Положение о межведомственной координации и взаимодействии по вопросам торгово-экономического, инвестиционного и туристского сотрудничества с зарубежными странами и международными организациями (Приложение N 3 к Постановлению Президента РУз от 23.05.2019 г. N ПП-4331)
ПРИЛОЖЕНИЕ N 3
к Постановлению Президента РУз
от 23.05.2019 г. N ПП-4331
ПОЛОЖЕНИЕ
о межведомственной координации и взаимодействии
по вопросам торгово-экономического, инвестиционного
и туристского сотрудничества с зарубежными странами
и международными организациями
1. Настоящее Положение определяет порядок межведомственной координации и взаимодействия между органами государственного и хозяйственного управления, органами государственной власти на местах (далее - ответственные организации) и заграничными учреждениями Республики Узбекистан в реализации внешнеэкономического курса Республики Узбекистан, защите и продвижении ее экономических интересов, привлечении иностранных инвестиций и передовых технологий, льготных кредитов, грантов и средств технического содействия, увеличении объемов экспорта отечественных товаров и услуг, расширении номенклатуры двустороннего товарооборота, привлечении туристского потока из зарубежных стран, а также повышении транспортно-транзитного потенциала республики (далее - межведомственное взаимодействие).
2. Основными задачами межведомственного взаимодействия являются:
организация эффективной и оперативной совместной работы между Министерством иностранных дел, Министерством инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан, Государственным комитетом Республики Узбекистан по развитию туризма, заграничными учреждениями Республики Узбекистан (далее - заграничные учреждения), органами государственной власти на местах и другими ответственными организациями;
активизация и совершенствование деятельности заграничных учреждений в сфере продвижения экспорта, привлечения прежде всего прямых иностранных инвестиций, развития транспортного и транзитного потенциала страны и расширения туристского потока в Республику Узбекистан;
обеспечение со стороны ответственных организаций информационно-справочного обеспечения заграничных учреждений;
обеспечение своевременного и эффективного рассмотрения ответственными организациями обращений, запросов и проектных предложений субъектов внешнеэкономической деятельности в части продвижения экспорта, привлечения инвестиций, развития транспортного и транзитного потенциала и расширения туристского потока;
совершенствование системы продвижения экспорта и привлечения иностранных инвестиций, направленного на создание действенного механизма доступа отечественных товаров и услуг к внешним рынкам, а также максимального привлечения иностранных инвестиций в экономику страны.
3. Межведомственное взаимодействие осуществляется в соответствии со Схемой, утвержденной приложением N 1 к Указу Президента Республики Узбекистан от 5 апреля 2018 года N УП-5400 "О мерах по коренному совершенствованию системы Министерства иностранных дел Республики Узбекистан и усилению его ответственности за реализацию приоритетных направлений внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности".
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ОТВЕТСТВЕННЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ ПРИ МЕЖВЕДОМСТВЕННОМ
ВЗАИМОДЕЙСТВИИ
4. Министерство иностранных дел является центральным звеном в системе государственных органов, отвечающих за обеспечение и реализацию внешнеполитического и внешнеэкономического курса страны.
5. Основными задачами Министерства иностранных дел при межведомственном взаимодействии являются:
обеспечение совместно с органами государственного и хозяйственного управления, органами государственной власти на местах и иными хозяйствующими субъектами реализации внешнеэкономического курса и выработка предложений по стратегии внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан;
координация деятельности профильных министерств, ведомств, органов исполнительной власти на местах в реализации единой внешнеэкономической деятельности, выявление и устранение факторов, препятствующих их эффективной реализации;
принятие политико-дипломатических мер по созданию благоприятных внешних условий для продвижения экспорта, привлечения инвестиций и развития туризма;
оказание практического содействия в развитии экспортного потенциала республики, привлечении иностранных инвестиций и повышении туристического потока в Узбекистан;
обобщение и анализ поступающей из заграничных учреждений, ответственных организаций, а также субъектов предпринимательства информации о международной экономической ситуации, конъюнктуре рынка зарубежных стран, выработка на ее основе консолидированных предложений по продвижению внешнеэкономических интересов по приоритетным направлениям;
широкое распространение объективной информации о реализуемых в стране масштабных реформах и преобразованиях, экспортном, инвестиционном и туристском потенциале республики, а также укрепление позитивного имиджа страны и выработка предложений по улучшению позиций Узбекистана в мировых рейтингах;
совершенствование деятельности заграничных учреждений в части развития внешнеэкономических связей с зарубежными странами, международными финансовыми институтами и организациями, осуществление контроля за работой дипломатических работников заграничных учреждений по вопросам внешнеэкономической деятельности;
6. Министерство инвестиций и внешней торговли является органом, ответственным за координацию формирования стратегии и реализации единой политики в сфере внешней торговли и привлечения иностранных инвестиций, кредитов и средств финансово-технического содействия.
7. Основными задачами Министерства инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан при межведомственном взаимодействии являются:
определение стратегии привлечения прямых иностранных инвестиций, кредитов, а также средств финансово-технического содействия;
разработка программ и реализация мер по развитию инвестиционного потенциала, формированию благоприятного инвестиционного климата, укреплению имиджа страны как надежного инвестиционного партнера и повышению ее инвестиционной привлекательности;
принятие мер по развитию и диверсификации направлений инвестиционного сотрудничества с зарубежными партнерами;
формирование единой базы инвестиционных проектов и предложений, содействие в поиске и привлечении иностранных инвесторов, а также кредитов и средств финансово-технического содействия;
координация проработки и выработка (совместно с причастными министерствами и ведомствами) перечня твердых торгово-инвестиционных соглашений и контрактов для заключения в ходе заседаний межправительственных комиссий с зарубежными странами;
представление в Министерство иностранных дел и заграничные учреждения качественно разработанных инвестиционных предложений и паспорта проектов вместе с презентационными и информационно-справочными материалами;
оказание содействия субъектам внешнеэкономической деятельности республики в поиске иностранных инвесторов, установлении взаимовыгодных контактов между ними, а также в подготовке проектных предложений и других необходимых материалов для привлечения прямых иностранных инвестиций;
формирование стратегии внешнеторговой деятельности республики по приоритетным региональным и отраслевым направлениям;
разработка программ и обеспечение реализации мер по развитию экспортного потенциала республики, устранению тарифных и нетарифных барьеров, развитию транспортно-коммуникационных связей;
реализация задач по увеличению объемов, расширению географии и диверсификации номенклатуры экспортируемых товаров (работ, услуг);
защита прав и законных интересов экспортеров за рубежом, содействие в поиске деловых партнеров, заключении контрактов, участии в тендерных (конкурсных) торгах, ярмарках, бизнес-форумах и других мероприятиях;
предоставление в Министерство иностранных дел и заграничные учреждения списка экспортируемых товаров (работ, услуг) с указанием их стоимости в иностранной валюте, технических параметров и характеристик в разрезе регионов;
осуществление маркетинговых исследований мировых рынков, проведение на системной основе анализа ассортимента и номенклатуры продукции, производимой хозяйствующими субъектами, и формирование единой электронной базы данных экспортируемых товаров и услуг отечественных производителей.
8. Государственный комитет по развитию туризма является органом, обеспечивающим реализацию политики в сфере туризма, коренное повышение туристского потенциала страны и придание туризму статуса стратегического сектора экономики.
9. Основными задачами Государственного комитета по развитию туризма при межведомственном взаимодействии являются:
выработка стратегии развития туриндустрии, а также продвижения туристических услуг на приоритетных зарубежных рынках;
разработка программ по развитию туристической инфраструктуры, продвижению национального туристического бренда и турпродуктов;
расширение и диверсификация туристических рынков, содействие национальным туроператорам в участии в туристических ярмарках и налаживании партнерских связей;
обеспечение участия ведущих иностранных туристических компаний в реализации совместных программ и проектов по продвижению, а также развитию соответствующей инфраструктуры республики;
предоставление в Министерство иностранных дел и заграничные учреждения качественных информационных (фото- и видео-) материалов для организации презентаций туристического потенциала в разрезе регионов страны.
10. Заграничные учреждения являются государственными органами, представляющими Республику Узбекистан в государстве пребывания или международной организации.
11. Основными задачами заграничных учреждений при межведомственном взаимодействии являются:
анализ экономической конъюнктуры, тенденций и динамики развития рынков и отраслей экономики страны пребывания и выработка предложений по продвижению экспорта, привлечению инвестиций и развитию туризма;
укрепление эффективного межгосударственного взаимодействия для решения внешнеэкономических задач;
установление тесных связей с деловыми кругами и расширение контактной базы потенциальных партнеров;
практическое взаимодействие с органами государственного и хозяйственного управления, органами государственной власти на местах и иными хозяйствующими субъектами по реализации конкретных проектов, программ и договоренностей;
распространение информации об экспортном, инвестиционном и туристском потенциале республики, а также принятие мер по укреплению позитивного имиджа страны и позиции в мировых рейтингах.
12. Органы государственной власти на местах, органы государственного и хозяйственного управления и другие хозяйствующие субъекты осуществляют межведомственное взаимодействие путем:
разработки, исходя из потребностей в развитии приоритетных отраслей экономики, предложений и проектов в сфере привлечения инвестиций, продвижения экспорта товаров (работ, услуг), развития туризма;
принятия практических мер по развитию экспортного, инвестиционного и туристского потенциала в разрезе отраслей;
периодического информирования Министерства иностранных дел о состоянии проработки запросов, предложений и проектов, инициированных иностранными партнерами;
установления контактов с зарубежными партнерами, заключения и реализации с ними конкретных договоренностей.
13. Министерства и ведомства, органы государственной власти на местах должны в установленные сроки по запросам Министерства иностранных дел представлять необходимую информацию.
В случае несвоевременного представления министерствами, ведомствами, органами государственной власти на местах запрашиваемой информации Министерство иностранных дел имеет право вносить предложение по применению к ответственным руководителям мер дисциплинарного взыскания.
14. Ответственные организации при межведомственном взаимодействии выполняют и иные задачи, возложенные на них актами законодательства, определяющими их компетенцию.
ГЛАВА 3. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ, СОГЛАСОВАНИЯ
ПРЕДЛОЖЕНИЙ И ПРОЕКТОВ С ИНОСТРАННЫМИ
ПАРТНЕРАМИ
15. Министерство инвестиций и внешней торговли, Государственный комитет по развитию туризма и другие ответственные организации в пределах своих компетенций совместно с Торгово-промышленной палатой Республики Узбекистан и иными субъектами внешнеэкономической деятельности разрабатывают предложения и проекты в целях их реализации с иностранными партнерами.
16. Предложения и проекты, разработанные в установленном порядке, могут быть направлены в Министерство иностранных дел, а в случае, предусмотренном пунктом 17 настоящего Положения, - напрямую в заграничные учреждения с последующим уведомлением Министерства иностранных дел, их проработкой с иностранными партнерами.
17. Органы государственного и хозяйственного управления, органы государственной власти на местах и другие хозяйствующие субъекты осуществляют взаимодействие, а также направляют предложения и проекты, разработанные в установленном порядке, напрямую в заграничные учреждения для проработки с иностранными партнерами:
при реализации или проработке проектов/предложений в рамках "дорожных карт" по двустороннему сотрудничеству, международных договоров Республики Узбекистан и иных достигнутых договоренностей;
в рамках реализации договоренностей, достигнутых по итогам официальных контактов на высшем и высоком уровнях, а также заседаний межправительственных комиссий (комитетов и советов).
18. К предложениям и проектам, направляемым в Министерство иностранных дел, а в случае, предусмотренном пунктом 17 настоящего Положения, - в заграничные учреждения, прилагаются:
в сфере привлечения инвестиций - качественно разработанные инвестиционные предложения и паспорта проектов, в сопровождении презентационных (видео и/или слайды), раздаточных (флаеры, буклеты и брошюры) и других информационно-справочных материалов (информация об условиях реализации проекта, имеющейся инфраструктуре и др.), посвященных инвестиционному потенциалу отрасли, в том числе туристическому потенциалу в разрезе регионов;
в сфере продвижения экспорта товаров и услуг (включая сферу туризма) - список производимых/оказываемых и направляемых на экспорт товаров и услуг, с указанием их стоимости в иностранной валюте, технических параметров и характеристик, сертификат качества в сопровождении презентационных (видео и/или слайды), раздаточных (флаеры, буклеты и брошюры) и других информационно-справочных материалов, демонстрирующих экспортный потенциал отрасли, включая туристический потенциал в разрезе регионов.
Предложения и проекты, а также прилагаемые к ним материалы должны быть подготовлены:
для стран Содружества Независимых Государств - на русском языке;
для других стран - на английском или, при необходимости, иных языках.
19. При несоответствии предложений и проектов требованиям, указанным в пункте 18 настоящего Положения, Министерство иностранных дел, а в случае, предусмотренном пунктом 17 настоящего Положения, - заграничные учреждения, при невозможности их доработки в рабочем порядке, вправе возвращать их инициаторам для устранения имеющихся недостатков.
20. Министерство иностранных дел после поступления от ответственных организаций предложений и проектов направляет их в заграничные учреждения, как правило, в трехдневный срок (с учетом возможности отправки дипломатической почты).
21. Заграничные учреждения после получения указанных предложений и проектов незамедлительно приступают к их проработке с иностранными партнерами.
22. Заграничные учреждения на ежемесячной основе вносят в Министерство иностранных дел информацию о состоянии проработки с иностранными партнерами инициативных предложений и проектов, а также проектов, предложенных ответственными организациями республики.
По запросу Министерства иностранных дел, а в случае, предусмотренном пунктом 17 настоящего Положения, - заграничных учреждений инициаторы предоставляют дополнительную информацию и материалы, необходимые для проработки предложений и проектов с иностранными партнерами.
23. По мере поступления от заграничных учреждений информации, указанной в пункте 22 настоящего Положения, Министерство иностранных дел на регулярной основе не реже одного раза в квартал информирует Министерство инвестиций и внешней торговли, Государственный комитет по развитию туризма и другие ответственные организации о состоянии рассмотрения предложений и проектов до достижения по ним договоренностей.
ГЛАВА 4. ПОРЯДОК ПРОРАБОТКИ ЗАПРОСОВ,
ПРЕДЛОЖЕНИЙ И ПРОЕКТОВ, ИНИЦИИРОВАННЫХ
ПО ЛИНИИ ЗАГРАНИЧНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
24. Запросы, предложения и проекты, поступившие в заграничные учреждения от иностранных партнеров, направляются в Министерство иностранных дел, как правило, в трехдневный срок (с учетом возможности отправки дипломатической почты), а в случае, предусмотренном пунктом 17 настоящего Положения, - напрямую в органы государственного и хозяйственного управления, органы государственной власти на местах и иным хозяйствующим субъектам, в однодневный срок, посредством общедоступных средств связи (электронная почта, факс и др.), с одновременным уведомлением Министерства иностранных дел.
25. Министерство иностранных дел направляет в Министерство инвестиций и внешней торговли, Государственный комитет по развитию туризма и другие ответственные организации запросы, предложения и проекты по вопросам, относящимся к их компетенции, в трехдневный срок после их поступления от заграничных учреждений или представительств иностранных государств и международных организаций, аккредитованных в Республике Узбекистан.
26. Министерство инвестиций и внешней торговли, Государственный комитет по развитию туризма, другие ответственные организации, а в случае, предусмотренном пунктом 17 настоящего Положения, - органы государственного и хозяйственного управления, органы государственной власти на местах и иные хозяйствующие субъекты, рассматривают:
запросы, связанные с организацией встреч и переговоров, получением информации и материалов, - в трехдневный срок;
предложения и проекты, предусматривающие привлечение инвестиций, средств финансово-технического содействия, экспорт товаров и услуг, - в семидневный срок.
В случае наличия в предложениях и проектах вопросов, требующих более длительного периода рассмотрения, Министерство инвестиций и внешней торговли, Государственный комитет по развитию туризма и другие ответственные организации в трехдневный срок уведомляют об этом Министерство иностранных дел, а в случае, предусмотренном пунктом 17 настоящего Положения, - заграничные учреждения с последующим уведомлением Министерства иностранных дел для дальнейшего информирования иностранных партнеров.
27. Министерство инвестиций и внешней торговли, Государственный комитет по развитию туризма и другие ответственные организации:
на ежемесячной основе вносят в Министерство иностранных дел информацию о состоянии проработки запросов, предложений и проектов, инициированных иностранными партнерами, а также о ходе их дальнейшей реализации;
прорабатывают предложения и проекты с иностранными партнерами самостоятельно или при необходимости могут запрашивать содействие Министерства иностранных дел.
28. Министерство инвестиций и внешней торговли на ежемесячной основе вносит в Администрацию Президента Республики Узбекистан, Счетную палату, Кабинет Министров и Генеральную прокуратуру Республики Узбекистан обобщенную информацию о ходе реализации инвестиционных проектов.
ГЛАВА 5. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАГРАНИЧНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
И ОКАЗАНИЕ ИМ СОДЕЙСТВИЯ В ПРОДВИЖЕНИИ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ СТРАНЫ
29. Министерство инвестиций и внешней торговли, Государственный комитет по развитию туризма, Торгово-промышленная палата и другие ответственные организации на ежеквартальной основе обеспечивают заграничные учреждения презентационными материалами (видео и/или слайды), коммерческими предложениями и иными справочно-информационными материалами согласно пункту 18 настоящего Положения.
30. Министерство инвестиций и внешней торговли обеспечивает взаимодействие с Министерством иностранных дел и заграничными учреждениями в электронной форме путем предоставления им доступа к единой электронной базе данных:
экспортируемых товаров и услуг национальных производителей, предусматривающей наименование продукта, стоимость, условия поставки, наличие сертификата качества, упаковки и маркировки и т.д.;
инвестиционных предложений и проектов, предусматривающей наименование проекта, стоимость проекта, наличие инвестиционного предложения и паспорта, указание территории организации в га (если имеется), наличие инфраструктуры и т.д.
31. Ответственные организации по запросу Министерства иностранных дел вносят предложения по командированию на краткосрочной основе высококвалифицированных специалистов в заграничные учреждения для оказания содействия в продвижении экспорта отечественных товаров и услуг, привлечении инвестиций и туристского потока.
32. Министерство иностранных дел на основе предложений ответственных организаций ежегодно до 1 февраля утверждает план краткосрочных служебных командировок с учетом потребности заграничных учреждений.
33. Расходы по командированию специалистов ответственных организаций покрываются за счет ежегодно выделяемых в этих целях бюджетных ассигнований или собственных средств данных организаций.
ГЛАВА 6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
34. Руководители и компетентные лица ответственных организаций несут персональную ответственность за выполнение возложенных на них задач и функций в соответствии с настоящим Положением.
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 24 мая 2019 г.
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
27 мая 2019 г., N 21, ст. 393