного рынка;

разработка стратегических направлений инвестиционной деятельности и формирование инвестиционных (финансовых) ресурсов организации;

оценка инвестиционной привлекательности инвестиционных проектов, отдельных финансовых инструментов и отбор наиболее эффективных из них;

формирование инвестиционного портфеля и его оценка по критериям доходности, риска и ликвидности;

текущее планирование и управление реализацией отдельных инвестиционных программ и проектов;

подготовка решений о своевременном прекращении (выход) реализации неэффективных инвестиционных проектов (продажа отдельных финансовых инструментов) и реинвестировании капитала.


7. Инвестиционная компания обязана ежегодно организовывать проведение внешнего аудита в порядке, определяемом ее учредительным документом и законодательством Республики Узбекистан.



ГЛАВА 3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УПРАВЛЯЮЩИХ КОМПАНИЙ


8. Статус управляющей компании подлежит обязательной фиксации данного наименования в учредительных документах.


9. Управляющие компании могут осуществлять деятельность по управлению инвестиционным вкладом неограниченного количества инвестиционных компаний.


10. Суть управляющей компании заключается в нахождении бизнес-проекта, требующего финансирования, осуществлении оценки проектов, по мере необходимости в привлечении других инвесторов для совместного финансирования проекта, в аккумулировании денежных средств инвестиционных компаний.


11. Управляющие компании могут осуществлять свою деятельность за счет собственных средств с самостоятельным финансированием проекта, при необходимости с привлечением других инвестиционных компаний для участия в финансировании проекта.


12. В случае участия в финансировании проекта нескольких инвестиционных компаний стороны на основании договора самостоятельно определяют кто в данном процессе выступает управляющей компанией.


13. Управляющая компания открывает специальный счет, на который стороны согласно инвестиционному договору переводят свои инвестиционные вклады. Управляющая компания аккумулирует на данном расчетном счете вклады квалифицированных инвесторов и инвестиционных компаний для финансирования определенного согласно заключенному договору проекта.


14. Управляющая компания обязана организовывать службу внутреннего аудита в составе и порядке, определяемом ее учредительным документом и законодательством.



ГЛАВА 4. ВЕНЧУРНЫЙ ФОНД


15. В случае профильной деятельности инвестиционной компании в сфере венчурного финансирования она открывает венчурный фонд, для которого становится управляющей компанией.


16. Инвестиционная компания формирует уставный капитал венчурного фонда для управления венчурным фондом и аккумулирования денежных средств исключительно в венчурные проекты с высокой степенью рисков.


17. Учредителями венчурного фонда могут выступать юридические и физические лица, в том числе иностранные, подписавшие учредительный договор о его создании.


18. Венчурный фонд осуществляет следующие основные виды деятельности:

аккумулирование денежных средств юридических и физических лиц, в том числе иностранных, с целью получения прибыли от их последующего инвестирования в инновационную деятельность;

финансирование разработки и внедрения инноваций путем долевого участия, в уставном фонде вновь образуемых и существующих организаций, реализующих инновационные проекты, а также путем предоставления этим организациям инвестиционных займов без залогового обеспечения;

размещение свободных денежных средств на внутреннем рынке высоколиквидных финансовых инструментов;

участие в управлении организациями, акционером (участником) которых является фонд.


19. Венчурные фонды могут осуществлять финансирование инновационных проектов как определенного сектора экономики (специализированные венчурные фонды), так и различных секторов экономики (универсальные венчурные фонды).


20. Взаимоотношения учредителей венчурного фонда регламентируются учредительным договором о его создании, определяющим порядок осуществления ими совместной деятельности по учреждению фонда.


21. Кроме требований, предъявляемых законодательством Республики Узбекистан, устав венчурного фонда в обязательном порядке должен содержать следующие положения:

ограничения инвестиционной деятельности фонда;

сведения о правах и обязанностях управляющего инвестиционными активами венчурного фонда, порядок заключения с ним договора доверительного управления, его ответственность перед фондом и его акционерами в случаях нанесения ущерба;

порядок привлечения средств;

порядок принятия решении об инвестировании инновационных проектов;

порядок принятия решения о выходе из проинвестированных предприятий;

порядок выплаты дивидендов.


22. В наименовании венчурного фонда должны быть включены слова "венчурный фонд".


23. Венчурный фонд вправе начать инвестирование средств только после полного формирования первоначального уставного фонда в порядке, установленном законодательством Республики Узбекистан, и заключения договора с управляющей компанией о передаче ей в доверительное управление инвестиционных активов фонда.



ГЛАВА 5. РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ


24. Взаимоотношения между инвестиционными компаниями, управляющими компаниями и квалифицированными инвесторами регулируются исключительно на основе договора, исходя из самостоятельного определения сторонами его условий, в том числе выбора форм и способов разрешения споров, возникающих при их совместной деятельности, в рамках, не противоречащих законодательству Республики Узбекистан.


25. Инвестиционные компании вправе осуществлять инвестиции путем приобретения долей в уставных капиталах действующих и вновь создаваемых хозяйствующих субъектов, приобретения ценных бумаг, реализации отечественным и иностранным инвесторам долей инвестиционной компании в уставном капитале хозяйствующих субъектов, приобретения недвижимости и иных активов и в других формах, не запрещенных законодательством Республики Узбекистан.


26. Выбор инвестиционных проектов осуществляется управляющей компанией самостоятельно в соответствии с инвестиционной стратегией, определяемой ею самостоятельно.


27. Юридические лица, в уставном капитале которых имеется государственная доля, государственные органы, а также политические партии, некоммерческие организации, профсоюзы, общественные фонды и религиозные организации не могут быть учредителями управляющей компании, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Узбекистан.



ГЛАВА 6. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ


28. Налогообложение инвестиционных и управляющих компаний, а также венчурных фондов осуществляется в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.



ГЛАВА 7. МОНИТОРИНГ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ИНВЕСТИЦИОННЫХ И УПРАВЛЯЮЩИХ КОМПАНИЙ


29. Мониторинг деятельности инвестиционных и управляющих компаний осуществляется Министерством финансов Республики Узбекистан исключительно с целью выявления и изучения причин, препятствующих эффективной деятельности инвестиционных и управляющих компаний.

30. Мониторинг осуществляется на основе открытых данных и информации, получаемых Министерством финансов Республики Узбекистан от Министерства инвестиций и внешней торговли, Государственного комитета по статистике и Государственного налогового комитета Республики Узбекистан самостоятельно без участия инвестиционных и управляющих компаний, а также на основании обращений инвестиционных и управляющих компаний.


ГЛАВА 8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ


31. За несоблюдение требований настоящего Положения инвестиционные и управляющие компании несут ответственность в порядке, установленном законодательством Республики Узбекистан.



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 20 мая 2019 г.